Фрэнсис Клейн
Фрэнсис Клейн | |
---|---|
Франц или Франц Кляйн | |
![]() Клейн на гравюре Томаса Чамбарса XVIII века (1762?) | |
Рожденный | в. 1582 г. Росток , Германия |
Умер | 1658 г. (75–76 лет) Лондон , Англия |
Известный | создание гобеленов на фабрике Mortlake Tapestry Works , Мортлейк , Лондон |
Покровитель(и) | Кристиан IV из Дании , Карл I из Англии |
Фрэнсис Клейн (или Франческо Клейн или Кляйн ; также Франц или Франц Кляйн ) (ок. 1582–1658) был немецким художником гобеленов и дизайнером , который жил и работал в Англии .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Фрэнсис Клейн родился в Ростоке в Германии, и в юности проявил такие способности, что его оставили на службе Кристиана IV из Дании . За это время он написал в 1611 году поясной портрет Кристиана, который сейчас находится в галерее Копенгагена, и выполнил декоративные работы в замке Русенборг и других местах. Здесь он также встретился с сэром Робертом Анструтером , тогдашним чрезвычайным послом Англии при дворе Дании. [1]
Его отправили учиться в Италию, и он оставался там четыре года, обучаясь в Риме и Венеции; в Венеции его представили сэру Генри Уоттону , тогдашнему английскому послу в республике. Вернувшись в Данию, он отправился в Англию с рекомендательными письмами от Анструтера и Уоттона Чарльзу, принцу Уэльскому . Он нашел Чарльза во время его экспедиции с Бекингемом в Испанию, но был тепло принят Яковом I , который увидел в нем именно того человека, которого он хотел для Mortlake Tapestry Works , новой мануфактуры гобеленов, которую он недавно открыл под руководством сэра Фрэнсиса Крейна в Мортлейк , Лондон. [1]

Он настолько стремился получить услуги Клейна, что написал лично королю Дании, прося разрешить Клейну, которому пришлось вернуться в Данию, чтобы закончить какую-то работу для короля, вернуться в Англию, и предлагая оплатить все затраты. Просьба была удовлетворена, и Клейн вернулся в Англию, чтобы поступить на службу к принцу Чарльзу, и немедленно был принят на работу в Мортлейк. [1]
При восшествии Карла I на престол в 1625 году он наградил Клейна денизацией и пожизненной пенсией в размере 100 фунтов стерлингов в год. Он также построил для него в Мортлейке резиденцию недалеко от гобеленовой мануфактуры. Здесь Клейн поселился со своей семьей, руководил копированием карикатур и проектировал рамки, в которые были заключены сюжеты гобеленов. [1]
Чарльз прислал пять из семи оригинальных карикатур на Рафаэля из « Деяний апостолов» , недавно приобретенных, для копирования и воспроизведения на гобеленах под руководством Клейна. Их копии были сделаны сыновьями Клейна, Фрэнсисом и Джоном, и они были превращены в гобелены в Мортлейке. Эти и другие изделия мануфактуры Мортлейк пользовались большим уважением, особенно во Франции, и разбросаны по всему континенту. [1]
Набор из шести произведений, представляющих историю Геро и Леандера по эскизам Клейна, находился в Лувре в Париже; есть несколько прекрасных гротесков и в Петворт-Хаусе . Гротески и другие орнаменты в этих произведениях, линия, в которой Клейн, по-видимому, не имел себе равных, всегда вызывали большое восхищение, и некоторые современные авторитеты без колебаний приписывали их руке Антониса ван Дейка или какого-либо более известного художника. игнорируя тот факт, что о Клейне в то время говорили как о втором Тициане и как о « il famosissimopittore, miracolo del secolo ». Дворянство также в основном нанимало Клейна для украшения своих особняков. Образцы его работ в этом направлении можно было увидеть в Сомерсет-Хаусе , Кэрью-Хаусе , Парсонс-Грин , Ханвортском дворце , Уимблдонском дворце , Стоун-парке, Нортгемптоншире, замке Болсовер и Позолоченной комнате в Холланд-хаусе в Лондоне . [1] Имя Клейна закрепилось за дизайном стульев со спинками из раковин гребешков, которые украшали эти интерьеры. [2]
Гражданская война остановила процветание Клейна, и он в основном занимался гравюрой и дизайном иллюстраций для книг; в 1632 году он уже предоставил иллюстрации (гравюры Пьера Ломбара и С. Савери) к изданию Сэндиса « Овидия» , Метаморфозы издание которых было опубликовано в Париже в 1637 году. Он разработал иллюстрации, декоративные заставки и т. д. далее, к изданиям классики, опубликованным Джоном Огилби , а именно «Басни Эзопа» (1651 г.), «Виргилий» (английское издание 1654 г., латинское издание 1658 г.) и Гомера (1660 г.). Его рисунки были гравированы Пьером Ломбартом, Уильямом Фейторном и Венцеславом Холларом , и ими так восхищались, что король Франции приказал скопировать их для Вергилия в своем собственном специальном издании. Клейн выгравировал титульные листы для «Lacrymæ Musarum» Э. Монтегю (1650), Томаса Фуллера ( «Вид Палестины в Фасги» 1650), фронтиспис к «Лисию, или Экстравагантному пастырю» и, возможно, гравюры в изданиях 1654 и 1660 годов. это работает. Он опубликовал в виде гротесков несколько комплектов оригинальных офортов, а именно «Семь освободительных искусств» (1645 г.), «Различные зофоры, украшенные фигурками животных» (1645 г.), «Описание пяти чувств» (1646 г.); и друг и современный художник, г-н. Английский, выгравированный несколько гротесков (1654 г.) и юмористический отрывок по эскизам Клейна. [1]
В типографском зале Британского музея есть и другие гравюры , с большой вероятностью приписываемые Клейну. Альбом оригинальных рисунков Клейна, хранящийся в Саутгемптонском университете , включает исследования гобеленов и два рисунка сохранившихся каприччи путти в Зеленой комнате в Хэм-хаусе . [3]
Хотя Клейн сохранил свой дом в Мортлейке, он некоторое время проживал в Ковент-Гардене и умер в Лондоне в 1658 году в преклонном возрасте. [1]
Семья
[ редактировать ]
После его смерти у Клейна осталось три сына: Фрэнсис, Джон (оба упомянуты выше) и Чарльз; и три дочери: Сара, Магдалина и Пенелопа . Фрэнсис Клейн-младший родился в 1625 году и был похоронен в Ковент-Гарден 21 октября 1650 года. Вместе со своим братом Джоном он последовал профессии отца, и они оба приобрели репутацию рисовальщиков и художников- миниатюристов . [1]
Трудно отличить их работу от работы отца. Серия рисунков карикатур на Рафаэля была найдена в Кенсингтонском дворце ; на них датированы 1640–1646 гг., они выполнены в большом масштабе и имеют высокую степень отделки; некоторые подписаны Джоном Клейном и, очевидно, были казнены им и его братом в Мортлейке. Их видел Джон Эвелин , который утверждает, что братья тогда оба были мертвы. Пенелопа Клейн, по-видимому, также была художницей-миниатюристом, и ей приписывают две миниатюры Сесила, лорда Рооса (1677 г.) и Доротеи, дочери Ричарда Кромвеля (1668 г.), подписанные PC. [1]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Каст 1887 года .
- ^ Меган Шоу, «Мебель герцогини Букингемской в Йоркском доме», История мебели , 58 (2022), стр. 23.
- ^ Дэвид Ховарт, «Саутгемптонский альбом: недавно обнаруженная коллекция рисунков Фрэнсиса Клейна Старшего и его соратников», Master Drawings , 49:4 (зима 2011 г.), стр. 435-478.
- Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Каст, Лайонел Генри (1887). « Клейн, Фрэнсис ». Стивен , Лесли (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 11. Лондон: Smith, Elder & Co., стр. 26–27.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Мировые ресурсы по искусству, Фрэнсис Клейн, Произведения искусства в музейных коллекциях
- Художественная циклопедия, Франц Клейн
- Хеффорд, Венди (2004). «Фрэнсис Клейн». Оксфордский онлайн-словарь национальной биографии . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/5593 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)