Jump to content

Римско-католическая епархия Кумании

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Римско -католическая епархия Кумании была латинского обряда епископством к западу от реки Сирет (на территории современной Румынии доминировали кочевые половцы ) с 1228 по 1241 год. На землях, включенных в состав епархии , примерно с 1100 года . Католические миссии начались после Андрей II Венгерский подарил Бурценланд в Тевтонским рыцарям 1211 году. После того, как Андрей изгнал рыцарей с территории в В 1225 году монахи -доминиканцы продолжили миссию половцев. Два года спустя Роберт, архиепископ Эстергомский, крестил Бориция , влиятельного половецкого вождя.

Роберт рукоположил венгерского монаха-доминиканца Теодориха в сан первого епископа Кумании в начале 1228 года. Папа Григорий IX подтвердил хиротонию Теодориха 21 марта того же года, и стала подчиняться Святому Престолу в 1229 году . епархия Река Мильцов , но точное ее местонахождение неизвестно. В состав епархии входили Бурценланд и земли к востоку от Карпат . Влахи (румыны), принадлежавшие к Православной Церкви, составляли значительную часть населения епархии. Они не последовали за католическим епископом и убедили многих венгров -католиков и саксов принять своих православных епископов.

Епархия была разрушена во время монгольского нашествия в Европу в 1241 году, а ее имущество было захвачено соседними землевладельцами. В 1334 году на кафедру был рукоположен монах-францисканец, но он и его преемники (носившие титул епископа Милковии) не смогли восстановить епископство и его владения.

Предыстория (до 1211 г.)

[ редактировать ]
Разрушенная (обезглавленная) скульптура женщины.
Просто каменная статуя

Кочевники-половцы контролировали земли к северу от Нижнего Дуная и к востоку от Карпат примерно после 1100 года. [ 1 ] [ 2 ] Археологические исследования показывают, что большинство поселений на территории к тому времени были заброшены. [ 3 ] [ 4 ] По словам Джона Киннамоса , византийская армия, вторгшаяся в Венгерское королевство в 1166 году, «прошла через некоторые утомительные и труднопроходимые регионы и прошла через землю, полностью лишенную людей». [ 5 ] до входа в Венгрию через Восточные Карпаты . [ 6 ]

двенадцатого века Сицилийский мусульманский географ Мухаммад аль-Идриси писал, что две половецкие группы (черные половцы и белые половцы) были отделены друг от друга рекой Днестр . [ 6 ] [ 7 ] Описывая восточные границы Венгерского королевства около 1150 года, Отто Фрайзингский упомянул «открытую землю пацинаков и фалонов». [ 8 ] ( печенеги и половцы соответственно). [ 9 ] Он описал эту территорию как «прекрасные охотничьи угодья, практически нетронутые плугом и мотыгой ». [ 8 ] что свидетельствует об отсутствии сельского хозяйства. [ 9 ] Однако археологические исследования показали, что местные жители занимались сельским хозяйством в поселениях Прутского региона в XI и XII веках . [ 10 ] Согласно Ипатьевской кодексу , Иван Ростиславич , претендовавший на Галицкое (или Галицкое) княжество, «причинил вред галицким рыбакам» на Нижнем Дунае (имеется в виду, что части земель между Восточными Карпатами и рекой контролировались князья Галичские). [ 11 ] Половцы были язычниками, поклонявшимися небу, земле и другим природным стихиям. [ 12 ]

Согласно Никиты Хониата , летописи [ 13 ] «Влахи, до которых дошли слухи» [ 14 ] о побеге Андроника Комнина (мятежного двоюродного брата византийского императора Мануила I ), пленившего его в 1164 году на границах Галича. [ 15 ] Хониат сообщил, что влахи, славяне и половцы также населяли земли между Карпатами и Нижним Дунаем. [ 16 ] и сотрудничество влахов с половцами против Византийской империи хорошо задокументировано. [ 17 ] По словам Анны Комнины , местные влахи показали «путь через перевалы». [ 18 ] Балканских гор половцам, вторгшимся на византийские земли к югу от Нижнего Дуная в 1094 году. [ 19 ] [ 20 ] Петр и Асен , лидеры восстания болгар и валахов 1186 года против византийского правления, летом 1186 года пересекли нижний Дунай в поисках помощи у половцев и вернулись «со своими половецкими помощниками». [ 21 ] продолжать борьбу. [ 22 ] [ 23 ] «Половцы с дивизией валахов переправились» [ 24 ] нижний Дунай и вторглись во Фракию в 1199 году. [ 22 ]

Однако были зафиксированы и конфликты между половцами и валахами. [ 25 ] Согласно королевской хартии 1250 года, король Венгрии Андрей I отправил Иоахима , графа Германштадтского , возглавить армию саксонских , влахских, секейских и печенегских воинов для помощи Борилу в Болгарии после того, как «три вождя из Кумании» восстали против Борила Болгарского в начало 1210-х гг. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Упоминание об участии влахов в кампании Иоахима является одним из самых ранних свидетельств того, что общины влахов находились под венгерским правлением. [ 28 ] Влахи имели особый статус, отличный от других простолюдинов Венгерского королевства. [ 29 ] Они платили налоги в натуральной форме, например, пятидесятую часть (пятидесятую) за свои стада; Православные , они были освобождены от десятины, которую платили крестьяне-католики. [ 29 ]

Обращение половецких племен (1211–1228 гг.)

[ редактировать ]

Король Венгрии Андрей II подарил Бурценланд на юго-востоке Трансильвании тевтонским рыцарям в 1211 году, поручив им защищать границы своего королевства и обратить в свою веру соседних половцев. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Король также разрешил рыцарям возводить деревянные крепости и расширять свою власть над Карпатами. [ 33 ] [ 31 ] Рыцарям было разрешено приглашать колонистов на свои земли, а поселенцы были освобождены от церковной десятины. [ 33 ] Согласно недостоверной папской булле, написанной почти десять лет спустя, их территория простиралась до нижнего Дуная и «границ бродников» ( область Сирета ) в 1222 году. [ 32 ] [ 34 ] В папских письмах также говорилось, что неустановленное количество половцев, их жен и детей были готовы принять христианство после того, как рыцари победили их. [ 35 ] Могущество половцев резко уменьшилось после победы монголов над коалицией русских 23 мая 1223 года князей и половецких вождей в битве на реке Калке . [ 36 ] [ 37 ]

Тевтонские рыцари попытались свергнуть короля Андрея и попросили Папу Гонория III защитить их земли. [ 34 ] Король вторгся во владения рыцарей, изгнав их в 1225 году. [ 31 ] [ 38 ] своего старшего сына Белу Эндрю сделал герцогом Трансильвании . В следующем году [ 39 ] [ 40 ] Герцог Бела, желавший расширить свою власть над соседними половецкими племенами, поддерживал доминиканцев . миссионерскую деятельность монахов- [ 40 ]

Картина Святого Доминика в черном, с книгой и лилией в руках.
работы Джованни Беллини . Портрет святого Доминика, решившего обратить половцев перед своей смертью,

Согласно свидетельству монаха Рудольфа Фаэнцевского во время святого Доминика , канонизации основатель Доминиканского ордена «хотел спасти всех людей, христиан и сарацин , но особенно половцев и других язычников» и выразил «желание пойти к половцам и другим язычникам». другие неверные». [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] Доминиканская провинция Венгрии, одна из первых территорий ордена, была создана в начале 1220-х годов. [ 44 ] [ 45 ] Паулюс Хунгарус, его первый глава, «решил послать несколько добродетельных братьев». [ 46 ] половцам в начале 1220-х годов; согласно «Жизньм братьев» , написанным в 1250-х годах монахом Жераром де Фраше, они потерпели неудачу и вернулись. [ 47 ] Де Фраше писал, что следующая доминиканская миссия к половцам достигла реки Днепр , но монахи «страдали от голода, жажды, отсутствия укрытия и преследований; некоторые из них были взяты в плен, а двое убиты». [ 46 ] [ 47 ]

Историк Клаудия Ф. Добре писала, что «путь к обращению половцев был открыт» после их поражения на реке Калка благодаря поддержке доминиканских миссионеров герцогом Белой. [ 45 ] Почти современник Альберик из Труа-Фонтена писал, что сын половского вождя посетил Роберта, архиепископа Эстергомского в Венгрии, в 1227 году и попросил архиепископа крестить его и его 12 вассалов. [ 48 ] [ 49 ] Половецкий дворянин также сообщил, что его отец и 2000 его подданных также хотели приехать в Трансильванию, чтобы креститься. [ 50 ] Роберт принял предложение и отправился в Трансильванию с тремя венгерскими прелатами: Варфоломеем ле Гро , епископом Печским ; Варфоломей, епископ Веспремский , и Рейнальд Бельвильский , [ 37 ] [ 51 ] Епископ Трансильвании . [ 52 ] Согласно хронике Эмо Фрисландского , они встретились с половецким вождём « Борицием , четвертым по рангу среди крупных половецких вождей». [ 53 ] и крестил его и его вассалов в присутствии герцога Белы. [ 54 ]

Число половцев, крещенных вместе со своим вождем, варьируется от источника к источнику. Эмо указал «большое число», Альберик отметил 15 000, а австрийские хроники Vatzonis , Leobiense и Claustroneuburgense описали 10 000 новообращенных. [ 55 ] Согласно «Жизньм братьев» , другой половецкий вождь, который был «еще более важным лидером», крестился «примерно с тысячей своих родственников». [ 46 ] [ 54 ] В письме архиепископу Эстергомскому Роберту от 31 июля 1228 года Папа Григорий IX выразил радость по поводу успеха миссионеров в «Кумании» и соседней «земле бродников». [ 56 ]

Сотворение и падение (1228–1241 гг.)

[ редактировать ]

За обращением тысяч половцев последовало создание епископства Кумании. [ 57 ] [ 58 ] По словам Альберика Труа-Фонтэна, архиепископ Роберт Эстергомский рукоположил Теодориха в епископа новой епархии в 1228 году. [ 55 ] Посвящение Теодориха, который был монахом в доминиканской провинции Венгрии, было подтверждено Папой Григорием 21 марта. [ 55 ] Папа призвал главу венгерских доминиканцев послать к половцам новых миссионеров и похвалил герцога Белу, который решил посетить Куманию вместе с архиепископом Робертом. [ 59 ] [ 60 ]

Иллюминированная рукопись Папы Григория IX в красной мантии на троне.
Папа Григорий IX , подтвердивший создание Куманской епархии.

Согласно письму Папы Григория от 1228 года, половцы-кочевники были готовы селиться в недавно основанных деревнях и городах и строить церкви. [ 61 ] Однако отношения между половцами и их священниками часто были напряженными; В 1229 году папа посоветовал епископу Куманскому Теодориху проявить милосердие к новообращенным половцам, напавшим на священнослужителей, и не наказывать их за мелкие преступления. [ 62 ] Папа освободил Куманскую епархию от власти архиепископов Эстергомских 13 сентября 1229 года, подчинив ее епископа непосредственно Святому Престолу . [ 59 ] [ 63 ] Григорий IX призвал короля Венгрии Андрея II разрешить тевтонским рыцарям вернуться в Куманию как минимум в четырех письмах между 1231 и 1234 годами. [ 64 ] Тем не менее, Венгрия оставалась главным союзником Святого Престола в Юго-Восточной Европе; Андрей II подчеркнул свои притязания на недавно завоеванные земли, приняв в начале 1230-х годов титул «король Кумании». [ 65 ] Папа Григорий написал герцогу Беле 25 октября 1234 года, напомнив ему о его предыдущем предложении построить церковь в Кумании и призвав его передать поместья епископу Кумании. [ 59 ] [ 66 ]

В следующем письме Папы, написанном 14 ноября 1234 года, говорилось, что в половецком епископстве были «некоторые люди по имени Валати » (Влахи). [ 67 ] [ 66 ] Влахи получали свои таинства не от католического епископа, а «от некоторых псевдоепископов греческого обряда». [ 67 ] [ 68 ] По словам папы, влахи убедили «венгров, саксов и других католиков», поселившихся в Кумании, присоединиться к православной церкви. [ 69 ] [ 70 ] Григорий IX уполномочил епископа Теодориха посвятить католического епископа для валахов и попросил герцога Белу помочь Теодориху установить свою власть над валахами. [ 32 ] [ 69 ] В письме папы говорится, что валахи составляли значительную группу (возможно, большинство) среди народов Кумании и имели свою поместную церковную иерархию. [ 69 ] [ 71 ]

Около 1240 года монголы снова вторглись в самые восточные районы «половецких степей», вынудив десятки тысяч половцев искать убежища в Венгрии или Болгарии. [ 72 ] Епископство Кумания было разрушено во время монгольского вторжения в Центральную Европу в 1241 году. [ 73 ] По словам современника Рожера Торре-Маджоре , Бочетор и «другие короли» привели монгольскую армию в «землю епископа половцев». [ 74 ] и уничтожил местную армию. [ 75 ] Захватчики разрушили епископскую кафедру и убили многих монахов-доминиканцев: [ 73 ]

После долгих трудов, с помощью Божией, был основан женский монастырь, и братья начали уверенно проповедовать среди народа. Только Бог может сосчитать количество людей, которые изо дня в день обращались к вере Господа нашего Иисуса Христа. В то время как пыл и рвение братьев по обращению этих язычников все более возрастало, тайный суд Божий допустил гонения со стороны [монголов]. Это не только препятствовало проповедованию наших братьев, но и заставило многих из них скорее отправиться в Царство Небесное. До девяноста братьев летели в Царство Небесное, кто мечом, кто стрелами, копьями или огнем. Миссия к этим язычникам была прервана, а в результате [монгольских] преследований половцы были рассеяны по разным частям Греции, Болгарии , Сербии и других близлежащих регионов. Наконец большинство из них прибыли в Венгрию, где король . их приветствовал

- Монах Жерар де Фраше: Жития братьев. [ 46 ]

Последствия (после 1241 г.)

[ редактировать ]
Карта Венгрии XIII века
Королевство Венгрия во второй половине 13 века (серая зона к востоку от Секели и Банате Северин была включена в епископство Кумания)

Монголы завоевали степи до Нижнего Дуная. [ 76 ] Они убили или поработили многих половцев, но значительные группы половцев выжили и сохранили свою самобытность в Монгольской империи до конца 14 века. [ 77 ] Святой Престол не отказался от идеи прозелитизма в Кумании после монгольского нашествия. [ 78 ] а Папа Иннокентий IV похвалил доминиканцев за их успешную миссию к половцам в 1253 году. [ 79 ] Однако Папа Николай III упомянул в письме от 7 октября 1278 года, что католики исчезли из Куманской епархии, поскольку после разрушения епископской кафедры там не жил ни один епископ . [ 80 ] Папа призвал Филиппа , епископа Фермо (его легата в Венгрии), расследовать ситуацию в бывшем епископстве. [ 81 ]

Францисканские монахи играли важную роль в католических миссиях в землях к востоку от Карпат. [ 79 ] Святой Престол уполномочил приказ совершать таинства, строить церкви и предоставлять индульгенции в Кумании в 1239 году, продлив разрешение шесть лет спустя. [ 82 ] подвластных монголам в первой половине 14 в.; Миссионеры рисковали жизнью на землях , «Сарацины» убили монаха Пьетро да Унгера недалеко от Трансильвании в 1314 году, а братья Влазиус и Марк приняли мученическую смерть в Сирете в 1340 году. [ 83 ]

Папа Иоанн XXII рассматривал возможность восстановления епископства в 1332 году. [ 84 ] В письме, адресованном Чанаду Телегди , архиепископу Эстергомскому, он писал, что «сильные из тех земель» захватили собственность Куманской епархии. [ 84 ] Надеясь получить королевскую поддержку своего плана, папа решил сделать Карла I Венгерского ). епископом Мильковии францисканца Витуса де Монтеферрео (капеллана [ 84 ] [ 85 ] Хотя два года спустя папа подтвердил рукоположение Вита, не существует никаких свидетельств того, что епископ когда-либо посещал его епархию. [ 84 ] Другие епископы были рукоположены на кафедру Мильковии в следующем столетии, но их попытки вернуть себе собственность Куманской епархии не увенчались успехом. [ 86 ]

Территория и посмотреть

[ редактировать ]

Границы Куманской епархии точно определить невозможно. [ 87 ] Роджер Торре-Маджоре писал, что монголы пересекли реку Сирет, прежде чем войти в Куманскую епархию, что указывает на то, что река была восточной границей епархии. [ 88 ] [ 89 ] В списке домов премонстрантов в Венгрии за 1235 год отмечалось, что «Корона» (ныне Брашов в Румынии) находилась в Куманской епархии, что позволяет предположить, что она включала юго-восточную Трансильванию. [ 90 ] По словам историка Виктора Спинеи , «Юго-Восточная Трансильвания была включена в состав епископства, скорее всего, для того, чтобы обеспечить постоянный источник дохода от сбора десятины для формирующейся церковной структуры в течение первых лет после обращения половцев». [ 91 ] Спинеи писал, что река Тротуш , должно быть, образовывала северо-восточную границу епархии, а река Бузэу - ее юго-восточную границу. [ 88 ]

Местоположение епископской кафедры является предметом научных дискуссий. [ 89 ] В своем письме 1278 года Папа Николай III писал, что civitas de Mylco (на реке Мильков ) был резиденцией куманского епископа. [ 89 ] [ 92 ] Николае Йорга отождествил civitas de Mylco с Одобешти ; Константин Джуреску с Региу , а затем с Одобешть, [ 92 ] и Кэрол Аунер с цитаделью Крачуна в Кампинеанке . [ 89 ] По словам археологов Адриана Андрея Русу и Антона Парагинэ, кафедра епископства находилась в Фокшани или Вартешкойу (где были раскопаны небольшие форты 13 века). [ 92 ] Два половецких вождя были похоронены «в часовне Пресвятой Богородицы ». [ 46 ] согласно «Житиям братьев» , что указывает на то, что по крайней мере одна часовня была построена на кафедре епископства. [ 93 ] В письме Папы Николая 1278 года также упоминается собор, разрушенный монголами. [ 73 ] Доминиканец Теодорих служил епископом при Роберте, архиепископе Эстергомском, с 1228 по 1234 год или позже; В папских документах упоминается неназванный епископ Кумании в 1235 и 1238 годах. [ 94 ]

  1. ^ Сэлэгян 2005 , стр. 156.
  2. ^ Короткий 2006 , с. 311.
  3. ^ Короткий 2006 , с. 304.
  4. ^ Spinei 2009 , стр. 192–193.
  5. ^ Деяния Иоанна и Мануила Комнина Джона Киннамоса (6.3.261), стр. 196.
  6. ^ Jump up to: а б Курта 2006 , стр. 316–317.
  7. ^ Spinei 2009 , с. 260.
  8. ^ Jump up to: а б Деяния Фридриха Барбароссы (1.32), с. 66.
  9. ^ Jump up to: а б Спинеи 2009 , с. 130.
  10. ^ Короткий 2006 , с. 307.
  11. ^ Короткий 2006 , с. 315.
  12. ^ Спинеи 2009 , стр. 274.
  13. ^ Маккай 1994 , с. 183.
  14. ^ O Город Византии, Анналы Никиты Хониата (2.4.131), с. 74.
  15. ^ Spinei 2009 , с. 132.
  16. ^ Маккай 1994 , стр. 183, 187–188.
  17. ^ Sălăgean 2005 , стр. 156–157.
  18. ^ Анна Комнина: Алексиада (10.3.), с. 299.
  19. ^ Spinei 2009 , с. 122.
  20. ^ Sălăgean 2005 , с. 157.
  21. ^ O Город Византии, Анналы Никиты Хониата (5.1.374), с. 206.
  22. ^ Jump up to: а б Спинеи 1986 , с. 47.
  23. ^ Sălăgean 2005 , стр. 168–169.
  24. ^ O Город Византии, Анналы Никиты Хониата (6.1.499), стр. 275.
  25. ^ Jump up to: а б Спинеи 2009 , с. 145.
  26. ^ Поп 2013 , с. 288.
  27. ^ Короткий 2006 , с. 385.
  28. ^ Маккай 1994 , с. 189.
  29. ^ Jump up to: а б Поп 2013 , с. 284.
  30. ^ Спинеи 1986 , стр. 49.
  31. ^ Jump up to: а б с Энгель 2001 , с. 90.
  32. ^ Jump up to: а б с Радван 2010 , с. 118.
  33. ^ Jump up to: а б Маккай 1994 , с. 182.
  34. ^ Jump up to: а б Короткое 2006 , с. 405.
  35. ^ Spinei 2008 , стр. 417–418.
  36. ^ Sălăgean 2005 , с. 172.
  37. ^ Jump up to: а б Короткое 2006 , с. 406.
  38. ^ Добре 2009 , с. 21.
  39. ^ Маккай 1994 , стр. 192–193.
  40. ^ Jump up to: а б Энгель 2001 , с. 95.
  41. ^ Ленер, Фрэнсис К., ОП (1964). «Процесс канонизации в Болонье (гл. 32.)» . Святой Доминик. Биографические документы . Томистская пресса . Проверено 14 февраля 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  42. ^ Добре 2009 , с. 14.
  43. ^ Spinei 2008 , стр. 414–415.
  44. ^ Spinei 2008 , с. 419.
  45. ^ Jump up to: а б Добре 2009 , с. 18.
  46. ^ Jump up to: а б с д и Де Фраше, Жерар, ОП «Миссия к половцам (6.1.)» . Жизни братьев (перевод Джозефа Кенни, ОП) . www.dhspriory.org . Проверено 14 февраля 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  47. ^ Jump up to: а б Спинеи 2008 , с. 421.
  48. ^ Spinei 2008 , с. 422.
  49. ^ Добре 2009 , стр. 22–23.
  50. ^ Spinei 2008 , стр. 422–423.
  51. ^ Наемник 2011 , стр. 89.
  52. ^ Spinei 2008 , с. 423.
  53. ^ Spinei 2008 , стр. 423–424.
  54. ^ Jump up to: а б Спинеи 2008 , с. 424.
  55. ^ Jump up to: а б с Спинеи 1986 , с. 52.
  56. ^ Spinei 2008 , стр. 425–426.
  57. ^ Sălăgean 2005 , стр. 172–173.
  58. ^ Spinei 2009 , с. 154.
  59. ^ Jump up to: а б с Кристо 2003 , с. 154.
  60. ^ Spinei 2008 , стр. 426, 429.
  61. ^ Spinei 2008 , с. 429.
  62. ^ Спиней 2008 , стр. 432.
  63. ^ Spinei 2008 , с. 430.
  64. ^ Спиней 2008 , стр. 435.
  65. ^ Spinei 2009 , стр. 157–158.
  66. ^ Jump up to: а б Спинеи 2008 , с. 433.
  67. ^ Jump up to: а б Короткое 2006 , с. 408.
  68. ^ Spinei 2008 , стр. 433–434.
  69. ^ Jump up to: а б с Маккай 1994 , с. 193.
  70. ^ Spinei 1986 , с. 58.
  71. ^ Радван 2010 , стр. 118–119.
  72. ^ Spinei 2009 , стр. 166–167.
  73. ^ Jump up to: а б с Добре 2009 , с. 26.
  74. ^ Послание мастера Роджера (гл. 20), с. 167.
  75. ^ Spinei 2008 , стр. 432, 436.
  76. ^ Spinei 2009 , с. 170.
  77. ^ Spinei 2009 , стр. 170–171.
  78. ^ Spinei 1986 , с. 170.
  79. ^ Jump up to: а б Добре 2009 , с. 27.
  80. ^ Spinei 2008 , с. 444.
  81. ^ Sălăgean 2005 , с. 197.
  82. ^ Добре 2009 , с. 28.
  83. ^ Добре 2009 , стр. 65–66.
  84. ^ Jump up to: а б с д Спинеи 1986 , с. 178.
  85. ^ Добре 2009 , стр. 31–32.
  86. ^ Spinei 1986 , стр. 179–180.
  87. ^ Spinei 1986 , с. 56.
  88. ^ Jump up to: а б Спинеи 2008 , с. 436.
  89. ^ Jump up to: а б с д Добре 2009 , с. 25.
  90. ^ Spinei 2008 , стр. 436–437.
  91. ^ Spinei 2008 , с. 437.
  92. ^ Jump up to: а б с Радван 2010 , с. 515.
  93. ^ Добре 2009 , стр. 25–26.
  94. ^ Наемник 2011 , стр. 92.

Источники

[ редактировать ]

Первоисточники

[ редактировать ]
  • Анна Комнина: Алексиада (перевод ЭРА Сьютер) (1969). Книги о пингвинах. ISBN   978-0-14-044958-7 .
  • Деяния Иоанна и Мануила Комнина Джона Киннамоса (перевод Чарльза М. Брэнда) (1976). Издательство Колумбийского университета. ISBN   0-231-04080-6 .
  • «Послание мастера Роджера к скорбному плачу по поводу разрушения Венгерского королевства татарами» (перевод и аннотации Яноша М. Бака и Мартина Ради) (2010). В Рэди, Мартин; Веспреми, Ласло; Бак, Янош М. (2010); Анонимус и Мастер Роджер ; ЦЭУ Пресс; ISBN   978-963-9776-95-1 .
  • О Город Византии, Анналы Никитаса Хониата (перевод Гарри Дж. Магулиаса) (1984). Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN   978-0-8143-1764-8 .
  • Деяния Фридриха Барбароссы Отто Фрайзингского и его продолжателя Рахевина (переведено и аннотировано с предисловием Чарльза Кристофера Мирова при сотрудничестве Ричарда Эмери) (2004). Издательство Колумбийского университета. ISBN   0-231-13419-3 .

Вторичные источники

[ редактировать ]
  • Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-89452-4 .
  • Добре, Клаудия Флорентина (2009). Нищенствующие в Молдавии: Миссия в православной стране . Аурел Верлаг унд Хандель ГмбХ. ISBN  978-3-938759-12-7 .
  • Энгель, Пал (2001). Царство святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 гг . Издательство ИБ Таурис. ISBN  1-86064-061-3 .
  • Кристо, Дьюла (2003). Ранняя Трансильвания (895–1324) . Издательство Люцидус. ISBN  963-9465-12-7 .
  • Маккай, Ласло (1994). «Возникновение сословий (1172–1526)». В Кёпечи, Бела; Барта, Габор; Бона, Иштван; Маккай, Ласло; Сас, Золтан; Борус, Юдит (ред.). История Трансильвании . Академическое издательство. стр. 178–243. ISBN  963-05-6703-2 .
  • Поп, Иоанн-Аурел (2013). «De manibus Valachorum scismaticorum...»: Румыны и власть в средневековом Венгерском королевстве: тринадцатый и четырнадцатый века . Издание Питера Ланга. ISBN  978-3-631-64866-7 .
  • Радван, Лаурентиу (2010). На границах Европы: средневековые города в румынских княжествах . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-18010-9 .
  • Сэлэгян, Тюдор (2005). «Румынское общество в раннем средневековье (9–14 века нашей эры)». В поп-музыке Иоан-Аурел; Болован, Иоанн (ред.). История Румынии: Сборник . Румынский институт культуры (Центр трансильванских исследований). стр. 133–207. ISBN  978-973-7784-12-4 .
  • Спинеи, Виктор (1986). Молдавия в XI–XIV веках . Издательство Академии Румынской Социалистической Республики.
  • Спинеи, Виктор (2008). «Куманское епископство - Бытие и эволюция». В Курте, Флорин; Ковалёв, Роман (ред.). Другая Европа в средние века: авары, булгары, хазары и половцы . Брилл. стр. 413–456. ISBN  978-90-04-16389-8 .
  • Спинеи, Виктор (2009). Румыны и тюркские кочевники севера дельты Дуная с Х до середины тринадцатого века . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-17536-5 .
  • Жолдос, Аттила (2011). Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг. [Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг.] . História, Институт истории Венгерской академии наук. ISBN  978-963-9627-38-3 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Васари, Иштван (2005). Половцы и татары: Восточная армия на доосманских Балканах, 1185–1365 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-83756-1 .
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0100936874f41d59555451204fea448b__1712897160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/8b/0100936874f41d59555451204fea448b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roman Catholic Diocese of Cumania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)