Скажи эс-Сафи
Скажи эс-Сафи
Аль-Сафи Хилл Тель-Цафит | |
---|---|
![]() | |
Серия исторических карт местности вокруг Телль-эс-Сафи (нажимайте кнопки) | |
Расположение в Израиле | |
Координаты: 31 ° 42'15 "N 34 ° 50'49" E / 31,70417 ° N 34,84694 ° E | |
Палестинская сетка | 135/123 |
Геополитическая сущность | Израиль |
Подрайон | Хеврон |
Дата депопуляции | 9–10 июля 1948 г. [ 3 ] |
Область | |
• Общий | 27 794 дунама (27 794 км 2 или 10,731 квадратных миль) |
Население (1945) | |
• Общий | 1,290 [ 1 ] [ 2 ] |
Причины депопуляции | Военное нападение ишува сил |
Телль-эс-Сафи ( арабский : تل الصافي , латинизированный : Талл аш-Сафи , «Белый холм»; иврит : תל צפית , Тель-Цафит ) — арабская палестинская деревня, расположенная на южных берегах Вади-Аджур (225 километров). миль) к северо-западу от Хеврона , арабское население которого было изгнано во время арабо-израильской войны 1948 года по приказу Шимона Авидана , командира бригады Гивати . [ 4 ]
Археологические раскопки показывают, что это место (телл или археологический курган) было постоянно заселено, начиная с 5-го тысячелетия до нашей эры. [ 5 ] На карте Мадабы оно обозначено как Сафита , а крестоносцы называли его Бланш Гард . [ 6 ] [ 7 ] Упоминается арабскими географами в 13-16 веках. Во времена Османской империи он был частью района Газа . В наше время дома строились из высушенного на солнце кирпича . Жители деревни были мусульманами и выращивали зерновые и сады.
Сегодня это место, известное как Тель-Цафит, представляет собой израильский национальный парк, включающий археологические находки, которые некоторые идентифицируют как филистимский город Гат , упомянутый в Библии. [ 8 ] На телле также можно увидеть остатки форта крестоносцев и арабской деревни. [ 5 ]
Имена
[ редактировать ]На карте Мадабы VI века он назван Сафитой. [ 6 ] [ 7 ] В 19 веке белая меловая скала на этом месте была названа причиной арабского названия: Телль-эс-Сафи означает «чистый или яркий курган». [ 9 ] В период крестоносцев использовалось название Blanche Garde, «Белая крепость» на французском языке, и Alba Specula или Alba Custodia на латыни. [ 10 ]
География
[ редактировать ]
Телль-эс-Сафи расположен на высоте 300 футов (91 м) над равниной Филистии и на высоте 700 футов (210 м) над уровнем моря, а его белые обрывы можно увидеть с севера и запада на расстоянии нескольких часов. [ 8 ] Телль-эс-Сафи расположен между израильскими городами Ашкелон и Бейт-Шемеш и является одним из крупнейших памятников бронзового и железного веков в стране. [ 11 ]
Отождествление с Гатом
[ редактировать ]Виктор Герен считал, что Телль-эс-Сафи был «сторожевой башней», упомянутой в Иисусе Навине 15:38 , исходя из ее этимологического значения: [ 12 ] но сейчас считается, что на этом месте находился филистимский город Гат . Против идентификации выступила Олбрайт , которая отметила его близость к другому ведущему городу филистимского союза, Экрону ( Тель-Микне ), но более поздние раскопки выявили более подтверждающие доказательства в пользу Телль-эс-Сафи. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Шнидевинд пишет, что Гат был важен для филистимлян в восьмом веке до нашей эры из-за его легко защищаемого географического положения. Олбрайт утверждала, что Телль-эс-Сафи был слишком близок к Тель-Микне/Экрону, чтобы быть Гатом. Участки находятся всего в 8 км друг от друга. Однако и Телль-эс-Сафи, и Тель-Микне были крупными памятниками эпохи средней бронзы и железного века. Частью объяснения могут быть сельскохозяйственные особенности этого региона южной прибрежной равнины. Кроме того, нет уверенности в том, что эти два сайта процветали одновременно. Литературные источники предполагают, что Гат процветал в эпоху поздней бронзы и раннего железа до его разрушения ассирийцами в конце восьмого века до нашей эры. Расцвет Экрона пришелся на седьмой век до нашей эры, после того как это место было захвачено ассирийцами в качестве сельскохозяйственного административного центра (Дофан и Гитин, 1993). [ 16 ]
История и археология
[ редактировать ]Раскопки в Телль-эс-Сафи с 1996 года. [ 11 ] указывают на то, что это место было заселено «практически непрерывно, начиная с эпохи энеолита и заканчивая современным периодом». [ 5 ]
Бронзовый век
[ редактировать ]Ханаанский город
[ редактировать ]Это место уже было значительным поселением в раннем бронзовом веке , его площадь оценивалась в 24 гектара. Находки этого периода включают гиппопотама из слоновой кости цилиндрическую печать , найденную внутри банки с дырявым горлышком в хорошо стратифицированном контексте EB III (ок. 2700/2600 – 2350 до н. э.). Мотивом был крадущийся лев-самец. [ 17 ] [ 18 ]
Стратиграфические данные свидетельствуют о поселении в периоды поздней бронзы и железного века (I и II). [ 5 ] К позднему бронзовому веку площадь территории достигла 34 гектаров. Находка фрагмента чаши LBA с иератической надписью (XIX-XX династии) отражает египетские контакты, распространенные в этом регионе в этот период. [ 19 ]
Железный век
[ редактировать ]Филистимское присутствие
[ редактировать ]Существуют стратиграфические свидетельства поселений в периоды I и II железного века . [ 5 ] Это большой город железного века , «с трех сторон окруженный большим искусственным осадным рвом ». [ 20 ]
Радиоуглеродное датирование , опубликованное в 2015 году, показало раннее появление филистимской материальной культуры . в городе [ 21 ] Согласно отчетам 2010 года, израильские археологи обнаружили свидетельства первого поселения филистимлян в Ханаане, а также филистимский храм и свидетельства сильного землетрясения в библейские времена. [ 22 ]
Надпись Телль-эс-Сафи , датированная 10 веком до нашей эры, была найдена на этом месте в 2005 году.
Археологи обнаружили рогатый алтарь, датируемый 9 веком до нашей эры. Каменный артефакт имеет высоту более 3 футов (одного метра) и является самым ранним из когда-либо найденных в Филистии. Он имеет пару рогов, похожих на древние израильские алтари, описанные в еврейской Библии ( Исход 27: 1–2; 3 Царств 1:50 ), однако израильские алтари обычно имеют четыре рога, как, например, в Тель-Беэре. Шева , например, в отличие от двух. [ 23 ]
В отчетах 2010 года упоминаются свидетельства разрушения царем Азаилом около 830 г. до н.э. Арам-Дамаска [ 22 ]
Византийский период
[ редактировать ]
Это место обозначено на карте Мадабы как Сафифа ( греч . CΑΦΙΘΑ ). [ 6 ]
Период крестоносцев и Айюбидов
[ редактировать ]Во время крестовых походов это место называлось Бланшегард («Белая гвардия»), вероятно, имея в виду обнажение белой скалы рядом с этим местом. [ 24 ] построил форт В 1142 году на этом месте король Фулк . После осады Аскалона в 1153 году замок был расширен и укреплен. [ 25 ] Он стал светлостью в 1166 году, когда был передан Вальтеру III Бризебарру, лорду Бейрута.
Он был разобран после того, как его захватил Саладин в 1191 году. [ 24 ] [ 26 ] но реконструирован Ричардом Английским в 1192 году. Король Ричард чуть не был схвачен во время проверки своих войск рядом с этим местом. [ 24 ]
В 1253 году сын Жиля Рауль (умер после 1265 года) был зарегистрирован как лорд Бланшегарда. барон Амальрик Барле, который был верен Гогенштауфенам . В 1265 году правление Бланшегардом принял [ 27 ] Вскоре после этого Бланшегар был отбит мусульманскими войсками. Остатки квадратного замка и его четырех башен служили важным местом в деревне вплоть до 19 века. [ 8 ] [ 28 ] [ 29 ]
Якут аль-Хамави , писавший в 1220-х годах, описал это место как форт недалеко от Байт-Джибрина в районе Рамлеха . [ 24 ] [ 30 ]
Мамлюкский период
[ редактировать ]Около 1495 года арабский географ Муджир ад-Дин аль-Ханбали заметил, что деревня с таким названием находится в пределах административной юрисдикции Газы. [ 24 ] [ 31 ]
Османский период
[ редактировать ]Деревня была включена в состав Османской империи в 1517 году вместе со всей Палестиной , а в 1596 году она появилась в налоговых регистрах, находясь в нахии (подрайоне) Газы под сектором Санджак , с населением 88 мусульманских семей; около 484 человек. Жители деревни платили фиксированную ставку налога в размере 25% на ряд культур, включая пшеницу , ячмень и кунжут, а также фрукты, а также коз и ульи; итого 13300 акче . [ 32 ]
В 1838 году Эдвард Робинсон описал Телль-эс-Сафие как мусульманскую деревню в районе Газы. [ 33 ] Это был «изолированный продолговатый холм или хребет, лежащий с севера на юг на равнине, самая высокая часть которого была обращена на юг. Деревня находится примерно посередине, ниже».
Шейх Бейт - Мухаммед Саллим принадлежал к семье Аззе из Джибрина . После того, как его семья приняла участие в Крестьянском восстании 1834 года , его отец и дядя были обезглавлены, а оставшейся семье было приказано поселиться в Телль-эс-Сафи. [ 34 ]
Когда Виктор Герен посетил его в 1863 году, он увидел двух маленьких мусульманских вали . [ 35 ] Список османских деревень, составленный около 1870 года, насчитывал 34 дома и население 165 человек. [ 36 ] [ 37 ]
В 1883 году PEF, проведенном в исследовании Западной Палестины, Телль ас-Сафи описывался как деревня, построенная из сырцового кирпича с колодцем в долине на севере. [ 38 ] Джеймс Гастингс отмечает, что в деревне был священный храм . [ 8 ]
В 1896 году население составляло около 495 человек. [ 39 ]
Британский мандат
[ редактировать ]По данным переписи населения Палестины 1922 года , проведенной властями британского мандата , в Таль ас-Сафи проживало 644 жителя, все мусульмане. [ 40 ] по переписи 1931 года их число увеличилось до 925, все еще все мусульмане, в общей сложности в 208 жилых домах. [ 41 ]
У жителей деревни Талль-ас-Сафи была мечеть , рынок и храм местного мудреца по имени Шейх Мохаммад. По статистике 1945 года общая численность населения составляла 1290 человек, все мусульмане. [ 2 ] а площадь земли составляла 27 794 дунама земли. [ 1 ] Из них в общей сложности 19 716 дунамов земли использовалось под зерновые культуры , 696 дунумов земли орошались или использовались под сады. [ 42 ] а 68 дунамов были отнесены к застроенным (городским) территориям. [ 43 ]

Израиль
[ редактировать ]война 1948 года
[ редактировать ]В 1948 году Телль-эс-Сафи был местом назначения для женщин и детей Кастины , отправленных в это время мужчинами Кастины, но они вернулись после того, как обнаружили, что в принимающей деревне недостаточно воды для удовлетворения потребностей вновь прибывших. [ 44 ]
7 июля Гивати командир Шимон Авидан отдал приказ 51-му батальону захватить район Талль-ас-Сафи и «уничтожить, убить и изгнать [ лехашмид, легарог, улегареш ] беженцев, расположившихся лагерем в этом районе, чтобы предотвратить Проникновение противника с востока на эту важную позицию». [ 45 ] По словам Бенни Морриса , характер письменного приказа и, предположительно, сопровождавших его устных объяснений, вероятно, не оставили у командира батальона мало сомнений в том, что Авидан хотел очистить территорию от жителей. [ 46 ] [ 47 ]
Арабская деревня остается
[ редактировать ]В 1992 году Валид Халиди писал, что это место заросло дикой растительностью, в основном лисохвостом и колючими растениями, вперемежку с кактусами, финиковыми пальмами и оливковыми деревьями. Он заметил остатки колодца и осыпающиеся каменные стены бассейна. Окрестности были засажены израильскими фермерами цитрусовыми деревьями, подсолнухами и зерном. Неподалёку время от времени ставили несколько палаток, принадлежавших бедуинам. [ 24 ]
Национальный парк
[ редактировать ]Сейчас это место является израильским национальным парком и местом продолжающихся археологических раскопок. [ 48 ]
Археологические исследования
[ редактировать ]Это место посетил в 1875 году Клод Ренье Кондер, которого впечатлила его высота и положение в ландшафте, но не впечатлили «наглые крестьяне». Единственными видимыми остатками были остатки крепости эпохи крестоносцев. [ 49 ]
Первые раскопки на этом месте начались в 1899 году, когда Фредерик Дж. Блисс и Р. А. Стюарт Макалистер в течение трех сезонов работали от имени Фонда исследования Палестины. Хотя на заре археологии методы Блаженства были достаточно продвинутыми для того времени. Раскопки не смогли достичь своей основной цели - точно идентифицировать это место как Гат, но стратиграфию удалось правильно определить. [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]
В 1950-х и 1960-х годах Моше Даян проводил незаконные раскопки в Телль-эс-Сафи и других местах. Некоторые из нор грабителей можно увидеть на этом месте и сегодня. Многие предметы из этих раскопок оказались в Музее Израиля в Иерусалиме. [ 56 ]
С 1996 года на этом месте раскопки проводятся археологическим проектом Телль-эс-Сафи/Гат под руководством Арена Маейра . [ 57 ] [ 58 ]
См. также
[ редактировать ]- Археология Израиля
- Города древнего Ближнего Востока
- Гат (город)
- Туризм в Израиле
- Вассалы Иерусалимского королевства
- Телль (археология)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Правительство Палестины, Департамент статистики. Статистика деревни, апрель 1945 года . Цитируется по Хадави, 1970, с. 50
- ^ Jump up to: а б Статистический отдел, 1945, с. 23
- ^ Моррис, 2004, с. XIX , поселок № 292. Также является причиной депопуляции
- ^ Моррис, 2004, с. 436
- ^ Jump up to: а б с д и Негев и Гибсон (2005), с. 445 .
- ^ Jump up to: а б с Каллай-Кляйнманн (1958), с. 155
- ^ Jump up to: а б Цафрир (1994), с. 134
- ^ Jump up to: а б с д Гастингс и Драйвер, 2004, с. 114
- ^ Палмер, 1881, стр. 275.
- ^ Боас, Адриан Дж.; Маейр, Арен М. (2016) [2009]. «Франкский замок Бланш-Гард и средневековая и современная деревня Телль-эс-Сафи в свете недавних открытий» . У Бенджамина З. Кедара ; Джонатан Филлипс; Джонатан Райли-Смит (ред.). Крестовые походы . Том. 8. Рутледж. п. 4. ISBN 978-0-7546-6709-4 . Проверено 3 октября 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б Саттон, Марк К. (2015). Археология: наука о человеческом прошлом (4-е изд.). Рутледж. п. 81. ИСБН 9781317350095 . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Guérin, V. (1869), p. 90–ff.
- ^ Гат в Библии gath.wordpress.com
- ^ Бромили, 1982, стр. 411–413 .
- ^ Харрис, Хортон (2011). «Местоположение Циклага: обзор мест-кандидатов, основанный на библейских, топографических и археологических свидетельствах». Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 143 (2): 119–133. дои : 10.1179/003103211x12971861556954 . S2CID 162186999 .
- ^ Уильям М. Шнидевинд , Геополитическая история Филистимского Гата . Бюллетень американских школ восточных исследований, № 309 (февраль 1998 г.), стр. 69–77.
- ^ Мейр, Арен М. и др. «Как лев в укрытии»: цилиндрическая печать из раннего бронзового века III Телль-Эс-Сафи/Гат, Израиль». Журнал исследований Израиля , том. 61, нет. 1, 2011, стр. 12–31.
- ^ [1] Росс Дж. и др. «В поисках гончаров раннего бронзового века в Телль-эс-Сафи/Гате: новый взгляд на производство сосудов для различения цепочек операций». Археологический обзор из Кембриджа, том. 35, 2020, стр. 74-89.
- ^ Виммер, Стефан Дж. и Арен М. Мейр. «Принц Сафита?»: Иератическая надпись позднего бронзового века из Телль-Эс-Сафи/Гата». Журнал Немецкой палестинской ассоциации , том. 123, № 1, 2007, стр. 37–48.
- ^ Вигодер, 2005, стр. 348–9.
- ^ Радиоуглеродное датирование показывает раннее появление филистимской материальной культуры в Телль-Эс-Сафи/Гате, Филистия , Мельбурнский университет.
- ^ Jump up to: а б «В центре внимания» , «Джерузалем пост» , 29 июля 2010 г.
- ^ Маейр, Арен (январь – февраль 2012 г.). «Находка приза: Рогатый алтарь из Телль-эс-Сафи намекает на филистимское происхождение» . Обзор библейской археологии . 38 (1): 35.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Халиди, 1992, с. 222
- ^ «История крестоносцев – В крестовом походе» . «Джерузалем Пост» . 26 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 26 августа 2011 г.
- ^ Кондер и Китченер, 1882, SWP II, стр. 440
- ^ Шарль Д. Дю Канж (1971). Зарубежные семьи . Айер Паблишинг. п. 243. ИСБН 0833709321 .
- ^ Прингл, 1997, с. 93
- ^ Рей, 1871, стр. 123–125 ; иллюстрированный
- ^ Странное, 1890, стр.544.
- ^ Странное, 1890, с. 41
- ^ Хюттерот и Абдульфаттах, 1977, стр. 150. Цитируется по Халиди, 1992, с. 222
- ^ Робинсон и Смит, 1841, том 3, Приложение 2, с. 119
- ^ , том 2, стр. 362–367 . Робинсон и Смит, 1841
- ^ Герен, 1869, с. 90−96
- ^ Социн, 1879, с. 162
- ^ Хартманн, 1883, с. 144 отметили 80 домов
- ^ Кондер и Китченер, 1882, стр. 415–416 . . Цитируется по Халиди, 1992, стр 222
- ^ Шик, 1896, с. 123
- ^ Бэррон, 1923, Таблица V, Подрайон Хеврона, стр. 10
- ^ Миллс, 1932, с. 34
- ^ Правительство Палестины, Департамент статистики. Статистика деревни, апрель 1945 года . Цитируется по Хадави, 1970, с. 94 . Цитируется по Халиди, 1992, 222.
- ^ Правительство Палестины, Департамент статистики. Деревенская статистика, апрель 1945 г. Цитируется по Хадави, 1970 г., с. 144
- ^ Моррис, 2004, с. 176
- ^ Гивати, Операция Ан-Фар , 7 июля 1948 г., IDFA 7011\49\\1. Цитируется Моррисом, 2004, с. 436 . См. также примечание № 127, с. 456 Согласно Моррису, Авраам Аялон (1963): Бригада Гивати против египетского захватчика . стр. 227-28 «дает отмытую версию приказа, которую я (к сожалению) использовал в оригинальном издании «Рождения ». В «отмытой» версии нет слов: «разрушить, убить».
- ^ Моррис, 2004, с. 437
- ^ Операция Ан-Фар
- ^ «В поисках более широкого взгляда на историю израильские археологи приближаются» . Гаарец .
- ^ Кондер, Клод Ренье. Работа в палатках в Палестине: история открытий и приключений. А. П. Уотт и сын, 1895 г.
- ^ Блисс, Ф.Дж. ; Макалистер РАН (1902). Раскопки в Палестине в 1898–1900 годах . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) (стр. 28–43 ) - ^ Блисс, Фредерик. J., 1899 «Первый отчет о раскопках в Телль-эс-Сафи», PEQSt 31: стр. 183–99.
- ^ Блисс, Ф.Дж. (1899). «Второй отчет о раскопках в Телль-Эс-Сафи» . Ежеквартальный отчет — Фонд исследования Палестины . 31 : 317-333 .
- ^ Блисс, Ф.Дж. (1900). «Третий отчет о раскопках в Телль-Эс-Сафи» . Ежеквартальный отчет — Фонд исследования Палестины . 32 : 16-86 .
- ^ Блисс, Фредерик Дж. «Четвертый отчет о раскопках в Телль-Закарии; Третий отчет о раскопках в Телль-эс-Сафи; Список слепков и форм». Ежеквартальный журнал исследований Палестины 32.1 (1900): 7–29.
- ^ Рона С. Ависар Льюис и Арен М. Мейр. «Новый взгляд на Блисс и раскопки Макалистера в Телль-Эш-Шафи/Гате». Ближневосточная археология, том. 80, нет. 4, 2017, стр. 241–43, https://doi.org/10.5615/neareastarch.80.4.0241
- ^ Арен М. Майр. «Археологический проект Телль-Эш-Шафи/Гат: обзор». Ближневосточная археология, том. 80, нет. 4, 2017, стр. 212–31, https://doi.org/10.5615/neareastarch.80.4.0212.
- ^ Арен Маейр, «Телл эс-Сафи/Гат I: Времена года 1996–2005 гг.», Том 1: Текст; Том 2: Тарелки. Египет и Ветхий Завет, т. 69. Висбаден: Харрассовиц, 2012. ISBN 978-3-447-06711-9
- ^ Арен М. Майр и Джо Узиэль, «Телль эс-Сафи/Гат II: Раскопки и исследования», Египет и Ветхий Завет, том. 105, Цафон, 2020 г. ISBN 978-3-96327-128-1
Библиография
[ редактировать ]- Бэррон, Дж. Б., изд. (1923). Палестина: Отчет и общие итоги переписи 1922 года . Правительство Палестины.
- Бромили, GW (1982). Международная стандартная библейская энциклопедия . Том. II: Э.Дж. Вм. Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-3782-4 .
- Клермон-Ганно, CS (1896 г.). [ARP] Археологические исследования в Палестине 1873-1874 гг., перевод с французского Дж. Макфарлейна . Том. 2. Лондон: Фонд исследования Палестины. ( стр.440 . )
- Кондер, Чехия ; Китченер, HH (1882 г.). Обзор Западной Палестины: воспоминания о топографии, орографии, гидрографии и археологии . Том. 2. Лондон: Комитет Фонда исследования Палестины .
- Статистический отдел (1945). Статистика деревни, апрель 1945 года . Правительство Палестины.
- Герен, В. (1869). Историко-археологическое географическое описание Палестины (на французском языке). Полет. 1: Иудея, ч. 2. Париж: L’Imprimerie Nationale.
- Хадави, С. (1970). Деревенская статистика 1945 года: Классификация собственности на землю и территории в Палестине . Исследовательский центр Организации освобождения Палестины.
- Гастингс, Дж .; Водитель, СР (2004). Библейский словарь: Том II: (Часть I: Притворство – Иссоп) . группы Minerva, Inc. ISBN 9781410217240 .
- Хартманн, М. (1883). «Список населенных пунктов Ливы Иерусалима в турецком государственном календаре для Сирии на 1288 год бегства (1871)» . Журнал Немецкой палестинской ассоциации . 6 :102-149.
- Хюттерот, Вольф-Дитер; Абдулфаттах, Камаль (1977). Историческая география Палестины, Трансиордании и Южной Сирии в конце XVI века . Географические труды Эрлангера, специальный том 5. Эрланген, Германия: Правление Франконского географического общества. ISBN 3-920405-41-2 .
- Каллаи-Кляйнманн, З. (1958). «Списки городов Иуды, Симеона, Вениамина и Дана». Ветус Заветум . 8 (2). Лейден: Брилл: 134–160. дои : 10.2307/1516086 . JSTOR 1516086 .
- Халиди, В. (1992). Все, что осталось: палестинские деревни, оккупированные и опустошенные Израилем в 1948 году . Вашингтон, округ Колумбия : Институт палестинских исследований . ISBN 0-88728-224-5 .
- Ле Стрэндж, Г. (1890). Палестина под властью мусульман: описание Сирии и Святой Земли с 650 по 1500 год нашей эры . Лондон: Комитет Фонда исследования Палестины .
- Макалистер РАН (1925). Столетие раскопок в Палестине . Лондон: Общество религиозных трактатов. (стр. 51 , 56 , 59 , 124 , 189 , 275 )
- Миллс, Э., изд. (1932). Перепись Палестины 1931 года. Население деревень, городов и административных районов . Иерусалим: Правительство Палестины.
- Моррис, Б. (2004). Возобновление возникновения проблемы палестинских беженцев . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00967-6 .
- Негев, Авраам; Гибсон, С. (2005). Археологическая энциклопедия Святой Земли . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 9780826485717 .
- Палмер, Э.Х. (1881). Исследование Западной Палестины: списки имен на арабском и английском языках, собранные во время исследования лейтенантами Кондером и Китченером, RE Транслитерировано и объяснено Э. Х. Палмером . Комитет Фонда исследования Палестины .
- Петерсен, Эндрю (2001). Справочник зданий в мусульманской Палестине (монографии Британской академии по археологии) . Том. 1. Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-727011-0 . (стр. 291–292 )
- Прингл, Д. (1997). Светские постройки в Иерусалимском королевстве крестоносцев: археологический вестник . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0521-46010-7 .
- Рей, Э.Г. [на французском языке] (1871 г.). Исследование памятников крестоносной военной архитектуры Сирии и острова Кипр (на французском языке). Париж: L’Imprimerie Nationale.
- Робинсон, Э .; Смит, Э. (1841). Библейские исследования в Палестине, на горе Синай и в Аравии Петрея: журнал путешествий 1838 года . Том. 2. Бостон: Крокер и Брюстер .
- Робинсон, Э .; Смит, Э. (1841). Библейские исследования в Палестине, на горе Синай и в Аравии Петрея: журнал путешествий 1838 года . Том. 3. Бостон: Крокер и Брюстер .
- Шик, К. (1896). «О населении Иерусалимского округа» . Журнал Немецкой палестинской ассоциации . 19 :120-127.
- Социн, А. (1879). «Алфавитный список мест Пасхалика Иерусалима» . Журнал Немецкой палестинской ассоциации . 2 : 135–163.
- Цафрир, Ю. (1994). Табула Римской империи: Иудея, Палестина [Карты и географический справочник] . Иерусалим: Израильская академия наук и гуманитарных наук. ISBN 9789652081070 .
- Вигодер, Джеффри (2005). Иллюстрированный словарь и согласование Библии . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. ISBN 9781402728204 .
- Уилсон, CW , изд. (ок. 1881 г.). Живописная Палестина, Синай и Египет . Том. 3. Нью-Йорк: Д. Эпплтон . ( стр.158 - стр.161 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный (и неофициальный) блог археологического проекта Телль-эс-Сафи/Гат
- о Талль-ас-Сафи в Палестине Вспомнили
- Талль аль-Сафи , Зохрот
- Обзор Западной Палестины, карта 16: IAA , Wikimedia commons
- Талль аль-Сафи в Культурном центре Халила Сакакини.
- Новая технология интерпретирует археологические находки библейских времен - Тель-Авивский университет