Jump to content

Соль (германская мифология)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Изображение Мани и Сола (1895) Лоренца Фрёлиха.

Соль ( древнескандинавский : [ˈsoːl] , «Солнце») [ 1 ] или Сунна ( древневерхненемецкий , существующий как древнескандинавский и исландский синоним : см. Викисловарь сунна , «Солнце») — это Солнце, олицетворённое в германской мифологии . Одно из двух древневерхненемецких Мерзебургских заклинаний , написанных в 9 или 10 веке нашей эры, свидетельствует, что Сунна является сестрой Синтгунта . В скандинавской мифологии Соль засвидетельствован в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, и « Прозаической Эдде» , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном .

И в «Поэтической Эдде» , и в «Прозаической Эдде» она описывается как сестра персонифицированной луны Мани , дочери Мундильфари , иногда упоминается как Альфрёдулл , и ей предсказано, что она будет убита чудовищным волком во время событий Рагнарёка , хотя заранее она родит дочь, которая продолжит путь своей матери по небесам. В « Прозаической Эдде » она дополнительно описана как жена Гленра . Как имя собственное , Соль появляется во всей древнескандинавской литературе. Ученые выдвинули теории о развитии богини, исходя из потенциальных скандинавских бронзового века и протоиндоевропейских корней.

«Лошадиное лечение» Мерзебургское заклинание

[ редактировать ]
Водан исцеляет лошадь Бальдра (1905) Эмиля Доплера

В одном из двух Мерзебургских заклинаний («лекарство от лошадей»), записанных на древневерхнем немецком языке , упоминается Сунна, у которой, согласно описаниям, есть сестра Синтгунт . Заклинание описывает, как Фол и Водан поехали в лес, и там Бальдра жеребенок вывихнул ногу. Синтгунт пела заклинания, ее сестра Сунна пела заклинания, Фрия пела заклинания, ее сестра Волла пела заклинания и, наконец, Водан пел заклинания, за которыми следовал стих, описывающий исцеление кости жеребенка. [ 2 ]

Скандинавские сертификаты

[ редактировать ]
Изображение Сола, ее дочери и волка Фенрира (1895 г.) работы Лоренца Фрёлиха.

Поэтическая Эдда

[ редактировать ]

В стихотворении «Вёлуспа » мёртвая вёльва рассказывает историю вселенной и предсказывает будущее замаскированному богу Одину. При этом вёльва рассказывает о первых днях существования Вселенной, в которых:

Бенджамина Торпа : Перевод

Солнце с юга, спутник луны,
правая рука ее обвела небесных коней.
Солнце не знало, где у нее жилище,
луна не знает, какой силой он обладал,
звезды не знали, где у них есть станция. [ 3 ]

Генри Адамса Беллоуза : Перевод

Солнце, сестра луны, с юга
Правая рука ее коснулась края неба;
Она не знала, где должен быть ее дом,
Луна не знала, какая у него мощь,
Звезды не знали, где находятся их станции. [ 4 ]

В поэме Vafþrúðnismál бог Один поручает йотуну Вафтрудниру вопрос о происхождении солнца и луны. Вафруднир отвечает, что Мундильфари является отцом Сола и Мани, и что они должны проходить по небесам каждый день, чтобы считать годы человечества:

Мундильфери возвысился, отец луны,
и подобие солнца;
они должны каждый день совершать кругосветное путешествие по небу,
считать годы для мужчин. [ 5 ]
«Мундильфери — это тот, кто начал луну,
И породил пылающее солнце;
Круг небес каждый день они бегут,
Чтобы определять время для мужчин». [ 6 ]

В строфе Vafþrúðnismál Один спрашивает Вафруднира, откуда появится другое солнце, когда Фенрир нападёт на нынешнее солнце. Вафруднир отвечает в следующей строфе, заявляя, что до того, как Альфродулл (Сол) подвергнется нападению Фенрира, она родит дочь, которая после событий Рагнарека пойдет по пути своей матери. [ 7 ]

Колесница Солнца , У. Г. Коллингвуд

В строфе поэмы «Гримнисмал » Один говорит, что перед Солнцем (называемым «сияющим богом») находится щит по имени Свалинн , и если бы щит упадет со своей фронтальной позиции, гора и море «сгорят». . В строфе 39 Один (под видом Гримнира ) говорит, что и Солнце, и Луну преследуют по небесам волки; Солнце, называемое «яркой невестой» небес, преследуется Скёллем , а Луну преследует Хати Хродвитниссон . [ 8 ]

В поэме «Альвиссмал » бог Тор расспрашивает карлика Альвисса о Солнце, спрашивая его, как Солнце называется в каждом из миров. Альвисс отвечает, что человечество называет его «солнцем», богами «солнечным светом», Двалинна гномами «обманщиком », йотнарами «прекрасным колесом» «вечным сиянием», эльфами и «всесияющим светом». «сыновьями асов » . [ 9 ]

Проза Эдда

[ редактировать ]
«Волки, преследующие Сола и Мани» (1909) Дж. К. Доллмана .
Далеко и давно (1920) Вилли Погани .

Соль упоминается в «Прозаическая Эдда» книге Gylfaginning , где она представлена ​​в главе 8 в цитате из строфы 5 «Völuspá» . В главе 11 Gylfaginning Ганглери (описанный как король Гильфи замаскированный ) спрашивает сидящую на троне фигуру Хай , как управляются Солнце и Луна. Хай описывает, что Соль - один из двух детей Мундильфари, и утверждает, что дети были настолько красивы, что были названы в честь Солнца (Сол) и Луны (Мани). Мундильфари выдает Сола замуж за человека по имени Гленр. [ 10 ]

Хай говорит, что боги «были возмущены этим высокомерием» и что боги поместили этих двоих на небеса. Там детей заставили управлять лошадьми Арвакром и Алсвиром, которые тащили колесницу солнца. Хай говорит, что боги создали колесницу, чтобы освещать миры из горящих углей, летящих из огненного мира Муспельхейма . Чтобы охладить лошадей, боги поместили им под плечи два меха , и «согласно тем же преданиям» эти мехи называются Исарнколь. [ 11 ]

В 12 главе Gylfaginning Ганглери рассказывает Хай, что солнце движется быстро, почти как если бы она двигалась так быстро, что чего-то боится, что она не могла бы идти быстрее, даже если бы боялась собственной смерти. Хай отвечает, что «неудивительно, что она движется с такой скоростью. Тот, кто преследует ее, приближается, и ей нет другого выхода, кроме как бежать». Ганглери спрашивает, кто ее преследует, на что Хай отвечает, что два волка преследуют Сола и Мани. Первый волк, Скёлль , преследует Сол, и, несмотря на её страх, Скёлль в конце концов её поймает. Хати Хродвитниссон , второй волк, бежит впереди Сола, чтобы преследовать Мани, которого Хати Хродвитниссон также поймает. [ 11 ] В главе 35 статус Сола как богини заявлен Хай вместе с Билом . [ 12 ]

В главе 53 Хай говорит, что после событий Рагнарека наследие Сола продолжит дочь, не менее красивая, чем она, которая пойдет по пути, по которому она когда-то шла, и в подтверждение Vafþrúðnismál . затем цитируется строфа 47 [ 13 ]

В «Прозаическая Эдда» книге Skáldskaparmál Соль впервые представлена ​​в главе 93, где для нее даются кеннинги «дочь Мундильфери», «сестра Мани», «жена Глена», «огонь неба и воздуха», за которыми следуют отрывок из произведения скальда XI века Скули Торстейнссона :

Беззаботный друг Глена
шаги к ее божественному святилищу
с яркостью; затем спускается хорошо
свет серой луны. [ 14 ]

В главе 56 даны дополнительные имена Сола; «дневная звезда», «диск», «вечно сияющий», «всеярко видимый», «яркое колесо», «грациозное сияние», « Двалинна игрушка », «эльфийский диск», «сомнение». -диск», и «румяный». [ 15 ] В главе 58 после списка лошадей указаны лошади Арвакр и Алсвидр, рисующие солнце. [ 16 ] а в главе 75 Соль снова включена в список богинь. [ 17 ]

эпохи Солнечная колесница Трундхольма скандинавской бронзы, обнаруженная в Дании.

Ученые предположили, что Соль, как богиня, может представлять собой продолжение более раннего протоиндоевропейского божества из-за индоевропейских лингвистических связей между норвежским Солом , санскритской Сурьей , общебританским Сулисом , литовским Сауле , латинским Солом и славянским царем. Солнце . [ 18 ]

Что касается засвидетельствованных персонификаций Сола в скандинавской мифологии, Джон Линдоу заявляет, что «даже такие кеннинги, как «зал солнца» для неба, не могут предполагать персонификацию, учитывая правила формирования кеннинга»; что в поэзии только строфы, связанные с Соль в стихотворении Vafþrúðnismál , определенно олицетворяют богиню; и «то, что Соль — женского пола, а Мани — мужского, вероятно, связано с грамматическим полом существительных: Соль — женского рода, а Мани — мужского». Линдоу утверждает, что, хотя Солнце, по-видимому, было в центре внимания древних скандинавских религиозных практик, трудно обосновать, что Солнце играло центральную роль в сохранившихся источниках скандинавской мифологии. [ 10 ]

Рудольф Симек утверждает, что археологические находки скандинавского бронзового века , такие как наскальные рисунки и солнечная колесница Трундхольма , предоставляют достаточные доказательства того, что Солнце рассматривалось скандинавами бронзового века как животворящее небесное тело, и что Солнце, вероятно, всегда получало количество почитания. Симек утверждает, что единственное свидетельство того, что Солнце приняло персонификацию, происходит из ссылки на древневерхненемецкие заклинания и из стихов Поэтической Эдды , и что обе эти ссылки не дают достаточно информации, чтобы предположить германский культ солнца. «С другой стороны», утверждает Симек, «великий возраст этой концепции очевиден» благодаря солнечной колеснице Трундхольма, которая конкретно подтверждает идею о том, что Солнце тянут по небу лошадьми. Симек далее предполагает, что сочетание символов солнца с кораблями в религиозных практиках, которые часто встречаются от бронзового века до средневековья , похоже, происходит из религиозных практик, связанных с богом плодородия (такими как Ванира ). боги Ньёрд или Фрейр ), а не персонифицированному солнцу. [ 19 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Орчард (1997:152).
  2. ^ Линдоу (2001:227).
  3. ^ Торп (1907:1).
  4. ^ Беллоуз (1923:4).
  5. ^ Торп (1907:12).
  6. ^ Беллоуз (1923:7).
  7. ^ Ларрингтон (1999:47).
  8. ^ Ларрингтон (1999:57).
  9. ^ Ларрингтон (1999:111).
  10. ^ Перейти обратно: а б Линдоу (2001:198–199).
  11. ^ Перейти обратно: а б Бьок (2005:19–20).
  12. ^ Бьок (2005:35).
  13. ^ Бьок (2005:78).
  14. ^ Фолкс (1995:93). Разделен на четыре линии.
  15. ^ Фолкс (1995:133). Здесь Álfröðull переводится как «эльфий-диск».
  16. ^ Фолкс (1995:137)
  17. ^ Фолкс (1995:157).
  18. ^ Мэллори (1989:129).
  19. ^ Симек (2007:297).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хульд, Мартин Э. (1986). «Прото- и постиндоевропейские обозначения слова «солнце» ». Журнал сравнительных языковых исследований . 99 (2): 194–202. JSTOR   40848835 .
  • Вахтер, Рудольф (1997). «Индоевропейское слово, обозначающее «Солнце», и предполагаемая группа 1/n -гетероклитиков». Историческая лингвистика / Историческая лингвистика . 110 (1): 4–20. JSTOR   41288919 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 336ce033d35903f4dec0d56a9eb51032__1700961600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/32/336ce033d35903f4dec0d56a9eb51032.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sól (Germanic mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)