Биертан Донарий
Биертанский донарий четвертого века — христианский вотивный предмет , найденный недалеко от города Биертан в Трансильвании , Румыния . Выполненный из бронзы в форме Лабарума , он имеет латинский текст EGO ZENOVIVS VOTVM POSVI , что примерно можно перевести как «Я, Зеновий, предложил этот дар ».
Он был найден в 1775 году в лесу Чинедру, примерно в 5 километрах (3,1 мили) к югу от Биертана, и входил в коллекцию барона Самуэля фон Брукенталя , в настоящее время являясь частью экспонатов Национального музея Брукенталя .
Существует несколько теорий происхождения этого артефакта. По мнению сторонников теории дако-румынской преемственности, этот донарий был изготовлен выжившим романизированным, латиноязычным христианским населением Дакии. [ 1 ] (предки румын по этой теории ) после Аврелианского отступления . Этот артефакт используется как важное свидетельство непрерывности использования латыни в этой области. [ 2 ] Это мнение поддерживается Румынской академией .
Имя дарителя (см. Зенобий ) восточное, а не дакское или римское. [ 3 ]
Те историки, которые скептически относятся к этому объекту, указывают на сомнительные обстоятельства этой находки. [ 4 ]
Они подчеркивают, что вблизи Биертана не было римских поселений или христианских церквей. [ 5 ] По их словам, этот предмет был изготовлен в Аквилее в Северной Италии в IV веке. [ 6 ] [ 7 ] и его привезли в Трансильванию в качестве добычи готские воины или в результате торговли. [ 8 ] Наиболее вероятно, что находка из Биртана является результатом грабежа в Иллирике, Паннонии или на Балканах в период между четвертым и шестым веками, и этот артефакт был повторно использован его новыми владельцами в качестве языческого предмета. [ 9 ] [ 10 ]
Предмет мог также принадлежать пленному римлянину(?), сбежавшему или похищенному из Паннонии(?) [ 11 ]
Первоначально его предназначалось для подвешивания на канделябре, но сделанные позже перфорации указывают на то, что его повторно использовали и прикрепляли к сундуку для хранения сосудов или других товаров. Согласно этому мнению, даже его использование в христианских целях должно быть поставлено под сомнение на территории Трансильвании.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Константин К. Джуреску, Дину К. Джуреску, История румын с древнейших времен до наших дней , Издательство Альбатрос, Бухарест, 1971, с. 155.
- ^ В книге представлена подробная информация о большинстве предполагаемых раннехристианских находок в Румынии. Барнеа, Ион (1979). Христианское искусство, том I (на румынском языке). стр. 30–31 . Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Рубель, Александр (2014). Кочиш, Сорин; Урсуцю, Адриан (ред.). «Патримониум Археологикум Трансильваникум» . Сорин Кочиш (ред.), Археологический вклад. Памятное издание к столетию со дня рождения Курта Хоредта, Editura Mega, Клуж-Напока, 2014 г. 7. Позднеантичный донарий Биртельма (Биртана) в контексте римской религии. Клуж-Напока : Editura Mega: 243.
- ^ Гандила, Андрей (2018). «Христианство к северу от Дуная». Культурные встречи на северной границе Византии, ок. Монеты, артефакты и история 500–700 гг. н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 108–109. дои : 10.1017/9781108470421.004 . ISBN 978-1-108-66637-4 .
- ^ Хоредт, Курт (1979). «Маленькие взносы». Дакия - Журнал археологии и древней истории, 23 (на немецком языке). Бухарест: Институт археологии «Василе Парван». п. 343.
- ^ Маджеру, Александру (2021). «Постимперская Дакия и римско-византийские провинции Нижнего Дуная (четвертый – седьмой века)». Археологические сокровища Румынии - дакийские и римские корни (PDF) . Испания: Министерство культуры и депортации. п. 346. ИСБН 978-84-8181-771-3 .
- ^ Журнал Cumidava Magazine Исторический музей Брашова, 1967 ; стр. 105
- ^ Фидлер, Уве (1996–1998). «Биертан. Свидетельство о языческих жертвенных обычаях в послеримской Трансильвании» . Дакия - Revue d'archéologie et d'histoire ancienne, 40–42 (на немецком языке). Бухарест: Editura Academiei Romane. стр. 389–397.
- ^ Лазэреску, Влад-Андрей (2015). Проживал в Трансильвании с последних десятилетий существования провинции Дакия до распада гуннской «империи» (250–450) . Клуж-Напока: Румынская академия, Центр трансильванских исследований. ISBN 9786068694221 .
- ^ Галл, Эрвин (март 2017 г.). «Прорыв в румынской археологии (из книги Влада Андрея Лазэреску)» (PDF) . Комментарий . 03/2017
- ^ Большинство трансильванских раннехристианских находок неясны в отношении их контекста, дат и интерпретаций. Среди упомянутых находок - утерянный до 1848 года драгоценный камень с изображениями Доброго Пастыря и Ионы, найденный в Торде; драгоценный камень «Добрый пастырь» из неизвестного трансильванского памятника (в Венгерском национальном музее), подозрительный фрагмент сосуда с надписью и ставрограммой из Поролиссума; два перекрестных дисплея, вероятно, из Дьюлафехервара (Альба-Юлия). Худак, Кристина (2019). Методологическое введение в историю паннонской раннехристианской церкви за последние пятьдесят лет Паннонии (374–456) . Университет Печа. п. 20.