Айон (божество)

Айон ( греч . Αἰών ) — эллинистическое божество, связанное со временем, шаром или кругом, охватывающим вселенную, и зодиаком .«Время», которое представляет Айон , вечно , неограниченно, ритуально и циклично: Будущее — это возвращающаяся версия прошлого, позже названная aevum ( см. ведический санскрит Ṛtú ). Этот вид времени контрастирует с эмпирическим , линейным, прогрессивным и историческим временем, которое представлял Хронос и которое делится на прошлое, настоящее и будущее. [2] : 274
Таким образом, Айон — бог циклических эпох, годового цикла и зодиака . Во второй половине классической эпохи он стал ассоциироваться с мистическими религиями, связанными с загробной жизнью , такими как мистерии Кибелы , дионисийские мистерии , орфическая религия и митраистские мистерии . На латыни понятие божества может появиться как Aeternitas , Anna Perenna или Saeculum . [2] : 274 Обычно он находится в компании богини земли или матери, такой как Телл или Кибела , как на пластине Парабьяго . [2] : 274
Иконография и символика
[ редактировать ]Айон обычно идентифицируется как обнаженный или почти обнаженный молодой человек в круге, представляющем зодиак , символ вечного и циклического времени. Примеры включают две римские мозаики из Сентинума (современный Сассоферрато ) и Гиппона Регия в римской Африке , а также плиту Парабьяго . Но поскольку он представляет время как цикл, его также можно представить как старика. В «Дионисии» Нонн связывает Айон с Хорами и говорит, что он:
- меняет бремя старости, как змея, сбрасывающая кольца бесполезной старой чешуи, молодея, омываясь волнами законов [времени]. [3]
Образ извивающейся змеи связан с обручем или колесом через уроборос , кольцо, образованное змеей, держащей кончик хвоста во рту. Латинский комментатор IV века нашей эры Сервий отмечает, что образ змеи, кусающей себя за хвост, символизирует цикличность года. [5]

В своей работе по иероглифам V века Гораполлон проводит дальнейшее различие между змеей, которая прячет свой хвост под остальной частью своего тела, что представляет собой Айон, и уроборосом, который представляет космос , то есть змеей, пожирающей свой хвост. [6]
Идентификации
[ редактировать ]Марсиан Капелла (V век н.э.) отождествил Айона с Кроносом (лат. Сатурнус ), чье имя заставило его теологически отождествить с Хроносом («Время»), точно так же, как греческий правитель подземного мира Плутон ( Плутон ) был отождествлен с Плутосом. ( Плутус , «Богатство»). Марсианус представляет Кроноса-Айона как супруга Реи (лат. Ops ), отождествляемой с Физисом . [4] : 137
В своей весьма спекулятивной реконструкции митраистской космогонии Франц Кюмон позиционировал Айона как Неограниченное Время (иногда представляемого как Саекулум , Кронос или Сатурн) как бога, который возник из изначального Хаоса и который, в свою очередь, породил Небо и Землю. Современные учёные называют это божество фигурой « леонтокефалина » — крылатого обнаженного мужчины с головой льва, туловище которого обвито змеей. Обычно он держит скипетр, ключи и/или молнию. Никто точно не знает, кем он был и что он представлял , но, кроме головы льва, на его изображениях есть значки Айона; в редких случаях его статуя появляется в Митре с человеческой головой, а без головы льва он неотличим от Айона. [7] : 78
- Фигура Времени «играла значительную, хотя и совершенно неясную для нас роль» в митраистских ритуалах и теологии. [7] : 128
Айон отождествляется с Дионисом нет у христианских и неоплатонических писателей, однако упоминаний о Дионисе как об Айоне до христианской эры . [8] Еврипид , однако, называет Эона «сыном Зевса ». [9]
Суда (вероятно, потому, что первоначально Адонис был богом, статус которого позже был понижен отождествляет Айон с Осирисом и Адонисом до статуса «смертного», поскольку считалось, что он умер). В птолемеевской Александрии , на месте оракула сна, эллинистический синкретический бог Серапис был идентифицирован как Айон Плутоний. [11] [12] Эпитет Плутоний отмечает функциональные аспекты, общие с Плутоном, супругом Персефоны и правителем подземного мира в элевсинской традиции . Епифаний сообщает, что в Александрии рождение Айона от Коры Богородицы праздновалось 6 января : [10] : 306–307 «В этот день и в этот час Дева родила Айона». Эта дата, совпадающая с Крещением , завершила празднование Нового года, завершив цикл времени, который олицетворяет Айон. [13]
Александрийский Айон может быть формой Осириса-Диониса, возрождающегося ежегодно; [10] : 309 его изображение было отмечено крестами на руках, коленях и лбу. [10] : 306–307, 311 Квиспель (2008) предположил, что эта фигура возникла в результате интеграции Орфического Фанеса , который, как и Айон, связан с извивающейся змеей, в митраистскую религию в Александрии, и что он «гарантирует вечность города». [14] : 258
В искусстве римской эпохи Айон часто отождествлялся с первозданным богом неба Ураном / Целусом . [ нужна ссылка ]
Римская империя
[ редактировать ]Этот синкретический Айон стал символом и гарантом вечности римского правления , а такие императоры, как Антонин Пий, выпускали монеты с надписью «Аион» . [10] : 314 чьим (женским) римским аналогом была Этернитас . [15] Римские монеты связывают Айон и Этернитас с фениксом как символом возрождения и циклического обновления. [2] : 307–308
Айон был среди добродетелей и божественных олицетворений, которые были частью позднеэллинского дискурса , в котором они фигурируют как «творческие агенты в великих космологических схемах». [16] Значение Айона заключается в его податливости: он представляет собой «текучую концепцию», посредством которой сходятся различные идеи о времени и божественности в эллинистическую эпоху, в контексте синкретических и монотеистических тенденций. [2] : 307–308 и далее
Ссылки
[ редактировать ]- ^ LIMC 9450 (буду 13) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Леви, Доро (1944). «Айон». Гесперия . 13 (4): 274, 306–308 и далее.
- ^ Nonnusсуществительное Дионисийский 41.180 и далее. цитируется Леви (1944) [2] : 306
- ^ Jump up to: а б с Шанзер, Данута (1986). Марсиана Капеллы «De Nuptiis Philologiae et Mercurii» Философский и литературный комментарий к книге 1 . Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Мавр Сервий Хонорат Примечание Энеиде к 5,85
египтян, до изобретения алфавита год символизировался изображением змеи, кусающей собственный хвост, потому что он повторяется сам по себе» по мнению возвращается ),
цитируется Шанзером (1986) [4] : 154 - ^ Гораполло (1940). Иероглифика . Сбордоне. 1.1 и 1.2. цитируется Шанзером (1986) [4] : 154
- ^ Jump up to: а б Иконография Aion кратко изложена в Эскерра, Хайме Альвар (2008). Романизация восточных богов: миф, спасение и этика в культах Кибелы . Брилл. стр. 78 и 128.
- ^ Гатри, WKC (1979). История греческой философии: ранние досократики и пифагорейцы . Издательство Кембриджского университета. п. 478 . ISBN 978-0-521-29420-1 .
- ^ Еврипид . Гераклиды . 899 и далее.
- ^ Jump up to: а б с д и Фоссум, Ярл (1999). «Миф о вечном возрождении: критические заметки о Г.В. Бауэрсоке, эллинизме в поздней античности ». Вигилии Христиане . 53 (3): 306–314.
- ^ Псевдо-Каллисфен . Александр, романтика . I.30–33. цитируется Фоссумом (1999). [10] : 309, примечание 15
- ^ Об оракуле и отрывке, в котором Эон Плутоний , см. упоминается
Малкин, Ирад (1987). Религия и колонизация в Древней Греции . Брилл. п. 107, особенно примечание 87. - ^ Форсайт, Гэри (2012). Время в римской религии: тысяча лет религиозной истории . Рутледж. п. 122.
- ^ «Герман Гессе и гнозис». Гностика, иудаика, католика: Сборник сочинений . Брилл. 2008. с. 258.
- ^ Градель, Иттай (2002). Поклонение императору и римская религия . Издательство Оксфордского университета. стр. 310–311.
- ^ Страхи, младший (1981). «Культ добродетелей и римская имперская идеология». Взлет и падение римского мира . II.17.2, стр. 939.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ле Глей, Марсель, «Айон», в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC) I.1. Артемис Верлаг, Цюрих и Мюнхен, 1981 год. ISBN 3-7608-8751-1 .
- Какоси, Ласло (1964). «Осирис-Аион». Древний Восток 3 . [ нужна полная цитата ]
- Нок, Артур Дарби (январь 1934 г.). «Видение Мандулис-Айона». Гарвардское теологическое обозрение . 27 (1). [ нужна страница ]
- Цунц, Гюнтер (1989). Айон, бог Римской империи (на немецком языке). Гейдельберг, Германия: Университет Карла Винтера. ISBN 3533041700 .
- Цунц, Гюнтер (1992). АИОМН в литературе имперского периода (на немецком языке). Вена, Австрия : Австрийская академия наук , издательство Австрийской академии наук. ISBN 3700119666 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- "записи с названием Aion" . Суда онлайн. Архивировано из оригинала 5 июля 2013 года . Проверено 27 мая 2020 г. - через archive.today.
- «Изображения мозаики Айон в Мюнхенской глиптотеке» . pbase.com.
- Иконографическая база данных Института Варбурга (изображения Айона)