Основание Валахии
История Румынии |
---|
Портал Румынии |
Основание Валахии ( румынский : descălecatul tsării Româneşti ), то есть создание первого независимого румынского княжества, было достигнуто в начале 14 века путем объединения более мелких политических единиц, существовавших между Карпатскими горами и Реки Дунай , Сирет и Мильцов . [1] [2] [3]
До объединения Валахии волны кочевых народов , последними из которых были половцы и монголы . по территории прокатывались [4] [5] эта территория стала пограничной зоной между Золотой Ордой (самая западная часть Монгольской империи ) и Венгерским королевством . После 1242 года [6] Румыны в Мунтении , к востоку от реки Олт , должны были платить дань монголам; а к западу от реки, в Олтении , их притесняли баны Северина , назначенные королями Венгрии . [7] В конце 13 века господство Золотой Орды в регионе уменьшилось, и в это время Венгерское королевство также переживало сильный политический кризис. [8] Эти события позволили зарождающимся государствам территории укрепить свою автономию. [8]
Одна румынская традиция гласит, что Валахия была основана, когда некий Раду Негру («Раду Черный») прибыл из региона Фэгэраш в 1290-х годах после того, как пересек Трансильванские Альпы , и «за ним последовало очень много людей». [5] [9] Жан В. Седлар писал, что «более правдоподобным» является сообщение о том, что некоторые румынские лорды в долинах Олт и Аргеш выбрали лидером одного из своих людей, некоего Басараба . [5]
Именно воевода Басараб I (ок. 1310–1352) порвал с Венгерским королевством и отказался принять сюзеренитет короля. [1] Басараб I получил международную поддержку и признание автономии Валахии благодаря своей великой военной победе над королем Венгрии Карлом I (1301–1342) при Посаде 12 ноября 1330 года. [1] [10] Митрополия Валахии, непосредственно подчинявшаяся Константинопольскому Вселенскому Патриархату , была создана во время правления сына Басараба I, Николае Александру (1352–1364). [11] [12] Первые серебряные и бронзовые монеты были отчеканены в Валахии в 1365 году. [13]
Последние века раннего средневековья
[ редактировать ]Среди древнейших свидетельств о странах валахов ( ранних румын) на левом берегу Дуная есть цитата отрывка из армянской книги по географии. [14] Этот отрывок представляет собой вставку , вероятно, из первых веков второго тысячелетия, которая относится к «неизвестной стране под названием Балак », расположенной по соседству со « страной сарматов » и «Загурой» ( Болгарией ). [15] Еще одним упоминанием страны влахов в XI веке, по-видимому, является раздел древнетюркской хроники Огузнаме ( «Сказание Огуз-хана»), сохранившийся в тексте 17 века, в котором повествуются битвы половцев против нескольких народов, в том числе Влахи (Улак) . [16] [17]
Половцы подошли , тюркское племя, к дельте Дуная вскоре после 1064–1065 годов, а с 1068 года вся территория между Аральским морем и нижним Дунаем находилась под их контролем. [18] Но эта огромная территория никогда не была политически объединена сильной центральной властью. [19] Различные группы половцев находились под властью независимых правителей или ханов, которые вмешивались в политическую жизнь прилегающих территорий, таких как княжества Руси и Византийская империя . [19] В нападении на Византийскую империю половцам также помогли влахи, жившие в Балканских горах (ныне в Болгарии), которые показали им горные тропы, где не было выставлено императорской гвардии. [20]
В 1185 году балканские валахи вместе с болгарами восстали против Византийской империи. [21] Они создали с помощью половцев и валахов, живших на левом берегу Дуная, новое государство — Второе Болгарское царство между Балканскими горами и Дунаем (к югу от будущей Валахии). [21] Новое государство в западных источниках называлось «Болгария и Влахия». [22] Например, в 1204 году папа возвел главу Болгарской церкви в сан « примаса » ( предстоятеля ) «всей Болгарии и Влахии ». [23] Влахия как экзоним северной Болгарии исчезла из источников только после середины 13 века. [24]
король В 1211 году венгерский Андрей II (1205–1235) поселил тевтонских рыцарей в районе Брашова , чтобы положить конец частым вторжениям половцев в Трансильванию . [25] [26] Рыцарям была предоставлена вся территория, которую они могли завоевать за Карпатами, в качестве феодального владения от короля Венгрии. [27] Согласно царской грамоте 1222 года, военная мощь рыцарей простиралась через Карпаты до самого Дуная. [28] То, что тевтонские рыцари одержали несколько побед «за снежными горами» (ultra montes nivium) , то есть южнее и восточнее Карпат, подтверждается и папскими грамотами. [28] Однако в 1225 году тевтонские рыцари были изгнаны с территории короля Андрея II, который утверждал, что они проигнорировали его власть. [29]
Монголы вошли в Европу в 1223 году, когда разгромили объединенную русско-куманскую армию у реки Калка (ныне Украина ). [30] Некоторые группы половцев после победы над монголами захотели принять христианство. [31] [32] Еще в 1227 году один из половецких вождей Бориций подчинил себя и свой народ будущему королю Венгрии Беле IV , обратился в христианство и согласился платить ежегодный налог и десятину . [31] [33] Римско -католическая епархия Кумании , расположенная на северо-востоке Валахии и юго-западе Молдавии , была основана в 1228 году. [34] Значительное присутствие валахов в составе недавно созданного епископства задокументировано в переписке между венгерским наследным принцем и папой Григорием IX (1227–1241), поскольку папа жаловался на православных прелатов, действующих среди местных валахов. [35]
Куманская епархия де-юре входила в состав Венгерского королевства, а король Андрей II принял титул «короля Кумании» в 1233 году. [27] [36] Не может быть сомнения, что король также разместил гарнизоны в ключевых точках на южных склонах Карпат в северо-восточной Валахии. [36] [37] Но военные аванпосты в районе епископства впервые упоминаются в связи с монгольским нашествием в 1241 году . Роджером Торре-Маджоре [36]
Параллельно с возникновением Второй Болгарской империи Венгерское королевство также проводило активную экспансионистскую политику на Балканском полуострове . с конца XII века [38] С этой целью Олтению отдали под контроль венгерского губернатора, получившего титул бана . [31] [39] [40] Центром новой провинции (Банате Северин) был форт Северин (ныне Дробета-Турну Северин , Румыния ), на Дунае, в районе Железных ворот . [7] Его первый запрет, Лука, упоминается в 1233 году. [40]
В 1236 году большая монгольская армия была собрана под верховным предводительством хана Батыя и двинулась на запад, совершив одно из величайших вторжений в мировой истории. [41] [42] Наиболее разрушительные нападения монголов на западные территории Дешт-и Кипчака (« степь ») произошли в 1237–1238 гг. половецкая [41] [43] Развитие сражений в источниках не зафиксировано, но последующая миграция половцев в Венгрию, Болгарию и другие соседние территории достаточно красноречива. [44] Хотя некоторые группы половцев пережили монгольское вторжение, половецкая аристократия была убита. [45] Степи Восточной Европы были завоеваны армией хана Батыя и вошли в состав Золотой Орды. [44]
Но монголы не оставили в нижнем Подунавье гарнизонов и воинских отрядов и не взяли его под прямой политический контроль. [46] Хотя теоретически степной коридор между Днепром и нижним Дунаем входил в состав Золотой Орды, он был лишь «регионом гегемонии», а не прямого контроля. [46]
Самый ранний воеводат в средневековых документах
[ редактировать ]После монгольского нашествия значительная часть (если не большая часть) половского населения покинула Валашскую равнину , но влахское (румынское) население осталось там под руководством своих местных вождей, называемых князьями и воеводами . [47] В 1247 году король Бела IV попытался привести в этот регион рыцарей-госпитальеров и пожаловал им ряд территорий в «земле Северина». [48] [49] Миссия рыцарей, однако, оказалась полным провалом (нет даже сведений о том, заняли ли они свои посты), но в царской грамоте о рыцарях от 2 июня 1247 г. перечислены четыре автономные территориально-административные единицы ( кенезате с ) в Олтении и западной Мунтении. [50]
Два из них, кенезаты Йоханнеса были и Фаркаша, переданы рыцарям-госпитальерам. [49] [50] Но кенезаты Литового . и Сенеслава были освобождены от пожалования, и в королевской грамоте прямо оговаривалось, что они должны были быть оставлены «влахам, как они владели им до сих пор» [49] С другой стороны, в королевской грамоте также описывается, что правление воеводы Литового распространилось на северную сторону Трансильванских Альп до региона Хунедоара , но король исключил эту территорию из-под власти Литового в 1247 году; Литового с этого времени кенезат ограничивался олтенской частью долины Жиу . [48] [51] Воевода Сенеслав владел территориями центральной и южной Мунтении на берегах рек Аргеш и Дымбовица . [48] [52]
После провала и исчезновения госпитальеров история региона на десятилетия окутана мраком. [50] Но тенденция к объединению румынских государств, похоже, началась с воеводы Литового. [2] Он (или его сын-тезка) воевал с венграми и погиб в бою где-то между 1270 и 1280 годами. [2] [48] В бою его брат Барбат попал в плен. [2] Барбат был вынужден не только заплатить выкуп, но и признать венгерское правление. [2]
«Спешивание», Раду Негру
[ редактировать ]Румынские хроники, написанные в 17 веке, повествуют, что герцег или герцог Фэгэраша и Алмаша по имени Раду Негру («Раду Черный») или Негру Водэ («Черный воевода») был первым воеводой Валахии. [1] [9] [53] В этих текстах говорится, что Раду Негру вместе с некоторыми колонистами («румынами, католиками и саксами ») прибыл из региона Фэгэраш в Трансильвании. [54] Первым документальным свидетельством существования terra Blacorum («земля влахов») на территории, позже названной Фэгараш, является реестр собственности начала XIII века, в котором упоминается приказ венгерского короля Андрея II о передаче поместий, ранее находившихся в руках влахов, в собственность Влахов. Цистерцианское аббатство в Карце . [55] [56] Раду Негру и его последователи переправились через Карпаты в Мунтению и основали Валахию со столицами в Кампулунге и Куртя-де-Арджеш . [9] [54] Летописи повествуют об этих событиях под 1290 или 1292 годом. [9]
Румынский термин «основание» ( descălecat , буквально «спешивающийся») относится к этому предполагаемому поселению в Валахии. [57] Но точное значение этого слова является спорным, поскольку до прибытия Раду Негру в Валахии жили румыны; таким образом, этот термин, вероятно, относится просто к объединению земель под одним правителем. [57] Более того, этот рассказ о «спешении» Раду Негру может быть просто легендой, впоследствии придуманной для сравнения с обстоятельствами основания , другого румынского княжества, Молдавии согласно самым ранним хроникам. [5] [58]
Происхождение Олтении в некоторых хрониках дано по-разному: согласно этим хроникам, Олтения была колонизирована румынами из Турну-Северина, которые основали две другие столицы, в Стрехайе и Крайове . [59] После прибытия Раду Негру и его дескалеката эти румыны присягнули ему на верность. [59]
Личность Раду Негру окружена легендами; никакие подробности о нем не могут быть подтверждены другими историческими источниками. [1] [60] Некоторые хроники отождествляют его с основателем различных церквей, таких как монастырь Куртя-де-Арджеш, но они ошибочно принимают его за более поздних воевод в Валахии, таких как Раду I (ок. 1377–ок. 1383) и Неагое Басараб (1512–1383). 1521). [53] [61]
Из-за отсутствия каких-либо фактических свидетельств того времени римский историк Николае Йорга усомнился в существовании такого воеводы , считая, что «Негру Водэ» — это просто прозвище, которое могло быть дано Басарабу I, настоящему основателю Валахии. [60] Другую точку зрения представляет Неагу Джувара , который отождествляет Негру Водэ с Токомериусом , отцом Басараба, объясняя свое прозвище его предполагаемым половецким происхождением: для румын у него был темный цвет кожи. [62] В интервью историк Иоанн-Аурел Поп заявил, что Джувара «не является специалистом в области средневековой истории», и его «куманская теория» сомнительна. [63]
закарпатского пограничного знака со столицей в Кымпулунге, вероятно, в последнем десятилетии XIII века. Легендарные традиции также могут быть связаны с установлением венгерской монархией [8] Надгробный камень, принадлежащий одному из лидеров этого формирования, графу Лоуренсу Кампулунгскому (происходит Лаврентий де Лонго Кампо) , датируемый 1300 годом, может служить надежным хронологическим ориентиром. [8] С другой стороны, Лаврентий , возможно, был бывшим лидером саксонской общины в Кымпулунге. [64]
История Валахии со времён спешивания там православных христиан
Но раньше прибыли румыны, отделившиеся от римлян и кочевавшие на север. С их предводителями Траяном и его зятем Сиверией. Переправившись через воды Дуная, они спешились у Турну-Северина, другие в Венгрии, по водам Олта, по водам Муреша и по водам Тисы , дойдя до Марамуреша . Те, кто спешился в Турну-Северине, рассредоточились вдоль подножья гор к водам Олта; другие пошли вниз по всему Дунаю. Заполнив таким образом все места, они достигли окраин Никополя . Тогда собрались бояре , которые были знатными родами. Чтобы иметь своих вождей (то есть великие запреты), в изгнание была назначена семья по имени Басараб. Первое место было решено разместить в Турну-Северине, второе место — дальше, в Стрехае, а третье место — еще дальше, в Крайове; и это произошло так. Прошло много времени, и они управляли этим регионом. . [65]
В 6798 году в Венгрии жил воевода по имени Раду Черный, великий герцог Алмаша и Фэгэраша. Он отправился оттуда вместе со всем своим домом и со многими другими людьми, румынами, папистами, саксами и всякого рода людьми. Они спустились к водам Дымбовицы, начав таким образом путь к основанию новой страны. Сначала они основали город Кампулунг, где была построена большая, красивая и высокая церковь. После этого они поселились в Аргеше, где был основан еще один крупный город. Построив каменные замки, княжеские дома и большую и красивую церковь, там же была основана и княжеская резиденция. Некоторые из людей, спустившихся вместе с ним, пошли дальше по предгорьям до вод Сирета и к Брэиле . Другие пошли вниз, основывая города и деревни, и достигли всех мест до берегов Дуная и по всему Олту.
- Хроники Кантакузино [66]
В 6798 году жил воевода по имени Воевода Раду Черный, резиденция которого находилась в Фэгараше от отцов и предков румын, пришедших из Рима, во времена императора Траяна решил перенести свою резиденцию на другую сторону [ Карпат] – Хроника Раду Попеску (Cronica Balenilor) [67]
Басараб I Основатель
[ редактировать ]Басараб был сыном Токомерия, статус которого не может быть указан. [8] В источниках нет прямых указаний на дату, когда Басараб вступил в должность воеводы . [68] Но Иоанн Кантакузенос в своей «Истории» повествует, что в 1323 году армии Басараба присоединились к борьбе между Болгарией и Византией и поддержали царя Болгарии Михаила Шишмана (1323–1330) против византийцев. [2] [69] В дипломе от 26 июля 1324 года король Венгрии Карл I называет Басараба «нашим воеводой Валахии» (woiuodam nostrum Transalpinum), что указывает на то, что в то время Басараб был вассалом короля Венгрии. [68]
Однако вскоре Басараб отказался признать сюзеренитет короля, поскольку ни растущая мощь Басараба, ни активная внешняя политика, которую он проводил на юге, не могли быть приемлемы в Венгрии. [1] [2] В новой грамоте, датированной 18 июня 1325 года, король Карл I упоминает его как «Басараб Валахии, неверный королевской Священной Короне » (Bazarab Transalpinum regie corone infidelem) . [69]
Надеясь наказать Басараба, король Карл I организовал против него военную кампанию в 1330 году. [1] Король двинулся на Северин и забрал его у Басараба. [70] Воевода марок попросил перемирия, предложив возместить 7000 серебряных на расходы на армию, и показал готовность продолжать платить дань королю и отправить сына в качестве заложника к королевскому двору. [1] [70] Но король отказался и двинулся со своим войском в Валахию, где, казалось, все было опустошено. [11]
Не сумев подчинить Басараба, царь приказал отступить через горы. [11] Но в длинной и узкой долине венгерская армия была атакована румынами, занявшими позиции на высотах. [11] Сражение, получившее название « Битва при Посаде» , длилось четыре дня (9–12 ноября 1330 г.) и стало катастрофой для венгров, поражение которых было сокрушительным. [11] Король смог спастись, только обменяв свой королевский герб с одним из своих вассалов. [70]
Битва при Посаде стала поворотным моментом в венгерско-валахских отношениях: хотя на протяжении XIV века короли Венгрии еще не пытались регулировать воеводство Валахии, но добиться успеха им удавалось лишь временно. раз [70] Таким образом, победа Басараба безвозвратно открыла путь к независимости Валахского княжества. [70]
Последствия битвы при Посаде
[ редактировать ]Международный престиж Валахии значительно возрос после победы Басараба над королем Карлом I. [11] Всего через несколько месяцев после своей великой победы, в феврале 1331 года, Басараб способствовал утверждению своего зятя Ивана Александра (1331–1371) на престоле царей Болгарии в Тырново . [71]
Чтобы отметить свой выход из состава Венгерского королевства, сын Басараба Николае Александру также искал у Византии одобрения на создание православной кафедры на своих территориях. [72] В 1359 году Византия удовлетворила его просьбу о том, чтобы перемещенный митрополит Вичина Гиакинф, которого Николай Александр некоторое время принимал при своем дворе, стал «законным пастырем всей Унгровлахии для благословения и духовного руководства его самого, его детей и все его светлость». [72] В то же время Византия также согласилась на создание после смерти Гиакинфа митрополии для «всей Унгровлахии ». [72]
Новое государство в византийских источниках обозначалось как Унгровлахия ( Οὐγγροβλαχία ), что свидетельствует о том, что оно граничило с Венгерским королевством. [73] Это имя впервые встречается в греческом дипломе, выданном синодом Константинопольского Патриархата в 1370 году. [72] [73] В грамоте правитель Валахии Николае Александру назван «великим воеводой и господином всей Унгровлахии ». [72] [73]
В латинских документах использовался термин Валахия или Wallachia maior («Великая Валахия») для Мунтении (которая впервые появилась в 1373 году) и Валахия минор («Малая Валахия») для Олтении (впервые записано в 1377 году). [73] Новая страна была определена как terra transalpina («земля за горами») или partes transalpinae («части за горами») в документах, выпущенных Королевской канцелярией Венгрии на протяжении всего XIV века. [74] [75] Терминология венгерской канцелярии использовалась и в латинских документах валашских воевод . [75]
Румынские правители выбрали византийскую модель правления, и Валахия с самого начала была абсолютной монархией . [76] Считалось, что абсолютная власть князей была предопределена Богом . [77] В их переписке и записях использовалось выражение « Божьей милостью » XIV века. [77] Валашские государи были полководцами и верховными судьями, они покровительствовали церкви и принимали решения, ставшие законами. [78] Теоретически воеводы считались собственниками всех земель страны, но фактически они были лишены обширных личных земельных владений. [78] [79]
Монархия также была династической: князья должны были избираться боярами из числа членов правящего рода — басарабов . [77] Бояре были представителями привилегированной земельной аристократии. [80] Однако происхождение румынского класса бояр проблематично: возможно, он произошел естественным путем от глав валахских деревень и общин, но также возможно, что князья создали его путем предоставления привилегий определенным привилегированным лицам. [81]
Множественное вассальное положение стало важным аспектом румынской дипломатии после того, как христианские балканские государства ( Болгария , Сербия ) одно за другим перешли к Османской империи в течение второй половины 14 века. [82] Например, Мирча Старший (1386–1418) принял сюзеренитет Польши в 1387 году и Венгрии в 1395 году, а Валахия платила дань Османской империи с 1417 года. [83] [84] Принимая венгерский сюзеренитет, князья Валахии обычно также получали район Фэгараш в Трансильвании от венгерских монархов, например, в 1366 году король Венгрии Людовик I (1342–1382) даровал этот регион принцу Валахии Владиславу I (1364–1377). ), с титулом герцога, а принц Мирча Старший получил его от короля Сигизмунда (1387–1437). [84] [85] [86]
Во время правления Мирчи Старшего Добруджа также вошла в состав Валахии, прежде чем была присоединена к Османской империи. [84]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Поп 1999, с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джорджеску 1991, стр. 17.
- ^ Трептов, Попа 1996, с. 218.
- ^ Поп 1999, с. 30.
- ^ Jump up to: а б с д Банкноты 1994 года, стр. 24.
- ^ Ярмарка 2005, стр. 144, 148.
- ^ Jump up to: а б Ярмарка 2005, с. 148.
- ^ Jump up to: а б с д и Сэлэгян 2006, стр. 193.
- ^ Jump up to: а б с д Радван 2009, стр. 48.
- ^ Энгель 2001, с. 434.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Поп 1999, с. 46.
- ^ Джорджеску 1991, стр. 33.
- ^ Джорджеску 1991, стр. 27.
- ^ Спиней 2009, стр. 50.
- ^ Spinei 2009, стр. 50–51.
- ^ Спиней 2009, стр. 81.
- ^ Короткое 2006, с. 306.
- ^ Spinei 2009, стр. 114, 116–117.
- ^ Jump up to: а б Ярмарка 2005, с. 7.
- ^ Ярмарка 2005, с. 21.
- ^ Jump up to: а б Поп 1999, с. 40.
- ^ Ярмарка 2005, стр. 29–30.
- ^ Димитров 2007, с. 52.
- ^ Ярмарка 2005, с. 31.
- ^ Энгель 2001, стр. 90, 431.
- ^ Спиней 2009, стр. 146.
- ^ Jump up to: а б Энгель 2001, с. 90.
- ^ Jump up to: а б Спинеи 2005, стр. 417.
- ^ Спиней 2005, стр. 418.
- ^ Коробейников 2005, с. 388.
- ^ Jump up to: а б с Энгель 2001, с. 95.
- ^ Спиней 2005, стр. 427.
- ^ Спинеи 2005, стр. 423.
- ^ Spinei 2005, стр. 426., 436.
- ^ Короткое 2006, с. 352.
- ^ Jump up to: а б с Спинеи 2005, стр. 432.
- ^ Ярмарка 2005, с. 138.
- ^ Ярмарка 2005, с. 136.
- ^ Спинеи 2005, стр. 421.
- ^ Jump up to: а б Ярмарка 2005, с. 146.
- ^ Jump up to: а б Коробейников 2005, с. 390.
- ^ Спиней 2009, стр. 166.
- ^ Спиней 2009, стр. 38.
- ^ Jump up to: а б Спинеи 2009, стр. 167.
- ^ Коробейников 2005, с. 406.
- ^ Jump up to: а б Короткий 2006, с. 413.
- ^ Ярмарка 2005, с. 144.
- ^ Jump up to: а б с д Поп 1999, с. 44.
- ^ Jump up to: а б с Короткий 2006, с. 407.
- ^ Jump up to: а б с Ярмарка 2005, с. 147.
- ^ Курта 2006, стр. 407–408.
- ^ Джорджеску 1991, стр. 16.
- ^ Jump up to: а б Брэтиану 1980, стр. 87.
- ^ Jump up to: а б Брэтиану 1980, стр. 93, 102.
- ^ Короткое 2006, с. 354.
- ^ Энгель 2001, с. 119.
- ^ Jump up to: а б Брэтиану 1980, стр. 93.
- ^ Трептов, Попа 1996, с. 135.
- ^ Jump up to: а б Брэтиану 1980, стр. 102–103.
- ^ Jump up to: а б Брэтиану 1980, стр. 90.
- ^ Трептов, Папа 1996, стр. XVIII-XVIII
- ^ Февраль 2007 г.
- ^ Поп, Флорина (29 августа 2015 г.). «Иоан Аурел Поп о «Черном принце» Куртя-де-Арджеш: «Имя не гарантирует чью-либо этническую принадлежность» [Иоан Аурел Поп о «Черном принце» Куртя-де-Арджеш: «Имя не гарантирует чью-либо этническую принадлежность»]» . www.historia.ro (на румынском языке) . Проверено 29 августа 2015 г.
- ^ Радван 2009, стр. 50.
- ^ Гречесу, К.; Симионеску, Д. «(PDF) История румынской страны 1290 1690 Letopisetul Cantacuzinesc» . dokumen.tips (на румынском языке). Издательство «Академия РСР». п. 4 . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ Стоик Лудеску (?). «История Валахии со времени, когда там спешились православные христиане» . Letopiseěul Cantacuzinesc . www.bmb-on-line.ro. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 г. Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ Попеску 1975, стр. 13.
- ^ Jump up to: а б Ярмарка 2005, с. 149.
- ^ Jump up to: а б Ярмарка 2005, с. 150.
- ^ Jump up to: а б с д и Ярмарка 2005, с. 154.
- ^ Сэлэгян 2006, стр. 195.
- ^ Jump up to: а б с д и Анголд 2006, с. 26.
- ^ Jump up to: а б с д Ярмарка 2005, с. 142.
- ^ Радван 2009, стр. 47.
- ^ Jump up to: а б Ярмарка 2005, с. 143.
- ^ Джорджеску 1991, стр. 33–34.
- ^ Jump up to: а б с Георгеску 1991, стр. 34.
- ^ Jump up to: а б Поп 1999, с. 51.
- ^ Примечания 1994, стр. 260.
- ^ Трептов, Попа 1996, с. 46.
- ^ Примечания 1994 г., стр. 59.
- ^ Джорджеску 1991, стр. 47.
- ^ Джорджеску 1991, стр. 48.
- ^ Jump up to: а б с Трептов, Попа 1996, с. 89.
- ^ Трептов, Папа 1996, с. XVII
- ^ Энгель 2001, стр. 165, 232, 442.
Ссылки
[ редактировать ]- Анголд, Майкл (2006). Восточное христианство (Кембриджская история христианства, том 5) . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-81113-2 .
- Брэтиану, Георгий И. (1980). Историческая традиция основания румынских государств (Историческая традиция основания румынских государств). Издательство Эминеску.
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89452-4 .
- Димитров, Иван Желев (2007). Болгарское христианство . В: Парри, Кен (2007); Блэквеллский спутник восточного христианства ; Блэквелл Паблишинг; ISBN 978-0-631-23423-4 .
- Джувара, Неагу (2007). Токомериус – Черная водка. Воевода половецкого происхождения на истоках Валахии (Токомериус - Негру Водэ: воевода половецкого происхождения на истоках Валахии). Гуманитас.
- Энгель, Пал (2001). Царство святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 гг . Издательство ИБ Таурис. ISBN 1-86064-061-3 .
- Георгеску, Влад (1991). Румыны: История . Издательство Университета штата Огайо. ISBN 0-8142-0511-9 .
- Гюзелев, Василий (1981). Латинские источники болгарской истории, IV. В здании Болгарской академии литературы Сердики (Латинские источники по истории Болгарии, IV, Болгарская академия наук, София).
- Коробейников, Дмитрий (2005). Разбитое зеркало: мир кипчаков в тринадцатом веке . В: Курта, Флорин (2005); Восточно-Центральная и Восточная Европа в раннем средневековье ; Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-11498-6 .
- Поп, Иоан Аурел (1999). Румыны и Румыния: Краткая история . Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-88033-440-1 .
- Попеску, Петру Деметре. Басараб I , Военное издание, Бухарест, 1975.
- Примов, Боян (1965). Создание Второго Болгарского государства и участие валахов . В: Болгарско-румынские связи и отношения на протяжении веков . Исследования, т. I (XII-XIX вв.) [=Примов, Боян (1965). Создание Второго Болгарского царства и участие валахов. В: Болгарско-румынские отношения и отношения на протяжении веков, т. 1, с. I (13-19 вв.)]
- Рэдван, Лаурентиу (2009). Соображения относительно процесса урбанизации в Валахии (13–15 вв.) . В: Средневековые и ранние современные исследования для Центральной и Восточной Европы I. (2009), № 1-4 ; Университетское издательство "Александру Иоан Куза".
- Сэлэгян, Тюдор (2006): Румынское общество в раннем средневековье (9–14 века) . В: Поп, Иоан-Аурел; Болован, Иоан (2005); История Румынии: Сборник ; Румынский институт культуры (Центр трансильванских исследований). ISBN 978-973-7784-12-4 .
- Седлар, Джин В. (1994). Восточно-Центральная Европа в средние века, 1000–1500 гг . Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-97290-4 .
- Спинеи, Виктор (2005). Куманское епископство: Бытие и эволюция . В: Курта, Флорин (2005); Восточно-Центральная и Восточная Европа в раннем средневековье ; Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-11498-6 .
- Спинеи, Виктор (2009). Румыны и тюркские кочевники севера дельты Дуная с десятого по середину тринадцатого века . Конинклийке Брилл Н.В. ISBN 978-90-04-17536-5 .
- Трептов, Курт В.; Попа, Марсель (1996). Исторический словарь Румынии . Пугало Пресс, Inc. ISBN 0-8108-3179-1 .
- Васари, Иштван (2005). Половцы и татары: Восточная армия на доосманских Балканах, 1185–1365 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-83756-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кастелян, Жорж (1989). История румын . Восточноевропейские монографии. ISBN 0-88033-154-2
- Дюрандин, Кэтрин (1995). Historie des Roumains (История румын). Библиотека Артема Файарда. ISBN 978-2-213-59425-5 .
- Клеппер, Николае (2005). Румыния: Иллюстрированная история . Гиппокрен Букс, Инк. ISBN 0-7818-0935-5 .
- Коледаров, Петр (1989). Политическая география средневекового Болгарского государства, часть вторая (1186–1396) [=Коледаров, Петр. Политическая география средневекового Болгарского государства. Часть II: 1186–1396. бакалавр
- Петров, Петр (1985). Восстановление Болгарского государства, 1185–1197 [=Петров, Петр. Восстановление Болгарского государства: 1185–1197].
- Трептов, Курт В.; Болован, Иоан (1996). История Румынии . Восточноевропейские монографии. ISBN 0-88033-345-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ламбру, Стелиу (2007). «Половцы в истории Румынии (10.09.2007)»
- Самуэльсон, Джеймс (1882). «От основания княжеств, между серединой тринадцатого и четырнадцатого веков до воцарения Михаила Храброго, 1593 год нашей эры».