Тумбочка прикроватная
Религия в Древний Рим |
---|
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Лектистерниум . — древнеримская церемония умилостивления , состоящая из трапезы, предложенной богам и богиням Это слово происходит от слова lectum sternere — «расстилать (или «драпировать») диван». [1] Божества были представлены бюстами или статуями или переносными деревянными фигурками с головами из бронзы, воска или мрамора. Также было предложено [ кем? ] что божественные изображения представляли собой связки священных трав, связанные вместе в форме головы, покрытой восковой маской так, чтобы напоминать своего рода бюст, довольно похожий на соломенные фигурки, называемые Аргеи . Кушетку ( лектус ) готовили, задрапировав ее тканью. венок фигуры или священные предметы, относящиеся к божеству (например, триумфальный На него возлагались ). На каждом диване стояла пара божеств, иногда мужского и женского эквивалента. Если изображение было антропоморфным, левые руки лежали на подушке ( pulvinus ) в положении лежания для еды. Кушетки ( пульвинар ) расставлялись на открытой улице или во дворе храма, или, в случае луди , в пульвинаре или смотровом боксе, а еда подавалась на стол перед диваном.
История
[ редактировать ]Ливи говорит [2] что церемония состоялась «впервые» в Риме в 399 году до н. э., после того как из-за эпидемии эпидемия с Сивиллинскими книгами обратилась к duumviri Saris Faciundis , двум (позже 10, а позже 15) священнослужителям, которые поддерживали архив. Три ложа были приготовлены для трех пар богов — Аполлона и Латоны , Геркулеса и Дианы , Меркурия и Нептуна . Праздник длился восемь (или семь) дней и отмечался также частными лицами. Горожане держали дома открытыми, ссоры забывались, должники и заключенные были освобождены, и делалось все, чтобы изгнать печаль.
Подобные почести оказывались и другим божествам в последующие времена: Фортуне , Сатурну , Юноне Регине Авентинской , трем капитолийским божествам ( Юпитеру , Юноне, Минерве ). В 217 году до нашей эры, после поражения римлян при Тразименском озере , в течение трех дней проводился лектистерний шести парам богов, соответствующих Двенадцати олимпийцам древнегреческой религии : Юпитеру, Юноне, Нептуну, Минерве, Марсу , Венере , Аполлону, Диане. , Вулкан , Веста , Меркурий, Церера .
В 205 г. до н.э., встревоженные неблагоприятными чудесами , римлянам было приказано привести Великую Мать богов из Пессинуса во Фригии ; в следующем году изображение было доставлено в Рим и проведен лектистерний. В более поздние времена лектистерний стал постоянным или даже повседневным явлением, отмечаемым в разных храмах. Иногда «драпировка диванов» была частью празднования римского триумфа . Авл Гиртий сообщает, что Юлия Цезаря после его победы в Галлии в ожидании предстоящего триумфа встретили «задрапированными обеденными диванами». [3] Такие празднования следует отличать от тех, которые, как и более ранние лекстернии, организовывались Сивиллинскими Книгами в особых чрезвычайных ситуациях.
В имперскую эпоху стулья заменяли кушетки в случае богинь, а лектистерний в их случае стал селлистерниумом . [4] Это было в соответствии с римским обычаем, поскольку в древние времена за трапезой сидели все члены семьи, а в более поздние времена – по крайней мере женщины и дети. В этом состоит различие между первоначальной практикой лектистерниума и эпулума Йовиса : богини последнего были снабжены стульями, тогда как в лектистерниуме они полулежали.
В христианские времена это слово использовалось для обозначения праздника в память об умерших. [5]
Происхождение
[ редактировать ]Подношения еды богам делались в очень ранние римские времена в таких случаях, как церемония confarreatio и эпулум Йовиса (часто отождествляемый с лектистерниумом). Однако лектистернии, вероятно, имеют греческое происхождение. [ нужна ссылка ] Греческая теоксения (Θεοξένια) аналогична, за исключением того, что боги играли роль хозяина. Связанные с ним боги либо были ранее неизвестны римской религии, хотя часто скрывались под римскими именами, либо имели новый культ. Таким образом, Гераклу не поклонялись, как в Ара Максима , где, по словам Сервия, [6] и Корнелиус Бальб [7] лектистерний был запрещен. Сивиллины книги, которые решали, проводить ли лектистерний или нет, имели греческое происхождение; обычай лежать во время еды был греческим.
Некоторые, однако, приписывают этой церемонии этрусское происхождение, а сами Сивиллины книги рассматриваются как старые итальянские «черные книги». [ нужны разъяснения ] Возможно, что, поскольку лекстернии стали почти повседневным явлением в Риме, люди забыли свое иностранное происхождение и обстоятельства, при которых они впервые были завезены, а затем слово пульвинар с его ассоциациями было перенесено во времена, когда его не существовало. [ нужны разъяснения ]
Источники
[ редактировать ]- Тейлор, Лили Росс. «Селлистерниум и театральная помпа». Классическая филология, вып. 30, нет. 2, 1935, стр. 122–30. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/263926 . По состоянию на 9 декабря 2022 г.
- Статья А. Буше-Леклера в Даремберге и Сальо, Словаре древностей ;
- Марквардт, Римская государственная администрация , iii. 45, 187 (1885);
- Г. Виссова, Религия и культ римлян , с. 355 сек.;
- Монография Вакермана (Ханау, 1888 г.);
- К. Паскаль, Исследования древности и мифологии (1896).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дионисий Галикарнасский , xii. 9, дает греческий эквивалент слова «stromnai».
- ^ Ливий, 5.13.
- ^ Авл Гиртий, Галльская война 8.51.3.
- ^ Тацит , Анналы , xv. 44; чтение, однако, не является достоверным.
- ^ Сидоний Аполлинарий , Послания , iv. 15.
- ^ Сервий, примечание к Энеиде , viii. 176.
- ^ Как записано Макробием , Сатурналии III. 6.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лектистерниум (статья в Словаре греческих и римских древностей Смита)
свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Лектистерниум ». Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 357–358.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в