Агоналия
Агоналия | |
---|---|
Также называется | Агония |
Наблюдается | Римская республика , Римская империя |
Тип | Классическая римская религия |
Обряды | жертвоприношение животных |
Дата | 9 января 21 мая 11 декабря |
Частота | трижды в год |
Агоналия отмечавшийся или Агония — малоизвестный архаичный религиозный обряд, в Древнем Риме несколько раз в год в честь различных божеств . Его учреждение, как и других религиозных обрядов и церемоний, приписывалось Нуме Помпилию , полулегендарному второму царю Рима . Древние календари указывают, что его регулярно отмечали 9 января, 21 мая и 11 декабря.
Фестиваль под названием Agonia или Agonium Martiale в честь Марса отмечался 17 марта, в тот же день, что и Либералия , во время продолжительного «военного праздника», ознаменовавшего начало сезона военных кампаний и сельского хозяйства . [ 1 ]
Цель
[ редактировать ]Подношением был баран (овен) , обычная жертва, приносимая в жертву богам-хранителям государства . [ нужна ссылка ] Председательствующим жрецом был rex Sacrificulus , а местом проведения была Regia , оба из которых могли использоваться только для церемоний, связанных с высшими богами, которые влияли на благополучие всего государства. Но цель этого праздника оспаривалась даже среди самих древних. [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Этимология имени также была предметом многочисленных споров среди древних. Различные предложенные этимологии подробно изложены Овидием . [ 3 ] Однако ни одно из них не является удовлетворительным. Одна из возможностей заключается в том, что жертвоприношение в своей самой ранней форме приносилось на Квиринальском холме , который первоначально назывался Агонус , у Коллинских ворот , Агоненсис . Жертвоприношение явно находится в Regia, или domus regis («дом короля»), который в исторический период находился на вершине Священной дороги , недалеко от арки Тита , хотя один древний источник утверждает, что в самом раннем времена Регия находилась на Квиринале.
Некоторые полагают, что Цирк Агоненсис, как его называют, занимал место нынешней площади Навона и был построен императором Александром Севером на том месте, где приносились в жертву жертвы Агоналии. не был цирк , и Хамфри опускает это место в своей работе о римских цирках. Однако, возможно, это вообще [ 4 ]
9 января
[ редактировать ], происходит Агониум 9 января в Фасти Пренестини хотя и в изуродованном виде. [ 5 ] В стихотворении Овидия о римском календаре он называет его однажды diesagonalis ( «агональный день»). [ 6 ] и в других местах Агоналия, [ 7 ] и предлагает ряд этимологий различной правдоподобности. Фест объясняет слово агония как архаичный латинский термин, обозначающий хостию , жертвенную жертву. [ 8 ] Августин Гиппонский считал, что у римлян был бог по имени Агоний. [ 9 ] который тогда мог быть богом части города Коллин [ 10 ] (см. «Этимология» выше ).
11 декабря
[ редактировать ]Это третье появление Агонии или Агоналии совпадает с датой 11 декабря с Септимонтиумом или Септимонтиале крестцом , который учитывается только в очень поздних римских календарях и который зависит от текстовой гипотезы . Связь между этими двумя обрядами, если таковая существует, неизвестна. [ 11 ] Фрагментарная надпись, найденная в Остии, гласящая: «Агонинд», свидетельствует, что этот праздник был посвящен Sol Indiges. Действительно, это был второй праздник в честь этого божества после праздника 10 августа. [ 12 ]
Боевая агония
[ редактировать ]Агония Марса происходит в период фестивалей в марте (лат. Martius ), месяце, одноименном Марсу. Это были гонки на колесницах Эквиррии 27 февраля, ярмарка в календы мартовские (день, также посвященный его матери Юноне ), вторая Эквиррия 14 марта, его Агоналия 17 марта и Тубилустриум 23 марта. [ 13 ]
Записка Варрона о празднике указывает на то, что эта Агония имела более загадочное значение, чем Либералия, состоявшаяся в тот же день. Источником Варрона являются книги салийских жрецов по прозвищу Агоненсес , которые вместо этого называют его Агония. [ 14 ] Согласно Мазурию Сабину называли Либералию агонией , понтифики Боевой . [ 15 ] Современные ученые склонны думать, что совпадение даты было совпадением и что эти два праздника не были связаны между собой. [ 16 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хендрик Вагенворт , «О магическом значении хвоста», в Pietas: Selected Studies in Roman Religion (Brill, 1980), p. 148; Джон Шейд , Введение в римскую религию (Indiana University Press, 2003), с. 51.
- ^ Иоганн Адам Хартунг, Религия римлян , том. II стр.33, 1836 г.
- ^ Фасти i.319-332
- ^ Джон Х. Хамфри, Римские цирки: арены для гонок на колесницах (Калифорнийский университет Press, 1986), стр. 543; Роберт Цуркан, Боги Древнего Рима (издательство Эдинбургского университета, 2000).
- ^ Фаулер, Римские фестивали , с. 280.
- ^ Овидий , Фасти 1.318 и 324; Варрон, «De lingua latina 6.12», назвал его «agonales» во множественном числе.
- ^ Овидий, Фасти 1.325.
- ^ См. также Овидий, Фасти 1.331.
- ^ Августин, О городе Божием 4.11.16.
- ^ Фаулер, Римские фестивали , с. 281, примечание 5, со ссылкой на Ambrosch, Studien , p. 149.
- ^ Фаулер, Римские фестивали , с. 265.
- ^ А. Гренье Indigetes et noveniles "Boletim de philologia" 1951.
- ^ Майкл Липка, Римские боги: концептуальный подход (Brill, 2009), стр. 37; Взгляды Георга Виссовой на марсианские фестивали, обрамляющие сезон военных кампаний, с дополнительными фестивалями в октябре, резюмированы К. Беннетом Паскалем, «Октябрьская лошадь», Harvard Studies in Classical Philology 85 (1981), стр. 264, с библиографией.
- ^ Варрон, Латинская лингва 6.14.
- ^ Сохранено Макробием , Сатурналии 1.4.15.
- ^ Уильям Уорд Фаулер , соглашаясь с Георгом Виссовой , Римские фестивали , с. 54.
Ссылки
[ редактировать ]
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). «Агоналия» . Словарь греческих и римских древностей . Лондон: Джон Мюррей.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чемберс, Эфраим , изд. (1728). «Агоналия». Циклопедия, или Универсальный словарь искусств и наук (1-е изд.). Джеймс и Джон Кнаптон и др.