Бостран был
Бостранская эра (также называемая эрой Бостра , арабской эрой или провинциальной эрой [1] ) — календарная эра (нумерация лет) с эпохой (датой начала), соответствующей 22 марта 106 года нашей эры . Это была официальная эра римской провинции Аравия Петрея , введенная для замены датировки годами правления после аннексии Римом Набатейского царства . [2] Назван в честь города Бостра , который стал штабом Шестого легиона, дислоцированного в провинции. [3]
Даты и имена
[ редактировать ]Дата начала бостранской эры когда-то была предметом споров, отчасти потому, что в «Пасхальном хронике» она прямо указана как год консулов Кандида и Квадрата , то есть 105 год. Находки рукописей в Пещере писем положили конец этому вопросу: эпоха Бостры началась в 106 году. [3] Бостранский календарь был лунно-солнечным . В нем было двенадцать месяцев по 30 дней с пятью эпагоменальными днями в конце года. [4] Названия месяцев взяты из древнего македонского календаря , хотя использовались и набатейские эквиваленты. [5] Високосный год в бостранском календаре наступал раз в четыре года, начиная со второго года. Таким образом, годы 2, 6, 10 и т. д. были високосными с шестым эпагоменальным днем. [6] Первый день первого месяца, Ксантикос, соответствовал 22 марта по юлианскому календарю , примерно в день весеннего равноденствия . [7] [5] Бостранский календарь - как календарь Аравии или арабов. [5] Флоренции, Лейдена и Ватикана — один из шестнадцати, фигурирующих в гемерологии . [8]
Бостранский календарь использовался в текстах набатейских и палестинских еврейских разновидностей арамейского языка , на греческом и арабском языках . [3] [9] [10] Надписи из Аравии Петреи, в которых не указывается эпоха, а просто указывается год, обычно относятся к эпохе Бостры. В документах эта эпоха обычно обозначается словосочетанием «[год] провинции» (например, арамейское lhprkyʾ ). Иногда провинция обозначается названием «Аравия» или «Бостра» (например, греческое τῆς ἐπαρχείας Ἀραβίας , tes eparcheias Arabias или τῆς Βοστρηνῶν , tes Bostrenon ; арамейское lhprk bṣrʾ ). Однако такие указания редки для надписей, где обычно встречается только номер года. [11] Однако случайное использование названия «Бостра» для датировки не следует рассматривать как указание на то, что это была столица провинции; На самом деле Петра была более заметной в первые годы. Формула датировки и использование бостранской эпохи не имеют особой связи с городом, за исключением того факта, что, будучи резиденцией главной римской военной базы, он был символом включения Набатеи в качестве провинции. В « Пасхальной хронике» ясно говорится, что новая система датирования была общей для всей провинции. [12] [13]
Есть только три надписи, в которых для уточнения года используется название города Бостра, и они датированы 265/6, 397/8 и 538/9 нашей эры. В том же календаре есть также две надписи от 576/7 и 581/2 нашей эры, в которых указан год Элузы . Збигнев Фиема предполагает, что кризис третьего века , который в конечном итоге привел к разделению провинции Аравия, заставил местных жителей рассматривать свой календарь с базовой датой, соответствующей 106 году, как отчетливо связанный с различными крупными городами. предоставление императором Филиппом Араном Бостре статуса метрополии в 244 году и перевод управления Палестиной Тертиа из Петры в Элузу после землетрясения 551 года . Для Фьемы непосредственными причинами изменения номенклатуры являются [14]
Некоторые документы после 127 года нашей эры датируются эпохой «новой» провинции ( νέα ἐπαρχεία Ἀραβία , nea eparcheia Arabia ), возможно, в связи с первой переписью населения в новой провинции, проведенной в том же году. [15]
Использование
[ редактировать ]Бостранская эпоха широко использовалась в «памятных и почетных надписях», но реже в «административно-правовых документах». [2] Римляне не навязывали его использование, и многие города продолжали использовать местные календари для чеканки монет местного производства. К ним относятся эпоха Помпея (63 г. до н. э.) в некоторых городах Декаполиса и эпоха Капитолии ( 97/98 г. н.э.). [16] Эпоха Бострана сама по себе может быть спонтанным местным ответом на политические изменения, которые сделали невозможным исчисление старых набатейских лет правления. [17]
Самый старый образец этой эпохи можно найти в набатейской надписи в Ободе, датируемой 107 годом нашей эры. Самым ранним документом является набатейский папирус из Нахала-Хевера ( 120 год нашей эры). [17] Самое раннее свидетельство на греческом языке содержится в папирусе, также из Нахала-Хевера ( 125 г. н.э.). [17] Официальная надпись императора Гордиана III в Бостре ( 238/9 г. н.э.) использует провинциальную эпоху. [13] Уникальный и часто цитируемый пример бостранской датировки взят из двуязычной надписи 108/9 года нашей эры в Мадабе . В пункте о набатейской датировке говорится: «третий год епарха Бостра». Такой должности не было, и римский легат не заседал в Бостре, скорее, надпись неуклюже сочетает новый метод датировки со старым методом датировки по году правления набатейского царя. [13]
Существует некоторая неуверенность в том, использовалась ли когда-либо эра Аравии за пределами провинции Аравия (примерно Трансиордания , Синай и Негев ) , пока римская администрация все еще оставалась нетронутой. [18] Надписи были найдены в Вади Мукаттаб на Синае ( 149 и 191 гг. н.э.). [19] Некоторые надписи были предварительно идентифицированы как датированные эпохой Бострана в соседних провинциях Сирии на севере или Иудее на западе. [18] Еврейский арамейский документ 111 года нашей эры из Масады в Иудее, написанный еврейскими буквами, может использовать эпоху: [9] но Дэвид Гудблатт в этом сомневается. [18]
Использование эпохи распространилось на провинцию Аравия и ее преемников. Надписи 397/8 и 538/9 взяты из Харрана и Амры соответственно, мест, не включенных в состав империи до династии Северов (193–235). [20] Есть несколько христианских надписей конца пятого и начала шестого веков, выполненных арабским письмом и датированных арабской эпохой. Они встречаются в Сирии и Южной Аравии , далеко за пределами старых границ провинций. [10] Использование провинциальной эпохи продолжалось и в исламский период , вплоть до 735 года нашей эры. В более поздний период календарная эра почти никогда не определялась явно. [21]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Другие варианты включают «эпоху Бострея», «эру Аравии» [или «арабов»], «эпоху провинции [Аравии]» или «эпоху провинции Аравия» (EPA). См. Fiema 1988 , passim ; аббревиатуру EPA см. Mercier 2001 , p. 102.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фиема 1988 , с. 109.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бауэрсок 1970 , с. 39.
- ^ Гилленбок 2018 , с. 264, и Самуэль 1972 , с. 177, приведены таблицы, показывающие соответствие бостранских и юлианских дат.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мясник 2003 , стр. 125–126.
- ^ Мерсье 2001 , с. 101.
- ^ Гилленбок 2018 , стр. 264.
- ^ Самуэль 1972 , с. 177.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вассерштейн 1989 , с. 95н.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хойланд 2018 , стр. 334–335.
- ^ Фиема 1988 , стр. 110–111.
- ^ Миллар 1993 , с. 94: «Римские провинции не имели столиц».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фиема 1988 , с. 112.
- ^ Фиема 1988 , стр. 116–118.
- ^ Коттон 1997 , с. 204.
- ^ Фиема 1988 , с. 110.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фиема 1988 , с. 111.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гудблатт 1999 , стр. 252 и далее.
- ^ Миллар 1993 , с. 388.
- ^ Фиема 1988 , с. 119.
- ^ Вассерштейн 1989 , с. 101-103.
Источники
[ редактировать ]- Бауэрсок, Глен Уоррен (1970). «Аннексия и первоначальный гарнизон Аравии». Журнал папирологии и эпиграфики . 5 :37–47. JSTOR 20180208 .
- Мясник, Кевин (2003). Римская Сирия и Ближний Восток . Публикации Гетти.
- Коттон, Ханна М. (1997). «Новая провинция Аравия: Новая провинция Аравия в папирусах из Иудейской пустыни». Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik . 116 : 204–208.
- Фиема, Збигнев Томаш (1988). «Эра Бостры: новый взгляд» . У Ф. Кампанати; Р. Гоянфранко; Ф. Гоянфранко (ред.). Труды XXXV курса культуры о Равенне и византийском искусстве . Равенна. стр. 109–121.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гудблатт, Дэвид (1999). «Документы датировки в провинции Иудея : заметка о папирусах Мураббаат 19 и Израильский журнал исследований . 49 (3): 249–259. JSTOR 27926897 .
- Гилленбок, январь (2018). Энциклопедия исторической метрологии, весов и мер . Том. 1. Биркхойзер.
- Хойланд, Роберт (2018). «Две новые арабские надписи: арабские замки и христианство в период Омейядов». В Лейле Неме; Ахмад Аль-Джаллад (ред.). В Мадбар и обратно: исследования языков, археологии и культур Аравии, посвященные Майклу К.А. Макдональду . Брилл. стр. 327–337.
- Макадам, Генри Иннес (1979). Исследования по истории римской провинции Аравия (докторская диссертация). Университет Манчестера.
- Мерсье, Раймонд (2001). «Вставка в эпоху провинции Аравия». Библейское ревю . 108 (1): 101–108. JSTOR 44089535 .
- Меймарис, Ю.Е.; Критикаку, К.; Бужия, П. (1992). Хронологические системы в римско-византийской Палестине и Аравии: свидетельства датированных греческих надписей . Исследовательский центр греческой и римской древности, Национальный фонд греческих исследований.
- Миллар, Фергюс (1993). Римский Ближний Восток, 31 г. до н. э. – 337 г. н. э . Издательство Гарвардского университета .
- Сэмюэл, Алан Э. (1972). Греческая и римская хронология: календари и годы классической античности . Ч. Бек.
- Вассерштейн, А. (1989). «Брачный контракт из провинции Нова Аравия: заметки о папирусе Ядин 18». Еврейский ежеквартальный обзор . 80 (1): 93–131. дои : 10.2307/1454328 . JSTOR 1454328 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фриман, Филип Х. (1986). «Приложение 1. Эпоха провинции Аравия: проблемы и решение?». В HI MacAdam (ред.). Исследования по истории римской провинции Аравия: Северный сектор . Британские археологические отчеты. стр. 38–46.
- Макадам, Генри Иннес (1986). «Провинциальная эпоха». Исследования по истории римской провинции Аравия: Северный сектор . Британские археологические отчеты. стр. 34–36.