Марсий (месяц)
Martius или mensis Martius (« Март ») был первым месяцем древнеримского года , возможно, вплоть до 153 г. до н.э. [ 1 ] После этого времени это был третий месяц, следующий за Februarius ( февраль ) и предшествующий Aprilis ( апрель ). Мартий был одним из немногих римских месяцев, названных в честь , который божества Марса считался предком римского народа через своих сыновей Ромула и Рема .
Март ознаменовал возвращение к активной жизни в сельском хозяйстве, военным кампаниям и мореплаванию. Он был заполнен религиозными обрядами, относящимися к самому раннему периоду римской истории. Из-за того, что март изначально был первым месяцем, в марте проводился ряд фестивалей, первоначально связанных с Новым годом. В имперский период март был также временем публичного чествования синкретических или международных божеств которых , культ был распространен по всей империи, включая Исиду и Кибелу .
В сельскохозяйственный год
[ редактировать ]Menologia Rusica посоветовала фермерам рассчитывать на 12 часов дневного света и 12 часов ночи в марте. Весеннее равноденствие приходилось на 25 марта. Божеством-покровителем месяца была Минерва , а Солнце находилось в Рыбах . В этом месяце фермерам было дано указание решетить виноградные лозы, обрезать и сеять яровую пшеницу. [ 2 ]
Религиозные обряды
[ редактировать ]Фестивали Марса как божества-тезки месяца датируются временами королей и ранней республики . Как бог войны Марс был хранителем сельского хозяйства и государства и был связан с циклом жизни и смерти. Считалось, что сезон Марса подходит к концу в октябре, когда большая часть сельскохозяйственной и военной деятельности прекратилась, и тогда у бога был второй раунд фестивалей.
Во время Принципата «святая неделя » для Кибелы и Аттиса. [ 3 ] развивался во второй половине месяца с входным фестивалем в Иды и серией празднований с 22 по 27 или 28 марта. Официальные праздники Исиды проводились 7 и 20 марта.
Даты
[ редактировать ]
Римляне не нумеровали дни месяца последовательно с 1-го по последний день. Вместо этого они отсчитывали назад от трех фиксированных точек месяца: нонов (5-го или 7-го числа, в зависимости от продолжительности месяца), ид (13-го или 15-го числа) и календ (1-го числа) следующего месяца. Мартовские ноны были 7-го числа, а мартовские иды — 15-го числа. Таким образом, последний день марта был праздником Календас Априлис, [ 4 ] «за день до апрельских календ». Римский счет был инклюзивным ; 9 марта было ante diem VII Idūs Martias , «седьмой день перед мартовскими идами», обычно сокращаемый до VII Id. Март. (или вообще без рекламы ); 23 марта была Х Кал. Апрель , «10-й день перед апрельскими календами».
В календаре Римской республики и раннего принципата каждый день отмечался буквой, обозначающей его религиозно законный статус. В марте это были:
- F означает dies fasti , дни, когда было законно подавать иски в гражданские суды ;
- C — dies comitalis, день, в который римский народ мог проводить собрания ( comitia ) , выборы и некоторые виды судебных разбирательств;
- N для dies nefasti , когда эта политическая деятельность и отправление правосудия были запрещены;
- NP , значение которого остается неуловимым, но которым отмечены feriae , государственные праздники;
- QRCF (возможно , когда король сопровождал фас [ 5 ] ) было религиозно разрешено ), день, когда рексу (вероятно, священнику, известному как rex Sacrorum созывать собрание; [ 6 ]
- EN для эндотерциссуса , архаической формы интерциссуса , и вечером , «разрезанного пополам», означающего дни, которые были нефасти утром, когда готовились жертвоприношения , когда приносились жертвы, но были фасти в середине день. [ 7 ]
К концу II века нашей эры в сохранившихся календарях больше не отображаются дни, отмеченные этими буквами, вероятно, отчасти в результате календарных реформ, предпринятых Марком Аврелием . [ 8 ] Дни также обозначались цифровыми буквами в циклах ABCDEFGH , чтобы обозначить «рыночную неделю». [ 9 ] (в таблице ниже они опущены).
dies natalis — это годовщина основания или повторного посвящения храма, которую иногда называют «днем рождения» божества. В период Империи некоторые традиционные праздники, проводимые в Риме, стали менее важными, а дни рождения и годовщины императора и его семьи приобрели известность как римские праздники. В календаре военных религиозных обрядов, известных как Feriale Duranum , жертвоприношения, относящиеся к имперскому культу , превосходят числом более старые фестивали, но среди военных важность Марса сохранялась и, возможно, даже усиливалась. [ 10 ] dies imperii — годовщина восшествия на престол императора. После середины I века нашей эры в календари добавляется ряд дат зрелищ и игр ( ludi ), проводимых в честь различных божеств в месте, называемом « цирком » (ludi circenses) . [ 11 ] Фестивали, отмеченные большими буквами на дошедших до нас фасти и представленные названиями фестивалей, написанными заглавными буквами на таблице, считаются самыми древними праздниками, ставшими частью календаря до 509 г. до н. э. [ 12 ]
Если не указано иное, датировки и обряды в следующей таблице взяты из книги HH Scullard , Festivals and Ceremonies of the Roman Republic (Cornell University Press, 1981), стр. 84–95.
Современный дата |
Римская дата | статус | Обряды |
---|---|---|---|
1 марта | мартовские календы | НАПРИМЕР | • Ярмарки Марса; Салии держат в процессии священные щиты ( движение анцилий ) • Матроналия • умирает Наталис из храма Юноны Люцины на Эсквилинском холме. • возобновление священного огня Весты • Регия , дома фламенов и Курии Ветерес, украшенные лаврами. • умирает наталисом Марса • Цирценции (после середины I века нашей эры) [ 13 ] • военные обряды ко дню рождения (nataliciae) отца Марса Виктора [ 14 ] |
2 | до 6 марта | Ф | |
3 | объявление V №. Март. [ 15 ] | С | |
4 | IV нет, вторник. [ 16 ] | С | |
5 | III Нон. | С | • Isidis Navigium , «парусная» процессия в честь Исиды (середина I века н. э.) [ 17 ] |
6 | накануне девятого марта (сокр. прид. Нон. Март. ) |
С | • мольба Весте и «общественным богам», Пенатам граждан Рима (на Feriale Cumanum , 4–14 гг. н.э.) [ 18 ] • дни империи для совместного правления Марка Аврелия и Луция Вера [ 19 ] |
7 | Девятое марта | Ф | • Наталис из храма Ведиовиса на Капитолийском холме • Юноналия (в поздней Империи) [ 20 ] |
8 | VIII Ид. Маршировать. [ 21 ] | Ф | |
9 | VII Там же. Маршировать. | С | • еще одно шествие Салий (см. 1 марта) |
10 | VI Там же. Маршировать. | С | |
11 | V Id. Mart. | С | |
12 | IV Там же. Март. | С | |
13 | III Там же. Маршировать. | В | • Цирценции для Юпитера Культора [ 22 ] |
14 | накануне Идуса Мартиаса (сокр. прид. Ид. Март. ) |
НАПРИМЕР | • ЭКВИРРИЯ , скачки в честь Марса. • Мамуралия |
15 | Идус марта | НАПРИМЕР | • Feriae Jovi , ежемесячное жертвоприношение Юпитеру. • Праздник Анны Перенны • «Страстная неделя» Кибелы и Аттиса, начиная с интрата Канны (возможно, еще во времена Клавдия или уже во времена Антонина Пия ) [ 23 ] |
16 | XVII Кал. апрель [ 24 ] | Ф | • шествие Аргеи |
17 | XVI Кал. апрель | НАПРИМЕР | • ЛИБЕРАЛЬНЫЙ • АГОНАЛИЯ или Боевая агония для Марса • Аргеи продолжают • Цирцены и Ludi Liberalici после середины I века нашей эры. [ 25 ] |
18 | XV Кал. апрель | С | |
19 | XIV Кал. апрель | НАПРИМЕР | • ПЯТЬ для Марса и Минервы |
20 | XIII кал. апрель | С | • Пелусия |
21 | XII Кал. апрель | С | |
22 | XI Кал. апрель | Н | • Введено дерево (введено при Клавдии) [ 26 ] |
23 | Х Кал. апрель | НАПРИМЕР | • Сантехника • еще одно шествие Салий (см. 1 марта) |
24 | IX Кал. апрель | Ф QRFC |
• Dies Sanguinis , когда приверженцы Кибелы подвергали себя самобичеванию и кастрации, после чего: * Священная ночь, когда Аттис был похоронен, а новые Галли «возродились» в священстве. [ 27 ] |
25 | VIII Кал. апрель | С | • Илария , день ликования после Священной ночи (во времена Антонина Пия или позже) [ 28 ] |
26 | VII Кал. апрель | С | • Рекецио , день отдыха после Иларии. [ 29 ] |
27 | VI Кал. апрель | С | • Лаватио , ритуальное шествие и омовение Кибелы. [ 30 ] (ко времени Августа) |
28 | V Kal. Apr. | С | • Initium Gaiani , либо посвящения в мистерии Magna Mater и Аттиса в Гаянуме . [ 31 ] день провозглашения Калигулы принцепсом или [ 32 ] |
29 | IV Кал. апрель | С | |
30 | III Кал. апрель | С | |
31 | прил. Кэл. апрель | С | • умирает Наталис из Храма Луны на Авентинском холме |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ HH Скаллард , Фестивали и церемонии Римской республики (Cornell University Press, 1981), стр. 84.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 85.
- ^ Мария Грация Ланчеллотти, Аттис, Между мифом и историей: король, священник и Бог (Brill, 2002), с. 81; Бертран Лансон, Рим в поздней античности (Routledge, 2001), с. 91; Филипп Боржо, Мать Богов: От Кибелы до Девы Марии , перевод Лизы Хохрот (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2004), стр. 51, 90, 123, 164.
- ^ Название месяца интерпретируется как прилагательное, изменяющее Kalendae, Nonae или Idūs .
- ^ На основе Fasti Viae Lanza, дающего Q. Rex CF.
- ^ Моммзен в резюмировании Йорга Рюпке , Римский календарь от Нумы до Константина: время, история и фасти (Wiley-Blackwell, 2011), стр. 26–27.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии, стр. 44–45.
- ^ Мишель Рене Зальцман, По римскому времени: Календарь Кодекса на 354 год и ритмы городской жизни в поздней античности (Калифорнийский университет Press, 1990), стр. 17, 122.
- ^ Йорг Рюпке , Римский календарь от Нумы до Константина: время, история и фасти, перевод Дэвида М.Б. Ричардсона (Блэквелл, 2011, первоначально опубликовано в 1995 году на немецком языке), стр. 6.
- ^ Тед Кайзер, «Религия на римском Востоке», в книге «Спутник римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 447.
- ^ Зальцман, По римскому времени , стр. 17, 121–122.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 41.
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 122.
- ^ О Фериале Дурануме .
- ^ Сокращенная форма ante diem V Нонас Мартиас
- ^ Сокращенная форма ante diem IV Nonas Marchias.
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 124.
- ^ Бет Севери, Август и семья при рождении Римской империи (Routledge, 2003), с. 129.
- ^ О Фериале Дурануме .
- ^ Назван только в календаре Филокала (354 г. н.э.); Зальцман, По римскому времени, с. 125.
- ^ Сокращенная форма ante diem VIII Idūs Martias, с ante diem с этого момента вообще опущено.
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 122.
- ^ Зальцман, По римскому времени, стр. 125, 165.
- ^ Сокращенная форма ante diem XVII Kalendas Aprilis/-es с полным опущением ante diem , как и в остальной части следующего месяца.
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 122.
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 165.
- ^ Зальцман, По римскому времени, стр. 165, 167.
- ^ Зальцман, По римскому времени, стр. 165, 167.
- ^ Зальцман, По римскому времени, стр. 165, 167.
- ^ Зальцман, По римскому времени, стр. 124, 165, 167.
- ^ Зальцман, По римскому времени, стр. 165, 167.
- ^ Лоуренс Ричардсон, Новый топографический словарь Древнего Рима (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1992), стр. 180.