Гюнтертух

Гюнтертух , ( букв. « Плащаница Гюнтера » ) — византийский шелковый гобелен изображающий триумфальное возвращение византийского императора из победоносной кампании. Произведение было куплено или, возможно, получено в дар фон Бамбергом , епископом Бамберга Гюнтером , во время его паломничества в Святую Землю в 1064–1065 годах . Гюнтер умер на обратном пути и был похоронен вместе с ним в Бамбергском соборе . Ткань была вновь открыта в 1830 году и сейчас выставлена в Епархиальном музее Бамберга.
История
[ редактировать ]В ноябре 1064 года Гюнтер принял участие в так называемом « Великом немецком паломничестве » в Иерусалим под предводительством Майнца архиепископа Зигфрида I ; епископ Утрехта I Вильгельм ; и Регенсбурга епископ Отто фон Риденбург . Паломники численностью около 7000 человек прошли через Венгрию , а затем через Византийскую империю в Святую Землю. [1]
В Константинополе , столице Византии, внушительный рост Гюнтера и его элегантная одежда заставили поверить, что он был императором Генрихом IV , путешествующим инкогнито. [2] Неизвестно, как Гюнтер получил шелк. Византинист Гюнтер Принцинг предположил, что ткань на самом деле использовалась в качестве настенного гобелена в соборе Святой Софии . [3] Гюнтер фон Бамберг умер 23 июля 1065 года во время обратного пути в Секешфехервар из-за тяжелой болезни. Остальные паломники привезли его тело домой в Бамберг, завернутое в ткань. Там он был похоронен, пока не был вновь открыт 22 декабря 1830 года, когда могила Гюнтера была открыта в рамках обширных реставрационных работ собора. [4] Сегодня Гюнтертух выставлен вместе с императорскими мантиями XI века, регалиями и облачениями Папы Климента II и другими предметами в Епархиальном музее Бамберга ( Diözesanmuseum Bamberg ). [5]
Описание
[ редактировать ]Полотно сплетено в гобеленовой технике. [6] Его высота 218 см, ширина 211 см, на узорчатом фоне изображен византийский император. Он едет на белом коне, носит императорскую корону византийского образца и несет миниатюрный лабарум в правой руке . Императора окружают две фигуры Тихе , женские олицетворения удачи города. Они увенчаны настенными коронами и одеты в желтое нижнее белье до щиколотки и цветные прозрачные верхние туники. туфу — Правая Тихе, в зеленой верхней тунике, представляет императора, вероятно, с короной, а левая, одетая в синее, держит головной убор, предназначенный исключительно для триумфаторов. Обе фигуры изображены босиком — символическое условное обозначение, типичное для рабов, обозначающее их подчинение императору или представляющее их божественность как богиню удачи.
Интерпретация
[ редактировать ]
Французский византинист Андре Грабарь первоначально отождествлял императора с Василием II ( годы правления 976–1025) и его триумфальным возвращением из войн против болгар . [7] Однако современные исследования пришли к выводу, что ткань представляет Иоанна I Цимисхия (годы правления 969–976) и его возвращение в 971 году из кампании против Руси , которая вторглась и оккупировала Болгарию. [3] [4]
По словам современного историка Льва Диакона , во время своего триумфального шествия Цимисхий ехал на белом коне за повозкой, несущей икону Богородицы, а также болгарские регалии, а пленный Борис II Болгарский и его семья. за Цимисхием следовал [8] Более поздний рассказ Иоанна Скилица в некоторых деталях отличается в описании процессии, но оба источника сходятся во мнении, что в этом случае Цимисхий ехал на белом коне и что важную роль в происходящем сыграли две болгарские короны. Оба автора также сходятся во мнении, что одна из этих корон была тиарой (т.е. туфой ), в соответствии с . изображением Гюнтертуха [4]
Более старые источники интерпретировали две Тихи как символы Рима и Константинополя («Новый Рим»). [9] [10] или даже Афины и Константинополь, два города, где Василий II праздновал свою победу над болгарами. [7] В другом предложении, исходя из цвета их одежды, предполагалось, что они представляют «Синих» и «Зеленых», две традиционные демои ( цирковые партии ) Константинополя. [3] С другой стороны, современные ученые предполагают, что они могут представлять собой два крупных города, захваченных во время кампании Цимисхия, Преслав и Доростолон . В этом контексте показательно, что эти два города были переименованы в Иоаннуполис (в честь императора) и Феодоруполь (в честь святого Феодора Стратилата , который, как считалось, вмешался в финальную битву против русов перед Доростолоном). [4] [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Холдер-Эггер, Освальд, изд. Ламперти Монаки Херсфельденская опера. Анналы Вайсенбургенсес . Ганновер. стр. 1–304.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Шмугге, Людвиг (1982). «О «национальных» предрассудках в средние века» . Немецкие архивы исследований средневековья (на немецком языке). 38 : 439–459. ISSN 0012-1223 .
- ^ Jump up to: а б с Принцинг, Гюнтер (1993). «Das Bamberger Gunthertuch в neuer Sicht». В Вавринек, Владимир (ред.). Византия и ее соседи с середины IX по XII века (на немецком языке). Том. 54. С. 218–231.
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с д Стивенсон, Пол (2003). Сказание о Василии Болгароубийце . Издательство Кембриджского университета. стр. 62–65. ISBN 978-0-521-81530-7 .
- ^ «Экспонаты в доме» (на немецком языке). Епархиальный музей Бамбергской архиепархии. Архивировано из оригинала 8 декабря 2014 года . Проверено 6 сентября 2010 г.
- ^ Мутезиус, Анна (2003). «Шелк в средневековом мире». Дженкинс, Дэвид, изд., Кембриджская история западного текстиля . Издательство Кембриджского университета. стр. 350-351. ISBN 0-521-34107-8 .
- ^ Jump up to: а б Грабарь, Андре (1956). «Византийская вечеринка Гюнтера в Бамбергском соборе». Münchener Jahrbuch (на французском языке). 7 :227.
- ^ Jump up to: а б Стивенсон, Пол (2000). Балканская граница Византии: политическое исследование Северных Балкан, 900–1204 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 53–54. ISBN 0-521-77017-3 .
- ^ Шрамм, Перси Эрнст. «Образ правителя в искусстве раннего средневековья». Лекции из библиотеки Варбурга, 2 (1922–23) (на немецком языке): 159–161.
- ^ Дир, Йозеф (1966). Святая Корона Венгрии (на немецком языке). Вена: Австрийская академия наук. п. 59.