Jump to content

Брюссельский гобелен

Давид видит омающуюся Вирсавию и приглашает ее в свой дворец из «Истории Давида» , Брюссель, ок. 1526–1528 гг. (Национальный музей Возрождения, Экуэн)
Диана Эфесская , по карикатуре Перино дель Ваги , Брюссель, 1545 год, сотканная для Андреа Дориа Генуэзского ( Национальный музей , Стокгольм)

Брюссельские гобеленовые мастерские производили гобелены, по крайней мере, с 15 века, но раннее производство города в стиле поздней готики было затмено более известными мастерскими по ткачеству гобеленов, базирующимися в Аррасе и Турне . В 1477 году Брюссель , столица герцогства Брабант , был унаследован домом Габсбургов ; [1] и в том же году Аррас , известный центр ткачества гобеленов в Нидерландах, был разграблен, и его производство гобеленов так и не восстановилось, а значение Турне и Брюсселя, по-видимому, возросло.

Единственным гобеленом миллефлер , который сохранился вместе с записью о его оплате, был большой геральдический ковер миллефлер очень высокого качества, сделанный для герцога Карла Смелого Бургундского в Брюсселе, часть которого сейчас находится в Историческом музее Берна . [2] Атрибуция Софи Шнебалг-Перельман [3] Брюссель о «Даме и единороге» в Музее Клюни вполне может быть верным. [4]

Под влиянием Рафаэля

[ редактировать ]

Великий период ткачества эпохи Возрождения доверил ткачество в Брюсселе восходит к периоду, когда Папа Лев X консорциуму своих ателье. [5] Деяний апостолов по карикатурам Рафаэля , между 1515 и 1519 годами. [6] Лео, должно быть, руководствовался и без того высоким техническим качеством брюссельских гобеленов. [7]

условности монументального живописного изображения с эффектами перспективы , которые можно было бы ожидать от фрески В этом престижном наборе впервые были применены или другого настенного украшения; в этих гобеленах «Рафаэля» также было представлено обрамление центрального предмета в широких границах, которое можно было обновить в последовательных переплетениях. [8]

Под влиянием Бернара ван Орлея

[ редактировать ]
Фортуна из набора наград , созданного Бернаром ван Орлеем и сотканного в мастерской Питера Энгиена ван Алста, Брюссель, около 1520 года ( Королевский дворец Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо , Испания)

Выдающийся художник и дизайнер гобеленов Бернард ван Орлей (проходивший стажировку в Италии) преобразовал монументальные фигуры Рафаэля, чтобы создать новый стиль гобеленов, который сочетал в себе итальянский фигурный стиль и перспективное исполнение с «множественными повествованиями, анекдотическими и декоративными деталями нидерландской традиции». «по словам Томаса П. Кэмпбелла . [9]

Сюита «Охота Максимилиана» , изображающая охоту в каждый из месяцев, была сотканна на основе карикатур Бернара ван Орлея около 1531–1533 годов. [10] Свита из девяти аллегорических наград , посвященных коронации Карла V как короля Германии и принятию им титула избранного императора Священной Римской империи в 1520 году, сохранилась среди Patrimonio Nacional, Palacio Real de la Granja de San Ildefonso , Испания. [11] Ученики Ван Орлея, Питер Коке ван Алст и Мишель Кокси также создавали карикатуры для брюссельских ткацких станков под общим влиянием итальянской живописи. Набор «Семь смертных грехов» , из которых сохранились четыре. [12] признаны шедеврами Питера Коке ван Альста. [13] [14]

Брюссель быстро завоевал превосходство в ткачестве гобеленов. В 1528 году городской указ постановил, что на каждом куске брюссельского гобелена определенного размера имеется вытканный знак в виде красного щита, окруженного двумя буквами «Б»; это помогает идентифицировать производство в Брюсселе. На каждом гобелене должна была быть вытканная марка производителя или торговца, заказавшего гобелен для перепродажи. Публичным рынком для продажи гобеленов был Антверпен .

Французский патронаж

[ редактировать ]
Mascarade à l'éléphant , также известный как Слон (387 х 640 см.; 152 х 252 дюйма), один из гобеленов Валуа , 1580-е гг.

Хотя он был главным соперником Габсбургов , Франциск I из Франции заказал гобелены из Брюсселя и Антверпена в первые годы своего правления. [15] После прибытия Приматиччо в Фонтенбло в 1532 году именно в Брюссель итальянский художник был отправлен с предварительным рисунком «Истории Сципиона Африканского», который должен был быть преобразован в карикатуру, с которым он вернулся.

В том же году известный брюссельский ткач Петер де Паннемакер выполнил для Франциска сюиту, украшенную серебряной и золотой нитью, по эскизам Маттео дель Нассаро из Вероны, гравера по драгоценным камням . Были и другие заказы и покупки гобеленов Франциском Брюссельским до основания около 1540 года мануфактуры в Фонтенбло под общим патронажем короля. [16]

« Гобелены Валуа », изображающие торжества при дворе Франции, были сотканы в испанских Нидерландах , вероятно, в Брюсселе, вскоре после 1580 года. [17] Другие дворяне продолжали поддерживать брюссельское производство в 16 веке.

Ягеллонское покровительство

[ редактировать ]

Большинство королевских « ягеллонских гобеленов », хранящихся в Польше в Вавельском замке в Кракове, были заказаны Сигизмундом II Августом Польским в Брюсселе. [18] в мастерских Виллема и Яна де Кемпенеров, Яна ван Тигема [19] и Николя Леньерс между 1550 и 1565 годами. [20] Сегодня осталось только 136 гобеленов из первоначальной оригинальной коллекции, состоящей из 356 штук, большая часть из которых была заказана в Брюсселе. [21]

покровительство Тюдоров

[ редактировать ]
«Триумф Геркулеса» , сотканный для Генриха VIII в Брюсселе, около 1540–1542 гг., по эскизам, созданным для Льва X около 1517–1520 гг. ( Дворец Хэмптон-Корт , Лондон)

В Англии кардинал Уолси и Генрих VIII собрали большие коллекции гобеленов. Генрих соревновался как с Карлом V, так и с Франциском I в демонстрации куртуазного великолепия, и огромные суммы были потрачены на гобелены, чтобы дополнить роскошную обстановку для его встречи с Франциском на Золотом поле в 1520 году и для визита Карла V в Англию. в 1522 году. [22]

Уолси обставил свои дворцы в Йорк-Плейс и Хэмптон-Корт богатыми гобеленами. Многие приобретения кардинала иллюстрируют библейские тексты, но он приобрел и светские произведения, в том числе два комплекта « Триумфов Петрарки» . Один был куплен у душеприказчиков епископа Даремского, а другой был заказан непосредственно Уолси. Имеющиеся данные связывают этот более поздний набор с частичным набором, который сейчас находится в Музее Виктории и Альберта и, вероятно, сотканный в Брюсселе. [23] Панно « Семь смертных грехов» , сотканное для спальни Уолси в Хэмптон-Корт, также считается работой Брюсселя. К моменту его падения в 1529 году коллекция Уолси насчитывала более 600 гобеленов, старых и новых. Но, несмотря на его заказы брюссельским ткачам, его вкусы были традиционными, и ни одно из его приобретений, похоже, не было выполнено в новом стиле, впервые предложенном ван Орлеем. [24]

И наоборот, Генрих VIII принял новый итальянский стиль. Начиная с конца 1520-х годов, королевские заказы на гобелены отражают две заметные тенденции: выбор тем и сюжетов, выбранных как «недвусмысленная и целенаправленная» пропаганда, и первое появление фигурных стилей итальянского Возрождения в Англии, хотя и через «искаженную призму». брюссельских художников-романистов». [25]

небольшой набор « Двенадцать месяцев» и гораздо больший набор из десяти частей «Истории Давида» В октябре 1528 года Генрих приобрел у торговца Ричарда Грешэма размером 743 1/2 локтя (418 квадратных ярдов) . Недавние исследования убедительно свидетельствуют о том, что этот комплект «Истории Давида» сохранился нетронутым и представляет собой набор брюссельского ткачества, выполненный из шерсти, шелка и металлизированной нити, который сейчас хранится в Национальном музее Возрождения в Экуане , описываемом как «один из лучшие в мире образцы ткачества до 1530 года». [26]

В 1540-х годах Генри заказал в Брюсселе репродукции серии «Деяния апостолов» Рафаэля и набор антиквариата , также сотканного по рисункам, созданным для Льва X около 1517–1520 годов художниками мастерской Рафаэля. Два из них, «Триумф Геракла» и «Триумф Вакха» , остаются в Королевской коллекции и висят во дворце Хэмптон-Корт. [27]

«Женитьба Хлодвига» (фрагмент) работы Жана Ле Клера , Брюссель, 17 век (бывший дворец Тау )

Под влиянием Рубенса

[ редактировать ]

В конце 16 века гонения испанских Габсбургов на протестантов в Нидерландах рассредоточили многих ткачей в пользу гобеленовых мастерских в Делфте и Мидделбурге, Англии и Германии, что привело к снижению качества брюссельской продукции. Брюссельские ткацкие станки вскоре возродились в оптимистической атмосфере Двенадцатилетнего перемирия (1609–1621) и под сильным влиянием дизайна на брюссельские гобелены 17-го века, стиль барокко Питера Пауля Рубенса , который выполнил четыре набора рисунков специально для гобелен. Связь Рубенса с дизайном гобеленов началась в ноябре 1611 года с контракта, подписанного в Антверпене генуэзским купцом Франко Каттанео, брюссельским торговцем-ткачом Яном II Раесом и антверпенским торговцем и ткачом Франсом Свертсом на сюиту «Истории Деция Муса». по карикатурам Рубенса, выполненным в 1616–18. [28]

Знаменитое ателье Яна Раеса Старшего и Младшего выполнило серию « Животные в пейзажах» в сотрудничестве с ателье Катрин ван ден Эйнде для кардинала Монтальто . [29] [30] и сюита « Истории Самсона» . Среди самых амбициозных проектов к карикатурам Рубенса были восемнадцать пьес « Триумф Евхаристии», заказанные в 1627 году Изабеллой Кларой Евгенией , габсбургской гувернанткой испанских Нидерландов, которые предназначались для королевского монастыря Descalzas Reales di Мадрид , где они остаются и по сей день; драпировки стоимостью 100 000 гульденов, что в то время стало большим стимулом для гобеленовой промышленности в Брюсселе, были сотканы в ателье Яна II Раеса, Жака Фобера, Яна Верворта, Яна Ньюерта и Якоба Гебельса. [31]

«Нептун укрощает лошадь» , сотканный Эверардом Лейньерсом по мотивам Якоба Йорданса , Брюссель, ок. 1650-60 ( Музей истории искусств , Вена)

Другими ведущими брюссельскими ателье 17 века руководили Мартин Реймбоутс и члены семьи Ленье . Ученик Рубенса Якоб Йорданс также создал множество карикатур для гобеленов. [32] Сюжеты Кермессе, взятые из деревенской жизни в манере Тениров , отца и сына, часто ткали в Брюсселе в 17 и 18 веках. [33]

Французские связи и конкуренция

[ редактировать ]

Когда Людовика XIV министр Жан-Батист Кольбер организовал королевскую мануфактуру гобеленов , первой сюитой были «Деяния апостолов», впервые сотканные в Брюсселе. Брюссельские мастерские вскоре попали под влияние французского дизайна, исходящего от поддерживаемых королевской семьей гобеленов, до такой степени, что сюита «История Александра» , тонко замаскированная аллегория, возвещающая господство Людовика XIV, была соткана также в Брюсселе, среди других мест. [34] Брюссель получил приток высококвалифицированных рабочих, когда в 1694 году производство гобеленов было временно закрыто, а ткачам было приказано разойтись из-за финансовых трудностей, вызванных войнами Людовика XIV. [35]

В XVIII веке усилилась конкуренция со стороны французских мастерских, как королевских, так и частных. Такие ткачи, как Ле Клерк, Ленье , ван ден Хекке и де Вос, сохраняли качество, но последнее из традиционных брюссельских гобеленовых ателье закрылось во время Французской революции , к тому времени гобелены, наконец, стали менее популярными; Проекты Гойи для королевской фабрики в Испании были, пожалуй, последними крупными работами в этой области.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Панно « милль -флер» с гербом Карла Смелого в Историческом музее Берна, которое, по общему мнению, было выткано в Брюсселе, должно быть, появилось до его смерти в январе 1477 года.
  2. ^ Сушаль, Женевьева (редактор), Шедевры гобеленов с четырнадцатого по шестнадцатый век: выставка в Метрополитен-музее , с. 108, 1974, Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк), Национальная галерея Гран-Пале (Франция), ISBN   0870990861 , 9780870990861, книги Google
  3. ^ Шнибалг-Перельман, в Gazette des Beaux-Arts 70, 1967, отмечено в H. Osborne, изд. Оксфордский путеводитель по декоративному искусству , « Гобелен ».
  4. ^ Другие гобелены XV века, приписываемые Брюсселю, включают « Аллегорию Богородицы как источника» (Лувр), «Мадонну с младенцем и донором» около 1600 года (Музей Тиссю, Лион), «Историю Богородицы» (Мадрид).
  5. ^ Питер ван Алст , Виллем де Паннемакер и Франс Гебельс, среди других.
  6. ^ Р. А. Вейгерт, Французский гобелен , 1956: 89f.
  7. ^ Джон Флеминг и Хью Хонмор, Словарь декоративного искусства , св. «Брюссельский гобелен».
  8. ^ Вейгерт 1956.
  9. ^ Кэмпбелл, изд. Гобелены в эпоху Возрождения: искусство и великолепие , каталог выставки, Метрополитен-музей 2002.
  10. ^ Кэмпбелл 2002.
  11. ^ Кэмпбелл 2002.
  12. ^ Национальное наследие, Королевский дворец Мадрида .
  13. ^ Томас П. Кэмпбелл, 2002: «Проявление силы творческого дизайна, ансамбль уже давно признан одним из шедевров Куке».
  14. ^ Питера Коке ван Алста (иногда его называют Питером ван Алстом) не следует путать с его почти современником Питером ван Альстом Младшим (также известным как Питер д'Энгиен ван Алст), брюссельским ткачом гобеленов, связанным с мастерской его отца. , Питер ван Алст Старший и художник Бернар де Орлей. [1]
  15. ^ Отказывается от 90f.
  16. ^ Единственный комплект гобеленов, надежно приписываемый мастерской в ​​Фонтенбло, - это сюита из «Галереи Франциска I», стоявшая на ткацких станках после смерти короля в 1547 году, которая, несомненно, была королевским подарком сына Франциска, Карла IX , своему отцу. зять императора и хранится в коллекциях Габсбургов в Музее истории искусств в Вене (Weigert 1956:91f).
  17. ^ Джардин, Лиза и Джерри Броттон . Глобальные интересы: Искусство Возрождения между Востоком и Западом . Лондон 2005.
  18. ^ Фрэнсис Леннард, Мария Хейворд (2006). Консервация гобеленов: принципы и практика . Баттерворт-Хайнеманн. п. 171. ИСБН  0-7506-6184-4 .
  19. ^ Бросенс, Коенраад; Дельмарсель, Ги (2003), Фламандские гобелены в европейских и американских коллекциях: этюды в честь Гая Дельмарселя , Бреполс, с. 87, ISBN  2-503-52174-6 {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  20. ^ Станислав Лоренц (1982). Путеводитель по музеям и коллекциям Польши (на польском языке). Интерпресс. стр. 148. ISBN  83-223-1936-3 .
  21. ^ (на польском языке) Совет национального наследия Польши. Архивировано 29 января 2012 г. в Wayback Machine.
  22. ^ Кэмпбелл, Томас П. (2007). Генрих VIII и искусство величия: гобелены при дворе Тюдоров . Йель. стр. 143–45, 169–170. ISBN  978-0-300-12234-3 .
  23. ^ Кэмпбелл 2007, стр. 149–53.
  24. ^ Кэмпбелл 2007, стр. 162, 166.
  25. ^ Кэмпбелл 2007, с. 177
  26. ^ Кэмпбелл 2007, с. 178
  27. Гобелены Генриха «Деяния апостолов» были проданы в 1650 году после казни Карла I в Англии и, как известно, последний раз находились в Музее кайзера Фридриха в Берлине. Считается, что они были уничтожены в 1945 году. Папский набор антиквариата , названный «Гротески Льва X» , исчез в 18 веке. Кэмпбелл 2007, стр. 263–68.
  28. ^ «Стефано Папетти, «Рубенсовские гобелены Епархиального музея Анконы» » . Архивировано из оригинала 21 июля 2016 г. Проверено 26 февраля 2012 г.
  29. ^ Н. Ф. Граццини, Брюссельские гобелены для итальянских клиентов: Пейзажи кардинала Монтальто с животными, выполненные Яном II Раесом и Кэтрин ван ден Эйнде , 2007.
  30. ^ Кэмпбелл, Томас П.; Бертран, Паскаль-Франсуа; Метрополитен-музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк) (2007). Гобелен в барочных нитях великолепия . Метрополитен-музей. стр. 68, 87, 105, 238. ISBN.  9781588392305 . Проверено 15 октября 2022 г.
  31. ^ [Кристофер Браун, «Рубенс при дворах Брюсселя и Лондона», в Arte Barroco e Ideal Clásico: аспекты дель искусства , 2004:129]
  32. ^ ММА: Европейское производство гобеленов и покровительство, 1600–1800 гг.
  33. Сохранившиеся записи брюссельской гобеленовой мастерской Питера ван дер Борхта записывают Teniers peints par le Famousux Sr Michau , подобные Тенирсу предметы, написанные «знаменитым сьером Мишо» (Ги Дельмарсель, Фламандские гобелены с 15 по 18 века , 1999). :352).
  34. ^ Вейгерт (1956:109) упоминает Обюссона и Мюнхен.
  35. ^ Вейгерт 1956: 113; Гобелены вновь открылись после тщательной реорганизации в 1699 году.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5aadba6458f04ec33718616e0fe42f7f__1710795780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/7f/5aadba6458f04ec33718616e0fe42f7f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Brussels tapestry - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)