Реда (мифология)
В англосаксонском язычестве Реда ( латинизированное от древнеанглийского * Hrêðe или *Hrêða , что, возможно, означает «знаменитый» или «победоносный»). [1] ) — богиня , связанная с месяцем «Редмесяц» (от древнеанглийского *Hrēþmōnaþ ). Реда засвидетельствована исключительно Бедой в его работе De temporumratione 8-го века . Хотя имя богини появляется в латинской рукописи Беды как Реда , оно реконструировано на древнеанглийском языке как *Hrēþe и иногда в современном английском языке переводится как Hretha (также «Hrethe» или «Hrede»). Хрёмонах — одно из трёх событий (кроме дней недели ), которые относятся к божествам в англосаксонском календаре; два других — Эстермонах и Модранихт .
На счет времен года
[ редактировать ]В главе 15 своей работы De temporumratione Беда предоставляет информацию об английских месяцах и праздниках. Беда отмечает, что Хретмонат аналогичен Марту, и уточняет, что «Хретмонат назван в честь их богини Хреты, которой они приносили жертвы в это время» ( Red-monath a Dea illorum Rheda, cui in illoжертвенный, nominatur… ). Беда отмечает, что Хрёмонах происходит между Солмонатом (февраль), названным так из-за подношения лепешек богам в течение месяца, и Хостермоном (апрель), названным в честь богини Эостре . [2]
Теории
[ редактировать ]Ученый XIX века Якоб Гримм отмечает, что ни в одном другом источнике не упоминаются богини Реда и Эостре, оседлавшие Беду, «отца церкви, который повсюду держит язычество на расстоянии и говорит нам меньше, чем он знает» с изобретением богини Реда и Эостра были бы некритичны, и что «в них нет ничего невероятного, более того, первая из них [Реда] подтверждается ясными следами в словарях немецких племен ». Гримм предполагает связь между *Hrēþe и древневерхненемецким женским личным именем Hruada . Гримм предполагает, что древневерхненемецкая форма имени богини Реда была *Hrouda . [3]
Рудольф Симек отмечает, что происхождение имени Реда Гриммом означает, что Реда «могла иметь сходное значение с одноименным римским богом того же месяца, Марсом ». [1] Дэвид Рауль Уилсон комментирует, что, хотя «Беда не дает нам никаких подсказок относительно ритуалов, проводившихся во время Редмоната и Эостурмоната , разумно предположить, что они связаны с началом весны, новым вегетационным периодом и плодородием». [4]
Современное влияние
[ редактировать ]Приложение D к Дж. Р. Р. Толкина « книге Властелин колец» содержит представление календаря Шира , календаря, используемого вымышленным обществом хоббитов , основанного на том, что известно об англосаксонском календаре. Его третий месяц называется «Rethe», по образцу Hrēþmōnaþ , перенесенного в современное английское написание. [5]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Джайлз, Джон Аллен (1843). Полное собрание сочинений достопочтенного Беды на латинском языке, сопоставленное с рукописями и различными печатными изданиями, сопровождаемое новым английским переводом исторических сочинений и жизнью автора. Том. VI: Научные трактаты и приложения. Лондон: Уиттакер и компания, Аве Мария Лейн.
- Гримм, Джейкоб (Джеймс Стивен Сталлибрасс Trans.) (1882). Тевтонская мифология: перевод четвертого издания с примечаниями и приложением, том. Я. Лондон: Джордж Белл и сыновья.
- Симек, Рудольф (2007) в переводе Анжелы Холл. Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр . ISBN 0-85991-513-1
- Ставер, Рут Джонстон (2005). Спутник Беовульфа . Издательская группа Гринвуд . ISBN 0-313-33224-X
- Уоллис, Фейт (Пер.) (1999). Беда, «Исчисление времени» . Издательство Ливерпульского университета . ISBN 0-85323-693-3
- Уилсон, Дэвид Рауль (1992). Англосаксонское язычество . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 0-415-01897-8