Масада
מצדהМасада | |
Расположение | Южный округ , Израиль |
---|---|
Область | Иудейская пустыня |
Координаты | 31 ° 18'56 "N 35 ° 21'14" E / 31,31556 ° N 35,35389 ° E |
Тип | Фортификация |
История | |
Строитель | Александр Янней (?) Ирод Великий |
Основан | 1 век до нашей эры |
События | Осада Масады |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1963–1965 |
Археологи | Игаэль Ядин |
Критерии | Культурные: iii, iv, vi |
Ссылка | 1040 |
Надпись | 2001 г. (25-я сессия ) |
Область | 276 га |
Буферная зона | 28 965 га |
Масада ( иврит : מצסדה məṣādā , « крепость »; арабский : جبل مسعدة ) [1] — древнее укрепление на юге Израиля, расположенное на вершине изолированного скального плато , похожего на гору . Он расположен на восточной окраине Иудейской пустыни , с видом на Мертвое море, в 20 км (12 милях) к востоку от Арада .
Ирод Великий построил для себя два дворца на горе и укрепил Масаду между 37 и 31 годами до нашей эры.
По словам Иосифа Флавия , осада Масады войсками римскими с 72 по 73 год нашей эры, в конце Первой иудейско-римской войны , закончилась массовым самоубийством 960 сикариев , прятавшихся там. Однако археологические свидетельства, относящиеся к массовому самоубийству, в лучшем случае неоднозначны. [2] [3] и полностью отвергается некоторыми учеными. [2] [4]
Масада – одна из самых популярных туристических достопримечательностей Израиля . [5] В период с 2005 по 2007 год и с 2009 по 2012 год он был вторым по популярности после Иерусалимского библейского зоопарка . Сайт привлекает около 750 000 посетителей в год. [6]
География
[ редактировать ]Скал Масада, с геологической точки зрения, представляет собой горст . [7] Поскольку плато резко заканчивается скалами, круто падающими примерно на 400 м (1300 футов) к востоку и примерно на 90 м (300 футов) к западу, естественные подходы к крепости очень трудны для навигации. Вершина плато, похожего на столовую гору, имеет плоскую форму ромба , размеры около 550 м (1800 футов) на 270 м (890 футов). Ирод построил вокруг плато казематную стену высотой 4 м (13 футов) общей длиной 1300 м (4300 футов), укрепленную множеством башен. В крепости находились склады, казармы , арсенал , дворец и ряд цистерн (объемом около 40 000 кубических метров), которые наполнялись дождевой водой – стоки, собранные в результате однодневного дождя, предположительно могли прокормить более 1000 человек в течение 2-х лет. 3 года. [8] Три узкие, извилистые тропы вели снизу вверх к укрепленным воротам. [9]
История
[ редактировать ]первого века Почти все исторические сведения о Масаде исходят от еврейского римского историка Иосифа Флавия . [10] Масада также упоминается в « Документах Иудейской пустыни» . [11]
Хасмонейская крепость
[ редактировать ]Иосиф Флавий пишет, что это место было впервые укреплено хасмонейским правителем Александром Яннеем в первом веке до нашей эры. [10] Однако в ходе археологических раскопок до сих пор не удалось обнаружить никаких остатков построек хасмонейского периода. [12]
Иосиф Флавий далее пишет, что Ирод Великий захватил его в борьбе за власть, последовавшей за смертью его отца Антипатра в 43 г. до н.э. [10] Он пережил осаду последнего хасмонейского царя Антигона II Маттафия , который правил при поддержке парфян . [10]
Иродианский дворец-крепость
[ редактировать ]По словам Иосифа Флавия, между 37 и 31 годами до нашей эры Ирод Великий построил на плато большую крепость в качестве убежища для себя на случай восстания и воздвиг два дворца с бесконечным запасом продовольствия. [13]
Первая еврейско-римская война
[ редактировать ]В 66 году нашей эры группа еврейских повстанцев, сикариев , с помощью хитрости разгромила римский гарнизон Масады. [10] По словам Иосифа Флавия, сикарии были экстремистской еврейской отколовшейся группой, враждебной более крупной группе евреев, называемых зелотами , которые несли основное бремя восстания. Иосиф Флавий сказал, что сикарии совершали набеги на близлежащие еврейские деревни, включая Эйн-Геди , где они убили 700 женщин и детей. [10] [14] [15] [16]
В 73 году нашей эры римский губернатор Иудеи Луций Флавий Сильва возглавил римский легион X Fretensis и осадил Масаду. [10] Другой источник указывает, что годом осады Масады был 73 или 74 год нашей эры. [17] Римский легион окружил Масаду, построив окружную стену, а затем осадную рампу на западном склоне плато. [10] По словам Дэна Гилла, [18] геологические исследования, проведенные в начале 1990-х годов, подтвердили более ранние наблюдения о том, что штурмовой пандус высотой 114 м (375 футов) состоял в основном из естественного отрога скальной породы. Пандус был завершен весной 73 года, вероятно, после двух-трех месяцев осады, что позволило римлянам наконец пробить стену крепости тараном 16 апреля. [19] [20] Римляне использовали X легион и ряд вспомогательных подразделений, а также еврейских военнопленных общей численностью около 15 000 человек (из которых, по оценкам, от 8 000 до 9 000 были воинами). [21] в подавлении еврейского сопротивления в Масаде. Была построена гигантская осадная башня с тараном, которую с трудом перенесли вверх по готовому пандусу. По словам Иосифа Флавия, когда римские войска вошли в крепость, они обнаружили, что ее защитники подожгли все здания, кроме складов с продовольствием, и совершили массовое самоубийство или убили друг друга, всего 960 мужчин, женщин и детей. Иосиф Флавий написал о двух волнующих речах, которые произнес лидер Сикари, чтобы убедить своих людей покончить с собой. [10] Живыми остались только две женщины и пятеро детей. [10]
Иосиф Флавий, по-видимому, основывал свое повествование на доступных ему полевых комментариях римских полководцев. [22] [23]
Между археологическими находками и сочинениями Иосифа Флавия существуют расхождения. Иосиф Флавий упоминает только один из двух раскопанных дворцов, ссылается только на один пожар, хотя на многих зданиях имеются повреждения от пожара, и утверждает, что погибло 960 человек, хотя были найдены останки не более 28 тел. [24] [25] Некоторые другие детали, которые приводит Иосиф Флавий, были верны – например, он описывает построенные там бани, тот факт, что полы в некоторых зданиях «были вымощены камнями нескольких цветов» и что многие ямы были вырублены в живая скала, служащая резервуарами. Ядин нашел несколько частично неповрежденных мозаичных полов, соответствующих этому описанию. [26]
Византийский монастырь Марда
[ редактировать ]Последний раз Масада была заселена в византийский период, когда на этом месте была построена небольшая церковь. [27] монастырем Марда Церковь входила в состав монашеского поселения, отождествляемого с известным из агиографической литературы . [28] Эта идентификация общепринята исследователями. [29] Арамейское житии нарицательное существительное марда , «крепость», соответствует по значению греческому названию другого пустынного монастыря того времени, Кастеллиона , и используется для описания этого места в ( биографии) святого Саввы , но оно употребляется как собственное название только для монастыря в Масаде, как видно из жития святого Евфимия . [29]
Археология
[ редактировать ]Период энеолита
[ редактировать ]Было обнаружено, что почти недоступная пещера, получившая название «Пещера Йорам», расположенная на отвесном южном склоне скалы в 100 м ниже плато, содержит многочисленные остатки растений, из которых 6000-летние семена ячменя находились в таком хорошем состоянии сохранности, что их геном можно было бы секвенировать. [30] [31] Это первый случай, когда это удалось сделать с геномом энеолитического растения, который также является самым старым из секвенированных на сегодняшний день. [30] Результат помог определить, что самое раннее одомашнивание ячменя, датируемое в другом месте Плодородного полумесяца 10 000 лет назад , произошло дальше на север, вверх по Иорданской рифтовой долине , а именно в Верхней Иорданской долине. [ сомнительно – обсудить ] на севере Израиля. [32] Было обнаружено, что семена пещеры Йорам существенно отличаются от диких сортов, что доказывает уже продвинутый процесс одомашнивания, но очень похожи на виды ячменя, которые до сих пор выращиваются в этом регионе, что является показателем удивительного постоянства. [30] Учитывая сложность доступа к пещере, вход в которую открывается примерно на 4 м выше открытого пути доступа, исследователи предположили, что это было место кратковременного убежища для людей эпохи энеолита, спасавшихся от неизвестной катастрофы. [30] [33]
Идентификация и первоначальные раскопки
[ редактировать ]Место Масады было обнаружено в 1838 году американцами Эдвардом Робинсоном и Эли Смитом, а в 1842 году американский миссионер Сэмюэл В. Уолкотт и английский художник У. Типпинг были первыми современными людьми, поднявшимися на него. [34] Посетив это место несколько раз в 1930-х и 1940-х годах, Шмарья Гуттман провела первоначальные раскопки на этом месте в 1959 году.
Экспедиция Игаэля Ядина
[ редактировать ]Масада была тщательно раскопана между 1963 и 1965 годами экспедицией под руководством израильского археолога и бывшего начальника штаба армии Игаэля Ядина .
Из-за удаленности от человеческого жилья и засушливой среды это место оставалось практически нетронутым ни человеком, ни природой в течение двух тысячелетий.
Многие древние здания были восстановлены из их остатков, равно как и настенные росписи двух главных дворцов Ирода и бани построенные им в римском стиле. Синагога , склады и дома еврейских повстанцев также были идентифицированы и восстановлены.
Цистерны с водой, расположенные на двух третях высоты утеса, осушают близлежащие вади с помощью сложной системы каналов, что объясняет, как повстанцам удавалось сохранять достаточно воды в течение такого длительного времени.
Римская атакующая рампа до сих пор стоит на западной стороне, и на нее можно подняться пешком. Видна окружная стена высотой в метр, построенная римлянами вокруг Масады, а также восемь римских осадных лагерей сразу за этой стеной. Римские осадные сооружения в целом, особенно штурмовой пандус, являются наиболее хорошо сохранившимися в своем роде и являются причиной объявления Масады объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Благодаря большому интересу, проявленному публикой, Ядин опубликовал в 1966 году книгу для широкой публики «מצדה» («Масада»).
Эпиграфические находки
[ редактировать ]Внутри синагоги остракон с надписью маасер коэн ( מעשר כוהן , десятина для священника), были найдены также фрагменты двух свитков: части Второзакония и Книги Иезекииля, включая видение «сухих костей» ( Второзаконие 33–34 и Иезекииль 35–38 ), найденные спрятаны в ямах, вырытых под полом небольшой комнаты, построенной внутри синагоги. В других локусах были найдены фрагменты книг Бытия , Левита , Псалмов и Сираха , а также Песен субботнего жертвоприношения .
На территории перед Северным дворцом было обнаружено 11 небольших остраков, каждая из которых носила одно имя. На одном написано «Бен Яир» ( בןיאיר ) и может быть сокращением от Элеазара бен Яира, командира крепости. Остальные 10 имен могут принадлежать людям, выбранным по жребию, чтобы убить остальных, а затем и себя, как рассказывает Иосиф Флавий.
Человеческие останки
[ редактировать ]Останки максимум 28 человек [25] были обнаружены в Масаде, возможно, 29 человек, включая плод . [35] Скелетные останки 25 человек были найдены в пещере снаружи и под южной стеной. Останки еще двух мужчин и женщины были найдены в бане Северного дворца. [36]
Что касается останков бани , то мужчины, по разным оценкам, были в возрасте либо 40 и 20–22 лет, либо 22 и 11–12 лет; или по останкам зубов в возрасте 16–18 лет. По одной из оценок, возраст женщины составлял 17–18 лет. [36] [25] Однако скелетные останки самцов были неполными, у самки обнаружены только волосы (целая шевелюра с косами), но не кости. [36] Судебно-медицинская экспертиза показала, что волосы с головы женщины были сбриты острым инструментом, пока она была еще жива, - практика, предписанная для пленных женщин в Библии ( Второзаконие 21:10–12 II века до н. э. ) и Храмовом свитке , в то время как косы указывают на то, что она была замужем. [36] Основываясь на доказательствах, антрополог Джо Зиас и судмедэксперт Азриэль Горски полагают, что останки могли принадлежать римлянам, которых повстанцы захватили в плен при захвате гарнизона. [36] [37]
Что касается редких останков 24 человек [ сомнительно – обсудить ] найденный в южной пещере у подножия скалы, археолог Игаэль Ядин не был уверен в их этнической принадлежности; однако раввинский истеблишмент пришел к выводу, что это останки еврейских защитников, и в июле 1969 года они были перезахоронены как евреи на государственной церемонии. [25] Радиоуглеродное датирование тканей, найденных вместе с останками в пещере, указывает на то, что они относятся к периоду восстания, а также присутствовали свиные кости (иногда встречающиеся в римских захоронениях из-за принесения в жертву свиней); это указывает на то, что останки могут принадлежать римским солдатам-неевреям или мирным жителям, которые занимали это место до или после осады. [25] Зиас также задался вопросом, присутствовало ли там 24 человека, поскольку было обнаружено только 4% от этого количества костей. [25]
Семена пальмы римского периода
[ редактировать ]Семя иудейской финиковой пальмы возрастом 2000 лет , обнаруженное во время археологических раскопок в начале 1960-х годов, было успешно проращено в финиковое растение , широко известное как « Мафусаил » в честь самого долгоживущего персонажа в еврейской Библии . На тот момент это был самый старый из известных проростков. [38] оставалось так до тех пор, пока в 2012 году не был установлен новый рекорд. [39] По состоянию на февраль 2024 года это самый старый проросток из семян.
Византийский монастырь
[ редактировать ]На плато раскопаны остатки византийской церкви пятого и шестого веков.
Археология против Иосифа Флавия
[ редактировать ]Хасмонейских построек не обнаружено.
[ редактировать ]Команда Ядина не смогла обнаружить никаких архитектурных остатков хасмонейского периода, единственными находками, точно датированными этим периодом, являются многочисленные монеты Александра Яннея . [12] Исследователи предположили, что юго-западный блок Западного дворца и вспомогательные постройки к востоку и югу от него могли быть Хасмонейскими, опираясь на сходство с Дворцами-близнецами в Иерихоне . [12] Однако их археологи не смогли сделать никаких археологических открытий, подтверждающих это предположение. [12]
Неточное описание
[ редактировать ]По словам Шэй Коэн, археология показывает, что рассказ Иосифа Флавия «неполный и неточный». Иосиф Флавий пишет только об одном дворце; археология обнаруживает два. Его описание северного дворца содержит несколько неточностей и приводит преувеличенные цифры высоты стен и башен. Рассказу Иосифа Флавия противоречат «скелеты в пещере и многочисленные отдельные пожары». [40]
Историчность массового самоубийства
[ редактировать ]По словам Иосифа Флавия , осада Масады войсками римскими с 73 по 74 год нашей эры , в конце Первой иудейско-римской войны , закончилась массовым самоубийством 960 сикариев , прятавшихся там. Однако археологические свидетельства, относящиеся к этому событию, неоднозначны. [2] [3] и полностью отвергается некоторыми учеными. [2] [4] Эрик Клайн также считает, что Иосиф Флавий пересказывает подобное событие, произошедшее с ним во время осады Йодфата . Там он и еще один солдат, последние выжившие, решили сдаться, а не позволить одному убить другого. [41]
Современный туризм
[ редактировать ]Масада была объявлена ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия в 2001 году.В 2007 году на этом месте открылся Масадский музей памяти Игаэля Ядина, в котором археологические находки демонстрируются в театральной обстановке. Многие из выставленных артефактов были обнаружены Ядином и его археологической командой из Еврейского университета в Иерусалиме в 1960-х годах. [42] [43]
Археологический объект расположен в национальном парке Масада , вход в парк требует платы (даже если в пешем походе). Есть две пешеходные тропы, обе очень крутые:
- Змеиная тропа начинается с восточной стороны музея Масада (доступ осуществляется по шоссе Мертвого моря ) и набирает высоту около 301 м (988 футов).
- Тропа Римской рампы также очень крутая, но имеет меньший набор высоты и доступна с западного склона горы (с доступом на машине с дороги Арад).
Туристы часто начинают поход за час до восхода солнца, когда парк открывается, чтобы избежать полуденной жары, которая летом может превышать 43 ° C (109 ° F). На самом деле, летом пешеходные тропы часто закрыты днем из-за жары. Посетителям рекомендуется брать с собой питьевую воду для подъема, так как вода доступна только наверху.
Альтернативно, за более высокую плату, посетители могут подняться по канатной дороге ( канатная дорога Масада на вершину горы открывается в 8 утра).
Центр для посетителей и музей находятся у подножия канатной дороги.
В некоторые летние вечера на западном склоне горы проводится светозвуковое шоу (подъезд на машине с Арадской дороги или пешком, вниз с горы по римской тропе). [44]
В мае 2015 года 20-летняя американская туристка Бриана МакХэм упала с высоты 25 футов на Змеиной тропе Масады после того, как она отделилась от своей туристической группы из Университета штата Флорида и сошла с отмеченной тропы. После полуторачасовых обысков сотрудники «Маген Давид Адом» обнаружили, что она не отвечает и страдает от обезвоживания. После неудачных попыток реанимировать ее констатировали мертвой на месте происшествия. [45]
Этапы и планировка
[ редактировать ]Образец иродианской архитектуры, Масада была первым местом, укрепленным Иродом Великим после того, как он получил контроль над своим королевством. [46]
Фаза I: Западный дворец и т. д.
[ редактировать ]Первый из трех этапов строительства, завершенных Иродом, начался в 35 г. до н.э. На первом этапе был построен Западный дворец, а также три дворца меньшего размера, кладовая и армейские казармы. На этом этапе строительства также были завершены три башни -колумбария и бассейн в южной части участка. [47]
Первоначальный центр Западного дворца был квадратным, и в него можно было попасть через открытый двор в северо-западном углу здания. Двор был центральной комнатой Западного дворца и направлял посетителей в портик , используемый в качестве приемной для посетителей. Затем посетителей проводили в тронный зал. Рядом с тронным залом находился коридор, которым пользовался король, с отдельной гардеробной, которая также имела еще один вход, ведущий во двор через мозаичную комнату. В мозаичной комнате были ступеньки, ведущие на второй этаж с отдельными спальнями для короля и королевы. [47]
Фаза II: Северный дворец и т. д.
[ редактировать ]Второй этап строительства в 25 г. до н.э. включал пристройку к Западному дворцу, большому складу для продуктов питания и Северному дворцу. Северный дворец — один из самых роскошных дворцов-крепостей Ирода. Он был построен на вершине холма на северной стороне Масады и продолжается двумя уровнями ниже, над концом скал. Верхняя терраса Северного дворца включала в себя жилые помещения короля и полукруглый портик, откуда открывался вид на окрестности. Лестница на западной стороне вела на среднюю террасу, которая представляла собой декоративный круглый зал для приемов. Нижняя терраса также предназначалась для приемов и банкетов. Он был со всех четырех сторон огорожен портиками и включал в себя римскую баню. [47]
Фаза III: казематная стена и т. д.
[ редактировать ]В 15 г. до н. э., на третьем и последнем этапе строительства, вся территория Масады, за исключением Северного дворца, была окружена стеной каземата , которая состояла из двойной стены с пространством между ними, разделенным на комнаты перпендикулярными стенами; они использовались как жилые помещения для солдат и как дополнительные складские помещения. Западный дворец также был расширен в третий раз, чтобы включить больше комнат для слуг и их обязанностей. [48]
План участка | |
---|---|
Тайник A. ostraca найден в казематеБ. Тронный зал ИродаC. красочная мозаикаD. Римская точка прорываE. Обнаружен тайник с монетамиОбнаружен тайник F. ostracaG. найдено три скелета |
Галерея
[ редактировать ]- Нижняя терраса Северного дворца (№39 на плане)
- Ступенчатый бассейн, интерпретируемый Ядином как бассейн Ирода, возможно, использовавшийся в качестве общественной ритуальной ванны ( миква ) (№ 17 на плане). повстанцами [49] [50]
- Византийская церковь (№26 на плане)
- Вид с воздуха: Масада и Змеиная тропа с северо-востока.
- Западные византийские ворота Масады (№23 на плане)
- Римский осадный лагерь F и часть римской окружной стены
- Канатная дорога ( канатная дорога Масада ), идущая вниз от Масады.
Наследие
[ редактировать ]Вторая мировая война
[ редактировать ]История Масады послужила источником вдохновения для «плана Масады», разработанного британцами в эпоху мандата. План заключался в том, чтобы занять оборонительные позиции на горе Кармель истребителями «Пальмах» , чтобы остановить ожидаемое наступление Эрвина Роммеля через регион в 1942 году. От этого плана отказались после поражения Роммеля при Эль-Аламейне . [51]
Израильская армия
[ редактировать ]Начальник штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) Моше Даян инициировал практику проведения церемонии приведения к присяге солдат израильского бронетанкового корпуса , прошедших тиронут (базовую подготовку ЦАХАЛа) на вершине Масады. Церемония завершилась заявлением: «Масада больше не падет». Солдаты ночью поднялись по Змеиной тропе и приняли присягу, освещая фон факелами. [52] Эти церемонии теперь также проводятся в других памятных местах, включая Мемориал бронетанкового корпуса в Латруне , Стену Плача и Холм боеприпасов в Иерусалиме , тюрьму Акко и тренировочные базы.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Мини -сериал о цитадели вышел в эфир в 1981 году. [53]
- Американский чемпион еврейского происхождения в полусреднем весе Клетус Селдин носит куртку, на спине которой написано «Помни Масаду». [54]
- Масада была показанной локацией в девятом и десятом эпизодах сериала «Удивительная гонка Австралия 1» (2011). [55]
- В 2017 году Жан-Мишель Жарр провел возле крепости концерт электронной музыки. [56]
- Масада — основная сюжетная локация четвёртого сезона «Проповедника» . [ нужна ссылка ]
- «XK Masada» — кодовое название внепланетного убежища непрерывного командования в « Холодной войне ».
- Масада - основное место действия романа «Голубьки» , а также одноименной телевизионной драмы, состоящей из двух частей.
См. также
[ редактировать ]- Миф о Масаде
- Археология Израиля
- Гамла , древнее место, получившее название «Масада Севера».
- Туризм в Израиле
Ссылки
[ редактировать ]- ^ на современном иврите ; на библейском иврите מְצָד məṣād «горная крепость; твердыня» от корня, означающего «охотиться, подстерегать добычу». Гесениус , Иврит-английский лексикон ( H4679 ). ; этот термин просто означает «крепость»
- ^ Jump up to: а б с д Слоан, Элизабет (16 мая 2017 г.). «Неужели евреи убили себя в Масаде, а не попали в руки римлян?» . Газета «Гаарец» . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Магнесс, Джоди (27 мая 2020 г.). «Замечательная история Масады: гостевой пост Джоди Мэгнесс» . Блог Барта Эрмана . Фонд Барта Эрмана . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Зулейка Роджерс, изд. (2007). Создание истории: Иосиф Флавий и исторический метод . Брилл. п. 397 . ISBN 978-90-04-15008-9 .
- ^ Самый популярный в 2008 году; Тимор, Илай (8 апреля 2009 г.). «Излюбленное место туристов Масада в Израиле» . Инетньюс . Проверено 8 апреля 2009 г. .
- ^ Что показывает система бронирования природных заповедников Израиля
- ^ Мартин Машер; и др. (18 июля 2016 г.). «Геномный анализ культивируемого зерна возрастом 6000 лет освещает историю одомашнивания ячменя: дополнительный текст и рисунки» (PDF) . Природная генетика . 48 (9). Издательство Macmillan: 1089–93. дои : 10.1038/ng.3611 . ISSN 1061-4036 . ПМИД 27428749 . S2CID 11574248 . Проверено 12 августа 2016 г.
- ^ «Масада» . www.history.com . 4 марта 2019 г.
- ^ Крепость Масада в пустыне. (1991). Получено 26 января 2023 г. с https://www.jewishvirtuallibrary.org/masada-desert-fortress .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Мерфи-О'Коннор, Джером; Канлифф, Барри (2008). Святая Земля . Оксфордские археологические справочники (5-е изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 378–381 . ISBN 978-0-19-923666-4 .
- ^ Эшель, Ханан ; Зиссу, Боаз (2019). Восстание Бар-Кохбы (1-е изд.). Иерусалим: Яд Ицхак Бен-Цви. стр. 154–157. ISBN 978-965-217-429-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Негев, Авраам ; Гибсон, Шимон , ред. (2001). «Масада». Археологическая энциклопедия Святой Земли (фрагмент). Нью-Йорк и Лондон: Континуум. стр. 320–325. ISBN 0-8264-1316-1 . Проверено 26 июля 2021 г.
- ^ Коэн, Шэй. «Римское господство: еврейское восстание и разрушение Второго Храма», в « Древнем Израиле » , под ред. Хершел Шанкс. (Общество библейской археологии, 1999), стр. 269–273.
- ↑ «Войны евреев, или История разрушения Иерусалима», Флавий Иосиф Флавий , перевод Уильяма Уистона, Проект Гутенберг, Книга IV, Глава 7, Параграф 2.
- ^ Флавий Иосиф, De bello Judaico libri vii , Б. Низе, Эд. Дж. БЖ 4.7.2
- ^ Древняя битва разделяет Израиль, поскольку «миф» Масады разоблачается; Была ли осада действительно настолько героической, спрашивает Патрик Кокберн в Иерусалиме , The Independent, 30 марта 1997 г.
- ^ Х. М. Коттон (1989). «Дата падения Масады: свидетельства масадских папирусов». Журнал папирологии и эпиграфики . 78 : 157-162.
- ^ Гилл, Дэн. «Естественный отрог в Масаде» , Nature 364 , стр. 569–570 (12 августа 1993 г.); два : 10.1038/364569a0
- ^ Дункан Б. Кэмпбелл, «Захват крепости в пустыне: Флавий Сильва и осада Масады», Ancient Warfare Vol. IV, нет. 2 (весна 2010 г.), стр. 28–35. Датировка поясняется на стр. 29 и 32.
- ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (13 декабря 2001 г.). «Масада – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . Whc.unesco.org . Проверено 20 июля 2013 г.
- ^ Шеппард, Си (2013). Еврейское восстание, 66–73 гг. н.э. Оксфорд: Osprey Publishing Ltd., с. 83. ИСБН 978-1-78096-183-5 .
- ^ Штибель, Гай Д. (2007). «Масада» . В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 13 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 593–599. ISBN 978-0-02-866097-4 – через Виртуальную справочную библиотеку Гейла .
- ^ Нахман, Бен-Иегуда (1996). Миф Масады: коллективная память и мифотворчество в Израиле . Университет Висконсин Пресс. п. 48. ИСБН 978-0-299-14833-1 .
- ^ Создание истории: Иосиф Флавий и исторический метод . Зулейка Роджерс. 2007. с. 215. ИСБН 978-90-04-15008-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джо Зиас (2000). «Останки человеческого скелета из южной пещеры в Масаде и вопрос этнической принадлежности». В Л. Шиффмане, Дж. ВандерКаме и М. Эмануэле (ред.). Свитки Мертвого моря появились спустя пятьдесят лет после их открытия . Иерусалим: Израильское исследовательское общество. стр. 732–738.
- ^ «Расшифровка древней истории о массовом самоубийстве в Иудейской пустыне | Очерки Эона» .
- ^ Гленда В. Френд и Стивен Файн (1997). «Масада». Оксфордская энциклопедия археологии Ближнего Востока . Том. 3. Издательство Оксфордского университета. стр. 428–430.
- ^ Ижар Хиршфельд. Монастырь Марда: Масада в византийский период , Бюллетень Англо-израильского археологического общества; 2001/2002, Том. 19/20, с. 119, январь 2001 г. (аннотация) [1]
- ^ Jump up to: а б Отмар Киль; Макс Кюхлер; Кристоф Юлингер (1982). Места и пейзажи Библии: справочник и учебный пособие по Святой Земле . Том 2. Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. п. 588. ИСБН 978-3-545-23042-2 . Проверено 23 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Пресс-секретарь BIU (19 июля 2016 г.). «Впервые секвенирован геном зерен ячменя возрастом 6000 лет» . Бар-Илан в прессе . Университет Бар-Илан . Проверено 12 августа 2016 г.
- ^ Идо Эфрати (19 июля 2016 г.). «Одомашнивание ячменя началось на севере Израиля, показывают 6000-летние зерна» . Гаарец . Проверено 12 августа 2016 г.
- ^ Мартин Машер; и др. (18 июля 2016 г.). «Геномный анализ 6000-летнего культивируемого зерна проливает свет на историю одомашнивания ячменя» . Природная генетика . 48 (9). Издательство Macmillan: 1089–1093. дои : 10.1038/ng.3611 . ISSN 1061-4036 . ПМИД 27428749 . S2CID 11574248 .
- ^ Илан Бен Цион (18 июля 2016 г.). «6-тысячелетние, но «почти свежие» семена Масады раскрывают происхождение ячменя» . Таймс Израиля . Проверено 12 августа 2016 г.
- ^ Моя земля обетованная , Ари Шавит, 2013, с. 80. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Джеймс Д. Табор , Масада: Пещера 2000/2001 , на веб-сайте «Еврейско-римский мир Иисуса», Университет Северной Каролины в Шарлотте . Опубликовано не ранее октября 1994 г., по состоянию на февраль 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Джозеф (Джо) Зиас и Азриэль Горски, Поимка красивой женщины в Масаде , Ближневосточная археология (NEA) (69:1), 2006, стр. 45–48.
- ^ Фридман, Матти (22 июня 2007 г.). «Некоторые Масада остаются под вопросом в ходе исследования» . Вашингтон Пост . Проверено 22 марта 2010 г.
- ^ Коннор, Стив (13 июня 2008 г.). «Двухтысячелетнее семя вырастает для ученых в «дерево жизни»» . Лондон: Независимые новости. Архивировано из оригинала 14 июня 2008 года . Проверено 17 июня 2008 г.
- ^ Уэйд, Николас (20 февраля 2012 г.). «Мёртвое 32 000 лет назад арктическое растение возродилось» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 20 февраля 2012 г.
- ^ Шэй Джей Ди Коэн (2010). Значение Явне и других очерков в еврейском эллинизме . Мор Зибек. п. 143. ИСБН 978-3-16-150375-7 .
- ^ Клайн, Эрик Х (20 февраля 2017 г.). «Расшифровка древней истории о массовом самоубийстве в Иудейской пустыне | Очерки Эона» . Эон .
- ^ «Музей Игаэля Ядина Масады: дар Фонда Шуки Леви» . Управление природы и парков Израиля. Архивировано из оригинала 29 декабря 2015 г.
- ^ «Музей Масада памяти Игаэля Ядина, финансируемый Фондом Шуки Леви» . Еврейский университет Иерусалима. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ «Масадское звуковое и световое шоу» . Управление природы и парков Израиля. Архивировано из оригинала 29 декабря 2015 г.
С марта по октябрь каждый вторник и четверг в 21:00.
- ^ Зайдлер, Ширли (19 мая 2015 г.). «20-летняя туристка из США разбилась насмерть в Масаде» . Haaretz.com . Гаарец . Проверено 23 января 2018 г.
- ^ Роллер, Дуэйн В. Строительная программа Ирода Великого / Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, 1998.
- ^ Jump up to: а б с Нетцер, Эхуд. Дворцы Хасмонеев и Ирода Великого. Иерусалим: Yed Ben-Zvi Press и Израильское исследовательское общество, 2001.
- ^ Ядин, Игаэль. Масада: крепость Ирода и последняя битва фанатиков. Лондон, 1966 год.
- ^ Jump up to: а б Джером Мерфи-О'Коннор (2008). Святая Земля: Оксфордский археологический справочник с древнейших времен до 1700 года . Оксфордские археологические справочники. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 385. ИСБН 978-0-19-923666-4 . Проверено 12 августа 2016 г.
... небольшой глубокий ступенчатый бассейн с треугольным балконом. Ниши для одежды позволили определить его как бассейн. Есть те, кто предпочитает думать об этом как о ритуальном омовении (микве); вполне возможно, что в этом качестве его использовали фанатики.
- ^ Jump up to: а б Миха Ливне; Зеев Мешель (1965). Масада (на французском языке). Иерусалим: Направление национальных парков.
Piscine hérodienne (бассейн Ирода)
- ^ Бен-Иегуда, Нахман (1995). Миф Масады: коллективная память и мифотворчество в Израиле . Университет Висконсина Пресс. стр. 131–132. ISBN 978-0-299-14833-1 .
- ^ Дэн Битан, Месада - символ и легенда , Мертвое море и Иудейская пустыня, 1960, Яд Бен Цви
- ^ Лиза Морис, «Мечи, сандалии и молитвенные платки: изображение евреев и римлян на киноэкране», в «Когда Запад встретился с Востоком. Встреча Греции и Рима с евреями, египтянами и другими. Исследования, представленные Ранону Кацоффу» в честь его 75-летия», под редакцией Д.М. Шапса, У. Ифтаха, Д. Дуека, Триест, EUT Edizioni Università di Trieste, стр. 307–336.
- ^ «На подъеме: «Еврейский молот» Клетус Селдин стремится пополнить ряды исторических еврейских боксеров» . Algemeiner.com .
- ^ Бокер, Ран (27 ноября 2014 г.). «Китайская «Удивительная гонка» отменяет стрельбу по Израилю» . Инетньюс . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ «Жан-Мишель Жарр сыграет анти-Дональд Трамп концерт на Мертвом море» . Хранитель . 3 апреля 2017 года . Проверено 18 апреля 2017 г. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]История
[ редактировать ]- Шварц, Барри; Зерубавель, Яэль; Барнетт, Бернис М.; Штайнер, Джордж (1986). «Восстановление Масады: исследование коллективной памяти» . Социологический ежеквартальный журнал . 27 (2). Уайли: 147–164. ISSN 0038-0253 . JSTOR 4106206 .
- Зильберман, Нил Ашер (1989). Между прошлым и настоящим: археология, идеология и национализм на современном Ближнем Востоке . Даблдэй.
- Зерубавель, Яэль (1995). Возвращенные корни: коллективная память и создание израильской национальной традиции . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-98157-4 .
- Бен-Иегуда, Нахман (1996). Миф Масады: коллективная память и мифотворчество в Израиле . Университет Висконсина Пресс. ISBN 978-0-299-14833-1 .
- Кокберн, Патрик (30 марта 1997 г.). «Древняя битва разделяет Израиль по мере того, как рушится «миф» Масады» . Независимый . Проверено 13 июля 2024 г.
- Бен-Иегуда, Нахман. Жертвуя истиной: археология и миф о Масаде , Humanity Books, 2002.
- Магнесс, Джоди (2021). Масада: от еврейского восстания к современному мифу . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-21677-5 .
- Шавит, Ари (2014). Моя земля обетованная: триумф и трагедия Израиля . Писец Публикации Pty Limited. ISBN 978-1-922072-51-1 .
Археологические отчеты
[ редактировать ]- Ави-Йона, Майкл и др., Israel Exploration Journal 7, 1957, 1–160 (отчет о раскопках Масады)
- Ядин, Игаэль. Журнал исследований Израиля , 15, 1965 г. (отчет о раскопках в Масаде).
- Ядин, Игаэль (1966). Масада; Крепость Ирода и последняя битва зилотов . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ОСЛК 1175632 .
- Перлман, Моше (1967). Фанатики Масады: История раскопок . Нью-Йорк: Скрибнер. OCLC 2019849 .
- Нетцер, Э., Масада; Раскопки Игаэля Ядина 1963–1965 гг. Том III. КЭС Иерусалим, 1991.
- Роллер, Дуэйн В. Строительная программа Ирода Великого , Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, 1998.
- Нетцер, Эхуд. Дворцы Хасмонеев и Ирода Великого. Иерусалим: Yed Ben-Zvi Press и Израильское исследовательское общество, 2001.
- Эхуд Нецер, Архивы повстанцев в Масаде , Israel Exploration Journal, Vol. 54, № 2 (2004), стр. 218–229.
- Бар-Натан Р., Масада; Раскопки Игаэля Ядина 1963–1965 гг. , Том VII. IES Иерусалим, 2006.* Джейкобсон, Дэвид, «Северный дворец в Масаде – корабль Ирода в пустыне?» Ежеквартальный журнал исследований Палестины , 138,2 (2006), 99–117.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии и кадры раскопок Ядина
- Библия и ее толкование: миф о Масаде
- Страница объектов всемирного наследия
- Штибель, Гай Д. «Масада». Энциклопедия иудаики. |объем = 13. 593–599. Виртуальная справочная библиотека Гейла.
- Фотографии Масады
- Страница Масады на сайте Израильского национального парка
- Все варианты подъема на Масаду пешком .
- Объекты всемирного наследия в Израиле
- Масада
- заведения 30-х годов до нашей эры
- Археологические музеи Израиля
- Археологические памятники в Израиле
- Здания и сооружения Южного округа (Израиль)
- Скалы Азии
- Укрепления в Израиле
- Исторические места Израиля
- Музеи Южного округа (Израиль)
- Национальные парки Израиля
- Охраняемые территории Южного округа (Израиль)
- Древние еврейские поселения Иудеи
- Застой 70-х годов в Римской империи
- сражения I века
- конфликты 70-х
- Иудейская пустыня
- Горы, связанные с византийским монашеством