Трундхольмская солнечная колесница
Трундхольмская солнечная колесница | |
---|---|
![]() | |
Материал | Бронза |
Созданный | Северный бронзовый век , ок. 1500-1300 гг. до н.э. |
Обнаруженный | 1902 Одшерред , Дания |
Текущее местоположение | Национальный музей Дании , Копенгаген |
( Солнечная колесница Трундхольма датский : Solvognen ) — артефакт скандинавского бронзового века, обнаруженный в Дании. Это изображение солнечной колесницы , бронзовой статуи коня и большого бронзового диска, которые помещены на устройство со спицевыми колесами.
Скульптура была обнаружена без сопутствующих предметов в 1902 году в торфяном болоте на болоте Трундхольм в Одшерреде в северо-западной части Зеландии , (приблизительно 55 ° 55' с.ш., 11 ° 37' в.д. / 55,917 ° с.ш., 11,617 ° в.д. ). Сейчас он находится в коллекции Национального музея Дании в Копенгагене . [1] Он изображен на номиналом 1000 крон банкноте серии 2009 года . [2]
Описание
[ редактировать ]
Лошадь стоит на бронзовом стержне, поддерживаемом четырьмя колесами. Стержень под лошадью соединен с диском, который поддерживается двумя колесами. Все колеса имеют по четыре спицы . Артефакт отлит методом выплавки воска . Размер всего объекта составляет примерно 54 × 35 × 29 см (21 × 14 × 11 дюймов) (ширина, высота, глубина). [3] [1] Аспекты декора предполагают влияние Дуная на предмет, хотя он был произведен на местном уровне. [4] [5]


Диск имеет диаметр примерно 25 см (9,8 дюйма). Он позолочен только с одной стороны, правой (если смотреть на лошадь сзади). Он состоит из двух бронзовых дисков, соединенных внешним бронзовым кольцом, на одну грань которого нанесен тонкий лист золота . Затем диски украшались пуансонами и граверами с зонами мотивов концентрических кругов, с полосами зигзагообразного декора между краями. На золотой стороне есть дополнительная внешняя зона, которая может представлять собой лучи, а также зона с концентрическими кругами, соединенными петлевыми полосами, которые «вместо того, чтобы течь в одном направлении, продвигаются, как шаги танца, дважды вперед и один раз назад». Основные черты лошади также богато украшены. [6]
Две стороны диска были интерпретированы как свидетельство веры в то, что Солнце днем проходит по небу с востока на запад, показывая свою светлую сторону Земле, и возвращается с запада на восток ночью, когда Темная сторона представлена Земле. Продолжение вокруг земного шара имело бы тот же результат. Считается, что колесницу возили во время религиозных ритуалов, чтобы продемонстрировать движение Солнца по небу. [7]
Два подобных диска были найдены в Ирландии: золотой диск Lattoon. [8] [9] и бронзовый диск Кука, последний датирован ок. 1500–1300 гг. до н.э. Диск Кука имеет детали, аналогичные колеснице Трундхольма, что позволяет предположить, что изначально он также был соединен с солнечной лошадью и установлен на колесах. [10]
Дата
[ редактировать ]Скульптура датируется примерно 1400 годом до нашей эры. [3] или период Монтеллиуса II (ок. 1500–1300 до н.э.). [11]
Свидетельства существования колесниц, запряженных лошадьми, впервые появляются в Скандинавии около 1700 г. до н. э. в виде петроглифов, удил колесниц и рукояток кнута. [12] [13] [14]
Календарь
[ редактировать ]Некоторые авторы предполагают, что украшение на диске численно кодирует календарь . [15] [16] Археолог Кристоф Зоммерфельд утверждает, что обе стороны диска закодировали знания о 19-летнем лунно-солнечном цикле Метона . [17] Считается, что цикл Метона закодирован на более поздней Берлинской золотой шляпе , датируемой ок. 1000 г. до н.э. [18] [19]
Солнечная колесница в индоевропейской мифологии и религиях
[ редактировать ]Скандинавская мифология
[ редактировать ]Колесница была интерпретирована как возможный в бронзовом веке предшественник Скинфакси . [20] лошадь , которая тащила по небу Дагра , олицетворение дня.
Кельтский Пантеон
[ редактировать ]Бог неба Таранис обычно изображается с атрибутом колеса со спицами.

Индуистские писания
[ редактировать ]Ригведа также в индуистских писаниях отражает упоминание о солнечной колеснице. В RV 10.85 упоминается невеста бога Солнца, сидящая на колеснице, запряженной двумя конями.Соответствующие стихи следующие (пер. Гриффит):
10. Ее духом была свадебная машина; покровом его было небо: Яркими были оба коня, которые нарисовали его, когда Сурья подошла к дому своего мужа.
11. Твои кони были устойчивы, удерживаемые на месте священным стихом и Сама-гимном: Все машины были двумя колесами твоей колесницы: путь твой дрожал в небе,
12. Чистыми, когда ты шел, были твои колеса, ветер был закрепленной там осью. Сурья, направляясь к своему Господу, села в созданную духами повозку. [21]
Греческая мифология
[ редактировать ]В греческой мифологии говорится , что солнечное божество Гелиос носил сияющую корону , когда его колесница, запряженная лошадьми, мчалась по небу, неся дневной свет. [22]
См. также
[ редактировать ]- Эгтвед Девушка
- Золотой имеет
- Хога Курган
- Небесный диск Небры
- Фаэтон
- Соль (солнце)
- Поклонение Солнцу
- Могила короля
- Культура поля урн
- Культовая повозка Стреттвега
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Трундхольмская солнечная колесница» . CWA 80. 19 января 2017 г. Проверено 5 сентября 2022 г.
- ^ «Банкнота в 1000 крон» .
- ^ Jump up to: а б «Солнечная колесница» . Национальный музей . Проверено 16 сентября 2020 г.
- ^ Вандкильде, Хелле (апрель 2014 г.). «Прорыв скандинавского бронзового века: транскультурное воинство и карпатский перекресток в шестнадцатом веке до нашей эры» . Европейский журнал археологии . 17 (4): 602–633. дои : 10.1179/1461957114Y.0000000064 . S2CID 162256646 . Архивировано из оригинала 22 июля 2022 года . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ «Солнечная колесница» . Национальный музей . Проверено 16 сентября 2020 г.
- ^ Сандерс, 184–185.
- ^ Сандарс, 184; см. также видео Национального музея
- ^ Леонард, Кэтрин (2014). Ритуал в Ирландии позднего бронзового века - материальная культура, практики, ландшафт и социальный контекст (PDF) (доктор философии). Университет Голуэя. п. 95.
- ^ «Фото диска Латтуна» . Британский журнал археологии . 2019.
- ^ Матиас, Флоран; Уилкин, Нил (2019). «И солнце восходит» . Британская археология . 164 : 52–57.
- ^ Кристиансен, Кристиан; Ларссон, Томас Б. (2005). Возникновение общества бронзового века . Издательство Кембриджского университета . п. 294. ИСБН 978-0-521-84363-8 .
- ^ Панкау, Клаудия; Краузе, Рюдигер (2017). «Колесницы между Африкой и Китаем – распространение и развитие повозок с двухспицевыми колесами». В Руппе, Николь; Бек, Кристина; Франке, Габриэле; Вендт, Карл Петер (ред.). Ветры перемен: археологический вклад в честь Питера Бройнига . Верлаг Доктор Рудольф Хабельт ГмбХ. стр. 355–371. ISBN 978-3-7749-4074-1 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ Вандкильде, Хелле (апрель 2014 г.). «Прорыв скандинавского бронзового века: транскультурное воинство и карпатский перекресток в шестнадцатом веке до нашей эры» . Европейский журнал археологии . 17 (4): 602–633. дои : 10.1179/1461957114Y.0000000064 . S2CID 162256646 . Архивировано из оригинала 22 июля 2022 года . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ Кристиансен, Кристиан (2011). «Соединяя Индию и Скандинавию: институциональная передача и завоевание элиты в бронзовом веке» . Системные взаимодействия переплетающихся миров в Евразии, VII-I тысячелетия до н.э. Книги Оксбоу. п. 259. ИСБН 978-1-84217-998-7 .
- ^ Хансен, Ральф; Ринк, Кристина (2008). «Небесный диск, солнечная колесница и шляпы-календари – попытка астрономии бронзового века» . Acta Praehistorica et Archaeologica . 40 : 93–126. дои : 10.11588/apa.2008.0.71501 .
- ^ Рандсборг, Клавс (2006). «Календари бронзового века» . Акта Археологика . 77 : 62–90. дои : 10.1111/j.1600-0390.2006.00047.x .
- ^ Зоммерфель, Кристоф (2010). «…по годам и дням – примечания к дискам Трундхольма» . Доисторический журнал . 85 (2): 207–242. doi : 10.1515/PZ.2010.01 (неактивен 2 мая 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на май 2024 г. ( ссылка ) - ^ «Золотая парадная шляпа («Берлинская золотая шляпа»)» . Новый музей Берлина .
- ^ Менгин, Вильфрид (2008). «Числовая символика и цифровая компьютерная система в орнаменте Берлинской золотой шляпы» . Acta Praehistorica et Archaeologica . 40 : 157–169. дои : 10.11588/apa.2008.0.71505 .
- ^ Линдоу, Джон . (2001) Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям , стр. 272. Oxford University Press. ISBN 0-19-515382-0 .
- ^ Мандала 10/Гимн 85
- ^ Маданджит Сингх, Ахмад Хасан Дэни (1993), Солнце: символ силы и жизни , Х.Н. Абрамс, стр. 293, ISBN 978081093838.
Источники
[ редактировать ]- Сандарс, Нэнси К., Доисторическое искусство в Европе , Пингвин (Пеликан, ныне Йельский университет, История искусства), 1968 (nb 1-е изд.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Реконструкция солнечной колесницы Трундхольма. Архивировано 11 октября 2008 года в Wayback Machine , Андерс Седерберг, Швеция, 2002 год. Седерберг демонстрирует, как часть колесницы могла быть изготовлена методом выплавляемой модели.
- Боги и герои в бронзовом веке: Европа в эпоху Одиссея , выставка, Бонн. 1999. Введение в каталог, информация о настенной панели: (формат .doc).
- Доисторические предметы в Национальном музее Дании
- Археологические открытия в Дании
- Работы 2-го тысячелетия до н.э.
- Археоастрономия
- Предыстория Дании
- Северный бронзовый век
- Германские археологические артефакты
- Бронзовая посуда
- Искусство бронзового века
- Лошади в искусстве
- Солнце в искусстве
- Канон датской культуры
- Солнечная колесница
- Древнее искусство в металле
- Археологические открытия 1902 года.