Лабарум

Лабарум λαβαρον ( греческий : или λαβουρον [2] ) был вексиллумом (военным штандартом), на котором был изображен символ « Хи-Ро » ☧ , христограмма, образованная из первых двух греческих букв слова « Христос » ( греческий : ΧΡΙΣΤΟΣ , или Χριστός) – Хи (χ) и Ро ( р). [3] Впервые его использовал римский император Константин Великий . [4]
Древние источники проводят недвусмысленное различие между двумя терминами «labarum» и «Chi-Rho», хотя в более позднем использовании эти два термина иногда рассматриваются как синонимы. Название labarum применялось как к оригинальному стандарту, использовавшемуся Константином Великим, так и ко многим стандартам, созданным в подражание ему в позднеантичном мире и впоследствии.
Этимология
[ редактировать ]Помимо происхождения от латинского labarum , этимология этого слова неясна. [5] Оксфордский словарь английского языка не предлагает дальнейших выводов из латыни. [6] Некоторые выводят это слово от латинского /labāre/ «шататься, колебаться» (в смысле «размахивания» флагом на ветру) или laureum [vexillum] («лавровый штандарт»). [7] происхождение как заимствование латыни из кельтского или баскского языка. Также постулируется [4] Существует традиционный баскский символ, называемый лаубуру ; хотя название засвидетельствовано только с 19 века. [8] этот мотив встречается на гравюрах, датируемых еще II веком нашей эры. [9]
Гарри Терстон Пек в своем «Словаре классических древностей Арфистов» писал: «Этимология самого термина породила множество противоречивых мнений. Некоторые выводят это название от слова «труд», другие — от εὐλάβεια, «благоговение», третьи — от λαμβάνειν, «брать». и другие, опять же, от λάφυρα, «портит». Один писатель делает Labarum похожим на SPQR , только с обозначением или комбинацией инициалов, обозначающих равное количество терминов, и, таким образом, LABARVM будет означать Legionum aquila Byzantium antiqua Roma urbe mutavit . [2]
Видение Константина
[ редактировать ]
Вечером 27 октября 312 года нашей эры, когда его армия готовилась к битве у Мильвийского моста , император Константин I утверждал, что ему было видение. [4] что заставило его поверить, что он сражается под защитой христианского Бога .
Лактанций сообщает, что в ночь перед битвой Константину во сне было приказано «начертить небесный знак на щитах своих воинов». Повинуясь этому повелению, «он начертал на их щитах букву Х, проведенную через нее перпендикулярную линию и завернутую таким образом вверху, являющуюся шифром Христа». Пометив таким образом свои щиты, войска Константина приготовились к бою. [11]
От Евсевия сохранились два отчета о битве. Первый, более короткий из «Церковной истории» не оставляет сомнений в том, что Бог помог Константину, но не упоминает ни о каком видении. В своей более поздней книге «Жизнь Константина» Евсевий подробно описывает видение и подчеркивает, что слышал эту историю от самого императора. [12] По этой версии, Константин со своим войском куда-то маршировал (Евсевий не указывает фактическое место события, но оно явно не в лагере в Риме), когда взглянул на солнце и увидел над ним светящийся крест. , а вместе с ним и греческие слова Ἐν Τούτῳ Νίκα . Традиционно используемый латинский перевод греческого языка — in hoc Signo vinces — буквально «Этим знаком ты победишь». Однако прямой перевод оригинального греческого текста Евсевия на английский дает фразу «Этим победите!» [13] [14]
Сначала он не был уверен в значении этого явления, но на следующую ночь ему приснился сон, в котором Христос объяснил ему, что он должен использовать этот знак против своих врагов. Затем Евсевий продолжает описывать лабарум, военный штандарт, который Константин использовал в своих более поздних войнах против Лициния , показывая знак Хи Ро . [15]
Эти два рассказа были объединены в популярном представлении о том, что Константин увидел знак Чи-Ро вечером перед битвой. Оба автора согласны с тем, что этот знак нелегко понять как обозначающий Христа, что соответствует тому факту, что не существует определенных свидетельств использования букв хи и ро в качестве христианского знака до Константина. Его первое появление - на серебряной монете Константина ок. 317, что доказывает, что Константин действительно использовал этот знак в то время. [16] Позже он широко использовал Чи-Ро и лабарум в конфликте с Лицинием.
Видение было интерпретировано в солнечном контексте (например, как феномен солнечной собаки ), который должен был быть изменен, чтобы соответствовать христианским верованиям позднего Константина. [17]
Альтернативное объяснение пересекающегося небесного символа было предложено Джорджем Латурой, который утверждает, что видимый бог Платона в Тимее на самом деле является пересечением Млечного Пути и зодиакального света , редкого явления, важного для языческих верований, которое христианские епископы заново изобрели как Христианский символ. [18]
Описание лабарума Евсевием
[ редактировать ]
«Описание штандарта Креста, который римляне теперь называют Лабарум».«Теперь оно было сделано следующим образом. Длинное копье, обложенное золотом, образовывало фигуру креста посредством наложенной на него поперечной перекладины. На вершине всего был закреплен венок из золота и драгоценных камней; и внутри него символ имени Спасителя, две буквы, обозначающие имя Христа посредством его начальных букв, причем буква Р пересекается с Х в центре: и эти буквы император имел обыкновение носить на своем шлеме. в более поздний период к перекладине копья подвешивалась ткань, королевская вещь, покрытая обильной вышивкой из самых блестящих драгоценных камней и которая, будучи также богато переплетенной с золотом, представляла неописуемую степень красоты; смотрящий имел квадратную форму, а вертикальный посох, нижняя часть которого была большой длины, изображал благочестивого императора и его детей на его верхней части, под трофейным крестом и непосредственно над вышитым знаменем. "
«Император постоянно пользовался этим знаком спасения как предохранением от всякой враждебной и враждебной силы и повелел, чтобы другие подобные ему несли во главе всех своих армий». [19]
Иконографическая карьера при Константине
[ редактировать ]

Лабарум не появляется ни на одном из нескольких штандартов, изображенных на Арке Константина , воздвигнутой всего через три года после битвы. Если можно доверять подтвержденному клятвой рассказу Евсевия о видении Константина и той роли, которую оно сыграло в его победе и обращении, то великая возможность для такой политической пропаганды, для представления которой была построена Арка, была упущена. Многие историки утверждали, что в первые годы после битвы император еще не решил оказать явную общественную поддержку христианству, то ли из-за отсутствия личной веры, то ли из-за страха перед религиозными разногласиями. Надпись на арке действительно говорит, что Император спас res publica INSTINCTV DIVINITATIS MENTIS MAGNITVDINE («величием разума и инстинктом [или импульсом] божественности»). Продолжая иконографию своих предшественников, монеты Константина в то время были начертаны солнечной символикой, интерпретируемой как изображение Sol Invictus (Непокоренного Солнца), Гелиоса , Аполлона или Митры. , но в 325 году и после этого чеканка перестает быть явно языческой, и Sol Invictus исчезает. » Евсевия И хотя в « Historia Ecclesiae далее сообщается, что Константин имел статую самого себя, «державшего знамение Спасителя [крест] в правой руке», воздвигнутую после его победоносного въезда в Рим, других сообщений, подтверждающих наличие такого памятника, нет.
Историки до сих пор спорят, был ли Константин первым христианским императором, поддержавшим мирный переход в христианство во время своего правления, или нерешительным язычником до среднего возраста, а также насколько сильно на его политико-религиозные решения повлияла его мать-христианка Святая Елена. .
Что касается самого лабарума, то свидетельств его использования до 317 года мало. [20] В ходе второй войны Константина против Лициния в 324 году у последнего развился суеверный страх перед знаменем Константина. Во время атаки войск Константина в битве при Адрианополе страже штандарта лабарума было приказано переместить его в любую часть поля, где его солдаты, казалось, колебались. Появление этого талисманного предмета, казалось, придало смелости войскам Константина и встревожило войска Лициния. [21] В последней битве войны, битве при Хрисополе , Лициний, хотя и демонстрировал изображения языческого пантеона Рима на видном месте на своей боевой линии, запретил своим войскам активно атаковать лабарум или даже смотреть на него напрямую. [22]
Константин чувствовал, что и Лициний, и Арий были агентами сатаны, и связывал их со змеем, описанным в Книге Откровения ( 12:9 ). [23] Константин изображал Лициния на своих монетах в виде змеи. [24]
Евсевий заявил, что помимо единственного лабарума Константина, римской армии были выданы и другие подобные штандарты (лабары). Это подтверждается двумя лабарами, изображенными в руках солдата на монете Ветранио (на иллюстрации), датируемой 350 годом.
Позднее использование
[ редактировать ]
В более поздней византийской рукописи указывается, что украшенный драгоценными камнями штандарт лабарума, предположительно принадлежавший Константину, на протяжении веков хранился как объект большого почитания в императорской сокровищнице в Константинополе . [25] Лабарум, с небольшими вариациями по форме, широко использовался римскими императорами-христианами, последовавшими за Константином.
Миниатюрный вариант лабарума стал частью императорских регалий византийских правителей, которые часто изображались несущими его в правой руке.
Термин «лабарум» обычно можно применять к любому церковному знамени, например, которое несут во время религиозных процессий.
«Святой Лаваро» представлял собой набор первых национальных греческих флагов, благословленных Греческой православной церковью. Под этими знаменами греки объединились на протяжении всей Греческой революции (1821 г.), освободительной войны, вевшейся против Османской империи .
Лабарум также дает свое имя ( Лабаро ) пригороду Рима, примыкающему к Прима Порта , одному из мест, где по традиции помещено «Видение Константина».
См. также
[ редактировать ]
- Баннер
- Христианская символика
- Константин I и христианство
- Кантабрийский лабарум
- Арка Константина , триумфальная арка победы на Мильвийском мосту .
- христианство
- Константиновский сдвиг
- Khorugv
- Михаэлион
- XI монограмма
- Биертан Донарий
Примечания
[ редактировать ]- ^ А. Макджордж, Флаги , Глазго (1881): Лабарум императоров [...] часто носил на себе изображение императора, иногда в его присутствии, а иногда в сопровождении глав членов его семьи».
- ^ Jump up to: а б Гарри Терстон Пек, Словарь классических древностей Харпера (1898), Labarum
- ^ В Юникоде символ Чи-Ро кодируется как U+2627 (☧), а в коптском — как U+2CE9 (⳩).
- ^ Jump up to: а б с Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 2.
- ^ Х. Грегуар, «Этимология слова «Labarum»» Byzantion 4 (1929: 477–82)
- ^ Хоад, Т.Ф. Краткий Оксфордский словарь английской этимологии (переиздание 1996 г.) ISBN 0-19-283098-8
- ^ Kazhdan, p. 1167
- ^ «Общий баскский словарь» . Эускальцаиндия Проверено 12 января 2013 г.
- ^ М. Камилла Хуллиан в своем предисловии к La tombe basque , по словам Лаубуру: La swastika Rectilínea (Auñamendi Enziklopedia).
- ^ Дж. Арнольд, Следы Архангела Михаила (2013), с. 53 .
- ^ Лактанций, О смерти преследователей , глава 44.5 .
- ^ Харрис, с. 110 - текст и сноски
- ^ Стивенсон, с. 183. Цитируя Евсевия: «Примерно во время полуденного солнца, когда небо только поворачивалось, [Константин] сказал, что своими глазами видел, высоко в небе, покоившийся над солнцем, крестообразный трофей, образовавшийся из света. и прикрепленный к нему текст, в котором говорилось: «Этим победите»» (Евсевий, Жизнь Константина , пер. Аверил Кэмерон и С.Г. Холл (Оксфорд, 1999), I.28-32)
- ^ Харрис, с. 109-111
- ^ Гербердинг и Моран Круз, 55 лет; ср. Евсевий, Жизнь Константина .
- ^ Смит, 104.
- ^ Вайс, П. (2003) Видение Константина , Журнал римской археологии, Том. 16, стр. 240-245.
- ^ Латура, Г. «Видимый Бог Платона: Космическая душа, отраженная на небесах». Религии 2012, 3, 880-886. http://www.mdpi.com/2077-1444/3/3/880
- ^ Евсевий Памфилий: История Церкви, Жизнь Константина, Речь в честь Константина, Глава XXXI.
- ^ Смит, Дж. Х., с. 104: «Немногие существующие свидетельства позволяют предположить, что на самом деле лабарум с символом хи-ро не использовался до 317 года, когда Крисп стал Цезарем...»
- ^ Одал, с. 178
- ^ Одал, стр.180
- ^ Константин и христианская империя Чарльза Мэтсона Одала, 2004 г. ISBN 0-415-17485-6 стр. 315
- ^ Спутник римской религии под редакцией Йорга Рюпке , 2011 г. ISBN 1-4443-3924-9 стр. 159
- ^ Лью и Монтсеррат, с. 118. Из византийского жития Константина (BHG 364), написанного в середине-конце девятого века.
Библиография
[ редактировать ]- Грабарь, Христианская иконография: исследование ее истоков (Princeton University Press) 1968:165ff.
- Грант, Майкл (1993), Император Константин, Лондон. ISBN 0-7538-0528-6
- Р. Гросс, «Лабарум», Настоящая энциклопедия классической древности, том. 12, ч. 1 (Штутгарт) 1924: 240-42.
- Х. Грегуар, «Этимология слова «Labarum»» Byzantion 4 (1929: 477–82).
- Дж. Харрис (2012) Императорский Рим, 284–363 гг. Н. Э. , Гл. 5: Победа Константина, 311–37 гг. н.э. , Издательство Эдинбургского университета.
- Каждан, Александр , изд. (1991), Оксфордский словарь Византии , Oxford University Press, стр. 1167, ISBN 978-0-19-504652-6
- "Labarum" А. Липинский, Лексикон христианской иконографии 3 (Рим: 1970).
- Лью, SNC и Монтсеррат, Д. (ред.) (1996), От Константина до Джулиана, Лондон. ISBN 0-415-09336-8
- Одал, КМ, (2004) Константин и христианская империя, Routledge 2004. ISBN 0-415-17485-6
- Смит, Дж. Х. (1971) Константин Великий , Гамильтон, ISBN 0-684-12391-6
- Стивенсон, П., (2009) Константин: Непокоренный император, Кристиан Виктор , Кверкус, Лондон.