Русский православный крест
Православный крест |
Русский крест |
Русский Православный Крест (или просто Православный Крест в некоторых русских православных традициях) [1] — разновидность христианского креста с XVI века в России , хотя он имеет некоторое сходство с крестом с наклонённой в другую сторону (вверх) нижней перекладиной, встречающимся с VI века в Византийской империи . Русский православный крест имеет три горизонтальные перекладины, нижняя из которых наклонена вниз. Сегодня это символ Русской Православной Церкви. [2] [3] [4] и отличительная черта культурного ландшафта России. [5] Другие названия символа включают русский крест и славянский крест или крест Суппеданеума .
Самый ранний крест с наклонной подножкой (направленной вверх, в отличие от русского креста) был введен в VI веке до разрыва между католической и православной церквями и использовался в византийских фресках, декоративно-прикладном искусстве. В 1551 году во время канонической изоляции Русской Православной Церкви Иван Грозный , великий князь Московский , впервые использовал этот крест с наклоненной в другую сторону подножкой на куполах церквей. [6] [7] С этого времени его стали изображать на государственном гербе и военных знаменах России. Во второй половине XIX века этот крест пропагандировался Российской империей в бывшем Великом княжестве Литовском как символ ее политики русификации . [8]
Один вариант, известный как русский крест, имеет только две горизонтальные перекладины, нижняя из которых наклонена; [9] другой - вариант с перекрещенным полумесяцем . [10] [11] [6] Некоторые российские источники отличают русский православный крест от православного креста. [12] В Юникоде символ (☦) обозначается как православный крест . [13] Та же эмблема надгробия УСВА называется Русским Православным Крестом . [14]
Имя
[ редактировать ]По мнению многих источников [2] [15] [16] the name of the three beam slanted cross is Russian (Orthodox) cross ( Russian : русский православный крест [3] ).
Иногда его еще называют византийским крестом. [17] Альтернативно, «Византийский крест» — это также название латинского креста с расширяющимися наружу концами, поскольку это был самый распространенный крестообразный крест в Византийской империи . Другие кресты ( патриарший крест , русский православный крест и т. д.) иногда называют византийскими крестами, поскольку они также использовались в византийской культуре.
Иногда его еще называют просто православным крестом. [18] [19] При этом в разных православных церквях используются разные кресты, и любой из них можно назвать «православным крестом». [12] Более того, не существует крестов, общепризнанных как «православные» или «католические»: каждый тип — это особенность местной традиции. [5] Крест также называют «Восточным крестом», он «занимает особое место в украинской религиозной жизни» и использовался украинской православной и византийско-католической церквями . [20] Например, этот конкретный крест восходит к Киевской Руси и используется украинскими католиками и православными христианами. [21] [22]
Значение
[ редактировать ]Самая верхняя из трех перекладин представляет собой надпись Пилата, которая в древней греческой традиции звучит как «Царь славы», основанная на Евангелии от Иоанна; но на более поздних изображениях он представляет собой INRI . жертвы Средняя перекладина представляет собой основную перекладину, к которой прикреплены руки , а нижняя перекладина представляет собой подставку для ног, что продлевает пытку. На многих изображениях сторона справа от Христа выше, наклонена вверх в сторону кающегося разбойника святого Дисмаса , который по апокрифическому преданию [4] [23] был распят справа от Иисуса, но вниз, в сторону нераскаявшегося разбойника Гестаса . Также распространено мнение, что подставка для ног направлена вверх, в сторону Небес, по правую сторону от Христа, и вниз, в ад, по левую руку от Христа. Крест часто изображается на иконах «Распятия в историческом византийском стиле». [24]
Одним из вариантов Русского Креста является «Крест над полумесяцем», который иногда сопровождается словами «Гавриил, сидящий на вершине Креста, трубит в свою трубу». [10] [6] Дидье Шоде в академическом журнале China and Eurasia Forum Quarterly пишет, что «эмблемой Православной церкви является крест на вершине полумесяца. Говорят, что этот символ был изобретен Иваном Грозным после завоевания города. Казани . , как символ победы христианства над исламом через своих воинов» [25] [11] [6] [26]
Другой вариант — монашеский Голгофский крест , в котором крест расположен на вершине Голгофского холма , а его склоны символизируются ступенями. Слева от зрителя — Святое Копье , которым Иисус был ранен в бок, а справа — шест, увенчанный губкой из иссопа, которой ему давали уксус. Под Голгофой находятся Адама череп и кости ; [27] кость правой руки обычно находится выше левой, и таким образом верующие скрещивают руки на груди во время православного причастия . Вокруг креста аббревиатуры на церковнославянском языке : ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ — «Царь Славы», Lord of Glory; ІС҃ ХС҃ - Иисус Христос, Jesus Christ; СН҃Ъ БЖ҃ІЙ — «Сын Божий» Son of God; НИКА - Victor; К - копьё, spear; Т - трость, pole (with a sponge); М Л Р Б — «место лобное рай бысть» "place of execution is paradise", Г Г — «гора Голгофа» "mount Golgotha" (Calvary), Г А — «глава Адамова» "Adam's head". This type of cross is usually embroidered on a schema-monk 's robe.
Текущее использование
[ редактировать ]Русский (православный) крест широко используется Русской Православной Церковью и получил широкое распространение в Польской Православной , Чешской и Словацкой Православных Церквях, получивших автономный статус от Московского Патриарха в 1948 и 1951 годах соответственно. Его также иногда использует Константинопольский Вселенский Патриархат (например, в Американской Карпато-Русской Православной епархии ). «Хотя этот [крест] обычно ассоциируется с Русской православной церковью, он встречается также в греческой и сербской православных церквях», а также используется католическими церквями восточного обряда . [28]
Этот крест встречается также на византийских фресках церквей, ныне принадлежащих Греческой и Сербской православным церквям. [29] Также Крест используется церквями AIPCA в Кении.
История
[ редактировать ]Наклонный крест с тремя горизонтальными перекладинами существовал уже в VI веке, задолго до Великого раскола . Однако он использовался только в церковных росписях, декоративно-прикладном искусстве и никогда на церковных куполах. [ нужна ссылка ] имеются старинные фрески с изображением этого типа креста В регионах современной Греции и Сербии . Одна византийская икона с трехстержневым крестом и наклонной перекладиной для ног Христа представляет собой мозаику Воскресения XI века. [30] Трехполосный крест «существовал очень рано в Византии, но был принят Русской Православной Церковью и особенно популяризирован в славянских странах». [31]
В конце XV века этот крест стал широко использоваться в Московии, когда ее правители провозгласили себя « Третьим Римом », наследниками Византии и защитниками православия. [32] В 1551 году на соборе канонически обособленной Русской Православной Церкви великий князь Московский Иван Грозный решил стандартизировать крест на куполах русских церквей, чтобы отличить Московию от « литовского , польского креста ». [33] Это был первый случай использования Русского Православного Креста на куполах церквей. В 1577–1625 годах русский православный крест изображался между головами двуглавого орла в гербе России . Его рисовали на военных знаменах до конца 17 века. [34]
В 1654 году Московский собор, стирая остатки канонической изоляции 1448–1589 годов, согласовал богослужение русской православной церкви с литургией других православных церквей. [35] [36] На этом соборе патриарх Никон приказал использовать греческий крест вместо русского православного креста. Эти реформы спровоцировали раскол Раскола . [37] Замена русского православного креста греческим крестом была вызвана неуважением русских ко второму кресту. [38] Однако вскоре Русская Православная Церковь снова начала использовать русский православный крест. По словам митрополита Рязанского и Муромского Стефана, русский православный крест носил царь Петр I. [32] (1672–1725), преобразовавший Московский Патриархат в Святейший Синод .
В XIX и XX веках русский православный крест пропагандировался Российской империей и СССР в Белоруссии , Польше и Украине в рамках политики русификации . [23] [39] [40] В конце 20-го и начале 21-го века Русская Православная Церковь заменила многие традиционные греческие православные кресты в Беларуси русскими православными крестами. [5] Это говорит о том, что его понимали как националистический русский символ, а не как религиозно-православный символ. [ нужна ссылка ]
Русский православный крест изображен на эмблемах ряда российских ультранационалистических организаций, таких как «Братство Русской Правды» и «Русское национальное единство» .
Галерея
[ редактировать ]- Миниатюра XVII века с изображением Куликовской битвы (1380 г.). Воин несет красное знамя с крестом.
- Герб России с печати Ивана IV (Грозного), 1577 г.
- Герб России с печати Федора I , 1589 г.
- Российский военный флаг, 1696–1699 гг.
- Российский военный флаг, 1706 г.
- Медный крест, типичный для старообрядцев.
- Крест русского православного священника
- Современный памятник св. Кирилл и Мефодий в Ханты-Мансийске , Россия.
- Герб Московской области , 2005 г.
- Герб Пермского края , 2007 г.
- Русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа , место упокоения многих выдающихся русских эмигрантов.
- Белосток (Польша): Кресты на куполах церкви Святого Духа
- Джонстаун, Пенсильвания : Храм Христа Спасителя Американской Карпато-Русской православной епархии (Вселенского Константинопольского Патриархата )
- Свидник (Словакия): Крест перед церковью.
- Флаг Братства Русской Правды
- Флаг РНЕ
- УСВА Надгробие-эмблема 5 «Русский православный крест»
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Русский Православный Крест – Вопросы и Ответы» . www.oca.org . Проверено 03 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Люнгман, Карл Г. (2004). Символы — Энциклопедия западных знаков и идеограмм . Ионфокс АБ. п. 140. ИСБН 978-91-972705-0-2 .
- ^ Jump up to: а б Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Тихвинский листок №41, 27 Сентября 2017.
- ^ Jump up to: а б Фещин А. Довірся Хресту // Християнский голос. — 2002. — № 18 (2854). С. 232.
- ^ Jump up to: а б с Бурштын Я. Ирина Дубянецкая: Благодаря усилиям Русской Православной Церкви культурный ландшафт Беларуси начинает меняться (Фото и видео) // Информационная служба ЕвроБеларуси, 16 июля 2016.
- ^ Jump up to: а б с д Хантер, Ширин (2016). Ислам в России: Политика идентичности и безопасности: Политика идентичности и безопасности . Рутледж. ISBN 978-1-315-29011-9 .
Таким образом, завоевание Казани Иваном Грозным также рассматривалось как победа христианства над исламом, символом которой был крест, помещенный над полумесяцем на вершине русских церквей.
- ^ Русский крест: символика православного надглавного креста. — Москва, 2006. С. 149.
- ^ Милош Ю. Традиции почитания креста белорусами в конце XIX века. // Наша Вера . № 3 (65), 2013.
- ^ Религия и Церковь в Беларуси: Энциклика. справочник — Мн.: БелЭн, 2001. С. 168.
- ^ Jump up to: а б Стивенс, Томас (1891). Через Россию на Мустанге . Касселл. п. 248 . Проверено 28 марта 2014 г.
Татарам тоже показалось довольно грубым, поскольку они проявляли недостаточное внимание к религиозным восприимчивостям подвластного народа, обнаружив, что некоторые купола православных церквей украшены изображениями, провозглашающими торжество Креста над Полумесяцем. Любимое устройство — крест, возвышающийся над полумесяцем, а Гавриил, сидящий на вершине креста, трубит в свою трубу.
- ^ Jump up to: а б «Русская Православная Церковь» . Журнал исследований Южной Азии и Ближнего Востока . 17 :4. 1993 . Проверено 20 мая 2015 г.
Наконец, русские при Иване Грозном разгромили татар в 1552 году и прочно установили русское правление. В честь этого завоевания царь построил две церкви в Московском Кремле, а на шпилях церкви установил православный крест над перевернутым полумесяцем — символом ислама.
- ^ Jump up to: а б "Православные кресты: как разобраться в значениях" [Orthodox crosses: how to understand the meanings] (in Russian). 30 September 2011 . Retrieved 21 February 2018 .
- ^ Символ Юникода «ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ» (U + 2626) .
- ^ Доступные эмблемы веры для размещения на правительственных надгробиях и указателях , Верховный суд США.
- ^ Томас, Роберт Мюррей (2007). Маниту и Бог: религии североамериканских индейцев и христианская культура . Издательская группа Гринвуд. стр. 121–122. ISBN 978-0-313-34779-5 .
- ^ Майло Д.Л. Анк: Ключ жизни. — Weiser Books, 2007. С. 13 .
- ^ Беккер У. Энциклопедия символов континуума. - Нью-Йорк Лондон, 2000. С. 71 .
- ^ Чвалковский Ф. Символы в искусстве, религии и культуре: Душа природы. - Издательство Cambridge Scholars Publishing, 2016. стр. 112.
- ^ "Почему мы видим православные кресты на украинских греко-католических храмах и литературе? Можно ли использовать православный крест?" . Эдмонтонская епархия . 15 сентября 2020 г. Проверено 03 июля 2021 г.
- ^ «Взгляд на кресты восточнославянского христианства среди украинцев Западной Канады | Обзор материальной культуры» . журналы.lib.unb.ca . Проверено 03 июля 2021 г.
- ^ "Почему мы видим православные кресты на украинских греко-католических храмах и литературе? Можно ли использовать православный крест?" . Эдмонтонская епархия . 15 сентября 2020 г. Проверено 03 июля 2021 г.
- ^ Связь, Епархия (15.09.2020). "Почему мы видим православные кресты на украинских греко-католических храмах и литературе? Можно ли использовать православный крест?" . Эдмонтонская епархия . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Яременко В. Золотое Слово: Хрестоматия литературы Украины-Руси эпохи Средневековья IX-XV веков. Книга первая. – Киев: Аконит, 2002. С. 485.
- ^ «Почему православные христиане видят торжество в кресте» . Христианский век . Проверено 03 июля 2021 г.
- ^ Шоде, Дидье (2009). «Когда медведь противостоит полумесяцу: Россия и проблема джихада». Ежеквартальный форум «Форум Китая и Евразии» . 7 (2). Институт Центральной Азии и Кавказа и Программа исследований Шелкового пути: 37–58. ISSN 1653-4212 .
Отношения между Россией и исламом было бы удобно охарактеризовать историей завоеваний и напряженности. Ведь герб Православной Церкви – это крест на полумесяце сверху. Говорят, что этот символ был изобретен Иваном Грозным после завоевания города Казани как символ победы христианства над исламом посредством его воинов.
- ^ «Церковное строительство и его услуги» . Православный мир . Проверено 28 марта 2014 г.
Иногда нижние части крестов, встречающихся в русских церквях, украшают полумесяцем. В 1486 году царь Иван IV (Грозный) завоевал город Казань, находившийся под властью татар-мусульман, и в память об этом постановил, чтобы отныне исламский полумесяц помещался внизу крестов, обозначающий победа Креста (христианство) над Полумесяцем (ислам).
- ^ МакГакин, Джон Энтони (2011). "Крест" . В Джоне Энтони МакГакине (ред.). Энциклопедия восточного православия . Том. 1. Джон Уайли и сыновья. п. 170. ИСБН 978-1-4051-8539-4 .
- ^ «Крест православный | Город Гроув, Оклахома» . www.cityofgroveok.gov . Проверено 03 июля 2021 г.
- ^ Герстель, Шэрон (2006). «Альтернативный взгляд на поздневизантийскую ширму святилища», в книге «Пороги священного: искусствоведческие, археологические, литургические и теологические взгляды на религиозные ширмы, Восток и Запад», изд. С. Герстель . стр. 146–47.
- ^ «Образы православной Пасхи | Василейос Маринис и Мартин Жан | Институт духовной музыки» . ism.yale.edu . Проверено 03 июля 2021 г.
- ^ «- Крест» . www.stgeorgecanton.org . Проверено 03 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Гнедец Р. Св. Крест, его форма и разновидности в Украине // Греко-Католическая Традиция №9 (193), сентябрь 2013 г.
- ^ Белый А. Крест Евфрасиньны Полоцкой // Наше слово. № 29 (817) от 1 августа 2007 г.
- ^ Шпаковский Вячеслав; Николь, Дэвид; Макбрайд, Ангус (2006). «Пехотные и кавалерийские знамена» . Войска Ивана Грозного: Русские войска 1505-1700 гг . Издательство Оспри. п. 23. ISBN 978-1-84176-925-7 .
- ^ Мицик Ю. Московский Патриархат // Энциклопедия истории Украины: в 10 т. / редкол.: В. А. Смолий (председатель) и др. ; Институт истории Украины НАН Украины. – К.: Наук. мнение, 2010. – Т. 7: Мл – О. С. 87.
- ^ Нуруллаев А. А. Нуруллаев А. Возьми это. Религия и политика. — М., 2006. С. 299 .
- ^ Изотова О., Касперович Г., Гурко А., Бондарчик А. Кто живет в Беларуси. — Минск: «Беларуская навука», 2012. С. 740
- ^ Русский крест: символика православного надглавного креста. — Москва, 2006. С. 147.
- ^ Щербаковский В. Или трехраменный крест со косным подножком – национальный крест Украины? //Освободительный путь. - 1952, ноябрь. – Ч. 11 (62). С. 33-34.
- ^ Белоконь С. Украинская форма креста // Вестн. слово. – 1994. – № 17 (2713).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Объяснение трехстержневого креста» . Церковь Рождества Христова: русский православный старый обряд . Проверено 20 октября 2011 г.
- Kuznetsov, V. P. [Кузнецов В. П.] (1997). History of the development of the cross's forms. Short course of Orthodox staurography [История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии] (in Russian). Moscow.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )