Пирги
Пирги ( Пирг по-этрусски) изначально был древним этрусским городом и портом в Лациуме , центральная Италия , к северо-западу от Цере . Сейчас на его месте находится район Санта-Севера . Он примечателен обнаружением здесь золотых табличек – исключительного эпиграфического документа с редкими текстами на финикийском и этрусском языках, а также исключительных терракотовых статуй на фронтоне храма.
Раскопки
[ редактировать ]Раскопки Римского университета Сапиенца с 1957 года были сосредоточены на большом священном районе, включая монументальное святилище Уни (финикийской Астарты ) и культовую территорию Деметриака , самую древнюю из известных на сегодняшний день в Этрурии, посвященную паре божеств Сур/Сури. и Кавата . [1] В 2009 году к северу от Храма А был обнаружен блок церемониальных построек. [2]
История
[ редактировать ]Основание поселения приписывают пеласгам. [3] и датируется концом VII века до нашей эры. [4] Связь между великим этрусским городом Цере и побережьем обеспечивала дорога Цере-Пирги, впечатляющее инженерное произведение шириной 10 м и длиной 12 км, сравнимое с дорогой между Афинами и Пиреем . [5] Цере имел три важных порта: Пуникум ( Санта-Маринелла ), Пирги и Альсиум . Развитие Пирги было тесно связано с его выгодным положением на Тирренских морских путях. [6] и он стал главным портом Цере и принял его военно-морской флот. Обилие импортированных предметов в вотивных отложениях подчеркивает роль Пирги как ворот к морю, находящихся под контролем Цере, и его открытость для международных контактов с частым посещением этого района иностранными купцами.
В 384 г. до н.э. на город совершил набег Дионисий , который, высадив ночью свои войска, разграбил храм Илифии . [7] откуда он, как говорят, унес огромную сумму в 1000 талантов золотом и серебром. [8]
Примерно в 273 г. римляне угрожали Цере войной. [9] и для обеспечения мира оно отдало половину своей территории. [10] Затем римляне основали Приморскую колонию. [11] примерно в то же время в Пирги против этрусских пиратов и против потенциального пунического вторжения. [12] [13] [14] Колония была построена в виде прямоугольного форта. При этом храмовые постройки были ритуально разобраны и богослужения продолжались на открытом воздухе. [15]
Позже город поставлял рыбу в Рим и стал излюбленным летним курортом богатых патрициев, как и Пуникум на северо-западе, где сохранилось множество остатков больших древних вилл. Обе были станциями на прибрежной дороге Виа Аурелия . [16] В 416 году на его месте располагалась только большая вилла. [17]
Этрусское поселение
[ редактировать ]Пирги простирался вдоль берега, и два городских округа были разделены галечной дорогой и каждый обращен к одному из двух портов. Северный район представлял собой арку, построенную на скалистом мысе, который позже был занят римской колонией. Южный район включал в себя здания и, возможно, агору, граничащую на юге с другой широкой галечной дорогой. [18] Рядом, к югу от города, находилось религиозное святилище, одно из самых важных в Этрурии, которое посещали греки и финикийцы .
Сохранились остатки этрусских оборонительных городских стен, состоящих из многоугольных блоков известняка и песчаника, аккуратно соединенных между собой. Они окружали прямоугольную территорию размером примерно 200 х 220 м. Юго-западная оконечность разрушена морем.
Монументальное северное святилище
[ редактировать ]В ходе раскопок 1957 года были обнаружены остатки большого храма (храм А) с тройной целлой и исключительными терракотовыми статуями. [19] Позже было обнаружено, что храм находился в (северном) святилище, посвященном Илифии и Кавате (греч. Левкотея ) на площади 6000 м2. 2 ограничен боковой стеной и имеет два монументальных храма, самый старый из которых – «Б».
Храм B был построен около 510 г. до н.э. царем Цере Фефари Велианасом и представлял собой единственную целлу в греческом стиле, окруженную колоннами со всех сторон. Согласно надписям на золотых табличках, храм был посвящен финикийской богине Астарте (или Уни по-этрусски согласно табличкам), богине-воительнице и распределительнице любви, связанной с греческой Илифией . К храму примыкало широкое здание с двадцатью кельями, где жили жрицы божеств. Поэт Луцилий называл их «блудницами Пирги» (scorta Pyrgensia). [20]
Слева от храма в небольшом участке «С» с цилиндрическим алтарем находилась яма, посвященная культу подземного мира Тинии (этрусская версия Юпитера), который упоминается вместе с Уни в одной из бронзовых надписей, найденных вместе в том же ограждении. с золотыми листами.
Храм А, более внушительный, чем «Б», был построен около 470–460 гг. до н.э. также по инициативе города Цере, чтобы подтвердить свое владычество после поражения от сиракузян при Кумах в 474 г. до н.э. Он был посвящен Тесан , этрусской богине зари, связанной с Левкотеей, богиней моря и моряков. Он имел этрусский план с целлой и крыльями сзади, тремя рядами колонн спереди и был украшен великолепным мифологическим горельефом « Семеро против Фив », на котором Тидей пожирает череп своего противника Меланиппа .
Фронтон храма «А»
[ редактировать ]Терракотовый фронтон в задней части храма обращен ко входу в святилище. На нем изображены два наиболее драматичных эпизода греческого мифа «Семеро против Фив».
Горельеф датируется 470-460 годами до нашей эры. Уровень его композиции и стиля особенно высок, и он считается одним из шедевров всех времен. [21] Во-первых, наложение двух сцен не имеет эквивалента в архаической рельефной традиции, а во-вторых, стиль ее специфической «тосканской» традиции все еще вдохновлен позднеархаической эпохой, что является драгоценным свидетельством распространения греческого мифа в Этрурии. Воспроизведение драпировки, волос и бороды уже обозначает маньеристический стиль .
В середине-верхней части Зевс атакует Капанея , который взобрался на одни из ворот Фив. Пораженный божественным громом, аргивский герой неуклюже пятится, тщетно поднимая правую руку для удара, выкрикивая при этом гнев и боль. На заднем плане фиванский Полифонт удерживается богом. На переднем плане, внизу и по всей картине — «мрачная трапеза»: Тидей, упавший на землю и умирающий, хватает за плечи фиванца Меланиппа, также умирающего, и собирается сожрать его череп. Слева Афина пятится, ее тошнит от этой сцены, и держит в правой руке графин с зельем вечной жизни, которое Зевс приготовил для Тидеаса.
Никаких известных иконографических источников, послуживших моделями неизвестного мастера, вручную создавшего и слепившего глину для рельефа, не существует. Версия саги, вдохновившая художника, не та, что содержится в произведениях великих трагиков, пересказавших сюжеты фиванского цикла пятого века до нашей эры; это скорее тот, который недавно приписали [22] Стесихору . Гимерскому период , поэту, жившему между Сицилией и Великой Грецией в архаический Тема, выбранная заказчиком, свидетельствует о глубоком знании греческого мифа. Их послание, таким образом, ясно: с помощью богов фиванцы, подвергшиеся несправедливому нападению, одержали победу над свирепостью и высокомерием ( hybris ) аргивских противников. Рельеф несет в себе свидетельства осуждения тиранического hybris и превознесения божественной справедливости ( dike ) со стороны города Цере, которому принадлежало святилище. Его использование в качестве пропаганды новым политическим режимом в Цере также ясно из его местоположения, которое хорошо видно тем, кто прибывает на побережье по дороге из Цере.
Южное святилище Каваты и Сур/Сури.
[ редактировать ]Второе святилище было обнаружено в 1983 году южнее монументального. Для него характерно отсутствиекрупные религиозные постройки, но с разными типами алтарей и часовен без общего плана и с использованием строительных технологий и строительных материалов, аналогичных местным домам. Планировка и находки свидетельствуют о существовании таинственных и деметрических культов, старейшим и наиболее сложным примером которых является Этрурия.
Самое древнее сооружение, сацеллум «Бета» (530–520 гг. до н.э.), имеет крышу, украшенную акротериями бюстов Ахелоя , речного божества с человеческой головой и бычьими рогами, ушами и телом, а также антефиксами с женской головой, возможно, представляющими Нимфы. Вотивные отложения греческих ваз с этрусскими надписями свидетельствуют об их преданности культу божественной пары Каваты (похожей на греческую Кору-Персефону) и Сур/Сури (отождествляемой с подземным Аполлоном). [23]
После дионисийского разграбления южное святилище было заброшено и ритуально запечатано, а деятельность переместилась в северный сектор с созданием новой площади, на концах которой расположены четырехугольное здание Альфа (а) и эдикула Пи (р). ) первоначально украшен вотивными статуями.
Таблетки Пирги
[ редактировать ]В 1964 году здесь были найдены золотые Таблички Пирги , Фефари Велианаса «царя Цере», содержащие редкие тексты на финикийском и этрусском языках. [24] [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Саймон, Э (2006). «Боги в гармонии: Этрусский пантеон». В де Граммонде, Северная Каролина; Саймон, Э. (ред.). Религия этрусков. Издательство Техасского университета. ISBN 9780292782334. П 6.
- ^ Член парламента Бальоне и др. Пирги, гавань и святилище Цере: ландшафт, урбанистическое планирование и архитектурные особенности, Archeologia e Calcolatori 28.2, 2017, 201-210
- ^ Strabo: V, 2, 8
- ^ Колонна Г., Святилище Пирги от мифо-исторического истока до фронтонных горельефов Семерки и Левкотеи, «Науки древности», 10, 251-336.
- ^ Микетти Л.М., Маршрут Цере-Пирги во времена Тефари Велианаса. Святилище Монтетосто в Ле-Ламине-д'Оро через пятьдесят лет после его открытия. Археологические данные о Пирги в эпоху Тефари Велиана и связи с другими средиземноморскими реалиями. Proceedings of the Study Day (Рим 2015), «Науки древности», 21, 2, Рим, Квазар, 151-170.
- ^ Микетти Л.М., Порты: торговля, культурные связи, святилища и торговые центры, в Цере, Н. Томсон де Граммонд, LC Pieraccini (ред.), University of Texas Press, 73-86.
- ^ Страбон 5.2.8
- ^ Пей. 15.14
- ^ Тенни Франк, О завоевании Римом Сабинума, Пицена и Этрурии, Klio Vol. 11, (декабрь 1911 г.), стр. 367–381.
- ^ Кассий Дион, Римская история 10 фр. 33
- ^ ET Salmon, Морские колонии, Athenaeum, NS41 (1963) 3-33
- ^ Сервиус Эн. Х.184
- ^ Г. Грэм Мейсон. (1992). Аграрная роль Coloniae Maritimae: 338–241 гг. до н. э. Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, 41 (1), 75–87. http://www.jstor.org/stable/4436225
- ^ Ливий 36.3.6
- ^ Лаура М. Микетти, Scavi di Pyrgi, Archeo 443, 2022, стр. 43
- ^ Эшби 1911 , с. 689.
- ^ Рутилий Наматиан , Путешествие домой в Галлию 1. 223
- ^ Белелли Маркезини Б. и др. 2014, Анализ укреплений римской колонии и отношений с этрусским поселением, В. Белелли (редактор), Цере 6. Цере и Пирги: территория, дороги и укрепления, Рим-Пиза, Фабрицио Серра, 199 - 263.
- ^ Луиза Банти (1973). Этрусские города и их культура . Издательство Калифорнийского университета. стр. 51–. ISBN 978-0-520-01910-2 .
- ^ Луцилий 1271 г.
- ^ Лаура М. Микетти, Scavi di Pyrgi, Archeo 443, 2022, стр. 42
- ^ Чарльз Сигал, «Архаичная хоровая лирика» - П. Истерлинг и Э. Кенни (редакторы), Кембриджская история классической литературы I: греческая литература, Cambridge University Press (1985), стр. 200
- ^ Лаура М. Микетти, Scavi di Pyrgi, Archeo 443, 2022, стр. 32
- ^ Шмитц, Филип К. «Финикийский текст из этрусского святилища в Пирги» в журнале Американского восточного общества, Vol. 115, № 4 (октябрь-декабрь 1995 г.), стр. 559-575.
- ^ Джин Макинтош Турфа (16 июля 2012 г.). Угадание этрусского мира: бронтоскопический календарь и религиозная практика . Издательство Кембриджского университета. стр. 24–. ISBN 978-1-107-00907-3 .
- Атрибуция
свободном доступе : Эшби, Томас (1911). « Пирги ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 689.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится вВнешние ссылки
[ редактировать ]42 ° 00'54,81 "с.ш. 11 ° 57'48,29" в.д. / 42,0152250 ° с.ш. 11,9634139 ° в.д.