Уни (мифология)
Ему | |
---|---|
Богиня любви, брака, плодородия, семьи и женщин. | |
Член этрусской триады | |
![]() Терракотовый бюст Уни, выставленный в Национальном этрусском музее виллы Джулия, ок. 380 г. до н.э. Одета в платье с баской через плечо, королевской диадемой и украшениями. | |
Генеалогия | |
Родители | Сатр |
Братья и сестры | Тиния , Нетунс , Аита , Зерина |
Супруга | опоясывающий лишай |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Гера |
Римский эквивалент | Юнона |
Индуистский эквивалент | Шачи |
Ханаанский эквивалент | Астарта |
Уни — древняя богиня брака, плодородия, семьи и женщин в этрусской религии и мифах, богиня-покровительница Перуджи . Она идентифицируется как этрусский эквивалент Юноны в римской мифологии и Геры в греческой мифологии . [1] Как верховная богиня этрусского пантеона , она является частью этрусской троицы, первоначальной предшественницы Капитолийской триады . [2] Состоит из ее мужа Тинии , бога неба, и дочери Менрвы , богини мудрости.
Ее часто изображают в плаще из козлиной шкуры и сандалиях со щитом, как Юнону Соспиту . [3] в фате или полностью обнаженной. [4]
Ливий утверждает (Книга V, Ab Urbe Condita ), что Юнона была этрусской богиней Вейентес , которая была церемониально принята в римский пантеон, когда Вейи был разграблен в 396 году до нашей эры. Кажется, это относится к Универу. Она также появляется в « Печени Пьяченцы» .
Этимология
[ редактировать ]Имя Uni имеет неопределенную этимологию, однако может быть связано с индоевропейским корнем iuni, означающим «молодой». [4] соединяясь с ее ассоциацией с плодородием, любовью и браком. В связи с этим также было высказано предположение, что латинское Iuno ( Юнона ) произошло от этрусского, измененного с женского окончания -i этрусского.
Мифология
[ редактировать ]Поскольку большая часть этрусской литературы не сохранилась во времени, мифологические истории, связанные с этрусскими богами, в основном интерпретировались через выгравированные сцены на бронзовых зеркалах. [5] и другие произведения смешанной техники. [4]
Уни и Геркль
[ редактировать ]На известном зеркале из Вольтерры изображена Уни, кормящая взрослого полубога Геракла (греческого Геракла или римского Геркулеса ). Тиния , среди других богов, присутствовавших на сцене, указывает на табличку с надписью, указывающей на значимость события: «eca: sren: tva: iχnac hercle:unial clan: θra:sce», что означает «эта картина показывает, как Геракл стал Уни сын". [6] В других изображениях этого мифа такие божества, как Менрва, Туран и Мина — богиня победы — присутствуют как часть оживленной толпы, свидетельствующей об усыновлении. [4]
Мотив Геракла, кормящего грудью Уни, понимается как имеющий греческое происхождение, когда Зевс (Тиния) по незнанию обманул Зевса (Тинию) и усыновил младенца Геракла против ее воли. [7]
Широко признано, что изображение этого мифа, в котором в процессе усыновления участвуют взрослый Геркулес и услужливый Уни, полностью возникло в Этрурии. [6] Большинство ученых рассматривают такую интерпретацию мифа как желанное посвящение Геракла в божественность; Также было высказано предположение, что эта сцена представляет собой примирение Уни и Геракла, где этрусский пересчет точно передает значение греческого имени Геракла «Слава Геры». [6]
- Бронзовое зеркало из Вольтерры.
- Бронзовое зеркало с изображением Уни, кормящей Геракла, с участием Тинии, Менрвы, Турана и Мина.
- Уни, кормящая Геракла, из гробницы 65, Тарквиния.
- Деталь надписи на бронзовом зеркале из Вольтерры, на которую указывает Тиния.
Суд Эльксентра
[ редактировать ]Суд Эльксентре (эквивалентно известный в греческих терминах как Суд Париса ) во вторую очередь примечателен как миф, часто представленный на этрусских терминах через бронзовые зеркала. Основные темы греческого мифа остались нетронутыми; Эльксентр ( Париж ), под руководством Турмса ( Гермеса ), должен выбрать, кто является «самым прекрасным» между Менрвой, Уни и Тураном ( Афродитой ), чтобы стать получателем подаренного яйца. [8] ( золотое яблоко ), подаренное на свадьбе Пелея и Фетиды . Там, где Элькснтре не мог легко выбрать между тремя богинями, они прибегли к его подкупу. Этрусская интерпретация конкретных представленных подношений неясна из-за отсутствия письменных источников и различных изображений на ряде зеркал, однако существуют общие изображения даров Менрвы и Турана, соответствующие их греческим аналогам. Копье Менрвы и венок [9] часто изображаются как представители принесенной славы в битве. Туран часто изображают держащей ветки цветов и обнажающей свое тело. [9] ее представитель предлагает Эльксентре в жены самых красивых женщин мира. Уникально то, что Уни изображена в иной манере, что не совсем соответствует греческому происхождению мифа. Среди различных зеркал ее изображали обнаженной. [8] или полностью одетый, но держащий в руке ветку граната с тремя фруктами, [9] что обычно не интерпретировалось как предложение политической власти из греческого мифа. Вместо этого, хотя нет четкого подтверждения ее подношения, утверждается, что эти изображения демонстрируют ее уникальные этрусские характеристики, где она более тесно связана с плодами плодородия. [9]
- Бронзовое зеркало с изображением Суда Эльксентра. Цифры слева направо: Эльксентре, Уни, Менрва, неизвестные.
- Бронзовое зеркало с изображением Суда Эльксентра. Фигуры слева направо: Эльскентр, Менрва, Туран, Алтайя. В верхних краях зеркала нарисована колесница, а в нижних — Мерзкие, душащие змеи.
Троица
[ редактировать ]Уни, наряду с Тинией и Менрвой, выступает в качестве одного из трёх божеств, составляющих Этрусскую Троицу, эквивалентную Римской Капитолийской Триаде . Большинство ученых сходятся во мнении, что эта триада была заимствована римлянами из первоначального этрусского обычая, где Уни и Менрва традиционно играли более важную роль, чем их коллеги Юнона и Минерва. [2] Древние источники описывают ожидание, что города посвятят храмы Тинии, Уни и Менрве в конце трех дорог, ведущих к трем воротам, как часть этрусской дисциплины . [10] предположил Далее, Витрувий , что такие храмы должны были располагаться на самых возвышенных участках города и располагаться отдельно друг от друга. [11]
Культ
[ редактировать ]Уни поклонялись как индивидуально в специальных святилищах, так и вместе с другими божествами в рамках крупных общественных святилищ по всей Этрурии. Устоявшиеся культы Уни поклонялись ее статусу верховной богини семьи и воспроизводства. [12]

Храм в Пирги
[ редактировать ]являющийся частью большого храма в тосканском стиле, был построен примерно в 500 г. до н. э. Расположенный на севере храм в Пирги , посвященный Уни, [13] и соседствовал с меньшим греческим храмом . По сравнению с другими местами культ поклонения Уни в Пирги очень напоминал традиционные греческие святилища; Здесь было посвящено не менее 300 вотивных предметов , а также кости животных, напоминающие о жертвоприношениях. [14] Кроме того, две чаши, изготовленные этрусскими Спуринами, обозначали воту Уни наряду с Тинией и Тесаном . [14]
три золотые таблички В 1964 году на этом месте были раскопаны : две написаны на этрусском языке, а одна – на финикийском . Две более длинные этрусская и финикийская надписи разъясняют, что храм был посвящен униаластре как родительному падежу от uni-astre , объединенной богине этрусской Уни как uni и финикийской Астарты как астре. [15] Посвящение пришло от правительницы Цере в благодарность за поддержку его правления. [16] В более короткой из этрусских надписей описываются отдельные ежегодные ритуалы, которые проводились для обеспечения постоянной чистоты храма. [16]
Святилище в Грависке
[ редактировать ]
В порту Грависка в VI веке до нашей эры Уни поклонялись среди других этрусских и панэллинских божеств в большой сети святилищ. Посвящение Уни было собрано в единственной комнате святилища в южной части комплекса. [12] Рядом аналогичная комната была посвящена индивидуально Турану . [12] В обеих комнатах были представлены статуэтки спеленатых младенцев и множество вотивных анатомических посвящений, таких как грудь и матка. [12] Существует небольшая разница между типами вотивных подношений, представленных Уни и Турану, однако количество этих вотивов сравнительно различает комнаты; В специальном святилище Уни было раскопано 145 вотивных маток по сравнению с 74, найденными в Туране. [12] Кроме того, были найдены 22 спеленутых младенца, посвященных Уни, из которых двое были посвящены Турану. В обоих святилищах были изображены две вотивные груди. [12] Было высказано предположение, что эта разница может отражать специализацию предложений. [17]
Поджо Колла
[ редактировать ]Этрусское святилище в Поджо Колла , расположенное недалеко от города Виккьо в регионе Муджелло на севере Тосканы , было частью текущего археологического проекта, реализуемого с 1995 по 2015 год Археологическим проектом долины Муджелло и Полевой школой Поджо Колла (PCFS). Раскопки в рамках 21-сезонного проекта потенциально позволили предположить, что Уни является номинальным божеством этой местности, с обнаружением вазы букчеро, изображающей потенциально священную сцену рождения, ритуальное поведение к западу от сети святилища и другие посвящения, совершенные женщинами. [18] В 2015 году стела Виккьо была раскопана на территории храма и обнаружена как один из самых длинных записанных на сегодняшний день священных этрусских текстов. [18] Дата, экстраполированная на основе буквенных форм и пунктуации, а также место, в котором она была найдена, связывают стелу с тем, что она была представлена в святилище на «фазе 0» архитектурной истории; [19] этот этап предшествовал каменной архитектуре и характеризовался хижинами. [20] Надписи по краям стелы были написаны в форме «псевдобустрофедона». [19] и потенциально иметь до 200 букв. Около 120 из них разборчивы. [19] Этрусский археолог Адриано Маджиани датировал надпись периодом с 525 по 510 г. до н.э., прямо перед возведением фундамента, в который она была помещена. [19]
Перевод стелы неполный , но на основе предварительных чтений ученые предположили, что упоминание об Уни связано с тем, как стела была помещена в фундамент храма. [21] [22] и где может упоминаться богиня, руководящая рождением, что потенциально связывает ее как божество-покровительницу культа в Поджо Колла, а также краткое упоминание о ее супруге Тинии. [23] Часть расшифрованного текста, по-видимому, отображает требования практики культа, требующие двух предметов для Тинии «вместо Уни». [19]
Археологи заявили, что «центром поклонения была подземная трещина, которую ритуально обрабатывали после разрушения храма», и что. «Подземные культы этого типа часто ассоциировались с женскими божествами». [21] Университет Флоренции в настоящее время занимается 3D-документированием стелы Виккьо, чтобы создать более полную реконструкцию всего текста. [23]
Региональное размещение на Небесах
[ редактировать ]
В практике, которая, по мнению ученых, зародилась в Этрурии, [24] Etrusca disciplina разделила Небеса на шестнадцать различных космологических областей. [25] Отраженные в Печени Пьяченцы божествам были присвоены соответствующие «дома», где ярлыки были вписаны в шестнадцать секций бронзового произведения. Этрусские храмы не имели единой ориентации; храмы, посвященные Уни, обычно ориентированы на юго-запад, а посвящения Тинии ориентированы на юг, в отличие от греческих храмов, которые обычно ориентированы на восток. [25] Очевидно, что размещение божеств в Печени Пьяченцы оказывало влияние на ориентацию и места поклонения, однако были некоторые споры по поводу интерпретации пластины. Две преобладающие школы мысли в значительной степени доминировали в чтении областей печени, однако появилась третья теория, которая в некоторой степени примиряет две взаимоисключающие точки зрения, предложенная Стивенсом. Эта теория демонстрирует, что расположение Уни в четвертом небесном регионе зависит от времени года и соответствует разнице в положениях заката и восхода солнца в течение года. [26] Если храм Фонтаниле ди Легнисина, посвященный Уни, найденный в Вульчи, расположен в фиксированной земной области номер 10, а вход в него противоположен региону номер 2, а не 4, то несоответствующее положение двух регионов объясняется этой теорией. «вращающегося этрусского неба». [27] Точно так же в Пирги храм, принадлежащий Уни, ориентирован на юго-восток. Такое расположение помещает его в фиксированные земные регионы 10 и 11, где напротив входа небесный регион Уни под номером 4 все еще виден в земном регионе под номером 2, чтобы учесть сезонные колебания. [27]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ де Граммонд, Этрусский миф, Священная история и легенда , стр. 78–84.
- ^ Jump up to: а б Райберг, Инес Скотт (1931). «Была ли Капитолийская триада этрусской или италийской?». Американский журнал филологии . 52 (2): 145–156. дои : 10.2307/290109 . JSTOR 290109 .
- ^ Стоддард, Саймон К.Ф. (2009). Исторический словарь этрусков . Плимут, Великобритания: The Scarecrow Press. п. 203. ИСБН 9780810863040 .
- ^ Jump up to: а б с д Нэнси Томсон де Граммонд, Этрусский миф, священная история и легенда (Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета, 2006).
- ^ Томсон де Граммонд, Нэнси (1985). «Этрусское зеркало». Источник: Записки по истории искусства . 4 (2/3): 26–35. дои : 10.1086/sou.4.2_3.23202423 . JSTOR 23202423 . S2CID 191384461 .
- ^ Jump up to: а б с Бонфтанте, Л. (2006). Этрусские надписи и этрусская религия. Томсон де Граммонд, Н. и Саймон, Э. (ред.), Религия этрусков (стр. 9–26), Остин, Техас: University of Texas Press.
- ^ Мандовски, Э. (1938). Происхождение Млечного Пути в Национальной галерее. Журнал Burlington для ценителей, 72 (419), 88–93.
- ^ Jump up to: а б Де Граммонд, Н. (2007). Корпус этрусских зеркал GB 3. L'ERMA di BRETSCHNEIDER. п. 15
- ^ Jump up to: а б с д де Граммонд, Этрусский миф, Священная история и легенда , с. 78
- ^ Сервий, В Энеиде ii.225
- ^ Витрувий Об архитектуре I 7
- ^ Jump up to: а б с д и ж Деметриу, Д. (2012). Переговоры об идентичности в древнем Средиземноморье: архаические и классические греческие многоэтнические торговые центры . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета.
- ^ Нил, С. (2016). Материализация этрусков: выражение и обсуждение идентичности в ориентализирующий, архаический и классический периоды. В Белл, С. и Карпино, А. (ред.) Спутник этрусков (стр. 15–27). Западный Суссекс, Великобритания: Уайли
- ^ Jump up to: а б Турфа, Дж. (2006). Вотивные подношения в этрусской религии. В Томсоне де Граммонде, Н. и Саймоне, Э. (ред.), Религия этрусков (стр. 90–106), Остин, Техас: University of Texas Press.
- ^ Хьюргон, Дж. (1966). Надписи Пирги. Журнал римских исследований , 56 (1–2), стр. 1–15.
- ^ Jump up to: а б Надь, Х. (2016). Вотивы в более широком религиозном контексте. В книге Белл С. и Карпино А. (ред.) Спутник этрусков (стр. 261–274). Западный Суссекс, Великобритания: Уайли
- ^ Глинистер, Ф. (2008). Женщины, колонизация и культ в эллинистической центральной Италии. Архивы истории религии , 8 (1), 89–104.
- ^ Jump up to: а б Уорден, Г. (2016). Стела Виккио и ее контекст. Этрусские и курсивные исследования , 19 (2), 208–219.
- ^ Jump up to: а б с д и Штайнер А. и Нилс Дж. (2018). Импортированный аттический килик из святилища в Поджо-Колла. Этрусские и курсивные исследования , 21(1-2), с. 107
- ^ Штайнер, А. и Нилс, Дж. (2018). Импортированный аттический килик из святилища в Поджо-Колла. Этрусские и курсивные исследования , 21(1-2), с. 99
- ^ Jump up to: а б Бек Крю, Этот 2500-летний камень только что раскрыл имя могущественной этрусской богини , Science Alert, 26 августа 2016 г.
- ^ Экипаж, Бек (26 августа 2016 г.). «Этот 2500-летний камень только что раскрыл имя могущественной этрусской богини» . НаукаАлерт . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Маггиани, А. (2016). Стела Виккио: Надпись. Этрусские и курсивные исследования, 19 (2), 220–224.
- ^ Джиндж, Б. (1991). Бронзовая печень Пьяченцы. Анализ политеистической структуры Л.Б. ван дер Меера. Американский журнал археологии. 95(3), с. 557
- ^ Jump up to: а б Стивенс, Н. (2009). Новая реконструкция этрусского неба. Американский журнал археологии . 113(2), с. 153
- ^ Стивенс, Н. (2009). Новая реконструкция этрусского неба. Американский журнал археологии . 113(2), с. 162
- ^ Jump up to: а б Стивенс, Н. (2009). Новая реконструкция этрусского неба. Американский журнал археологии . 113(2), с. 113
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Уни (богиней) , на Викискладе?