Робигалия
Продолжительность | 25 апреля |
---|---|
Тип | Фестиваль |
Робигалия — праздник , который древнеримской религии проводился 25 апреля и был назван в честь бога Робигуса . Главным его ритуалом было принесение в жертву собаки для защиты зерновых полей от болезней . Проводились игры ( люди ) в виде «больших и малых» гонок. [1] Робигалия была одним из нескольких сельскохозяйственных фестивалей в апреле, посвященных празднованию и оживлению вегетационного периода. [2] но более мрачные жертвенные элементы этих событий также чреваты тревогой по поводу неурожая и зависимостью от божественного благоволения, чтобы предотвратить его. [3]
Описание
[ редактировать ]Робигалия проходила на границе Агер Романус . [4] Веррий Флакк помещает его в роще ( lucus ) на пятой верте от Рима по Виа Клавдия . [5] Праздник включал в себя игры ( люди ) и жертвоприношение крови и внутренностей неотлученного щенка ( катулус ). [6] Большая часть жертвоприношений животных в общественной религии Древнего Рима заключалась в совместной трапезе и, таким образом, включала в себя домашних животных, мясо которых было нормальной частью римского рациона; [7] собака встречается как жертва чаще всего в магических и частных обрядах в честь Гекаты и других хтонических божеств , [8] но было предложено публично на Луперкалии [9] и две другие жертвы, относящиеся к зерновым культурам. [10]
Источник
[ редактировать ]Религия в Древний Рим |
---|
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Как и многие другие аспекты римского права и религии, институт Робигалии был приписан сабинянину Нуме Помпилиусу , [11] на одиннадцатом году своего правления в качестве второго царя Рима . [12] Совместное присутствие Нумы и фламена Квириналиса , верховного жреца Квирина , сабинского бога войны, который стал отождествляться с Марсом, [13] может указывать на сабинское происхождение. [14]
Покойный республиканский ученый Варрон говорит, что Робигалия была названа в честь бога Робигуса . [15] который, будучи нуменом или олицетворением сельскохозяйственной болезни, мог также предотвратить ее. [16] он был потенциально злокачественным божеством, которого нужно умилостивить . Авл Геллий, Таким образом, как отмечает [17] Но пол этого божества неуловим. [18] Сельскохозяйственный писатель Колумелла дает это имя в женском роде как Робиго , похожее на слово, используемое для обозначения одной из форм заболевания пшеничной ржавчины . [19] который имеет красноватый или красновато-коричневый цвет. И Робигус , и робиго также встречаются как Рубиг , что, следуя этимологии, связано с древностью, [20] Считалось, что он связан с красным цветом ( рубером ) как формой гомеопатической или симпатической магии . [21] Окрас тематический: болезнь была рыжая, необходимые щенки (а иногда и суки) имели рыжую шерсть, [22] красный цвет крови напоминает типично римское воплощение Марса как бога земледелия и кровопролития. [23]
Уильям Уорд Фаулер , чьи работы о римских праздниках остаются стандартным справочником, [24] выдвинул идею, что Робигус — это «индигитуация» Марса, то есть имя, которое следует использовать в молитвенном словаре для фиксации местного действия призванного бога. [25] В поддержку этой идеи председательствовавшим жрецом был фламен Квириналис, а люди проводились как для Марса, так и для Робиго. [26] Фламен прочитал молитву, которую Овидий подробно цитирует в «Фасти» , своей календарной поэме из шести книг о римских праздниках, которая дает наиболее подробное, хотя и проблематичное описание дня. [27]
Другие обряды
[ редактировать ]гонки на колесницах (ludi курсорибус) . В этот день в честь Марса и Робиго устраивались [28] В гонках было два класса: «высший и второстепенный», которые могут представлять младший и старший дивизионы. В гонках на колесницах молодые водители, похоже, приобрели опыт управления колесницей с двумя лошадьми ( бига ), прежде чем перейти в упряжку с четырьмя лошадьми ( квадрига ) . [29]
Другие скачки на лошадях и колесницах в честь Марса происходили в Эквиррии и перед жертвоприношением Октябрьского коня .
Контекст календаря
[ редактировать ]Fasti Praenestini также сообщает, что в тот же день фестиваль чествовал особый класс секс-работников : «разваленных мальчиков». [30] накануне после признания меритрисов , женщины- проститутки стали считаться профессионалами определенного уровня. [31]
Другими апрельскими праздниками, связанными с сельским хозяйством, были Цереалия , или фестиваль Цереры , продолжавшийся несколько дней в середине месяца; Фордицидия ; 15 апреля, когда в жертву приносилась беременная корова Парилия ; 21 апреля для обеспечения здоровья стада и Виналия , винный фестиваль 23 апреля. [32] Варрон считал их и Робигалию, а также Великой Матери в Мегаленсию конце месяца «оригинальными» римскими праздниками в апреле. [33]
Робигалия была связана с христианским праздником Рогация , который был связан с очищением и благословением прихода и полей и который заменил Робигалию 25 апреля по христианскому календарю. [34] Тертуллиан Отец церкви высмеивает богиню Робиго, называя ее «выдуманной», выдумкой. [35]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Спорт бегунов упоминается в Fasti Praenestini ; см. Элейн Фэнтэм , Овидий: Фасти Книга IV (Издательство Кембриджского университета, 1998), с. 263.
- ^ Мэри Бирд , Дж. А. Норт и SRF Price. Религии Рима: История (Издательство Кембриджского университета, 1998), том. 1, с. 45.
- ^ Рианнон Эванс, Античная утопия: Чтения Золотого века и упадка в Риме (Routledge, 2008), стр. 185–188.
- ^ Вудард, Индоевропейское священное пространство , с. 234.
- ^ КИЛ 1 2 стр. 236, 316), цитируется Вудардом.
- ^ Колумелла , De re Rustica 10.337–343.
- ^ К. Беннет Паскаль, «Октябрьская лошадь», Гарвардские исследования классической филологии 85 (1981), стр. 275–276; общее обсуждение съедобности жертв Хендрика Вагенворта , «Профанус, профан», в книге «Пиетас: Избранные исследования римской религии» (Брилл, 1980), стр. 100–1. 25–38.
- ^ Дэвид Сорен, «Геката и кладбище младенцев в Поджо Граминьяно», в книге «Римская вилла и позднеримское кладбище младенцев » («L'Erma» di Bretschneider, 1999), стр. 619–621.
- ^ Плутарх , Римские вопросы 68. Архивировано 21 сентября 2023 года в Wayback Machine ; Эли Эдвард Беррисс, «Место собаки в суевериях, как оно показано в латинской литературе», Classical Philology 30 (1935), стр. 34–35.
- ^ Бойль и Вудард, Овидий: Фасти , с. 255.
- ^ Уильям Уорд Фаулер, Религиозный опыт римского народа (Лондон, 1922), стр. 108; Тертуллиан, «О зрелище», 5.
- ^ Плиний , Естественная история 18.285.
- ^ Бойль и Вудард, Овидий: Фасти , с. 254; Бирд, Религии Рима , с. 106, примечание 129; Вудворд, Индоевропейское сакральное пространство , с. 136.
- ^ Франклин, Луперкалия , с. 75. Предполагалось, что имя Квирин произошло от сабинского города Курес . В своих примечаниях к «Энеиде» 1.292 и 6.859 Сервий говорит, что «когда Марс бесконтрольно бушует (саевит) , его называют Градивусом; когда он спокоен (транквиллус) , его называют Квирином». Следовательно, поскольку Квирин — это «Марс», покровительствующий миру, его храм находится внутри города; храм «Марса войны» расположен за чертой города. Название также было связано с квиритами , римскими гражданами и гражданскими куриатскими комициями , в отличие от военнослужащих и центуриатных комиций . Квирин был ассимилирован с обожествленным Ромулом , возможно, уже в период Августа . См. Роберт Шиллинг, «Квирин», « Римские и европейские мифологии » (University of Chicago Press, 1992, из французского издания 1981 года), с. 145.
- ^ Варрон , Латинская лингва 6.16.
- ^ AM Франклин, Луперкалия (Нью-Йорк, 1921), стр. 74.
- ^ Авл Геллий , Аттические ночи 5.12.14: И среди этих богов, которых необходимо умилостивить, чтобы было устранено зло, рожденное от нас или от посевов, Auruncus quoque habetur et Robigus (« Аурунк и Робигус также считаются одними из тех, боги, которых мы обязаны умилостивить, чтобы они отклонили зловредное влияние от нас или от урожая»); Вудард, Индоевропейское сакральное пространство: ведический и римский культ (University of Illinois Press, 2006), стр. 234
- ^ Помимо Варрона, Веррий Флакк ( CIL 1: 236, 316) и другие считают, что он мужчина; Овидий , Колумелла (см. ниже), Августин и Тертуллиан считают божество женщиной. А. Дж. Бойл и Р. Д. Вудард, Овидий: Фасти (Penguin Books, 2000), стр. 254 онлайн. Архивировано 21 сентября 2023 года в Wayback Machine.
- ^ Вергилий , Георгика 1.151. Писатель-аграрник IV века Палладий посвящает главу contra nebulas et Rubiginem предотвращению миазмов и плесени ( 1.35. Архивировано 21 сентября 2023 года в Wayback Machine ).
- ^ Давиде Дель Белло, Забытые пути: этимология и аллегорическое мышление (Catholic University of America Press, 2007), passim .
- ^ Беррисс, «Место собаки в суевериях», стр. 34–35.
- ^ Фаулер, Римские фестивали , стр. 90–91.
- ↑ Эта двойная функция Марса, возможно, противоречащая мышлению 21-го века, возможно, не казалась таковой римлянам: «В раннем Риме сельское хозяйство и военная деятельность были тесно связаны в том смысле, что римский фермер был также солдатом ( а также избирателем)»: Beard, Religions of Rome , стр. 47–48 онлайн. Архивировано 21 сентября 2023 г., в Wayback Machine и 53. См. также Evans, Utopia antiqua , стр. 188 онлайн. Архивировано 21 сентября 2023 года в Wayback Machine.
- ^ Уильям Уорд Фаулер , Римские фестивали периода республики (Лондон, 1908), стр. 89.
- ^ Точное имя в связи с сокрытием истинного имени божества для монополизации его или ее силы было важной частью молитвы в древности, о чем свидетельствуют не только традиционные религии Греции и Рима, а также синкретическая эллинистическая религия и мистический культ , но и в иудаизме , древнеегипетской религии , а позднее в христианстве . См. Маттиас Клингхардт, «Формулы молитв для публичного чтения: их использование и функции в древней религии», Numen 46 (1999) 1–5; А. А. Барб, «Антаура. Русалка и бабушка дьявола: лекция», Журнал институтов Варбурга и Курто 29 (1966), стр. 4; Карен Хартнуп, «О верованиях греков: Лео Аллатиос и народное православие» (Brill, 2004), стр. 97–101 онлайн. Архивировано 21 сентября 2023 г. в Wayback Machine (в связи с непреодолимыми демонами). Августин Гиппопотамский высмеивал распространение божеств, называя его turba minutorum deorum , «толпой мини-богов» ( De civitate Dei 4.9, dea Robigo среди них в 4.21); см. У. Р. Джонсон, «Возвращение Tutunus », Arethusa (1992) 173–179. См. также digitamenta .
- ^ Тертуллиан , De spectaculis 5: Numa Pompilius Marti et Robigini fecit («Нума Помпилиус установил [игры] для Марса и Робиго»).
- ^ Овидий , Фасти 4.905–942; Бойль и Вудард, Овидий: Фасти , стр. 254–255 и другие сведения о характере этой работы.
- ^ Пренестинский пост ; Тертуллиан , «О Spectacularis 5»; Фантам, Овидий: Фасти, Книга IV , с. 263.
- ^ Жан-Поль Тюилье, «Перистые волосы и борода. Вопросы римской спортивной иконографии», Смеси французской школы римской античности 110.1 (1998), стр. 377.
- ^ Pueri lenonii , мальчики, управляемые перевивочником , сутенером .
- ^ Крейг А. Уильямс, Римский гомосексуализм (Oxford University Press, 1999, 2010), с. 32 онлайн. Архивировано 21 сентября 2023 года в Wayback Machine.
- ^ Борода, Религии Рима , с. 45.
- ^ Варрон, De lingua latina 6.15–16; Фантам, Пост , с. 29.
- ^ Дэниел Т. Рефф, Чума, священники и демоны: священные повествования и рост христианства в Старом и Новом Свете (Cambridge University Press, 2005), стр. 100.
- ^ Тертуллиан , De spectaculis 5 ( имя et robiginis finxerunt , «видишь, они даже составляют богиню болезней пшеницы »); Вудворд, Индоевропейское сакральное пространство , с. 136.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алессандро Локки, «Люкус Робигинис в Acqua Traversa». Древний культ на пятой миле Виа Клодия , в историко-археологическом секторе пригорода Рима: Тенута дель Аква Траверса. Материалы дня исследования, Рим, 7 июня 2003 г. , под редакцией Ф. Вистоли, Рим, 2005 г., стр. 151–170.
- Фабрицио Вистоли, Критическая и библиографическая заметка о Робигалии, в La Parola del Passato , LXIV, 1 (CCCLXIV), 2009, стр. 35–46.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео современного фестиваля Робигалия в Пиауи, Бразилия.