Часовня Святого Казимира
Общая информация | |
---|---|
Архитектурный стиль | Архитектура барокко |
Расположение | Вильнюсский кафедральный собор |
Город или город | Вильнюс |
Страна | Литва |
Координаты | 54 ° 40'39,54252 "N 25 ° 17'17,41344" E / 54,6776507000 ° N 25,2881704000 ° E |
Назван в честь | Святой Казимир |
Строительство началось | 1624 |
Открыт | 14 августа 1634 г. |
Размеры | |
Другие размеры | 17,5 на 17,5 метров (57 × 57 футов) [1] |
Проектирование и строительство | |
Архитектор(ы) | Константа Тенкаллы |
Часовня Святого Казимира — часовня Святого Казимира в Вильнюсском кафедральном соборе . Часовня была построена в 1623–1636 годах после канонизации князя Казимира (1458–1484) в лике святых. Он был построен и декорирован в стиле барокко итальянскими скульпторами и архитекторами по заказу Сигизмунда III Вазы , короля Польши и великого князя литовского . [2] Центральным элементом часовни является алтарь из искусственного мрамора, на котором находится серебряный саркофаг с останками Казимира и картина « Трехрукий святой Казимир» .
История
[ редактировать ]Князь Казимир был вторым по старшинству сыном короля Польши и великого князя Литовского Казимира IV и королевы Елизаветы Габсбург Венгерской . После того, как его старший брат Владислав был избран королем Богемии в 1471 году, Казимир стал наследником. Однако он сосредоточился на преданности Богу и прославился своим благочестием. Он заболел (вероятнее всего, туберкулезом ) и умер в возрасте 25 лет. Князь Казимир был похоронен в склепе под часовней, которую его отец зарезервировал для королевской семьи. [1] Он был первым захоронением в этой часовне. Она расположена слева от входа и теперь известна как капелла Волловичей в честь епископа Евстафия Волловича . Другими членами семьи, похороненными в часовне, были брат Казимира Александр Ягеллон и две жены племянника Казимира Сигизмунда II Августа . [1] По мере того как культ Казимира рос и его праздник был одобрен Папой в 1602 году, его останки были извлечены из склепа и вознесены к алтарю в мае 1604 года. места для новой часовни не нашлось, пока епископ Воллович не согласился поменять свою часовню на королевскую в феврале 1624 года. [1] Старая часовня Волловича была снесена и началось строительство новой часовни Святого Казимира. Король Сигизмунд III Ваза профинансировал строительство и нанял итальянского архитектора Костанте Тенкаллу для разработки плана часовни. Строительство было завершено в 1636 году, а 14 августа 1634 года мощи были торжественно перенесены четырьмя архиереями в новую часовню. [1]
Трехручик Святой Казимир
[ редактировать ]«Трёхручный святой Казимир» — анонимная картина святого Казимира, которая висит под его серебряным саркофагом в часовне. На нем изображен Казимир с тремя руками (у него две правые руки, каждая из которых держит лилию), и он считается чудесным. Легенда гласит, что художник хотел изменить композицию и нарисовал вторую правую руку, но первую правую руку он не смог закрыть – она появлялась вновь. Легенда была впервые записана Бернхардом Леопольдом Таннером в 1689 году. [3] Однако исследование росписи в УФ- и рентгеновском лучах во время реставрационных работ в 1982–1985 годах показало, что обе руки были окрашены одновременно и никаких свидетельств попыток перекрыть одну из них нет. [4] Три руки – необычный мотив в религиозном искусстве. Повилас Реклайтис в качестве возможного источника вдохновения привел пример Троеручицы , иконы Восточной Православной Церкви . [5] Три руки уникальны для этой конкретной картины Святого Казимира. Хотя фигура Святого Казимира копировалась множество раз, у копий только две руки. [5]
Он написан на тонкой деревянной доске размером 45 на 75 сантиметров (18 × 30 дюймов). [6] Общая композиция очень похожа на гравюру на дереве, опубликованную папским легатом Захариасом Феррери Казимира в первой агиографии в 1521 году. Основными отличиями являются третья рука и то, что гравюра на дереве расположена на открытом воздухе, а картина - в помещении. [6] Считается, что гравюра на дереве и картина были написаны примерно в одно и то же время по мотивам утерянного оригинала. Возможно, этот утерянный оригинал был портретом, законченным при жизни Казимира, но потерянным во время пожара в Вильнюсском соборе в 1530 году. [7] Картина была подкрашена в 1594 году, о чем свидетельствует надпись в ренессансном картуше внизу, в которой цитируются строки из 92-го псалма : «Праведник процветет, как пальма: он вырастет, как кедр в Ливане» . [6] [8] Вероятно, в это время оригинальный кулон, который носил Казимир и изображавший Мадонну с младенцем, был заменен орденом Золотого руна . Святой Казимир не получил ордена, и, вероятно, он был добавлен для умилостивления короля Сигизмунда III Вазы . [9] Орден также присутствует в картуше снаружи часовни, в котором записана информация о его завершении в 1636 году. [10]
Фрески
[ редактировать ]В капелле есть две выразительные фрески флорентийского художника Микеланджело Паллони, выполненные во время реставрационных работ в 1692 году. [2]
Открытие гроба святого Казимира имеет размеры 285 на 402 сантиметра (112 × 158 дюймов) и украшает восточную стену. На нем изображено вскрытие гроба святого Казимира 16 августа 1604 года во время процедуры его канонизации. Тело в гробу нашли неповрежденным, через 120 лет после захоронения. Святой одет в длинное красное одеяние, украшенное мехом горностая , и герцогскую корону. Епископ Бенедикт Война , написавший в Рим о чудесном запахе после того, как была поднята крышка, воздел руки к небу во славу Господа. [2] На коленях перед святым стоит Григорий Свецицкий, каноник капитула Вильнюсского кафедрального собора, которому было поручено провести процесс канонизации Казимира. Ян Казимеж Сапега, Справа стоит Дева Мария и Святой Петр заказчик картины; Слева стоят , одетые в одежду того времени. Вокруг них священники с длинными свечами в руках. [2]
«Воскресение Урсулы» имеет размеры 295 на 402 сантиметра (116 × 158 дюймов) и украшает западную стену. На нем изображено первое известное чудо святого Казимира. После смерти юной девушки Урсулы ее отец подошел к гробу принца, чтобы помолиться за нее и девочка чудесным образом воскресла. Художник мастерски передает удивление и изумление отца, других родственников, священнослужителей. [2]
Скульптуры правителей
[ редактировать ]Часовня имеет восемь скульптур правителей, которые стоят в мраморных нишах по четырем углам. Скульптуры высотой около 2,2 м (7 футов 3 дюйма) превышают натуральную величину. [11] Они вырезаны из дерева и покрыты серебром. [12] При их резьбе особое внимание уделялось индивидуальным деталям: атрибутам власти, одежде, деталям лица, жестам рук и позам (они повернуты немного влево или вправо, чтобы лучше смотреть на главный алтарь). [13] Автор, дата создания и личность фигур неизвестны и являются предметом предположений историков искусства.
Первоначально в часовне было восемь скульптур из чистого серебра высотой около 1 м (3 фута 3 дюйма), которые расплавились во время Потопа (1655–1660 гг.), Но они стояли в главном алтаре. [12] Мраморные ниши, вероятно, были созданы в 1620-х или 1630-х годах. [12] но нет никаких упоминаний о том, что в них были какие-либо скульптуры до 1737 года, когда в инвентаре было указано восемь деревянных скульптур королей и императоров. [14] По мнению Марии Матушакайте, скульптуры выполнены в стиле позднего барокко и датируются второй четвертью XVIII века. [12] Первые утверждения о том, что скульптуры изображают польских королей, были зафиксированы в отчете о каноническом посещении 1828 года и в книге истории Вильнюса по Михала Балинского . [15] Эта теория о ягеллонских королях приобрела популярность, и в 1878 г. на почтовых постах позолоченными буквами были написаны имена: Владислав II Ягелло (Ягайла) (годы правления 1386–1434), Владислав Варненский (1434–1444), Казимир IV Ягеллон (1447–1447) . 1492), святой Казимир, Иоанн I Альберт (1492–1501), Александр Ягеллон (1501–1506), Сигизмунд I Старый (1507–1548) и Сигизмунд II Август (1548–1572). [16] В какой-то момент литовская историография заменила Владислава Варненского на Владислава IV Васу (1632–1648). [17] Сочинения с тех пор исчезли, но эти имена часто цитируются. [15]
Не все исследователи согласны с традиционной идентификацией. Уже в 1840 году Юзеф Игнаций Крашевский предложил изображать скульптуры королевских святых. [15] но скульптуры не имеют символов или атрибутов святости. [18] Скульптуры слишком детализированы и персонализированы, чтобы изображать абстрактных членов королевской семьи или святых. [18] Матушакайте предположила, что одна из скульптур изображает Витаутаса , великого князя литовского (1392–1430), а не Владислава Варненского или Владислава Васу. [19] Миндаугас Пакнис отметил, что две скульптуры носят императорские короны (другие исследователи считали их великокняжескими шапками, так как визуально они очень похожи) [20] и предложил изобразить деда Камимира Альберта II из Германии , избранного, но не коронованного короля римлян , и Фридриха III, императора Священной Римской империи , который воспитал осиротевшую мать Казимира. По словам Пакниса, остальные шесть скульптур изображают ближайших родственников Казимира: деда Владислава Ягелло, отца Казимира и братьев Владислава , Иоанна Альберта, Александра и Сигизмунда. [21]
Галерея
[ редактировать ]- Часовня снаружи
- Ворота часовни изнутри собора, 1912 год работы Юзефа Балзукевича.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Реклайтис 1958а .
- ^ Jump up to: а б с д и «Роспись капеллы Святого Казимира Вильнюсского собора, Микеланджело Паллони» . Европейская 280 . europeana.eu . Проверено 4 мая 2016 г.
- ^ Маслаускайте 2004 , с. 115.
- ^ Маслаускайте 2004 , стр. 115–116.
- ^ Jump up to: а б Реклайтис 1958б .
- ^ Jump up to: а б с Реклайтис 1984 .
- ^ Маслаускайте 2004 , стр. 114–115.
- ^ Блажюнас 2012 , с. 218.
- ^ Блажюнас 2012 , с. 219.
- ^ Маслаускайте 2004 , с. 116.
- ^ Белинис 1988 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б с д Пакнис 2012 , с. 154.
- ^ Пакнис 2012 , стр. 153–154.
- ^ Пакнис 2012 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б с Пакнис 2012 , с. 159.
- ^ Пакнис 2012 , с. 160.
- ^ Пакнис 2012 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б Пакнис 2012 , с. 167.
- ^ Ширмулис 2006 , с. 190.
- ^ Пакнис 2012 , с. 170.
- ^ Пакнис 2012 , стр. 172–173.
Библиография
[ редактировать ]- Блажюнас, Юозапас (2012). «Управление росписями в церквях и монастырях города Вильнюса со второй половины XVI до конца XVIII века» (PDF) . Acta Academiae Artium Vilnensis (на литовском языке). 64 . ISSN 1392-0316 .
- Белинис, Джон; и др., ред. (1988). Сборник памятников истории и культуры Литовской ССР (на литовском языке). Том. 1. Вильнюс:Главная редакция энциклопедий. ОСЛК 21449203 .
- Маслоускайте, Сигита (2004). «Образ святого Казимира: первое изображение и повторы» (PDF) . Acta Academiae Artium Vilnensis (на литовском языке). 35 . ISSN 1392-0316 .
- Пакнис, Миндаугас (2012). «Скульптуры королей в часовне Святого Казимира. Что мы о них знаем?» . Царское пятно литовской культуры: образы, символы, реликвии . Acta Academiae Artium Vilnensis (на литовском языке). Том. 65–66. Издательство Вильнюсской академии художеств. ISBN 978-609-447-068-4 .
- Реклайтис, Повилас (март 1958а). «Часовня Св. Казимира в Вильнюсе (I)» . Эхо (на литовском языке). 3 (108). ISSN 0002-208X .
- Реклайтис, Повилас (апрель 1958б). «Часовня Св. Казимира в Вильнюсе (II)» . Эхо (на литовском языке). 4 (109). ISSN 0002-208X .
- Реклайтис, Повилас (май – июнь 1984 г.). «К иконографии святого Казимира» . Эхо (на литовском языке). 3 (346). ISSN 0002-208X .
- Ширмулис, Альфредас (2006). «Опознание статуй правителей часовни Св. Казимира Вильнюсского архикафедрального собора» . Мощи святых в литовской культуре . Acta Academiae Artium Vilnensis (на литовском языке). Том. 41. Издательство Вильнюсской академии художеств. ISBN 995-562-461-2 .