Повседневная жизнь этрусков
Повседневную жизнь этрусков проследить сложно, так как литературных свидетельств мало, а этрусская историография в XIX веке была весьма противоречивой (см. Этрускология ).
Большая часть наших знаний о привычках и обычаях повседневной жизни этрусков доступна благодаря детальному наблюдению за погребальной обстановкой в их семейных гробницах: украшенными урнами и саркофагами, сопровождаемыми предметами повседневного обихода как мужчин, так и женщин, деталями фресок и барельефов , большинство из которых были открыты в XVIII и XIX веках, когда по-настоящему началось научное изучение их цивилизации.
Стол
[ редактировать ]Тем не менее греческий историк Посидоний так описывал богатство этрусского стола: «Два раза в день этруски готовили роскошный стол со всеми удобствами прекрасной жизни; расставляли скатерти, вышитые цветами; накрывали стол большим количеством серебряной посуде им служило значительное количество рабов». [примечание 1] Это указывает на жизнь богатых людей, совершенно отличную от жизни простых людей.
Обильные леса этрусской территории позволили построить морской флот, а также добывать полезные ископаемые. Процветание ее торговли основывалось на вывозе ремесленных изделий ( букчеро ), большом количестве вина и ввозе олова из Галлии . По крайней мере, с VI века до нашей эры. [1] В регионе зафиксированы выращивание винограда и производство вина, о чем свидетельствует изготовление амфор для перевозки вина, которые были широко распространены в Тирренском и Средиземном морях.
Этрусская диета
[ редактировать ]Основной рацион этрусков [2] состоял в основном из зерновых каш и овощей. Соленая и пресноводная рыба, безусловно, входили в рацион. Потребление мяса было связано с ритуальными жертвоприношениями, и его ели в религиозные праздники. Заяц . , изображенный на вазах в сценах охоты, был очень ценным промысловым животным Многие кухонные принадлежности, дуршлаги, амфоры , вазы, бронзовые ковши и типичные рыбные тарелки выставлены в европейских музеях, в том числе в Старом музее , Лувре и Национальном этрусском музее на вилле Джулия .
Пышность банкета
[ редактировать ]Фрески , найденные во многих этрусских некрополях, изображают этрусков в великолепии в Триклинии пиршества , с пышностью пьющих и питающихся (что также заметно на крышках фигуративных саркофагов). Фрески показывают богатство посуды и предметов быта (например, игральных костей), найденных в гробницах, сопровождающих умерших в загробный мир с воспоминанием об их земной жизни. [ нужна ссылка ]
Игры
[ редактировать ]Этрусские игры , также изображенные на фресках гробниц, были важной частью их жизни. Геродот перечисляет их многочисленные игры: кости, коттаб , мяч ( эпискирос или гарпастум ) , ферсу , асколиазмос и борса .
Этруски черпали непосредственное вдохновение из греческих практик для своих панэтрусских спортивных игр ( волсиний ), кулачного боя и борьбы, метания диска, копья, прыжков в длину, простого бега пешком или бега с оружием ( гоплитодромии ). Некоторые ludi circenses (игры), которые позже частично переняли римляне, были разными, например, скачки на лошадях (барельефы в Poggio Civitate ), акробатика desultores , гонки на колесницах ( бига , трига и квадрига ), которые возни (барельефы в Poggio Civitate) рабы) практиковались с привязанными за спиной поводьями.
Римляне также заимствовали другие игры, известные как ludi scaenici , ритуальные и вотивные сценические игры. [3] танцевальные или балетные постановки (в том числе театральные), [4] о чем Варрон нам говорит [5] были исполнены этрусским трагедийным автором Вольнием с подлинно театральной целью.
Музыка
[ редактировать ]Фрески изображают танцоров и музыкантов, играющих на различных инструментах. Эта практика также присутствует на многих вазах, вдохновленных эллинизмом.
Праздники и ритуалы сопровождали городскую и сельскохозяйственную жизнь, и музыка была такой же частью этой жизни, как и танцы, которые она вызывала. [ нужна ссылка ]
Социальные ритуалы
[ редактировать ]Этрусское гадание использовалось для принятия решений, а остатки различных зданий раскрывают эту практику (темплум этрусского храма ) или сопровождавшие ее суеверия и верования ( акротериальные статуи, такие как « ковбой Мурло »).
Этрусская мифология , заимствованная из мифологии греков , сопровождала каждый жест повседневной жизни, включая дом ( боги Лары и Пенаты ), сельское хозяйство, войну и городское строительство (гений-защитник).
Семья
[ редактировать ]- Передача детям фамилий отца и матери.
- Равные права и полномочия для мужчин и женщин
Одежда
[ редактировать ]- Юбка-колокольчик (Гробница Франчески Джустиниани - Монтероцци )
- Костюмы и обувь танцоров с жеребцами ( Гробница Триклиния , Гробница Леопардов — Тарквиния )
Обувь
[ редактировать ]- Сандалии ( Tyrrenica sandalia ), распространенные вплоть до Афин ( Кратинос , V в. до н.э.) с деревянными подошвами, скрепленными металлическими каркасами ( Бизенцио , Цере ) [6]
- Calcei repandi , туфли с ножнами ( Гробница авгуров , Гробница барона Монтероцци, Саркофаг супругов Цере — )
- Бродекены, которые носили Аррингаторе , Велия Сейтити и ее рабыня ( Гробница Щитов — Монтероцци ) с ремнями («тирренские», Tyrren pedum по Вергилию )
Шляпы
[ редактировать ]- Тутулус , Саркофаг , конический женский чепчик ( Гробница львиц Монтероцци супругов Цере , зрители из гробницы Бигов Тарквинии )
Конное снаряжение
[ редактировать ]- Фалера (военная награда)
Социальная структура
[ редактировать ]- Ритуал основания города
- Дороги между городами
- Граждане
- Аристократия князей
- Язычники
- Освобожденные слуги ( ойкетес )
- Рабы ( сервусы )
- Крепостные ( пенесты )
- Независимые крестьяне
- Ремесленники, занимавшие важные должности [примечание 2]
- Деление времени и этрусский календарь :
- день от полудня до полудня (в отличие от полуночи до полуночи у вавилонян и римлян и от заката до заката у греков) [7]
- недели, ноны восьми полных дней ( nundinae ) и базарный день девятого числа.
- месяцы, основанные на лунном цикле, с полной луной посередине, иды (которые переняли римляне)
- на прошедшие годы указывает гвоздь, вбитый в стену храма богини Нортии (захваченного римлянами в храме Юпитера Капитолийского )
- столетия различной продолжительности (до 119 и 123 лет, превышающие максимальную продолжительность жизни человека), каждое прохождение которых подвержено чудесам (ожидалось, что этрусская нация просуществует десять столетий) (Цензор).
- Вилла и ее характерные особенности:
- предсердие с его комплювием и имплювием
- таблинум
Некоторые объекты
[ редактировать ]- Простой плуг
- Гребень
- Веера с ручками в форме руки из слоновой кости ( Вульчи ) [8]
- Котел или таз и треножник ( Тарквиния )
- Терки для сыра ( Кьянчано Терме и Сартеано )
- Граффионе и , вертел (Кьянчано Терме Пьомбино )
- Ручка дуршлага [9]
- Бритва в форме полумесяца
- Курильница . , териоморфная культовая колесница [9] (зооморфная фигура со смесью тел птиц и голов оленей, установленная на колесах, выставленная в Тарквинии ) [8]
- Игла парфюмерная ( Poggio Civitate )
- Ваза с двумя луковицами
- Ваза с полным алфавитом, написанным по краю (вероятно, использовалась как чернильница)
- Двухколесная тележка с брезентом под обручами.
Некоторые объекты были изначально из этой местности, тогда как другие были импортированы, а затем изменены локально путем добавления фигур (узнаваемых, поскольку они были более элементарными). [10]
- Пластина с различными предметами, предположительно этрусскими, из золота и бронзы.
- Рельефные детали предметов быта на стенах и колоннах Гробницы Рельефов .
- Этрусская бритва
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Филипо Дельфино, перевод с итальянского Эмили Формозо, «Выращивание виноградной лозы и потребление вина» в Les Dossiers d'archéologie n°322, июль-август 2007 г., стр. 81
- ^ Мирей Себейяк-Жервазони, «Еда у этрусков» в Archeologia , No. 238, 1988, с. 21
- ^ Livy , VII, 2
- ^ Доминик Брикель , Этрусская цивилизация , с. 177-179.
- ^ Варрон, Договор о латинском языке, V, 55.
- ^ Жак Эргон , Повседневная жизнь этрусков , Hachette, 1961 и 1989, с. 223
- ^ Жак Эргон , Повседневная жизнь этрусков , Hachette, 1961 и 1989, с. 229
- ^ Jump up to: а б Жан-Поль Тюилье, Этруски, конец тайны , с. 56
- ^ Jump up to: а б п. 279 в «Les Étrusques et l'Europe » с предисловием Массимо Паллоттино после одноименной выставки в «Гран-Пале» в Париже с 15 сентября по 14 декабря 1992 года и в Берлине в 1993 году.
- ↑ Примечание Р.Бьянки Бандинелли в книге Жан-Поля Тюилье, «Этруски, конец тайны» , с. 56
Библиография
[ редактировать ]- Брикель, Доминик (1993). Этруски. Люди разности . Арманд Колен.
- Брикель, Доминик (1999). Этрусская цивилизация . Фаярд. п. 353. ИСБН 2-213-60385-5 .
- Брикель, Доминик (2012). Этруски (2-е изд.).
- Жанно, Жан-Рене (1987). Встреча с этрусками . Западная Франция.
- Эргон, Жак (1961). Повседневная жизнь этрусков . Топор.
- Гус, Ален (1971). Vulci etrusque et etrusco-romaine (изд. Клинксика). стр. 228.
- Гус, Ален (1980). Этруски и их судьба . Пикард.
- Иролло, Жан-Марк (2010). История этрусков . Темпус.
- Росси, Фульвия; Локателли, Давиде (2010). Этруски: власть, религия, повседневная жизнь . Хазан.
- Тюилье, Жан-Поль (1990). Этруски: Конец тайны . Галлимар. ISBN 2-07-053026-4 .
- Тюилье, Жан-Поль (2003). Этруски. История народа . Арманд Колен.