Слоновьи папирусы и остраки
Элефантинские папирусы и остраки состоят из тысяч документов из египетских пограничных крепостей Элефантина и Асуан , в результате которых были найдены сотни папирусов и остраков на иератическом и демотическом египетском , арамейском , греческом койне , латыни и коптском языках , охватывающие период в 100 лет. V-IV века до нашей эры. Документы включают письма и юридические контракты из семейных и других архивов и, таким образом, являются бесценным источником знаний для ученых различных дисциплин, таких как эпистолография , право, общество, религия, язык и ономастика . Элефантинские документы включают письма и юридические контракты из семейных и других архивов: документы о разводе, освобождении рабов и другие дела. Сухая почва Верхнего Египта сохранила документы.
Сотни этих элефантинских папирусов охватывают период в 100 лет, то есть с V по IV века до нашей эры. Юридические документы и тайник с письмами уцелели, оказались на местном « сером рынке » древностей, начиная с конца XIX века, и были разбросаны по нескольким западным коллекциям.
Ряд арамейских папирусов документирует еврейскую общину среди солдат, дислоцированных в Элефантине под властью Ахеменидов , 495–399 гг. до н.э. Так называемое «Пасхальное письмо» 419 г. до н. э. (обнаруженное в 1907 г.), в котором, судя по всему, даны инструкции по соблюдению Праздника Опресноков (хотя сама Пасха не упоминается в дошедшем до нас тексте), находится в Египетском музее Берлин .
Стандартным справочным собранием арамейских документов из Элефантины является « Учебник арамейских документов Древнего Египта» . [1]
Открытия, раскопки, коллекции и публикации
[ редактировать ]Между 1815 и 1904 годами все открытия не имели происхождения и совершались через неофициальных находок и торговцев антиквариатом; только позже ученые поняли, что они произошли из Элефантины. Первые известные такие папирусы купили Джованни Бельцони и Бернардино Дроветти ; ряд арамейских букв и демотическое письмо были подарены Бельцони Гражданскому музею Падуи в 1819 году, а три иератических произведения из Дроветти - и Туринский арамейский папирус - были переданы на хранение в новый Музей Египта в Турине в 1824 году. [2]
Официальные раскопки кургана на острове Элефантина начались в 1904 году и продолжались следующие семь лет. [2] Дальнейшие находки были обнаружены в первой половине 20 века. [2]
Способ захоронения документов остается неизвестным, но предполагается, что они хранились сбоку и горизонтально в непосредственной близости друг от друга. [2]
Основные открытия
[ редактировать ]Основные коллекции слонов состоят из находок конца 19 — начала 20 веков, и эти коллекции сейчас находятся в музеях Берлина, Бруклина, Каира, Лондона, Мюнхена и Парижа. [2] Самая большая коллекция находится в Государственных музеях Берлина с текстами на каждом из языков. [2]
- 1875–76: Британский музей приобрел две арамейские и одну коптскую остраку у преподобного Гревилла Джона Честера. Две арамейские остраки теперь известны как CIS II 138 (также известные как NSI 74, KAI 271 и Британский музей E14219). [3] и СНГ II 139 (Британский музей E14420) [4]
- 1890-е: В Луксоре через торговца Абд эль-Мегида был куплен двуязычный семейный архив, который включал три греческих юридических текста и демотический супружеский документ.
- 1893: Американский коллекционер Чарльз Эдвин Уилбур приобрел ряд папирусов, в том числе 12 арамейских документов из архива Анани. Семья Уилбура передала документы Бруклинскому музею через несколько десятилетий после его смерти, и они были опубликованы в 1953 году. Именно в это время ученые пришли к выводу, что «Уилбур приобрел первые слоновьи папирусы».
- 1898–99: Рихард Август Райценштайн и Вильгельм Шпигельберг приобрели первый идентифицируемый арамейский папирус на Элефантине в 1898–99 годах. Он подарил ее зданию, которое сейчас является Национальной и университетской библиотекой в Страсбурге .
- 1899: музей папируса и папируса Венский приобрел четыре демотических документа, вероятно, через Якоба Кралля.
- 1901: Арчибальд Генри Сэйс приобрел фрагментированный арамейский папирус и три арамейские остраки, которые он подарил Бодлианской библиотеке в Оксфорде.
- 1901–02: большая коллекция греческих и демотических папирусов, в том числе долговая расписка кузнеца из Сиены, была приобретена Теодором Рейнахом ; эта коллекция сейчас находится в Сорбонне .
- Начало 1900-х годов: за несколько лет баронесса Мэри Сесил и Роберт Монд приобрели у торговцев в Асуане в общей сложности 11 арамейских папирусов из архива Мибтахии. Они были переданы в дар Египетскому музею в Каире, в котором сохранилось девять; один был впоследствии приобретен Бодлианским фондом. Их громкая публикация Сэйса и Коули в 1906 году послужила катализатором экспедиций по поиску новых арамейских папирусов. Первоначально считалось, что их нашли в Асуане, а не на острове Элефантина.
- 1904: Первые (краткие) раскопки на Элефантинском кургане состоялись после того, как Сейс призвал Гастона Масперо провести раскопки, чтобы найти там больше арамейских текстов. Арамейских текстов обнаружено не было, но был найден ряд греческих и демотических фрагментов.
- Начало 1906–1908 гг.: немецкой экспедиции было поручено раскопать западную сторону кургана; после того, Отто Рубенсону как местные египтяне сказали , что это место находки недавно обнаруженных арамейских папирусов. Экспедиция работала три сезона: два под руководством Рубенсона и третий под руководством Фридриха Цукера. Ежедневные журналы сообщали об обнаружении папирусов и остраков, но не содержали никаких записей о местах их находок; отчет был опубликован Гансом Вольфгангом Мюллером в 1980–82 годах. Арамейские и некоторые греческие папирусы хорошо публиковались, но большая часть демотических, иератических и коптских текстов — нет. Демотические и греческие папирусы были найдены рано. Первые арамейские папирусы были обнаружены в день Нового 1907 года в развалинах комнаты на северном краю кургана, на глубине 0,5 метра от поверхности; Было обнаружено, что это часть «арамейского квартала», жилого комплекса, в котором обнаружено множество арамейских папирусов. Три наиболее важных из этих арамейских документов были опубликованы в 1907 году Эдуард Сахау . Многие из этих открытий сейчас находятся в Государственных музеях Берлина ; однако между 1907–1912 годами десять греческих и демотических произведений, а также множество других арамейских папирусов были переданы в Египетский музей в Каире.
- Конец 1906–1911 годов: после успехов Германии французам было поручено раскопать восточную сторону кургана. Было четыре кампании: первые две под руководством Шарля Клермон-Ганно , третья под руководством Жозефа Этьена Готье и четвертая под руководством Жана Кледа . Ежедневные записи велись; они были переданы на хранение в Академию надписей и изящной словесности Института Франции в Париже, а некоторые части были опубликованы. В ходе раскопок были обнаружены сотни арамейских, демотических, греческих, коптских и арабских остраков; сейчас они хранятся в Египетском музее в Каире и Академии надписей и изящной словесности в Париже. Также были обнаружены пять греческих папирусов и иератический папирус, который сейчас находится в Лувре .
- 1907: Византийский «архив Патермутиса», состоящий примерно из 30 документов, был приобретен двумя половинами: Роберт де Рустафьяэль приобрел половину в Луксоре для Британского музея в 1907 году, а Фридрих Цукер приобрел половину в Каире для Баварской государственной библиотеки в Мюнхене в 1908 году. Коптский папирусы, приобретенные Рустафьяэлем в то же время, сейчас находятся в Британской библиотеке .
- 1910–11: Партия арабских папирусов была приобретена Государственной библиотекой Гамбурга.
- 1926: Бернард П. Гренфелл и Фрэнсис В. Келси приобрели семьдесят семь греческих папирусов, в том числе один из Элефантины, для Университета Висконсина в Мэдисоне.
- 1945: Сами Габри обнаружил арамейские папирусы Гермополя в Туна-эль-Гебель (Западный Гермополис): восемь арамейских букв, которые были переданы на хранение на факультет археологии Каирского университета.
Отдельные находки, приписываемые Элефантине
[ редактировать ]Элефантине приписывают множество более мелких находок: [2]
- 1815–1819: несколько арамейских букв и демотическое письмо были подарены Джованни Бельцони Гражданскому музею Падуи в 1819 году.
- 1817–1818: Папирус Bibliothèque Nationale : Национальная библиотека, корреспонденция Бутехамуна, купленная Фредериком Кайо.
- 1819 года Папирус Эдмонстона : греческий документ об освобождении был приобретен в 1819 году сэром Арчибальдом Эдмонстоном и до сих пор находится в руках частного коллекционера.
- 1821: Папирус Парижа : Национальная библиотека, греческий транспортный документ путешественника по имени Казати.
- 1824: Туринский арамейский папирус : приобретен Бернардино Дроветти и передан в дар новому Эгицио в Турине в 1824 году, иератический обвинительный лист против священников Элефантины Хнума. Пожертвовано вместе с двумя другими иератическими письмами из переписки Бутехамуна, вероятно, отправленными из Элефантины.
- 1828: Папирус Лейдена : Джованни Анастази приобрел, предположительно в Филах, но предположительно в Элефантине, от имени Рейксмузеума ван Аудхедена в Лейдене, греческую петицию V века к императору Феодосию.
- 1862: Папирус Валансе : иератическое письмо Рамессида из коллекции герцога Валансе, сейчас находится в частной коллекции Жана Мореля в замке Фин, Дун-ле-Поэлье . Возможно, первоначально он был куплен в 1862–1863 годах графом Евстафием Тышкевичем .
- 1881: Папирус Доджсона : В январе 1881 года Элкана Армитидж приобрел демотический папирус на Элефантине, который он подарил Аквиле Доджсону; Впоследствии в 1932 году он был передан Эшмоловскому музею в Оксфорде.
- 1887: Остракон Мечты ( CIS II 137, также известный как NSI 73 и KAI 270) возвращается с Элефантины Адольфом Эрманом.
- 1896: три иератических папируса VI династии были приобретены в Луксоре для Государственных музеев Берлина.
- 1898: Среди иератических донесений Семны, обнаруженных Джеймсом Кибеллом в Фивах, было одно, отправленное с Элефантины.
- 1909: Пушкинский музей приобрел демотический папирус из коллекции Владимира Голенищева.
- 1914: Сэйс подарил Бодлианской библиотеке коптский остракон.
- 1920: Джеймс Генри Брестед купил у Мохареба Тодроуса в Луксоре для Восточного института Чикагского университета арабский красновато-коричневый кожаный пергамент.
- 1927: Папирус Лоб : Шпигельберг приобрел для Государственной коллекции египетского искусства в Мюнхене демотический папирус, который стал известен под именем благотворителя доктора. Джеймс хвалит.
- 1930: Бристольский музей и художественная галерея приобрели коптский остракон у Фрэнсиса Фокса Такетта.
- Начало 1930-х годов: Государственный музей Берлина приобрел уникальный иератический кожаный документ.
История публикаций
[ редактировать ]Публикация документов из Элефантины, обнаруженных в XIX и начале XX веков, заняла много лет и продолжается до сих пор. [2] Арамейские и демотические тексты получили наибольшее и наиболее полное внимание ученых. [2]
арамейский [2]
- 1824-28: Туринский арамейский папирус
- 1887: Юлиус Эйтинг публикует остракон «Мечта» (позже известный как CIS II 137). [5] [6]
- 1889: Corpus Inscriptionum Semiticarum публикует остраку Гревилла Честера как CIS II 138–139 и остраку Голенищева как CIS II 154–155.
- 1903: Артур Коули опубликовал папирус и остраку, найденные Сэйсом в 1901 году. [7]
- 1903: Юлиус Эйтинг опубликовал Страсбургский арамейский папирус, обнаруженный в 1898–1899 годах. [8]
- 1906: Сэйс и Коули опубликовали документы Сесила-Монда в известном арамейском папирусе, обнаруженном в Ассуане . Произошла сенсация; как они резюмировали во введении к работе: «Возможно, одним из самых замечательных результатов открытия является доказательство того, что оно дает нам доказательство того, что в течение столетия после смерти Иеремии колония евреев нашла путь в Ассуан, на юге страны. пределы Египта, где они приобрели дома и другое имущество и занимались торговлей в качестве банкиров или ростовщиков». [9]
- 1911: Эдуард Сахау опубликовал все арамейские находки Рубенсона, обнаруженные в 1907 году.
- 1923: Артур Коули 87 арамейских папирусов - все, что было тогда известно. опубликовал в своих арамейских папирусах пятого века
- 1953: Эмиль Крелинг опубликовал папирусы Бруклинского музея, обнаруженные в 1893 году.
- 1960: Эдда Брешиани опубликовала падуанские арамейские папирусы , найденные в 1815–1819 годах.
- 1966: Брешиани и Мурад Камил опубликовали арамейские папирусы Гермополя, обнаруженные в 1945 году.
Демотический [2]
- 1883: П. Доджсон был опубликован Эженом Ревиллу.
- 1908: Вильгельм Шпигельберг опубликовал 13 папирусов Рубенсона, найденных в 1906-07 годах.
- 1926–28: Вильгельм Шпигельберг опубликовал П. Лоб и еще три берлинских демотических папируса.
- 1939–57: Воля Эриксен опубликовал шесть берлинских демотических папирусов.
- 1962 г. Эдда Брешиани опубликовала демотический папирус Падуи, найденный в 1819 г.
- 1963–65: Воля Эриксен и Эрих Люддекенс опубликовали два венских папируса, найденных в 1899 году.
- 1971–78: Карл-Теодор Заузич каталогизировал 333 берлинских демотических папируса, опубликовал 20 в 1978 году и 29 в 1993 году.
- 1974: Мишель Малинин опубликовал Московский папирус, найденный в 1909 году.
Греческий [2]
- 1828: Томас Янг опубликовал книгу П. Эдмонстона , найденную в 1819 году.
- 1822: Антуан-Жан Сен-Мартен опубликовал греческий фрагмент, найденный в 1821 году и ныне хранящийся в Национальной библиотеке.
- 1828: Лейденский папирус был опубликован вскоре после его открытия.
- 1907: Два основных греческих папируса, найденные Рубенсоном, были опубликованы через год после их открытия.
- 1911: Сахау опубликовал еще один греческий фрагмент Рубенсона.
- 1912: Фридрих Прейзике опубликовал Страсбургский папирус.
- 1914: Каспар Эрнст Август Гейзенберг и Леопольд Венгер опубликовали часть архива Патермутиса, приобретенную Мюнхенским музеем в 1908 году.
- 1917: Идрис Белл опубликовал часть архива Патермутиса, приобретенного Британским музеем.
- 1922: Вильгельм Шубарт и Эрнст Кюн опубликовали три папируса Абд эль-Мегида в Берлине.
- 1940: Поль Коллар опубликовал греческий фрагмент из коллекции Рейнаха 1901–1902 годов в Сорбонне.
- 1950: Андре Батай опубликовал два греческих папируса Клермон-Ганно, подаренных Академии надписей в 1907–1908 годах.
- 1967: Питер Йоханнес Сейпестейн опубликовал папирус из Висконсина, обнаруженный в 1926 году.
- 1980: Уильям Брашер опубликовал два фрагмента из раскопок Цукера 1907–1908 годов.
иератический [2]
- 1895: Шпигельберг опубликовал письма Бутехамуна, впервые приобретенные в 1817–1818 годах.
- 1911: Георг Мёллер расшифровал письмо из Берлинского музея, купленное в 1896 году.
- 1924: Т. Эрик Пит опубликовал одно из туринских иератических произведений из коллекции Дроветти, найденной в 1824 году.
- 1939: Ярослав Черный опубликовал два туринских иератических произведения из коллекции Дроветти, найденной в 1824 году.
- 1945: Пол С. Смитер опубликовал «Отправления Семны», обнаруженные в 1898 году.
- 1948: Опубликовано изделие из берлинской кожи, обнаруженное в 1930 году.
- 1951: Алан Гардинер опубликовал П. Валансе, открытый в 1862–1863 гг.
- 1974: Вольфхарт Вестендорф опубликовал фрагмент берлинского медицинского папируса, обнаруженный в 1906–1908 годах.
- 1978: Поль Позенер-Кригер опубликовал папирус Клермон-Ганно, найденный в 1907 году.
Еще сорок занесенных в каталог иератических фрагментов, хранящихся в Берлинском музее, ожидают публикации. [2]
Коптский [2]
- 1905: Генри Холл опубликовал коптский остракон, подаренный Британскому музею после 1877 года.
- 1921 и 1995: Уолтер Юинг Крам (транскрипция) и Сара Клаксон (перевод и комментарии) опубликовали три коптских фрагмента, приобретенных Русафьяэлем.
- 1938: Реджинальд Энгельбах опубликовал коптскую остраку, обнаруженную Клермон-Ганно и Кледа.
- 1939: Юинг Крам опубликовал коптский фрагмент, подаренный Бристольскому музею в 1930 году.
- 1977: Фриц Хинтце опубликовал коптскую остраку, обнаруженную во время немецких раскопок 1907-08 годов.
арабский [2]
- 1937: Фрагмент, переданный Гамбургскому музею в 1911 году, был опубликован в 1937 году.
- 1941: Фрагмент, переданный Чикагскому музею в 1920 году, был опубликован в 1941 году.
латинский [2]
- 1979: Два латинских фрагмента, обнаруженные Рубенсоном в 1907 году, были опубликованы в 1979 году.
Еврейские документы
[ редактировать ]Историческое значение
[ редактировать ]Элефантинские папирусы предшествуют всем сохранившимся рукописям еврейской Библии и, таким образом, дают ученым очень важное представление о том, как иудаизм практиковался в Египте в пятом веке до нашей эры. [10] поскольку они, кажется, показывают доказательства существования в c. 400 г. до н. э. политеистической секты евреев. Широко распространено мнение, что эта элефантинская община возникла в середине седьмого или середине шестого веков до нашей эры, вероятно, в результате иудейских и самаритянских беженцев, бежавших в Египет во времена ассирийских и вавилонских вторжений. [11] Судя по всему, они не знали ни письменной Торы , ни описанных в ней повествований. [12]
Также важен тот факт, что папирусы документально подтверждают существование небольшого еврейского храма в Элефантине, в котором были алтари для воскурений и жертвоприношений животных, еще в 411 году до нашей эры. Подобный храм был бы явным нарушением Второзаконного закона, который гласит, что ни один еврейский храм не может быть построен за пределами Иерусалима. [10] : 31 Более того, папирусы показывают, что евреи в Элефантине отправляли письма первосвященнику в Иерусалим с просьбой о поддержке в восстановлении их храма, что, по-видимому, предполагает, что священники Иерусалимского храма в то время не соблюдали Второзаконный закон. Коули отмечает, что в их петиции выражалась гордость за то, что у них есть храм Яу, « Яхве » (в петиции не упоминается никакой другой бог), и не содержалось никаких предположений о том, что их храм может быть еретическим. [12]
При первом рассмотрении кажется, что это противоречит общепринятым моделям развития еврейской религии и датировке еврейских писаний, которые утверждают, что монотеизм и Тора должны были уже утвердиться к моменту написания этих папирусов. Большинство ученых объясняют это очевидное несоответствие тем, что теоретизируют, что элефантинские евреи представляли собой изолированный остаток еврейских религиозных практик более ранних веков. [10] : 32 или что Тора в то время была обнародована лишь недавно. [13]
Нильс Петер Лемхе , Филипп Вайденбаум, Рассел Гмиркин и Томас Л. Томпсон утверждали, что Элефантинские папирусы демонстрируют, что монотеизм и Тора не могли утвердиться в еврейской культуре до 400 г. период , в третьем или четвертом веке до нашей эры. [14] [10] : 32ff
Еврейский храм в Элефантине
[ редактировать ]У евреев был свой храм Яхве [15] который действовал наряду с египетским богом Хнумом . Наряду с Яхве, другим божествам – Анат Бетель и Ашам Бетель эти евреи, похоже, поклонялись – что свидетельствует о политеистических верованиях. [16] Другие ученые утверждают, что эти теонимы представляют собой всего лишь ипостаси Яхве, и оспаривают идею о том, что элефантинские евреи были многобожниками. [17]
Раскопки, проведенные в 1967 году, выявили остатки еврейской колонии, сосредоточенной в небольшом храме. [18] «Петиция к Багоасу» (сборник Сейса-Коули) представляет собой письмо, написанное в 407 г. до н. э. Багоасу, персидскому губернатору Иудеи, с просьбой о помощи в восстановлении еврейского храма в Элефантине, который недавно был сильно поврежден антиеврейскими войсками. буйство со стороны части сообщества Элефантина. [19]
В ходе этого обращения еврейские жители Элефантины говорят о древности поврежденного храма:
Наши предки построили этот храм в крепости Элефантины еще во времена Египетского царства, и когда Камбис пришел в Египет, он нашел его построенным. Они (персы) разрушили все храмы богов Египта, но этому храму никто не причинил никакого ущерба.
Община также обратилась за помощью к Санаваллату I , самаритянскому правителю, и его сыновьям Делайе и Шелемии , а также Иоханану бен Элиашиву . И Санаваллат, и Иоханан упоминаются в Книге Неемии , 2:19 , 12:23 . [20]
Был ответ обоих правителей (Багоаса и Делайи), которые указом дали разрешение на восстановление храма, написанное в форме меморандума:« 1 Меморандум о том, что сказали Багохи и Делайя 2 мне , в котором говорится: Меморандум: Вы можете сказать в Египте... 8 (пере)построить его на его месте, как оно было раньше...». [21]
К середине IV века до нашей эры храм на Элефантине перестал функционировать. Раскопки свидетельствуют о том, что перестройка и расширение храма Хнума при Нектанебо II (360–343 гг.) произошло на месте бывшего храма ЯХВЕ.
В 2004 году Бруклинский музей создал выставку под названием «Еврейская жизнь в Древнем Египте: семейный архив из долины Нила», на которой были представлены межконфессиональная пара Анания, служитель храма Яху (также известного как Яхве), и его жена, Тамут, который ранее был египетским рабом, принадлежавшим арамейскому хозяину Мешулламу. [22] [23] [24] Некоторые соответствующие дидактические материалы выставки 2002 года включали комментарии о значительных структурных сходствах между иудаизмом и древнеегипетской религией , а также о том, как они легко сосуществовали и смешивались на Элефантине. [25]
Анат-Яху
[ редактировать ]Папирусы предполагают, что «даже в изгнании и за его пределами почитание женского божества сохранялось». [26] Тексты были написаны группой евреев, живущих в Элефантине недалеко от границы с Нубией , чья религия была описана как «почти идентичная иудейской религии железного века II». [27] Папирусы описывают евреев как поклоняющихся Анат-Яху (упоминается в документе AP 44, строка 3, в нумерации Коули). Анат-Яху описывается как жена [28] (или паредра, священная супруга) [29] Яхве или как ипостасный аспект Яхве . [27] [30]
Семейный архив Анании и Тамута
[ редактировать ]Восемь папирусов, хранящихся в Бруклинском музее , касаются одной конкретной еврейской семьи и содержат конкретную информацию о повседневной жизни человека по имени Анания, служащего еврейского храма; его жена Тамут, египетская рабыня; и их детей в течение сорока семи лет. Египетские фермеры обнаружили архив Анании и Тамута на острове Элефантина в 1893 году, когда копали удобрения в руинах древних домов из сырцового кирпича. Они нашли по меньшей мере восемь свитков папируса, которые купил Чарльз Эдвин Уилбур . Он был первым человеком, нашедшим арамейские папирусы. Здесь папирусы сгруппированы по темам, например, брачный контракт, сделка с недвижимостью или договор займа. [31]
Документ о браке
[ редактировать ]Древние брачные документы обычно оформляли уже существующие отношения. При этом у Анании и Тамута на момент составления документа уже был малолетний сын. Поскольку Тамут была рабыней, когда вышла замуж за Ананию, в контракте есть особые условия: обычно жених и его тесть заключали еврейские брачные соглашения, но Анания заключила этот контракт с хозяином Тамута, Мешулламом, который по закону был ею. отец. Кроме того, были приняты специальные меры по освобождению сына этой пары, который также был рабом Мешуллама; возможно, Анания согласился на небольшое приданое в 7 или 15 сиклей (текст двусмысленен), чтобы получить свободу сына. Однако будущие дети все равно будут рождаться рабами. В отличие от еврейских документов, подобных этому, современные египетские брачные документы заключались между мужем и женой. [32]
Акт об освобождении
[ редактировать ]Почти через двадцать два года после ее свадьбы с Ананией хозяин Тамута освободил ее и ее дочь Иеоишему из рабства. Рабу редко удавалось освободиться. И хотя рабыня могла выйти замуж за свободного человека, их дети обычно принадлежали хозяину. Как институт, рабство в Египте в то время заметно отличалось от практики в некоторых других культурах: египетские рабы сохраняли контроль над личной собственностью, имели профессии и имели право на компенсацию. В персидский период в Египте нередко продавали детей или даже себя в рабство для выплаты долгов.
Документы на недвижимость
[ редактировать ]Багазуст и Убил продают дом Анании
[ редактировать ]В этом документе справа описывается собственность, приобретенная Ананией через двенадцать лет после женитьбы у персидского солдата по имени Багазуст и его жены Убил. Поместье в городе на острове Элефантина , названном в честь бога Хнума , располагалось через дорогу от храма Яуха и соседствовало с персидской семьей отца Убиля. Судя по такой близости, египтяне, евреи и персы на Элефантине жили друг с другом. Ремонт дома и его постепенная передача членам семьи являются центральными темами следующих нескольких документов в семейном архиве Анании. [33]
Анания отдает Тамуту часть дома
[ редактировать ]Через три года после покупки дома у Багазуста и Убиля Анания передал право собственности на квартиру в теперь отреставрированном доме своей жене Тамут. Хотя впоследствии квартира принадлежала Тамуту, Анания потребовал, чтобы после ее смерти она перешла к их детям, Палти и Йеойшеме. Как и в случае любой передачи собственности внутри семьи, этот подарок был описан как сделанный «с любовью». [34]
Анания отдает Иеойшеме часть дома
[ редактировать ]Этот документ, составленный через тридцать лет после предыдущего папируса, является одним из нескольких, в которых право собственности на дом Анании и Тамута постепенно передавалось их дочери Йеойшеме в качестве платы за ее приданое. В юридических описаниях дома сохранены имена соседей Анании. Среди них был египтянин, занимавший должность садовника египетского бога Хнума, и, с другой стороны, два персидских лодочника. Изображение документа в галерее. [35]
Анания отдает Иеойшеме другую часть дома
[ редактировать ]В приданое своей дочери Иеойшемы Анания передал ей в частичную собственность дом, который он делил с Тамутом. Сделав дополнительный ремонт здания, Анания передал в приданое еще одну часть дома, описанную в этом документе. Изображение документа в галерее. [36]
Анания и Тамут продают дом своему зятю.
[ редактировать ]В этом папирусе записана продажа оставшейся части дома Анании и Тамута мужу Иеойшемы. Возможно, из-за того, что клиенты были недовольны чем-то написанным писцом, текст документа в какой-то момент обрывается, а затем начинается заново, повторяя уже пройденное с некоторыми дополнениями. Приведенное здесь описание границ относится к Храму Яуха на Элефантине, восстановленному через восемь лет после его разрушения в 410 г. до н.э. во время конфликта гражданской войны, возникшего из-за земельного спора. Изображение документа в галерее ниже. [37]
Кредитный договор
[ редактировать ]Где-то в декабре 402 г. до н. э. Анания, сын Аггея, одолжил две ежемесячные порции зерна у Пахнума, сына Бесы, арамейца с египетским именем. Эта квитанция должна была остаться у Пахнума и вернуться Анании, сыну Аггея, когда он погасит ссуду. Проценты не взимаются, но предусмотрен штраф за невыплату кредита в оговоренный срок. Расписка свидетельствует о том, что дружеские деловые отношения продолжались между египтянами и евреями на Элефантине после изгнания персов Амиртеем , единственным фараоном Двадцать восьмой династии Египта . Изображение документа находится в галерее ниже. [38]
Галерея
[ редактировать ]Бруклинский музей
[ редактировать ]- Свобода Тамута и Иехойшемы, 12 июня 427 г. до н.э., Бруклинский музей.
- Анания отдает Тамуту часть дома, 30 октября 434 г. до н.э., Бруклинский музей.
- Анания отдает Иеойшеме часть дома, 26 ноября 404 г. до н.э., Бруклинский музей.
- Анания отдает Иеойшеме еще одну часть дома, 10 марта 402 г. до н.э., Бруклинский музей.
- Распродажа дома, 12 декабря 402 г. до н.э., Бруклинский музей.
- Квитанция на зерновой заем, декабрь 402 г. до н.э., Бруклинский музей.
- Арамейский документ о браке, 449 г. до н. э., Бруклинский музей.
- Документ о продаже собственности на арамейском языке: Багазуст и Убил продают дом Анании, 437 г. до н. э., Бруклинский музей
Египетский музей Берлина
[ редактировать ]- Брачный контракт между греками, Египетский музей в Берлине , 310 г. до н. э.; Р 13500
- Брачный договор между египтянами, Египетский музей в Берлине , демотический; 535 г. до н. э. (26-я династия); Р 13614
- Решение суда по спору о наследстве, Египетский музей в Берлине , иератический; Старое Королевство (2300 г. до н.э.); П 9010
- Арамейский папирус, содержащий договор о займе, датированный 5-м годом правления фараона Амиртая, 400 г. до н.э., Египетский музей в Берлине.
- Арамейский папирус с историей Ахикара , V век до н.э., Египетский музей в Берлине.
Египетский музей, Каир
[ редактировать ]- Слоновий папирус J 37112 (Сэйс и Коули 1906, F) из архива Мибтахии
- Слоновий папирус J 37113 (Сэйс и Коули 1906, J) из архива Мибтахии
Другой
[ редактировать ]- Письмо из Элефантинских папирусов, собрания сочинений еврейской общины Элефантины в Египте V века до нашей эры. Авторами являются Йедония и его коллеги-священники, оно адресовано Багоасу, правителю Иудеи. В письме содержится просьба о восстановлении еврейского храма на Элефантине, разрушенного египетскими язычниками. Письмо датировано 17 годом правления царя Дария (II) под властью сатрапа Египта Аршама, что соответствует 407 году до нашей эры. Из публикации Эдуарда Сахау 1907 года.
- финикийско-арамейский папирус CIS II 149 и Коули 69; Коули предположил, что они прибыли с Элефантины.
- Гревилл Честер Арамейская острака (СНГ II 138–139) и Дрим Остракон (СНГ II 137)
См. также
[ редактировать ]- Астарта и ненасытное море
- Папирус Амхерст 63 , возможно, происходящий из еврейской элефантинской общины.
- Блакас папирусы
- Афганская Гениза , аналогичный тайник древних религиозных и светских документов.
- Каир Гениза , аналогичный тайник древних религиозных и светских документов.
- Дуньхуанские рукописи , аналогичный тайник древних религиозных и светских документов.
- Папирусы Геркуланума , аналогичный тайник древних религиозных и светских документов.
- Земля Ониаса , еще один храм ЯХВЕ в Египте (170 г. до н.э. – 73 г. н.э.)
- Рукописи Тимбукту
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кук, Эдвард (2022). Библейский арамейский язык и родственные ему диалекты: введение . Издательство Кембриджского университета. п. 3-7. ISBN 978-1-108-78788-8 .
Имперский арамейский (IA) [Сноска: Другие названия: официальный арамейский, Reichsaramäisch. Поскольку многие из сохранившихся текстов происходят из Египта, некоторые ученые говорят о «египетском арамейском языке».]… Как уже отмечалось, документация IA значительно больше, чем документация древнеарамейского языка; жаркий и сухой климат Египта был особенно благоприятен для сохранения древностей, в том числе арамейских текстов, написанных на мягких носителях, таких как папирус или кожа. Основным, хотя и не единственным, источником наших знаний арамейского языка персидского периода является большое количество папирусов, обнаруженных на острове Элефантина… Все египетские арамейские тексты были собраны и переизданы в «Учебнике арамейских документов Древнего Египта…» Теперь это стандартное текстовое издание.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Портен 1996 , стр. 7–11.
- ^ Британский музей E14219 : «...две девятистрочные арамейские надписи на разных сторонах...»
- ^ Британский музей E14420 : «...Гончарный остракон с нарисованной арамейской надписью в четыре строки...»
- ^ Euting, 1887, Epigraphic Miscellaneous , труды Королевской прусской академии наук в Берлине: «...следует выделить первого представителя этого жанра...»
- ^ Левин, Барух А. «Заметки об арамейском тексте сновидений из Египта». Журнал Американского восточного общества, том. 84, нет. 1, Американское восточное общество, 1964, стр. 18–22, https://doi.org/10.2307/597058 .
- ^ Три публикации в Трудах Общества библейской археологии , 1903: стр. 202 и последующие , с. 259 и последующие и с. 311 и последующие
- ^ Эйтинг Юлиус. Обратите внимание на египетско-арамейский папирус из Императорской библиотеки Страсбурга. В: Мемуары, представленные различными учеными Академии надписей и изящной словесности Института Франции. Первая серия, Разные предметы науки. Том 11, 2-я часть, 1904. С. 297–312. DOI: https://doi.org/10.3406/mesav.1904.1089 www.persee.fr/doc/mesav_0398-3587_1904_num_11_2_1089
- ^ * Сэйс и Коули, Арамейские папирусы, обнаруженные в Асуане , (Лондон, 1906 г.), стр. 10
- ^ Jump up to: а б с д Гмиркин, Рассел (2006). Беросс и Бытие, Манефон и Исход: эллинистические истории и дата Пятикнижия . Нью-Йорк: T&T Clark International. стр. 29 и далее. ISBN 0-567-02592-6 .
- ^ Тоорн 2019 , стр. 61–88.
- ^ Jump up to: а б Коули, Артур (2005). Арамейские папирусы пятого века до нашей эры Юджин, Орегон: Wipf & Stock Publishers. стр. XX – XXIII. ISBN 1-59752-3631 «Насколько мы узнаем из этих текстов, Моисей, возможно, никогда не существовал, в Египте не могло быть никакого рабства, никакого исхода, никакой монархии, никаких пророков. Нет никаких упоминаний о других племенах и никаких претензий на какое-либо наследие на этой земле. Среди многочисленных имен колонистов Авраам, Иаков, Иосиф, Моисей, Самуил, Давид, столь распространенные в более поздние времена, никогда не встречаются (ни у Неемии), ни какое-либо другое имя, полученное из их прошлой истории, записанной в Пятикнижии. и ранняя литература. Это почти невероятно, но это правда».
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Грайфенхаген, Франц В. (2003). Египет на идеологической карте Пятикнижия . Блумсбери. стр. 236–245. ISBN 978-0-567-39136-0 .
- ^ Вайденбаум, Филипп (2016). «От Платона до Моисея: цари Бытия как платонический эпос» . В Хьельме, Ингрид; Томпсон, Томас Л. (ред.). Библейская интерпретация за пределами историчности . Изменение перспектив. Том. 7. Нью-Йорк: Рутледж. стр. 76–90. ISBN 978-1-315-69077-3 .
- ^ Письменная форма Тетраграмматона на Элефантине — YHW.
- ^ Паоло Сакки, История периода Второго Храма . T&T Clark International, 2000, Лондон/Нью-Йорк, с. 151
- ^ Граббе, Лестер Л. (2022). «Элефантина и Ездра-Неемия» . В Фолмере, Маргарета (ред.). Возвращение к Элефантине: новый взгляд на иудейскую общину и ее соседей . Пенн Стейт Пресс. стр. 61–62. ISBN 978-1-64602-208-3 .
- ^ Стивен Габриэль Розенберг (1 июля 2013 г.). «Был ли в Древнем Египте еврейский храм?» . «Джерузалем Пост» . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ Комментарий Джима Рейли к «Петиции к Багоасу» (Слоновьи папирусы) в его книге «Навуходоносор и египетский изгнанник» . Архивировано 23 июля 2011 г. на Wayback Machine с веб-сайта www.kent.net. Проверено 18 июля 2010 г.
- ^ Меррилл Унгер, Библейский справочник Унгера , стр. 260
- ^ Бецалель Портен; Ада Ярдени, Учебник арамейских документов из Древнего Египта 1. Иерусалим, 1986, Письма, 76 (= TADAE A4.9)
- ^ Иехоишма, дочь Анании: Жизнь совершенно нормального древнего человека
- ^ Новые рассказы из Египта после Исхода , Наоми Пфефферман, 8 апреля 2004 г., Jewish Journal
- ^ Так давно, очень похоже на нас: мультикультурная пара женится, покупает дом, воспитывает детей. Это извечная история «Еврейской жизни в Древнем Египте» в Skirball, 11 мая 2004 г., Los Angeles Times.
- ^ Еврейская жизнь в Древнем Египте См. особенно. раздел «Еврейский и египетский ритуал на Элефантине» и другие разделы. 2002 г.
- ^ Гнусе, Роберт Карл (1997). Никаких других богов: возникающий монотеизм в Израиле . Т&Т Кларк. п. 185. ИСБН 978-1850756576 .
- ^ Jump up to: а б Нолл, КЛ (2001). Ханаан и Израиль в древности: Введение . Шеффилд Академик Пресс. п. 248. ИСБН 9781841273181 .
- ^ Дэй, Джон (2002). Яхве и боги и богини Ханаана . 143: Шеффилд Академик Пресс. ISBN 978-0826468307 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Эдельман, Диана Викандер (1996). Триумф Элохима: от яхвизма к иудаизму . Уильям Б. Эрдманс. п. 58 . ISBN 978-0802841612 .
- ^ Сьюзан Акерман (2004). «Богини» . В Сюзанне Ришар (ред.). Ближневосточная археология: читатель . Айзенбрауны. п. 394. ИСБН 978-1575060835 .
- ^ Блейберг, Эдвард (2002). Еврейская жизнь в Древнем Египте: семейный архив из долины Нила . Бруклин, Нью-Йорк: Художественный музей Буклина.
- ^ Блейберг, Эдвард (2002). Еврейская жизнь в Древнем Египте: семейный архив из долины Нила . Бруклин, Нью-Йорк: Бруклинский художественный музей. п. 26.
- ^ Блейберг, Эдвард (2002). Еврейская жизнь в Древнем Египте: семейный архив из долины Нила . Бруклин, Нью-Йорк: Бруклинский художественный музей. п. 30.
- ^ Блейберг, Эдвард (2002). Еврейская жизнь в Древнем Египте: семейный архив из долины Нила . Бруклин, Нью-Йорк: Бруклинский художественный музей. п. 32.
- ^ Блейберг, Эдвард (2002). Еврейская жизнь в Древнем Египте: семейный архив из долины Нила . Бруклин, Нью-Йорк: Бруклинский художественный музей. п. 34.
- ^ Блейберг, Эдвард (2002). Еврейская жизнь в Древнем Египте: семейный архив из долины Нила . Бруклин, Нью-Йорк: Бруклинский художественный музей. п. 36.
- ^ Блейберг, Эдвард (2002). Еврейская жизнь в Древнем Египте: семейный архив из долины Нила . Бруклин, Нью-Йорк: Бруклинский художественный музей. п. 39.
- ^ Блейберг, Эдвард ; Бруклинский художественный музей (2002). Еврейская жизнь в Древнем Египте: семейный архив из долины Нила . Бруклинский художественный музей. п. 23. ISBN 9780872731479 .
Библиография
[ редактировать ]Основные научные источники
[ редактировать ]- Эйтинг Юлиус. Обратите внимание на египетско-арамейский папирус из Императорской библиотеки Страсбурга , мемуары, представленные различными учеными Академии надписей и изящной словесности Института Франции. Первая серия, Разные предметы науки. Том 11, 2-я часть, 1904. С. 297–312; DOI: https://doi.org/10.3406/mesav.1904.1089.
- Артур Унгнад , арамейский папирус из Элефантины
- Эдуард Сахау , 1908, Три арамейских папируса из Элефантины.
- Эдуард Сахау , 1911 год, арамейский папирус и острака из еврейской военной колонии на Элефантине.
- Коули, Артур, Арамейские папирусы пятого века , 1923, Оксфорд: Clarendon Press.
- Сэйс и Коули, арамейские папирусы, обнаруженные в Ассуане (Лондон, 1906 г.)
- Спренглинг, М. «Арамейские папирусы Элефантины на английском языке». Американский журнал теологии , том. 21, нет. 3, 1917, стр. 411–452. JSTOR, www.jstor.org/stable/3155527. По состоянию на 23 мая 2021 г.
- Арнольд, Уильям Р. «Пасхальный папирус с Элефантины». Журнал библейской литературы 31, вып. 1 (1912): 1–33. https://doi.org/10.2307/3259988 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фитцмайер, Джозеф А. «Некоторые заметки по арамейской эпистолографии». Журнал библейской литературы , том. 93, нет. 2, 1974, стр. 201–225. JSTOR, www.jstor.org/stable/3263093. По состоянию на 23 мая 2021 г.
- Тоорн, Карел ван дер (24 сентября 2019 г.). Становление евреями диаспоры: за историей Элефантины . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-24949-1 .
- Брешиани, Эдда (1998). "ЭЛЕФАНТИНА " Иранская энциклопедия, Том. VIII, Фаск. 4 . стр. 360–362.
- Крелинг, Эмиль Г.Х. (1953). Бруклинский музей Арамейские папирусы: новые документы пятого века до нашей эры из еврейской колонии на Элефантине . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-405-00873-3 .
- Портен, Бецалель (1996). Слоновьи папирусы на английском языке: три тысячелетия межкультурной преемственности и перемен . Documenta et Monumenta Orientis antiqui: исследования ближневосточной археологии и цивилизации. Нью-Йорк. ISBN 978-90-04-10197-5 .
- Бецалель Портен, Архивы Элефантины: жизнь древней еврейской военной колонии , 1968. (Беркли: University of California Press)
- Йоханан Маффс (Пролегомен Баруха А. Левина ), 2003. Исследования арамейских юридических папирусов из Элефантины (Brill Academic)
- А. ван Хунакер , Иудео-арамейская община на Элефантине, Египет, в VI и V веках до нашей эры. н.э. , 1915, Лондон, Швейхские лекции.
- Жозеф Мелез-Моджеевски , Евреи Египта , 1995, Еврейское издательское общество.
- Стэнли Кук, ЗНАЧЕНИЕ СЛОНОВЫХ ПАПИРИТОВ ДЛЯ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИИ
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Слоновьи папирусы на английском языке: три тысячелетия межкультурной преемственности и изменений. Бецалель Портен и др. Брилл, Лейден, Нидерланды, 1996 г. Проверено 18 июля 2010 г.
- Элефантинские папирусы: обзор, Главный еврейский архив, корпус, библиография . Английский перевод «Папирус Пасхи»
- Пасхальное письмо.
- П.Элеф.: Египетские документы из королевских музеев Берлина
- П.Элеф.Вагнер: Элефантина XIII: Греческие папирусы и остраки Элефантины
- COJS: Элефантинский храм, 407 г. до н.э.
- Рукописи V века до н.э.
- Рукописи IV века до н.э.
- 1819 археологические открытия
- Еврейские рукописи
- Папирус
- Древняя еврейская история Египта
- Еврейские тексты на арамейском языке
- Археологический корпус
- Археология империи Ахеменидов
- Египетские папирусы на арамейском языке.
- Остракон
- Верхний Египет
- Слоновина