Jump to content

Корнелиус Лабео

Корнелиус Лабеон был древнеримским богословом и антикваром, писавшим на такие темы, как римский календарь и учение этрусской религии (Etrusca disciplina) . Его работы сохранились лишь во фрагментах и ​​свидетельствах . Его «правдоподобно, но недоказуемо» датируют III веком нашей эры. [ 1 ] Лабеона называли «самым важным римским богословом» после Варрона , чьи работы, похоже, оказали на него сильное влияние. [ 2 ] Его обычно считают неоплатоником . [ 3 ]

Лабеон и Цензорин — единственные авторы, проявляющие явный интерес к написанию статей о римской религии во время кризиса третьего века , времени «военной анархии» между смертью Каракаллы и воцарением Диоклетиана , когда наука, кажется, в основном остановилась. . [ 4 ] Поскольку религиозное и гражданское право в Древнем Риме могут частично совпадать, фрагменты этого Лабеона иногда путают с фрагментами юристов Пакувия Лабеона и Марка Антистиуса Лабеона .

Лабеон был среди источников, которыми пользовался Макробий , [ 5 ] Джон Лидус [ 4 ] [ 6 ] и Сервий [ 7 ] Иногда предполагалось, что орфические стихи, данные Макробием в первой книге его «Сатурналий», взяты из Лабеона. [ 8 ] Его работы были настолько влиятельными, что он стал объектом критики со стороны отцов церкви. [ 4 ] такой как Арнобиус [ 9 ] и Августин . [ 10 ] Возможно, он был промежуточным источником Арнобия по Порфирию . [ 11 ] и, возможно, Марсианус Капелла для Ямвлиха . [ 12 ]

Лабеона интересовали такие проблемы, как существование хороших и плохих нумин , а также следует ли называть промежуточных существ даймонами (δαίμονες, демонами ) или ангелами (ἄγγελοι, ангелами ). [ 13 ] Лабеон — один из греческих и римских авторов, с которыми Августин Гиппонский спорит о природе «демонов» в Книге 8 « О городе Божием» . В частности, он отвергает различие Лабео между хорошими и плохими даймонами , утверждая, что все они являются нечистыми духами и, следовательно, злыми. [ 14 ] Классифицируя божественные образы как богов, полубогов и героев, Лабеон поместил Платона среди полубогов, таких как Геркулес и Ромул . [ 15 ]

В De mensibus («О месяцах») Лид цитирует Лабео как источник списка из тридцати имен Афродиты ( Венеры ) и объяснений обычаев, относящихся к календарю, таких как этимология названий месяцев. [ 16 ] Лабео поддерживал точку зрения, что римская богиня Майя была Землей (Terra) , названной в честь ее огромных размеров (magnitudine) , отождествляемой с Великой Матерью ( Magna Mater ) и Доброй Богиней ( Bona Dea ), которой был построен храм. посвященный календам . майским [ 17 ]

Аполлон и Иао

[ редактировать ]

Лабеон написал книгу De oraculo Apollinis Clarii , которая предоставила ключевой отрывок для понимания монотеистических тенденций в древнегреческой и римской религиозной мысли. [ 18 ] На вопрос: «Кто верховный Бог?» [ 19 ] Аполлон ответил:

Увы, вы пришли не для того, чтобы спрашивать о мелочах.
Вы хотите знать, кто такой царь небесный
Кого даже я не знаю, но почитаю по традиции.

Аполлон говорит, что верховный Бог превосходит его, невыразимый и непознаваемый. Лабеон также сообщает, что искали интерпретацию орфического стиха « Зевс один, Аид один, Гелиос один, Дионис один». По словам Макробиуса:

Авторитет этой линии основан на оракуле Клариана Аполлона, в котором добавлено еще одно имя Солнца, которое дается среди других имен в тех же священных строках, а именно Иао . Ибо кларианский Аполлон, когда его спросили, какого из богов имел в виду Иао, ответил следующее: «Посвященные должны хранить свои тайны, но знайте! Иао — это Аид зимой, Зевс весной, Гелиос летом и Иао осенью. ." Силу этого пророческого изречения и толкование божества и имени, под которым Отец Либер и Солнце под Иао понимаются , Корнелий Лабеон рассматривает в своей книге, озаглавленной «Об Оракуле Кларианского Аполлона» . [ 20 ]

Этот отрывок был назван «самым далеко идущим и ярким свидетельством концепции теократии в языческой древности». [ 21 ] «Многие боги, — заметил Рамзи МакМаллен , — на самом деле были аспектами одного бога». [ 22 ] «Иао» (Ἰαώ) явно не идентифицируется как бог евреев , но это имя уже утвердилось в латинском использовании как таковое. [ 23 ] Лабео пытался найти способ поместить еврейского бога в олимпийскую систему . [ 13 ] В поздней античности «Иао» обладало «магической силой», которая стала воплощением объединяющей тенденции неопифагореизма и неоплатонизма . [ 24 ]

Наиболее обширная трактовка Корнелиуса Лабеона, включая собранные фрагменты, принадлежит итальянскому ученому П. Мастандреа в книге Un Neoplatonico Latino: Cornelio Labeone, testimonianze e frammenti (Leiden, 1979). Английский перевод фрагментов представлен в книге Hooker (tr.), John Lydus: On the Months (2017) , стр. 200–205.

Работу Пери кераунон (Περὶ κερανῶν, «О молниях») иногда ошибочно приписывали ему. [ 25 ]

  1. ^ К. Роберт Филлипс III, «Подход к римской религии: аргументы в пользу Wissenschaftsgeschichte », в «Спутнике римской религии» (Blackwell, 2007), стр. 15, со ссылкой на HLL 4.78; Роберт Ламбертон, Гомер-теолог: неоплатоническое аллегорическое чтение и рост эпической традиции (Калифорнийский университет Press, 1986), стр. 250.
  2. ^ Аттилио Мастрочинке, «Создание собственной религии: интеллектуальный выбор», в « Спутнике римской религии» , с. 384.
  3. ^ Мастрочинке, «Создание собственной религии», с. 384; Р. Майерчик, «Халдейские триады в неоплатонической экзегезе: некоторые пересмотры», Classical Quarterly 51.1 (2002), с. 291, примечание 119, цитируется П. Мастандреа, Un Neoplatonico Latino: Cornelio Labeone (Leiden, 1979), 127–34 и 193–8; Роберт А. Кастер, Исследования текста Сатурналий Макробия (Oxford University Press, 2010), стр. 39; Ламбертон, Гомер-теолог , с. 249 (где он причислен к «латинским авторам, имеющим величайшее значение для развития платонизма в поздней античности »).
  4. ^ Jump up to: а б с Филлипс, «Подход к римской религии», с. 15.
  5. ^ Клиффорд Андо , «Палладий и Пятикнижие: к священной топографии поздней Римской империи», Phoenix 55 (2001), стр. 402–403, и « Материя богов: религия и Римская империя» (Калифорнийский университет). Пресс, 2008), с. 193. Алан Кэмерон , Последние язычники Рима (Oxford University Press, 2011), с. 267, считает Макробия, Сатурналии 1.17–23, «не чем иным, как серией отрывков из Лабеона».
  6. ^ Кэмерон, Последние язычники Рима , с. 268, отмечая, что Лид извлек из Лабеона многие из тех же отрывков, что и Макробий.
  7. ^ Филлипс, «Подход к римской религии», с. 15. Пример примечания к Энеиде 3.168.
  8. ^ Р. Дельбрюк и В. Фольграфф, «Орфическая чаша», Журнал эллинских исследований 54 (1934), стр. 134.
  9. ^ Арнобиус 2.15.
  10. ^ Августин, О городе Божием 2.11, 9.19.
  11. ^ Маерчик, «Халдейские триады в неоплатонической экзегезе», с. 291, примечание 119, цитируется Мастандреа, Un Neoplatonico Latino , 127–34 и 193–8.
  12. Жерар Капдевиль, «Les dieux de Martianus Capella», Revue de l'histoire desliges 213.3 (1996), стр. 258, примечание 18, цитируется Роберт Цуркан, «Martianus Capella et Jamblique», REL 36 (1958) 235–254. О сложности определения использования Макробием слова Лабео см. Данута Шанцер, Философский и литературный комментарий к книге Марсиана Капеллы De Nuptiis Philologiae et Mercurii , Книга 1 (University of California Press, 1986), стр. 133–138, 193–194.
  13. ^ Jump up to: а б Ламбертсон, Гомер-теолог , с. 250.
  14. ^ Августин, De civitate Dei 2.11, 8.22, 3.25; Майджастина Калос, Дебаты и диалог: христианская и языческая культуры ок. 360–430 (Эшгейт, 2007), с. 175.
  15. ^ Калос, Дебаты и диалог , с. 157.
  16. ^ Лидус, Месяцы 1.21, 3.1.12, 3.10.
  17. ^ Хендрик Х. Дж. Брауэр, Bona Dea: Источники и описание культа (Brill, 1989), с. 224.
  18. ^ Макобий, Сатурналии 1.18.18–21; Полимния Атанассиади и Майкл Фреде, введение в языческий монотеизм в поздней античности (Oxford University Press, 1999), стр. 16, со ссылкой на Тюбингенскую теософию 12.
  19. ^ Макробиус, Сатурналии 1.18.20.
  20. ^ Макробиус, Сатурналии 1.18.19.
  21. ^ Питер Шефер, Юдофобия: отношение к евреям в древнем мире (Harvard University Press, 1997, 1998), стр. 52.
  22. ^ Рамзи МакМаллен , Язычество в Римской империи (Yale University Press, 1981), стр. 87.
  23. ^ Имя еврейского бога впервые дано как Иао Диодором Сицилийским , Bibliotheca Historica 1.94.2 (1 век до н.э.) и Варроном (как сохранилось у Лида, De mensibus 4.53). Как еврейский термин, это подтверждается арамейскими папирусами из Элефантины, датируемыми персидским периодом. Предполагается, что он стал невыразимым словарем для евреев, он встречается во фрагменте Септуагинтской версии Левита, , датируемом I веком до нашей эры, но не встречается в textus receptus Септуагинты вероятно . Это имя повсеместно встречается в магических текстах всего греко-римского мира , что указывает на то, что оно вышло из «официального» использования и стало популяризироваться благодаря синкретизму . См. Питера Шефера, Джудофобия, стр. 53, 232, и Хьюго Ранера, Греческие мифы и христианские тайны (Burns & Oak, 1963, перепечатано в 1971 году, первоначально опубликовано в 1957 году на немецком языке), стр. 146, цитируя также R. Ganschinietz, «Jao», в RE 9, col. 708, 1–33. См. также Джон Грейнджер Кук, Интерпретация Ветхого Завета в греко-римском язычестве (Мор Зибек, 2004), с. 118.
  24. ^ Шефер, Юдофобия , с. 53.
  25. ^ «Ошибочно», как заметил Стефан Вайншток , «Libri fulgurales», Papers of the British School at Rome 19 (1951), p. 138.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ba6dca2594b0ccb4bc51564b514f2cfc__1697826720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/fc/ba6dca2594b0ccb4bc51564b514f2cfc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cornelius Labeo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)