Римско-католическая епархия Кумании
Римско -католическая епархия Кумании была латинского обряда епископством к западу от реки Сирет (на территории современной Румынии доминировали кочевые половцы ) с 1228 по 1241 год. На землях, включенных в состав епархии , примерно с 1100 года . Католические миссии начались после Андрей II Венгерский подарил Бурценланд в Тевтонским рыцарям 1211 году. После того, как Андрей изгнал рыцарей с территории в В 1225 году монахи -доминиканцы продолжили миссию половцев. Два года спустя Роберт, архиепископ Эстергомский, крестил Бориция , влиятельного половецкого вождя.
Роберт рукоположил венгерского монаха-доминиканца Теодориха в сан первого епископа Кумании в начале 1228 года. Папа Григорий IX подтвердил хиротонию Теодориха 21 марта того же года, и стала подчиняться Святому Престолу в 1229 году . епархия Река Мильцов , но точное ее местонахождение неизвестно. В состав епархии входили Бурценланд и земли к востоку от Карпат . Влахи (румыны), принадлежавшие к Православной Церкви, составляли значительную часть населения епархии. Они не последовали за католическим епископом и убедили многих венгров -католиков и саксов принять своих православных епископов.
Епархия была разрушена во время монгольского нашествия в Европу в 1241 году, а ее имущество было захвачено соседними землевладельцами. В 1334 году на кафедру был рукоположен монах-францисканец, но он и его преемники (носившие титул епископа Милковии) не смогли восстановить епископство и его владения.
История
[ редактировать ]Предыстория (до 1211 г.)
[ редактировать ]
Кочевники-половцы контролировали земли к северу от Нижнего Дуная и к востоку от Карпат примерно после 1100 года. [ 1 ] [ 2 ] Археологические исследования показывают, что большинство поселений на территории к тому времени были заброшены. [ 3 ] [ 4 ] По словам Джона Киннамоса , византийская армия, вторгшаяся в Венгерское королевство в 1166 году, «прошла через некоторые утомительные и труднопроходимые регионы и прошла через землю, полностью лишенную людей». [ 5 ] до входа в Венгрию через Восточные Карпаты . [ 6 ]
двенадцатого века Сицилийский мусульманский географ Мухаммад аль-Идриси писал, что две половецкие группы (черные половцы и белые половцы) были отделены друг от друга рекой Днестр . [ 6 ] [ 7 ] Описывая восточные границы Венгерского королевства около 1150 года, Отто Фрайзингский упомянул «открытую землю пацинаков и фалонов». [ 8 ] ( печенеги и половцы соответственно). [ 9 ] Он описал эту территорию как «прекрасные охотничьи угодья, практически нетронутые плугом и мотыгой ». [ 8 ] что свидетельствует об отсутствии сельского хозяйства. [ 9 ] Однако археологические исследования показали, что местные жители занимались сельским хозяйством в поселениях Прутского региона в XI и XII веках . [ 10 ] Согласно Ипатьевской кодексу , Иван Ростиславич , претендовавший на Галицкое (или Галицкое) княжество, «причинил вред галицким рыбакам» на Нижнем Дунае (имеется в виду, что части земель между Восточными Карпатами и рекой контролировались князья Галичские). [ 11 ] Половцы были язычниками, поклонявшимися небу, земле и другим природным стихиям. [ 12 ]
Согласно Никиты Хониата , летописи [ 13 ] «Влахи, до которых дошли слухи» [ 14 ] о побеге Андроника Комнина (мятежного двоюродного брата византийского императора Мануила I ), пленившего его в 1164 году на границах Галича. [ 15 ] Хониат сообщил, что влахи, славяне и половцы также населяли земли между Карпатами и Нижним Дунаем. [ 16 ] и сотрудничество влахов с половцами против Византийской империи хорошо задокументировано. [ 17 ] По словам Анны Комнины , местные влахи показали «путь через перевалы». [ 18 ] Балканских гор половцам, вторгшимся на византийские земли к югу от Нижнего Дуная в 1094 году. [ 19 ] [ 20 ] Петр и Асен , лидеры восстания болгар и валахов 1186 года против византийского правления, летом 1186 года пересекли нижний Дунай в поисках помощи у половцев и вернулись «со своими половецкими помощниками». [ 21 ] продолжать борьбу. [ 22 ] [ 23 ] «Половцы с дивизией валахов переправились» [ 24 ] нижний Дунай и вторглись во Фракию в 1199 году. [ 22 ]
Однако были зафиксированы и конфликты между половцами и валахами. [ 25 ] Согласно королевской хартии 1250 года, король Венгрии Андрей I отправил Иоахима , графа Германштадтского , возглавить армию саксонских , влахских, секейских и печенегских воинов для помощи Борилу в Болгарии после того, как «три вождя из Кумании» восстали против Борила Болгарского в начало 1210-х гг. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Упоминание об участии влахов в кампании Иоахима является одним из самых ранних свидетельств того, что общины влахов находились под венгерским правлением. [ 28 ] Влахи имели особый статус, отличный от других простолюдинов Венгерского королевства. [ 29 ] Они платили налоги в натуральной форме, например, пятидесятую часть (пятидесятую) за свои стада; Православные , они были освобождены от десятины, которую платили крестьяне-католики. [ 29 ]
Обращение половецких племен (1211–1228 гг.)
[ редактировать ]Король Венгрии Андрей II подарил Бурценланд на юго-востоке Трансильвании тевтонским рыцарям в 1211 году, поручив им защищать границы своего королевства и обратить в свою веру соседних половцев. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Король также разрешил рыцарям возводить деревянные крепости и расширять свою власть над Карпатами. [ 33 ] [ 31 ] Рыцарям было разрешено приглашать колонистов на свои земли, а поселенцы были освобождены от церковной десятины. [ 33 ] Согласно недостоверной папской булле, написанной почти десять лет спустя, их территория простиралась до нижнего Дуная и «границ бродников» ( область Сирета ) в 1222 году. [ 32 ] [ 34 ] В папских письмах также говорилось, что неустановленное количество половцев, их жен и детей были готовы принять христианство после того, как рыцари победили их. [ 35 ] Могущество половцев резко уменьшилось после победы монголов над коалицией русских 23 мая 1223 года князей и половецких вождей в битве на реке Калке . [ 36 ] [ 37 ]
Тевтонские рыцари попытались свергнуть короля Андрея и попросили Папу Гонория III защитить их земли. [ 34 ] Король вторгся во владения рыцарей, изгнав их в 1225 году. [ 31 ] [ 38 ] своего старшего сына Белу Эндрю сделал герцогом Трансильвании . В следующем году [ 39 ] [ 40 ] Герцог Бела, желавший расширить свою власть над соседними половецкими племенами, поддерживал доминиканцев . миссионерскую деятельность монахов- [ 40 ]

Согласно свидетельству монаха Рудольфа Фаэнцевского во время святого Доминика , канонизации основатель Доминиканского ордена «хотел спасти всех людей, христиан и сарацин , но особенно половцев и других язычников» и выразил «желание пойти к половцам и другим язычникам». другие неверные». [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] Доминиканская провинция Венгрии, одна из первых территорий ордена, была создана в начале 1220-х годов. [ 44 ] [ 45 ] Паулюс Хунгарус, его первый глава, «решил послать несколько добродетельных братьев». [ 46 ] половцам в начале 1220-х годов; согласно «Жизньм братьев» , написанным в 1250-х годах монахом Жераром де Фраше, они потерпели неудачу и вернулись. [ 47 ] Де Фраше писал, что следующая доминиканская миссия к половцам достигла реки Днепр , но монахи «страдали от голода, жажды, отсутствия укрытия и преследований; некоторые из них были взяты в плен, а двое убиты». [ 46 ] [ 47 ]
Историк Клаудия Ф. Добре писала, что «путь к обращению половцев был открыт» после их поражения на реке Калка благодаря поддержке доминиканских миссионеров герцогом Белой. [ 45 ] Почти современник Альберик из Труа-Фонтена писал, что сын половского вождя посетил Роберта, архиепископа Эстергомского в Венгрии, в 1227 году и попросил архиепископа крестить его и его 12 вассалов. [ 48 ] [ 49 ] Половецкий дворянин также сообщил, что его отец и 2000 его подданных также хотели приехать в Трансильванию, чтобы креститься. [ 50 ] Роберт принял предложение и отправился в Трансильванию с тремя венгерскими прелатами: Варфоломеем ле Гро , епископом Печским ; Варфоломей, епископ Веспремский , и Рейнальд Бельвильский , [ 37 ] [ 51 ] Епископ Трансильвании . [ 52 ] Согласно хронике Эмо Фрисландского , они встретились с половецким вождём « Борицием , четвертым по рангу среди крупных половецких вождей». [ 53 ] и крестил его и его вассалов в присутствии герцога Белы. [ 54 ]
Число половцев, крещенных вместе со своим вождем, варьируется от источника к источнику. Эмо указал «большое число», Альберик отметил 15 000, а австрийские хроники Vatzonis , Leobiense и Claustroneuburgense описали 10 000 новообращенных. [ 55 ] Согласно «Жизньм братьев» , другой половецкий вождь, который был «еще более важным лидером», крестился «примерно с тысячей своих родственников». [ 46 ] [ 54 ] В письме архиепископу Эстергомскому Роберту от 31 июля 1228 года Папа Григорий IX выразил радость по поводу успеха миссионеров в «Кумании» и соседней «земле бродников». [ 56 ]
Сотворение и падение (1228–1241 гг.)
[ редактировать ]За обращением тысяч половцев последовало создание епископства Кумании. [ 57 ] [ 58 ] По словам Альберика Труа-Фонтэна, архиепископ Роберт Эстергомский рукоположил Теодориха в епископа новой епархии в 1228 году. [ 55 ] Посвящение Теодориха, который был монахом в доминиканской провинции Венгрии, было подтверждено Папой Григорием 21 марта. [ 55 ] Папа призвал главу венгерских доминиканцев послать к половцам новых миссионеров и похвалил герцога Белу, который решил посетить Куманию вместе с архиепископом Робертом. [ 59 ] [ 60 ]

Согласно письму Папы Григория от 1228 года, половцы-кочевники были готовы селиться в недавно основанных деревнях и городах и строить церкви. [ 61 ] Однако отношения между половцами и их священниками часто были напряженными; В 1229 году папа посоветовал епископу Куманскому Теодориху проявить милосердие к новообращенным половцам, напавшим на священнослужителей, и не наказывать их за мелкие преступления. [ 62 ] Папа освободил Куманскую епархию от власти архиепископов Эстергомских 13 сентября 1229 года, подчинив ее епископа непосредственно Святому Престолу . [ 59 ] [ 63 ] Григорий IX призвал короля Венгрии Андрея II разрешить тевтонским рыцарям вернуться в Куманию как минимум в четырех письмах между 1231 и 1234 годами. [ 64 ] Тем не менее, Венгрия оставалась главным союзником Святого Престола в Юго-Восточной Европе; Андрей II подчеркнул свои притязания на недавно завоеванные земли, приняв в начале 1230-х годов титул «король Кумании». [ 65 ] Папа Григорий написал герцогу Беле 25 октября 1234 года, напомнив ему о его предыдущем предложении построить церковь в Кумании и призвав его передать поместья епископу Кумании. [ 59 ] [ 66 ]
В следующем письме Папы, написанном 14 ноября 1234 года, говорилось, что в половецком епископстве были «некоторые люди по имени Валати » (Влахи). [ 67 ] [ 66 ] Влахи получали свои таинства не от католического епископа, а «от некоторых псевдоепископов греческого обряда». [ 67 ] [ 68 ] По словам папы, влахи убедили «венгров, саксов и других католиков», поселившихся в Кумании, присоединиться к православной церкви. [ 69 ] [ 70 ] Григорий IX уполномочил епископа Теодориха посвятить католического епископа для валахов и попросил герцога Белу помочь Теодориху установить свою власть над валахами. [ 32 ] [ 69 ] В письме папы говорится, что валахи составляли значительную группу (возможно, большинство) среди народов Кумании и имели свою поместную церковную иерархию. [ 69 ] [ 71 ]
Около 1240 года монголы снова вторглись в самые восточные районы «половецких степей», вынудив десятки тысяч половцев искать убежища в Венгрии или Болгарии. [ 72 ] Епископство Кумания было разрушено во время монгольского вторжения в Центральную Европу в 1241 году. [ 73 ] По словам современника Рожера Торре-Маджоре , Бочетор и «другие короли» привели монгольскую армию в «землю епископа половцев». [ 74 ] и уничтожил местную армию. [ 75 ] Захватчики разрушили епископскую кафедру и убили многих монахов-доминиканцев: [ 73 ]
После долгих трудов, с помощью Божией, был основан женский монастырь, и братья начали уверенно проповедовать среди народа. Только Бог может сосчитать количество людей, которые изо дня в день обращались к вере Господа нашего Иисуса Христа. В то время как пыл и рвение братьев по обращению этих язычников все более возрастало, тайный суд Божий допустил гонения со стороны [монголов]. Это не только препятствовало проповедованию наших братьев, но и заставило многих из них скорее отправиться в Царство Небесное. До девяноста братьев летели в Царство Небесное, кто мечом, кто стрелами, копьями или огнем. Миссия к этим язычникам была прервана, а в результате [монгольских] преследований половцы были рассеяны по разным частям Греции, Болгарии , Сербии и других близлежащих регионов. Наконец большинство из них прибыли в Венгрию, где король . их приветствовал
- Монах Жерар де Фраше: Жития братьев. [ 46 ]
Последствия (после 1241 г.)
[ редактировать ]
Монголы завоевали степи до Нижнего Дуная. [ 76 ] Они убили или поработили многих половцев, но значительные группы половцев выжили и сохранили свою самобытность в Монгольской империи до конца 14 века. [ 77 ] Святой Престол не отказался от идеи прозелитизма в Кумании после монгольского нашествия. [ 78 ] а Папа Иннокентий IV похвалил доминиканцев за их успешную миссию к половцам в 1253 году. [ 79 ] Однако Папа Николай III упомянул в письме от 7 октября 1278 года, что католики исчезли из Куманской епархии, поскольку после разрушения епископской кафедры там не жил ни один епископ . [ 80 ] Папа призвал Филиппа , епископа Фермо (его легата в Венгрии), расследовать ситуацию в бывшем епископстве. [ 81 ]
Францисканские монахи играли важную роль в католических миссиях в землях к востоку от Карпат. [ 79 ] Святой Престол уполномочил приказ совершать таинства, строить церкви и предоставлять индульгенции в Кумании в 1239 году, продлив разрешение шесть лет спустя. [ 82 ] подвластных монголам в первой половине 14 в.; Миссионеры рисковали жизнью на землях , «Сарацины» убили монаха Пьетро да Унгера недалеко от Трансильвании в 1314 году, а братья Влазиус и Марк приняли мученическую смерть в Сирете в 1340 году. [ 83 ]
Папа Иоанн XXII рассматривал возможность восстановления епископства в 1332 году. [ 84 ] В письме, адресованном Чанаду Телегди , архиепископу Эстергомскому, он писал, что «сильные из тех земель» захватили собственность Куманской епархии. [ 84 ] Надеясь получить королевскую поддержку своего плана, папа решил сделать Карла I Венгерского ). епископом Мильковии францисканца Витуса де Монтеферрео (капеллана [ 84 ] [ 85 ] Хотя два года спустя папа подтвердил рукоположение Вита, не существует никаких свидетельств того, что епископ когда-либо посещал его епархию. [ 84 ] Другие епископы были рукоположены на кафедру Мильковии в следующем столетии, но их попытки вернуть себе собственность Куманской епархии не увенчались успехом. [ 86 ]
Территория и посмотреть
[ редактировать ]Границы Куманской епархии точно определить невозможно. [ 87 ] Роджер Торре-Маджоре писал, что монголы пересекли реку Сирет, прежде чем войти в Куманскую епархию, что указывает на то, что река была восточной границей епархии. [ 88 ] [ 89 ] В списке домов премонстрантов в Венгрии за 1235 год отмечалось, что «Корона» (ныне Брашов в Румынии) находилась в Куманской епархии, что позволяет предположить, что она включала юго-восточную Трансильванию. [ 90 ] По словам историка Виктора Спинеи , «Юго-Восточная Трансильвания была включена в состав епископства, скорее всего, для того, чтобы обеспечить постоянный источник дохода от сбора десятины для формирующейся церковной структуры в течение первых лет после обращения половцев». [ 91 ] Спинеи писал, что река Тротуш , должно быть, образовывала северо-восточную границу епархии, а река Бузэу - ее юго-восточную границу. [ 88 ]
Местоположение епископской кафедры является предметом научных дискуссий. [ 89 ] В своем письме 1278 года Папа Николай III писал, что civitas de Mylco (на реке Мильков ) был резиденцией куманского епископа. [ 89 ] [ 92 ] Николае Йорга отождествил civitas de Mylco с Одобешти ; Константин Джуреску с Региу , а затем с Одобешть, [ 92 ] и Кэрол Аунер с цитаделью Крачуна в Кампинеанке . [ 89 ] По словам археологов Адриана Андрея Русу и Антона Парагинэ, кафедра епископства находилась в Фокшани или Вартешкойу (где были раскопаны небольшие форты 13 века). [ 92 ] Два половецких вождя были похоронены «в часовне Пресвятой Богородицы ». [ 46 ] согласно «Житиям братьев» , что указывает на то, что по крайней мере одна часовня была построена на кафедре епископства. [ 93 ] В письме Папы Николая 1278 года также упоминается собор, разрушенный монголами. [ 73 ] Доминиканец Теодорих служил епископом при Роберте, архиепископе Эстергомском, с 1228 по 1234 год или позже; В папских документах упоминается неназванный епископ Кумании в 1235 и 1238 годах. [ 94 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэлэгян 2005 , стр. 156.
- ^ Короткий 2006 , с. 311.
- ^ Короткий 2006 , с. 304.
- ^ Spinei 2009 , стр. 192–193.
- ^ Деяния Иоанна и Мануила Комнина Джона Киннамоса (6.3.261), стр. 196.
- ^ Jump up to: а б Курта 2006 , стр. 316–317.
- ^ Spinei 2009 , с. 260.
- ^ Jump up to: а б Деяния Фридриха Барбароссы (1.32), с. 66.
- ^ Jump up to: а б Спинеи 2009 , с. 130.
- ^ Короткий 2006 , с. 307.
- ^ Короткий 2006 , с. 315.
- ^ Спинеи 2009 , стр. 274.
- ^ Маккай 1994 , с. 183.
- ^ O Город Византии, Анналы Никиты Хониата (2.4.131), с. 74.
- ^ Spinei 2009 , с. 132.
- ^ Маккай 1994 , стр. 183, 187–188.
- ^ Sălăgean 2005 , стр. 156–157.
- ^ Анна Комнина: Алексиада (10.3.), с. 299.
- ^ Spinei 2009 , с. 122.
- ^ Sălăgean 2005 , с. 157.
- ^ O Город Византии, Анналы Никиты Хониата (5.1.374), с. 206.
- ^ Jump up to: а б Спинеи 1986 , с. 47.
- ^ Sălăgean 2005 , стр. 168–169.
- ^ O Город Византии, Анналы Никиты Хониата (6.1.499), стр. 275.
- ^ Jump up to: а б Спинеи 2009 , с. 145.
- ^ Поп 2013 , с. 288.
- ^ Короткий 2006 , с. 385.
- ^ Маккай 1994 , с. 189.
- ^ Jump up to: а б Поп 2013 , с. 284.
- ^ Спинеи 1986 , стр. 49.
- ^ Jump up to: а б с Энгель 2001 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с Радван 2010 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Маккай 1994 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б Короткое 2006 , с. 405.
- ^ Spinei 2008 , стр. 417–418.
- ^ Sălăgean 2005 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б Короткое 2006 , с. 406.
- ^ Добре 2009 , с. 21.
- ^ Маккай 1994 , стр. 192–193.
- ^ Jump up to: а б Энгель 2001 , с. 95.
- ^ Ленер, Фрэнсис К., ОП (1964). «Процесс канонизации в Болонье (гл. 32.)» . Святой Доминик. Биографические документы . Томистская пресса . Проверено 14 февраля 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Добре 2009 , с. 14.
- ^ Spinei 2008 , стр. 414–415.
- ^ Spinei 2008 , с. 419.
- ^ Jump up to: а б Добре 2009 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с д и Де Фраше, Жерар, ОП «Миссия к половцам (6.1.)» . Жизни братьев (перевод Джозефа Кенни, ОП) . www.dhspriory.org . Проверено 14 февраля 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Спинеи 2008 , с. 421.
- ^ Spinei 2008 , с. 422.
- ^ Добре 2009 , стр. 22–23.
- ^ Spinei 2008 , стр. 422–423.
- ^ Наемник 2011 , стр. 89.
- ^ Spinei 2008 , с. 423.
- ^ Spinei 2008 , стр. 423–424.
- ^ Jump up to: а б Спинеи 2008 , с. 424.
- ^ Jump up to: а б с Спинеи 1986 , с. 52.
- ^ Spinei 2008 , стр. 425–426.
- ^ Sălăgean 2005 , стр. 172–173.
- ^ Spinei 2009 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б с Кристо 2003 , с. 154.
- ^ Spinei 2008 , стр. 426, 429.
- ^ Spinei 2008 , с. 429.
- ^ Спиней 2008 , стр. 432.
- ^ Spinei 2008 , с. 430.
- ^ Спиней 2008 , стр. 435.
- ^ Spinei 2009 , стр. 157–158.
- ^ Jump up to: а б Спинеи 2008 , с. 433.
- ^ Jump up to: а б Короткое 2006 , с. 408.
- ^ Spinei 2008 , стр. 433–434.
- ^ Jump up to: а б с Маккай 1994 , с. 193.
- ^ Spinei 1986 , с. 58.
- ^ Радван 2010 , стр. 118–119.
- ^ Spinei 2009 , стр. 166–167.
- ^ Jump up to: а б с Добре 2009 , с. 26.
- ^ Послание мастера Роджера (гл. 20), с. 167.
- ^ Spinei 2008 , стр. 432, 436.
- ^ Spinei 2009 , с. 170.
- ^ Spinei 2009 , стр. 170–171.
- ^ Spinei 1986 , с. 170.
- ^ Jump up to: а б Добре 2009 , с. 27.
- ^ Spinei 2008 , с. 444.
- ^ Sălăgean 2005 , с. 197.
- ^ Добре 2009 , с. 28.
- ^ Добре 2009 , стр. 65–66.
- ^ Jump up to: а б с д Спинеи 1986 , с. 178.
- ^ Добре 2009 , стр. 31–32.
- ^ Spinei 1986 , стр. 179–180.
- ^ Spinei 1986 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Спинеи 2008 , с. 436.
- ^ Jump up to: а б с д Добре 2009 , с. 25.
- ^ Spinei 2008 , стр. 436–437.
- ^ Spinei 2008 , с. 437.
- ^ Jump up to: а б с Радван 2010 , с. 515.
- ^ Добре 2009 , стр. 25–26.
- ^ Наемник 2011 , стр. 92.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Анна Комнина: Алексиада (перевод ЭРА Сьютер) (1969). Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-044958-7 .
- Деяния Иоанна и Мануила Комнина Джона Киннамоса (перевод Чарльза М. Брэнда) (1976). Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-04080-6 .
- «Послание мастера Роджера к скорбному плачу по поводу разрушения Венгерского королевства татарами» (перевод и аннотации Яноша М. Бака и Мартина Ради) (2010). В Рэди, Мартин; Веспреми, Ласло; Бак, Янош М. (2010); Анонимус и Мастер Роджер ; ЦЭУ Пресс; ISBN 978-963-9776-95-1 .
- О Город Византии, Анналы Никитаса Хониата (перевод Гарри Дж. Магулиаса) (1984). Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 978-0-8143-1764-8 .
- Деяния Фридриха Барбароссы Отто Фрайзингского и его продолжателя Рахевина (переведено и аннотировано с предисловием Чарльза Кристофера Мирова при сотрудничестве Ричарда Эмери) (2004). Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-13419-3 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89452-4 .
- Добре, Клаудия Флорентина (2009). Нищенствующие в Молдавии: Миссия в православной стране . Аурел Верлаг унд Хандель ГмбХ. ISBN 978-3-938759-12-7 .
- Энгель, Пал (2001). Царство святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 гг . Издательство ИБ Таурис. ISBN 1-86064-061-3 .
- Кристо, Дьюла (2003). Ранняя Трансильвания (895–1324) . Издательство Люцидус. ISBN 963-9465-12-7 .
- Маккай, Ласло (1994). «Возникновение сословий (1172–1526)». В Кёпечи, Бела; Барта, Габор; Бона, Иштван; Маккай, Ласло; Сас, Золтан; Борус, Юдит (ред.). История Трансильвании . Академическое издательство. стр. 178–243. ISBN 963-05-6703-2 .
- Поп, Иоанн-Аурел (2013). «De manibus Valachorum scismaticorum...»: Румыны и власть в средневековом Венгерском королевстве: тринадцатый и четырнадцатый века . Издание Питера Ланга. ISBN 978-3-631-64866-7 .
- Радван, Лаурентиу (2010). На границах Европы: средневековые города в румынских княжествах . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-18010-9 .
- Сэлэгян, Тюдор (2005). «Румынское общество в раннем средневековье (9–14 века нашей эры)». В поп-музыке Иоан-Аурел; Болован, Иоанн (ред.). История Румынии: Сборник . Румынский институт культуры (Центр трансильванских исследований). стр. 133–207. ISBN 978-973-7784-12-4 .
- Спинеи, Виктор (1986). Молдавия в XI–XIV веках . Издательство Академии Румынской Социалистической Республики.
- Спинеи, Виктор (2008). «Куманское епископство - Бытие и эволюция». В Курте, Флорин; Ковалёв, Роман (ред.). Другая Европа в средние века: авары, булгары, хазары и половцы . Брилл. стр. 413–456. ISBN 978-90-04-16389-8 .
- Спинеи, Виктор (2009). Румыны и тюркские кочевники севера дельты Дуная с Х до середины тринадцатого века . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-17536-5 .
- Жолдос, Аттила (2011). Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг. [Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг.] . História, Институт истории Венгерской академии наук. ISBN 978-963-9627-38-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Васари, Иштван (2005). Половцы и татары: Восточная армия на доосманских Балканах, 1185–1365 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-83756-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Маккай, Ласло (2001). От венгерского завоевания до монгольского нашествия: Куманская страна и провинция Северин . История Трансильвании. Том. И: От истоков до 1606 года. Институт истории Венгерской академии наук . Проверено 15 февраля 2015 г.
- Маккай, Ласло (1992). Три этнические группы Трансильвании (1172–1241 гг.): Румыны в Трансильвании и Кумании до вторжения монголов (на французском языке). Академии Киадо . Проверено 15 февраля 2015 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Маккай, Ласло (1990). Три народа Трансильвании (1172–1241): румыны в Трансильвании и Кумании до монгольского штурма (на немецком языке). Академия Киадо . Проверено 15 февраля 2015 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )