февраль

Фебруарий , полностью Mensis Februarius («месяц Фебруа »), был самым коротким месяцем римского календаря , от которого произошли юлианский и григорианский месяц февраль . В конечном итоге он занял второе место, ему предшествовал Януарий («месяц Януса », январь ), а за ним следовал Мартий («месяц Марса », март ). В старейшем римском календаре, который, как полагали римляне, был установлен их легендарным основателем Ромулом , март был первым месяцем, а в календарном году всего десять месяцев. Предполагалось, что Януарий и Фебруарий были добавлены Нумой Помпилием , вторым царем Рима , первоначально в конце года. Неясно, когда римляне изменили ход года так, что первыми пришли январь и февраль. [2]
Февраль был единственным месяцем доюлианского календаря, в котором было четное количество дней — 28. [3] Это было математически необходимо, чтобы позволить самому году иметь нечетное количество дней. [4] происходит В древних источниках Фебруарий от februum , предмета, используемого для ритуального очищения. Большинство обрядов в этом месяце касались умерших или закрытия, что отражает исходное положение месяца в конце года. Паренталия Терминалия представляла собой девятидневный фестиваль в честь предков и умилостивления умерших, а представляла собой набор ритуалов, связанных с пограничными камнями, которые, вероятно, также считались укрепляющими границу года. [5]
В сельскохозяйственный год
[ редактировать ]Многие римские фестивали и религиозные обряды отражают аграрный образ жизни римлян в их ранней истории. В своем трактате о земледелии Варрон делит сельскохозяйственный год на восемь фаз: весна официально начинается 7 февраля, когда считалось, что западный ветер Фавоний начал дуть благоприятно, и пришло время подготовить поля. [6] Зерновые поля нужно было пропалывать, виноградники ухаживать, а старый тростник сжигать. Были подрезаны некоторые виды деревьев, уделено внимание оливковым и фруктовым деревьям.
Писатель-аграрник Колумелла говорит, что луга и зерновые поля «очищаются» (пургунтур) , вероятно, как в практическом смысле расчистки старого мусора, так и посредством ритуалов. Таким образом, февральские обязанности предполагают тесную связь между сельским хозяйством и религией в римской культуре. Согласно фермерским альманахам , божеством-покровителем месяца был Нептун . [7]
Даты
[ редактировать ]Римляне не нумеровали дни месяца последовательно с 1-го по последний день. Вместо этого они отсчитывали назад от трех фиксированных точек месяца: нонов (5-го или 7-го числа, в зависимости от продолжительности месяца), ид (13-го или 15-го числа) и календ (1-го числа) следующего месяца. Ноны февраля были 5-го числа, а Иды - 13-го. Последний день февраля был праздником Календас Мартиас, [8] «за день до мартовских календ». Римский счет был инклюзивным ; 9 февраля было ante diem V Idūs Februarias, «пятый день перед идами (13) февраля», обычно сокращаемый до V Id. февраль (или вообще без рекламы ); 23 февраля был VI кал. Март. , «шестой день перед мартовскими календами».
В феврале был один, а возможно и два передвижных праздника ( feriae Conceptivae ) . Амбурбиум («Городской круг») представлял собой очищение всего города без фиксированной даты, но, похоже , проводилось в феврале. [9] Форнакалиа как («Праздник духовки») отмечался тридцатью древними подразделениями римского народа, известными курии . Каждая курия отмечала праздник отдельно под своим руководителем (curio) в разные дни после Нонов. Эти даты были установлены и опубликованы curio maximus , главной курией . Любой, кто пропустил Форнакалию, отмечаемую его собственной курией, или не знал свою курию, мог присутствовать на публичном фестивале, который всегда проводился в качестве заключительной церемонии 17 февраля. [10] Форнакалии совпадали с праздником умерших предков, который доминировал в месяце, а его последний день совпадал с Квириналией , днем, также известным как Праздник дураков (feriae stultorum) . Таким образом, февраль был настолько сложным с религиозной точки зрения месяцем, что во время юлианской реформы календаря, когда к некоторым месяцам добавлялись дни, он оставался таким, каким был, хотя это был самый короткий месяц. [11]
Каждый день был отмечен буквой, обозначающей его статус согласно религиозному закону. В феврале:

- F означает dies fasti , дни, когда было законно подавать иски в гражданские суды ;
- C означает dies comitalis, день, в который римский народ мог проводить собрания ( comitia ) , выборы и некоторые виды судебных разбирательств;
- N для dies nefasti , когда эта политическая деятельность и отправление правосудия были запрещены;
- NP , значение которого остается неуловимым, но которым отмечены feriae , государственные праздники;
- EN для эндотерциссуса , архаической формы интерциссуса , и вечером , , «разрезанного пополам», означающего дни, которые были нефасти утром, когда готовились жертвоприношения когда приносились жертвы, но были фасти в середине день. [12]
К концу II века нашей эры в сохранившихся календарях больше не отображаются дни, отмеченные этими буквами, вероятно, отчасти в результате календарных реформ, предпринятых Марком Аврелием . [13] Дни также обозначались цифровыми буквами в циклах ABCDEFGH , чтобы обозначить «рыночную неделю». [14] (в таблице ниже они опущены).
В соответствии с dies religiosus люди не должны были предпринимать никакой новой деятельности или делать что-либо, кроме удовлетворения самых основных потребностей. В республиканском календаре dies natalis обозначал годовщину основания или повторного посвящения храма, которую иногда считали «днем рождения» божества. В период Империи некоторые традиционные праздники, проводимые в Риме, стали менее важными, а дни рождения и годовщины императора и его семьи приобрели известность как римские праздники. В календаре военных религиозных обрядов, известных как Feriale Duranum , жертвоприношения, относящиеся к имперскому культу, превосходят числом более старые фестивали.
Фестивали, отмеченные большими буквами на дошедших до нас фасти и представленные названиями фестивалей, написанными заглавными буквами на таблице, считаются самыми древними праздниками, ставшими частью календаря до 509 г. до н. э. [15] После середины I века нашей эры в календари добавляется ряд дат зрелищ и игр ( циркенов ), проводимых в честь различных божеств в месте, называемом « цирком ».
Если не указано иное, датировки и обряды в следующей таблице взяты из книги HH Scullard , Festivals and Ceremonies of the Roman Republic (Cornell University Press, 1981), стр. 69–84.
Современная дата | Римская дата | статус | Обряды |
---|---|---|---|
1 февраля | Календарь февраля | Н | • умирает наталис Храма Юноне Соспите • Цирценции Геркулеса ( после середины I века н. э.) [16] |
2 | до 4 февраля | Н | |
3 | к 3 февраля [17] | Н | |
4 | накануне девятого февраля [18] | Н | |
5 | Девятое февраля | Н | • умирает наталис из Храма Конкордии на Капитолийском холме |
6 | до 8 февраля | Н | |
7 | к VII Ид. фев. [19] | Н | |
8 | VI Там же. фев. [20] | Н | |
9 | V Там же. февраль | Н | |
10 | IV Там же. фев. | Н | |
11 | III Там же. фев. | Н | Ludi Genialici («Игры для гениев », возможно, гений римского народа). [21] ), после середины I века нашей эры |
12 | накануне Идуса февраль [22] | Н | Гениальные игры продолжаются |
13 | Февральские | НАПРИМЕР религиозный день | • умирает Наталис из Храма Фавна на острове Тибр • Девятидневный Parentatio или Parentalia начинается с публичного обряда, проводимого весталками для коллективных ди-парентов или предков римского народа. |
14 | до 16 марта | Н | • Постоянное воспитание детей |
15 | объявление XV Кал. Март. [23] | НАПРИМЕР религиозный день | • ВЫСОКАЯ ТЕМПЕРАТУРА (позже) ЛУПЕРКАЛИЯ • Постоянное воспитание детей |
16 | XIV Кал. Маршировать. [24] | В | • Постоянное воспитание детей |
17 | XIII кал. Маршировать. | НАПРИМЕР религиозный день | • КИРИНАЛИЯ • последний день Форнакалии • Постоянное воспитание детей |
18 | XII Кал. Маршировать. | С | • Постоянное воспитание детей |
19 | XI Кал. Маршировать. | С | • Постоянное воспитание детей |
20 | Х Кал. Маршировать. | С | • Постоянное воспитание детей |
21 | IX Кал. Март. | Ф религиозный день | • ФЕРАЛИЯ , отмечающая окончание Паренталии подношениями Гривам. |
22 | VIII Кал. Маршировать. | С | • Каристия , семейный праздник, завершивший Parentalia. |
23 | VII Kal. Март. | НАПРИМЕР | • ТЕРМИНАЛИЯ |
24 | VI Кал. Маршировать. | Н | • УБЕЖИЩЕ |
25 | V Kal. Mart. | С | * Лорио , основанный Адрианом в честь принятия Антонина Пия цезарем . [25] |
26 | IV Кал. Март. | В | |
27 | III Кал. Маршировать. | НАПРИМЕР | • ЭКВИРРИЯ |
28 | накануне марта [26] | С |
См. также
[ редактировать ]- Названия месяцев: март , апрель , май , июнь , квинтилис , секстилис , сентябрь , октябрь , ноябрь , декабрь .
- Високосный месяц: Мерцедоний или Интеркаларис .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ На этом изображении сохранилась только гекзаметровая строка латинского distich , которая полностью читается: umbrarum est alter, quo mense putatur Honore / Pervia terra dato manibus esse vagis («Второй месяц в честь призраков, «теней») , когда земля считается проницаемой для странствующих манов »). А. Е. Хаусман , «Disticha de Mensibus (Anth. Lat. Ries. 665, Poet. Lat. min. Baehr. I стр. 210f.)» в «Классических статьях А. Е. Хаусмана: 1915–1936 », под редакцией Дж. Диггла и FRD Goodyear (Издательство Кембриджского университета, 1972), том. 3, с. 1187.
- ^ Форсайт, Гэри (2012). Время в римской религии: тысяча лет религиозной истории . Рутледж. п. 14. ISBN 978-0-415-52217-5 .
- ^ Форсайт, Время в римской религии, с. 14.
- ^ Макробиус. Сатурналии , Том. Я.
- ^ Форсайт, Время в римской религии, стр. 14, 17.
- ^ Варрон , De re Rusica 1.36
- ^ HH Скаллард , Фестивали и церемонии Римской республики (Cornell University Press, 1981), стр. 69.
- ^ Название месяца интерпретируется как прилагательное, изменяющее Kalendae, Nonae или Idūs во множественном числе (все существительные женского рода ).
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 82.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 73.
- ^ Йорг Рюпке , Римский календарь от Нумы до Константина: время, история и фасти, перевод Дэвида М.Б. Ричардсона (Блэквелл, 2011, первоначально опубликовано в 1995 году на немецком языке), стр. 73–74, 112–113.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии, стр. 44–45.
- ^ Мишель Рене Зальцман, По римскому времени: Календарь Кодекса на 354 год и ритмы городской жизни в поздней античности (Калифорнийский университет Press, 1990), стр. 17, 121–122.
- ^ Рюпке, Римский календарь от Нумы до Константина, с. 6.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 41.
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 122.
- ^ Сокращенная форма ante diem 3 Nonas Februarias
- ^ Сокращенный прид. Нет. фев.
- ^ Сокращенная форма ante diem 7 Idūs Februarias .
- ^ Сокращенная форма ante diem VI Idūs Februarias, с полным опущением ante diem , как и в следующих датах.
- ^ Мэри Бирд , Дж. А. Норт и SRF Прайс, Религии Рима: Справочник (Cambridge University Press, 1998), том. 2, с. 77.
- ^ Сокращенный прид. Идентификатор. фев.
- ^ Сокращенная форма ante diem 15 Kalendas Martias.
- ^ Сокращенная форма ante diem XIV Kalendas Martias, с полным опущением ante diem , как и в следующих датах.
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 141.
- ^ Сокращенный прид. Кал. Март.