июнь (месяц)
В древнеримском mensis календаре Iunius или Iunius , также Junius ( июнь ), был четвертым месяцем после Maius ( май ). римлянами В древнейшем календаре, приписываемом Ромулу , Юний был четвертым месяцем десятимесячного года, начинавшегося с марта ( Мартиус , « месяц Марса »). Таким образом, месяц, следующий за июнем, назывался Квинктилис или Квинтилис , «пятый» месяц. У Юния было 29 дней, пока еще один день не был добавлен во время юлианской реформы календаря в середине 40-х годов до нашей эры. Месяц, следующий за Юнием, был переименован в Юлий ( июль ) в честь Юлия Цезаря .
Название месяца
[ редактировать ]В своем стихотворении о римском календаре Овидий описывает трех богинь, представляющих три различных варианта имени Юния . Юнона утверждает, что месяц назван в ее честь. Ювентас («Молодежь») объединяет Юниуса с Майусом : первый, по ее словам, происходит от младшего , «молодого человека», в отличие от майореса или «старших», в честь которых был назван Мэй. Имя Юноны может происходить от того же корня, что означает «молодая», и эти две возможности могут быть совместимыми. Овидий утверждает, что Конкордия утверждает, что Юний происходит от iungo, iunctus , «присоединяться», в честь ее объединения римлян и сабинян . В другом месте еще менее вероятное происхождение связывает название месяца с Марком Юнием Брутом, членом рода Юния, который принес первую жертву Деа Карне в календах (1 июня). [1]
Иконография
[ редактировать ]На иллюстрациях месяцев, взятых из Календаря Филокала (354 г. н.э.), изображен обнаженный мужчина, держащий факел, что может быть аллегорией летнего солнцестояния . Солнцестояние отмечается 24 июня календаря. Факел может быть отсылкой к dies lampadarum , «дню факелов», который по-разному интерпретируется как солнечные лучи или как факел Цереры , богини зерна, которая несла факел в поисках своей похищенной дочери Прозерпины . Солнцестояние ознаменовало начало сбора урожая, который представлен корзиной с фруктами и серпом . Растение может быть фасолью, так как 1 июня прошла « Бобовая календа ». [2]
Даты
[ редактировать ]Римляне не нумеровали дни месяца последовательно с 1-го по последний день. Вместо этого они отсчитывали назад от трех фиксированных точек месяца: нонов (5-го или 7-го числа, в зависимости от продолжительности месяца), ид (13-го или 15-го числа) и календ (1-го числа) следующего месяца. Ноны июня были 5-го числа, а Иды - 13-го. Римский счет был инклюзивным ; 9 июня было ante diem V Idūs Iunias , «пятый день перед июньскими идами», обычно сокращаемый до V Id. Юн. (или вообще без рекламы ). В последний день июня был pridie Kalendas Quinctilis ( приди Календас Юлиас после переименования июля), [3] «за день до июльских календ». Современным эквивалентом этой даты было 29 июня по доюлианскому календарю, но 30 июня по юлианскому календарю, поскольку июнь был одним из месяцев, к которому добавлялся день для приведения в соответствие с астрономическим временем. Таким образом, 23 июня было VIII кал. Квинкт. , «8-й день перед календами Квинктилиса», в республиканскую эпоху , но IX кал. Юл. , «9-й день перед июльскими календами», в имперскую эпоху .
В календаре республики и раннего принципата каждый день отмечался буквой, обозначающей его религиозно законный статус. В июне это были:
- F означает dies fasti , дни, когда было законно подавать иски в гражданские суды ;
- C означает dies comitalis, день, в который римский народ мог проводить собрания ( comitia ) , выборы и некоторые виды судебных разбирательств;
- N для dies nefasti , когда эта политическая деятельность и отправление правосудия были запрещены;
- NP , значение которого остается неуловимым, но которое отмечает ферии , государственные праздники.
К концу II века нашей эры в сохранившихся календарях больше не отображаются дни, отмеченные этими буквами, вероятно, отчасти в результате календарных реформ, предпринятых Марком Аврелием . [4] Уникальный Q.ST.DF от 15 июня означает Quando stercum delatum fas , когда религиозной обязанностью было убрать грязь с Храма Весты . Варрон определяет акт подметания ( everritur ) ». [5]
Дни также обозначались цифровыми буквами в циклах ABCDEFGH , чтобы обозначить «рыночную неделю». [6] (в таблице ниже они опущены).
Фестивали, отмеченные большими буквами на дошедших до нас фасти и представленные названиями фестивалей, написанными заглавными буквами на таблице, считаются самыми древними праздниками, ставшими частью календаря до 509 г. до н. э. dies natalis — это годовщина основания или повторного посвящения храма, которую иногда называют «днем рождения» божества. [7]
Если не указано иное, датировки и обряды в следующей таблице взяты из книги Его Святейшества Скалларда « Фестивали и церемонии Римской республики» . [8] Скаллард относит Таврические игры 25–26 июня к пятилетнему циклу, но другие ученые полагают, что у этих игр не было регулярной даты, и они проводились как кризисный ритуал, когда это было необходимо. После Ид даны двойные даты, обозначающие как более ранний календарь, когда в июне было 29 дней, а июль назывался Квинктилис , так и 30-дневный месяц юлианского календаря.
Современный дата | Римская дата | статус | Обряды |
---|---|---|---|
1 июня | Календарь июня | Н | • умирает наталис из храма Юноны Монеты • Наталис умирает в Храме Марса возле Порта Капена. • dies natalis из Храма Бури • фестиваль Карна , широко известный как «Бобовые календы», а в более поздней Империи — последний день Луди Фабаричи («Бобовые игры»). [9] |
2 | объявление IV Нон. [10] | Ф | |
3 | III Нет. Джун. [11] | С | • в день рождения Храма Беллоны в цирке Фламиния |
4 | пред. Нет. Кто-то. [12] | С | * dies natalis из Храма Геркулеса Магнуса Кустоса («Геркулеса Великого Стража») возле Цирка Фламиния, с добавлением игр в имперскую эпоху. [13] |
5 | Девятое июня | Н | • день рождения храма Диоса Фидия |
6 | VIII Ид. Юн. [14] | Н | • Colossus coronatur : колоссальная статуя Солнца была оплетена (имперская эпоха) [15] |
7 | VII Там же. Июнь | Н религиозный день | • Веста аперитур («Веста открыта»), когда внутреннее святилище Храма Весты было открыто только для женщин. • игры Рыбацкие |
8 | ВЫ Идентификатор. Кто-то. | Н религиозный день | • умирает Наталис из Храма Менса |
9 | V Id. Iun. | Н религиозный день | • ВЕСТАЛИЯ |
10 | IV Там же. Джун. | Н | |
11 | III Там же. Джун. | НАПРИМЕР религиозный день | • МАТРАЛИЯ • Наталис умирает в Храме Фортуны на Бычьем Форуме. |
12 | прил. Идентификатор. Джун. [16] | Н | |
13 | Идус Юниас | НАПРИМЕР религиозный день | • ежемесячный выходной четверг • Меньшая пятерка |
14 | XVII Кал. Квинкт. XVIII кал. Юл. | Н | |
15 | 16 Кал. Пять XVII Кал. Юл. | Ф Q.ST.DF религиозный день | • Веста закрыта, внутреннее святилище Весты закрыто. |
16 | 15 Кал. Пять XVI Кал. Юл. [17] | С | |
17 | 14 Кал. Пять XV Кал. Юл. | С | |
18 | 13 Кал. Пять XIV Кал. Юл. | С | |
19 | XII Кал. Квинкт. XIII кал. Юл. | С | • dies natalis для храма Минервы на Авентине |
20 | XI Кал. Квинкт. XII Кал. Юл. | С | • dies natalis для храма Суммануса возле Большого цирка. |
21 | 10 Кал. Пять XI Кал. Юл. | С | |
22 | 9 Кал. Пять Х Кал. Юл. | С | |
23 | 8 Кал. Пять IX Кал. Юл. | С | |
24 | 7 Кал. Пять VIII Кал. Юл. | С | • dies natalis для храма Форс Фортуна за Тибром • Солнцестояние или день светильников [18] |
25 | 6 Кал. Пять VII Кал. Июль. | С | |
26 | В Кал. Квинкт. VI Кал. Юл. | С | |
27 | IV Кал. Пять В Кал. Июль. | С | • dies natales для храма Ларов и Юпитера Статора на Палатине. |
28 | 3 Кал. Пять IV Кал. Юл. | С | |
29 | прид. Кэл. Пять III Кал. Июль | С | |
30 | проповедовать Кэл. Июль. | С |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ HH Скаллард , Фестивали и церемонии Римской республики (Cornell University Press, 1981), стр. 126.
- ^ Мишель Рене Зальцман, По римскому времени: Календарь Кодекса на 354 год и ритмы городской жизни в поздней античности (University of California Press, 1990), стр. 92.
- ^ Название месяца интерпретируется как прилагательное, изменяющее Kalendae, Nonae или Idūs , все из которых имеют женский грамматический род .
- ^ Зальцман, По римскому времени, стр. 17, 122.
- ^ Варрон, Латинская лингва 6.32; Робин Лорш Уайлдфэнг, Римские весталки (Routledge, 2006), с. 140; Зальцман, По римскому времени, с. 160.
- ^ Йорг Рюпке , Римский календарь от Нумы до Константина: время, история и фасти, перевод Дэвида М.Б. Ричардсона (Блэквелл, 2011, первоначально опубликовано в 1995 году на немецком языке), стр. 6.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 41.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии, стр. 126–158.
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 122.
- ^ Сокращенная форма ante diem IV Nonas Iunias , «четвертый день перед июньскими нонами».
- ^ Сокращенная форма ante diem 3 Nonas Junias
- ^ Аббревиатура pridie Nonas Iunias , «день перед июньскими нонами».
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 126.
- ^ Сокращенная форма ante diem VIII Idūs Iunias, с ante diem полностью опущено. этим
- ^ Зальцман, По римскому времени, стр. 151, 125.
- ^ Аббревиатура pridie Idūs Iunias , «день перед июньскими идами».
- ^ Сокращенная форма ante diem 17 Kalendas Junias .
- ^ Отмечено в календаре Филокала ; Зальцман, По римскому времени, стр. 92–93, 124.