Меркелис Гедрайтис
Меркелис Гедрайтис | |
---|---|
Епископ Жемайтийский | |
Церковь | Костел |
епархия | Жемайтийская епархия |
Установлено | 16 января 1576 г. |
Срок закончился | 6 апреля 1609 г. |
Предшественник | Юргис Петкунас |
Преемник | Николас Пак |
Заказы | |
Рукоположение | 1571 |
Посвящение | Пасха 1576 г. Валериан Протасевич |
Личные данные | |
Рожденный | в. 1536 |
Умер | 6 апреля 1609 г. Алседжяй , Великое княжество Литовское. |
Похороненный | Варняйский собор |
Национальность | литовский |
Номинал | Римско-католический |
Родители | Матас Гедрайтис и Анна Крошиньска [1] |
Альма-матер | Кенигсбергский университет Университет Виттенберга Тюбингенский университет Лейпцигский университет |
Меркелис Гедрайтис ( польский : Мельхиор Гедройч ; ок. 1536 – 6 апреля 1609) был епископом Жемайтии с 1576 по 1609 год. Получив образование в протестантских университетах герцогства Прусского и Германии, он активно боролся с Реформацией , выполняя постановления Трентского собора в Жемайтия . Родившись в княжеской семье Гедрайчяй , он унаследовал очень заброшенную епархию, численность которой сократилась всего до 20 священников. Он стал известен своей преданностью и работой по прекращению злоупотреблений со стороны духовенства, укреплению церквей и школ и увеличению числа священников. Гедрайтис пригласил иезуитов в Кражяй , где Кражяйская коллегия уже после его смерти была основана , а бернадинов - в Кретингу , где они основали первый монастырь в Жемайтии . Он спонсировал Микалоюса Даукшу , который перевел и опубликовал «Катехизис» (1595 г.) и «Постил» на литовском языке (1599 г.) — первые литовские книги, напечатанные в Великом княжестве Литовском . Он также поддержал Мацея Стрийковского , автора первой печатной книги. история Литвы . В знак признания его усилий Гедрайтиса часто называют вторым баптистом Жемайтии. [2] [3] ( первое официальное крещение Жемайтии состоялось в 1413–1417 гг.).
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Гедрайтис родился в Гедрайчяй семье литовского дворянства . Его отец Мотеюс Гедрайтис был литовским придворным маршалом и в 1551 году был отправлен с дипломатической миссией в Великое княжество Московское . [4] Основное поместье семьи находилось в Виденишкяй , и вполне вероятно, что там родился Меркелис Гедрайтис. [5] Дата его рождения неизвестна, но, по оценкам, ок. В 1536 г. на момент назначения епископом ему было около 40 лет. [6] На его портрете, завершенном в 1585 году, записано, что ему в то время было 48 лет (т. е. он родился в 1537 году). [7]
В феврале 1551 г. [7] вместе с братом Каспарасом он поступил в Кенигсбергский университет . Затем он исчезает из письменных источников на десятилетие. В феврале 1560 года он поступил в Виттенбергский университет . [2] привёз Через полгода он был первым среди восьми литовских студентов, которых их наставник Юргис Заблокис в Тюбингенский университет . [8] Группу инициировали Пьер Паоло Верджерио, посетивший Вильнюс дважды , и Миколай «Черный» Радзивилл . С небольшими перерывами Гедрайтис учился в Тюбингене около трёх лет. [2] Там в 1561 году он опубликовал свою единственную известную работу — 16-страничный панегирик на латыни в память о смерти Катажины, матери Петра Веселовского , однокурсника-литовца из Тюбингена. [2] [8] Она была протестанткой . [6] В панегирике из 244 строк показано владение Гедрайтисом латинским языком, а также знакомство с классическими авторами ( Теокрит , Вергилий ) и греческой мифологией ( Филомела , Ниобея , Нестор и др.). [9] В конце 1563 года вместе с двумя родственниками великого канцлера Остафия Волловича и Теодора Скумина Тышкевича Гедрайтис поступил в Лейпцигский университет . Поскольку в то время это было обычным явлением, ученой степени Гедрайтис не получил. [2]
Гедрайтис учился в четырех протестантских университетах и был близок с некоторыми протестантскими активистами, но нет никаких доказательств того, что он обратился в протестантизм – документы, связанные с его назначением епископом, ничего не говорят по этому поводу. [2] После учебы Гедрайтис работал секретарем в канцелярии великого князя. [6] Вместе со своим братом Каспарасом он подписал Люблинскую унию в 1569 году, которая основала Речь Посполитую . [2] В Вильнюсе Гедрайтиса заметил епископ Виленский Валериан Протасевич , который предложил ему должность преподавателя и, вероятно, посоветовал стать священником. [10] Гедрайтиса рукоположили в священники в 1571 году. В феврале 1572 года Протасевич возвел Гедрайтиса в члены соборного капитула и поставил его распорядителем церковного имущества ( custos ). [2]
Когда в июле 1574 года умер епископ Жемайтии Юргис Петкунас , Якуб Учанский , примас Польши и архиепископ Гнезненский , попытался выдвинуть на вакансию своего племянника Якуба Воронецкого. Его поддержал Толомео Галлио , кардинал-госсекретарь . [11] Епископ Протасевич, капитул Жемайтийского собора, литовские иезуиты , Николай Кшиштоф «Сирота» Радзивилл и другие дворяне протестовали против этого кумовства и вместо этого продвигали Гедрайтиса, который имел явное преимущество говорить по-литовски и по-жемайтийски . Они также не хотели усиления польского влияния в Литве после Люблинской унии — епископам автоматически предоставлялось место в Сенате Польши-Литвы . [11] Любой новый епископ сначала нуждался в назначении короля. В то время королем был Генрих де Валуа, который покинул Речь Посполитую в июне 1574 года и стал королем Франции . Поэтому Гедрайтис отправился в Париж, чтобы лично получить номинацию в апреле 1575 года. В то же время он выступал в качестве посланника литовской знати, пытаясь убедить Генриха вернуться в Польшу-Литву. [11] Папа Григорий XIII утвердил Гедрайтиса епископом 16 января 1576 года, и он был рукоположен Протасевичем во время Пасхи в Вильнюсе . [2]
Епископ Жемайтийский
[ редактировать ]Епархиальные дела
[ редактировать ]Гедрайтис обнаружил, что епархия находится в запустении. Гедрайтис совершил каноническое посещение иезуита Николая Сендковского ( латынь : Николаус Седковиус , литовский : Микалоюс Седковскис ) в 1576 году. [12] Тарквиний Пекул, полномочный представитель папского нунция Джованни Андреа Калигари, совершил апостольское посещение в 1579 году. В отчете представлена подробная картина пренебрежения. [13] Пекулус описывал заброшенные церкви, плохо образованных священников, которые не умели читать Десять заповедей или едва читали по-латыни, не говорили на местном языке, несмотря на то, что прожили в епархии более тридцати лет, уклонялись от своих пастырских обязанностей и лишь изредка проводили мессы, открыто содержали любовников и воспитывали внебрачные дети и т. д. Только один священник, Микалоюс Даукша , был оценен как достаточно квалифицированный и усердно выполняющий свои церковные обязанности. [14] Из семи членов соборного капитула только трое были рукоположены в священники. [15] Согласно списку 1589 года, в епархии было 58 католических храмов, но открытыми из них были только 27. Другие были пусты или захвачены протестантами. [16]
В епархии было всего около 18–20 священников (около семи из них говорили по-литовски), [10] и нехватка священников – особенно тех, кто говорил по-литовски – была одной из самых острых проблем. [2] В Литве не было священникской семинарии до тех пор, пока в 1582 году не была основана Вильнюсская священникская семинария. Это означало, что большинство священников приехали из Польши после того, как не смогли получить местную должность из-за отсутствия образования или моральных достоинств. [15] Лишь немногие избранные литовские дворяне могли поехать в университеты за границу. [17] Варняйская кафедральная школа давала начальное образование. Гедрайтис основал и преподавал в Алседжиай образовательные курсы , подготовившие около двадцати священников; один из них – Мельхиор Гейш – позже стал епископом Жемайтии. [2] [10] По завещанию своего предшественника Юргиса Петкунаса Гедрайтис спонсировал обучение 12 священнослужителей в семинарии в Вильнюсе, что положило начало Жемайтийской священникской семинарии . [18] Он также стремился основать Кражяйскую коллегию , что и было осуществлено после его смерти. Гедрайтис обратился за помощью к иезуитам и пригласил их в Жемайтию. В апреле 1582 года он освятил собор Святого Иакова в Риге , подаренный иезуитам королем Стефаном Баторием . [2] Иезуиты в Риге организовали несколько миссий в северную Жемайтийскую епархию, но этого было недостаточно, и Гедрайтис написал генеральному настоятелю Общества Иисуса с просьбой прислать миссионеров-иезуитов. Генерал-настоятель послал двух человек, Мотеюса Галминаса и Меркелиса Даугелу, которые поселились в Кражяй . [2] Когда Гедрайтис стал епископом, в епархии не было монастырей. В 1603 году гетман Ян Кароль Ходкевич привёл бернадинцев в Кретингу, где они основали Кретингский монастырь . [2]
Гедрайтис работал над укреплением существующих приходов, возвращением приходов, захваченных протестантами, и созданием новых приходов. Он получил два королевских указа (от Стефана Батори 1 августа 1578 г. и от Сигизмунда III Васы 2 апреля 1592 г.), предписывающих протестантам вернуть земли и собственность, узурпированные у католической церкви. [2] В нескольких случаях Гедрайтису приходилось подавать иски против протестантов в суды. Ему удалось восстановить несколько церквей, в том числе в Кражяй , Кедайняй , Линкуве (1605 г.) и Кельме (вскоре после его смерти в 1609 г.). [10] [18] Гедратис построил несколько палаток рядом с католическими церквями, оккупированными протестантами, чтобы католические священники могли привлечь людей, посещающих традиционные приходские праздники . Пик Реформации в Жемайтии пришелся на 1580-1590-е годы. [18] За время правления Гедрайтиса в епархии было построено двенадцать новых церквей. Их финансировали король, дворяне или сам Гедрайтис. Некоторые из них были построены недалеко от границ с протестантским герцогством Пруссия и герцогством Ливония . На момент смерти Гедрайтиса в епархии было 50 приходов. [2] По данным Мотеюса Валанчюса , Гедрайтис учредил три деканата (в Вирбалисе , Видукле и Луоке ) в 1587 году, но документы, в которых упоминаются деканаты в епархии, датируются только 1619–1620 годами. [12]
Гедрайтис активно сотрудничал с общиной – часто посещал разные приходы, произносил проповеди на литовском языке, исповедовал, преподавал основы катехизиса и т. д. Он поддерживал и работал над выполнением решений Тридентского собора, однако нет никаких свидетельств того, что Гедрайтис созвал ежегодный епархиальный синод по решению Собора. [2] Есть свидетельства того, что он действительно созвал синод в 1577 или 1578 году, который стал первым известным синодом в епархии. [14] Он работал над улучшением дисциплины среди священников, боролся с коррупцией, предотвращая попадание нескольких церковных бенефиций в одни руки, боролся с неформальными браками, не получавшими надлежащего супружеского таинства , настаивал на правильной литургии и т. д. Гедрайтис увлекался церковным пением и создал местный хор. и привез его для выступления в Вильнюсский кафедральный собор . [2] Он также разрешил петь во время пробуждения . [19]
Другая деятельность
[ редактировать ]Он поддерживал литовский язык и спонсировал издание первых литовских печатных книг в Великом княжестве Литовском. [9] В 1595 году Микалоюс Даукша перевел катехизис Диего де Ледесмы , испанского иезуита , и опубликовал его под названием «Катехизис, или Образование, обязательное для каждого христианина в Вильнюсе» . Четыре года спустя Даукша опубликовал гораздо более крупный католический постил (сборник проповедей), который был переведен с польского постила Якубом Вуеком . В 1578 году Мацей Стрийковский . в Варняй прибыл [9] При поддержке Гедрайтиса он стал членом капитула Жемайтийского собора и написал историю Великого княжества Литовского, которая была опубликована в 1582 году. Она стала первой опубликованной историей Литвы. Постил и история были посвящены Гедрайтису. [9] В предисловии к своему «Католическому Постилу» (1599 г.) Даукша отметил, что ситуация с литовским языком улучшилась, и поблагодарил Гедрайтиса за его работы. [20]
Перед польско-литовскими королевскими выборами 1576 года состоялся съезд дворян Великого княжества Литовского, на 20 апреля 1576 года в Гродно котором был принят Универсал, подписанный Гедрайтисом и другими участвовавшими высокопоставленными литовскими чиновниками и дворянами, который объявил, что если делегаты Великого княжества Литовского почувствует давление со стороны поляков в Выборном сейме , литовцы не будут обязаны присягой Люблинской унии и получат право избрать отдельного монарха. [21]
29 мая 1580 года Гедрайтис короновал Стефана Батория как великого князя литовского в Вильнюсском соборе . [16] Эта церемония заключалась в подаче Гедрайтисом роскошно украшенного меча и украшенной жемчугом шапки (оба были освящены самим папой Григорием XIII ) Батори, причем эта церемония демонстрировала суверенитет Великого княжества Литовского и имела смысл возвышения новый великий князь литовский , таким образом, проигнорировав положения Люблинской унии . [22] [23] [24] [25] Помимо своих обязанностей в епархии, Гедрайтис имел обязанности в Сенате Речи Посполитой . В течение ряда лет он был членом комиссии, которой было поручено определить границу между Жемайтией и Курляндией . [2] В 1601 году он выступил посредником в споре между семьями Радзивиллов и Ходкевичей . В 1579 году, когда в Вильнюсе была основана Иезуитская академия (предшественница Вильнюсского университета ), Гедрайтис стал ее покровителем. [2] немного земли возле Реше и Стирняй (недалеко от Укмерге ). Он пожертвовал академии [26] Вместе с братом Гедрайтис также финансировал церковь Святого Лаврентия в родном Виденишкяе . [27]
Жемайтийская епархия была бедной и заброшенной, и многие епископы искали лучшие должности в других епархиях, особенно в Вильнюсской епархии. Во время правления Гедрайтиса Вильнюсская епархия дважды освобождалась - в 1579 году после смерти Валериана Протасевича и в 1591 году после перевода Ежи Радзивилла в Краковскую епархию - но по неизвестным причинам Гедрайтис не занял этот пост. [2] [28] После переназначения Радзивилла в 1591 году король хотел переместить Бернарда Мацеёвского , епископа Луцкого , в Вильнюс. Однако великий канцлер Лев Сапега отказался подтвердить это назначение, что привело к борьбе за власть, которая длилась почти десять лет. [11] Бенедикт Война , новый епископ Виленский, был утвержден только в 1600 году. Гедрайтис был ярым сторонником Сапеги и выступал против назначения «иностранца» епископами в Литве. [29] [30]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Гедрайтис умер 6 апреля 1609 года и был похоронен в склепе Варняйского собора 11 мая. [2] В своем завещании Гедрайтис оставил деньги на содержание церкви в Видукле и на строительство церкви в Пашвитинисе , просил отправить двух священнослужителей для получения образования в Вильнюс, а свою библиотеку (около 100 книг) завещал на будущее. Кражяйский колледж . [9]
Усилия и достижения Гедрайтиса пользовались большим уважением, особенно со стороны иезуитов. Сообщалось даже о явлениях Гедрайтиса в Варняйском соборе после его смерти. [17] Глава собора поручил Йонасу Казакявичюсу (Яну Косакевичу), вспомогательному епископу Жемайтии, написать биографию Гедрайтиса, но это не было сделано. Епископ Мотеюс Валанчюс (1801–1875) приказал в 1853 году установить мраморную гробницу Гедрайтиса в Варняйском соборе. [17] По случаю юбилея Церкви в 1900 году американцы литовского происхождения направили письмо Папе Льву XIII с просьбой канонизировать Гедрайтиса и Андрюса Рудамина , первого литовского миссионера в Китае. [2] В 1909 году литовцы отметили 300-летие со дня смерти Гедрайтиса молитвами и статьями о его жизни. [17] Пока дело о его беатификации не было начато, некоторые литовцы молятся Гедрайтису (например, молитва ему была включена в молитвенник, изданный Стасисом Юлой в 1964 году). [3] В 1999 году, когда открылся Музей Жемайтийской епархии и к 400-летию издания Постила Микалоюса Даукши памятник Гедрайтису и Микалоюсу Даукше . , рядом с музеем был открыт [31]
См. также
[ редактировать ]- медиафайлы, связанные с: Мельхиором Гедройчем Викискладе есть
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хербст, Станислав (1958). «Мельхиор Гедройч». Польский биографический словарь (на польском языке). Том 7. Вроцлав. стр. 430–431.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В «Зенонас Ивинскис: епископ Жемайцкий Меркелис Гедрайтис» . Постиле – 400 (на литовском языке). Информационно-культурный центр Жемайчяйского культурного общества. 15 мая 2003 г. ISSN 1648-8822 . Проверено 15 декабря 2019 г. который опубликовал отрывки из Ивински, Зенон (1987). Избранные произведения (на литовском языке). Том. 4. Христианство в Литве. Рим: Литовская академия католических наук. OCLC 464698640 .
- ^ Перейти обратно: а б «440-летие хиротонии Меркеля Гедрайтиса во епископа Жемайского» (на литовском языке). Ватиканское радио. 17 января 2016 года . Проверено 19 декабря 2019 г.
- ^ Воеводскайте, Аримета (1 декабря 2018 г.). «Матас Гедрайтис» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Научно-энциклопедический издательский центр.
- ^ Воеводскайте, Аримета (15 мая 2003 г.). «Патриархия Жемайцкого епископа Меркелиса Гедрайтиса» . Постиле – 400 (на литовском языке). Информационно-культурный центр Жемайчяйского культурного общества. ISSN 1648-8822 . Проверено 15 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ивинскис, Зенон (апрель 1951 г.). «Меркель Гедрайтис или Литва на свалке двух столетий» . Эхо (на литовском языке). 4 (39). ISSN 0002-208X .
- ^ Перейти обратно: а б Рабикаускас, Паулюс (2002). Христианская Литва (на литовском языке). Эхо. стр. 158–159. ISBN 9955-445-36-Х .
- ^ Перейти обратно: а б Биржишка, Вацлав (1990) [1960]. Александринас: биографии, библиографии и биобиблиографии старых литовских писателей, писавших до 1865 года (на литовском языке). Том. И. Вильнюс: Сиетинас. Мистер. 26. ОСЛК 28707188 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Улчинайте, Евгения (1999). «Меркелис Гедрайтис – епископ, покровитель, поэт» (PDF) . Новый камин-Айдай (на литовском языке). 9–10 : 444–446. ISSN 1392-6845 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Петрайтеене, Ирена (14 марта 2013 г.). «Князь Меркелис Гедрайтис, епископ Мядининкай-Жемайчайский» . Bernardinai.lt (на литовском языке) . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ивинский, Зенон (май 1951 г.). «Меркелис Гедрайтис, или Литва на свалке двух столетий» . Эхо (на литовском языке). 5 (40). ISSN 0002-208X .
- ^ Перейти обратно: а б Йовайша, Людас (2011). Посещения Жемайцкой епархии и их действия (1576–1655 гг.) (PDF) . Источники по истории Литвы (на литовском языке). Том. XI. Литовская академия католических наук. стр. IX, XV. ISBN 978-9986-592-68-6 .
- ^ Йовайша, Людас (2006). «Католическая реформа в Западной Литве» . В Бенделе, Райнер (ред.). Церковная и культурная историография в Северо-Восточной и Центрально-Восточной Европе: инициативы, методы, теории . Религиозная и культурная история в Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европе. Том 2. Издательство ЛИТ. п. 182. ИСБН 3-8258-6178-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Красаускас, Раполас (1969). «Католическая церковь в Литве в XVI-XVII веках. Причины упадка и факторы возрождения» (PDF) . Материалы съезда ЛКМА (на литовском языке). 6 : 207–213, 228. ISSN 1392-0499 .
- ^ Перейти обратно: а б Ивинский, Зенон (июнь 1956 г.). «Религиозная ситуация Жемайтси перед епископом Маркелисом Гедрайтисом» . Эхо (на литовском языке). 6 (92). ISSN 0002-208X .
- ^ Перейти обратно: а б Кяупене, Юрате; Лукшайте, Инге (2013). История Литвы (на литовском языке). Том. В: Быстрое начало новой эры. Великое княжество Литовское в 1529–1588 годах. Белые бантики. стр. 264, 417. ISBN 978-9955-23-680-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ивинскис, Зенон (март 1951 г.). «Меркелис Гедрайтис, или Литва на свалке двух столетий» . Эхо (на литовском языке). 3 (38). ISSN 0002-208X .
- ^ Перейти обратно: а б с Барон, Дарий; Черний, Ремигий; Йовайша, Людас; Пакнис, Миндаугас; Раила, Элигиус; Стрейкус, Арунас; Субачюс, Паулюс (2006). Алишаускас, Витаутас (ред.). История христианства в Литве (на литовском языке). Вильнюс: Отголоски. стр. 177, 197, 200, 217. ISBN. 9955-656-18-2 .
- ^ Бизон, Саулиус. «Молитвы и гимны, посвященные Деве Марии в шерменских обрядах в Жемайтии: традиции и современность» (PDF) . Сотер (на литовском языке). 27 (55): 167. ISSN 2335-8785 .
- ^ Дубонис, Артурас (2016). «Престиж и упадок официального (государственного) языка в Великом княжестве Литовском (XV-XVI века): проблемы белорусской историографии» . Литовские исторические исследования . 20:21 . дои : 10.30965/25386565-02001002 . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Кяупинене, Юрате. «Сейм Великого Княжества Литовского – звено государственной модернизации (1572–1587 годы)» (на литовском языке). Литовский институт истории: 31–32 . Проверено 4 ноября 2023 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «В сокровищнице Вавельского замка — и история Литвы, Палата лордов» . Дворец Великих князей Литовских (на литовском языке) . Проверено 6 ноября 2023 г.
- ^ Буес, Альмут (2005). «Ежегодник истории Литвы» (PDF) (на литовском языке). Литовский институт истории: 9 . Проверено 6 ноября 2023 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Стрийковский, Мацей (1846). «Хроника Польши, Литвы, Жмода и всей Малороссии» Мацея Стрыйковского. Том 2 (на польском языке). Варшава. стр. 432 . Проверено 6 ноября 2023 г.
- ^ Рагаускене, Раймонда; Рагаускас, Айвас; Булла, Ноэми Эржебет (2018). Далеко, но близко: исторические отношения между Литвой и Венгрией (PDF) (на литовском языке). Вильнюс. Мистер. 67 . Проверено 6 ноября 2023 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ючас, Мечисловас (2005). «О фондах и грантах Вильнюсской иезуитской академии и коллегий» (PDF) . Ежегодник Литовской академии католических наук (на литовском языке). 27 : 81–82. ISSN 1392-0502 .
- ^ Янонене, Рута (6 июня 2000 г.). Бывший монастырь покаянных каноников Виденишки и церковь Св. Церковь Св. Лаврентия (на литовском языке). Издательство Вильнюсской академии художеств. ISBN 9986-571-39-1 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Йовайша, Людас (2000). «Встреча Трезубца и Литвы» (PDF) . Ежегодник Литовской академии католических наук (на литовском языке). 16:43 . ISSN 1392-0502 .
- ^ Слесорюнас, Гинтаутас (2015). История Литвы (на литовском языке). Том. VI: Великое княжество Литовское в 16 веке. в конце 18 века в начале (1588-1733). Вильнюс: Издательство Института истории Литвы. стр. 258–259. ISBN 978-609-8183-07-8 .
- ^ Ючас, Мечисловас (2000). Союз Литвы и Польши (на литовском языке). Эхо. стр. 263–264. ISBN 9986-590-95-7 .
- ^ Сервиене, Аурелия (5 августа 2016 г.). «Вороны. Хозяева хотят избавиться от них великолепным памятником в музее Жемайтской епархии» (на литовском языке). Знание Тельшяй . Проверено 28 февраля 2020 г. .
- 1530-е годы рождения
- 1609 смертей
- Литовские римско-католические епископы
- Литовское дворянство XVI века
- Литовское дворянство 17 века
- Выпускники Кенигсбергского университета
- Выпускники Тюбингенского университета
- Выпускники Виттенбергского университета
- Выпускники Лейпцигского университета
- Семья Гедрайтисов