Женщины в этрусском обществе

Женщины пользовались уважением в этрусском обществе по сравнению с их древнегреческими и римскими коллегами . Сегодня известен только статус аристократических женщин, поскольку не сохранилось никаких документов о женщинах из других социальных классов.
Роль и образ женщины менялись на протяжении тысячелетия этрусского периода. Состоятельные женщины были ухоженными и жили семейной жизнью в обществе, где их роль была важна как в политическом, так и в административном отношении. Танаквил и Велия Спуринна были среди женщин, сыгравших ведущие роли в этрусской политике. На заключительном этапе этрусской истории женщины потеряли большую часть своей независимости в результате завоевания Римской республикой , и их статус стал статусом римских женщин.
Женщины и этрусское общество
[ редактировать ]
Этрусские женщины были политически важны и доминировали в семейной и общественной жизни. Их статус в этрусской цивилизации отличался от статуса их греческих и римских сверстников, которые считались маргинальными и второстепенными по отношению к мужчинам. [1]

Древние писатели, такие как Ливий и Плиний Старший, свидетельствуют о влиянии таких женщин, как Танаквил и Велия Спуринна . Ливий описывает решающую роль, которую сыграла Танаквил, жена Луция Тарквиния Приска . Она предсказала успех своего мужа и защитила римскую королевскую семью после его убийства. [2] В начале первого века Клавдий взял в жены Плавтию Ургуланиллу , этруску . [3] Плиний называет Танаквил образцом женской добродетели. [4]
Современные изображения этрусских женщин часто показывают их в богатых нарядах. [5] Археологические предметы, найденные в гробницах, такие как фрески , саркофаги , урны и погребальные принадлежности, свидетельствуют о важности женщин в обществе. [6] Веретено обнаруженные и пружинная чешуя, в гробницах этрусских женщин, показывают, что они также занимались ручной работой, такой как прядение и ткачество . [6] Они участвовали в банкетах, физических упражнениях, посещали игры, в которых участвовали обнаженные спортсмены; и, как правило, могли наслаждаться общественной жизнью, не подвергаясь стигматизации со стороны мужчин. [2] Иногда женщины председательствовали на мероприятиях с привилегированной трибуны, как показано на фреске Орвието или мемориальной доске Мурло . Кроме того, они могли владеть собственностью под своим именем, управлять своими домами и вести торговлю. [7] На фресках Томба делле Биге благородные мужчины и женщины смешиваются на одних и тех же трибунах .
На погребальных урнах и крышках саркофагов они выглядят такими, какими они были в повседневной жизни, без ретуши, их лица часто отмечены морщинами, а тела демонстрируют старение, свидетельствующее о сильном характере. [примечание 1] Этот тип репрезентации практически уникален для древнего мира, где женщины ограничивались ролью жены, матери или наложницы . [8]
Этрусколог Жак Эргон цитирует рассказ Ливи о женщине, которая презирает свою сестру, потому что «ей не хватает muliebris audacia », то есть энергии и амбиций, которые кажутся характерными для этрусских женщин. Сибилла Хейнс изучала небольшие бронзовые скульптуры, самая старая из которых изображает женщин и мужчин, лежащих в триклинии и поднимающих чашу для питья; но в самых последних примерах они сидят рядом с мужем лежа. Между двумя сериями римляне изменили статус женщин в этрусском обществе посредством романизации . [9]
Эволюция статуса женщин по периодам
[ редактировать ]Характеристики этрусских женщин зависели от их социального положения, места проживания и эпохи. Этрусский мир нельзя рассматривать как единое целое с социальной, политической и экономической точек зрения. Тем не менее можно в общих чертах выделить основные характеристики, исследуя сведения и подсказки, возникшие в ходе археологических исследований, сравнивая их по возможности с древними текстами. [10] [11]
Вилланованский период
[ редактировать ]В течение первого железного века (9-7 века до н.э.) паритет между мужчинами и женщинами, по-видимому, был правилом. О единстве погребений неженатых пар свидетельствуют погребальные приданые того периода, в которых нет классовых различий или доминирующих личностей или семей. Только наличие характерных символов статуса, таких как оружие для мужчин и веретена , гири, зеркала и посуда для женщин, указывает на четкое разделение областей компетенции, приписываемых двум полам: статус воина-земледельца для мужчин и организация дома для женщин. Вероятно, именно в первом железном веке появилась первая классификация подчиненной роли женщины в общественной жизни. [10] [11]
Востоковедный период
[ редактировать ]В период востоковедов (7-й - начало 2-го века до н.э.) богатство было монополизировано небольшим количеством людей, что обнажало социальные различия с наследственной передачей, которая, по-видимому, не отмечает никаких различий между полами. Женщины и мужчины были одинаково богаты своим погребальным приданым, о чем свидетельствуют находки гробницы Реголини-Галасси в Черветери и гробниц 2 и 11 некрополя Бандителла . [10] [11]
- Золотая фибула , гробница Реголини-Галасси (675–650 до н. э.)
- с сусальным золотом Пектораль , гробница Реголини-Галасси
- Золотой браслет, гробница Реголини-Галасси.
Архаический период
[ редактировать ]Архаический период (600–475 гг. до н. э.) подчеркивает статус женщины в браке, о чем свидетельствует Саркофаг Супругов (530 г. до н. э., Музей виллы Джулия ). Фрески гробниц Тарквинии (6-5 вв. до н. э.) подтверждают присутствие женщин в социальных пространствах (банкетах и спортивных состязаниях), которые у римлян и греков были предназначены исключительно для мужчин. Но их участие и представительство в этих событиях, похоже, не подтверждают утверждения Феопомпа о женской безнравственности. Действительно, фрески, на которых изображены пары супругов, выделяют крепкие моногамные пары. Саркофаги полулежащих пар Вульчи (четвертый век до н. э.), похоже, подтверждают этот факт. Тем не менее, в художественных изображениях на аттических вазах женщины появляются , танцуя совершенно обнаженными наравне с мужчинами. [10] [11] а фрески гробниц раскрывают, как и в Гробнице Быков , смелые эротические сцены, изображающие женщину с несколькими партнерами или участвующих в сложных сексуальных играх. Уже в VII веке до нашей эры Танаквил , аристократ из города Тарквинии , владел искусством гадания , «как все этруски». Она убеждала мужа покинуть Этрурию и поселиться в Риме. По дороге она истолковала чудо и заверила его, что он будет править Римом, что и произошло после смерти Анка Марция . Когда Тарквиний Старший был убит, она провозгласила царем своего зятя Сервия Туллия . [12] Историк Ален Гус сделал вывод из этих отчетов, что Etrusca disciplina , искусство интерпретации божественных знаков, было прерогативой аристократических семей среди этрусков, и что женщины могли им пользоваться. [13]
- Саркофаги супругов
- В Национальном этрусском музее на вилле Джулия в Риме.
- Урна Супругов , Этрусский музей Гуарначчи , Вольтерра
Классический период
[ редактировать ]В классический период этрусские женщины начали проявлять признаки высокого ранга и уважения. Саркофаги Кьюзи, урны Вольтерры и фрески в гробницах подтверждают высокое положение, которого занимали женщины на социальной лестнице.
В ономастике (имен собственных) гражданское положение женщин в надписях указывалось по имени, отсутствующему в латинской формулировке, а затем по фамилии, которая оставалась именем при рождении даже после замужества. В ономастической формуле матроним , добавленный к отчеству, получил широкое распространение с IV века до нашей эры, что доказывает высокое уважение, с которым родная семья жен пользовалась классом этрусской аристократии. [10] [11]
Эллинистический период
[ редактировать ]
Романизация началась около 340 г. до н.э. и продолжалась до периода Августа , когда аккультурация привела к исчезновению политической власти этрусков, поскольку их культурные черты были ассимилированы римлянами. Этрусские женщины потеряли многие из своих привилегий и приняли статус римских женщин , которые, вероятно, также усвоили некоторые культурные черты этрусских женщин и оказали на них сильное влияние, такое как то, которое оказала Ливия (58 г. до н. э. – 29 г. н. э.), жена Августа, несколько раз регентша и советница своего мужа и самая влиятельная женщина ранней Римской империи. [14] Политическое влияние оказывали и несколько женщин императорской семьи, в том числе Агриппина Младшая . [15]
Женщины и семья
[ редактировать ]
Во время банкетов женщины возлагали на триклиний рядом со своими мужьями, признававшими их равное социальное положение в управлении семейным имуществом и воспитании детей. [8] Вместе с отцами женщины давали свои имена своим детям (особенно среди высшего сословия общества), при этом в надгробных эпиграммах отдавалось предпочтение матрониму ; женщин также называют по родовым именам и собственным именам, что подтверждает их индивидуальность внутри семейной группы. [16] Женские имена собственные, часто выгравированные на посуде и погребальных фресках, включают: Ати, Кулни, Фасти, Лартия, Рамта, Танаквилле, Вейлия, Велия и Велка. Для сравнения, в римском обществе женщин называют феминизированной формой их nomen gentilicium : таким образом, всех женщин рода Livia называют Ливией. [8]
Женская мода
[ редактировать ]Судя по фрескам и гробницам этрусков, женщины носили изысканные украшения и макияж. Они часто были одеты в тунику, поверх которой надевался хитон — своего рода длинное пальто с короткими рукавами, отороченное мелкими геометрическими мотивами, такими как вырезанные круги и елочки. Туфли имеют заостренные, приподнятые носы, напоминающие хеттские модели. Волосы носят под пачкой , круглым или конусообразным головным убором, украшенным геометрическими мотивами, или собираются на затылке, ниспадающими на плечи локонами или в косах, обрамляющих лицо. [17]
- Этрусская одежда – костюмы всех народов (1882 г.)
- Фреска: неподвижная танцовщица с большими шагами, несущая хитон . Гробница Львиц в некрополе Монтероцци .
Женские аксессуары
[ редактировать ]Археологические находки в погребальных приданых в некрополях, а также фресковые изображения дают достаточно точное представление о различных аксессуарах, которыми пользовались этрусские женщины. Женское украшение состояло из украшений, подвесок из плетеной золотой проволоки, украшенных фигурками, пальметтами и цветами, ожерелья, серег и булавок из драгоценных металлов. В распоряжении этрусских женщин был также широкий ассортимент изысканных туалетных принадлежностей: из слоновой кости , алебастра флаконы и стекла, емкости для мазей или парфюмерных масел, маникюрные инструменты, зеркала с гравировкой, украшенные мифологическими сценами, со слегка куполообразной отражающей поверхностью и обратной стороной, украшенной резные мотивы, бронзовые ящики для хранения вещей, украшенные гравированными сценами, и т. д. [17]
- Золотое ожерелье
- Золотое ожерелье и фибулы ( гробница Реголини-Галасси )
- Корона и золотые украшения
- Золотые серьги
- Зеркало
Этрусские женщины глазами других цивилизаций
[ редактировать ]Этрусские женщины посещали банкеты вместе с мужчинами, в отличие от своих греческих современниц, где демократия была делом только мужчин. Таким образом, греческие, а позднее и римские писатели создали этрусским женщинам скандальную репутацию, хотя эта дискредитация – этрусская труфе – в более общем смысле касалась морали обоих полов. [18]
Греками
[ редактировать ]Этрусская традиция смешанных банкетов не одобрялась греками, где женщины жили в тени дома. Греческие дочери и жены оставались на своем месте в домашней обстановке, редко появляясь в обществе. Будучи непосредственными соседями этрусков в Великой Греции (южная Италия), они были знакомы с этой разницей в обычаях. Феопомп , греческий историк IV века до нашей эры, которого другой римский автор, Корнелий Непот , находит весьма клеветническим, [19] дает презрительную характеристику: [18] «Женщины наслаждаются всеми мужчинами в полной свободе. На улицах они смело ходят рядом с мужчинами и обедают, лежа рядом с ними. Они очень заботятся о своем теле и лице, удаляя волосы с кожи расплавленным воском и превосходно обнажаясь». «Нет ничего постыдного, — по мнению Феопомпа, — в совершении полового акта публично [...], когда собираются с друзьями, они делают вот что: во-первых, когда кончат пить и готовы лечь спать и пока факелы еще горят, слуги иногда приводят куртизанок , иногда красивых мальчиков, а иногда и собственных жен [...] Этрусские женщины рожают детей, не зная, кто отец». [20]
Римлянами
[ редактировать ]Римские женщины были немного свободнее греческих, но статус этрусских женщин считался римлянами скандальным, которые часто описывали их поведение как распущенное и аморальное, сравнивая их с музыкантами и проститутками греческих или римских банкетов. Тит Ливий противопоставил «добродетельную римскую мать» «этрусским женщинам, лежащим на своих праздничных ложах». [21]
См. также
[ редактировать ]- Этрусская цивилизация
- Некрополь Монтероцци
- Женщины в Древнем Риме
- Этрусская религия
- Повседневная жизнь этрусков
Примечания
[ редактировать ]- ^ Воспроизведение физических дефектов, например, в музее Гуарначчи в Вольтерре.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жан-Марк Иролло. «Этруски» . Google Книги (на итальянском языке) . Проверено 5 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ливий , Ab Urbe Condita (История Рима) , книга I, 34.
- ^ Светоний De vita Caesarum (Жизнеописания двенадцати цезарей), Клавдий, раздел 6.1 .
- ^ Плиний Старший , Естественная история , viii.(74).194 .
- ^ Либерт 2006 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Брикель 2005 , с. 76.
- ^ Фон Клес-Реден 1962 , с. 206.
- ^ Перейти обратно: а б с Массимилиано Фьорделизи. «Этрусская цивилизация в цвете» . Google Книги (на итальянском языке) . Проверено 5 августа 2016 г.
- ^ Клара Вененциано (1 июня 1985 г.). «Коррумпированная и феминистская этрусская женщина» . la Repubblica.it (на итальянском языке) . Проверено 13 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кристофани 1985 , стр. 108.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ралло 1989 , с. 15-30.
- ^ Ливий , Ab Urbe Condita (История Рима) , Книга I, 33-34; 39; 41.
- ^ Ален Гус , Этруски и их судьба , Париж, Пикард, 1980, ISBN 2-7084-0047-9 , с. 185.
- ^ Донна Херли (26 апреля 2004 г.). «Ливия (Жена Августа)» . roman-emperors.org . Проверено 16 августа 2017 г.
- ^ Донна Херли (26 апреля 2004 г.). «Агриппина Младшая» . roman-emperors.org . Проверено 16 августа 2017 г.
- ^ Брикель 2005 , с. 76-77.
- ^ Перейти обратно: а б Из Клеса-Редена 1962 , с. 207-208.
- ^ Перейти обратно: а б Брикель 2005 , с. 75.
- ^ Корнелий Непот, Алкивиад , текст подготовлен и переведен Анн-Мари Гиймен, Париж: Les Belles Lettres, 1923, стр. 48, VII, 11: «Он (Алкивиад) был позорен большинством из трех великих историков, которые высоко его хвалили, Фукидидом, который был его ровесником, Феопомпом, родившимся несколько позже, и Тимеем; который, собственно, два самых богохульных как-то сошлись в восхвалении того одного».
- ^ Теопомп История, книга 43
- ^ Пайллер, Жан-Мари (1 ноября 2001 г.). «Место им за столом: случай Рима» . Клио. Женщины, пол, история (на французском языке) (14): 119–131. дои : 10.4000/clio.106 . ISSN 1252-7017 .
Библиография
[ редактировать ]- Бонфанте, Ларисса (1976). Этрусское платье . Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 256. ИСБН 0-8018-1640-8 .
- Брикель, Доминик (2005). Этруски . Париж, Presss Universitaires de France. ISBN 978-2-13-053314-6 .
- Кристофани, Мауро (1985). Словарь этрусской цивилизации (на итальянском языке). п. 108. ИСБН 8809217284 .
- Ди Джованни, Сириако (2000). Этрусская женщина. Красивая, чувственная, культурная, независимая. Положение женщин в Этрурии (на итальянском языке). Сципион. ISBN 88-8364-120-5 .
- Хаак, Мари-Лоранс (2015). «Этруски в национал-социалистической идеологии. О мифе Альфреда Розенберга ХХ века». Исторический обзор (на французском языке). 673 (673): 149–170. дои : 10.3917/rhis.151.0149 .
- Фьорделизи, Массимилиано (2015). Этрусская цивилизация в цвете (на итальянском языке). ISBN 978-1-326-37799-1 .
- Либер, Ив (2006). Виды на этрусские трюфе (на французском языке). Лимож, Пулим. ISBN 2-84287-411-0 .
- Ралло, Антония (1989). Ле Донн в Этрурии . Л'Эрма ди Бретшнайдер. ISBN 978-88-7062-669-8 .
- Фон Клес-Реден, Сибилла (1962). Этруски . Перевод Биттебиррена, Моник; Даусси, Анри. Арто.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Э. Дэвис – 2012 г., « Университет Ксавьера » [архив], на .exhibit.xavier.edu, апрель 2016 г. (по состоянию на 4 января 2018 г.).