Мегалезия
Megalesia Megalensia , ( или Megalenses Ludi — праздник, отмечавшийся в Древнем Риме с 4 по 10 апреля в честь Кибелы , которую римляне называли Magna Mater «Великая Мать»). Название фестиваля происходит от греческого megalē (μϵγάλη), что означает «великий». Фестиваль был одним из нескольких в римском календаре, отмечавшимся луди , играми и представлениями.
Фон
[ редактировать ]Культовое изображение Кибелы было привезено в Рим из Пессинуса в 204 г. до н.э. вместе с жрицами богини Галлами . Как «Великая Мать Богов» и предполагаемая троянская богиня касты Рима правящей патрицианской , она была завербована, чтобы действовать от имени Рима в войне против Карфагена . Ее прибытие было торжественно ознаменовано пышным шествием, священными пирами ( лектистерниями ), играми и подношениями ей в храме Победы на Палатинском холме , где временно размещалось ее изображение. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В 203 году Кибеле был обещан собственный храм. Игры в ее честь отмечались в 193 году. [ 4 ] [ 5 ] Регулярное ежегодное празднование Мегалезии началось в 191 году, когда Марк Юний Брут завершил строительство и освятил храм. [ 6 ] [ 7 ]
Фестиваль
[ редактировать ]Мегалезия началась 4 апреля, в годовщину прибытия Кибелы в Рим. Структура фестиваля неясна, но он включал ludi scaenici (спектакли и другие развлечения на религиозные темы), исполнявшиеся, вероятно, на глубоко ступенчатом подходе к ее храму; некоторые пьесы были заказаны известными драматургами. 10 апреля ее изображение было вынесено на публичное шествие в Большой цирк , и гонки на колесницах в ее честь там были проведены . Ипподром можно было увидеть с порога ее храма, а на разделительном барьере ипподрома постоянно стояла статуя Великой Матери, изображающая богиню, сидящую на спине льва: таким образом богиня могла наблюдать за празднествами, проводимыми в ее честь. [ 8 ]

Римские свидетели, кажется, воспринимали Мегалезию либо как характерно « греческую »; [ 10 ] или фригийский. На пороге перехода Рима к Империи грек Дионисий Галикарнасский описывает это шествие как дикое фригийское «действо» и «сказочную ловушку», в отличие от мегалезийских жертвоприношений и игр, совершаемых в том, что он восхищается как достойное «действо». традиционная римская манера; богини Дионисий также аплодирует мудрости римского религиозного закона, который запрещает участие любого римского гражданина в процессии и в мистериях ; [ 11 ] Рабам запрещено быть свидетелями всего этого. [ 12 ] В эпоху поздней республиканской эпохи Лукреций ярко описывает процессию вооруженных «военных танцоров» в шлемах с тремя перьями, сталкивающих свои щиты, бронза о бронзу, [ 13 ] «обрадованный кровью»; длинноволосые, надушенные Галли в желтых одеждах, размахивающие ножами, дикая музыка бьющихся тимпанонов и пронзительных флейт. Вдоль маршрута разбросаны лепестки роз и поднимаются облака благовоний. [ 14 ] Изображение богини в фресковой короне, сидящей в скульптурной колеснице, запряженной львами, возносится высоко на носилках. [ 15 ] Римское представление Мегалезийского шествия Кибелы как экзотического, привилегированного публичного зрелища резко контрастирует с тем, что известно о частных, социально инклюзивных фригийско-греческих мистериях, на которых оно основывалось. [ 16 ]
Во время фестиваля богатая римская знать поочередно принимала друг друга в честь богини; это были щедрые, дорогостоящие и конкурентные мероприятия, на которых богатые стремились произвести впечатление на своих подчиненных и сверстников; или, в последнем случае, превзойти их в расточительности. В прямом ответе на это сенат в 161 г. до н.э. издал указ, ограничивающий расходы на мясо, вино и столовое серебро для подобных пиршеств. [ 17 ]
В конце республиканской эпохи Цицерон напал на своего политического оппонента Клодия за кощунственное нарушение casti , sollemnes, religiosi (чистых, традиционных, религиозных) обрядов Мегалезии. Клодий искал народной поддержки, перейдя из патриция в плебейский род. Мегалезия была преимущественно делом патрициев; и, очевидно пытаясь подорвать привилегии патриция, Клодий нанял банды рабов, чтобы силой взять фестиваль под свой контроль. Попытка провалилась, и Клодий был привлечен к ответственности за это и другие нарушения традиционных и социальных устоев Рима. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Варрон , О латинском языке в 25 книгах, vi. 15
- ^ Ливий , XXIX.14 .
- ^ Лейн, Юджин, (редактор) Кибела, Аттис и родственные культы: Очерки памяти М. Дж. Вермасерена , Брилл, 1996. стр. 393-394.
- ^ Ливий, xxxiv.54
- ^ Барбара К. Голд; Джон Ф. Донахью (13 мая 2005 г.). Римский ужин: специальный выпуск американского филологического журнала . Джу Пресс. стр. 102–. ISBN 978-0-8018-8202-9 .
- ^ Плебейский трибун (195 г. до н.э.), претор (191 г. до н.э.) и, возможно, консул 178 г. до н.э.
- ^ Ливи, xxxvi.36 .
- ^ Вероятно, это было скопировано с греческого оригинала; то же самое появляется на Пергамском алтаре . См. Роллер, 1999, с. 315.
- ^ Мишель Рене Зальцман, По римскому времени: Календарь Кодекса на 354 год и ритмы городской жизни в поздней античности (University of California Press, 1990), стр. 83–91, отвергая научную традицию, согласно которой изображение изображает старика в неизвестный обряд для Венеры
- ↑ В эпоху поздней республиканской партии Цицерон описывает гимны и ритуальные характеристики Мегаленсии как греческие. См. Такач, в Лейн (ред.), с. 373, цитирует Цицерона, «O haruspicum responsis» , 12.24.
- ^ Дионисий_Галикарнасский, Римские древности , пер. Cary, Loeb, 1935, 2, 19, 3–5. См. также комментарий в Roller, 1999, стр. 293 и примечание 39: «...можно увидеть, как фригийский [жрец] в искусно вышитом одеянии мог бы столкнуться с заметно с простой, в основном однотонной римской туникой и тогой»; см. «попытки Августа подчеркнуть, что белая тога является подходящей одеждой для римлян».
- ^ Роллер, 1999, с. 296, цитируется Цицерон, De Haruspicum Responsis , 13.28.
- ^ Вспоминая куретов и корибантов из греческих мифов и культов Кибелы.
- ^ См. Робертсон, Н., в Лейн (ред.), 1996, стр. 292–293. См. также Саммерс, К., в Лейн (ред.), 1996, стр. 341, 347–349.
- ^ Саммерс, в Лейне, 1996, стр. 348–50.
- ^ Роллер, 1999, с. 317.
- ^ Геллий , 24, 2 Авл Геллий, Noctes Atticae (Чердачные ночи) , 24.2; Леб, 1926 г. (пересмотренный в 1946 г.) [по состоянию на 31 марта 2017 г.]
- ^ Роллер, 1999, с. 296, цитируется Цицерон, De Haruspicum Responsis , 13.28.
- Лейн, Юджин, (редактор) Кибела, Аттис и родственные культы: Очерки памяти М. Дж. Вермасерена , Брилл, 1996.
- Роллер, Линн Эмрих (1999). В поисках Бога-Матери: Культ анатолийской Кибелы . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-21024-7 .
- Цицерон «Ответ Гаруспика»