Ганс Книпер
Ганс Книппер (альтернативные имена: Ганс Книппер, Ганс Книппер, Йохан ван Антверпен, Ганс Малер, Ганс Книббер, Ян Книббер, подпись: ID Книббер и монограмма IDK) [1] [2] (вероятно , Антверпен , ? – Эльсинор , 2 ноября 1587 г.) был фламандским художником и рисовальщиком . Он стал придворным художником и дизайнером гобеленов при Королевском датском дворе и управлял мастерской по ткачеству гобеленов в Дании. [3] [4]
Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]Очень мало известно о молодости Книпера и его обучении во Фландрии. [5] Вероятно, он родился в Антверпене , поскольку в его первоначальном контракте с датским королем он упоминался под именем «Йоханнес де Антверпия». [4] [6] Обучение в Брюсселе было предложено на основании возможной связи с брюссельской семьей ткачей де Смет и того факта, что он добавил знак, состоящий из короны и буквы B, к гобеленам, которые он разработал для замка Кронборг в Дании. Знак B был знаменитым знаком брюссельской ткацкой мастерской. [2] Единственная работа, приписываемая ему на родине, — это акварель с изображением аллегорической фигуры, которая сейчас находится в Гаасбеке в Бельгии . [5]
В Дании
[ редактировать ]Замок Кронборг
[ редактировать ]Книпер, должно быть, имел международную репутацию художника, поскольку в 1577 году посланник датского короля Фридриха II Томас Тенникер пригласил его по поручению короля поехать в Хельсингёр для создания гобеленов для украшения замка Кронборг. В то время король Фридрих II радикально преобразовывал средневековую крепость в великолепный замок эпохи Возрождения, используя в качестве главных архитекторов коллег Книпера фламандцев Ганса Хендрика ван Пэсшена и Антониса ван Оббергена . Вместо того, чтобы украшать замок, импортируя готовые произведения искусства, Фредерик решил пригласить художников создавать свои работы на месте .
Книпер прибыл в Кронборг в сопровождении фламандского мастера -ткача Антониуса де Геха (или Корта, или де Горта). Антониус де Гех привез с собой все материалы для выполнения гобеленов, но умер через три месяца после прибытия (восемь месяцев после назначения). [4] [6] Книперу тогда дали должность директора ткацкой мастерской. Он путешествовал между Данией и Фландрией, чтобы импортировать дополнительные материалы и квалифицированных рабочих. Ему удалось основать рядом с замком Кронборг высококачественную мастерскую, в которой работало около 20 ткачей, и она выполняла множество работ для короля. [6] Вероятно, он назначил другого мастера-ткача, чтобы тот руководил ткацкими работами в мастерской. [4]
Первые гобелены
[ редактировать ]Уже в 1579 году его мастерская смогла поставить двенадцать гобеленов с ветхозаветной историей Давида и Навуходоносора и один гобелен с историей Сусанны и Даниила , ни один из которых не сохранился. В том же году он поставил еще пять гобеленов из серии «Сюзанна» и еще два Дэниэлса. Было высказано предположение, что между 1579 и 1581 годами ткачество прекратилось. Неясно, вернулись ли фламандские ткачи на родину.
В этот период Книпер продолжал работать королевским художником. Он написал картины для царской палаты (история Гедеона ) и других комнат, а также алтарь для часовни замка. Книпер также отвечал за поддержание и сохранность гобеленов замка. [6]
Генеалогия
[ редактировать ]В 1581 году Фридрих II поручил ткацкой мастерской Книпера разработать и соткать серию гобеленов с изображением датской королевской генеалогии , в которую войдут 111 бывших датских королей, а также самого короля и наследного принца Кристиана III , а также несколько гобеленов со сценами охоты. Подобный цикл шведских гобеленов с участием не менее 143 королей уже был запланирован в 1560 году шведским королем Эриком XIV . В Дании шведский художник Антониус Самфлет в 1574 году написал королевскую серию из 117 портретов. [5] В 1584 году Книпер создал эскизы для 40 гобеленов с генеалогией, которые покрывали все стены бального зала в замке Кронборг. Из них 14 до сих пор выживают. [3]
За портретами в натуральную величину Книпер создал богатый и яркий фон с замками и лесами, животными и пышной растительностью, аллегорической глубиной, геральдическими выражениями и украшениями с элегантностью и блеском, невиданными ранее в Дании. [5]
Трон Балдакина
[ редактировать ]Когда эта серия была завершена в 1585 году, король поручил Книперу изготовить Трон Балдакина. Трон Балдакина был сделан из восьми отдельных кусков гобелена, сотканных из серебра, золота и шелка. Он предназначался для того, чтобы висеть над головами короля и королевы, когда они сидели во главе банкетного стола. [4] Богатые материалы, а также изысканный и изысканный стиль делают эту ткань, вероятно, самой красивой в Северной Европе. Он был завершен в 1586 году и в 1659 году был захвачен шведами в качестве военной добычи после разграбления Кронборга. Он оставался в собственности шведской королевской семьи до тех пор, пока после смерти Карла XV не был передан государству и сейчас находится в Национальном музее в Стокгольме . [5]
Портретная живопись
[ редактировать ]Говорят, что Книпер возродил датскую портретную живопись. Портреты короля Фридриха II, королевы Софи, отца королевы, герцога Ульриха III Мекленбург-Гюстровского и наследного принца Кристиана. [7] ему приписывают. Портретная живопись Книпера и, в частности, портрет Фридриха II представляют собой разрыв с отечественной портретной традицией. Это старейший известный светский портрет в полный рост, который, кроме того, помещен в трехмерное живописное пространство. [5]
Картина для Тихо Браге
[ редактировать ]Знаменитый датский астроном Тихо Браге пригласил Книпера в 1587 году приехать на остров Хвен, полученный им в подарок от короля Фридриха II. В обсерватории Ураниборга на острове Браге построил астрономический инструмент, названный фресковым квадрантом, который представлял собой арку, прикрепленную к стене. Браге поручил трем художникам нарисовать фреску над аркой. Ганс Книпер нарисовал пейзаж наверху, Ганс ван Стенвинкель Старший нарисовал три арки, представляющие три области Ураниборга, а Тобиас Гемперле нарисовал портрет Браге. [8]
Книпер женился на Марин Йохансен, которая его пережила. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Биографические данные в Нидерландском институте истории искусств (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б Биографические данные в информации о Вайльбахе (на датском языке)
- ^ Jump up to: а б Хьюго Йохансен. «Ольденбург: (1) Фридрих II, король Дании и Норвегии» , Grove Art Online. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 28 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Элизабет Клеланд, «Трон Балдахина», в: Томас П. Кэмпбелл (редактор), Гобелен в стиле барокко: нити великолепия , Метрополитен-музей, 1 января 2007 г., стр. 28-35
- ^ Jump up to: а б с д и ж Биографические данные в Kunstindeks Danmark (на датском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Вибеке Уолдбай, «Фламандские ткачи гобеленов на службе у скандинавских королей» , в: Ги Дельмарсель (ред.), Фламандские ткачи гобеленов за рубежом: эмиграция и основание мануфактур в Европе: материалы международной конференции, состоявшейся в Мехелене, 2–3 Октябрь 2000 г., Издательство Левенского университета, 1 января 2002 г., стр. 91-112
- ^ Портрет Кристиана в замке Русенборг
- ^ Джон Роберт Кристиансон, На острове Тихо: Тихо Браге, наука и культура в шестнадцатом веке , Cambridge University Press, 2003