январь

Ianuarius , Januarius , или Январь , полностью Mensis Ianuarius («месяц Януса ») и сокращенно Ян. , был первым месяцем древнеримского календаря , от которого по юлианскому и григорианскому календарю произошли январь . За ним последовал Februarius (« Февраль »). В календарях республики Римской Януария было 29 дней. Два дня были добавлены, когда календарь был реформирован при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э.
В старейшем римском календаре, который, как полагали римляне, был установлен их легендарным основателем Ромулом , первым месяцем был Мартий («месяц Марса », март ), а календарный год состоял всего из десяти месяцев. Предполагалось, что Януарий и Фебруарий были добавлены Нумой Помпилием , вторым царем Рима , первоначально в конце года. Неясно, когда римляне изменили ход года так, что первыми пришли январь и февраль. [1] Традиционно считается, что Януарий получил свое имя от Януса , двуликого бога начал, отверстий, проходов, ворот и дверных проемов. [1] но согласно альманахам древнеримских фермеров Юнона была божеством-покровителем месяца. [2] : 51
В сельскохозяйственный год
[ редактировать ]Многие римские фестивали и религиозные обряды римлян отражают аграрный образ жизни в их ранней истории. Сельскохозяйственные календари ( menologia Rustica ) показывают, что для фермеров январь продолжал оставаться временем относительного затишья, которое они пережили в декабре. В январе эти альманахи советовали фермерам рассчитывать на 9¾ часов дневного света и 14¼ часов темноты, а также точить колья, рубить ивы и тростник и приносить жертвы Деи Пенатам , божествам-покровителям. [3] [2] : 51 Сельскохозяйственный писатель Колумелла [4] говорит, что фермеры, которые были религиозными , более щепетильными, чем другие, воздерживались от обработки земли до 13 января, за исключением того, что 1 января они должны были сделать благоприятный жест (auspiciandi causa) , начав работу над всем, что они хотели сделать в этом году. [2] : 51
Варрон в своем сельскохозяйственном трактате [5] делит сельскохозяйственный год на восемь фаз. Фаза от зимнего солнцестояния до 7 февраля, когда Фавоний, западный ветер, начал дуть благоприятно, предназначалась не для тяжелой работы, а для случайных подработок и уборки. считалось, что [2] : 51
Гражданская жизнь
[ редактировать ]
В Римской республике ; консулы вступали в должность в начале года начиная с 153 г. до н.э., 1 января. Покровительство было принято, и в случае положительного решения два консула отправились домой и надели тогу претекста с фиолетовой полосой, обозначающей их статус. Процессия сенаторов и всадников сопровождала их от дома до храма Юпитера Оптимуса Максимуса на Капитолийском холме . Народ празднично оделся и наблюдал за парадом. В храме каждый консул приносил в жертву Юпитеру белого быка во исполнение обета, данного прошлогодними консулами, просить о благополучии ( salus ) государства ( vota pro salute rei publicae ) . Затем были даны новые обеты. [2] : 52–53
Затем старший из двух консулов созвал сенат. Среди прочего он объявил дату Feriae Latinae (« Латинский фестиваль»), передвижного праздника , который состоится в апреле и одного из старейших фестивалей религиозного календаря. [2] : 53 В течение пяти дней в присутствии квесторов в храме Сатурна консулы принесли клятву подчиняться законам. [2] : 54
В имперский период клятвы благополучия императора . вместо этого приносились
Даты
[ редактировать ]
Римляне не нумеровали дни месяца последовательно с 1-го по последний день. Вместо этого они отсчитывали назад от трех фиксированных точек месяца: нонов (5-го или 7-го числа, в зависимости от продолжительности месяца), ид (13-го или 15-го числа) и календ (1-го числа) следующего месяца. Январские ноны выпадали на 5-е число, а иды на 13-е. Последний день января был праздником Календас Феврариас, [а] «за день до февральских календ». Римский счет был инклюзивным ; 9 января было ante diem V Idūs Ianuarias , «пятый день перед идами (13) января», обычно сокращенно ad V Id. Ян. (или вообще без рекламы ); 23 января была Х кал. Февраль , «10-й день перед февральскими календами».
В календаре Римской республики и раннего принципата каждый день отмечался буквой, обозначающей его религиозно законный статус. В январе это были:
- F означает dies fasti , дни, когда было законно подавать иски в гражданские суды ;
- C — dies comitalis, день, в который римский народ мог проводить собрания ( comitia ) , выборы и некоторые виды судебных разбирательств;
- N для dies nefasti , когда эта политическая деятельность и отправление правосудия были запрещены;
- NP , значение которого остается неуловимым, но которым отмечены feriae , государственные праздники;
- EN для эндотерциссуса , архаической формы интерциссуса , и вечером , , «разрезанного пополам», означающего дни, которые были нефасти утром, когда готовились жертвоприношения когда приносились жертвы, но были фасти в середине день. [2] : 44–45
Дни также обозначались цифровыми буквами в циклах ABCDEFGH , чтобы обозначить «рыночную неделю». [7] : 6 (в таблице ниже они опущены).

В январе было два Feriae Conceptivae , переносных праздников, которые могли проводиться в разные дни и объявляться римскими понтификами . Это были Compitalia («Праздник перекрестка») и Sementivae («Праздник посева»), которые в таблице ниже показаны в даты, когда они, по-видимому, наблюдались чаще всего. [2] : 267
dies natalis — это годовщина основания или повторного посвящения храма, которую иногда называют «днем рождения» божества. В период Империи некоторые традиционные праздники, проводимые в Риме, стали менее важными, а дни рождения и годовщины императора и его семьи приобрели известность как римские праздники. В календаре военных религиозных обрядов, известных как Feriale Duranum , жертвоприношения, относящиеся к имперскому культу, превосходят числом более старые фестивали. После середины I века нашей эры в календари добавляются даты зрелищ и игр, проводимых в честь различных божеств в месте, называемом « цирком ». К концу 2-го века нашей эры в существующих календарях больше не отображаются дни, отмеченные буквами (F, N, C и т. д.), чтобы показать их религиозный статус, вероятно, отчасти в результате календарных реформ, предпринятых Марком Аврелием . [8] : 17, 122 Фестивали, отмеченные большими буквами на дошедших до нас фасти и представленные названиями фестивалей, написанными заглавными буквами на таблице, считаются самыми древними праздниками, ставшими частью календаря до 509 г. до н. э. [2] : 41
Продолжительность Януария была увеличена с 29 до 31 дня по юлианскому календарю . В таблице ниже даты после ид указаны по юлианскому календарю, при этом в скобках указаны доюлианские даты фестивалей. Если не указано иное, датировки и обряды взяты из книги HH Scullard . [2] : 51–68
Современный дата | Римская дата | статус | Обряды |
---|---|---|---|
1 января | январь | Ф | • Консулы вступают в должность (с 153 г. до н. э.) • жертвоприношения Эскулапу и Ведиовису в их на острове Тибр. святилищах |
2 | до 4 января | Ф | |
3 | объявление III Нет. Ян. [б] | С | трехдневные Compitalia • день, в который чаще всего начинались |
4 | девятого января (сокр. прид. Нон. Ян.) | С | • продолжение Compitalia в наиболее часто наблюдаемую дату |
5 | Девятое января | Ф | • умирает Наталис из святилища Вика Пота на Велии • день, в который чаще всего заканчивалась Compitalia |
6 | до 8 января | Ф | |
7 | объявление VII Там же. Ян. [с] | С | • мольба Юпитеру Семпитернусу в ознаменование принятия фасции Августом (на Feriale Cumanum , 4–14 гг. н.э.) [9] : 216 • Цирценции отца Януса (после конца I века нашей эры) [8] : 122 |
8 | VI Там же. Ян. [д] | С | |
9 | V Там же. Ян. | НАПРИМЕР | • АГОНАЛИЯ для Януса в Регии |
10 | IV Там же. Ян. | В | |
11 | III Там же. Ян. | НАПРИМЕР | • КАРМЕНТАЛИЯ • Наталис умирает от культа Ютурны на Марсовом поле. |
12 | накануне Идуса (сокр. прид. Ид.) | С | |
13 | Январь Идус | НАПРИМЕР | Ludi circenses для Статора Юпитера (после конца I века нашей эры) |
14 | до 19 февраля | В | • некоторые фасты раннего принципата отмечают 14 января как dies vitiosus , религиозно дефектный день, поскольку это был день рождения Марка Антония. [и] |
15 | до восемнадцатого века. фев. [ф] | НАПРИМЕР | • КАРМЕНТАЛИЯ (XVI кал. февраля по доюлианскому календарю) |
16 | XVII Кал. фев. [г] | С | • мольба за Августа в день получения им титула Августа (Feriale Cumanum) [12] : 129 |
17 | XVI Кал. фев. | С | |
18 | XV Кал. фев. | С | |
19 | XIV Кал. фев. | С | |
20 | XIII кал. фев. | С | |
21 | XII Кал. фев. | С | |
22 | XI Кал. фев. | С | |
23 | Х Кал. фев. | С | |
24 | IX Кал. фев. | С | трехдневные Sementivae • день, в который чаще всего начинались • жертвоприношения в честь dies natalis императора Адриана (годы правления 117–138 гг. н.э.) [час] |
25 | VIII Кал. фев. | С | • продолжение Sementivae в наиболее часто наблюдаемую дату |
26 | VII Кал. фев. | С | • день, в который чаще всего заканчивались Sementivae |
27 | VI Кал. фев. | С | • dies natalis Храма Кастора и Поллукса (IV кал. февраль по доюлианскому календарю) |
28 | В Кал. февраль | С | |
29 | IV Кал. фев. | С | |
30 | III Кал. фев. | (день добавляется к месяцу по юлианскому календарю) | |
31 | прил. Кэл. февраль | (день добавляется к месяцу по юлианскому календарю) |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Название месяца интерпретируется как прилагательное, изменяющее Kalendae, Nonae или Idūs во множественном числе (все существительные женского рода ).
- ^ Сокращенная форма ante diem 3 Nonas Ianuarias
- ^ Сокращенная форма ante diem 7 Idūs Ianuarias.
- ^ Сокращенная форма ante diem VII Idūs Ianuarias, с ante diem с этого момента вообще опущено.
- ^ Клавдий, внук Антония, реабилитировал этот день; [10] [11]
- ^ Сокращенная форма ante diem 18 Kalendas Februarias.
- ^ Сокращенная форма ante diem XVII Kalendas Februarias с полным отсутствием ante diem , как и в остальной части следующего месяца.
- ^ О Feriale Duranum , календаре официальных религиозных обрядов воинской части, дислоцированной в Дура-Европос .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Форсайт, Гэри (2012). Время в римской религии: тысяча лет религиозной истории . Рутледж. п. 14. ISBN 978-0-415-52217-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Скаллард, Говард Хейс (1981). Фестивали и церемонии Римской республики . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-1402-2 .
- ^ ЦИЛ I 2 .280
- ^ Колумелла (1745 г.). Л. Юниус Модератус Колумелла о земледелии: в двенадцати книгах: и его книга о деревьях . Лондон: А. Миллар.
- ^ Варрон . «4 О сельскохозяйственных сезонах». . Том. Книга 1 – через Wikisource .
- ^ Рабун Тейлор, «Наблюдение за небом: Янус, предсказание и святыня на Римском форуме», Мемуары Американской академии в Риме 45 (2000), стр. 17.
- ^ Рюпке, Йорг (2011) [1995]. Римский календарь от Нумы до Константина: время, история и фасти . Перевод Дэвида М.Б. Ричардсона. Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-9652-2 .
- ^ Jump up to: а б Зальцман, Мишель Рене (1990). По римскому времени: Кодекс-календарь 354 года и ритмы городской жизни в поздней античности . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06566-6 .
- ^ Герберт-Браун, Джеральдин (1994). Овидий и Фасти: историческое исследование . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-814935-4 .
- ^ Линдерски, Ежи (1986). «Авгуральный закон». В Темпорини, Хильдегард; Хаазе, Вольфганг (ред.). римского мира ( Взлет и упадок на немецком языке). Том II.16. стр. 2187–2188.
- ^ Радке, Г. (1978). «День рождения Старшего Друза». Вюрцбургские ежегодники классических исследований (на немецком языке). Том 4. С. 211–213.
- ^ Севери, Бет (2003). Август и семья при зарождении Римской империи . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-203-21143-4 .