Основание Молдавии
История Румынии |
---|
![]() |
![]() |
История Молдовы |
---|
![]() |
![]() |
Основание Молдавии ( румынский : Descălecatul Moldovei ) началось с прибытия влахского ( румынского) воеводы (военного лидера) Драгоша , за которым вскоре последовали его люди из Марамуреша , тогдашнего воеводства , в район реки Молдова . Драгош основал там государство как вассал Венгерского королевства в 1350-х годах. Независимость княжества Молдавского Богдан была получена, когда I , другой валахский воевода из Марамуреша, поссорившийся с венгерским королем, пересек Карпаты в 1359 году и взял под свой контроль Молдавию, отвоевав этот регион у Венгрии. Оно оставалось княжеством до 1859 года, когда оно объединилось с Валахией , положив начало развитию современного румынского государства.
Конкурирующие культуры в будущем регионе Молдавии
[ редактировать ]Молдавия развивалась на землях между Карпатами и рекой Днестр , где доминировали кочевые тюркские народы — печенеги , узы и половцы — примерно с 900 г. Соседние Галичское княжество и Венгерское королевство начали расширять свою власть на части территории примерно с 1150 года, но Золотая Орда — монгольское , а затем тюркизированное ханство — взяла под свой контроль земли к востоку от Карпат в 1240-х годах. Монголы способствовали развитию международной торговли, и вдоль Днестра проложился важный торговый путь. существовали также тесные экономические контакты между бассейном Молдовы и Центральной Европой Обращение венгерских и чешских монет показывает, что в начале 14 в. .
Помимо преобладающего тюркского населения, в средневековых хрониках и документах упоминаются и другие народы, жившие между Карпатами и Днестром, в том числе уличи и тиверцы в 9 веке , бродницы и аланы в 13 веке . Присутствие валахов на этой территории хорошо задокументировано с 1160-х годов. Их местные политические образования впервые упоминаются в 13 веке : монголы разгромили Кара-Улахов, или черных влахов, в 1241 году, а влахи вторглись в Галич в конце 1270-х годов.
Влахи — первые румыны — и их соседи.
[ редактировать ]Молдавский край — земли между Восточными Карпатами и рекой Днестр — приобрел территориальную идентичность в XIV веке . [1] В течение предыдущего тысячелетия регион подвергался вторжениям кочевых народов. [2] за которым последовал мирный период около 750 г. во времена Хазарского каганата , который привел к росту населения региона. [3] Новая материальная культура — « культура Дриду » — распространилась в землях Нижнего Дуная (как в современной Болгарии, так и в Румынии) и на территории восточнее Карпат. [4] После прихода мадьяр в причерноморские степи к северу от Черного моря в 830-х годах местные жители укрепили свои поселения частоколами и глубокими рвами вдоль Днестра в 9 веке . [5] [6] Уличиане , Тиверкийцы , [7] «Валадж», [8] и «Блага» [9] Это этнические группы, которые были связаны с валахами или румынами региона Карпат. [9] [ не удалось пройти проверку ] [ нейтралитет оспаривается ]
Виктор Спинеи писал, что рунический камень , установленный около 1050 года, содержит самое раннее упоминание о румынах, живших к востоку от Карпат. [10] Речь идет о Блакумене , убившем варяжского купца. в неизвестном месте [10]
Конкурирующая группа — мадьяры — ушла из понтийских степей в Карпатский бассейн после того, как коалиция печенегов и болгар разгромила их в конце 9 века . [11] [12] Печенеги взяли под свой контроль территорию, но большинство поселений дриду пережили их приход. [13] Только укрепления были разрушены в X или начале XI веков . [14] Новые поселения появились в нижнем течении Прута. [14] Радикально изменились погребальные обряды местных жителей: кремацию заменили погребением, а погребальный инвентарь уже не обнаруживается примерно после 1000 года. [14]
Монгольское нашествие и оккупация
[ редактировать ]По словам персидского историка Рашид-ад-Дина Хамадани , монгольская армия «прошла через Кара-Улаг, пересекла горы… и разгромила улагские народы». [15] во время монгольского нашествия 1241 г. [16] [17] Его повествование показывает, что «Квара-Улахи», или Черные Влахи, жили в Восточных или Южных Карпатах . [16] [17] Джованни ди Плано Карпини , папский посланник Великого хана монголов, встретил «герцога Олаху», который «уходил с» [18] его свита к монголам в 1247 году. [19] Виктор Спинеи, Влад Георгеску и другие историки идентифицируют герцога как правителя Влаха, потому что его имя похоже на венгерское слово, обозначающее Влах ( oláh ), [20] [19] но это имя также могло быть версией Олега . [21] Брат Вильгельм Рубрукский , посетивший двор Великого хана в 1250-х годах, внес в список «Блаков», [22] или влахи, среди народов, плативших дань монголам, но территория влахов неизвестна. [21] [19] Рубрук назвал «Блакию» « Ассана ». территорией [23] к югу от Нижнего Дуная, что свидетельствует о том, что он отождествлял его с северными областями Второго Болгарского царства . [24]
Археологические находки — печи для производства гончарных изделий и печи для добычи железной руды — идентифицируют города, которые были важными экономическими центрами Золотой Орды. [25] В Орхеюле Векь также были раскопаны руины мечети и бани. [26] Местные жители использовали керамику высокого качества (амфорообразные сосуды, кувшины, кружки, кувшины и горшки), подобную найденной в других частях Золотой Орды. [27] Монголы поддерживали международную торговлю, что привело к образованию «Монгольской дороги» из Кракова по Днестру. [28] почти 5000 монгольских монет первой половины XIV века . В этом же регионе было раскопано [29] [30] В устье Днестра Четатея Алба (ныне Белгород-Днестровский на Украине) превратилась в важный торговый центр. [31] Он был основан генуэзскими купцами в конце 13 века . [31]
Оружие и предметы сбруи 13-го и 14-го веков , которые были найдены вместе с сельскохозяйственными инструментами в Ватра-Молдовицах , Кошне и Козанештах, свидетельствуют о существовании либо местных элит, либо вооруженных крестьянских групп между Карпатами и верховьями Сирета . [32] [33] Венгерские и чешские монеты находились в обращении на одной территории в первой половине 14 в . [30] Местные жители использовали керамику более низкого качества, чем та, что применялась на землях, непосредственно контролируемых монголами. [27]
Упадок Золотой Орды
[ редактировать ]Самое раннее современное упоминание о румынах в Марамуреше было записано в королевской грамоте 1326 года. [34] В том же году Карл I Венгерский подарил «землю Зурдуки» (ныне Стрымтура в Румынии) в «районе Марамуреш» валахскому дворянину Станиславу. [35] Согласно Молдо-русской летописи , которая сохранилась в русских летописях, завершенных в 1505 году, король Венгрии Владислав послал послов пригласить «старых римлян и румын» сражаться против монголов, а затем наградил «старых римлян» "с землями в Марамуреше. [36] [37] Историки Ионел Кандя и Думитру Цейку отождествляют это событие с битвой при озере Ход (1280 г.), при этом половцы были заменены в летописях татарами. [38] Историки Павел Параска и Шербан Папакостя отождествляют «короля Владислава» с Ладиславом IV Венгерским, который правил между 1270 и 1290 годами. [39] С распадом Золотой Орды после смерти хана Озбека в 1341 г. [40] [41] и Польша, и Венгрия начали расширяться в сторону степной зоны в 1340-х годах. [42] Казимир III Польский вторгся в Галицкое княжество уже в 1340 году. [43] В двух хрониках XIV века — одной Иоанна Кукюллё , а другой анонимного монаха -минорита — говорится, что король Венгрии Людовик I отправил Андрея Лакфи , графа Секели , возглавить армию воинов Секели против монголов, совершивших набеги. в Трансильвании. [44] [45] 2 февраля 1345 года Лакфи и его армия нанесли сокрушительное поражение большой монгольской армии. [44] [45] Секели снова вторглись в «землю татар» в 1346 году. [44] Согласно обеим летописям, монголы после своих поражений отошли до Днестра. [44] [45] Археологические исследования показывают, что форты были построены в Байе, Сирете, Пятра-Нямце и Тыргу-Тротуше в конце 1340-х годов. [46]
Основание Молдавии
[ редактировать ]И Польша, и Венгрия воспользовались упадком Золотой Орды, начав новую экспансию в 1340-х годах. После того, как венгерская армия разгромила монголов в 1345 году, к востоку от Карпат были построены новые форты. Королевские грамоты, хроники и топонимы показывают, что венгерские и саксонские в этом регионе поселились колонисты. Драгош завладел землями вдоль Молдовы с одобрения короля Венгрии Людовика I, но валахи восстали против правления Людовика уже в конце 1350-х годов. Драгошу наследовал его сын Сас , но сын Саса был изгнан из Молдавии бывшим воеводой Марамурешского воеводства Богданом в начале 1360-х годов. Богдан, который в течение нескольких лет сопротивлялся попыткам Людовика восстановить венгерский сюзеренитет, был первым независимым правителем Молдавии. Самые ранние молдавские серебряные и бронзовые монеты были отчеканены в 1377 году. Константинопольский Вселенский Патриархат признал Молдавскую Митрополитию после многих лет переговоров в 1401 году.
Даты на монетах, найденных в этом районе, указывают на изменение статуса Молдавии от монгольского правления к власти Влахов. Чеканка монгольских монет продолжалась в Орхеюле Вечи до 1367 или 1368 года, что свидетельствует о том, что «позднетатарское государство» сохранилось в южном регионе между Прутом и Днестром. [47] [48] Никаких монгольских монет, отчеканенных после 1368 или 1369 годов, в районе Днестра не обнаружено, что свидетельствует о том, что монгольские правители больше не контролировали эту территорию. [49] Первоначально Молдавия включала небольшую территорию между Прутом и Сиретом. [42] Людовик освободил купцов « Дмитрия, татарского князя » от уплаты налогов в Венгрии в обмен на обеспечение безналогового статуса купцов Брашова в «стране господина Деметрия». [48]
Прибытие Драгоша в Молдавию и его «спешивание» там.
[ редактировать ]

Румынские истории цитируют молдавские хроники, приписывают Драгошу в которых основание Молдавии , правителю Влахов. Согласно легенде, он возглавил охотничий отряд в этот регион и спешился с лошади на реке Молдова - отсюда и название этого события, descălecat или «спешивание». Именно во время этой охотничьей поездки он счел этот регион более привлекательным для своего народа, чем Земля Марамуреш в Венгерском королевстве, где они тогда жили. [50] [51] [52] Одна теория Николае Йорги предполагает, что Земля Марамуреш была одной из «Румын», где этнические группы Восточной Романии (известные как влахи в средние века) пережили Великие миграции . [53] Параллельная теория предполагает, что влахи Марамуреша пришли из Великой Влахии (на территории современной Македонии ) во второй половине 13 века . [51]
По данным начала XVI в. [36] Молдо-русская хроника , валахи пришли в Марамуреш во время правления венгерского короля Владислава для борьбы с монголами. [36] [37] В этом документе Драгош представлен как один из румын, которым «король Владислав» пожаловал поместья в Марамуреше. [54] [36] Согласно различным версиям легенды о своем «спешении», Драгош вместе со своими слугами ушел на охоту. [54] [36] Преследуя зубра или зубра , они дошли до реки Молдова, где убили зверя. [54] [53] [55] Им понравилось место, где они остановились, и они решили поселиться на берегу реки. [54] [53] Драгош вернулся в Марамуреш только для того, чтобы вернуться со всем своим народом «на окраины земель, по которым бродили татары». [54] [53] [Примечания 1] [36] Ритуальные охоты, заканчивающиеся основанием государства, города или народа, являются популярным элементом фольклора различных народов Евразии , в том числе венгров и литовцев . [56]
Согласно большинству молдавских летописей, «спешивание» Драгоша произошло в 1359 году. [57] За исключением молдо-польской летописи , датирующей 1352 год. [57] Однако те же летописи добавляют разные годы при определении периода между прибытием Драгоша в Молдавию и первым годом правления Александра Доброго в 1400 году. [57] Например, в Анонимной Молдавской летописи упоминается 44 года, а в Молдо-Русской летописи — 48 лет. [57] Следовательно, дата спешивания обсуждается современными историками. [57] Например, Деннис Делетант говорит, что Драгош приехал в Молдавию вскоре после основания Мильковской епархии в 1347 году. [58] Нягу Джувара считает, что Молдавия возникла примерно ко времени решительной победы Андрея Лакфи над татарами в 1345 году. [59]
Молдавия превратилась в «защитную пограничную провинцию» Венгерского королевства. [60] В версии хроники Григоре Уреке говорится, что правление Драгоша в Молдавии «было похоже на капитанство», подразумевая, что он был военачальником. [61] Король Венгрии Людовик I назвал Молдавию «нашей молдавской землей». [51] В состав провинции первоначально входила северо-западная часть будущего княжества (ныне она известна как Буковина ). [62] В 1360 году Людовик пожаловал поместья валахскому лорду Драгошу из Джулешти за подчинение молдавских влахов, восставших против Людовика. [63] Отождествление Драгоша Джулештского с первым правителем Молдавии обсуждается среди ученых. [63] [64]
Богдан Основатель
[ редактировать ]
Большинство ранних молдавских хроник начинают свои списки правителей Молдавии с Драгоша и утверждают, что ему наследовал его сын Сас , который правил четыре года. [65] Единственным исключением является список воевод , записанный в Бистрицком монастыре в 1407 году и начинающийся со слова «Богдан Воевода». [66] Богдан, который был воеводой валахов в Марамуреше, собрал валахов в этом районе и, согласно Иоанна Кюкюллё , «тайно перешел в Молдавию». хронике [67] [68] что Богдан вступил в конфликт с Яношем Кёльчеем, королевским кастеляном Виска В королевских грамотах записано , (ныне Вышково на Украине), в 1343 году, и с влахским лордом в Марамуреше, Гиулой из Джулешти, в 1349 году. [69] По словам историка Раду Карчумару, конфликт Богдана с королевским кастеляном предполагает, что он был против присутствия представителей королевской власти в Марамуреше за годы до отъезда в Молдавию. [69]
Дата отъезда Богдана из Марамуреша неизвестна. [70] Его поместья там были конфискованы и переданы сыну Саса Балку согласно королевской грамоте, выданной 2 февраля 1365 года. [68] [71] Следовательно, Богдан должен был приехать в Молдавию до этой даты. [72] Историк Пал Энгель датирует прибытие Богдана 1359 годом, воспользовавшись вакуумом власти, возникшим после смерти Берди-бека , хана Золотой Орды. [73] По словам Карчумару, длительный конфликт между королем Венгрии Людовиком I и императором Священной Римской империи Карлом IV и победой литовцев над татарами в битве при Синих водах в начале 1360-х годов позволил Богдану прийти в Молдавию и изгнать Балча в 1363 году. . [74] Сэлэгян сообщает, что только в 1365 году Богдан захватил власть в Молдавии при помощи местных влахов. [4]
Король Венгрии Людовик I попытался восстановить свою власть в Молдавии, но хронология военных действий против Богдана неясна. [73] [75] Иоанн Кюкюллё писал, что с Богданом «часто сражалась» армия Людовика, но «число валахов, населяющих эту землю, увеличилось, превратив ее в страну». [76] [48] Хотя Кюкюлло заявил, что Богдан был наконец вынужден принять сюзеренитет Людовика и платить ему ежегодную дань уважения, современные историки, в том числе Дени Делетант, Тюдор Сэлэгеан, Виктор Спинеи и Иштван Васари, согласны с тем, что Богдан действительно мог сохранить независимость Молдавии. [68] [75] [4] [77]
Преемники Богдана
[ редактировать ]
Новое государство получило свое название от реки Молдова. [78] В латинских и славянских документах оно упоминалось как «Молдова», «Молдавия» или «Молдавия». [78] С другой стороны, византийцы, считавшие ее новой Влахией , называли страну Мауровлахией («Черная Влахия»), Русовлахией («Влахия близ России») или Молдовлахией («Молдавская Влахия»). [78] Турецкое название Молдавии – Кара Богдан – демонстрирует выдающуюся роль Богдана в создании княжества. [79]
защелка
[ редактировать ]Около 1367 года Богдану наследовал его сын Лацку. [48] После того, как монахи-францисканцы из Польши обратили его в католицизм, Лацку инициировал создание римско-католической епархии в Молдавии в 1370 году. [80] [81] Его прямая переписка со Святым Престолом показывает, что он хотел продемонстрировать независимость Молдавии. [81] По просьбе Лацку Папа Григорий XI 1371 году учредил Римско-католическую Сиретскую епархию , в адресовав свою буллу «Лацку, герцогу Молдавскому». [48] [82] По словам Сэлэгяна, Святой Престол «укрепил международный статус Молдавии», предоставив Лацку титул «герцога». [48] 14 марта 1372 года король Венгрии Людовик I, который также унаследовал Польшу в 1370 году, подписал договор с императором Карлом IV, который признавал права Людовика на многие земли, включая Молдавию. [83]
Петру Мусат
[ редактировать ]Лацку, умершего в 1375 году, сменил Петру Мугат . Согласно самым ранним спискам правителей Молдавии, [84] XV века Однако в Литовско-русинской хронике написано, что влахи избрали Георгия Кориатовича , который был племянником Альгирдаса , великого князя литовского , и правил в Подолье под польским сюзеренитетом. [85] — быть воеводой, но позже отравил его. [86] [87] В конце 1377 года Владислав II Ополе , управлявший Галичем от имени короля Венгрии Людовика I, дал приют одному «влахскому воеводе» по имени Георгий, бежавшему в Галич из-за «неожиданной измены своего народа». [86] [85] По данным Спинеи, Георгий Кориатович умер в 1375 году, что исключает его отождествление с «воеводой Георгием». [86] Спиней также говорит, что Георгий Кориатович, скорее всего, правил юго-восточной Молдавией, освобожденной от монгольского ига. [86] Первые молдавские серебряные и бронзовые монеты были отчеканены для Петра Муцата в 1377 году. [88]
Согласно записи в реестре генуэзской колонии в Каффе на Черном море, в 1386 году к «Константино и Петру Вайводе» были отправлены два генуэзских посланника. [89] [90] Историки отождествили воеводу Константино с Костя , которого в списке воеводов Молдавии, записанном в монастыре Бистрица , упоминают между Лацку и Петром. [90] Запись в реестре Каффы предполагает, что два воеводы - Костя и Петру Мушат - занимали одинаковую должность. [90] Разделение средневекового княжества на две большие административные единицы — Сара де Сус («Верхняя страна») и Сара де Жос («Нижняя страна»), каждая из которых управлялась высокопоставленным чиновником, ворником , также подразумевает прежнее существование двух государств. , которые были объединены молдавскими монархами. [91] [92]
Петр Мугат отдал дань уважения Владиславу II Ягелло , королю Польши , в Кракове 26 сентября 1387 года. [75] По просьбе Петра Антон, православный митрополит Галицкий , рукоположил двух епископов для Молдовы, одним из которых был Иосиф Мушат, который был родственником воеводы. [93] Однако Константинопольский Вселенский Патриарх отказался признать их хиротонию. [93] Петру Мугат расширил свою власть до Дуная и Черного моря. [94] Его преемник, Роман I Мугат , 30 марта 1392 года провозгласил себя « милостью Бога Всемогущего, воеводы Молдавии и ее всей влахской страны от гор до берегов моря». [95] [96] После многих лет переговоров Вселенский Патриарх Матфей I признал Иосифа Муата митрополитом Мауровлахии в 1401 году. [93]
- Карпато-Дунайско-Черноморское пространство в 1345 году нашей эры, после основания Оборонительного марша Драгоса , которое впоследствии превратилось в Молдавию .
- Карпато-Дунайско-Понтийское пространство в 1359 году нашей эры, еще одна дата, предложенная Драгошом I для основания Молдавии , эта дата также совпадает с основанием Унгро-Валахской митрополии .
Рост княжества
[ редактировать ]Молдавское княжество расширилось и включило территорию между Восточными Карпатами и рекой Днестр . Оно существовало до 1859 года, когда объединилось с Валахией и стало основой современного румынского государства; в разное время в состав государства входили области Бессарабии (с Буджаком ) и вся Буковина . Западная половина Молдавии сейчас входит в состав Румынии, восточная часть принадлежит Республике Молдова , а северная и юго-восточная части являются территориями Украины. [97]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Во времена короля Владислава татары во главе со своим князем Нейметом выступили из вод Прута и Молдавии против венгров. … Король Владислав… отправил послов к староримлянам и румынам. Тогда мы, румыны, объединились со староримлянами и пришли в Венгрию, чтобы помочь королю Владиславу. … Вскоре на берегах Тисы произошла решающая битва между венгерским королем Владиславом и татарским князем Нейметом . Старые римляне начали бой раньше всех. За ними последовали массы венгров и римлян, придерживавшихся латинской веры. Таким образом, татары были разгромлены сначала староримлянами, затем венграми и румынами. … Владислав, венгерский король, радовался божественной помощи. Он высоко оценил и наградил староримлян за их мужество. … [Т] они просили короля Владислава не заставлять их принимать латинскую веру, а позволить им сохранить свою христианскую веру по греческому обряду и предоставить им место для проживания. Король Владислав… пожаловал им земли в Марамуреше между Мурешами и Тисой в месте под названием Криж. Здесь собрались и поселились старые римляне. Они женились на венгерках и привели их в свою христианскую религию. … Среди них был умный и смелый человек Драгош. Однажды он отправился со своими товарищами на охоту и наткнулся на следы зубра. Следуя за ним, они пересекли заснеженные горы и прибыли в чудесное и ровное место, где заметили зубра. Они убили его под ивой и полакомились им. Тогда Бог довел его до мысли, что он должен найти новую родину и поселиться там. … [Т]эй вернулся домой и рассказал другим людям о красоте этой страны, ее рек и источников, чтобы убедить их переехать туда. Последним эта идея тоже понравилась, и они решили отправиться в место, где остановились их спутники, и искать новую родину. Его окружали пустынные земли, а татары со своим скотом кочевали по пограничью. Тогда они попросили Владислава, венгерского короля, позволить им уйти, и король Владислав милостиво согласился. Они покинули Марамуреш вместе со всеми своими товарищами, женами и детьми, чтобы пересечь высокие горы. Было срублено много деревьев и отодвинуто множество скал, но они пересекли горы и достигли места, где Драгош убил зубра. Им понравилось, и они спешились там. Они выбрали из своего числа умного человека по имени Драгош и назначили его своим господином и воеводой, и таким образом по воле Божией была основана страна Молдавия.— Молдо-русская летопись (Спиней, 1986)
Сноски
[ редактировать ]- ^ Трептов и Попа 1996 , с. 135.
- ^ Трептов и Попа 1996 , с. 7.
- ^ Spinei 2009 , стр. 48–50.
- ^ Перейти обратно: а б с Сэлэгян 2005 , стр. 135.
- ^ Курта 2006 , стр. 124, 157, 185.
- ^ Спиней 2009 , стр. 85.
- ^ Кросс и Шербовиц-Ветзор 1953 , с. 56
- ^ Спиней 2009 , стр. 82.
- ^ Перейти обратно: а б Спинеи 2009 , стр. 83.
- ^ Перейти обратно: а б Спинеи 2009 , стр. 54.
- ^ Сэлэгян 2005 , стр. 153.
- ^ Джувара 2014 , стр. 52.
- ^ Spinei 2009 , стр. 94, 96.
- ^ Перейти обратно: а б с Короткое 2006 , с. 186.
- ^ Аль-Дин и Бойл 1971 , с. 70
- ^ Перейти обратно: а б Андрееску 1998 , стр. 78.
- ^ Перейти обратно: а б Спинеи 1986 , стр. 113.
- ^ Плано Карпини и Хильдингер 1996 , стр. 119
- ^ Перейти обратно: а б с Спинеи 1986 , стр. 131.
- ^ Джорджеску 1991 , стр. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Сэлэгян 2005 , стр. 196.
- ^ Джексон 2009 , с. 139
- ^ Джексон 2009 , с. 30
- ^ Ярмарка 2005 , с. 30.
- ^ Spinei 1986 , стр. 148–149.
- ^ Радван 2010 , стр. 521.
- ^ Перейти обратно: а б Спинеи 1986 , стр. 150.
- ^ Радван 2010 , стр. 328–329.
- ^ Спинеи 1986 , стр. 152.
- ^ Перейти обратно: а б Сэлэгян 2005 , стр. 198.
- ^ Перейти обратно: а б Радван 2010 , стр. 476–477.
- ^ Сэлэгян 2005 , стр. 197.
- ^ Spinei 1986 , стр. 162–163, 226.
- ^ Энгель 2001 , с. 270.
- ^ Карчиумару 2012 , стр. 173–174.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Спинеи 1986 , стр. 197.
- ^ Перейти обратно: а б Тонкий 2000 , с. 11.
- ^ Цейку и Кандеа 2008 , стр. 280.
- ^ Параска 2011 , стр. 7.
- ^ Ярмарка 2005 , с. 133.
- ^ Спинеи 1986 , стр. 127.
- ^ Перейти обратно: а б Банкноты 1994 года , стр. 24.
- ^ Спинеи 1986 , стр. 175.
- ^ Перейти обратно: а б с д Спинеи 1986 , стр. 176.
- ^ Перейти обратно: а б с Ярмарка 2005 , с. 156.
- ^ Радван 2010 , стр. 334.
- ^ Радван 2010 , стр. 325.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сэлэгян 2005 , стр. 201.
- ^ Спинеи 1986 , стр. 216.
- ^ Трептов и Попа 1996 , с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б с Ярмарка 2005 , с. 157.
- ^ Карчумару 2012 , стр. 172.
- ^ Перейти обратно: а б с д Андрееску 1998 , стр. 92.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Брэтиану 1980 , стр. 129.
- ^ Брезиану и Спану 2007 , стр. 127.
- ^ Спинеи 1986 , стр. 198.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Спинеи 1986 , стр. 200.
- ^ Удалить 1986 , с. 190
- ^ Джувара, Нягу (28 октября 2016 г.). Краткая иллюстрированная история румын . Хуманитас С.А. ISBN 978-973-50-5381-9 .
- ^ Джорджеску 1991 , стр. 18.
- ^ Карчиумару 2012 , стр. 179–180.
- ^ Спинеи 1986 , стр. 203.
- ^ Перейти обратно: а б Спинеи 1986 , стр. 201.
- ^ Сэлэгян 2005 , стр. 200.
- ^ Spinei 2009 , стр. 195, 200.
- ^ Андрееску 1998 , стр. 94.
- ^ Спинеи 1986 , стр. 206.
- ^ Перейти обратно: а б с Ярмарка 2005 , с. 159.
- ^ Перейти обратно: а б Карчиумару 2012 , стр. 182.
- ^ Карчиумару 2012 , стр. 183–184.
- ^ Спиней 2009 , стр. 207.
- ^ Spinei 2009 , стр. 207–208.
- ^ Перейти обратно: а б Энгель 2001 , с. 166.
- ^ Карчиумару 2012 , стр. 184.
- ^ Перейти обратно: а б с Удалить 1986 , с. 191
- ^ Спинеи 1986 , стр. 207.
- ^ Спиней 2009 , стр. 211.
- ^ Перейти обратно: а б с Ярмарка 2005 , с. 143.
- ^ Ярмарка 2005 , с. 160.
- ^ Добре 2009 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Удалить 1986 , с. 193.
- ^ Андрееску 1998 , стр. 95.
- ^ Удалить 1986 , стр. 194–195.
- ^ Spinei 1986 , стр. 195, 217.
- ^ Перейти обратно: а б Андрееску 1998 , стр. 96.
- ^ Перейти обратно: а б с д Спинеи 1986 , стр. 217.
- ^ Удалить 1986 , с. 198
- ^ Джорджеску 1991 , стр. 27.
- ^ Ярмарка 2005 , стр. 164–165.
- ^ Перейти обратно: а б с Спинеи 1986 , стр. 218.
- ^ Спинеи 1986 , стр. 220.
- ^ Брезиану и Спану 2007 , стр. 382–383.
- ^ Перейти обратно: а б с Пападакис и Мейендорф 1994 , с. 264.
- ^ Трептов и Попа 1996 , с. 136.
- ^ Сэлэгян 2005 , стр. 202.
- ^ Брезиану и Спану 2007 , стр. 303.
- ^ Болован и др. 1997 , стр. 151–155.
Ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Ад-Дин, Рашид; Бойл, Джон Эндрю (переводчик) (1971). Преемники Чингисхана» . Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-03351-6 .
{{cite book}}
:|first2=
имеет общее имя ( справка ) - ди Плано Карпини, Джованни; Хильдингер, Эрик (переводчик) (1996). История монголов: кого мы называем татарами . Издательство Бранден. ISBN 978-0-8283-2017-7 .
{{cite book}}
:|first2=
имеет общее имя ( справка ) - Кросс, Сэмюэл Хазард (переводчик); Шербовиц-Ветзор, Ольгерд П. (сопереводчик) (1953). Русская начальная летопись: Лаврентьевский текст . Средневековая академия Америки. ISBN. ISBN 978-0-915651-32-0 .
{{cite book}}
:|first1=
имеет общее имя ( справка ) - Джексон, Питер (переводчик) (2009). Миссия монаха Вильгельма Рубрука (Его путешествие ко двору Великого хана Мункэ, 1253–1255) . Издательская компания Хакетт. ISBN 978-0-87220-981-7 .
{{cite book}}
:|first=
имеет общее имя ( справка )
Вторичные источники
[ редактировать ]- Андрееску, Стефан (1998). «Создание румынских княжеств». В Джуреску, Дину К.; Фишер-Галац, Стивен (ред.). Румыния: историческая перспектива . Восточноевропейские монографии. стр. 77–104. OCLC 237138831 .
- Болован, Иоан; Константиниу, Флорин; Майкельсон, Пол Э.; Поп, Иоан Аурел; Попа, Кристиан; Попа, Марсель; Коротко, Джон; Трептов, Курт В.; Игл, Марсела; Уоттс, Ларри Л. (1997). История Румынии . Центр румынских исследований. ISBN 973-98091-0-3 .
- Брэтиану, Георгий И. (1980). традиция основания румынских государств Историческая (на румынском языке). Издательство Эминеску.
- Брезиану, Андрей; Спану, Влад (2007). Исторический словарь Молдовы . Пугало Пресс, Инк. ISBN 978-0-8108-5607-3 .
- Карчиумару, Раду (2012). «Генезис средневекового государства на территории Румынии: Молдавия» . Студия Славика и Балканика Петрополитана . 2 (12): 172–188.
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500-1250 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89452-4 .
- Дэвис, Саша (2011). «Дискурсы Востока и Запада в Трансильвании: переходный Эрдели , немецко-западный Зибенбюрген или латино-западный Ардел ». Максвелл, Александр (ред.). Дискурс Восток-Запад: символическая география и ее последствия . Питер Ланг АГ, Международное академическое издательство. стр. 127–154. ISBN 978-3-0343-0198-5 .
- Делетант, Деннис (1986). «Молдавия между Венгрией и Польшей, 1347–1412». Славянское и восточноевропейское обозрение . 64 (2): 189–211.
- Джувара, Неагу (2014). Краткая иллюстрированная история румын . Гуманитас. ISBN 978-973-50-4334-6 .
- Добре, Клаудия Флорентина (2009). Нищие в Молдавии: Миссия в православной стране . Аурел Верлаг унд Хандель ГмбХ. ISBN 978-3-938759-12-7 .
- Энгель, Пал (2001). Царство святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 гг . Издательство ИБ Таурис. ISBN 1-86064-061-3 .
- Георгеску, Влад (1991). Румыны: История . Издательство Университета штата Огайо. ISBN 0-8142-0511-9 .
- Пападакис, Аристейдес; Мейендорф, Джон (1994). Христианский Восток и возвышение папства: Церковь, 1071–1453 гг . Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88141-058-7 .
- Параска, Павел (2011). «Кто был «Ласлау, венгерским королем» в средневековой традиции при основании Молдавии [Кто был «Ласлау, венгерским королем» в средневековой традиции при основании Молдавии]» (PDF) . Журнал истории и политики (на румынском языке). IV (1). Международный свободный университет Молдовы: 7–21. ISSN 1857-4076 . Проверено 17 февраля 2015 г.
- Рэдван, Лауренциу (2010). На границах Европы: средневековые города в румынских княжествах . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-18010-9 .
- Сэлэгян, Тюдор (2005). «Румынское общество в раннем средневековье (9–14 вв. н.э.)». В поп-музыке Иоан-Аурел; Болован, Иоанн (ред.). История Румынии: Сборник . Румынский институт культуры (Центр трансильванских исследований). стр. 133–207. ISBN 978-973-7784-12-4 .
- Шрамм, Готфрид (1997). Плотина прорывается. Римская дунайская граница и нашествия V-VII вв. Век в свете имен и слов [=Прорыв плотины: римская граница Дуная и вторжения V-VII веков в свете имен и слов] (на немецком языке). Издательство Р. Ольденбурга. ISBN 3-486-56262-2 .
- Седлар, Джин В. (1994). Восточно-Центральная Европа в средние века, 1000–1500 гг . Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-97290-4 .
- Спинеи, Виктор (1986). Молдавия в XI–XIV веках . Издательство Академии Румынской Социалистической Республики.
- Спинеи, Виктор (2009). Румыны и тюркские кочевники севера дельты Дуная с Х до середины тринадцатого века . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-17536-5 .
- Трептов, Курт В.; Попа, Марсель (1996). Исторический словарь Румынии . Scarecrow Press, Inc. ISBN 0-8108-3179-1 .
- Тейку, Дмитрий; Кандеа, Ионел (2008). Румыны в средневековой Европе (между Византийским Востоком и Латинским Западом). Этюды в честь профессора Виктора Спинея . Истроус ISBN 978-973-1871-17-2 .
- Васари, Иштван (2005). Половцы и татары: Восточная армия на доосманских Балканах, 1185–1365 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-83756-1 .
- Векон, Габор (2000). Даки, римляне, румыны . Издательство Матиаса Корвинуса. ISBN 1-882785-13-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Богдан, Джон (1891). Старомолдавские хроники до Уреке ( на румынском языке). Издательство Гёбл.
- Болдур, Александру В. (1992). История Бессарабии [История Бессарабии] (на румынском языке). Издательство В. Фрунзы. ISBN 978-5-85886-027-3 .
- Болован, Иоан; Константиниу, Флорин; Майкельсон, Пол Э.; Поп, Иоан Аурел; Попа, Кристиан; Попа, Марсель; Коротко, Джон; Трептов, Курт В.; Игл, Марсела; Уоттс, Ларри Л. (1997). История Румынии . Центр румынских исследований. ISBN 973-98091-0-3 .
- Кастелян, Жорж (1989). История румын . Восточноевропейские монографии. ISBN 0-88033-154-2 .
- Дюрандин, Кэтрин (1995). Historie des Roumains [История румын] (на французском языке). Библиотека Артема Файарда. ISBN 978-2-213-59425-5 .
- Золотой, ПБ (1984). «Куманица: Кыпчаки в Грузии» Архив Евразии Меди Аеви . IV . Издательство Harrassowitz: 45–87. ISBN 978-3-447-08527-4 .
- Нолл, Пол В. (1972). Возвышение польской монархии: Пястовская Польша в Центрально-Восточной Европе, 1320–1370 гг . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-44826-6 .
- Поп, Иоан Аурел (1999). Румыны и Румыния: Краткая история . Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-88033-440-1 .