Борц (вождь)
Борц , также Бориций ( венгерский : Борц ), был половецким вождем в 13 веке. Он добровольно принял христианство в 1227 году, признав сюзеренитет Венгерского королевства . В течение года была основана Римско-католическая епархия Кумании на земле Борца вдоль реки Сирет на территории современной Румынии .
Имя
[ редактировать ]Его имя встречается в различных формах в современных записях. В папском письме 1227 года он упоминается как Борц, в дополнение к некоторым документам Доминиканского ордена , тогда как хроника Эмо Фрисландского называет его Борицием. Широко распространено мнение, что он идентичен тому Беговару, который возглавлял половцев, которые помогли герцогу Беле в его нападении на Галицко-Волынское королевство в 1229 или 1230 году, согласно Галицко-Волынской летописи . В Commentariolum de provinciae Hungariae originibus (1259 г.) и последующих рассказах доминиканцев в Венгрии различаются два крещеных половецких вождя того времени: первого принца зовут Брут, Брут, Брух, Баух, Барк или Биутус, а имя второго вождь записан как Бемброх, Бернборх, Брерот, Бибрех или Мемброк. По мнению венгерского историка Дьёрдя Дьерфи , второй вождь (Мемброк) был сыном Борца. [ 1 ] Румынский историк Иоан Ференц считал Борца и Мемброка одним и тем же человеком. [ 2 ] Венгерский историк Мария Магдольна Татар также отнесла эти два имени к одному человеку. [ 3 ]
Имя Борц можно отождествить с тюркским словом « барс », что означает «пантера» или «леопард» (György Györffy), или « бурч », которое употреблялось в значении «перец», или « борч » ( но менее вероятно), эквивалент «долга» (Владимир Дримба). По мнению Сильвии Ковача, это соотношение подтверждается древневосточнославянской версией его имени (Беговарс), поскольку первый элемент имени может быть связан с тюркским « бей » или « бег ». [ 4 ] [ 5 ]
Жизнь
[ редактировать ]Вполне вероятно, что его племя – Бурчогли ( др. восточнославянское : Бурчебичи , венгерское : Борчсол ) – жило на территории между реками Днепр и Орел на территории современной Украины . [ 6 ] Согласно хронике Эмо Фрисландского, Борц (Бориций) был «четвертым по рангу среди крупных половецких лидеров». [ 7 ] По словам Ковача, после битвы на реке Калке (1223 г.) иерархия внутри половцев была следующей: Бастый выполнял функции верховного вождя половцев, Кётен и Бачман занимали второе или третье место, а Борц был четвертым среди их. [ 8 ] После поражения Борц и его люди бежали в западном направлении, а его группа (известная также как «дунайские половцы») обосновалась в районе между Нижним Дунаем и юго-восточными Карпатами . Его резиденцией была Карабуна, позже известная как Татарбунары (современная Украина), где в предыдущие десятилетия уже были расселены другие половецкие племена. [ 9 ]
Путь к обращению половцев открылся после их поражения на реке Калке . Борц и другие половцы обратились за помощью к Венгрии, чтобы предотвратить возможное следующее монгольское вторжение. [ 9 ] Король Венгрии Андрей II сделал своего старшего сына Белу герцогом Трансильвании в 1226 году. Герцог Бела, который хотел расширить свою власть над соседними половецкими племенами, поддерживал миссионерскую деятельность монахов-доминиканцев. Почти современник Альберик из Труа-Фонтена писал, что сын половецкого вождя (возможно, Мемброк) посетил Роберта, архиепископа Эстергома в Венгрии, в 1227 году, попросив прелата крестить его и его 12 вассалов. Мемброк также сообщил, что его отец и 2000 его подданных также были готовы приехать в Трансильванию , чтобы креститься. Роберт принял предложение и отправился в Трансильванию с тремя венгерскими прелатами: Варфоломеем ле Гро , епископом Печским ; Варфоломей, епископ Веспрема , и Рейнальд Бельвильский , епископ Трансильвании . Согласно хронике Эмо, они встретили куманского вождя Борца и крестили его и его вассалов в присутствии герцога Белы. [ 7 ] Борц также подчинил себя и свой народ венгерскому монарху; В доминиканском отчете утверждается, что король Андрей II стал крестным отцом Мемброка. [ 10 ] Не исключено, что Роберт и трое его суфражисток пересекли границу через Карпаты , и крещение произошло в Кумании . [ 2 ] Число половцев, крещенных вместе со своим вождем, варьируется от источника к источнику. Эмо указал «большое число», Альберик отметил 15 000, а австрийские хроники Vatzonis , Leobiense и Claustroneuburgense описали 10 000 новообращенных. [ 11 ] В обмен на клятву верности Борца Андрей II предоставил половцам привилегии свободы и владение землей в Трансильвании. [ 10 ] За обращением тысяч половцев последовало создание католического епископства Кумании. [ 11 ] По словам Альберика, в 1228 году архиепископ Роберт посвятил доминиканского монаха Теодориха в епископы новой епархии. [ 11 ] Территория епископства перекрывала владения Борца по притоку Мильцову . [ 9 ]
Младший брат Белы, Андрей, галицкий князь , был изгнан из своего княжества весной 1229 или 1230 года. Бела решил помочь ему вернуть себе трон. Герцог начал военную кампанию против Даниила Галицкого , получив поддержку Борца и его племени. Бела пересек Карпаты и осадил Галич вместе со своими половецкими союзниками в 1229 или 1230 году. Даниэля поддерживали и другие половцы под предводительством Кётена. Вполне возможно, что Борц и его армия присоединились к силам Белы из-за гор. Венгерская экспедиция закончилась неудачей, Бела не смог захватить Галич и отозвал свои войска. [ 12 ] Папский диплом повествует, что Борц и его обращенные половцы находились под постоянной угрозой с трех сторон: султаната Рум , соседних языческих половцев и бродниц , а также православных валахов (включая румын) и болгар . [ 12 ] Из-за их опасности Папа Григорий IX заявил, что он освободил « Куманию » (т.е. землю Борца) от власти короля Венгрии 1 октября 1229 года, подчинив их непосредственно опеке Святого Престола . [ 13 ] Борц умер «как хороший христианин» до первого монгольского вторжения в Венгрию в 1241 году, до того, как в 1234 году была построена епископальная церковь. Согласно доминиканским источникам, [ 5 ] Похоронен в часовне Девы Марии, построенной доминиканцами в Буде . [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ковач 2005 , с. 256.
- ^ Перейти обратно: а б Беренд 2001 , с. 217.
- ^ Татарский 2018 , с. 111.
- ^ Ковач 2005 , с. 257.
- ^ Перейти обратно: а б Татарский 2018 , с. 109.
- ^ Ковач 2005 , стр. 258.
- ^ Перейти обратно: а б Спинеи 2008 , стр. 422–424.
- ^ Ковач 2005 , с. 259.
- ^ Перейти обратно: а б с Ковач 2005 , с. 260.
- ^ Перейти обратно: а б Беренд 2001 , с. 214.
- ^ Перейти обратно: а б с Спинеи 2008 , стр. 426, 429.
- ^ Перейти обратно: а б Ковач 2005 , с. 262.
- ^ Перейти обратно: а б Ковач 2005 , стр. 263.
Источники
[ редактировать ]- Беренд, Нора (2001). У ворот христианского мира: евреи, мусульмане и «язычники» в средневековой Венгрии, ок. 1000 –ок. 1300 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-02720-5 .
- Ковач, Сильвия (2005). «Борц, половецкий вождь 13 века» Труды Восточных академий Венгрии (на венгерском языке). 58 (3). Венгерская академия наук : 255–266. ISSN 0001-6446 .
- Спинеи, Виктор (2008). «Куманское епископство - Бытие и эволюция». В Курте, Флорин; Ковалёв, Роман (ред.). Другая Европа в средние века: авары, булгары, хазары и половцы . Брилл. стр. 413–456. ISBN 978-90-04-16389-8 .
- Татарка, Мария Магдольна (2018). «Бортц и Мемброк, этимология двух половцевских имен 13 века». В Апаточки, Берталан Акос (ред.). Идеи за символами – языки за скриптами. Материалы 60-го заседания Постоянной Международной Альтаистической Конференции (PIAC) 27 августа – 1 сентября 2017 г. Секешфехервар, Венгрия . Университет Сегеда . стр. 107–115. ISBN 978-963-306-663-8 .