Культура одиночной могилы
![]() | |
Географический диапазон | Западная Северо-Европейская равнина |
---|---|
Период | энеолит |
Даты | ок. 2800–2200 до н.э. [ 1 ] |
Предшественник | Культура шнуровой керамики , Культура воронкообразных стаканов , Культура безкостной керамики |
С последующим | Культура колокольных стаканов |
Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
![]() |
Культура одиночных могил (нем. Einzelgrabkultur ) была энеолитической культурой, которая процветала на западе Северо-Европейской равнины с ок. 2800–2200 гг. до н.э. [ 1 ] Для него характерна практика одиночного захоронения, при этом умершего обычно сопровождают боевой топор, янтарные бусы и керамические сосуды. [ 2 ] Культура одиночной могилы была местным вариантом культуры шнуровой керамики и, по-видимому, возникла в результате миграции народов из Причерноморско-Каспийской степи . На смену ей пришла культура колокольных кубков , которая, согласно «голландской модели», в конечном итоге произошла от культуры одиночных могил. Совсем недавно точность этой модели была поставлена под сомнение.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Культура одиночной могилы была ответвлением культуры шнуровой керамики , которая сама была ответвлением ямной культуры Понтийско -Каспийской степи . На западе Северо-Европейской равнины культура одиночных могил заменила более раннюю культуру воронкообразных стаканов . [ 3 ]
Распределение
[ редактировать ]Культура одиночных могил охватила западную часть Европейской равнины . В Дании одиночные могилы сосредоточены в Юлланде , где их появление сопровождается масштабной вырубкой лесов и расширением животноводства, особенно крупного рогатого скота. В восточной Дании культура одиночной могилы, культура керамической посуды и культура воронкообразных стаканов , по-видимому, какое-то время сосуществовали. [ 4 ] Он поддерживал тесные связи с другими культурами шнуровой керамики.
Конец
[ редактировать ]На смену культуре одиночных могил пришла культура колокольных стаканов . Согласно «голландской модели», культура колокольных кубков, как полагают, произошла от культуры кубков с выступающими ножками (PFB), которая была вариантом культуры одиночных могил. [ 5 ] Совсем недавно эта модель была подвергнута сомнению на предмет ее точности. [ 6 ]
Исследовать
[ редактировать ]
Термин « культура одиночных могил» был впервые введен датским археологом Андреасом Петером Мэдсеном в конце 1800-х годов. Он обнаружил, что одиночные могилы сильно отличаются от уже известных дольменов, длинных курганов и проходных могил.
В 1898 году датский археолог Софус Мюллер первым представил гипотезу миграции, утверждающую, что ранее известные дольмены, длинные курганы, проходные могилы и недавно обнаруженные одиночные могилы могут представлять две совершенно разные группы людей, заявив: «Одиночные могилы — это следы новых, от идущие с юга племена». [ 7 ]
Относительная и абсолютная хронология
Частые перезахоронения в курганах позволяют проводить горизонтальные стратиграфические наблюдения. В Ютландии можно выделить три фазы, первоначально предложенные Софусом Мюллером , проверенные П.В. Глобом, а также Э. Хюбнером, дополнительно проверившим относительную хронологию в абсолютном времени (календарных годах). Эти фазы называются подмогильным, земляно-могильным и надмогильным периодом. [ 8 ] [ 9 ]
В подмогильный период могилы углубляют в почву. В напольно-могильном периоде они располагались на уровне земли. В надмогильный период они располагались над уровнем земли. Датский ученый П.В. Глоб применил наблюдение о том, что так называемые А-топоры могут быть размещены в начале нижнего могильного периода ко всей площади шнуровой керамики. Это привело к предположению об одновременном существовании общего европейского А-горизонта. [ 8 ] [ 10 ] С тех пор это было сфальсифицировано. [ 11 ] Однако классификация, первоначально предложенная Глобом, была проверена, по крайней мере, для Ютландии и земли Шлезвиг-Гольштейн, и снабжена абсолютными датами. Младший неолит (YN) I соответствует нижнему могильному периоду (2850-2600 до н.э.), YN II - нижнему могильному периоду (2600-2450 до н.э.), а YN III - верхнему могильному периоду (2450-2250 до н.э.). [ 9 ] Для северной Германии это можно было приблизительно проверить, но не с такой же точностью. [ 12 ] JN IIIb совпадает с началом позднего неолита (также кинжального периода, раннего бронзового века в центральноевропейской терминологии).
Характеристики
[ редактировать ]Захоронения
[ редактировать ]Культура одиночных могил известна главным образом по курганам. Были обнаружены тысячи таких курганов. [ 13 ] Обычно это невысокие круглые земляные курганы. Первоначально курганы были окружены кругом из колотых бревен. В невысоких курганах в могиле мог находиться один, а то и два дощатых гроба. В каждом гробу находился один человек. Иногда поверх предыдущих могил и курганов добавлялись новые. Мужчин обычно хоронили с боевыми топорами, большими янтарными дисками и кремневыми орудиями. Женщин хоронили с янтарными ожерельями из мелких бусинок. Оба пола были похоронены с керамическим стаканом. Вероятно, там содержался какой-то ферментированный напиток , возможно, пиво. [ 3 ]
Экономика
[ редактировать ]Люди Одиночной Могилы занимались животноводством, в частности разведением крупного рогатого скота. Они также занимались сельским хозяйством, был ячмень основной культурой которого . Охота и рыбная ловля также сыграли свою роль, о чем свидетельствуют многочисленные находки поселений в Ютландии, Шлезвиг-Гольштейне, Мекленбурге-Передней Померании и Нидерландах. [ 14 ]
Керамика
[ редактировать ]
Люди с одиночной могилой производили керамику с отпечатками шнура, аналогичными керамике других культур горизонта шнуровой керамики. Культурный акцент на питьевых принадлежностях, уже характерный для ранней местной культуры воронкообразных стаканов , синтезируется с недавно появившимися традициями шнуровой керамики. Особенно на западе (Скандинавия и северная Германия) сосуды для питья имеют выступающую ножку, что определяет культуру стаканов с выступающей ножкой (PFB) как подмножество культуры одиночной могилы. [ 15 ]
Боевые топоры
[ редактировать ]Многие археологические культуры определяются своей керамикой и внутренне структурированы (типохронологически). Однако для культуры одиночных захоронений боевые топоры следует рассматривать как основной предмет хронологического структурирования этой археологической культуры. Боевые топоры образуют хорошо дифференцированные типы, имеющие также хронологическое значение. В целом, на основе исследования Глоба [ 8 ] и Хюбнера [ 9 ] На основании этого можно выделить типы от А до L, в каждом случае с несколькими подтипами.
В JN I использовались типы от A до F. Топор А1 — это форма, которая встречается на межрегиональном уровне и во многих местах называется топором А (или общеевропейским топором-молотом). С другой стороны, оси A2 и A3 представляют собой формы, которые встречаются почти исключительно в зоне культуры одиночных могил; особенно в Ютландии, в меньшей степени уже в Шлезвиг-Гольштейне. Подобным же образом можно констатировать, что и для большинства других форм типов от B до L наибольшее разнообразие и наиболее развитые формы встречаются в Ютландии. Отсюда разнообразие постоянно уменьшается.
В JN II в основном использовались топоры вариантов H, G и I. Оси I также называют осями лодки из-за их формы.
В JN III в основном использовались оси K и L. Оси K имеют отверстия для вала, которые слегка или сильно смещены в сторону шейки. Это позднее развитие; до этого преобладали средние отверстия для вала. Более того, в поздней культуре одиночных захоронений (JN III по Хюбнеру) можно наблюдать как очень длинные и искусно оформленные боевые топоры (например, тип К1), так и очень маленькие и неуклюжие варианты (К5). [ 9 ] Это говорит о том, что важность боевого топора возрастает. Это также подтверждается практикой объединения боевых топоров в многопредметные клады, которая не применялась до конца JN III. [ 14 ]
Вопреки устоявшемуся мнению, большинство боевых топоров не известны из погребений и представляют собой единичные находки. [ 14 ]
Генетика
[ редактировать ]В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature в июне 2015 года, были обнаружены останки мужчины-одиночки, похороненного в Кинделёсе , Дания, ок. Было исследовано 2850 г. до н.э.-2500 г. Было установлено, что он является носителем отцовской гаплогруппы R1a1a1 и материнской гаплогруппы J1c4 . [ 16 ] [ 17 ] Как и другие люди из круга шнуровой керамики, он, в частности, носил западных степных пастухов (WSH). предков [ 18 ]
В генетическом исследовании, опубликованном в январе 2021 года, были изучены останки представителей культуры одиночной могилы в Гьеррилде, Дания. Мужчина нес отцовскую гаплогруппу R1b1 и материнскую гаплогруппу K2a. Женщина несла гаплогруппу мтДНК HV0. [ 19 ] Останки датируются ок. 2500 г. до н.э.
См. также
[ редактировать ]
- Культура боевого топора
- Среднеднепровская культура
- Фатьяново-Балановская культура
- Синташтинская культура
- Жуцевская культура
- Унетицкая культура
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бесплатно 2019 .
- ^ Дэвидсен 1978 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Прайс 2015 , стр. 161–169.
- ^ Цена 2015 , с. 160.
- ^ Фоккенс 1998 , с. 105.
- ^ Фоккенс 2012 .
- ^ Триггер 1989 , стр. 155–156.
- ^ Jump up to: а б с Глоб 1944: П. В. Глоб, Исследования культуры одиночных захоронений Ютландии. Ежегодники 1944 года.
- ^ Jump up to: а б с д Хюбнер 2005: Э. Хюбнер, Могилы раннего неолита на полуострове Ютландия. Типологические и хронологические исследования одиночной могильной культуры. Нордиске Фортидсминдер Серия Б 24:1 (Копенгаген-2005).
- ^ Струве 1955: К.В. Струве, Культура одиночных могил в земле Шлезвиг-Гольштейн и ее континентальные отношения. Книги Оффы NF 11 (Ноймюнстер, 1955).
- ^ Фурхольт, Мартин (декабрь 2014 г.). «Переворачивая« тотальность »: переоценка изменчивости шнуровой керамики в Европе позднего неолита» . Труды Доисторического общества . 80 : 67–86. дои : 10.1017/пп.2013.20 . ISSN 0079-497X . S2CID 130766572 .
- ^ Брозио, Ян Пит (22 ноября 2019 г.), Об абсолютной хронологии культуры одиночных могил в Северной Германии и Северной Ютландии [Дополнение] , heiDATA, doi : 10.11588/data/hbavwg , получено 5 октября 2021 г.
- ^ «Единая могильная культура» . Национальный музей Дании . Проверено 3 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Шультрих, Себастьян (31 декабря 2018 г.). Молодой неолит в земле Шлезвиг-Гольштейн . Сайдстоун Пресс. ISBN 978-90-8890-742-5 .
- ^ Фаган и др. 1996 , стр. 89, 217.
- ^ Аллентофт и др. 2015 , Дополнительная информация, стр. 40–42, Дополнительная таблица 9, RISE61.
- ^ Мэтисон и др. 2018 г. , Дополнительная таблица 1, строка 352, RISE61.
- ^ Мальмстрем и др. 2019 , с. 6.
- ^ Эгфьорд, Анн Фриис-Хольм; Маргарян, Ашот; Фишер, Андерс; Шегрен, Карл-Йоран; Прайс, Т. Дуглас; Йохансен, Нильс Н.; Нильсен, Пол Отто; Соренсен, Лассе; Виллерслев, Эске; Иверсен, Руна; Сикора, Мартин (14 января 2021 г.). «Геномное степное происхождение скелетов из неолитической культуры одиночных захоронений в Дании» . ПЛОС ОДИН 16 (1): e0244872. Бибкод : 2021PLoSO..1644872E . дои : 10.1371/journal.pone.0244872 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 7808695 . ПМИД 33444387 .
Источники
[ редактировать ]- Аллентофт, Мортен Э.; и др. (10 июня 2015 г.). «Популяционная геномика Евразии бронзового века» . Природа . 522 (7555). Исследования природы : 167–172. Бибкод : 2015Natur.522..167A . дои : 10.1038/nature14507 . ПМИД 26062507 . S2CID 4399103 . Проверено 6 июля 2020 г.
- Дэвидсен, Карстен (1978). Окончательная культура TRB в Дании: исследование поселений . Академическое издательство . ISBN 9788750017967 .
- Фэган, Брайан М .; Бек, Шарлотта; Майклс, Джордж; Скарр, Крис ; Зильберман, Нил Ашер (1996). Оксфордский справочник по археологии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780195076189 .
- Фоккенс, Гарри (1998). Затопленный пейзаж: Заселение западной части Фризско-Дрентийского плато, 4400 г. до н. э. — 500 г. н. э . Ройал Ван Горкум . ISBN 9789023233053 .
- Фрей, Карин Маргарита (21 августа 2019 г.). «Картирование передвижения людей в третьем и втором тысячелетиях до нашей эры на территории современной Дании» . ПЛОС Один . 14 (8). PLOS : e0219850. Бибкод : 2019PLoSO..1419850F . дои : 10.1371/journal.pone.0219850 . ПМК 6703675 . ПМИД 31433798 .
- Фоккенс, Гарри (2012), «История голландских мензурок. Критический обзор голландской модели» (PDF) , в Фоккенс, Гарри; Николис, Франко (ред.), Предыстория мензурок. Исследования о региональных культурных особенностях комплекса колокольных стаканов , Sidestone Press
- Мальмстрем, Хелена; и др. (9 октября 2019 г.). «Геномное происхождение людей скандинавской культуры боевых топоров и их связь с более широким горизонтом шнуровой керамики» . Труды Королевского общества Б. 286 (1912). Королевское общество : 20191528. doi : 10.1098/rspb.2019.1528 . ПМК 6790770 . ПМИД 31594508 .
- Мэтисон, Иэн; и др. (21 февраля 2018 г.). «Геномная история Юго-Восточной Европы» . Природа . 555 (7695). Исследования природы : 197–203. Бибкод : 2018Natur.555..197M . дои : 10.1038/nature25778 . ПМК 6091220 . ПМИД 29466330 .
- Прайс, Т. Дуглас (2015). Древняя Скандинавия: археологическая история от первых людей до викингов . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780190231972 .
- Триггер, Брюс Г. (1989). История археологической мысли . Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521338189 .