Jump to content

Фанум Вольтумна

Fanum Voltumnae святилище Вольтумны » главным святилищем этрусков ) было ; фанум означает священное место, гораздо более широкое понятие, чем отдельный храм. [1] В многочисленных источниках упоминается союз «Двенадцати народов» ( лукумоний ) Этрурии , созданный для религиозных целей, но, очевидно, имевший некоторые политические функции. Этрусский союз двенадцати городов-государств ежегодно собирался в Фануме, расположенном в месте, выбранном как омфалос (священный пуп), географическом и духовном центре всей этрусской нации. Каждую весну политические и религиозные лидеры городов собирались, чтобы обсудить военные кампании и гражданские дела и помолиться своим общим богам. Главным среди них был Вольтумна (или Вельта ), возможно, государственный бог Этрурии .

Римский историк Ливий пять раз упоминал Fanum Voltumnae в своих произведениях. [2] и указал «... apud Volsinios ...» как место, где находилась святыня. Современные историки ищут Фанум, по крайней мере, с 15-го века, но точное местонахождение святыни до сих пор неизвестно, хотя, возможно, она находилась в районе недалеко от современного Орвието , который многие считали древним Вольсиниями . Ливий описывает встречи, происходившие в Фануме между этрусскими лидерами. Ливий, в частности, упоминает встречу, на которой две группы обратились с просьбой оказать помощь городу Вейи в войне, которую он вел. Ответ совета был отрицательным, потому что Вейи объявил войну, не уведомив об этом заранее. Ливий также говорит, что римские купцы, приехавшие на огромную ярмарку, приуроченную к встрече, действовали как шпионы, донося властям города-государства Рима о делах этрусков. Ливий был единственным, кто упомянул бога Вольтумну , тогда как Марк Теренций Варрон указал на бога-князя Этрурии. Латинский поэт-элегик Проперций пишет об этрусском боге, привезенном в Рим из Вельзны (города Орвието ). [3] То, что Фанум находился где-то в центральной Италии , в районе между Орвието и Витербо, вполне вероятно, но, поскольку Ливий не дал никаких сведений о его местонахождении и поскольку никакие надписи не пролили свет на этот вопрос, в настоящее время это может быть всего лишь чистой догадкой. назначить ему тот или иной конкретный сайт.

Гипотезы

[ редактировать ]

Самая распространенная гипотеза помещает святыню в Орвието. [4] Урбс Ветус Средние века отождествляется с этрусской Велзна учеными , латинской Вольсинии , завоеванной римлянами в 264 г. до н.э. Ливий , Плиний , Флор , Гораций , Метродор из Скепсиса , все принадлежащие ко II веку до нашей эры, ясно говорят о древних Вольсиниях, но никогда в отношении Fanum Voltumnae. В конце XIX века археологи раскопали части стен и нашли большое количество глиняной посуды, и на основе этих находок в 1930-х годах археолог Джеральберто Букколини выдвинул гипотезу о том, что Фанум находился у подножия туфа Орвието. [5] В частности, был обнаружен Храм Бельведер и идентифицирован как Храм Нортии .

В сентябре 2006 года Симонетта Стоппони, профессор италийской археологии и этрускологии в Университете Мачераты (Италия), после обширных раскопок (начатых в 2000 году и финансируемых банком Монте дей Паски ди Сиена с разрешения министра) на участке недалеко от горного города Орвието ( эспланада Арконе , бывшая Кампо делла Фьера , небольшое хозяйство Джардино делла Регина ) объявил, что место у подножия умбрийского города, вероятно, было местом расположения Fanum Voltumnae. [6] [7] «Он обладает всеми характеристиками очень важного храма, и именно этого храма», - сказала она.

Перечисляя некоторые из этих характеристик, она упомянула «масштаб сооружения, его сложную структуру и планировку, наличие колодцев и фонтанов, а также центрального храмового здания».

Выявлены сооружения различных периодов, распределенные на очень большой площади (подпорная стена в многоугольной кладке, мощеная улица и т. д.), а также множество фрагментов архитектурной терракоты восстановлено (среди которых есть некоторые подобные берлинским). , датируемый периодом от поздней архаики до эллинистических времен . Утверждение о том, что это Fanum Voltumnae, также подтверждается тем фактом, что эта территория постоянно использовалась в религиозных целях начиная с 6-го века до нашей эры до 15-го века. В последующие века на нем были построены римские храмы, а последняя церковь была возведена здесь в 12 веке.

В ноябре 2014 года археолог Симонетта Стоппони объявила об обнаружении полихромной терракотовой мужской головы этрусского бога в районе Орвието. «Голова очень красивая и хорошо сохранилась», — сказал Стоппони. «Это важное открытие, как и храм» размером 12 на 18 метров (39 футов × 59 футов). Также были раскопаны главный храм и священный путь. [8]

Баньореджо

[ редактировать ]

Некоторые современные ученые выдвинули гипотезу, что Fanum Voltumnae находился в Баньореджо (вероятно, на холме Чивита-ди-Баньореджо ), в прошлом владении Орвието и этрусским городом-крепостью. [9]

Тускания

[ редактировать ]

До открытий в районе Орвието археологический памятник Гуадо Чинто , некрополь , включающий Гробницу королевы недалеко от Тускании , был одним из наиболее известных мест Фанум Вольтумнае.

Эта гипотеза, выдвинутая в 1950-х годах Марио Синьорелли (1905–1990), итальянским учителем музыки, определила священный лес этрусков в периферийных районах Витербо под названием Риелло и Маккиа-Гранде . Эта область была центральной частью священного леса и охранялась четырьмя городами-хранителями, которые не позволяли ее раскрыть непосвященным. Четырьмя городами были: Ференте (т.е. Ферентиум ), Аксия (т.е. Кастель д'Ассо ), Вркле (Оркла, центр сегодняшней Норкии ), Лузерна (т.е. Мусарна ). Работы Синьорелли последовали за сочинениями фальсификатора пятнадцатого века и монаха доминиканского ордена Аннио да Витербо (1432–1502), который посвятил свою жизнь сбору легенд и преданий, приписываемых этрускам, и созданию документов, подтверждающих его историю. .

Геральдические значки Витербо окружены буквами FAVL (читается как FAUL), которые выглядят как зашифрованный глобус. Неясно, к чему они относятся, но некоторые утверждают, что это инициалы городов-охранителей, а некоторые утверждают, что они относятся к начальным слогам Fanum Voltumnae. Последнее было подтверждено в девятнадцатом веке Франческо Ориоли, который также предположил, что собор Витербо был построен на месте Фанума, в римском поселении Каструм Геркулис . Витербо, поскольку в нем находится церковь Санта-Мария-ин-Вольтурна , можно считать имеющим некоторые претензии к Фануму.

Монтефиасконе

[ редактировать ]

Аннио Витербо в своих 17 томах « Древностей» (опубликованных в 1498 году) приписывал основание этрусского Fanum Voltumnae древнему населению, известному как фалиски (союзники этрусков, наряду с капенатами , во времена войн между Римом и Вейями). , 406–396 до н. э.). В их честь был назван город Монтефиасконе ( Mons Faliscorum , то есть Гора Фалиски ) . Британский исследователь Джордж Деннис , хотя и без каких-либо документальных подтверждений, поддерживал Монтефиасконе как священное место, где государства Этрусской лиги периодически встречались для обсуждения военных и политических вопросов и выбора лукумо (эквивалента Великого Понтифика ).

Весной 1988 года была опубликована новость о том, что Fanum Voltumnae наконец-то обнаружен на вулканическом хребте озера Больсена . [10] На холме (633 м над уровнем моря), известном как Поджо Евангелиста (коммуна Латера ), сохранились руины храма, явно расположенного в стратегическом месте, с широким видом на Умбрию , Лацио и Тоскану (Берлинго и Тимпери, 1995). Вероятно, это священное этрусское культовое место, датируемое VI-IV веками до нашей эры.

Валентано

[ редактировать ]

В 1976 и 1977 годах датские раскопки проводились в Монте-Бекко (на высоте 556 м над уровнем моря), в районе Валентано , недалеко от озера Меццано (древнее озеро Статониенсис). [11] Следы этрусского присутствия, в том числе стены, бронзовые инструменты и черепица, были обнаружены во время исследовательской миссии. На одной из плиток были высечены все символы этрусского алфавита . Это место также было указано как одно из возможных мест расположения Фанума.

Больсена

[ редактировать ]

Эту гипотезу поддерживает Анджело Тимпери, инспектор и археолог Soprintendenza per i Beni Archeologici dell'Etruria Meridionale , выполняющий роли и обязанности за восточную сторону озера Больсена и археологическую зону Поджо Москини в Больсене . Его идея состоит в том, что Fanum Voltumnae представлял собой большую территорию с центром древнего этрусского, а затем римского города Вельзна , расположенного на берегу Lacus Volsiniensis (современное озеро Больсена ). Этот вывод основан как на археологических, так и на эпиграфических открытиях, а также подтверждается стратиграфическими реконструкциями и архивными записями. [12]

Сан Лоренцо Нуово

[ редактировать ]

Другая гипотеза [13] предполагает, что федеральная святыня этрусков располагалась к северному побережью озера Больсена , в месте, известном как Чивита-ди-Гротте-ди-Кастро , равнинной местности недалеко от церкви Сан-Джованни-ин-Валь-ди-Лаго (в настоящее время в коммуне Сан -Джованни-ди-Лаго). Лоренцо Нуово ). Эта гипотеза (также поддержанная Луиджи Катеной [14] ) исходит из другого исследования, основанного на так называемом Rescritto di Spello. [15] [16] ( Рескрипт Хиспелума), изданный императором Константином I между 333 и 337 годами нашей эры, чтобы разрешить умбрийцам ежегодное празднование:

Мы – император Цезарь Флавий Константин Максим Германик Сарматик Максим Готик Виктор Триумфатор Август и [его сыновья] Флавий Константин и Флавий Юлий Констанций и Флавий Констант – охватываем своим неустанным вниманием и заботой все, действительно, что приносит пользу человеческому обществу; но это величайшая задача нашей предусмотрительности: чтобы все города, великолепный вид и красота которых выделяют их в глазах всех провинций и всех областей, не только сохранили свое прежнее достоинство, но и приобрели еще большее уважение благодаря грант нашей Благотворительности.

Поскольку вы действительно утверждаете, что вы были присоединены к Тусии таким образом, что по установившейся традиции древних обычаев вы и вышеупомянутый народ Тушии каждые два года по очереди создают жрецов, которые устраивают театральные представления и гладиаторские бои. шоу в Вольсинии, город Тусия; но что из-за крутизны гор и трудностей пути через леса туда вы самым искренним образом просите, чтобы вашему священнику было дано разрешение отказаться от необходимости ехать в Вольсинии, чтобы отпраздновать выставку; и что мы дадим имя по нашему когномену общине, которая теперь носит имя Hispellum и которая, как вы утверждаете, примыкает к Фламиниевой дороге и лежит вдоль нее и в которой строится храм семьи Флавиев поистине великолепного качества. достоин величия своего имени; и что там священник, которого Умбрия выбирает ежегодно, устроит фестиваль театральных постановок и гладиаторских представлений; и что этот обычай останется в отношении Тусии: что священник, созданный в Вольсиниях, будет праздновать, как это было у него в обыкновении, наблюдение вышеупомянутых зрелищ в этом месте: наше согласие с радостью предоставляется на вашу молитву и желание.

Ибо от нашего собственного имени мы удостаиваем общину Хипеллума вечное имя, имя, заслуживающее уважения, так что впредь вышеупомянутый город будет называться Флавией Констанс ; и в его центре мы желаем, как вы желаете, чтобы храм нашей семьи Флавиев был завершен великолепной работы, но с добавлением этого правила: ни один храм, посвященный нашему имени, не должен быть осквернен обманами какой-либо заразной и неразумной религиозной веры. ; и поэтому мы также разрешаем вам устраивать выставки в вышеупомянутой общине, хотя и таким образом, чтобы, как было сказано, празднование Вольсиний также не вышло из употребления с течением веков, но чтобы и там вышеупомянутое празднование также должно было быть организовано жрецы, выбранные из Тусии.

Таким образом, действительно, не покажется, что наши действия особенно умаляют что-либо от старых обычаев; и вы, просящие нас по вышеуказанным причинам, возрадуетесь, что получили то, о чем искренне просили.

Это первый документ, который позволяет разместить Фанум в Вольсиниях – или, по крайней мере, на территории Вольсиний. В документе говорится, что ежегодный этрусский праздник ( concilium principum Etruriae отмечался близ Вольсиниоса ) , включавший игры и бои гладиаторов , а также выборы федеральных жрецов . Документ датируется 4 веком нашей эры, поэтому географическое указание в нем может относиться только к Volsinii Novi , то есть Bolsena , а не к Velzna (латинизированное Volsinii Veteres , в настоящее время Orvieto ), город, который римляне завоевали и разрушили более пяти столетий назад. . [17] Новый свет в эту область проливают британские и датские исследования. [18] Священный рескрипт , найденный в 1733 году, был признан ложным итальянским историком Людовико Антонио Муратори в его Novus Thesaurus Veterum Inscriptionum (стр. 1791–1795). [19] Новые открытия в ходе продолжающихся раскопок были сделаны в локациях «Альфина» и «Монте Ландро». [20] командой, координируемой Адриано Маджиани. Архивировано 27 сентября 2011 г. в Wayback Machine (преподаватель этрускологии и курсивной археологии. Архивировано 27 сентября 2011 г. в Wayback Machine в Венецианском университете Ка' Фоскари ), что может пролить новый свет на этрусскую культуру в Сан-Лоренцо. Нуово [например, гробница Маккарино и другие этрусские гробницы в Сан-Лоренцо-Нуово [21] ]. Этрусское зеркало , выставленное в Британском музее, было найдено в гробнице на территории Сан-Лоренцо-Нуово.

Остров Бисентина

[ редактировать ]

На озере Больсена остров Бисентина (коммуна Каподимонте ) также считается священным островом этрусков, возможным местом для Фанума и воротами в подземный мир Агарти . Святилище , расположенное на острове, не расположенном в море, было бы доступно для священников и королей 12 городов (и их ближайшего окружения), а их защита во время религиозных и политических собраний обеспечивалась горсткой вооруженных людей.Итальянская телевизионная программа «Вояджер» (1 октября 2003 г.) поддержала эту гипотезу, предложив этрускам параллелизм с населением инков , которые также выбрали один из озера Титикака островов в качестве своего омфала .

Действительно, не только инки, но по тем же причинам различные народы решили воздвигнуть свои самые выдающиеся святилища на священных островах: египтяне в Филах ; греки на Делосе ; германцы в в Гельголанде и Северном море на острове богини Нертус в Балтийском море ; кельты правили в Гавринисе , недалеко от бретонского побережья во Франции, в Ионе в Шотландии и т. д. Эта гипотеза находит своего рода подтверждение в поэме « Теогония » греческого устного поэта Гесиода (8–7 вв. до н.э.): «Они над знаменитыми тиренианцами, очень далеко, в глубине святых островов».

Питильяно

[ редактировать ]

В «Сакральной географии» Джованни Фео представляет свои исследования. [22] проводились над долиной реки Фиора , в коммуне Питильяно . [23] набор мегалитических Здесь был обнаружен реликвий с астрономическими функциями, а также гравированные скальные сооружения культурного назначения. Подобные открытия свидетельствуют о существовании священной территории, первоначально застроенной доэтрусской цивилизацией, обосновавшейся недалеко от озера Больсена и позднее избранной этрусками своим религиозным центром. Джованни Фео также указал границы этой священной области, которая ограничивала Фанум, разделенную на четыре части, сосредоточенные вокруг точки пересечения земных и небесных богов.

Предполагается, что в коммуне Фарнезе , в глубине Сельва-дель-Ламоне , местность Вольтоне получила свое название от священного храма, посвященного Вольтумне. Вольтоне окружен многочисленными археологическими памятниками, такими как Сована , Кастро , Вульчи и Тарквиния , которые свидетельствуют о культуре этрусков.

Тарквиния

[ редактировать ]

По словам Альберто Пальмуччи, [24] Fanum Voltumnae может быть знаменитым храмом Ара делла Регина , [25] самый большой храм Этрурии , посвященный Тинии , богу неба и высшему богу в этрусской мифологии (эквивалент римского Юпитера и греческого Зевса ).Единственное изображение этого бога - изображение на зеркале, показывающее, как он посещает урок ( гаруспичности ) , данный в Тарквинии культурному герою Тархону пророком гадания Тагесом . [26] Греческий историк Страбон утверждает, что символы этрусской федеральной власти были перенесены в Рим из Тарквинии.

В археологическом музее Тарквинии находится этрусский сосуд (начало VII века до н. э.) с посвящением богу Вертуну (лат. Vertumnus, Voltumna). Оно происходит с почти этрусского кладбища.

  1. ^ См . Теменос .
  2. ^ Ливий, Ab Urbe condita , IV, 23, 25, 61; V, 17, VI, 2. События отнесены соответственно к 434, 433, 405, 397 и 389 годам до н.э.
  3. ^ «L'Etruria ed il Fanum Voltumnae» . Альта Тушия, Терра Антика (на итальянском языке). 5 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2010 года . Проверено 13 октября 2015 г.
  4. ^ Vetralla Pictures (6 сентября 2007 г.). «Фанум Вольтумнае?» . Ютуб. Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 17 августа 2014 г.
  5. Франческо Сканагатта, «Орвието: появляются dagli scavi il Fanum Voltumnae» (на итальянском языке) 22 августа 2007 г.
  6. ^ Дэвид Уилли, Обнаружено сокровище древнего мира. 4 октября 2007 г. bbc.co.uk (Стоппони, также пишется Стоппани)
  7. ^ Fanum Voltumnae: Парламент Этрусской лиги. Мировая Археология 2007 Выпуск 26
  8. ^ «Голова этрусского бога, найденная в Орвието ». Аднкронос (на итальянском языке). 20 ноября 2014 года . Проверено 27 марта 2020 г.
  9. ^ «Этрусские находки в Баньореджо» .
  10. ^ «Вольтумния: в поисках затерянного храма: Коммуникационный фронт» . Stampaltraterna.it (на итальянском языке). 4 марта 2010 г. Проверено 17 августа 2014 г.
  11. ^ Риджуэй, 1979–1980 гг.
  12. ^ Тимпери, 2010 г.
  13. ^ Пелоси и Фортунати, 1998 г.
  14. Corriere di Viterbo , 6 сентября 2006 г.
  15. ^ Коарелли, 2001.
  16. Рескрипт Константина в пользу Спелло. Архивировано 12 декабря 2013 г. в Wayback Machine (оригинал на латыни и перевод на итальянский).
  17. ^ По словам средневекового византийского писателя Зонары , Epitome storica , 8, 7, 4–8
  18. ^ Франческо Барбано, Археологические раскопки в верхней Тусии , Il Messaggero , 11 октября 2007 г.
  19. ^ «Fanum Voltumnae a Tarquinia – Другой блог MyBlog» . Fanumvoltumnae.myblog.it 30 января 2013 г. Проверено 17 августа 2014 г.
  20. ^ «На Альфине были обнаружены руины этрусского храма IV века до нашей эры» Orvieto News. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 25 июня 2011 г.
  21. ^ «Луиджи Катена» . Фейсбук .
  22. ^ Голос, 2006
  23. Corriere di Viterbo , 2 апреля 2007 г.
  24. ^ «АЛЬБЕРТО ПАЛЬМУЧЧИ – Филологические операции» . Digilander.libero.it . Проверено 17 августа 2014 г.
  25. ^ Палмуччи, 2007 г.
  26. ^ https://web.archive.org/web/20120326104152/http://www.originieruschi.it/public/origini/wp-content/uploads/2010/11/3.Tagete-Tuscania.jpg . Архивировано из оригинала 26 марта 2012 года . Проверено 30 июня 2011 г. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )

Источники

[ редактировать ]
  • Берлинго, Ирен; Анджело Тимпери (1995). Больсена и ее озеро . Рим: Квазар.
  • Коарелли Филиппо, «Рескрипт Спелло и «этническое» святилище умбрийцев, христианская Умбрия. От распространения культа к культу святых (4–10 века)», Труды 15-го Международного конгресса исследований по Раннее средневековье, Сполето, 23–28 октября 2000 г., Сполето, 2001, 737–747.
  • Фео, Джованни (2006). Сакральная география . Альтернативная печать.
  • Лигота, Кристофер Р. (1987). «Анний Витербо и исторический метод». Журнал Институтов Варбурга и Курто . 50 : 44–56. дои : 10.2307/751317 . JSTOR   751317 . S2CID   191960635 .
  • Пальмуччи Альберто, «Виргилий, Геродот, ДНК и происхождение этрусков (Корито Тарквиния)». «Ауфидус» (Кафедра античных наук Университета Бари; Кафедра исследований древнего мира Университета Рома Тре», 2007, № 62-63, стр. 116, сс.
  • Пелоси Тонино, Фортунати Фабио, Гипотеза о «Fanum Voltumnae»... последней великой тайне этрусков, Больсена, 1998.
  • Риджуэй, Дэвид (1979–1980). «Археология на Сардинии и Этрурии, 1974–1979». Археологические отчеты . 26 : 54–70. дои : 10.2307/581176 . JSTOR   581176 . S2CID   129097614 .
  • Синьорелли, Марио (1973). Тайные пути этрусков . Милан: Издательство SugarCo.
  • Синьорелли, Марио (1977). В галлюцинаторном мире этрусков . Милан: Издательство SugarCo.
  • Синьорелли, Марио (1966). По тропам этрусских лукумони . Витербо: Кватрини.
  • Тимпери, Анджело (2010). Fanum Voltumnae в Больсене – благодаря Вольтумне . Витербо: издатель S.Ed.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 639c85514ea377a504ccbf33ede32440__1712043540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/40/639c85514ea377a504ccbf33ede32440.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fanum Voltumnae - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)