Jump to content

Женщины в этрусском обществе

(Перенаправлено из «Женщины в этрусском обществе »)
Этрусская женщина в терракоте , 74,8 см (V и II вв. до н.э.) Метрополитен-музей .

Женщины пользовались уважением в этрусском обществе по сравнению с их древнегреческими и римскими коллегами . Сегодня известен только статус аристократических женщин, поскольку не сохранилось никаких документов о женщинах из других социальных классов.

Роль и образ женщины менялись на протяжении тысячелетия этрусского периода. Состоятельные женщины были ухоженными и жили семейной жизнью в обществе, где их роль была важна как в политическом, так и в административном отношении. Танаквил и Велия Спуринна [ фр ] были среди женщин, сыгравших ведущие роли в этрусской политике. На заключительном этапе этрусской истории женщины потеряли большую часть своей независимости в результате завоевания Римской республикой , и их статус стал статусом римских женщин.

Женщины и этрусское общество

[ редактировать ]
Велия Спуринна: ​​фреска Гробницы Орка

Этрусские женщины были политически важны и доминировали в семейной и общественной жизни. Их статус в этрусской цивилизации отличался от статуса их греческих и римских сверстников, которые считались маргинальными и второстепенными по отношению к мужчинам. [1]

Этрусская женщина, расписная терракотовая статуя, I век до н.э., найденная в Кьюзи , хранится в Badisches Landesmuseum в Карлсруэ.

Древние писатели, такие как Ливий и Плиний Старший, свидетельствуют о влиянии таких женщин, как Танаквил и Велия Спуринна [ фр ] . Ливий описывает решающую роль, которую сыграла Танаквил, жена Луция Тарквиния Приска . Она предсказала успех своего мужа и защитила римскую королевскую семью после его убийства. [2] В начале первого века Клавдий взял в жены Плавтию Ургуланиллу , этруску . [3] Плиний называет Танаквил образцом женской добродетели. [4]

Современные изображения этрусских женщин часто показывают их в богатых нарядах. [5] Археологические предметы, найденные в гробницах, такие как фрески , саркофаги , урны и погребальные принадлежности, свидетельствуют о важности женщин в обществе. [6] Веретено обнаруженные и пружинная чешуя, в гробницах этрусских женщин, показывают, что они также занимались ручной работой, такой как прядение и ткачество . [6] Они участвовали в банкетах, физических упражнениях, посещали игры, в которых участвовали обнаженные спортсмены; и, как правило, могли наслаждаться общественной жизнью, не подвергаясь стигматизации со стороны мужчин. [2] Иногда женщины председательствовали на мероприятиях с привилегированной трибуны, как показано на фреске Орвието или мемориальной доске Мурло . Кроме того, они могли владеть собственностью под своим именем, управлять своими домами и вести торговлю. [7] На фресках Томба делле Биге [ es ] благородные мужчины и женщины смешиваются на одних и тех же трибунах .

На погребальных урнах и крышках саркофагов они выглядят такими, какими они были в повседневной жизни, без ретуши, их лица часто отмечены морщинами, а тела демонстрируют старение, свидетельствующее о сильном характере. [примечание 1] Этот тип репрезентации практически уникален для древнего мира, где женщины ограничивались ролью жены, матери или наложницы . [8]

Этрусколог Жак Эргон цитирует рассказ Ливи о женщине, которая презирает свою сестру, потому что «ей не хватает muliebris audacia », то есть энергии и амбиций, которые кажутся характерными для этрусских женщин. Сибилла Хейнс изучала небольшие бронзовые скульптуры, самая старая из которых изображает женщин и мужчин, лежащих в триклинии и поднимающих чашу для питья; но в самых последних примерах они сидят рядом с мужем лежа. Между двумя сериями римляне изменили статус женщин в этрусском обществе посредством романизации . [9]

Эволюция статуса женщин по периодам

[ редактировать ]

Характеристики этрусских женщин зависели от их социального положения, места проживания и эпохи. Этрусский мир нельзя рассматривать как единое целое с социальной, политической и экономической точек зрения. Тем не менее можно в общих чертах выделить основные характеристики, исследуя сведения и подсказки, возникшие в ходе археологических исследований, сравнивая их по возможности с древними текстами. [10] [11]

Вилланованский период

[ редактировать ]

В течение первого железного века (9-7 века до н.э.) паритет между мужчинами и женщинами, по-видимому, был правилом. О единстве погребений неженатых пар свидетельствуют погребальные приданые того периода, в которых нет классовых различий или доминирующих личностей или семей. Только наличие характерных символов статуса, таких как оружие для мужчин и веретена , гири, зеркала и посуда для женщин, указывает на четкое разделение областей компетенции, приписываемых двум полам: статус воина-земледельца для мужчин и организация дома для женщин. Вероятно, именно в первом железном веке появилась первая классификация подчиненной роли женщины в общественной жизни. [10] [11]

Востоковедный период

[ редактировать ]

В период востоковедов (7-й - начало 2-го века до н.э.) богатство было монополизировано небольшим количеством людей, что обнажало социальные различия с наследственной передачей, которая, по-видимому, не отмечает никаких различий между полами. Женщины и мужчины были одинаково богаты своим погребальным приданым, о чем свидетельствуют находки гробницы Реголини-Галасси в Черветери и гробниц 2 и 11 некрополя Бандителла [ фр ] . [10] [11]

Архаический период

[ редактировать ]

Архаический период (600–475 гг. до н. э.) подчеркивает статус женщины в браке, о чем свидетельствует Саркофаг Супругов (530 г. до н. э., Музей виллы Джулия ). Фрески гробниц Тарквинии (6-5 вв. до н. э.) подтверждают присутствие женщин в социальных пространствах (банкетах и ​​спортивных состязаниях), которые у римлян и греков были предназначены исключительно для мужчин. Но их участие и представительство в этих событиях, похоже, не подтверждают утверждения Феопомпа о женской безнравственности. Действительно, фрески, на которых изображены пары супругов, выделяют крепкие моногамные пары. Саркофаги полулежащих пар Вульчи (четвертый век до н. э.), похоже, подтверждают этот факт. Тем не менее, в художественных изображениях на аттических вазах женщины появляются , танцуя совершенно обнаженными наравне с мужчинами. [10] [11] а фрески гробниц раскрывают, как и в Гробнице Быков , смелые эротические сцены, изображающие женщину с несколькими партнерами или участвующих в сложных сексуальных играх. Уже в VII веке до нашей эры Танаквил , аристократ из города Тарквинии , владел искусством гадания , «как все этруски». Она убеждала мужа покинуть Этрурию и поселиться в Риме. По дороге она истолковала чудо и заверила его, что он будет править Римом, что и произошло после смерти Анка Марция . Когда Тарквиний Старший был убит, она провозгласила царем своего зятя Сервия Туллия . [12] Историк Ален Гус сделал вывод из этих отчетов, что Etrusca disciplina , искусство интерпретации божественных знаков, было прерогативой аристократических семей среди этрусков, и что женщины могли им пользоваться. [13]

Классический период

[ редактировать ]

В классический период этрусские женщины начали проявлять признаки высокого ранга и уважения. Саркофаги Кьюзи, урны Вольтерры и фрески в гробницах подтверждают высокое положение, которого занимали женщины на социальной лестнице.

В ономастике (имен собственных) гражданское положение женщин в надписях указывалось по имени, отсутствующему в латинской формулировке, а затем по фамилии, которая оставалась именем при рождении даже после замужества. В ономастической формуле матроним , добавленный к отчеству, получил широкое распространение с IV века до нашей эры, что доказывает высокое уважение, с которым родная семья жен пользовалась классом этрусской аристократии. [10] [11]

Эллинистический период

[ редактировать ]
Портретный бюст пожилой этрусской женщины с четкими чертами лица, Черветери , III век до н.э.

Романизация началась около 340 г. до н.э. и продолжалась до периода Августа , когда аккультурация привела к исчезновению политической власти этрусков, поскольку их культурные черты были ассимилированы римлянами. Этрусские женщины потеряли многие из своих привилегий и приняли статус римских женщин , которые, вероятно, также усвоили некоторые культурные черты этрусских женщин и оказали на них сильное влияние, такое как то, которое оказала Ливия (58 г. до н. э. – 29 г. н. э.), жена Августа, несколько раз регентша и советница своего мужа и самая влиятельная женщина ранней Римской империи. [14] Политическое влияние оказывали и несколько женщин императорской семьи, в том числе Агриппина Младшая . [15]

Женщины и семья

[ редактировать ]
Этрусская мать и ребенок, между 500 и 450 годами до нашей эры. Лувр, Париж.

Во время банкетов женщины возлагали на триклиний рядом со своими мужьями, признававшими их равное социальное положение в управлении семейным имуществом и воспитании детей. [8] Вместе с отцами женщины давали свои имена своим детям (особенно среди высшего сословия общества), при этом в надгробных эпиграммах отдавалось предпочтение матрониму ; женщин также называют по родовым именам и собственным именам, что подтверждает их индивидуальность внутри семейной группы. [16] Женские имена собственные, часто выгравированные на посуде и погребальных фресках, включают: Ати, Кулни, Фасти, Лартия, Рамта, Танаквилле, Вейлия, Велия и Велка. Для сравнения, в римском обществе женщин называют феминизированной формой их nomen gentilicium : таким образом, всех женщин рода Livia называют Ливией. [8]

Женская мода

[ редактировать ]

Судя по фрескам и гробницам этрусков, женщины носили изысканные украшения и макияж. Они часто были одеты в тунику, поверх которой надевался хитон — своего рода длинное пальто с короткими рукавами, отороченное мелкими геометрическими мотивами, такими как вырезанные круги и елочки. Туфли имеют заостренные, приподнятые носы, напоминающие хеттские модели. Волосы носят под пачкой , круглым или конусообразным головным убором, украшенным геометрическими мотивами, или собираются на затылке, ниспадающими на плечи локонами или в косах, обрамляющих лицо. [17]

Женские аксессуары

[ редактировать ]

Археологические находки в погребальных приданых в некрополях, а также фресковые изображения дают достаточно точное представление о различных аксессуарах, которыми пользовались этрусские женщины. Женское украшение состояло из украшений, подвесок из плетеной золотой проволоки, украшенных фигурками, пальметтами и цветами, ожерелья, серег и булавок из драгоценных металлов. В распоряжении этрусских женщин был также широкий ассортимент изысканных туалетных принадлежностей: из слоновой кости , алебастра флаконы и стекла, емкости для мазей или парфюмерных масел, маникюрные инструменты, зеркала с гравировкой, украшенные мифологическими сценами, со слегка куполообразной отражающей поверхностью и обратной стороной, украшенной резные мотивы, бронзовые ящики для хранения вещей, украшенные гравированными сценами, и т. д. [17]

Этрусские женщины глазами других цивилизаций

[ редактировать ]

Этрусские женщины посещали банкеты вместе с мужчинами, в отличие от своих греческих современниц, где демократия была делом только мужчин. Таким образом, греческие, а позднее и римские писатели создали этрусским женщинам скандальную репутацию, хотя эта дискредитация – этрусская труфе – в более общем смысле касалась морали обоих полов. [18]

Этрусская традиция смешанных банкетов не одобрялась греками, где женщины жили в тени дома. Греческие дочери и жены оставались на своем месте в домашней обстановке, редко появляясь в обществе. Будучи непосредственными соседями этрусков в Великой Греции (южная Италия), они были знакомы с этой разницей в обычаях. Феопомп , греческий историк IV века до нашей эры, которого другой римский автор, Корнелий Непот , находит весьма клеветническим, [19] дает презрительную характеристику: [18] «Женщины наслаждаются всеми мужчинами в полной свободе. На улицах они смело ходят рядом с мужчинами и обедают, лежа рядом с ними. Они очень заботятся о своем теле и лице, удаляя волосы с кожи расплавленным воском и превосходно обнажаясь». «Нет ничего постыдного, — по мнению Феопомпа, — в совершении полового акта публично [...], когда собираются с друзьями, они делают вот что: во-первых, когда кончат пить и готовы лечь спать и пока факелы еще горят, слуги иногда приводят куртизанок , иногда красивых мальчиков, а иногда и собственных жен [...] Этрусские женщины рожают детей, не зная, кто отец». [20]

Римлянами

[ редактировать ]

Римские женщины были немного свободнее греческих, но статус этрусских женщин считался римлянами скандальным, которые часто описывали их поведение как распущенное и аморальное, сравнивая их с музыкантами и проститутками греческих или римских банкетов. Тит Ливий противопоставил «добродетельную римскую мать» «этрусским женщинам, лежащим на своих праздничных ложах». [21]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Воспроизведение физических дефектов, например, в музее Гуарначчи в Вольтерре.
  1. ^ Жан-Марк Иролло. «Этруски» . Google Книги (на итальянском языке) . Проверено 5 августа 2016 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Ливий , Ab Urbe Condita (История Рима) , книга I, 34.
  3. ^ Светоний De vita Caesarum (Жизнеописания двенадцати цезарей), Клавдий, раздел 6.1 .
  4. ^ Плиний Старший , Естественная история , viii.(74).194 .
  5. ^ Либерт 2006 , с. 66.
  6. ^ Перейти обратно: а б Брикель 2005 , с. 76.
  7. ^ Фон Клес-Реден 1962 , с. 206.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Массимилиано Фьорделизи. «Этрусская цивилизация в цвете» . Google Книги (на итальянском языке) . Проверено 5 августа 2016 г.
  9. ^ Клара Вененциано (1 июня 1985 г.). «Коррумпированная и феминистская этрусская женщина» . la Repubblica.it (на итальянском языке) . Проверено 13 августа 2017 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Кристофани 1985 , стр. 108.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и Ралло 1989 , с. 15-30.
  12. ^ Ливий , Ab Urbe Condita (История Рима) , Книга I, 33-34; 39; 41.
  13. ^ Ален Гус , Этруски и их судьба , Париж, Пикард, 1980, ISBN   2-7084-0047-9 , с. 185.
  14. ^ Донна Херли (26 апреля 2004 г.). «Ливия (Жена Августа)» . roman-emperors.org . Проверено 16 августа 2017 г.
  15. ^ Донна Херли (26 апреля 2004 г.). «Агриппина Младшая» . roman-emperors.org . Проверено 16 августа 2017 г.
  16. ^ Брикель 2005 , с. 76-77.
  17. ^ Перейти обратно: а б Из Клеса-Редена 1962 , с. 207-208.
  18. ^ Перейти обратно: а б Брикель 2005 , с. 75.
  19. ^ Корнелий Непот, Алкивиад , текст подготовлен и переведен Анн-Мари Гиймен, Париж: Les Belles Lettres, 1923, стр. 48, VII, 11: «Он (Алкивиад) был позорен большинством из трех великих историков, которые высоко его хвалили, Фукидидом, который был его ровесником, Феопомпом, родившимся несколько позже, и Тимеем; который, собственно, два самых богохульных как-то сошлись в восхвалении того одного».
  20. ^ Теопомп История, книга 43
  21. ^ Пайллер, Жан-Мари (1 ноября 2001 г.). «Место им за столом: случай Рима» . Клио. Женщины, пол, история (на французском языке) (14): 119–131. дои : 10.4000/clio.106 . ISSN   1252-7017 .

Библиография

[ редактировать ]
  1. Бонфанте, Ларисса (1976). Этрусское платье . Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 256. ИСБН  0-8018-1640-8 .
  2. Брикель, Доминик (2005). Этруски . Париж, Presss Universitaires de France. ISBN  978-2-13-053314-6 .
  3. Кристофани, Мауро (1985). Словарь этрусской цивилизации (на итальянском языке). п. 108. ИСБН  8809217284 .
  4. Ди Джованни, Сириако (2000). Этрусская женщина. Красивая, чувственная, культурная, независимая. Положение женщин в Этрурии (на итальянском языке). Сципион. ISBN  88-8364-120-5 .
  5. Хаак, Мари-Лоранс (2015). «Этруски в национал-социалистической идеологии. О мифе Альфреда Розенберга ХХ века». Исторический обзор (на французском языке). 673 (673): 149–170. дои : 10.3917/rhis.151.0149 .
  6. Фьорделизи, Массимилиано (2015). Этрусская цивилизация в цвете (на итальянском языке). ISBN  978-1-326-37799-1 .
  7. Либер, Ив (2006). Виды на этрусские трюфе (на французском языке). Лимож, Пулим. ISBN  2-84287-411-0 .
  8. Ралло, Антония (1989). Ле Донн в Этрурии . Л'Эрма ди Бретшнайдер. ISBN  978-88-7062-669-8 .
  9. Фон Клес-Реден, Сибилла (1962). Этруски . Перевод Биттебиррена, Моник; Даусси, Анри. Арто.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a5d487b15ee5ecf32bc9cf40864a81bb__1718851380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/bb/a5d487b15ee5ecf32bc9cf40864a81bb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women in Etruscan society - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)