Пелусия

В Римской империи Пелусия проводившимся была религиозным праздником, 20 марта. [ 3 ] в честь Исиды и ее ребенка Гарпократа . Это должно было совпасть со вторым днем Квинкватрии , пятидневного праздника Минервы . [ 4 ] Праздник не был частью римского календаря до середины I века нашей эры, но был добавлен во времена Марка Аврелия (161–180). [ 5 ] Он сохранен в Календаре Филокала (354 г. н. э.) как официальный праздник. [ 6 ]
Византийский ученый Иоанн Лид (VI век) объясняет этот праздник как ознаменование «грязи» от разлива Нила , которая порождает плодородие и прекращает голод и засуху, и, вероятно, считалось, что его воплощением стало рождение Гарпократа, который в искусстве изображен выходящим из грязи и несущим рог изобилия . [ 7 ]

Участников Пелусии окропляли водой, чтобы обрести возрождение (regeneratio) и иммунитет от оскорблений богов (impunitas periurorum) . Считается, что окропление имитирует символический эффект наводнения, а вода из самого Нила, возможно, использовалась как форма «святой воды», как это было в других церемониях Исиды, принесенной в Рим. В христианском дискурсе того времени слово regeneratio использовалось в связи с крещением . Христианский полемист Тертуллиан (ум. около 225 г.) противопоставляет обряды Пелусии тому, что он считает высшей эффективностью крещения. [ 8 ]
В Египте Пелусия 20 марта ознаменовала начало парусного сезона. День находился под защитой Исиды и Сераписа . [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэри Бирд , Дж. А. Норт и SRF Прайс, Религии Рима: Справочник (Cambridge University Press, 1998), том. 2, с. 303; Эверетт Фергюсон, «История раннего христианства» (Wm. B. Eerdmans, 1987, 3-е изд. 2003 г.), стр. 272.
- ^ Роджер Линг, Римская живопись (Издательство Кембриджского университета, 1991), стр. 162.
- ↑ В некоторых вторичных источниках дата указана как 24 марта.
- ^ Р.Э. Витт, Исида в древнем мире (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1971, 1997), стр. 123.
- ^ Historia Augusta , Марк Аврелий 23.8.
- ^ Мишель Рене Зальцман, По римскому времени: Календарь Кодекса на 354 год и ритмы городской жизни в поздней античности (Калифорнийский университет Press, 1990), стр. 125, 170, 174.
- ^ Зальцман, По римскому времени, стр. 174–175.
- ^ Тертуллиан , Де Крещение 5.1; Фриц Граф, «Крещение и греко-римские мистические культы», в книге « Омовение, инициация и крещение: поздняя античность, ранний иудаизм и раннее христианство» (Де Грюйтер, 2011), стр. 105–106, 108.
- ^ Дж. Леклан и Г. Клерк, Библиографический перечень Исиаки (Brill, 1985), стр. 9, резюмируя Курта Латте .
См. также
[ редактировать ]- Isis Navigium , «парусный» фестиваль Исиды 5 марта.
- Лихнапсия , лампа-освещение для Исиды.