Харизма
Харизма | |
---|---|
![]() | |
Наблюдается | Римская республика , Римская империя |
Тип | Классическая римская религия |
Торжества | семейные обеды, подарки (спортулы) , раздача хлеба и вина |
Обряды | подношения Ларам |
Дата | 22 февраля |
Связано с | родителям и предкам Поклонение |
В Древнем Каристия , Риме [1] также известный как Cara Cognatio , был официальным, но частным праздником 22 февраля, который прославлял любовь к семье банкетами и подарками. Семьи собирались вместе, чтобы пообедать и предложить еду и благовония Ларам как своим домашним богам . [2] Это был день примирения, когда разногласия должны были быть отброшены в сторону, но поэт Овидий сатирически замечает, что этого можно было добиться, только исключив членов семьи, доставляющих неприятности. [3]
Практики
[ редактировать ]Каристия был одним из нескольких дней в феврале, посвященных семье или предкам. Это последовало за Паренталией , девятью днями памяти, которые начались 13 февраля и завершились Фералией 21 февраля или, по мнению некоторых, Каристией на следующий день. Во время Паренталии семьи посещали могилы своих предков и делились тортом и вином как в виде подношений, так и в качестве еды между собой. Фералия была более мрачным событием: публичным праздником жертвоприношений и подношений Манам , духам мертвых, нуждавшимся в умилостивлении. [4] Каристия была признанием семейной линии, продолжающейся в настоящее время и среди живых. [5]
Раздавались хлеб, вино и спортулы (премии, чаевые, знаки признательности). [6] У поэта Марсьяля есть пара стихотворений о дарении подарков к празднику; в одном он предлагает своего рода « извинения без извинений » своим родственникам Стелле и Флакку, объясняя, что он ничего им не отправлял, потому что не хотел обидеть других, которые должны были получить от него подарок, но не получили этого. [7]
В календаре
[ редактировать ]В отличие от публичных праздников, Каристия и другие частные праздники могли приходиться на четные дни римского календаря . [8] Cara Cognatio оставался в календаре еще долгое время после того, как Римская империя перешла под власть христиан. Он появился в «Хронографии» 354 года , а в календаре Полемия Сильвия (449 г. н.э.) старый праздник сопоставлялся с праздником в память погребения святых Петра и Павла . [9] Как « праздник любви » Каристия не была несовместима с христианскими взглядами; [10] некоторые ученые обнаружили влияние Parentalia и Caristia на христианский праздник агапе , при котором употребление хлеба и вина на родовой могиле было заменено Евхаристией . [11] В V веке некоторые христианские священники даже поощряли участие в погребальных трапезах. [12]
В первой половине VI века у некоторых галло-римлян еще соблюдалась форма праздника с подношением умершим еды и ритуальной трапезой. [13] К тому времени, однако, эта практика попала под подозрение как « языческий » ритуал, и Турский собор в 567 году открыто осудил тех, кто «осквернил» праздник Святого Петра . Эти обряды были осуждены Цезарием Арльским как оправдание пьянства, танцев, пения и другого « демонического » поведения. Подавление традиционных поминовений умерших было частью растущих усилий Церкви по контролю и монополизации религиозного поведения в Меровингской Галлии. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ ( В издании Тойбнера « 1988 года Овидия» Фасти 2.616) дана Каристия .
- ^ Мишель Рене Зальцман, «Религиозный койне и религиозное инакомыслие в четвертом веке», « Спутник римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 115; Иттай Градель, Поклонение императору и римская религия (Oxford University Press, 2002), с. 208.
- ^ Овидий , Фасти 2.623–626, 631–632; Уильям Уорд Фаулер , Римские фестивали периода республики (Лондон, 1908), с. 418.
- ^ Зальцман, «Религиозный койне », с. 115.
- ^ Фаулер, Религиозный опыт , с. 418.
- ^ Джон Ф. Донахью, «К типологии римских публичных пиршеств», в « Римском обеде: специальный выпуск американского филологического журнала» (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2005), стр. 105.
- ^ Боевой, Эпиграммы 9.54 и 55; Руурд Р. Наута, Поэзия для покровителей: литературное общение в эпоху Домициана (Brill, 2002), с. 79.
- ^ Майкл Липка, Римские боги: концептуальный подход (Brill, 2009), с. 46.
- ^ Роберт Цуркан, Боги Древнего Рима (Routledge, 1998, 2001), стр. 164.
- ^ Фаулер, Религиозный опыт , с. 457.
- ^ Бонни Эффрос, Создание сообщества с едой и напитками в Меровингской Галлии (Palgrave Macmillan, 2002), стр. 74.
- ^ Эффрос, Создание сообщества , с. 76.
- ^ Бернадот Филотас, Языческие пережитки, суеверия и народные культуры в пастырской литературе раннего средневековья (Папский институт средневековых исследований, 2005), стр. 172–173, со ссылкой на Concilium Turonense (567) 23, CCSL 148A: 191–192.
- ^ Эффрос, Создание сообщества , стр. 74–78, особенно стр. 75–76.