Фанум Вольтумна
Fanum Voltumnae (« святилище Вольтумны » главным святилищем этрусков ) было ; фанум означает священное место, гораздо более широкое понятие, чем отдельный храм. [1] В многочисленных источниках упоминается союз «Двенадцати народов» ( лукумоний ) Этрурии , созданный для религиозных целей, но, очевидно, имевший некоторые политические функции. Этрусский союз двенадцати городов-государств ежегодно собирался в Фануме, расположенном в месте, выбранном как омфалос (священный пуп), географическом и духовном центре всей этрусской нации. Каждую весну политические и религиозные лидеры городов собирались, чтобы обсудить военные кампании и гражданские дела и помолиться своим общим богам. Главным среди них был Вольтумна (или Вельта ), возможно, государственный бог Этрурии .
Римский историк Ливий пять раз упоминал Fanum Voltumnae в своих произведениях. [2] и указал «... apud Volsinios ...» как место, где находилась святыня. Современные историки ищут Фанум, по крайней мере, с 15-го века, но точное местонахождение святыни до сих пор неизвестно, хотя, возможно, она находилась в районе недалеко от современного Орвието , который многие считали древним Вольсиниями . Ливий описывает встречи, происходившие в Фануме между этрусскими лидерами. Ливий, в частности, упоминает встречу, на которой две группы обратились с просьбой оказать помощь городу Вейи в войне, которую он вел. Ответ совета был отрицательным, потому что Вейи объявил войну, не уведомив об этом заранее. Ливий также говорит, что римские купцы, приехавшие на огромную ярмарку, приуроченную к встрече, действовали как шпионы, донося властям города-государства Рима о делах этрусков. Ливий был единственным, кто упомянул бога Вольтумну , тогда как Марк Теренций Варрон указал на бога-князя Этрурии. Латинский поэт-элегик Проперций пишет об этрусском боге, привезенном в Рим из Вельзны (города Орвието ). [3] То, что Фанум находился где-то в центральной Италии , в районе между Орвието и Витербо, вполне вероятно, но, поскольку Ливий не дал никаких сведений о его местонахождении и поскольку никакие надписи не пролили свет на этот вопрос, в настоящее время это может быть всего лишь чистой догадкой. назначить ему тот или иной конкретный сайт.
Гипотезы
[ редактировать ]Орвието
[ редактировать ]Самая распространенная гипотеза помещает святыню в Орвието. [4] Урбс Ветус Средние века отождествляется с этрусской Велзна учеными , латинской Вольсинии , завоеванной римлянами в 264 г. до н.э. Ливий , Плиний , Флор , Гораций , Метродор из Скепсиса , все принадлежащие ко II веку до нашей эры, ясно говорят о древних Вольсиниях, но никогда в отношении Fanum Voltumnae. В конце XIX века археологи раскопали части стен и нашли большое количество глиняной посуды, и на основе этих находок в 1930-х годах археолог Джеральберто Букколини выдвинул гипотезу о том, что Фанум находился у подножия туфа Орвието. [5] В частности, был обнаружен Храм Бельведер и идентифицирован как Храм Нортии .
В сентябре 2006 года Симонетта Стоппони, профессор италийской археологии и этрускологии в Университете Мачераты (Италия), после обширных раскопок (начатых в 2000 году и финансируемых банком Монте дей Паски ди Сиена с разрешения министра) на участке недалеко от горного города Орвието ( эспланада Арконе , бывшая Кампо делла Фьера , небольшое хозяйство Джардино делла Регина ) объявил, что место у подножия умбрийского города, вероятно, было местом расположения Fanum Voltumnae. [6] [7] «Он обладает всеми характеристиками очень важного храма, и именно этого храма», - сказала она.
Перечисляя некоторые из этих характеристик, она упомянула «масштаб сооружения, его сложную структуру и планировку, наличие колодцев и фонтанов, а также центрального храмового здания».
Выявлены сооружения различных периодов, распределенные на очень большой площади (подпорная стена в многоугольной кладке, мощеная улица и т. д.), а также множество фрагментов архитектурной терракоты восстановлено (среди которых есть некоторые подобные берлинским). , датируемый периодом от поздней архаики до эллинистических времен . Утверждение о том, что это Fanum Voltumnae, также подтверждается тем фактом, что эта территория постоянно использовалась в религиозных целях начиная с 6-го века до нашей эры до 15-го века. В последующие века на нем были построены римские храмы, а последняя церковь была возведена здесь в 12 веке.
В ноябре 2014 года археолог Симонетта Стоппони объявила об обнаружении полихромной терракотовой мужской головы этрусского бога в районе Орвието. «Голова очень красивая и хорошо сохранилась», — сказал Стоппони. «Это важное открытие, как и храм» размером 12 на 18 метров (39 футов × 59 футов). Также были раскопаны главный храм и священный путь. [8]
Баньореджо
[ редактировать ]Некоторые современные ученые выдвинули гипотезу, что Fanum Voltumnae находился в Баньореджо (вероятно, на холме Чивита-ди-Баньореджо ), в прошлом владении Орвието и этрусским городом-крепостью. [9]
Тускания
[ редактировать ]До открытий в районе Орвието археологический памятник Гуадо Чинто , некрополь , включающий Гробницу королевы недалеко от Тускании , был одним из наиболее известных мест Фанум Вольтумнае.
Витербо
[ редактировать ]Эта гипотеза, выдвинутая в 1950-х годах Марио Синьорелли (1905–1990), итальянским учителем музыки, определила священный лес этрусков в периферийных районах Витербо под названием Риелло и Маккиа-Гранде . Эта область была центральной частью священного леса и охранялась четырьмя городами-хранителями, которые не позволяли ее раскрыть непосвященным. Четырьмя городами были: Ференте (т.е. Ферентиум ), Аксия (т.е. Кастель д'Ассо ), Вркле (Оркла, центр сегодняшней Норкии ), Лузерна (т.е. Мусарна ). Работы Синьорелли последовали за сочинениями фальсификатора пятнадцатого века и монаха доминиканского ордена Аннио да Витербо (1432–1502), который посвятил свою жизнь сбору легенд и преданий, приписываемых этрускам, и созданию документов, подтверждающих его историю. .
Геральдические значки Витербо окружены буквами FAVL (читается как FAUL), которые выглядят как зашифрованный глобус. Неясно, к чему они относятся, но некоторые утверждают, что это инициалы городов-охранителей, а некоторые утверждают, что они относятся к начальным слогам Fanum Voltumnae. Последнее было подтверждено в девятнадцатом веке Франческо Ориоли, который также предположил, что собор Витербо был построен на месте Фанума, в римском поселении Каструм Геркулис . Витербо, поскольку в нем находится церковь Санта-Мария-ин-Вольтурна , можно считать имеющим некоторые претензии к Фануму.
Монтефиасконе
[ редактировать ]Аннио Витербо в своих 17 томах « Древностей» (опубликованных в 1498 году) приписывал основание этрусского Fanum Voltumnae древнему населению, известному как фалиски (союзники этрусков, наряду с капенатами , во времена войн между Римом и Вейями). , 406–396 до н. э.). В их честь был назван город Монтефиасконе ( Mons Faliscorum , то есть Гора Фалиски ) . Британский исследователь Джордж Деннис , хотя и без каких-либо документальных подтверждений, поддерживал Монтефиасконе как священное место, где государства Этрусской лиги периодически встречались для обсуждения военных и политических вопросов и выбора лукумо (эквивалента Великого Понтифика ).
Стороны
[ редактировать ]Весной 1988 года была опубликована новость о том, что Fanum Voltumnae наконец-то обнаружен на вулканическом хребте озера Больсена . [10] На холме (633 м над уровнем моря), известном как Поджо Евангелиста (коммуна Латера ), сохранились руины храма, явно расположенного в стратегическом месте, с широким видом на Умбрию , Лацио и Тоскану (Берлинго и Тимпери, 1995). Вероятно, это священное этрусское культовое место, датируемое VI-IV веками до нашей эры.
Валентано
[ редактировать ]В 1976 и 1977 годах датские раскопки проводились в Монте-Бекко (на высоте 556 м над уровнем моря), в районе Валентано , недалеко от озера Меццано (древнее озеро Статониенсис). [11] Следы этрусского присутствия, в том числе стены, бронзовые инструменты и черепица, были обнаружены во время исследовательской миссии. На одной из плиток были высечены все символы этрусского алфавита . Это место также было указано как одно из возможных мест расположения Фанума.
Больсена
[ редактировать ]Эту гипотезу поддерживает Анджело Тимпери, инспектор и археолог Soprintendenza per i Beni Archeologici dell'Etruria Meridionale , выполняющий роли и обязанности за восточную сторону озера Больсена и археологическую зону Поджо Москини в Больсене . Его идея состоит в том, что Fanum Voltumnae представлял собой большую территорию с центром древнего этрусского, а затем римского города Вельзна , расположенного на берегу Lacus Volsiniensis (современное озеро Больсена ). Этот вывод основан как на археологических, так и на эпиграфических открытиях, а также подтверждается стратиграфическими реконструкциями и архивными записями. [12]
Сан Лоренцо Нуово
[ редактировать ]Другая гипотеза [13] предполагает, что федеральная святыня этрусков располагалась к северному побережью озера Больсена , в месте, известном как Чивита-ди-Гротте-ди-Кастро , равнинной местности недалеко от церкви Сан-Джованни-ин-Валь-ди-Лаго (в настоящее время в коммуне Сан -Джованни-ди-Лаго). Лоренцо Нуово ). Эта гипотеза (также поддержанная Луиджи Катеной [14] ) исходит из другого исследования, основанного на так называемом Rescritto di Spello. [15] [16] ( Рескрипт Хиспелума), изданный императором Константином I между 333 и 337 годами нашей эры, чтобы разрешить умбрийцам ежегодное празднование:
Мы – император Цезарь Флавий Константин Максим Германик Сарматик Максим Готик Виктор Триумфатор Август и [его сыновья] Флавий Константин и Флавий Юлий Констанций и Флавий Констант – охватываем своим неустанным вниманием и заботой все, действительно, что приносит пользу человеческому обществу; но это величайшая задача нашей предусмотрительности: чтобы все города, великолепный вид и красота которых выделяют их в глазах всех провинций и всех областей, не только сохранили свое прежнее достоинство, но и приобрели еще большее уважение благодаря грант нашей Благотворительности.
Поскольку вы действительно утверждаете, что вы были присоединены к Тусии таким образом, что по установившейся традиции древних обычаев вы и вышеупомянутый народ Тушии каждые два года по очереди создают жрецов, которые устраивают театральные представления и гладиаторские бои. шоу в Вольсинии, город Тусия; но что из-за крутизны гор и трудностей пути через леса туда вы самым искренним образом просите, чтобы вашему священнику было дано разрешение отказаться от необходимости ехать в Вольсинии, чтобы отпраздновать выставку; и что мы дадим имя по нашему когномену общине, которая теперь носит имя Hispellum и которая, как вы утверждаете, примыкает к Фламиниевой дороге и лежит вдоль нее и в которой строится храм семьи Флавиев поистине великолепного качества. достоин величия своего имени; и что там священник, которого Умбрия выбирает ежегодно, устроит фестиваль театральных постановок и гладиаторских представлений; и что этот обычай останется в отношении Тусии: что священник, созданный в Вольсиниях, будет праздновать, как это было у него в обыкновении, наблюдение вышеупомянутых зрелищ в этом месте: наше согласие с радостью предоставляется на вашу молитву и желание.
Ибо от нашего собственного имени мы удостаиваем общину Хипеллума вечное имя, имя, заслуживающее уважения, так что впредь вышеупомянутый город будет называться Флавией Констанс ; и в его центре мы желаем, как вы желаете, чтобы храм нашей семьи Флавиев был завершен великолепной работы, но с добавлением этого правила: ни один храм, посвященный нашему имени, не должен быть осквернен обманами какой-либо заразной и неразумной религиозной веры. ; и поэтому мы также разрешаем вам устраивать выставки в вышеупомянутой общине, хотя и таким образом, чтобы, как было сказано, празднование Вольсиний также не вышло из употребления с течением веков, но чтобы и там вышеупомянутое празднование также должно было быть организовано жрецы, выбранные из Тусии.
Таким образом, действительно, не покажется, что наши действия особенно умаляют что-либо от старых обычаев; и вы, просящие нас по вышеуказанным причинам, возрадуетесь, что получили то, о чем искренне просили.
Это первый документ, который позволяет разместить Фанум в Вольсиниях – или, по крайней мере, на территории Вольсиний. В документе говорится, что ежегодный этрусский праздник ( concilium principum Etruriae отмечался близ Вольсиниоса ) , включавший игры и бои гладиаторов , а также выборы федеральных жрецов . Документ датируется 4 веком нашей эры, поэтому географическое указание в нем может относиться только к Volsinii Novi , то есть Bolsena , а не к Velzna (латинизированное Volsinii Veteres , в настоящее время Orvieto ), город, который римляне завоевали и разрушили более пяти столетий назад. . [17] Новый свет в эту область проливают британские и датские исследования. [18] Священный рескрипт , найденный в 1733 году, был признан ложным итальянским историком Людовико Антонио Муратори в его Novus Thesaurus Veterum Inscriptionum (стр. 1791–1795). [19] Новые открытия в ходе продолжающихся раскопок были сделаны в локациях «Альфина» и «Монте Ландро». [20] командой, координируемой Адриано Маджиани. Архивировано 27 сентября 2011 г. в Wayback Machine (преподаватель этрускологии и курсивной археологии. Архивировано 27 сентября 2011 г. в Wayback Machine в Венецианском университете Ка' Фоскари ), что может пролить новый свет на этрусскую культуру в Сан-Лоренцо. Нуово [например, гробница Маккарино и другие этрусские гробницы в Сан-Лоренцо-Нуово [21] ]. Этрусское зеркало , выставленное в Британском музее, было найдено в гробнице на территории Сан-Лоренцо-Нуово.
Остров Бисентина
[ редактировать ]На озере Больсена остров Бисентина (коммуна Каподимонте ) также считается священным островом этрусков, возможным местом для Фанума и воротами в подземный мир Агарти . Святилище , расположенное на острове, не расположенном в море, было бы доступно для священников и королей 12 городов (и их ближайшего окружения), а их защита во время религиозных и политических собраний обеспечивалась горсткой вооруженных людей.Итальянская телевизионная программа «Вояджер» (1 октября 2003 г.) поддержала эту гипотезу, предложив этрускам параллелизм с населением инков , которые также выбрали один из озера Титикака островов в качестве своего омфала .
Действительно, не только инки, но по тем же причинам различные народы решили воздвигнуть свои самые выдающиеся святилища на священных островах: египтяне в Филах ; греки на Делосе ; германцы в в Гельголанде и Северном море на острове богини Нертус в Балтийском море ; кельты правили в Гавринисе , недалеко от бретонского побережья во Франции, в Ионе в Шотландии и т. д. Эта гипотеза находит своего рода подтверждение в поэме « Теогония » греческого устного поэта Гесиода (8–7 вв. до н.э.): «Они над знаменитыми тиренианцами, очень далеко, в глубине святых островов».
Питильяно
[ редактировать ]В «Сакральной географии» Джованни Фео представляет свои исследования. [22] проводились над долиной реки Фиора , в коммуне Питильяно . [23] набор мегалитических Здесь был обнаружен реликвий с астрономическими функциями, а также гравированные скальные сооружения культурного назначения. Подобные открытия свидетельствуют о существовании священной территории, первоначально застроенной доэтрусской цивилизацией, обосновавшейся недалеко от озера Больсена и позднее избранной этрусками своим религиозным центром. Джованни Фео также указал границы этой священной области, которая ограничивала Фанум, разделенную на четыре части, сосредоточенные вокруг точки пересечения земных и небесных богов.
Фарнезе
[ редактировать ]Предполагается, что в коммуне Фарнезе , в глубине Сельва-дель-Ламоне , местность Вольтоне получила свое название от священного храма, посвященного Вольтумне. Вольтоне окружен многочисленными археологическими памятниками, такими как Сована , Кастро , Вульчи и Тарквиния , которые свидетельствуют о культуре этрусков.
Тарквиния
[ редактировать ]По словам Альберто Пальмуччи, [24] Fanum Voltumnae может быть знаменитым храмом Ара делла Регина , [25] самый большой храм Этрурии , посвященный Тинии , богу неба и высшему богу в этрусской мифологии (эквивалент римского Юпитера и греческого Зевса ).Единственное изображение этого бога - изображение на зеркале, показывающее, как он посещает урок ( гаруспичности ) , данный в Тарквинии культурному герою Тархону пророком гадания Тагесом . [26] Греческий историк Страбон утверждает, что символы этрусской федеральной власти были перенесены в Рим из Тарквинии.
В археологическом музее Тарквинии находится этрусский сосуд (начало VII века до н. э.) с посвящением богу Вертуну (лат. Vertumnus, Voltumna). Оно происходит с почти этрусского кладбища.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ См . Теменос .
- ^ Ливий, Ab Urbe condita , IV, 23, 25, 61; V, 17, VI, 2. События отнесены соответственно к 434, 433, 405, 397 и 389 годам до н.э.
- ^ «L'Etruria ed il Fanum Voltumnae» . Альта Тушия, Терра Антика (на итальянском языке). 5 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2010 года . Проверено 13 октября 2015 г.
- ^ Vetralla Pictures (6 сентября 2007 г.). «Фанум Вольтумнае?» . Ютуб. Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 17 августа 2014 г.
- ↑ Франческо Сканагатта, «Орвието: появляются dagli scavi il Fanum Voltumnae» (на итальянском языке) 22 августа 2007 г.
- ^ Дэвид Уилли, Обнаружено сокровище древнего мира. 4 октября 2007 г. bbc.co.uk (Стоппони, также пишется Стоппани)
- ^ Fanum Voltumnae: Парламент Этрусской лиги. Мировая Археология 2007 Выпуск 26
- ^ «Голова этрусского бога, найденная в Орвието ». Аднкронос (на итальянском языке). 20 ноября 2014 года . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Этрусские находки в Баньореджо» .
- ^ «Вольтумния: в поисках затерянного храма: Коммуникационный фронт» . Stampaltraterna.it (на итальянском языке). 4 марта 2010 г. Проверено 17 августа 2014 г.
- ^ Риджуэй, 1979–1980 гг.
- ^ Тимпери, 2010 г.
- ^ Пелоси и Фортунати, 1998 г.
- ↑ Corriere di Viterbo , 6 сентября 2006 г.
- ^ Коарелли, 2001.
- ↑ Рескрипт Константина в пользу Спелло. Архивировано 12 декабря 2013 г. в Wayback Machine (оригинал на латыни и перевод на итальянский).
- ^ По словам средневекового византийского писателя Зонары , Epitome storica , 8, 7, 4–8
- ^ Франческо Барбано, Археологические раскопки в верхней Тусии , Il Messaggero , 11 октября 2007 г.
- ^ «Fanum Voltumnae a Tarquinia – Другой блог MyBlog» . Fanumvoltumnae.myblog.it 30 января 2013 г. Проверено 17 августа 2014 г.
- ^ «На Альфине были обнаружены руины этрусского храма IV века до нашей эры» Orvieto News. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ «Луиджи Катена» . Фейсбук .
- ^ Голос, 2006
- ↑ Corriere di Viterbo , 2 апреля 2007 г.
- ^ «АЛЬБЕРТО ПАЛЬМУЧЧИ – Филологические операции» . Digilander.libero.it . Проверено 17 августа 2014 г.
- ^ Палмуччи, 2007 г.
- ^ https://web.archive.org/web/20120326104152/http://www.originieruschi.it/public/origini/wp-content/uploads/2010/11/3.Tagete-Tuscania.jpg . Архивировано из оригинала 26 марта 2012 года . Проверено 30 июня 2011 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )
Источники
[ редактировать ]- Берлинго, Ирен; Анджело Тимпери (1995). Больсена и ее озеро . Рим: Квазар.
- Коарелли Филиппо, «Рескрипт Спелло и «этническое» святилище умбрийцев, христианская Умбрия. От распространения культа к культу святых (4–10 века)», Труды 15-го Международного конгресса исследований по Раннее средневековье, Сполето, 23–28 октября 2000 г., Сполето, 2001, 737–747.
- Фео, Джованни (2006). Сакральная география . Альтернативная печать.
- Лигота, Кристофер Р. (1987). «Анний Витербо и исторический метод». Журнал Институтов Варбурга и Курто . 50 : 44–56. дои : 10.2307/751317 . JSTOR 751317 . S2CID 191960635 .
- Пальмуччи Альберто, «Виргилий, Геродот, ДНК и происхождение этрусков (Корито Тарквиния)». «Ауфидус» (Кафедра античных наук Университета Бари; Кафедра исследований древнего мира Университета Рома Тре», 2007, № 62-63, стр. 116, сс.
- Пелоси Тонино, Фортунати Фабио, Гипотеза о «Fanum Voltumnae»... последней великой тайне этрусков, Больсена, 1998.
- Риджуэй, Дэвид (1979–1980). «Археология на Сардинии и Этрурии, 1974–1979». Археологические отчеты . 26 : 54–70. дои : 10.2307/581176 . JSTOR 581176 . S2CID 129097614 .
- Синьорелли, Марио (1973). Тайные пути этрусков . Милан: Издательство SugarCo.
- Синьорелли, Марио (1977). В галлюцинаторном мире этрусков . Милан: Издательство SugarCo.
- Синьорелли, Марио (1966). По тропам этрусских лукумони . Витербо: Кватрини.
- Тимпери, Анджело (2010). Fanum Voltumnae в Больсене – благодаря Вольтумне . Витербо: издатель S.Ed.