Jump to content

Фасции

Изображение фасции с топором посередине связки стержней.

Фасции ( / ˈ f æ s z / FASS -eez , Латинский: [ˈfaskeːs] ; множественное число tantum , от латинского слова fascis , что означает «пучок»; Итальянский : fasciolittorio ) — связанная связка деревянных прутьев, часто, но не всегда, включающая топор (иногда два топора) с выступающим лезвием. Фасции — итальянский символ, возникший в этрусской цивилизации и перешедший в Древний Рим , где он символизировал власть римского короля наказывать своих подданных. [1] а позже магистрата власть - и юрисдикция . Топор имеет свое отдельное и более древнее происхождение. Первоначально ассоциировался с лабрисом ( древнегреческий : λάβρυς , латинизированный : lábrys ; латынь: bipennis ), [а] обоюдоострый топор родом с Крита , является одним из древнейших символов греческой цивилизации .

Образ фасций сохранился в современном мире как изображение судебной власти, закона и управления. Фасции часто встречаются как заряд в геральдике : они присутствуют на реверсе десятицентовой монеты Меркурия в США, за трибуной в Палате представителей Соединенных Штатов и на печати Сената США ; и отсюда произошло название Национальной фашистской партии термин фашизм в Италии (от которого произошел ).

В первой половине двадцатого века и фасции, и свастика (каждый символ имел свои уникальные древние религиозные и мифологические ассоциации) стали в значительной степени отождествляться с фашистскими политическими движениями Бенито Муссолини и Адольфа Гитлера . [2] [3] [4] [5] [6] Это связано с более активным использованием Муссолини этого символа, а также с кампаниями Гитлера, нацистов и антифашистов по созданию различных намеков и сравнений между двумя диктаторами, чтобы связать Гитлера с Муссолини и его символикой. [2] [3] [4] [5] [6] В этот период свастика подверглась глубокой стигматизации, но фасции не подвергались подобному процессу за пределами Италии.

Фасции продолжали использоваться во многих обществах после Второй мировой войны , поскольку они уже были приняты и включены в иконографию многих правительств за пределами Италии до Муссолини. Такое иконографическое использование сохраняется в правительственном и других контекстах. Напротив, свастика остается широко используемой только в Азии, где она возникла как древний индуистский символ, и в иконографии навахо , где ее религиозное значение совершенно не связано с европейским фашизмом начала 20-го века и предшествует ему.

Символизм

[ редактировать ]
Гравюра с изображением римских доспехов и аксессуаров, включая две версии фасций (в правом нижнем углу).

Фасции, представляющие собой связку прутьев с топором, представляли собой совокупность всех средств, необходимых для применения телесных или смертных наказаний. В древнем Риме сверток был материальным символом римского магистрата полной гражданской и военной власти , известной как империум . Их несли в процессии с мировым судьей ликторы , которые несли фасции и иногда использовали березовые розги в качестве наказания, чтобы заставить подчиняться приказам магистрата. [7] В обычном языке и литературе фасции регулярно ассоциировались с определенными должностями: преторы по-гречески назывались гексапелекусами ( букв . « шесть топоров » ), а консулы назывались «двенадцатью фасциями» в рамках литературной метонимии . [8] Помимо того, что он служил знаком отличия, он также символизировал республику и ее престиж. [9]

После классического периода, с падением Римского государства, мыслители были избавлены от «психологического ужаса, порождаемого первоначальными римскими фасциями» античного периода. К эпохе Возрождения возникло смешение фасций с греческой басней, впервые записанной Бабрием во втором веке нашей эры, в которой описывается, как отдельные палки можно легко сломать, а связку - нет. [10] Эта история распространена во всей евразийской культуре и к тринадцатому веку нашей эры была записана в « Тайной истории монголов» . [11] Хотя между оригинальными фасциями и этой басней нет исторической связи, [12] к шестнадцатому веку нашей эры фасции были «неразрывно связаны» с интерпретациями басни как выражения единства и гармонии. [11]

В древнем мире

[ редактировать ]
Аквила (орел-легионер), фигура тоги и фасции на обратной стороне монеты.
Самое раннее изображение фасции, обнаруженное как погребальный предмет в Ветулонии в 1897 году.

Источник

[ редактировать ]

Английское слово «фасции» происходит от латинского в единственном числе слова «фасцис» . [13] Это слово обычно используется во множественном числе для обозначения знаков отличия властей, но иногда используется для обозначения бушелей или связок в сельскохозяйственном контексте. Само это слово происходит от индоевропейского корня *bhasko- , обозначающего связку. [14]

Самые ранние археологические остатки фасции обнаружены в некрополе недалеко от этрусской деревни, ныне называемой Ветулония , археологом Исидоро Фальчи в 1897 году. [15] Открытие теперь датируется относительно узким диапазоном 630–625 гг. до н.э., что совпадает с традиционной датировкой легендарного пятого царя Рима Луция Тарквиния Приска . [16] Кроме того, этрусское происхождение подтверждается древними литературными свидетельствами: поэт Силий Италикус , процветавший в конце I века нашей эры, утверждал, что Рим перенял многие из своих офисных эмблем, а именно фасции, курульное кресло и тогу претекста. – конкретно из Ветулонии. [17] История этрусского происхождения далее подтверждается Дионисием Галикарнасским в его антикварном труде « Римские древности » . [18]

Царственный период

[ редактировать ]

Древнеримские литературные источники единодушны в описании древних римских царей в сопровождении двенадцати ликторов, несущих фасции. Дионисий в «Римских древностях » привел сложную историю, объясняющую это число: для него практика зародилась в Этрурии , и каждый сверток символизировал один из двенадцати этрусских городов-государств ; Двенадцать государств вместе представляли собой совместную военную кампанию и были переданы этрусскому царю Рима Тарквинию Приску при его восшествии на престол. [18] Хотя Ливий согласен с историей Дионисия, он также рассказывает другую историю, приписывающую фасции первому римскому царю - Ромулу - который выбрал двенадцать, чтобы они соответствовали двенадцати птицам, которые появились в предсказаниях при основании города. [19]

Более поздние истории указывали на разную этиологию: некоторые описывали фасции как происходящие из Лациума, другие вообще из Италии. Макробий , писавший в V веке нашей эры, утверждает, что римляне отбирали фасции у этрусков в качестве военной добычи, а не перенимали их в результате культурного распространения. В целом кажется, что к шестому веку до нашей эры фасции стали распространенным символом в центральной Италии и Этрурии, а то и в южной Италии, как предполагает Ливий. [20] – за королевский престиж и принудительную власть. [19] Древнеримские литературные источники в основном изображают фасции того времени как символически переносимые ликторами, которые присутствовали в первую очередь для защиты своих подопечных от насилия. Однако в тех же историях фасции изображаются гораздо более негативно в контексте тираний или царственных проявлений. [21]

Плутарх в своей «Жизни Публиколы » описывает случай, в котором Луций Юний Брут , первый консул , приказал ликторам бичевать розгами и обезглавливать топорами — составляющими фасций — его собственных сыновей, сговорившихся вернуть Тарквиниев на трон. [22] После предполагаемой смерти Брута в бою Публикола затем проводит реформы, подчиняющие судебное использование фасций для принуждения к народу: консулы опускали фасции перед народом во время выступлений, и к народу подавалась апелляция против магистрата, приговаривающего к смертной казни или телесному наказанию. [23]

республиканский период

[ редактировать ]
Денарий, отчеканенный Марком Юнием Брутом, изображающий олицетворение Либерты слева и Луция Юния Брута с ликторами , несущими клинковые фасции справа. [24] [25]
Рим, монастырь Сан-Паоло, внешняя стена: мраморная панель с изображением шести фасций.

Во времена республики римляне использовали количество фасций, сопровождавших магистрата, для обозначения ранга и отличия. У каждого из двух консулов ​​было по 12 ликторов, как и у традиционных диктаторов. [26] Покойных республиканских диктаторов, первым из которых был Сулла , сопровождали 24 ликтора и фасции. [27] Однако консулы чередовали инициативу по месяцам. Консул без инициативы сохранял бы негатив в отношении действий другого консула, но ему предшествовал бы только акценс , а за ним следовали ликторы с уменьшенными фасциями. [26]

Преторы обычно держали шесть фасций и так описывались во время кампании в греческих источниках. Однако были и некоторые исключения. После 197 г. до н.э. преторы, отправленные в Испанию, были отправлены с проконсульским статусом и, следовательно, получили двенадцать фасций. Примерно в то же время в lex Plaetoria количество фасций, сопровождающих претора в суде, было сокращено до двух, возможно, потому, что претор в суде «с шестью фасциями мог бы показаться властным». [28]

К концу второго века до нашей эры магистраты, одержавшие победы за рубежом и провозглашенные императорами (титул победы), были награждены лаврами . Это одобрение было необходимой предпосылкой для празднования триумфа , престижной награды, которую командиры могли ждать годами. [29] В пределах померия , границы священного города Рима, магистраты обычно снимали топоры со своих фасций, чтобы символизировать обжалуемый характер своей гражданской власти. [30] Однако во время триумфа было сделано исключение, когда военное покровительство победившего полководца распространилось и на город, чтобы он мог приносить жертвы в храме Юпитера на Капитолийском холме . Лавры, украшавшие фасции триумфатора, были сняты и решены на церемонии, поместив их на колени культовой статуи Капитолийского Юпитера. [31]

Во время республики только лицам, обладающим империем, предоставлялись полные комплекты фасций; число промагистратов в аналогичном звании не уменьшилось. [30] В поздней республике лейтенантам, осуществлявшим делегированный империй , регулярно предоставлялись два фасция. [32] Третьим иногда назначали ликторов в качестве телохранителей или для помощи в выполнении официальных обязанностей; они, вероятно, не носили фасций. [33] Итальянских муниципальных чиновников во времена республики обычно сопровождали местные ликторы, но эти ликторы не носили фасций до имперских времен. [34]

Народное сопротивление магистратам в период поздней республики иногда принимало форму толпы, разбивающей магистративные фасции. В 133 г. до н. э. Тиберий Гракх подстрекал толпу схватить и сломать фасции претора; два претора, некий Брут и Сервилий, были отправлены в 88 г. до н. э., чтобы приказать Луцию Корнелию Сулле , тогдашнему консулу, прекратить поход на Рим, и их знаки отличия были испорчены и уничтожены; Ликторы Марка Кальпурния Бибула подверглись нападению в 59 г. до н.э., когда он - вместе с некоторыми плебейскими трибунами - попытался наложить вето на законопроект о земельной реформе Юлия Цезаря во время их совместного консульства, что привело к полной утрате фасций его ликторов. [35] Это последнее нарушение фасций было «ритуальным актом символического насилия (народ таким образом избавлялся от знаков империума, которые были в их даре), который заменил прямое физическое насилие против личности консула». [36]

Имперский период

[ редактировать ]
Сестерций Каракаллы , 202–204. На реверсе изображены императоры Каракалла и Септимий на помосте (центральные персонажи); справа — ликтор, держащий новый изогнутый фасц. [37]

Во времена Римской империи число людей, имевших право на фасции и ликторы, увеличилось. Впервые фасции были пожалованы весталкам Сенатом в 42 г. до н.э., когда шести весталок было разрешено по одному ликтору каждая. [38] К ним присоединились фасции, дарованные трем основным фламинам . Одиночные ликторы также предшествовали членам sodales Augustales , которые были жрецами императорского культа . [39] После смерти первого императора Августа в 14 году нашей эры его вдова Ливия была избрана ликтором Сената, хотя источники расходятся во мнениях относительно того, пользовалась ли она когда-либо этой привилегией. [40]

Разделение римских провинций на имперские и сенаторские провинции , при котором Август обладал проконсульской империей над имперскими провинциями и управлял ими через легатов, также еще больше увеличило количество фасций. [41] Август назначил легатов с империей про претора губернаторами , каждому из которых было предоставлено пять ликторов. Когда в 7 г. до н.э. Италия была разделена на четырнадцать регионов, куратору каждого региона было предоставлено два ликтора, пока он находился в должности и на станции. После создания aerarium militare в 6 году нашей эры каждому из трех бывших преторов, управлявших им, также было пожаловано по два ликтора. [42] Ликторы муниципальных магистратов также получили фасции в имперский период. [34]

Ко времени правления северян в начале третьего века фасции были изменены. Изображено на сестерции, отчеканенном ок. В 203 году нашей эры фасции больше не имели форму связки палок, а скорее принимали форму длинной изогнутой палки или двух таких палок, связанных вместе. Число фасций, предоставленных имперским губернаторам, титулованным проконсулами, оставалось на уровне двенадцати до конца четвертого века нашей эры; губернаторы ранга консуларис получали пять фасций, но большинство губернаторов - с рангом преес - вообще не имели фасций. [43] Эта более поздняя форма сохранилась до Восточной Римской империи : византийский антиквар Иоанн Лидийский , писавший в шестом веке нашей эры, описал фасции как «длинные стержни, равномерно связанные вместе» с красными ремнями и топорами, поднятыми вверх. [44] [45] В средневековый период византийских императоров охраняли мужчины – к XIV веку варяги – с посохами и топорами. [46]

Постклассический прием

[ редактировать ]
Рафаэля «Обращение проконсула» (1515 г.), изображающее фасции слева от магистрата.

Хотя латинское слово fasces не вышло из употребления в средневековый период, его техническое значение было забыто. К концу первого тысячелетия это слово рассматривалось как «каким-то образом подразумевающее «верховную власть» или «официальные почести » ». [47] Например, ц. В 1439 году Жан де Роврой, переводя Фронтина » « Стратагемы , был обманут ложным родственным словом и подумал, что фасции относятся к лентам, которые римские магистраты носили на головах; такие заблуждения, по-видимому, были обычным явлением и возникли еще в 11 веке. [47] Визуальные изображения самого свертка были редки ( за исключением рукописи Юния XI века нашей эры ) до эпохи Возрождения. [48]

Ренессанс

[ редактировать ]

Однако гуманисты эпохи Возрождения, особенно те, кто больше читал по-латыни, быстро стали хорошо осведомлены о фасциях и их юридических тонкостях, включая обычное удаление топоров в городе, преклонение перед народом и смену консулов. К первому десятилетию XVI века начали появляться упоминания о фасциях в более римском контексте. [49] В то же время в Италии начали снова появляться узнаваемые изображения, такие как Рафаэля картина «Обращение проконсула» ( ок. 1515 г. ). [50]

К середине 1500-х годов фасции также начали символизировать другие вещи, которые были «неважны или даже неизвестны римлянам». [51] Восстановление папой Климентом VIII папской юридической власти после разграбления Рима в 1527 году положило начало иконографическому развитию, которое ассоциировало фасции с олицетворениями правосудия . [52]

Герб кардинала Мазарини , первого в наше время нанесшего фасции на оружие. [53]

Синкретизм фасций с басней Эзопа о связке палочек, которую труднее сломать, чем каждую палку в отдельности, ассоциировал фасции также с домашним согласием, а в искусстве - с олицетворениями Согласия . [54] Эта символика также слилась с символикой справедливости, поскольку развязывание прутьев и топоров способствовало размышлению над справедливыми действиями. [55] В этом контексте кардинал Мазарини поместил фасции на свой герб, став «первым человеком в современную эпоху, сделавшим это». [53]

Отсюда посыпались изображения фасций. Антье Миддельдорф-Козегартен, в «Настоящем лексиконе истории немецкого искусства» ,

схемы для периода после Рипы [после 1603 г.] распространение фасций как символа почти во всех мыслимых визуальных средах, от архитектурной скульптуры до декоративного искусства, в картинах любого типа, на памятниках, от почетных арок до гробниц, а также как в медальерном искусстве и гравюрах... [56]

К середине семнадцатого века фасции «укрепились во всей Европе как всеобъемлющий символ стабильного и компетентного управления». Он также стал символом компетентного корпоративного управления. [57] Тем не менее, из-за значительного расширения значения этот символ, казалось, умер к 1760-м годам, превратившись в не более чем отсылку к прошлому. [58]

Революция

[ редактировать ]
Бронзовая отливка работы Жана-Антуана Гудона статуи Джорджа Вашингтона . Левая рука Вашингтона опирается на плащ поверх фасций с тринадцатью стержнями. [59]

В качестве эмблемы фасции проникли в колонии Британской Северной Америки . [60] Там, во время американской революции , символика фасций, обозначающая силу через единство, была принята как символ объединенных колониальных усилий против британского правления. [61]

Фасции также стали использовать привилегированную символику во время Французской революции . Впервые это слово относилось к 83 департаментам 1789 года как к символу единства, а затем стало ассоциироваться с братством и единым французским народом. [62] Фасции, увенчанные фригийской шапкой , рассматривались как отсылка к «воображаемому духу ранней Римской республики [и] ее утверждению идеалов свободы и справедливости против тирании». [63] Однако во Франции использование фасций в качестве символа сократилось, начиная с открытия консульства в 1799 году и до провозглашения Второй республики в 1848 году. [64]

Подобное использование получило распространение после Французской революции. Гаити во время революции против Франции использовало множество изображений фасций, как и Мексика во время своей первой республики, Эквадор, Чили и Римская республика 1798 года. [65]

Современное использование

[ редактировать ]

Многочисленные правительства и другие органы власти использовали изображение фасций как символ власти с момента падения Римской империи . Его также использовали, чтобы отдать дань памяти Римской республике, особенно теми, кто считает себя современными преемниками этой республики или ее идеалов.

Эквадорский герб включил фасции в 1830 году, хотя они уже использовались на гербе Великой Колумбии .

Итальянское слово fascio ( мн.: fasci ) , этимологически родственное fasces , использовалось различными политическими организациями в конце 19 — начале 20 веков в переносном значении «лига» или «союз».

Итальянский фашизм , получивший свое название от фасций, возможно, чаще всего использовал эту символику в двадцатом веке. Британский союз фашистов также использовал его в 1930-х годах. Однако фасции, как широко распространенный и давно устоявшийся символ на Западе, избежали стигмы, связанной с большей частью фашистской символики (за исключением Италии, где демонстрация фасций может привести к обвинению), и многие власти продолжают их демонстрировать. включая федеральное правительство США.

Обзор изображений, включенных в Les Grands Palais de France: Fontainebleau [66] [67] показывает, что французские архитекторы использовали римские фасции ( faisceaux romains ) в качестве декоративного устройства еще во времена правления Людовика XIII (1610–1643) и продолжали использовать их в периоды империи Наполеона I (1804–1815).

Фасции обычно появлялись в контексте, напоминающем Римскую республику и Римскую империю . Французская революция использовала в своих образах множество отсылок к древней Римской республике . Во времена Первой республики фасция , увенчанная фригийской шапкой , является данью уважения Римской республике и означает, что власть принадлежит народу. Он также символизирует «единство и неделимость Республики». [68] как указано в Конституции Франции . В 1848 и после 1870 года он появляется на печати Французской Республики, которую держит фигура Свободы . есть фасции На гербе Французской Республики с буквой «RF», обозначающей Французскую Республику (см. изображение ниже), окруженные листьями оливкового дерева (как символа мира ) и дуба (как символа справедливости ). Хотя он широко используется французскими чиновниками, этот символ никогда не был официально принят правительством. [68]

Президент Валери Жискар д'Эстен поместил один на свой президентский флаг. [69] В 2015 году президент Французской Республики использовал логотип в виде стилизованной фасции для интернет-общения. [70] С 1870 года он также появляется на значках депутатов и сенаторов, известных как барометры, которые они размещают на видном месте на своих транспортных средствах.

Фасции появляются на шлеме и пряжке Автономного корпуса военной юстиции французской армии , а также на отличительных значках этой службы для адвокатов, обвиняющих и защищающих в военном трибунале. [ нужна ссылка ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Печать Сената США с двумя фасциями внизу

С момента основания Соединенных Штатов в 18 веке несколько офисов и учреждений в Соединенных Штатах активно включили изображения фасций в большую часть своей иконографии.

Иконография федеральных фасций

[ редактировать ]
Реверс десятицентовой монеты Меркурия с фасциями.
Мемориал эмансипации

Иконография государственных, местных и других фасций

[ редактировать ]
Богато украшенные изделия из дерева на перилах в Верховного суда Миннесоты зале

Примеры иконографии фасций США

[ редактировать ]

Современные власти и движения

[ редактировать ]

Следующие случаи включают принятие фасций в качестве символа или изображения, хотя физического повторного введения не произошло.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Термин для обозначения топора с одним лезвием — hemipélekys «полу -pélekys », pélekys ( πέλεκυς ) является синонимом lábrys ; например, Ил . 23.883.
  1. ^ Пирсон, Патрисия О'Коннелл; Холдрен, Джон (май 2021 г.). Всемирная история: наша человеческая история . Версаль, Кентукки: Шеридан Кентукки. п. 152. ИСБН  978-1-60153-123-0 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Фасции Муссолини-Гитлера» . Викимедиа .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Винклер, Мартин М. (2009). «6. Нацистское кино и его влияние на римские эпопеи Голливуда: от Лени Рифеншталь до Quo Vadis» . Проект МУЗА . Издательство Университета штата Огайо . п. 14 – через Университет Джонса Хопкинса .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Партизанское обозрение» . Партизанский обзор . 6 (1): 40. 1938 – через библиотеки Бостонского университета .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «ФЕВРАЛЬ 1937 ГОДА» . Калифорнийский университет, Сан-Диего . 2007 . Проверено 8 мая 2024 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Рисунок фасции Джузеппе Барбери (1746–1809) из Италии» . Цифровая публичная библиотека Америки . Проверено 8 мая 2024 г.
  7. ^ Бреннан 2022 , стр. 2, 12.
  8. ^ Бреннан 2022 , с. 1.
  9. ^ Бреннан 2022 , с. 2.
  10. ^ Бреннан 2022 , с. 3.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бреннан 2022 , с. 4.
  12. ^ Бреннан 2022 , с. 4. «Следует подчеркнуть, что в историческом плане не существует тесной связи между римскими фасциями и басней Эзопа... кроме привлекательного совпадения, заключающегося в том, что каждая из них связана со связкой палок».
  13. ^ «фасции» . Словарь Мерриам-Вебстера . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года.
  14. ^ Бреннан 2022 , стр. 12–13.
  15. ^ Бреннан 2022 , с. 8.
  16. ^ Бреннан 2022 , с. 10.
  17. ^ Бреннан 2022 , стр. 9–10.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бреннан 2022 , с. 11.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бреннан 2022 , с. 12.
  20. ^ Бреннан 2022 , с. 14.
  21. ^ Бреннан 2022 , стр. 14–15.
  22. ^ Бреннан 2022 , с. 16, со ссылкой на Плута. Паб. 6.
  23. ^ Бреннан 2022 , с. 18.
  24. ^ Кроуфорд 1974 , с. 455.
  25. ^ Буря 2017 , Табличка 4.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бреннан 2022 , с. 50.
  27. Brennan 2022 , стр. 20–21, добавляя, что за Цезаря во время его диктатуры проголосовали 72 фасция за его триумфы, но также отмечая, что это имело неприятные политические последствия.
  28. ^ Бреннан 2022 , с. 54.
  29. ^ Бреннан 2022 , с. 30.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Драммонд 2015 .
  31. ^ Бреннан 2022 , с. 31.
  32. ^ Бреннан 2022 , с. 94.
  33. ^ Стейвли, Истленд Стюарт; Линтотт, Эндрю. «ликторы». В ОКР 4 (2012) .
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бреннан 2022 , с. 25.
  35. ^ Бреннан, 2022 , стр. 78–79.
  36. ^ Морштейн-Маркс, Роберт (2021). Юлий Цезарь и римский народ . Издательство Кембриджского университета. п. 138. дои : 10.1017/9781108943260 . ISBN  978-1-108-94326-0 . S2CID   242729962 . Зафиксировано лишь несколько случаев нарушения фасций, и все они несут в себе послание о том, что люди больше отказываются признавать консульскую власть.
  37. ^ Мэттингли, Гарольд; Сиденхэм, Эдвард А. (1936). Чеканка Римской Империи: от Пертинакса до Геты . Том. 4, часть 1. Лондон: Спинк и сын. п. 281.
  38. ^ Бреннан 2022 , с. 95.
  39. ^ Бреннан 2022 , с. 96.
  40. ^ Бреннан 2022 , с. 97, объясняя, что, хотя Кассий Дион сообщает, что Ливия была избрана ликтором, Тацит говорит, что Тиберий категорически отказался разрешить ей использовать ликтора.
  41. ^ Бреннан 2022 , с. 97.
  42. ^ Бреннан 2022 , с. 98.
  43. ^ Бреннан 2022 , с. 53.
  44. ^ Бреннан 2022 , с. 47.
  45. ^ Бреннан 2022 , с. 229 н. 37, со ссылкой на монету RIC IVa 422A.
  46. ^ Бреннан 2022 , с. 49.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бреннан 2022 , с. 111.
  48. ^ Бреннан 2022 , стр. 110–11.
  49. ^ Бреннан 2022 , с. 112.
  50. ^ Бреннан 2022 , стр. 113–14.
  51. ^ Бреннан 2022 , с. 116.
  52. ^ Бреннан 2022 , с. 118.
  53. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бреннан 2022 , с. 126.
  54. ^ Бреннан 2022 , стр. 119–20.
  55. ^ Бреннан 2022 , с. 122.
  56. ^ Бреннан 2022 , с. 128.
  57. ^ Бреннан 2022 , с. 133.
  58. ^ Бреннан 2022 , с. 135.
  59. ^ Бреннан 2022 , с. 140.
  60. ^ Бреннан 2022 , с. 138.
  61. ^ Бреннан 2022 , стр. 138 и след.
  62. ^ Бреннан 2022 , стр. 142–43.
  63. ^ Бреннан 2022 , с. 144.
  64. ^ Бреннан 2022 , стр. 153–55.
  65. ^ Бреннан 2022 , с. 152.
  66. ^ Большой дворец Франции: Фонтенбло , I-я серия, стили Людовика XV, Людовика XVI, ампир, Centrale Labrairie D'Art Et D'Architecture, Ancienne Maison Morel, Ch.
  67. ^ Большой дворец Франции: Фонтенбло , II серия, апартаменты Анны Австрийской, Франциска I и Эленонры Ла Шапель, Центральная лаборатория искусства и архитектуры, бывший дом Мореля, Ch. Eggimann, Succ, 106, бульвар Сен-Жермен, Париж, 1912 год.
  68. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Луч Ликтора» . Президентство республики (на французском языке). 2009. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года.
  69. ^ «Луч Ликтора» . elysee.fr . .
  70. ^ «Новый логотип Elysée Communications вызывает смех у пользователей Интернета» . bfmtv.com . .
  71. ^ Кабинет историка. "Мебель" . Палата представителей США: история, искусство и архивы . Палата представителей США . Проверено 27 февраля 2020 г.
  72. ^ Скефос, Кэтрин Хетос (1975). «Верховный суд обретает новый дом» . Журнал истории Верховного суда . Историческое общество Верховного суда. Архивировано из оригинала 28 ноября 2005 года.
  73. ^ Бах, Ира; Грей, Мэри Лакриц (1983). Путеводитель по общественной скульптуре Чикаго . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 11–12. ISBN  978-0-2260-3398-3 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a4030f6610e4dab8886bc52c409705a__1721264100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/5a/4a4030f6610e4dab8886bc52c409705a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fasces - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)