Мануфактура Бове
Мануфактура Бове ( фр . Manufacture de Beauvais ) — историческая фабрика по производству гобеленов в Бове , Франция . Это была вторая по значимости после Мануфактуры гобеленов французская гобеленовая мастерская, созданная под общим руководством Жана-Батиста Кольбера , министра финансов Людовика XIV . В то время как королевская мануфактура гобеленов изготавливала гобелены для королевских резиденций и в качестве посольских подарков, мануфактура в Бове оставалась частным предприятием. [1] Бове специализировался на ткачестве гобеленов с низкой основой , хотя патент 1664 года, разрешавший компании и предлагающий королевскую защиту, оставлял поле открытым и для производства гобеленов с высокой основой.
История
[ редактировать ]Первый предприниматель, Луи Хинар, уроженец Бове, уже открывший мастерские в Париже, производил неамбициозные гобелены с цветочными и лиственными листьями, называемые зелеными, и пейзажные гобелены, которые известны благодаря случайным обозначениям в королевских отчетах. Он был арестован за свои долги в 1684 году, и мастерские были восстановлены более успешно под руководством Филиппа Беагля, купца-изготовителя гобеленов из Ауденарде , который также работал в традиционном городе ткачества гобеленов Турне . Первыми успехами Бехагла стала серия « Завоеваний короля». [2] которая дополняла современную сюиту «Гобелены», показывающую эпизоды из « Жизни короля» , не конкурируя с ними напрямую. Сюита Деяний апостолов , созданная по копиям карикатур Рафаэля , находится в соборе Бове . Так называемые гобелены Тенирса , похожие на деревенские сцены, написанные Давидом Тенирсом Младшим , начали ткаться при Бехагле и продолжали быть популярными, с обновленными границами, до восемнадцатого века, когда начинаются самые ранние серии архивов.
Большая серия гротесков ( иллюстрация слева ), начатая в 1690-х годах, стала основой производства Бове, сотканного из Режанса . Карикатуры, вдохновленные гравюрами Жана Берена Старшего и выполненные на основе карикатур Жана-Батиста Моннуайе , художника, прикрепленного к фабрике Гобеленов, были основаны на причудливых гротесках . На фоне горчично-желтого фона вазы и корзины с фруктами и птицами, фирменное блюдо Моннуайе, контрастируют с живыми фигурами, иногда акробатами и танцорами, иногда из Комедии дель арте в стройной и причудливой в стиле арабески архитектуре .
Бехагль, как и его предшественник, продолжал свои частные мастерские в Париже. Из этих магазинов пришла сюита « Морские триумфы» с гербом графа Тулузского . [4] После его смерти в 1705 году мануфактуру Бове продолжили его жена и сын, а в 1711 году — новые владельцы, братья Филёль. Под руководством Филлеля Бове создал сюиты из «Истории Телемаха» и «Метаморфозы Овидия» , а также бои животных и серию «китайских» драпировок, которые стали высшим достижением в карьере шинуазри . Между 1722 и 1726 годами Бове руководил Ноэль-Антуан де Меру, и он содержал выставочные залы в Париже, а также в Лейпциге и Ратисбоне ( Регенсбург ), поскольку Бове нашел много заказов среди иностранцев. [5]
Великий период гобеленов Бове начинается с прибытия Жана-Батиста Удри 22 июля 1726 года, заменив неудовлетворительного Жака Дюплесси. [6] Когда в 1734 году Меру был уволен за фальсификацию отчетов, мануфактурой впервые руководил художник, поскольку финансовый покровитель Удри, Николя Бенье, парижский ювелир, оказался достаточно мудрым, чтобы не вмешиваться в художественное производство, а партнерство продолжалось до 1753 года. Удри одновременно был инспектором работ Гобеленов. В Бове он реорганизовал обучение молодых рабочих, разработал эскизы и постоянно обновлял границы: « Новые охоты» , сюиту « Деревенские удовольствия» , драпировки, иллюстрирующие комедии Мольера , обновленную сюиту неизменно популярных «Метаморфоз» . Были введены комплекты гобеленовых чехлов для сидений, а в сентябре 1737 года было решено, что король Франции должен приобретать каждый год два комплекта гобеленов за 10 000 ливров для подарков министрам иностранных дел, что является рекламой французской гегемонии в области искусство, а также прекрасная реклама качества мануфактуры Бове. В распоряжении короля было все производство гобеленов, но поскольку Эдит Стэнден отмечает: [7] они были довольно большими, довольно торжественными и определенно старомодными. В 1739 году карикатуры на Бове впервые были выставлены в парижском салоне , что было еще одним способом держать гобеленовые мастерские на виду у публики. [8]
Удри обратился к другим художникам, чтобы они дополнили гобелены-карикатуры, которые он создавал; по эскизам Шарля-Жозефа Натуара Бове соткал сюиту « Дон Кихот» , а от Франсуа Буше , начиная с 1737 года, длинную серию из шести наборов гобеленов, всего сорок пять предметов, составляющих знакомый «Буше-Бове». сюиты, олицетворяющие стиль рококо : Fêtes Italiennes , набор деревенских праздников в обстановке, напоминающей римскую Кампанью , Nobles Pastorales , еще одна сюита из шести шинуазри, теперь в более легкой обработке рококо. Восемь масляных эскизов к китайским моделям Tentures были показаны в Салоне 1742 года. Было необычно, чтобы эскизы художника увеличивались для создания карикатур, как в этом случае; [9] перевод мультфильмов выполнил Жан-Жозеф Дюмон де Тюль . Успешная серия была сотканна в Бове по крайней мере десять раз в период с июля 1743 года по август 1775 года; кроме того, в Обюссоне были сделаны дополнительные копии . [10]
Буше также разработал для Бове « Историю Психеи». [11] и на вершине лота - Amours des Dieux , «Любовь богов», по мотивам картин Буше, написанных в 1747–1749 годах; сюиты из девяти сюжетов (хотя никогда не все сюжеты в одной сюите) ткали в Бове еще в 1774 году. [12]
Новый партнер, Андре-Шарлемань Шаррон, и возросшая поддержка со стороны королевской семьи, а также ежегодный заказ на комплекты драпировок, теперь уже с полными наборами мебельных покрытий, которые будут доставлены в Garde-Meuble de la Couronne или министерство иностранных дел, должны были положить начало новым успехам для Бове, но смерть Удри 30 апреля 1755 года и бегство Буше на фабрику Гобеленов в том же году положили начало периоду застоя, в то время как старые проекты повторялись, а затем пришли в упадок. Во время Французской революции мастерские были временно закрыты из-за спора между ткачами и администрацией, а затем вновь открылись под руководством государства, производя лишь обивочные покрытия.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Роджер-Арман Вейгерт, Французский гобелен (Лондон: Фабер и Фабер) 1962, стр. 123-34.
- ↑ Карикатуры были созданы художником-баталистом Жаном-Батистом Мартеном (Weigert 1962:125).
- ^ Еще одно плетение этого рисунка находится в Метрополитен-музее , акк. нет. 1977.437.1
- ^ Сейчас в Банке Франции .
- ^ Вейгерт 1962: 129.
- ^ «важное событие в истории Бове, поскольку оно спасло мастерские от разрушения и положило начало их лучшему периоду». (Вейгерт 1962:129.
- ^ Эдит А. Стэнден, «Amours des Dieux»: серия гобеленов Бове по мотивам Буше», Журнал Метрополитен-музея 19 (1984, стр. 63-84), стр. 19. 63.
- ^ Сюжеты из сюиты «Ясон и Медея» Мишеля -Франсуа Дандре-Бардона и из «Любви психе» Буше; в описании в livret de salon указано, что действия были поменяны местами, чтобы правильно выглядеть на гобелене. (Стэнден 1984:63).
- ^ Стенд 1984: 64, 65.
- ^ П.-Ф. Бертран, Вторая «китайская завеса», сотканная в Бове и Обюссоне , Gazette des Beaux-Arts , (ноябрь 1990 г.) 173–84); К. Адельсон, Европейские гобелены в Институте искусств Миннеаполиса , Миннеаполис, 1994:322-42.
- ^ Кэтрин Б. Хизингер, «Источники гобеленов Психеи Франсуа Буше », Бюллетень Художественного музея Филадельфии 72 (1976), стр. 7-23.
- ^ Стенден 1984, стр. 63-84.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фабрика гобеленов Бове в Кэмпбелле, Гордон. Энциклопедия декоративного искусства Grove , Том 1. Оксфорд: University Press, 2006, стр. 87–88.
- Лежар, Андре. Французский гобелен . Лондон: П. Элек, 1946.
- Важная французская и континентальная мебель, керамика и ковры: включая важный гобелен Бове . Нью-Йорк: Сотбис, 2006.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Мануфактурой Бове, на Викискладе?
- Гобелены Бове в коллекции Mobilier national (Франция)
- Мануфактура Бове (на французском языке)
- Операции по изготовлению гобеленов
- Текстильное искусство Франции
- Текстильная промышленность Франции
- Текстильные фабрики
- Производственные компании в Париже
- Искусство и культура в старом режиме
- Французское искусство 17 века.
- искусство рококо
- История Парижа
- 1664 заведения во Франции
- Компании, основанные в 1664 году