Числа в германском язычестве

Числа три , девять и другие числа, кратные трем, являются значимыми числами в германском язычестве . Оба числа (и их кратные) встречаются во всех сохранившихся свидетельствах древнегерманского фольклора, как в мифологии, так и в германском язычестве . [2] Наряду с числом 27 оба числа также фигурируют в лунном германском календаре . [2]
Примеры
[ редактировать ]В древних германских записях часто встречается акцент на числах три, девять и числах, кратных трем. Примеры включают в себя:
Западногерманский
[ редактировать ]- Эцербот : Заклинание, описывающее ритуал, во время которого говорящий должен девять раз поклониться на восток. [3]
- Очарование девяти трав : заклинание, сосредоточенное на девяти растениях, широко использующее число девять и изображающее древнеанглийское продолжение германского бога Одина. [3]
- Мерзебургские заклинания : два древневерхненемецких заклинания, относящиеся к языческому периоду, в которых упоминаются по крайней мере шесть языческих германских божеств и других существ. По словам Патриции Джангроссо, «второе заклинание Мерзебурга - единственное средневековое немецкое заклинание, в котором указаны боги из языческого германского прошлого» и «ни одно другое древневерхненемецкое или средневерхненемецкое заклинание не демонстрирует так ясно структуру, основанную на числе три. Это особенно бросается в глаза во втором обаянии». [4]
Северогерманский
[ редактировать ]В северогерманских записях часто упоминаются числа три, девять и числа, кратные трем. Вот несколько примеров этих многочисленных явлений в скандинавской мифологии :
- Самопожертвование Одина, где он девять ночей висит на «ветренном дереве» ( Hávamál ). [2]
- « Девять миров » ( Ниу Хеймар ), связанных с Иггдрасилем ( Vaftrúðnismál ) [2]
- Девять матерей Хеймдалля [2]
- Девять дочерей Эгира и Рана [2]
- Бог Тор предсказал девять шагов, прежде чем он умрет в Рагнареке [2]
Помимо текстов по мифологии, рассказы о храме в Уппсале Адама Бременского на территории нынешней Швеции и о храме Лейре в современной Дании Титмара Мерзебургского подразумевают, что в этих местах происходили языческие жертвенные пиры, продолжавшиеся девять дней, где «предположительно было девять жертв». жертвовали каждый день». [2] По словам Гарделы, «оставляя в стороне проблему исторической достоверности этих двух латинских рассказов, а также отсутствие осязаемых следов жестоких и крупномасштабных жертвоприношений в археологических записях в Уппсале и Лейре, тот факт, что и Адам, и Постоянное обращение Титмара к числу девять в ритуальных контекстах позволяет предположить, что летописцы соткали свои истории вокруг аутентичной и широко распространенной идеи, уходящей корнями в эпоху викингов». [5]
В свидетельстве Ибн Фадлана о скандинавской Руси эпохи викингов в первой половине X века на реке Волге упоминается, что тело умершего вождя русов ритуально оставляли в камере на девять дней, прежде чем поджечь на горящем корабле. с разнообразными товарами и телом рабыни. [6]
Археология
[ редактировать ]Ученые интерпретировали множество предметов, найденных в германской культурной сфере, как отражающие особое внимание к числу девять. К ним относятся:
- Миниатюры с девятью заклепками квадратного или круглого рисунка. [7]
- Валкнут : По словам ученого Лешека Гарделы, «вероятно, наиболее яркое проявление мотива числа девять в материальной культуре эпохи викингов проявляется в форме так называемого валкнутра, символа, вырезанного из дерева, металла и камня, который обычно принимает форму трех взаимосвязанных треугольников (что дает в общей сложности девять треугольных точек)». [5]
Учебный прием
[ редактировать ]По словам ученого Рудольфа Симека , «кроме числа три, которое играло роль во многих других культурах, девять — это мифическое число германских племен. Документация о числе девять встречается как в мифах, так и в культах». Помимо важности трех и девяти, Симек подчеркивает важность числа 27 (27/3=9) для германского лунного календаря. [8]
Ученые Минди МакЛауд и Бернард Мис отмечают, что «число девять играет важную роль в германском фольклоре: амулеты часто содержат девять ингредиентов или определяют ритуал, который необходимо провести девять раз». В качестве примеров эти двое подчеркивают инструкцию в древнеанглийском Æcerbot для говорящего «повернуться на восток и девять раз поклониться», амулет «Девять трав » и множество других предметов. [3]
Как подчеркивает ученый Лешек Гардела ( Национальный музей Дании ), «сохранившиеся саги и поэмы показывают, что определенные числа имели особое значение в скандинавских обществах. Это, безусловно, относится к числам три и девять, которые часто упоминаются в связи со сферой религия и/или ритуальная практика». [9]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Сантессон 1989 , стр. 221.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Симек (2007) , стр. 232–233.
- ^ Jump up to: а б с Маклауд и Мис (2006) , стр. 127.
- ^ Джангроссо (2001) , с. 113
- ^ Jump up to: а б Гардела (2022) , стр. 28.
- ^ Гардела (2022) , стр. 27.
- ^ Обсуждается в Гарделе (2022) .
- ^ Симек (2007) , стр. 232–233.
- ^ Гардела (2022) , стр. 26.
Ссылки
[ редактировать ]- Гардела, Лесли (2022). «Миниатюры с девятью заклепками: междисциплинарные исследования нового типа артефакта эпохи викингов» . Форнвеннен . 117 (1): 15–36. ISSN 0015-7813 .
- Джангроссо, Патрисия (2001). «Чары». В джипе, Джон М. (ред.). Средневековая Германия: Энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. стр. 111–114.
- Линдоу, Джон (2001). Справочник по скандинавской мифологии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-515382-0 .
- Маклауд, Минди; Мес, Бернард (2006). Рунические амулеты и магические предметы . Бойделл Пресс. ISBN 1-84383-205-4 .
- Симек, Рудольф (2007). Словарь северной мифологии . Перевод Анжелы Холл. Д.С. Брюэр . ISBN 978-0-85991-513-7 .
- Сантессон, Лиллемор (1989). «Надпись кляксой Блекинга: новая интерпретация первых строк на камне Стентофтен» . Древний друг : 221–229.