Куюджу Мурад Паша
скважинодел Мурад | |
---|---|
![]() Почерневший вход в мавзолей Куюджу Мурада-паши. | |
Великий визирь Османской империи | |
В офисе 9 декабря 1606 г. - 5 августа 1611 г. | |
Монарх | Ахмед я |
Предшественник | Боснийский дервиш Мехмед-паша |
Преемник | Насух Паша |
Личные данные | |
Рожденный | 1530 Османская Босния |
Умер | 1611 Диярбакыр | (80–81 год)
Национальность | Османская |
Супруг | |
Куюджу Мурад-паша (по-турецки «Мурад-паша-колодец», т.е. «Могильщик»; сербско-хорватский : Мурат-паша Куюджич ; 1530–1611) был османским боснийским государственным деятелем, который служил великим визирем Османской империи во время правление Ахмеда I с 9 декабря 1606 г. по 5 августа 1611 г. Возможно, он был четвертым мужем Фатьмы Султан , дочери султана Мурада III (дедушки Ахмеда I). Они поженились в 1611 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился в Османской Боснии в 1530 году. [ 1 ] [ нужна полная цитата ] В детстве южнославянского происхождения он принял ислам и прошел в Девширме . призыв [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Он был бейлербеем (генерал-губернатором) Карамана в 1585 году и Кипра, а затем был назначен в Дамаск в 1593 году, а также в Алеппо . [ 3 ] [ 4 ] По прибытии в порт Сидона , чтобы занять свой пост в Дамаске, он был принят вождем шуфов Фахр друзским ад-Дином , который преподнес ему многочисленные подарки. [ 5 ] Он ответил взаимностью, назначив Фахр ад-Дина санджак-беем (губернатором округа) Сидон-Бейрута . [ 6 ] ад-Дин устранили соперника последнего Мансура ибн Фурайха , лидера местного клана мусульман-суннитов- бедуинов и бывшего санджак-бея Сафада Мурад-паша и Фахр . [ 7 ]
Он участвовал в Долгой турецкой войне и произвел впечатление на Мехмеда III , особенно при осаде Эгера (1596 г.), стал военным командующим Османской Венгрии . после чего на некоторое время [ нужна ссылка ]
Великий визирь
[ редактировать ]После отправки великого визиря Дервиш-паши на фронт Сефевидов Мурад-паша был назначен великим визирем и курировал заключение Зитваторокского мира в Венгрии летом 1606 года. [ 8 ] К тому времени он накопил около семи десятилетий государственной и военной службы под руководством пяти султанов подряд. [ 4 ] По словам историка Уильяма Грисволда, Мурад-паша «представлял традиционный класс воинов -девсирме , серба с фанатизмом, который вел свои войска до предела их выносливости ради ислама и султана». [ 4 ]
Подавление восстания Джанбулада
[ редактировать ]Имперская тревога росла из-за власти мятежного курдского вождя и бейлербея Алеппо Али Джанбулада , который в 1606 году распространил свой контроль на эялеты Триполи и Дамаска и заключил тайный союз с герцогом Тосканы . Возвышение Али совпало с неудавшейся тосканской экспедицией на Хиос в 1607 году и усилением восстания Джелали в Анатолии . Мурад-паша был назначен для решения серьезных проблем имперской власти. Он решил, что еще один год восстания укрепит власть вождей Джелали в Анатолии и Джанбуладов в Киликии и северной Сирии при возможной прямой поддержке Сефевидов. [ 4 ]
Мурад-паша решил сначала подавить восстание Джанбулада, но держал свои планы в секрете, чтобы сохранить элемент неожиданности. В то время Джанбулад официально не считался повстанцем, несмотря на его узурпацию власти в Алеппо, экспедиции по Сирии и зарубежные связи. Мурад-паша поставил целью своей кампании Сефевидов и анатолийских повстанцев Джелали, направляющихся в Иран; такие кампании проводились в предыдущие годы его предшественниками. В отличие от своего предшественника Ферхад-паши , Мурад-паша имел полный контроль над османскими армиями, включая Румелиса , которого он освободил путем заключения Зитваторокского мира , и имел возможность инициировать военные действия и напрямую призывать к оружию по всей Империи. [ 9 ] Наиболее доверенное ядро его армии составляли балканские ветераны Дунайского фронта во главе с Тирьяки Хасан-пашой . Почти все его анатолийские войска имели в той или иной степени связи с повстанцами Джелали и находились под командованием опытного балканского генерала Мариола Хусейна-паши при поддержке двух бывших лидеров Джелали, доказавших свою лояльность османам: Зульфикар-паши, санджакбей Мараша и Каракас Ахмед-паша. Перед мартом Мурад-паша призвал санджак-беев и бейлербеев обеспечить людьми, боеприпасами, транспортировкой животных, зерном, ремонтом дорог и подготовкой мостов. [ 10 ]
В начале июля Мурад-паша высадился из Ускюдара и прошел через Малтепе , Тузлу и Гебзе . Страх перед его армией вынудил мелких вождей Джелали подчиниться; великий визирь относился благосклонно к тем, кого он считал менее опасными, чтобы донести до других сообщение о том, что подчинение пощадит и вознаградит их, в то время как те, кого он считал угрозой, были казнены. К последней категории принадлежал известный Джелали Акмирза, который был обезглавлен, когда присягал на верность Мурад-паше в Афьоне . По прибытии в Конью он сообщил, что целью кампании был Джанбулад, а не Иран, и поспешный и трудный марш вглубь Джелали, Анатолия, был призван избежать встречных движений Джанбулада или его союзников. [ 11 ] Последним серьезным препятствием на пути к сфере влияния Джанбулада был самый могущественный вождь Джелали Календероглу Мехмед-паша . Последний и другой крупный вождь Джелали, Кара Саид, предложили присоединиться к армии Мурада-паши, но великому визирю не было смысла пополнять свою армию повстанцами Джелали, которые могли перейти на сторону Джанбулада в середине битвы и угрожать его тылу. , который долгое время стремился к высокому правительственному посту, назначив его бейлербеем Анкары Вместо этого он нейтрализовал Календероглу . [ 12 ]
Перед отъездом из Коньи великий визирь послал приказы Джанбуладу и Джемсиду, вождю Джелали из Аданы и Тарса в Киликии, требуя их лояльности. Он стремился получить контроль над Аданой и горными перевалами Таврского хребта , которые охраняли северную часть Сирии Джанбулада. Армия Мурада-паши штурмовала позиции Джемсида в Текир-Бели, разгромив его 2000 секбанов . Мурад-паша проследовал через Киликийские ворота в Адану, где конфисковал значительную плату, отправленную Джемсиду, вероятно, Джанбуладом. [ 13 ]
Он возглавил армию хорошо оплачиваемых местных неанатолийцев и девширме (насильно завербованных балканских христиан, обращенных в ислам), которая победила Али Джанбулада , лидера восстания Джелали против османов в Алеппо , в 1607 году возле озера Амик . [ 14 ] [ 15 ] Джанбулад и Фахр ад-Дин объединились, победили османского губернатора Дамаска и разграбили город двумя годами ранее, но Фахр ад-Дин отделился от Джанбулада ко времени экспедиции Мурада-паши и послал великому визирю 300 000 пиастров и его маленького сына Али. как заложник, чтобы завоевать его расположение; Мурад-паша помиловал Фахр ад-Дина. [ 16 ]
Кампания Джелали
[ редактировать ]По пути в Сирию Мурад-паша назначил Календероглу Мехмеда, вождя повстанцев Джелали, губернатором Анкары Санджаком , но жители Анкары отказали ему во въезде, и он приступил к набегу на Бурсу . [ 14 ] После того как Календероглу покинул окрестности Бурсы летом 1608 года, Мурад-паша, выйдя из Сирии, предпринял попытку перехватить его в западно-центральной Анатолии . С подкреплением из Константинополя разгромил Календероглу на глубоком горном перевале Тавр недалеко от Аданы . Мурад-паша 5 августа [ 17 ] Историк Кэролайн Финкель приписала его победу, несмотря на логистические проблемы, «его навыкам и опыту военного командира, а также его способности сохранять лояльность своей армии». [ 18 ]
Около 10 000 выживших повстанцев Джелали, в том числе Календероглу и его банда, бежали на Сефевидов иранскую территорию в восточной Анатолии. Вместо полномасштабного нападения на иранскую территорию во время мира между османами и Сефевидами Мурад-паша послал отряды под командованием своих лейтенантов против различных командиров Джелали. В конце концов они были убиты вместе со своими бойцами, включая Календероглу, к маю 1610 года, после чего выжившие повстанцы были включены в элитный кавалерийский отряд османов. [ 18 ] По словам Финкеля, подавив восстание Джелали, Мурад-паша «добился победы, которая ускользала от османов в течение многих лет». [ 18 ] По возвращении в Константинополь его встретили торжественно. [ 18 ] Прозвище Мурада-паши Куюджу («Колодец-копатель», то есть «могильщик») происходит от массовых могил, которые он вырыл, чтобы хоронить осужденных, и от жестоких методов, которые он применял для подавления (и, в конечном итоге, прекращения) джелали. бунты. [ 19 ] Десятки тысяч турок, курдов и других мусульман были убиты во время правления Мурада-паши в ходе его нескольких кампаний против отдельных крупных повстанческих группировок. [ 19 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Мурад-паша умер в 1611 году, вскоре после его предполагаемого брака с султана Мурада III дочерью Фатьмой-султан . [ 15 ] Он умер в Диярбакыре во время османско-сефевидской войны (1603–1618) . [ 20 ]
Мурад-паша построил комплекс в Стамбуле , примерно в 300 метрах к северо-западу от мечети Баязида II на Третьем холме Стамбула . В комплекс также входит мавзолей Мурада-паши, где он был похоронен после смерти в 1611 году, стены входных ворот которого от времени потемнели. Уборка здания была остановлена, что привело к его нынешнему состоянию из-за резкой реакции нескольких анатолийских групп, таких как Ёрукки , Алевис и Бекташи , против чествования Мурада-паши, которого они считают ответственным за убийство тысяч членов своих групп. [ 21 ] Некоторые предложили превратить мавзолей в музей массовых убийств и назвали намерение правительства провести ремонт здания «позорным» в свете наследия Мурада-паши. [ 21 ] Однако Карен Барки предполагает, что методы Мурада-паши были стандартными для того времени и часто равнялись или превосходились многими хищными лидерами повстанцев (бандитами и бюрократами).
В 1593 году Мурад-паша построил в Дамаске базар , названный Кайсария Мурадийя в его честь, в Баб-эль-Бариде, западном входе в мечеть Омейядов . Он состоял из караван-сарая , кофейни и сорока семи магазинов. [ 22 ] [ 23 ] с мечетью Омейядов продемонстрировала постройка большого купола над ее входом на остатках римского пропилея Юпитера Ее связь . В процессе строительства базара Мурад-паша приказал снести существующие здания. [ 22 ] Доходы базара представляли собой вакф (религиозный пожертвования), предназначенный для бедняков Мекки и Медины . [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сафвет Башагич: известные хорваты, боснийцы и Герцеговина в Турецкой империи
- ^ Дуглас А. Ховард (2017). История Османской империи . Издательство Кембриджского университета. п. 141. ИСБН 978-0521727303 .
Южнославянский призывник девширме, которому сейчас более 80 лет, Куюджу Мурад сделал выдающуюся военную карьеру.
- ^ Кафешиоглу 1999 , с. 93, примечание 32.
- ^ Перейти обратно: а б с д Грисволд 1983 , с. 132.
- ^ Харрис 2012 , с. 92.
- ^ Харрис 2012 , с. 99.
- ^ Бахит 1972 , с. 192.
- ^ Кортепетер 2011 , стр. 74.
- ^ Грисволд 1983 , стр. 133–134.
- ^ Грисволд 1983 , с. 134.
- ^ Грисволд 1983 , стр. 135–136.
- ^ Грисволд 1983 , стр. 136–137.
- ^ Грисволд 1983 , стр. 137–138.
- ^ Перейти обратно: а б Финкель 2005 , с. 185.
- ^ Перейти обратно: а б Грисволд 2004 , с. 239.
- ^ Бахит 1972 , стр. 193–194.
- ^ Финкель 2005 , стр. 185–186.
- ^ Перейти обратно: а б с д Финкель 2005 , с. 186.
- ^ Перейти обратно: а б Организованная преступность в Европе: концепции, модели и политика контроля в Европейском Союзе и за его пределами . Спрингер Наука и бизнес. 21 января 2007 г. с. 210. ИСБН 978-1-4020-2765-9 .
- ^ Сельчук Аксинь Сомель. От А до Я Османской империи Роуман и Литтлфилд, 2010 г. ISBN 978-0810875791 стр. 160
- ^ Перейти обратно: а б Явашоглу, Салим. «Реакция «Куюджу» Алевиса». Нью Эйдж . Еничаг, 31 декабря. 2011. Интернет. 3 нояб. 2013.
- ^ Перейти обратно: а б Кафешиоглу 1999 , с. 76.
- ^ Рихави 1977 , с. 73.
- ^ Кафешиоглу 1999 , с. 94, примечание 33.
Библиография
[ редактировать ]- Абу-Хусейн, Абдул-Рахим (1985). Руководство провинций Сирии, 1575-1650 гг . Бейрут: Американский университет Бейрута. ISBN 9780815660729 .
- Бахит, Мухаммад Аднан Салама (февраль 1972 г.). Османская провинция Дамаск в шестнадцатом веке (доктор философии). Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета.
- Финкель, Кэролайн (2005). Мечта Османа: История Османской империи . Лондон: Издательство Джона Мюррея. ISBN 978-0-465-02396-7 .
- Грисволд, Уильям Дж. (1983). Великое Анатолийское восстание, 1000–1020/1591–1611 гг . Берлин: Клаус Шварц. ISBN 3-922968-34-1 .
- Грисволд, В. (2004). «Джалали» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XII: Приложение . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 238–239. ISBN 978-90-04-13974-9 .
- Харрис, Уильям (2012). Ливан: История, 600–2011 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-518-111-1 .
- Кафешиоглу, Чигдем (1999). « «По образу Рума»: османский архитектурный патронаж в Дамаске и Алеппо шестнадцатого века» . В Неджипоглу, Гюльру (ред.). Мукарнас: Ежегодник визуальной культуры исламского мира, том 16 . Лейден: Брилл. стр. 70–96. ISBN 90-04-11482-3 .
- Кортепетер, Карл Макс (2011). «Сложные планы османов, персов и москвичей на Кавказе, 1578–1640». В Митчелле, Колин П. (ред.). Новые взгляды на Сефевидский Иран: Империя и общество . Абингдон, Оксон: Рутледж. стр. 59–83. ISBN 978-0-415-77462-8 .
- Рихави, Абдулкадер (1977). Дамаск: его история, развитие и художественное наследие . Перевод Пола Э. Чеведена. Дамаск.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )