Курганская гипотеза
Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
Курганная гипотеза (также известная как курганная теория , курганная модель или степная теория ) — наиболее широко принятое предложение по определению протоиндоевропейской родины, с которой индоевропейские языки распространились по всей Европе и некоторым частям Азии . [1] [2] Он постулирует, что люди курганной культуры в понтийских степях к северу от Черного моря были наиболее вероятными носителями протоиндоевропейского языка (PIE). Этот термин происходит от тюркского слова курган ( курга́н ), что означает курган или курган.
Теория степи была впервые сформулирована Отто Шрейдером (1883 г.) и В. Гордоном Чайлдом (1926 г.). [3] [4] затем систематизировано в 1950-х годах Марией Гимбутас , которая использовала этот термин для группировки различных доисторических культур, включая культуру Ямной (или ямной могилы) и ее предшественников. В 2000-х годах Дэвид Энтони вместо этого использовал в качестве отправной точки основную ямную культуру и ее отношения с другими культурами.
Гимбутас определил курганную культуру как состоящую из четырех последовательных периодов, самый ранний из которых (Курганный I) включал самарскую и сероглазовскую культуры Днепровско - Поволжского региона медного века (начало IV тысячелетия до н. э.). Люди этих культур были кочевниками-скотоводами , которые, согласно модели, к началу III тысячелетия до нашей эры распространились по всей Причерноморско-Каспийской степи и в Восточную Европу . [5]
Недавние генетические исследования конца 2000-х, а также 2010-х и 2020-х годов показали, что популяции, несущие определенные гаплогруппы Y-ДНК и отчетливую генетическую подпись, распространились в Европу и Южную Азию из Понтийско-Каспийской степи в третьем и втором тысячелетиях до нашей эры. Эти миграции дают правдоподобное объяснение распространению, по крайней мере, некоторых индоевропейских языков, и предполагают, что альтернативные теории, такие как анатолийская гипотеза , которая помещает протоиндоевропейскую родину в неолитическую Анатолию , менее вероятны. правильный. [6] [7] [8] [9] [10]
История
[ редактировать ]Предшественники
[ редактировать ]Аргументы в пользу идентификации протоиндоевропейцев как степных кочевников из Понтийско-Каспийского региона уже были выдвинуты в XIX веке немецкими учеными Теодором Бенфеем (1869 г.) и Виктором Хеном (1870 г.), в частности, Отто Шрейдер (1883, 1890). [4] [11] Теодор Пеше предложил близлежащие Пинские болота . В своей стандартной работе [12] о ПИРОГЕ и в большей степени в более поздней сокращенной версии, [13] Карл Бругман придерживался мнения, что urheimat не может быть точно идентифицирован учеными его времени, но он склонялся к точке зрения Шредера. Однако после книги Карла Пенки в 1883 г. [14] Отвергая неевропейское происхождение PIE, большинство ученых отдавали предпочтение североевропейскому происхождению .
Мнение о понтийском происхождении по-прежнему активно поддерживалось, в том числе археологами В. Гордоном Чайлдом. [15] и Эрнст Вале . [16] Одним из учеников Вале был Йонас Пужинас , который стал одним из учителей Марии Гимбутас. Гимбутас, признавший Шрейдера предшественником, [17] кропотливо собрал огромное количество археологических свидетельств с территории Советского Союза и Восточного блока , которые были недоступны западным ученым, [18] раскрывая более полную картину доисторической Европы.
Обзор
[ редактировать ]Когда это было впервые предложено в 1956 году в «Предыстории Восточной Европы, часть 1» , вклад Гимбутаса в поиски индоевропейского происхождения представлял собой междисциплинарный синтез археологии и лингвистики. Курганская модель индоевропейского происхождения определяет Понтийско-Каспийскую степь как протоиндоевропейский (PIE) урхеймат , и предполагается, что в этом регионе говорили на различных поздних диалектах PIE. Согласно этой модели, курганная культура постепенно распространилась на всю Причерноморско-Каспийскую степь, причем Курган IV отождествляется с ямной культурой около 3000 г. до н.э.
Мобильность курганной культуры способствовала ее распространению по всему региону и объясняется одомашниванием лошади с последующим использованием ранних колесниц . [19] Первые убедительные археологические свидетельства одомашнивания лошади происходят из культуры Среднего Стога к северу от Азовского моря в Украине и соответствуют раннему PIE или до-PIE ядру 5-го тысячелетия до нашей эры. [19] Последующая экспансия за пределы степей привела к появлению гибридных или, по терминологии Гимбутаса, «курганизированных» культур, таких как культура шаровидных амфор на западе. Из этих курганизированных культур произошла иммиграция протогреков на Балканы и кочевых индоиранских культур на восток около 2500 г. до н.э.
Kurgan culture
[ редактировать ]Культурный горизонт
[ редактировать ]Гимбутас определил и ввел термин « Курганная культура » в 1956 году с намерением ввести «более широкий термин», который объединил бы горизонты Среднего Стога II , Ямной могилы (Ямной) и шнуровой керамики (охватывающей 4-3 тысячелетия на большей части территории Востока). и Северной Европы). [20] Курганская археологическая культура или культурный горизонт включает в себя различные культуры Понтийско-Каспийской степи от медного века до ранней бронзы (5-3 тысячелетия до н. э.), идентифицированные по сходным артефактам и структурам, но подверженные неизбежным неточностям и неопределенности. Одноименные курганы (курганные могилы) — лишь одна из нескольких общих черт.
Культуры, которые Гимбутас считал частью «Курганной культуры»:
- Буг-Днестровский (6 тысячелетие)
- Самара (5 тысячелетие)
- Kvalynsk (5th millennium)
- Днепро-Донецк (5-4 тысячелетия)
- Sredny Stog (mid-5th to mid-4th millennia)
- Майкоп – Дереевка (середина IV – середина III тысячелетия).
- Ямная (ямная могила) : сама по себе это разнообразный культурный горизонт, охватывающий всю Понтийско-Каспийскую степь с середины IV по III тысячелетие.
- Усатово (конец IV тысячелетия)
Этапы культуры и расширения
[ редактировать ]Первоначальное предложение Гимбутаса выделяет четыре последовательных этапа курганной культуры:
- Курган I , Днепр / Поволжье , ранняя половина IV тысячелетия до н. э. По-видимому, возникшие из культур бассейна Волги, подгруппы включают самарскую и сероглазовскую культуры.
- Курган II–III , вторая половина IV тыс. до н.э. Каменные круги , антропоморфные каменные стелы божеств. Включает среднестогскую культуру и майкопскую культуру Северного Кавказа .
- Курганная IV или ямная (ямная) культура, первая половина III тыс. до н. э., охватывающая всю степную область от Урала до Румынии .
В других публикациях [21] она предлагает три последовательные «волны» расширения:
- Волна 1 , предшествовавшая Кургану I, экспансия от нижней Волги до Днепра, приведшая к сосуществованию Кургана I и Кукутень-Трипольской культуры . Последствия миграций простираются до Балкан и вдоль Дуная до культуры Винча в Сербии и культуры Лендьель в Венгрии .
- Волна 2 , середина 4-го тысячелетия до н. э., зародившаяся в Майкопской культуре и приведшая к продвижению «курганизированных» гибридных культур в Северную Европу около 3000 г. до н. э. ( культура шаровидных амфор , баденская культура и, в конечном итоге, культура шнуровой керамики ). По мнению Гимбутаса, это соответствует первому вторжению индоевропейских языков в Западную и Северную Европу.
- Волна 3 , 3000–2800 гг. до н. э., распространение культуры ямных могил за пределы степей с появлением характерных ямных могил вплоть до современной Румынии, Болгарии, восточной Венгрии и Грузии, что совпало с концом культуры Кукутени-Триполья и Триалетская культура в Грузии ( ок. 2750 г. до н. э. ).
Хронология
[ редактировать ]- 4500–4000: Ранний ПИРОГ . Среднестогская, днепро-донецкая и самарская культуры, одомашнивание лошади ( Волна 1 ).
- 4000–3500: В степи возникает ямная культура (также известная как ямная культура), прототипические строители курганов , а — майкопская культура на Северном Кавказе . Индо-хеттские модели постулируют разделение протоанатолийского языка до этого времени.
- 3500–3000: Средний ПИРОГ . Культура ямных могил находится на своем пике, представляя собой классическое реконструированное протоиндоевропейское общество с каменными идолами , преимущественно занимающееся животноводством в постоянных поселениях, защищенных городищами , живущее за счет сельского хозяйства и рыболовства вдоль рек. Контакт ямной культуры с культурами позднего неолита Европы приводит к образованию «курганизированных» культур шаровидной амфоры и бадена ( Волна 2 ). Майкопская культура демонстрирует самые ранние свидетельства начала бронзового века , а на территорию ямных могил было завезено бронзовое оружие и артефакты. Вероятна ранняя сатемизация .
- 30.00–25.00: Поздний ПИРОГ . Ямная культура распространена по всей понтийской степи ( Волна 3 ). Культура шнуровой керамики простирается от Рейна до Волги , что соответствует последней фазе индоевропейского единства, обширная «курганизованная» территория распадается на различные независимые языки и культуры, все еще находящиеся в слабых контактах, что позволяет распространять технологии и ранние заимствования между ними. группы, за исключением анатолийской и тохарской ветвей, которые уже изолированы от этих процессов. Разрыв центум -сатем , вероятно, завершен, но фонетические тенденции сатемизации остаются активными.
Дальнейшее расширение в бронзовом веке.
[ редактировать ]Курганская гипотеза описывает первоначальное распространение протоиндоевропейского языка в V и IV тысячелетиях до нашей эры. [22] Термин «курганизованный», используемый Гимбутасом, подразумевал, что культура могла распространяться не более чем небольшими группами, которые навязывали себя местному населению как элита. Идея о том, что PIE и его дочерние языки распространились на восток и запад без массового перемещения, оказалась популярной среди археологов в 1970-х годах ( парадигма горшков, а не людей ). [23] Вопрос о дальнейшей индоевропеизации Центральной и Западной Европы, Средней Азии и Северной Индии в эпоху бронзы выходит за рамки курганной гипотезы и гораздо более неопределенен, чем события медного века, и подлежит некоторым спорам. Быстро развивающиеся области археогенетики и генетической генеалогии с конца 1990-х годов не только подтвердили характер миграций из Понтийской степи в соответствующее время. [6] [7] [8] [24] но также предполагают возможность того, что перемещение населения было более значительным, чем предполагалось ранее. [6] и инвазивный. [24] [25]
Редакции
[ редактировать ]Сценарии вторжения и распространения (1980-е годы и далее)
[ редактировать ]Гимбутас считал, что распространение курганской культуры было серией враждебных по сути военных вторжений, в ходе которых новая культура воинов навязывалась мирным, матрилинейным и матрифокальным (но не матриархальным ) культурам « Старой Европы » и заменяла их культурой «Старой Европы». патриархальное воинское общество, [26] процесс виден в появлении укреплённых поселений и городищ, а также могил воинов-вождей:
Процесс индоевропеизации был культурной, а не физической трансформацией. Это следует понимать как военную победу с точки зрения успешного навязывания коренным народам новой административной системы, языка и религии. [27]
В своей более поздней жизни Гимбутас все больше подчеркивала авторитарную природу этого перехода от эгалитарного общества, сосредоточенного на природе/ богине-матери -земле ( Гея ), к патриархату, поклоняющемуся отцу/солнцу/богу погоды ( Зевс , Дьяус ). [28]
Дж. П. Мэллори (в 1989 г.) принял курганскую гипотезу как де-факто стандартную теорию индоевропейского происхождения, но он отличал ее от подразумеваемого «радикального» сценария военного вторжения. Фактический основной сценарий Гимбутаса включал медленное накопление влияния посредством принуждения или вымогательства, в отличие от общих набегов, за которыми вскоре последовало завоевание:
На первый взгляд можно было бы подумать, что экономия аргументов, связанная с курганским решением, должна заставить нас принять его безоговорочно. Но критики существуют, и их возражения можно резюмировать довольно просто: почти все аргументы в пользу вторжения и культурных преобразований гораздо лучше объясняются без ссылки на экспансию Кургана, и большая часть представленных до сих пор доказательств либо полностью противоречит другим свидетельствам, либо является результатом грубого неправильного толкования истории культуры Восточной, Центральной и Северной Европы. [29]
Соответствие анатолийской гипотезе (2000-е годы)
[ редактировать ]В 2000-х годах Альберто Пьяцца и Луиджи Лука Кавалли-Сфорца попытались согласовать анатолийскую гипотезу с теорией степей. По словам Пьяццы, «[я] ясно, что с генетической точки зрения народы Курганской степи произошли, по крайней мере частично, от людей ближневосточного неолита, которые иммигрировали туда из Анатолии ». [30] Согласно Пьяцце и Кавалли-Сфорца (2006), ямная культура, возможно, произошла от ближневосточных фермеров эпохи неолита, которые мигрировали в понтийские степи и развили пасторальное кочевничество. [31] Уэллс согласен с Кавалли-Сфорца в том, что существуют « некоторые генетические доказательства миграции с Ближнего Востока». [32] Тем не менее, анатолийская гипотеза несовместима с лингвистическими данными. [33]
Пересмотренная теория степи Энтони (2007)
[ редактировать ]Дэвида Энтони В книге «Лошадь, колесо и язык» описывается его «пересмотренная теория степи». Он считает термин «курганная культура» настолько неточным, что он бесполезен, и вместо этого использует ядро ямной культуры и ее отношения с другими культурами в качестве ориентира. [34] Он указывает:
Курганная культура определялась настолько широко, что сюда можно было включить практически любую культуру с курганами или даже (как баденская культура) без них. [34]
Он не включает майкопскую культуру в число индоевропейскоязычных и предполагает, что они говорили на кавказском языке . [35]
См. также
[ редактировать ]- Культуры Хамангии
- Варненская культура
- Жертвоприношение животных
- Ашвамедха
- Вал гробницы
- Пересмотренная теория Кургана
- Гипотеза германского субстрата
Генетика
Конкурирующие гипотезы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэллори 1989 , с. 185: «Курганское решение привлекательно и было принято многими археологами и лингвистами, частично или полностью. Это решение, которое можно встретить в Британской энциклопедии и Большом энциклопедическом словаре Ларусса ».
- ^ Стражный 2000 , с. 163. «Наиболее популярное предложение — это понтийские степи (см. Курганную гипотезу)…»
- ^ Ренфрю, Колин (1990). Археология и язык: загадка индоевропейского происхождения . Архив Кубка. стр. 37–38. ISBN 978-0-521-38675-3 .
- ^ Jump up to: а б Джонс-Блей, Карлин (2008). «Материалы восемнадцатой ежегодной индоевропейской конференции, Лос-Анджелес, 3–4 ноября 2006 г.». Лингвистическая историография . 35 (3): 465–467. дои : 10.1075/гл.35.3.15кое . ISSN 0302-5160 .
- ^ Гимбутас 1985 , с. 190.
- ^ Jump up to: а б с Хаак и др. 2015 .
- ^ Jump up to: а б Аллентофт; и др. (2015). «Популяционная геномика Евразии бронзового века» . Природа . 522 (7555): 167–172. Бибкод : 2015Natur.522..167A . дои : 10.1038/nature14507 . ПМИД 26062507 . S2CID 4399103 .
- ^ Jump up to: а б Мэтисон, Иэн; Лазаридис, Иосиф; Роланд, Надин; Маллик, Свапан; Паттерсон, Ник; Руденберг, Сонгюль Алпаслан; Харни, Эдаоин; Стюардсон, Кристин; Фернандес, Даниэль; Новак, Марио; Сирак, Кендра (2015). «Общегеномные закономерности отбора у 230 древних евразийцев» . Природа . 528 (7583): 499–503. Бибкод : 2015Natur.528..499M . дои : 10.1038/nature16152 . ISSN 1476-4687 . ПМЦ 4918750 . ПМИД 26595274 .
- ^ Нарасимхан, Вагиш М.; Паттерсон, Ник; Мурджани, Прия; Роланд, Надин; Бернар, Ребекка; Маллик, Свапан; Лазаридис, Иосиф; Накацука, Натан; Олальде, Иниго; Липсон, Марк; Ким, Александр М. (2019). «Формирование человеческих популяций в Южной и Центральной Азии » Наука 365 (6457): eaat7487. дои : 10.1126/science.aat7487 . ISSN 0036-8075 . ПМЦ 6822619 . ПМИД 31488661 .
- ^ Шинде, Васант; Нарасимхан, Вагиш М.; Роланд, Надин; Маллик, Свапан; Ма, Мэтью; Липсон, Марк; Накацука, Натан; Адамски, Николь; Брумандхошбахт, Насрин; Ферри, Мэтью; Лоусон, Энн Мари (17 октября 2019 г.). «Древний хараппский геном не имеет происхождения от степных скотоводов или иранских фермеров» . Клетка . 179 (3): 729–735.e10. дои : 10.1016/j.cell.2019.08.048 . ISSN 0092-8674 . ПМК 6800651 . ПМИД 31495572 .
- ^ Грунталь, Рихо; Каллио, Петри (2012). Лингвистическая карта доисторической Северной Европы . Финно-угорское общество. п. 122. ИСБН 978-952-5667-42-4 .
- ^ Карл Бругманн, Очерк сравнительной грамматики индоевропейских языков , том. 1.1, Страсбург 1886 г., с. 2.
- ^ Карл Бругманн, Краткая сравнительная грамматика индоевропейских языков , том. 1, Страсбург, 1902 г., стр. 22–23.
- ^ Карл Пенка, Origines Ariacae: Лингвистико-этнологические исследования древнейшей истории арийских народов и языков (Вена: Taschen, 1883), 68.
- ^ Вер Гордон Чайлд, Арии: исследование индоевропейского происхождения (Лондон: Кеган Пол, 1926).
- ^ Эрнст Вале (1932). Доисторические немецкие времена , Лейпциг, 1932 год.
- ^ Гимбутас, Мария (1963). Балты . Лондон: Темза и Гудзон. п. 38. Архивировано из оригинала 30 октября 2013 г.
- ^ Энтони 2007 , стр. 18, 495 .
- ^ Jump up to: а б Парпола в Blench & Spriggs 1999 , с. 181. «История индоевропейских слов, обозначающих «лошадь», показывает, что носители протоиндоевропейского языка долгое время жили на территории, где лошадь была родной и / или одомашненной. ( Мэллори 1989 , стр. 161–163). Первые убедительные археологические свидетельства одомашнивания лошади происходят из украинской культуры Среднего Стога, которая процветала около гг 4200–3500 . 295f.; Mallory 1989 , стр. 162, 197–210). Во время культуры ямных могил ( ок. 3500–2800 гг. до н. э.), которая продолжила культуры, родственные Среднему Стогу, и, вероятно, представляет собой позднюю фазу протоиндоевропейской цивилизации. культура – полномасштабная пастушеская технология, включающая одомашненную лошадь, колесные транспортные средства, животноводство и ограниченное садоводство, распространившаяся по всем понтийским степям и, г. до н 3000 ок . . Мэллори 1989 , т. 1).
- ^ Гимбутас 1970 , с. 156: «Название Курганная культура (Курганная культура) было введено автором в 1956 году как более широкий термин для замены [что-то] и Ямная (русская Ямная ) названий, используемых советскими учеными для обозначения культуры Восточной Украины и юг России, а также Шнуровая керамика, Боевой топор , Охра-Могила , Одномогильная и другие названия, данные комплексам, характеризующимся элементами курганного облика, сформировавшихся в различных частях Европы».
- ^ Бойтар 1999 , с. 57.
- ^ Новая Британская энциклопедия, 15-е издание, 22: 587–588.
- ^ Разиб Хан (28 апреля 2012 г.). «Лицом к океану» . Блог журнала Discover Magazine – Экспрессия генов . Архивировано из оригинала 9 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Райх, Дэвид (15 марта 2019 г.). «Геномная история Пиренейского полуострова за последние 8000 лет» . Наука . 363 (6432): 1230–1234. Бибкод : 2019Sci...363.1230O . дои : 10.1126/science.aav4040 . ПМК 6436108 . ПМИД 30872528 .
- ^ Престон, Дуглас (7 декабря 2020 г.). «Скелеты у озера» . Житель Нью-Йорка . Нет. Анналы науки . Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ Гимбутас 1982 , с. 1.
- ^ Гимбутас 1997 , с. 309.
- ^ Гимбутас, Мария (1 августа 1993 г.). «Индоевропеизация Европы: вторжение степных скотоводов с юга России и трансформация Старой Европы» . СЛОВО . 44 (2): 205–222. дои : 10.1080/00437956.1993.11435900 . ISSN 0043-7956 . Бесплатная загрузка PDF-файла .
- ^ Мэллори 1989 , с. 185.
- ^ Кавалли-Сфорца 2000 .
- ^ Пьяцца и Кавалли-Сфорца 2006 , с. [ нужна страница ] : "...если экспансии начались 9500 лет тому назад из Анатолии и 6000 лет назад из области ямной культуры , то период их миграции в Волго - Донской регион из Анатолии, вероятно, через Балканы, составил 3500 лет. Там совершенно новая, в основном скотоводческая культура, развившаяся под воздействием окружающей среды, неблагоприятной для стандартного земледелия, но предлагающей новые привлекательные возможности. Таким образом, наша гипотеза состоит в том, что индоевропейские языки произошли в результате вторичной экспансии из региона ямной культуры после неолита. земледельцы, возможно, пришедшие из Анатолии и поселившиеся там, развивая скотоводческое кочевничество.
- ^ Уэллс и Рид 2002 , с. [ нужна страница ] : «...хотя мы видим существенные генетические и археологические свидетельства индоевропейской миграции, происходящей из южных русских степей, существует мало свидетельств столь же массовой индоевропейской миграции с Ближнего Востока в Европу. Одна из возможностей состоит в том, что, поскольку миграция была гораздо более ранней (8000 лет, а не 4000), генетические сигналы, переносимые индоевропейскоязычными фермерами, возможно, просто рассеялись с годами. Очевидно, что существуют некоторые генетические доказательства миграции с Ближнего Востока, как это делает Кавалли. - Сфорца и его коллеги показали, но сигнал недостаточно силен, чтобы мы могли проследить распространение неолитических языков по всей индоевропейскоязычной Европе».
- ^ Энтони и Ринге, 2015 .
- ^ Jump up to: а б Энтони 2007 , стр. 306–307, «Почему не курганная культура?»
- ^ Энтони 2007 , с. 297.
Библиография
[ редактировать ]- Энтони, Дэвид В. (1991). «Археология индоевропейского происхождения». Археология индоевропейского происхождения . 19 (3–4): 193–222. ISSN 0092-2323 .
- Энтони, Дэвид В. (2007), Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир , Princeton University Press, ISBN 978-0-691-05887-0
- Энтони, Дэвид В.; Богуцкий, Питер; Сосед Евгений; Гимбутас, Мария; Йованович, Борислав; Мэллори, JP; Милисаукас, Шарунас (1986). «Курганная культура», индоевропейское происхождение и приручение лошади: новый взгляд». Современная антропология . 27 (4): 291–313. дои : 10.1086/203441 . ISSN 0011-3204 . JSTOR 2743045 . S2CID 143388176 .
- Энтони, Дэвид В.; Ринге, Дональд (январь 2015 г.), «Индоевропейская родина с лингвистической и археологической точек зрения» , Annual Review of Linguistics , 1 (1): 199–219, doi : 10.1146/annurev-linguist-030514-124812
- Энтони, Дэвид; Виноградов, Николай (1995), «Рождение колесницы», Археология , вып. 48, нет. 2, стр. 36–41, JSTOR 41771098.
- Бленч, Роджер; Сприггс, Мэтью, ред. (1999), Археология и язык , Том. III: Артефакты, языки и тексты , Лондон: Routledge.
- Бойтар, Эндре (1999), Предисловие к прошлому: Культурная история народов Балтии , Будапешт: Издательство Центрально-Европейского университета.
- Кавалли-Сфорца, Луиджи Лука (2000). Гены, народы и языки . Фаррар Штраус и Жиру. ISBN 978-0-86547-529-8 .
- Гимбутас, Мария (1956), Предыстория Восточной Европы. Часть I: Культуры мезолита, неолита и медного века в России и странах Балтии , Кембридж, Массачусетс: Музей Пибоди .
- Гимбутас, Мария (1970), «Протоиндоевропейская культура: курганная культура в пятом, четвертом и третьем тысячелетиях до нашей эры», в Кардоне, Джордж; Хёнигсвальд, Генри М.; Сенн, Альфред (ред.), Индоевропейцы и индоевропейцы: статьи, представленные на Третьей индоевропейской конференции в Пенсильванском университете , Филадельфия: University of Pennsylvania Press, стр. 155–197, ISBN 0-8122-7574-8 .
- Гимбутас, Мария (1982), «Старая Европа в пятом тысячелетии до нашей эры: европейская ситуация с приходом индоевропейцев», в Поломе, Эдгар К. (редактор), Индоевропейцы в четвертом и третьем тысячелетиях , Анн-Арбор: Издательство Карома, ISBN 0-89720-041-1
- Гимбутас, Мария (весна – лето 1985 г.), «Первичная и вторичная родина индоевропейцев: комментарии к статьям Гамкрелидзе-Иванова», Журнал индоевропейских исследований , 13 (1&2): 185–201.
- Гимбутас, Мария (1997), Декстер, Мириам Роббинс; Джонс-Блей, Карлин (ред.), Курганская культура и индоевропеизация Европы: избранные статьи с 1952 по 1993 год , Серия монографий журнала индоевропейских исследований, том. 18, Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека, ISBN. 978-0-941694-56-8 .
- Гимбутас, Мария ; Декстер, Мириам Роббинс (1999), Живые богини , Беркли, Лос-Анджелес: University of California Press, ISBN 0-520-22915-0
- Хаак В., Лазаридис И., Паттерсон Н., Роланд Н. и др. (2015), «Массовая миграция из степи была источником индоевропейских языков в Европе», Nature , 522 (7555): 207–211, arXiv : 1502.02783 , Bibcode : 2015Natur.522..207H , bioRxiv 10.1101/013433 , doi : 10.1038/nature14317 , PMC 5048219 , PMID 25731166
- Крелл, Катрин (1998), «Гипотеза родины Курганов-ПИЕ Гимбутаса: лингвистическая критика», Archeology and Language , vol. II, Бленч и Сприггс
- Мэллори, JP (1997), «Курганская традиция», Энциклопедия индоевропейской культуры , Лондон: Фицрой Дирборн, стр. 338–341, ISBN 1-884964-98-2
- Мэллори, JP (1989), В поисках индоевропейцев: язык, археология и миф , Лондон: Темза и Гудзон, ISBN 0-500-27616-1 .
- Мэллори, JP (1996), Фэган, Брайан М. (редактор), Оксфордский справочник по археологии , Нью-Йорк и Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 0-19-507618-4
- Пьяцца, Альберто; Кавалли-Сфорца, Луиджи (2006). «Распространение генов и языков в эволюции человека» . Материалы VI Международной конференции по эволюции языка . стр. 255–266. Архивировано из оригинала 11 декабря 2008 г. Проверено 11 октября 2023 г.
- Ренфрю, Колин (1999), «Глубина времени, теория конвергенции и инновации в протоиндоевропейском языке: «Старая Европа» как лингвистическая область PIE», Журнал индоевропейских исследований , 27 (3–4): 257– 293
- Шмёкель, Рейнхард (1999), Индоевропейцы. Пробуждение от предыстории [ Индоевропейцы: восстание из предыстории ] (на немецком языке), Бергиш-Гладбах (Германия): Bastei Lübbe, ISBN 3-404-64162-0
- Стразный, Филипп, изд. (2000). Словарь исторического и сравнительного языкознания (1-е изд.). Рутледж. ISBN 978-1-57958-218-0 .
- Уэллс, Спенсер; Рид, Марк (2002), Путешествие человека: генетическая одиссея , Princeton University Press, ISBN 978-0-691-11532-0
- Занотти, Д.Г. (1982), «Свидетельства первой Курганской волны, отраженные в распределении золотых подвесок «Старой Европы», Журнал индоевропейских исследований , том. 10, стр. 223–234.