Осада Йодфата
Осада Йодфата | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Галилейской кампании (67 г.) Первой иудейско-римской войны. | |||||||
![]() Расположение древнего Йодфата на вершине холма | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Галилейские евреи | Римская империя | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Иосиф Флавий ( военнопленный ) | Веспасиан | ||||||
Сила | |||||||
~ 42 000, включая некомбатантов | 60 000, включая 3 легиона, вспомогательные силы и союзников | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
40 000 убито, 1200 порабощено. [ 1 ] | Неизвестный | ||||||
Расположение в Израиле |
Осада Йодфата ( иврит : יוֹדְפַת , также Йотапата, Иотапата, Йодефат) — 47-дневная осада римскими войсками еврейского , которая города Йодфат произошла в 67 году нашей эры , во время Великого восстания . Осада , возглавляемая римским генералом Веспасианом и его сыном Титом , будущими императорами, закончилась разграблением города, смертью большинства его жителей и порабощением остальных. Это была вторая самая кровопролитная битва восстания, уступившая только Осада Иерусалима , и самая продолжительная, за исключением Иерусалима и Масады . Осада была записана Иосифом Флавием , который лично командовал еврейскими войсками в Йодфате и впоследствии был захвачен римлянами. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Великое восстание
[ редактировать ]Иудея была неспокойным регионом на протяжении I века нашей эры, разрывавшимся между различными религиозными сектами, изо всех сил пытавшимися вписаться в римскую систему и подчинявшимся римским прокураторам, которые часто были коррумпированными и репрессивными. В 66 г. н.э. наконец вспыхнуло крупное восстание, и в Иерусалиме было создано повстанческое правительство. Когда Цестий Галл , легат Сирии , , не смог взять Иерусалим и затем попал в засаду в Бет-Ороне восстание распространилось на царство Агриппы II , включая Галилею . [ 3 ] [ 4 ] После этого император Нерон призвал Веспасиана , выдающегося ветерана завоевания Британии , подавить восстание. В апреле 67 года Веспасиан в сопровождении легионов X Fretensis и V Macedonica высадился у Птолемаиды . Там к нему присоединился Тит , прибывший из Александрии во главе XV легиона Аполлинария , и армии различных местных союзников, включая армию царя Агриппы II. Выставив более 60 000 солдат, Веспасиан приступил к вторжению в Галилею. [ 5 ] Евреям не удалось создать эффективную полевую армию, и поэтому кампания Веспасиана проходила преимущественно с осадами. [ 3 ] Повстанческое правительство в Иерусалиме передало командование Галилеей и Голанами Йосефу Бен Матитьяху (позже известному под именем Иосиф Флавий ), который, по словам самого Иосифа Флавия, до римского вторжения укрепил 19 наиболее важных городов региона. , среди которых были Берсабе , Саламис и Йодфат. [ 6 ] [ 7 ] После неудачной попытки противостоять римской армии при Сепфорисе Иосиф Флавий отступил в Тверию , но вскоре обосновался в Йодфате, привлекая к городу римские легионы. [ 5 ]
Веспасиан очень хотел разрушить Иотапату, так как он получил сведения о том, что большая часть врагов отступила туда и что, по другим причинам, это было для них место в большой безопасности.
- Флавий Иосиф Флавий, Иудейские войны 3:141. [ 8 ]
Древний Йодфат
[ редактировать ]
Древний город Йодфат расположен примерно в 22 км к юго-востоку от Акры и в 9 км к северу от Сепфориса, в топографических условиях, которые внесли большой вклад в защиту города. Он располагался на изолированном холме, скрытом между высокими вершинами, окруженном с трех сторон крутыми оврагами и легко доступном только с седловины на севере. [ 7 ] [ 9 ]
Археологические исследования Йодфата выявили следы проживания людей от раннего эллинистического периода (4-й и 3-й века до н.э.) до римских времен, хотя город достиг своего зенита в I веке нашей эры, до восстания, когда он расширился с вершины горы. холма до его южного плато. [ 9 ] Те же раскопки выявили две, а возможно, и три фазы укрепления. Первая стена, окружающая вершину, была датирована началом I века до нашей эры и приписана хасмонейским царям, которые в то время распространили свое влияние на Галилею. Позже они были подкреплены дополнительной параллельной стеной. [ 9 ] в то время как массивная башня стояла в центре площадки, а небольшая - на западе. [ 5 ] Заключительный этап укрепления произошел на рубеже тысячелетий, когда была построена стена, охватывающая как вершину, так и южное плато, площадью примерно 47 дунамов (около 12 акров). На доступной северной стороне Йодфата она состояла из казематной стены, переходящей в единую сплошную стену, укрепленную несколькими башнями за вершиной. [ 7 ] [ 9 ] Единственная стена точно повторяла топографию холма и в некоторых случаях непосредственно примыкала к существующим зданиям или включала их в себя, что позволяет предположить, что она была построена в спешке, в трудные времена. Возможно, это были укрепления времен восстания, которые Иосиф приписывает себе. [ 2 ]
Однако Йодфат страдал от отсутствия какого-либо местного природного источника воды. [ 7 ] Раскопки выявили существование обширной системы цистерн, как общественных, так и частных, которые использовались для сбора дождевой воды. [ 9 ] Хотя большое количество кукурузы хранилось, [ 10 ] Зависимость Йодфата от ограниченных и уменьшающихся запасов воды могла оказаться проблематичной во время римской осады.
Хотя Иосиф Флавий несомненно преувеличивает, он оценивает численность населения Йодфата накануне осады в более чем 40 000 человек, включая беженцев. [ 1 ] [ 9 ]
Роман побеждает
[ редактировать ]
В начале июня 67 г. в Йодфат прибыл отряд из 1000 кавалеристов, чтобы блокировать город, а днем позже за ним последовала вся римская армия в этом регионе: Пятый , Десятый и Пятнадцатый легионы, а также вспомогательные войска, состоящие из арабских лучников и сирийских пращников. Веспасиан разбил свой лагерь к северу от города, лицом к его единственной доступной стороне, а его войска окружили город. [ 5 ] Штурм стены на второй день осады провалился, и после нескольких дней, в течение которых защитники совершили ряд успешных вылазок против его войск, Веспасиан решил энергично продолжать осаду. [ 11 ] Затем римская армия начала строить осадные рампы у городских стен, и когда эти работы были прерваны евреями, Веспасиан установил 160 машин, катапульт и баллист при поддержке легковооруженных солдат, пращников и лучников, чтобы выбить защитников со стен. . Осажденные, в свою очередь, встречали неоднократные вылазки со стороны осажденных, но работы над пандусом продолжались, поднимая его до высоты зубчатых стен и вынуждая Бен-Матитяху поднять сами стены. [ 5 ] [ 12 ]
Перед началом осады Бен-Матьяху нормировал ограниченный запас воды в Йодфате. Римляне услышали об этом и начали использовать свою артиллерию для целенаправленных попыток набрать воду, надеясь усугубить и без того сложную ситуацию и быстро положить конец осаде. Евреи опровергли эти ожидания, выжимая одежду над зубчатыми стенами до тех пор, пока стены не потекли водой, что заставило римлян поверить, что у них есть какой-то скрытый запас воды. По словам Иосифа Флавия, это имело двойной эффект: укрепило решимость римлян взять город силой и решимость защитников сражаться, надеясь умереть от меча, а не от жажды или голода. [ 12 ] [ 13 ]
После завершения строительства штурмовой рампы Веспасиан приказал таран подвести к стене . Защитники использовали различные уловки против тарана, в том числе опускали мешки, наполненные соломой, чтобы принять на себя его удары (пока они не были вырваны римлянами), а также выходили и поджигали таран. [ 12 ] Иосиф Флавий также ведет хронику инцидента, когда один из защитников, известный своей силой, бросил сверху на тарана огромный камень, отломив ему голову. [ 14 ] Тем не менее попытки снести стену продолжались. Когда сам Веспасиан был ранен дротиком защитника, римляне были настолько разгневаны, что продолжали бомбардировку стены всю ночь. К утру образовалась брешь, и римляне были готовы штурмовать стены. Однако осажденные прорвались через брешь, и когда римлянин попытался взобраться на стены, на них сверху облили кипящее масло, и они были отброшены. [ 12 ]
Следующей уловкой Веспасиана было поднять осадную рампу еще выше, и, чтобы защитить своих солдат, он построил три осадные башни , каждая по 15 метров в высоту. Обстреливая защитников ракетами, башни позволили римским солдатам, находившимся внизу, завершить осадные работы, поднимая рампу до тех пор, пока она не вышла за пределы городских стен. [ 5 ] [ 12 ]
Падение Йодфата
[ редактировать ]На 47-й день осады, в день, когда пандус вышел за стены, к римлянам подошел дезертир и рассказал о тяжелом положении в Йодфате. Защитников осталось немного, и они, измученные постоянными боями и бдительностью, обычно спали во время последней ночной стражи. [ 15 ] На рассвете следующего дня, первого дня Панема (20 июля 67 г.), отряд римлян, как сообщается, возглавлялся самим Титом. [ 16 ] украдкой перелез через стены, перерезал стражам глотки и открыл ворота, впустив всю римскую армию. Застигнутые врасплох евреи были сбиты с толку густым туманом, и римляне быстро захватили вершину, преследуя жителей вниз по восточному склону. [ 7 ]
А римляне так хорошо помнили, что им пришлось пережить во время осады, что никого не щадили и не жалели, но сгоняли людей с пропасти из цитадели и убивали их, когда они гнали их вниз; в это время трудности этого места не позволяли тем, кто еще был в состоянии сражаться, защитить себя; Поскольку они терпели затруднения на узких улицах и не могли твердо стоять на ногах при обрыве, их одолела толпа тех, кто сражался с ними из крепости.
- Флавий Иосиф Флавий, Иудейские войны 3:330 [ 16 ]
По словам Иосифа Флавия, 40 000 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством, а 1200 женщин и младенцев были взяты в рабство, в то время как у римлян погиб лишь один человек. Веспасиан приказал снести город и снести его стены. Римляне запретили захоронение павших, и только год или больше спустя евреям разрешили вернуться, чтобы похоронить останки в пещерах и цистернах. [ 2 ] [ 7 ] [ 17 ]
Йосеф Бен-Матьяху спрятался в одной из пещер, разбросанных по этому месту, вместе с 40 другими известными жителями Йодфата. Хотя Бен-Матьяху был за то, чтобы сдаться римлянам, большинство его товарищей предпочли покончить с собой, чем попасть в руки римлян. [ 4 ] Поскольку самоубийство считается грехом, они решили бросить жребий, чтобы убить друг друга. Однако Бен-Матьяху и еще один человек оказались последними, кто выжил, и оба решили сдаться. [ 18 ] Бен-Матьяху, которого привели к римскому полководцу, предсказал, что Веспасиан однажды станет императором. Веспасиан впоследствии пощадил лидера повстанцев, который начал сотрудничать с римлянами. Сначала он был рабом, но позже был освобожден и получил римское гражданство как Флавий Иосиф. [ 4 ] [ 19 ]
Археология
[ редактировать ]
Роль Иосифа Флавия как лидера защитников Йодфата, его последующее сотрудничество с римлянами и его служение флавианам - все это сделало его рассказ об осаде Йодфата подозрительным. Достоверность Иосифа Флавия, как единственного отчета о битве, а также о многих событиях Великого восстания, была центральным предметом исторических исследований. [ 2 ] [ 9 ]
Поскольку первоначальное место Йодфата никогда не переселялось и не застраивалось, оно дает почти беспрецедентное представление как о еврейской жизни того времени, так и о месте битвы. [ 20 ] Тем не менее, хотя место Йодфата было обнаружено в середине 19 века, раскопки древнего города начались только в течение шести сезонов, проведенных в период с 1992 по 2000 год. Они показали, что описание событий в Йодфате, данное Иосифом Флавием, в значительной степени было ошибочным. точный. [ 21 ] На этом месте есть свидетельства поспешного укрепления и произошедшего крупномасштабного сражения. При исследовании римского штурмового пандуса, а также жилых районов города были обнаружены сотни наконечников стрел для луков и баллист, а также камни для катапульт, а на пандусе также были найдены пара гвоздей -калиг и большой катящийся камень. [ 2 ] Насыпь с камнем-катапультой в углу северной стены каземата свидетельствует о попытках укрепления против тарана. Человеческие кости всех возрастов были найдены в каждом доме и цистерне, включая руки и черепа со следами порезов от тяжелых острых инструментов. Сотни, а возможно, и тысячи людей явно погибли во время боя. [ 7 ]
Археология Йодфата также показывает, что укрепление Йодфата нельзя приписать только усилиям Иосифа Флавия. Более того, археология не может дать представление о многих подробностях, которые он сообщает, особенно о событиях, связанных с окончательным падением Йодфата и его капитуляцией Веспасиану. Цифры, которые он приводит для населения Йодфата и большого количества жертв, явно завышены. [ 9 ] Более реалистичная цифра предполагает, что население города накануне осады, включая беженцев и бойцов, составляло 7000 человек. [ 7 ]
Особый интерес представляет каменная плита размером 8 на 11 см, найденная в жилом районе на восточном склоне Йодфата. [ 9 ] покрыт с обеих сторон процарапанными рисунками, нанесенными заостренным инструментом. На одной стороне изображено здание с треугольной крышей на подиуме, небольшое дерево и арфа; считается, что оно изображает Нефеш (традиционный иудейский мавзолей). На другой стороне камня изображен краб, астрологический символ еврейского месяца Таммуз, в первый день которого пал Йодфат. Считается, что камень был работой осажденного еврея, предчувствовавшего свою неминуемую гибель. [ 7 ] [ 22 ] и его подобие было выгравировано на современном памятнике защитникам Йодфата, установленном у подножия римского осадного вала.
Римский пандус в седловине под стенными башнями Йодефата представлял собой двойной пандус, и там, где он становился крутым, заполнение пандуса удерживалось на месте все еще видимой бетонной облицовкой. В 1993 году археологическая группа Рочестерского университета нанесла на карту квадратный километр с центром на латунном основании, установленном недалеко от центра холма Йодефат британскими геодезистами. Основная цель картографического проекта состояла в том, чтобы создать цифровую модель рельефа с визуализированной каркасной моделью и картой, изображающей все сохранившиеся городские археологические объекты, осадную рампу, входы в цистерны, пресс для оливок на нижнем восточном склоне и ниши могил на склонах. ниже стен. Кроме того, потенциальные места размещения римской артиллерии были определены посредством анализа траекторий баллист, обнаруженных археологически у подножия северных башен. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Флавий Иосиф Флавий, Иудейские войны, 3:336» . Персей.tufts.edu . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Авиам, Мордехай (2002). «Йодефат/Джотапата - Археология первой битвы». В Андреа М. Берлин (ред.). Первое еврейское восстание . Рутледж. стр. 121–133. ISBN 0-415-25706-9 .
- ^ Jump up to: а б Голсуорси, Адриан (2003). Во имя Рима . Лондон: Феникс. стр. 333–335. ISBN 0-7538-1789-6 .
- ^ Jump up to: а б с Сэмюэл, Рокка (2008). Форты Иудеи 168 г. до н. э. – 73 г. н. э . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 8–9. ISBN 978-1-84603-171-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рокка 2008, стр. 37-39, 47-48.
- ^ «Флавий Иосиф Флавий, Иудейские войны, 2:572» . Персей.tufts.edu . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Авиам, Мордехай (2007). «Археологическое освещение рассказа Иосифа Флавия о битвах при Йодефате и Гамле». В Зулейке Роджерс (ред.). Делая историю: Иосиф Флавий и исторический метод . Брилл. стр. 372–384. ISBN 978-90-04-15008-9 .
- ^ «Флавий Иосиф Флавий, Иудейские войны, 3:141» . Персей.tufts.edu . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Адан-Байевиц, Дэвид; Авиам, Мордехай (1997). «Иотапата, Иосиф Флавий и осада 67: предварительный отчет о сезонах 1992–94 годов». Журнал римской археологии . 10 : 131–165. дои : 10.1017/S1047759400014768 . S2CID 164803776 .
- ^ «Флавий Иосиф Флавий, Жизнь Флавия Иосифа, 188» . Персей.tufts.edu . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ «Флавий Иосиф Флавий, Иудейские войны, 3:150-161» . Персей.tufts.edu . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Вебстер, Грэм (1998). Римская императорская армия первого и второго веков нашей эры (3-е изд.). Университет Оклахомы Пресс. стр. 252–254. ISBN 0-8061-3000-8 .
- ^ «Флавий Иосиф Флавий, Иудейские войны, 3:181-189» . Персей.tufts.edu . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ «Флавий Иосиф Флавий, Иудейские войны, 3:229» . Персей.tufts.edu . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ «Флавий Иосиф Флавий, Иудейские войны, 3:316-322» . Персей.tufts.edu . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Флавий Иосиф Флавий, Иудейские войны, 3:323-331» . Персей.tufts.edu . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ Сион, Дэнни. «Гамла – Мертвые» . Управление древностей Израиля . Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ «Флавий Иосиф Флавий, Иудейские войны, 3:387-391» . Персей.tufts.edu . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ Гольдберг, Г.Дж. «Успех Веспасиана - Галилейская кампания, 67 г. н.э.» . Проверено 21 мая 2010 г.
- ^ Сион, Дэнни. «Гамла – археологические свидетельства» . Управление древностей Израиля . Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ Иосиф Флавий, Флавий; Мейсон, Стив (2003). Жизнь Иосифа Флавия . 2003. Брилл. стр. 197–199. ISBN 978-0-391-04205-6 .
- ^ «Йодфат – обзор» . Управление древностей Израиля . Проверено 22 мая 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Институт изучения древних культур Чикагского университета , Мордехай Авиам | Йодфат (Иотапата): Жизнь и смерть еврейского галилейского города на YouTube , Йодфат (Иотапата): Жизнь и смерть еврейского галилейского города. Лекция, прочитанная в Чикагском университете 13 июня 2018 г.