Хилария
Хилария | |
---|---|
Наблюдается | Исторически: римляне |
Тип | Культурный, Языческий |
Значение | Весеннее равноденствие, смерть и воскресение Аттиса |
Торжества | Ритуальный траур, символическое украшение, шествия, игры, маскарады. |
Дата | 22–25 марта (или за 10–7 дней до апрельского новолуния) |
Частота | Ежегодный |
Религия в Древний Рим |
---|
![]() |
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Илария : ( / h ɪ ˈ l ɑː r i ə / ; латинские «веселые», термин, полученный из заимствованного древнегреческого прилагательного ἱλαρός « весёлый , веселый») — древнеримские религиозные праздники , отмечавшиеся в день мартовского равноденствия в честь Кибела .
Происхождение
[ редактировать ]Судя по всему, первоначально этот термин обозначал любой день или время радости. Таким образом, хиларии были , согласно Максиму Исповеднику, [ 1 ] либо частный, либо общественный. Среди первых он считает это днем, когда человек женился и когда родился сын; среди последних - дни общественного ликования, назначенные новым императором. Такие дни посвящались всеобщему ликованию и общественным жертвоприношениям, и никому не разрешалось проявлять какие-либо симптомы горя или печали.
Римляне также праздновали hilaria как feria stativa 25 марта, за седьмой день перед апрельскими календами , в честь Кибелы, матери богов; и, вероятно, именно для того, чтобы отличить эти иларии от упомянутых выше, « История Августа» [ 2 ] называет их Хиларией Матрис Деум . Днем его празднования был первый день после весеннего равноденствия, или первый день года, который был длиннее ночи. Зима с ее мраком умерла, и первый день лучшего сезона прошел в радости. Способ его празднования во времена республики неизвестен, за исключением того, что Валерий Максим упоминает игры в честь матери богов. [ 3 ] Уважая ее празднование во времена империи, Иродиан пишет, что, между прочим, была торжественная процессия, в которой несли статую богини, причем перед этой статуей несли самые дорогие образцы посуды и произведений искусства. принадлежавшие либо богатым римлянам, либо самим императорам. В этот день разрешались всевозможные игры и забавы; маскарады были самыми заметными среди них, и каждый мог в своей маскировке подражать кому угодно, даже магистратам.
Римляне переняли этот праздник первоначально от греков, которые назвали его Ἀνάβασις , латинское Ascensus : канун этого дня они провели в слезах и причитаниях, назвав его Κατάβασις (лат. Dēscensus ). Греческие писатели позже заимствовали латинское название как Ἱλάρια , как это явствует из Фотия I из константинопольской библиотеки в его кодексе жизни философа Исидора Александрийского .
Структура фестиваля
[ редактировать ]Саллюстий, писавший в IV веке нашей эры, описал основную многодневную структуру праздника в связи с мифом о Кибеле и Аттисе: «И поначалу мы сами, упав с небес и живя с нимфой, пребываем в унынии и воздерживаемся от хлеба и всякой жирной и нечистой пищи, ибо и то, и другое враждебно душе. Затем наступает срубание дерева и пост, как будто и мы отсекаем дальнейший процесс зарождения. После этого кормление молоком. , как будто мы рождаемся заново; после этого наступает ликование и гирлянды и как бы возвращение к Богам». [ 4 ]
Согласно календарю «Хронографии» 354 года, за десять дней до календы апрельской был Бесед Интрат , или «вход дерева». По словам Арнобия в его книге «Против язычников» (книга V), [ 5 ] это включало в себя срубление сосны и установку ее на почетном месте внутри храма Кибелы. Вокруг ствола дерева обвязывались шерстяными нитками, изображая богиню, укутывающую умирающего Аттиса от холода. Ветви будут украшены венками из фиалок, как «Мать украсила ранними цветами сосну, которая указывает и свидетельствует о печальном происшествии». Жрецы ритуально оплакивали мертвого Аттиса, били себя в грудь и причитали. После этого, по словам Арнобия, прихожане постились и, в частности, воздерживались от хлеба, «подражая тому времени, когда богиня в своей неистовой печали воздерживалась от плодов Цереры », и впадали в состояние траура, раня своих руки и грудь.
Весь фестиваль можно предварительно реконструировать (с дословным переводом дней фестиваля) следующим образом: [ 6 ]
- 15 марта. «Тростник вошел». Его точное значение неясно (тростник может относиться к берегу реки, где Аттис был обнаружен ребенком и спасен Кибелой ). Начался девятидневный период воздержания от хлеба, гранатов, айвы, свинины, рыбы и, возможно, вина. В качестве напитка разрешалось только молоко. [ 7 ]
- 22 марта. «Дерево вошло» ( Arbor Intrat ). Срублена сосна. Дерево установлено в храме Кибелы, его ствол обернут шерстью, а ветви украшены венками фиалок. [ 5 ]
- 23 марта. День траура.
- 24 марта. « День крови » ( Сангуис ). Бешеные обряды, включая бичевание и порку. кастрации В этот день проводились ритуалы . Дерево символически закапывают.
- 25 марта. «День радости» ( Илария ), посвященный воскрешению Аттиса . Это была собственно хилария (в отличие от скорбного тона предыдущих дней).
- 26 марта. День отдыха.
- 27 марта. «Стирка» ( Лаватио ). Добавил Марк Аврелий .
- 28 марта. Возможна церемония в святилище Ватикана. Появляется в календаре Филокала .
Другой
[ редактировать ]Согласно календарю Филокала от 354 года, Илария Исиды была частью фестиваля Исии , проходившего в его последний день, 3 ноября. [ 8 ]
В этот день
[ редактировать ]Иродиан подробно описывает заговор Матерна против императора Коммода, который должен был произойти на Хиларии. [ 9 ] Матерн планировал замаскировать себя и своих последователей под членов преторианской гвардии и действовать среди истинных членов гвардии, пока они не окажутся достаточно близко, чтобы убить Коммода. Однако один из последователей Матерна заранее раскрыл заговор, предав его, поскольку, по словам Иродиана, его люди «предпочитали законного императора тирану-разбойнику». В день иларии его обезглавили, а его последователей наказали. Публика праздновала безопасность императора, и Коммод принес жертву Кибеле за то, что она защитила его от вреда.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Максим Исповедник , Schol. к Дионису ареопаг Послание 8
- ^ История Августа , «Жизнь Северуса Александра», c37.6
- ^ Валерий Максим , Памятные дела и высказывания ii.4 §3
- ^ «Саллюстий: О богах и космосе» (PDF) . platonic-philosophy.org . Проверено 19 июля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Арнобий, «Против язычников» , книга V.
- ^ Р Цуркан. 1996. Культы Римской империи . стр44-47
- ^ Р Цуркан. 1996. Культы Римской империи . стр44.
- ^ Зальцман, Мишель (1990). По римскому времени: Кодекс-календарь 354 года и ритмы городской жизни в поздней античности . стр. 170–172
- ^ Иродиан , Римская история i.10.5-7
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1854–1857). " Веселый ". Словарь греческой и римской географии . Лондон: Джон Мюррей.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чемберс, Эфраим , изд. (1728). "веселый" . Циклопедия, или Универсальный словарь искусств и наук . Том. 1 (1-е изд.). Джеймс и Джон Кнаптон и др. п. 250.
- Мэри Бирд, Джон Норт, Саймон Прайс. Религии Рима . Издательство Кембриджского университета. 1998. ISBN 0-521-45646-0 . стр. 133–134.
- Робин Осборн. Исследования древнегреческого и римского общества . Издательство Кембриджского университета. 2004. ISBN 0-521-83769-3 . страница 365.
- «Хилария». Оксфордский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета. 2-е изд. 1989.