Кто Ро

Чи Ро ( ☧ , английское произношение / ˈ k aɪ ˈ r oʊ / ; также известный как chrismon [ 1 ] ) — одна из самых ранних форм Христограммы , образованная путем наложения первых двух (заглавных) букв — хи и ро ( ХР ) — греческого ΧΡ ΙΣΤΟΣ ( rom : Christos ) таким образом, что вертикальная черта ро пересекает центр ци. [ 2 ]
Символ Чи-Ро использовался римским императором Константином Великим (годы правления 306–337 гг. н.э.) как часть военного штандарта ( vexillum ). Штандарт Константина был известен как Лабарум . Ранними символами, похожими на Хи Ро, были Ставрограммы ( ) и IX монограмма (
).
В дохристианские времена символ Хи-Ро также использовался для обозначения особенно ценного или важного отрывка на полях страницы, сокращая хрестон (хорошо). [ 3 ] Некоторые монеты Птолемея III Эвергета (годы правления 246–222 до н. э.) были отмечены знаком Хи-Ро. [ 4 ]
Хотя это устройство (или его отдельные части) состоит из греческих букв, оно часто используется в качестве сокращения в латинском тексте с добавлением окончаний, соответствующих латинскому существительному, например, XPo , обозначающее Christo , «Христу», дательный падеж от Christus. , [ 5 ] или χρ̅icola , что означает Christicola , «христианин», в латинской лирике Шумера — icumen в .

Происхождение и принятие
[ редактировать ]По мнению Лактанция , [ 6 ] Латинский Криспа историк североафриканского происхождения, спасенный от бедности императором Константином Великим (годы правления 306–337), сделавшим его наставником своего сына , Константин мечтал о том, чтобы ему приказали поставить «небесный божественный символ» ( лат .: coeleste Signum Dei ) на щитах своих воинов. Описание фактического символа, выбранного императором Константином на следующее утро, как сообщает Лактанций, не очень ясно: он очень напоминает Тау-Ро или ставрограмму ( ), аналогичный христианский символ. В тот же день армия Константина сразилась с войсками Максенция и выиграла битву у Мильвийского моста (312 г.) под Римом .


Евсевий Кесарийский (умер в 339 г.) дал два разных описания событий. В своей церковной истории, написанной вскоре после битвы, когда Евсевий еще не имел контакта с Константином, он не упоминает ни о каком сне или видении, но сравнивает поражение Максенция (утонувшего в Тибре ) с поражением библейского фараона и приписывает ему поражение. Победа Константина под божественной защитой.

В мемуарах римского императора, написанных Евсевием после смерти Константина ( «О жизни Константина» , ок. 337–339 ), говорится, что чудесное явление произошло в Галлии задолго до битвы у Мильвийского моста. В этой более поздней версии римский император размышлял о несчастьях, постигших военачальников, призывавших на помощь множество разных богов, и решил обратиться за божественной помощью в предстоящей битве к Единому Богу. В полдень Константин увидел крест света, наложенный на солнце . К нему была прикреплена греческими буквами поговорка «Εν τούτῳ Νίκα!» («В этом победить!»). [ 7 ] Не только Константин, но и все войско увидело чудо. Той ночью Христос явился во сне римскому императору и велел ему сделать копию увиденного им на небе знамения, которая будет надежной защитой в бою.
Евсевий писал в « Житии» , что Константин сам рассказал ему эту историю «и подтвердил ее клятвами «в позднем возрасте», когда я счел себя достойным его знакомства и общества». «Действительно, — говорит Евсевий, — если бы кто-нибудь другой рассказал эту историю, принять ее было бы нелегко».
Евсевий также оставил описание лабарума , военного штандарта, включавшего в себя знак Хи-Ро, который император Константин использовал в своих более поздних войнах против Лициния. [ 8 ]

Позднее использование
[ редактировать ]Поздняя античность
[ редактировать ]Раннее визуальное изображение связи между Распятием Иисуса и его воскресением, увиденное в саркофаге Домитиллы IV века Риме . над Использование венка вокруг Хи-Ро символизирует победу Воскресения в смертью. [ 11 ]
После Константина Хи-Ро стал частью официального императорского знака отличия . Археологи обнаружили доказательства того, что Чи-Ро красовался на шлемах некоторых позднеримских солдат. Монеты и медальоны, отчеканенные во время правления императора Константина, также имели изображение Чи-Ро. К 350 году Чи-Ро стали использовать на христианских саркофагах и фресках . Узурпатор Магненций, по-видимому, был первым, кто использовал монограмму Хи-Ро в окружении Альфы и Омеги на реверсе некоторых монет, отчеканенных в 353 году. [ 12 ] В Римской Британии мозаичный пол был обнаружен в Хинтон-Сент-Мэри , Дорсет, в 1963 году. По стилистическим соображениям он датируется 4-м веком; его центральный медальон представляет собой безбородую мужскую голову и бюст, задрапированные мантией перед символом Чи-Ро, в окружении гранатов , символов вечной жизни. Другой романо-британский Чи-Ро на фреске был найден на месте виллы в Луллингстоне (на рисунке). Этот символ также был найден на позднеримских христианских перстнях-печатках в Великобритании. [ 13 ]
В 2020 году археологи обнаружили в Виндоланде на севере Англии чашу V века, покрытую религиозной иконографией, в том числе Чи-Ро. [ 14 ] [ 15 ]
Островные евангельские книги
[ редактировать ]В островных евангельских книгах начало Евангелия от Матфея 1:18, в конце повествования о родословии Христа и предисловие к рассказу о жизни, представляющее таким образом момент Воплощения Христа , обычно было отмечено сильно украшенной страницей. , где буквы первого слова «Кристи» сокращены и пишутся по-гречески как «XPI» и часто почти скрыты декором. [ 16 ] Хотя буквы пишутся одна за другой, а буквы «X» и «P» не объединяются в монограмму, они известны как страницы Чи-Ро.
Известные примеры находятся в Келлской книге и Книге Линдисфарна . [ 17 ] Буква «X» считалась crux decussata , символом креста; эта идея встречается в произведениях Исидора Севильского и других святоотеческих и раннесредневековых писателей. [ 18 ] В Келлской книге есть вторая аббревиатура Чи-Ро на листе 124, посвященная Распятию Христа . [ 19 ] а в некоторых рукописях Хи-Ро встречается в начале Евангелия от Матфея, а не в середине текста Матфея 1:18. В некоторых других произведениях, таких как Каролингский Godescalc Evangelistary , «XPS» в последовательных буквах, представляющих «Христа», занимает видное место. [ 20 ]
В Юникоде
[ редактировать ]Символ Чи Ро имеет два кода Юникода :
- U + 2627 ☧ CHI RHO в блоке «Разные символы» и
- U+2CE9 ⳩ КОПТСКИЙ СИМВОЛ ХИ РО в коптском блоке .
Галерея
[ редактировать ]-
Символ Чи-Ро ☧ , Катакомбы Сан-Каллисто , Рим .
-
Монограмма Христа (Хи Ро) на мемориальной доске саркофага , IV век нашей эры, мрамор, Музей Ватикани, выставлена на временной выставке в Колизее в Риме, Италия.
-
Символ Чи-Ро ☧ , Катакомбы Домитиллы , Рим.
-
Символ Чи-Ро ☧ с Альфой и Омегой , Катакомбы Домитиллы, Рим.
-
Хи-Ро с венком, символизирующим победу Воскресения, над римскими солдатами, ок. 350 .
-
IV века Чи-Ро на алтаре , Хирбет-ум-эль-Амад, Алжир .
-
Римская аппликация Хи Ро из бронзы из германского поселения в Неерхарене (Бельгия), 375-450 гг. н.э., Галло-Римский музей (Тонгерен)
-
Серебряное кольцо с символом Чи Ро, найденное на христианском захоронении в позднеримском Тонгерене (Бельгия), IV век нашей эры, Галло-Римский музей (Тонгерен)
-
Римско-христианская мозаика с Чи-Ро, Хинтон-Сент-Мэри , Англия.
-
Реконструкция фрески Чи-Ро из римской виллы в Луллингстоне , включая Альфу и Омегу .
-
Саркофаг с символом Хи-Ро, Альфой и Омегой , VI век, Суассон , Франция.
-
Фолио 34r Келлской книги — это страница Чи Ро, на которой расширены первые две буквы слова «Христос» .
-
Последовательный «XPS» в каролингском Godescalc Evangelistary .
-
Чи-Ро на крыше базилики Святого Иоанна Латеранского в Риме.
-
Чи-Ро, Альфа и Омега на современном католическом алтаре .
-
Чи-Ро и Альфа и Омега в Главном соборе Вооружённых Сил России
См. также
[ редактировать ]- Альфа и Омега
- Чи Ро (значения)
- Христианская символика
- Христограмма
- Ихтис
- Лабарум
- Торговая марка
- Кириос
- Рождество
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ От предполагаемого среднелатинского chrismon ), специально применяемого к «Chrismon святого Амвросия» в Миланском соборе . Крисмон (par les Bénédictins de St. Maur, 1733–1736), в: du Cange и др., Glossarium mediae et infimae latinitatis , изд. авг., Ньор: Л. Фавр, 1883–1887, т. 1, с. 2, кол. 621б. «КРИСМОН, заметка, которая помещается в книгу по желанию каждого, чтобы что-то отметить. Папий в рукописи Битурик. Крисмон или Хрисмон - это собственно монограмма Христа, выраженная таким образом ☧»; 1 chrismon (par les Bénédictins de St. Maur, 1733–1736), в: du Cange, et al., Glossarium mediae et infimae latinitatis , ed. август., Ньор: Л. Фавр, 1883–1887, т. 1, с. 2, кол. 318c. Архивировано 26 августа 2016 г. в Wayback Machine .
- ^ Стеффлер 2002 , с. 66.
- ^ Южный 2001 , с. 281; Грант 1998 , с. 142, цитирует Брууна, Исследования по Константиновской нумизматике .
- ^ фон Реден 2007 , с. 69: « Серия хи-ро времен правления Эвергета была самой обширной серией бронзовых монет, когда-либо отчеканенных, и включала восемь номиналов от 1 мела до 4 оболов».
- ^ Например, как написано на монументальной латуни Томаса де Камойса, 1-го барона Камойса (ум. 1421) в церкви Святого Георгия, Троттон , Сассекс, Англия.
- ^ Лактанций. О смертях преследователей , Глава 44.
- ↑ Хорошо известное предложение In hoc Signo vinces — это просто более поздний латинский перевод греческой формулировки Евсевия.
- ^ Евсевий Памфилий: История Церкви , Жизнь Константина , Речь в честь Константина , Глава 31.
- ^ Кенелм Генри Дигби, «Католические нравы», или «Века веры», том. 1 (1844), с. 300 .
- ^ А.Л. Миллин, «Путешествие в Милане» (1817), стр. 51 .
- ^ Харрис 2004 , с. 8. Саркофаг со сценами страстей (вероятно, из катакомб Домитиллы), Рим, середина IV века. Мрамор, 23 x 80 дюймов. Музей Пио Кристиано, Ватикан, Рим.
- ^ Келлнер 1968 , с. 57 и след. См. также Григг 1977 , с. 469 (Примечание №4).
- ^ Джонс 1996 , с. 67.
- ^ «При раскопках Стены Адриана обнаружены древнейшие христианские граффити на чаше» . опекун . 29 августа 2020 г.
- ^ «Раннехристианская чаша, раскопанная в Северной Англии» . www.archaeology.org . 31 августа 2020 г.
- ^ В латинской Вульгате был стих: «Рождение Иисуса Христа произошло таким образом. Она была обручена с Иосифом, но прежде чем они сошлись вместе, оказалось, что она беременна ребенком от Святого Духа»)
- ^ Льюис 1980 , стр. 142–143.
- ^ Льюис 1980 , стр. 143–144.
- ^ Льюис 1980 , с. 144.
- ^ Льюис 1980 , с. 153.
Библиография
- Грант, Майкл (1998). Император Константин . Лондон, Великобритания: Гигант Феникс. ISBN 0-7538-0528-6 .
- Григг, Роберт (декабрь 1977 г.). « Симфонический Aeidō tēs Basileias»: Образ императорской гармонии на основании колонны Аркадия». Художественный вестник . 59 (4): 469–482. дои : 10.2307/3049702 . JSTOR 3049702 .
- Харрис, Ричард (2004). Страсть в искусстве . Берлингтон, Вермонт: Издательская компания Ashgate. ISBN 0-7546-5011-1 .
- Джонс, Кэтрин (1996). Ювелирные изделия Римской Британии: кельтские и классические традиции . Оксон, Великобритания: Рутледж (Taylor & Francisco Group). ISBN 1-85728-566-2 .
- Келлнер, Венделин (1968). Либертас и Христограмма: Мотивно-исторические исследования чеканки императора Магненция (350–353 гг.) (на немецком языке). Карлсруэ, Германия: Верлаг Г. Браун.
- Льюис, Сюзанна (1980). «Сакральная каллиграфия: страница Чи Ро в Келлской книге». Традицио . 36 . Издательство Кембриджского университета: 139–159. дои : 10.1017/S0362152900009235 . JSTOR 27831075 . S2CID 151747754 .
- Саузерн, Пэт (2001). Римская империя от Севера до Константина . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Великобритания: Routledge (Taylor & Francisco Group). ISBN 0-415-23943-5 .
- Стеффлер, Альва Уильям (2002). Символы христианской веры . Гранд-Рапидс, Мичиган и Кембридж, Соединенное Королевство: Wm. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-4676-9 .
- фон Реден, Ситта (2007). Деньги в птолемеевском Египте: от македонского завоевания до конца третьего века до нашей эры . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-85264-7 .
Дальнейшее чтение
- Хейланд, Фриц (1948). «Астрономическое толкование видения императора Константина». Специальная лекция в Планатарии Цейсса в Йене : 11–19.
- Латура, Джордж (2012). «Видимый Бог Платона: Космическая душа, отраженная в небесах» . Религии . 3 (3): 880–886. дои : 10.3390/rel3030880 .
- Ранер, Хьюго (1971). Греческие мифы и христианские тайны . Перевод Баттершоу, Брайан. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Компания Biblo & Tannen Booksellers and Publishers Incorporated. ISBN 0-8196-0270-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Чи Ро, на Викискладе?
- «Константин торжествовал под крестным знамением» . christianity.com .