Танаквил
Танаквил ( Классическая латынь : [ˈtanakʷɪːɫ] ; Этрусское : Thanchvil ) была царицей Рима в браке с Тарквинием Приском , пятым царем Рима . [1]
Жизнь
[ редактировать ]Дочь могущественного этрусского рода в Тарквиниях , Этрурия , Танакиль думала, что из ее мужа получится хороший лидер, но, поскольку он был сыном иммигранта, он не смог получить власть в Тарквиниях, где они жили. Зная это, Танакиль посоветовал ему переехать в Рим, где в то время не доминировала сильная местная аристократия. Ее пророческие способности помогли ей сделать Тарквиния царем, а затем Сервия Туллия следующим царем. По дороге в Рим орел унес с Тарквиния шляпу, а затем вернул ее ему на голову. Танаквил истолковал это как знак того, что боги хотели, чтобы он стал королем. [2]
Пророчество Танакила в конечном итоге сбылось для Тарквина — в конце концов он подружился с королем Анком Марцием , который сделал Тарквина опекуном своих детей. [2] Когда король умер, прежде чем его дети достигли достаточного возраста, чтобы стать преемниками престола, Тарквиний использовал свою популярность в Комициях , чтобы быть избранным пятым царем Рима. [3] Он правил с 616 по 579 год до нашей эры.
У нее было четверо детей, две дочери и два сына, Луций Тарквиний Гордый , седьмой и последний царь Рима, и Аррун Тарквиний . Одна из ее дочерей, Тарквиния , вышла замуж за Сервия Туллия после того, как он сменил Тарквиния Приска на посту царя.
Танаквил сыграл роль в возвышении Сервия Туллия, шестого царя Рима. Воспитывая его как собственного ребенка, Танаквил считала, что Сервий станет следующим преемником престола. Ее мечты сбылись, когда однажды Сервий спал, и его голова была окружена пламенем. Огонь танцевал вокруг его головы, не причиняя ему вреда, а когда Сервий проснулся, огонь исчез. [4] [5] Воспринимая это как предзнаменование, Танаквил знал, что Сервий однажды станет королем. Когда Тарквиний был убит, Танакиль скрыла его смерть от своих подданных, вместо этого сообщив им, что Тарквиний был ранен и сам назначил Сервия регентом, пока ему не станет лучше. Завоевав уважение народа и возглавив царство, Сервий и Танаквил объявили о смерти Тарквиния. [6] [7] Сенат назначил Сервия королем, а сыновья Танаквила, Луций и Аррунс , женились на дочерях Сервия, Туллиях . [8]
Гайя Сесилия
[ редактировать ]Согласно альтернативной традиции, о которой сообщают несколько римских летописцев, Танакиль сменила имя на Гайя Цецилия , когда прибыла в Рим. Под этим именем она считалась образцом женской добродетели, владелицей домашнего искусства, особенно прядения и ткачества, и с ней связывали происхождение различных римских свадебных обычаев. [9] [10] [11] [12]
Плиний сообщает, что в его время, шестьсот лет спустя, ее веретено и прялка сохранились в храме Санкуса , где стояла бронзовая статуя царицы вместе с пурпурной туникой, которую она соткала для Сервия Туллия. [10] и, по мнению некоторых авторитетов, пояс, на который Танаквил наложил ряд целебных чар и которому приписывались чудесные свойства. Говорят, что Танакиль соткал первую прямую тунику — платье, которое традиционно ткали римские невесты в день свадьбы, и даже предполагалось, что древняя свадебная формула, произносимая женихом и невестой, «ubi tu Gaius, ego Gaia» (как ты Гай, я Гайя) — отсылка к Танаквилу. [13] В эпоху Возрождения Боккаччо цитировал Гайю Цецилию (под именем «Гея Кирилла») в своей книге «De Mulieribus Claris» («О знаменитых женщинах») как образец бережливости и простого образа жизни римской античности. [14]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Словарь греческой и римской биографии и мифологии , том. III, стр. 976–977 («Тарквиний»)
- ^ Jump up to: а б Ливий, «История Рима» , т. 34.
- ^ Ливий, История Рима , i. 35.
- ^ Ливий, История Рима , i. 39.
- ^ Словарь греческой и римской биографии и мифологии , том. III, с. 1184 («Сервий Туллий»)
- ^ Ливий, История Рима , i. 41.
- ^ Кассий Дион, фр.9 Римская история , книга II.
- ^ Ливий, История Рима , i. 42.
- ^ Фест, Воплощение Флакка « О значении слов » , св. Гайя Цецилия .
- ^ Jump up to: а б Плиний Старший , Естественная история , viii. 74. с. 194 .
- ↑ Liber de Praenominibus , краткий трактат неизвестного авторства, традиционно прилагаемый к Валериуса Максима ( «Factorum ac Dictorum Memorabilium» «Памятные факты и высказывания»).
- ^ Плутарх, Моралия , «Римские вопросы», 30 .
- ^ Карен К. Херш, «Невеста шерстяной мастерицы», стр. 122–124.
- ^ Боккаччо, Известные женщины , стр. 94-95.
Библиография
[ редактировать ]- Тит Ливий ( Ливий ), История Рима .
- Гай Плиний Секунд ( Плиний Старший ), Historia Naturalis (Естественная история).
- Луций Местриус Плутарх ( Плутарх ), Моралия .
- Секст Помпей Фест , краткое изложение Марка Веррия Флакка « О значении слов ».
- Луций Кассий Дион , т. 1 (Классическая библиотека Леба, 1914), онлайн.
- Джованни Боккаччо, «Известные женщины» , Вирджиния Браун, пер., Издательство Гарвардского университета, Кембридж и Лондон (2001), ISBN 0-674-01130-9 .
- Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Уильям Смит , изд., Little, Brown and Company, Бостон (1849).
- Диана Баудер, Кто был кем в римском мире , Phaidon Press Limited, Оксфорд (1980).
- Марджори и Бенджамин Лайтман, Биографический словарь древнегреческих и римских женщин: известные женщины от Сафо до Елены , Факты в архиве, Нью-Йорк (2000).
- Джойс Э. Солсбери , Энциклопедия женщин древнего мира , Abc-Clio, Санта-Барбара (2001).
- Энн Р. Райя и Джудит Линн Себеста, Государственный мир , онлайн (получено 9 мая 2007 г.).
- «Танакиль» в Британской энциклопедии , онлайн (получено 9 мая 2007 г.).
- Карен К. Херш, «Невеста шерстяной мастерицы», в книге «Древний брак в мифах и реальности» , Лена Ларссон Ловен, Агнета Стрёмберг, ред., Cambridge Scholars Publishing (2010).