Jump to content

Айон (божество)

Айон изображен в виде молодого человека с прикрепленными к вискам крыльями, стоящего в круге зодиака, рядом с Террой и четырьмя путти (представляющими времена года), римская мозаика, Сентинум , ок. 200–300 гг. н. э. [1]

Айон ( греч . Αἰών ) — эллинистическое божество, связанное со временем, шаром или кругом, охватывающим вселенную, и зодиаком .«Время», которое представляет Айон , вечно , неограниченно, ритуально и циклично: Будущее — это возвращающаяся версия прошлого, позже названная aevum ( см. ведический санскрит Ṛtú ). Этот вид времени контрастирует с эмпирическим , линейным, прогрессивным и историческим временем, которое представлял Хронос и которое делится на прошлое, настоящее и будущее. [2] : 274 

Таким образом, Айон — бог циклических эпох, годового цикла и зодиака . Во второй половине классической эпохи он стал ассоциироваться с мистическими религиями, связанными с загробной жизнью , такими как мистерии Кибелы , дионисийские мистерии , орфическая религия и митраистские мистерии . На латыни понятие божества может появиться как Aeternitas , Anna Perenna или Saeculum . [2] : 274  Обычно он находится в компании богини земли или матери, такой как Телл или Кибела , как на пластине Парабьяго . [2] : 274 

Иконография и символика

[ редактировать ]

Айон обычно идентифицируется как обнаженный или почти обнаженный молодой человек в круге, представляющем зодиак , символ вечного и циклического времени. Примеры включают две римские мозаики из Сентинума (современный Сассоферрато ) и Гиппона Регия в римской Африке , а также плиту Парабьяго . Но поскольку он представляет время как цикл, его также можно представить как старика. В «Дионисии» Нонн связывает Айон с Хорами и говорит, что он:

меняет бремя старости, как змея, сбрасывающая кольца бесполезной старой чешуи, молодея, омываясь волнами законов [времени]. [3]

Образ извивающейся змеи связан с обручем или колесом через уроборос , кольцо, образованное змеей, держащей кончик хвоста во рту. Латинский комментатор IV века нашей эры Сервий отмечает, что образ змеи, кусающей себя за хвост, символизирует цикличность года. [5]

Фрагмент пластины Парабьяго с изображением Айона; Аякс изображен держащим зодиак снизу, а Теллус (не показана) появляется на пластине за пределами этого изображения, сразу за нижним левым краем изображения, лежащей среди своих детей от Айона.

В своей работе по иероглифам V века Гораполлон проводит дальнейшее различие между змеей, которая прячет свой хвост под остальной частью своего тела, что представляет собой Айон, и уроборосом, который представляет космос , то есть змеей, пожирающей свой хвост. [6]

Идентификации

[ редактировать ]

Марсиан Капелла (V век н.э.) отождествил Айона с Кроносом (лат. Сатурнус ), чье имя заставило его теологически отождествить с Хроносом («Время»), точно так же, как греческий правитель подземного мира Плутон ( Плутон ) был отождествлен с Плутосом. ( Плутус , «Богатство»). Марсианус представляет Кроноса-Айона как супруга Реи (лат. Ops ), отождествляемой с Физисом . [4] : 137 

В своей весьма спекулятивной реконструкции митраистской космогонии Франц Кюмон позиционировал Айона как Неограниченное Время (иногда представляемого как Саекулум , Кронос или Сатурн) как бога, который возник из изначального Хаоса и который, в свою очередь, породил Небо и Землю. Современные учёные называют это божество фигурой « леонтокефалина » — крылатого обнаженного мужчины с головой льва, туловище которого обвито змеей. Обычно он держит скипетр, ключи и/или молнию. Никто точно не знает, кем он был и что он представлял , но, кроме головы льва, на его изображениях есть значки Айона; в редких случаях его статуя появляется в Митре с человеческой головой, а без головы льва он неотличим от Айона. [7] : 78 

Фигура Времени «играла значительную, хотя и совершенно неясную для нас роль» в митраистских ритуалах и теологии. [7] : 128 

Айон отождествляется с Дионисом нет у христианских и неоплатонических писателей, однако упоминаний о Дионисе как об Айоне до христианской эры . [8] Еврипид , однако, называет Эона «сыном Зевса ». [9]

Суда (вероятно, потому, что первоначально Адонис был богом, статус которого позже был понижен отождествляет Айон с Осирисом и Адонисом до статуса «смертного», поскольку считалось, что он умер). В птолемеевской Александрии , на месте оракула сна, эллинистический синкретический бог Серапис был идентифицирован как Айон Плутоний. [11] [12] Эпитет Плутоний отмечает функциональные аспекты, общие с Плутоном, супругом Персефоны и правителем подземного мира в элевсинской традиции . Епифаний сообщает, что в Александрии рождение Айона от Коры Богородицы праздновалось 6 января : [10] : 306–307  «В этот день и в этот час Дева родила Айона». Эта дата, совпадающая с Крещением , завершила празднование Нового года, завершив цикл времени, который олицетворяет Айон. [13]

Александрийский Айон может быть формой Осириса-Диониса, возрождающегося ежегодно; [10] : 309  его изображение было отмечено крестами на руках, коленях и лбу. [10] : 306–307, 311  Квиспель (2008) предположил, что эта фигура возникла в результате интеграции Орфического Фанеса , который, как и Айон, связан с извивающейся змеей, в митраистскую религию в Александрии, и что он «гарантирует вечность города». [14] : 258 

В искусстве римской эпохи Айон часто отождествлялся с первозданным богом неба Ураном / Целусом . [ нужна ссылка ]

Римская империя

[ редактировать ]

Этот синкретический Айон стал символом и гарантом вечности римского правления , а такие императоры, как Антонин Пий, выпускали монеты с надписью «Аион» . [10] : 314  чьим (женским) римским аналогом была Этернитас . [15] Римские монеты связывают Айон и Этернитас с фениксом как символом возрождения и циклического обновления. [2] : 307–308 

Айон был среди добродетелей и божественных олицетворений, которые были частью позднеэллинского дискурса , в котором они фигурируют как «творческие агенты в великих космологических схемах». [16] Значение Айона заключается в его податливости: он представляет собой «текучую концепцию», посредством которой сходятся различные идеи о времени и божественности в эллинистическую эпоху, в контексте синкретических и монотеистических тенденций. [2] : 307–308 и далее

  1. ^ LIMC 9450 (буду 13) .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Леви, Доро (1944). «Айон». Гесперия . 13 (4): 274, 306–308 и далее.
  3. ^ Nonnusсуществительное Дионисийский 41.180 и далее. цитируется Леви (1944) [2] : 306 
  4. ^ Jump up to: а б с Шанзер, Данута (1986). Марсиана Капеллы «De Nuptiis Philologiae et Mercurii» Философский и литературный комментарий к книге 1 . Издательство Калифорнийского университета.
  5. ^ Мавр Сервий Хонорат Примечание Энеиде к 5,85 египтян, до изобретения алфавита год символизировался изображением змеи, кусающей собственный хвост, потому что он повторяется сам по себе» по мнению возвращается ), цитируется Шанзером (1986) [4] : 154 
  6. ^ Гораполло (1940). Иероглифика . Сбордоне. 1.1 и 1.2. цитируется Шанзером (1986) [4] : 154 
  7. ^ Jump up to: а б Иконография Aion кратко изложена в Эскерра, Хайме Альвар (2008). Романизация восточных богов: миф, спасение и этика в культах Кибелы . Брилл. стр. 78 и 128.
  8. ^ Гатри, WKC (1979). История греческой философии: ранние досократики и пифагорейцы . Издательство Кембриджского университета. п. 478 . ISBN  978-0-521-29420-1 .
  9. ^ Еврипид . Гераклиды . 899 и далее.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Фоссум, Ярл (1999). «Миф о вечном возрождении: критические заметки о Г.В. Бауэрсоке, эллинизме в поздней античности ». Вигилии Христиане . 53 (3): 306–314.
  11. ^ Псевдо-Каллисфен . Александр, романтика . I.30–33. цитируется Фоссумом (1999). [10] : 309, примечание 15
  12. ^ Об оракуле и отрывке, в котором Эон Плутоний , см. упоминается
    Малкин, Ирад (1987). Религия и колонизация в Древней Греции . Брилл. п. 107, особенно примечание 87.
  13. ^ Форсайт, Гэри (2012). Время в римской религии: тысяча лет религиозной истории . Рутледж. п. 122.
  14. ^ «Герман Гессе и гнозис». Гностика, иудаика, католика: Сборник сочинений . Брилл. 2008. с. 258.
  15. ^ Градель, Иттай (2002). Поклонение императору и римская религия . Издательство Оксфордского университета. стр. 310–311.
  16. ^ Страхи, младший (1981). «Культ добродетелей и римская имперская идеология». Взлет и падение римского мира . II.17.2, стр. 939.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bb93849e8c4174df31f6214e4bdea7c8__1717701960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/c8/bb93849e8c4174df31f6214e4bdea7c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aion (deity) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)