Ты (немецкий)

В германской мифологии идис др . ( саксонское , множественное число idisi ) — божественное существо женского пола. Идис родственно древневерхненемецкому itis и древнеанглийскому ides , что означает «уважаемая и достойная женщина». Предполагались или теоретически предполагались связи между идиси и северогерманским дисиром ; существа женского пола, связанные с судьбой, а также измененный топоним Идиставизо .
Сертификаты
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2011 г. ) |
Первое очарование Мерзебурга
[ редактировать ]Одно из двух древневерхненемецких Мерзебургских заклинаний призывает существ женского пола — идиси — связывать и сковывать армию. Заклинание гласит:
- «Однажды Идиси сидел, сидел здесь и там,
- кто сковывал кандалами, кто мешал войску,
- какие-то развязанные оковы:
- Вырвись из оков, беги от врагов». [1]
Беовульф
[ редактировать ]В древнеанглийской поэме «Беовульф » термин « иды» используется несколько раз для описания существ женского пола.
В строке 1074 и снова в строке 1117 королева Хильдебург описывается как ида , оплакивающая смерть своих родственников после битвы при Финнсбурге . [2] В строке 620 Хротгара жена , Велхтеов, как « иды Хельмингов описывается », а в строке 1168 — как « Скильдингов » иды . [3]
1259 мать Тура Гренделя В строке представлена как ида . [4]
Теории
[ редактировать ]Идизи, упомянутые в первом Мерзебургском заклинании, обычно считаются валькириями. Рудольф Симек говорит, что «эти Идиси, очевидно, являются своего рода валькириями, поскольку в скандинавской мифологии они также обладают способностью сдерживать врагов» и указывает на связь с именем валькирии Herfjötur (древнескандинавские «армейские оковы»). [1] Хильда Эллис Дэвидсон сравнивает заклинание с древнеанглийским заклинанием Wið færstice и предполагает, что они оба играют одинаковую роль. [5]
Симек говорит, что западногерманский термин Idisi (старосаксонский idis , древневерхненемецкий itis , англосаксонский ides ) относится к «достойной, уважаемой женщине (замужней или незамужней), возможно, термин для любой женщины, и поэтому толкует именно латинский matrona » и что разумно предположить связь с северогерманским термином disir , но она не является бесспорной. Кроме того, топоним Идисиависо (что означает «равнина Идиси»), где войска под командованием Арминия сражались с войсками под командованием Германика в битве на реке Везер в 16 году нашей эры. Симек указывает на связь между именем Идисиависо, ролью Идиси в одном из двух Мерзебургских заклинаний и валькириями . [1]

Что касается дисира, Симек утверждает, что древнескандинавское слово «дис» обычно появляется как просто термин для обозначения «женщины», так же, как древневерхненемецкое «итис» , древнесаксонское «идис» и англосаксонское « идс» , и, возможно, также использовалось для обозначения типа богини. . По мнению Симека, «некоторые эддические источники могут привести нас к выводу, что дисир были валькириоподобными хранителями мертвых, и действительно, в Guðrúnarkviða I 19 валькирии даже называются Herjans disir «дисир Одина». Дизиры прямо называются мертвых женщин в Атламале 28, и вторичное убеждение, что дисир были душами мертвых женщин (см. фюльгьюр ), также лежит в основе ланддисира исландского фольклора ». [6] Симек говорит, что «поскольку функции матрон также были чрезвычайно разнообразны – богиня плодородия, личные охранницы, а также богини-воительницы – вера в дисир , как и вера в валькирий, норн и матрон, может считаться различные проявления веры в ряд женских богинь». [6]
Якоб Гримм предполагает потенциальную связь с именем скандинавской богини Идунн и идиси. Гримм утверждает, что «с первоначальной формой Идис, возможно, связана богиня Идунн». [7]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Симек (2007:171).
- ^ Толкин, Джон Рональд Руэл (1982). Финн и Хенгест . Джордж Аллен и Анвин. ISBN 0-0482-9003-3 .
- ^ «Беовульф» . Хеорот .
- ^ Чикеринг (2006:120).
- ^ Дэвидсон (1990:63).
- ^ Перейти обратно: а б Симек (2007: 61–62).
- ^ Гримм (1882: 402-403).
Ссылки
[ редактировать ]- Чикеринг-младший, Хауэлл Д. (2006). Беовульф: двуязычное издание . Якорные книги. ISBN 1-4000-9622-7
- Дэвидсон, HR Эллис (1990). Боги и мифы Северной Европы . Книги о пингвинах . ISBN 0-14-013627-4
- Гримм, Джейкоб (Джеймс Стивен Сталлибрасс Trans.) (1882). Тевтонская мифология: перевод четвертого издания с примечаниями и приложением Джеймса Столлибрасса . Том I. Лондон: Джордж Белл и сыновья.
- Симек, Рудольф (2007) в переводе Анжелы Холл. Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр ISBN 0-85991-513-1