Архаическая Греция
История Греции |
---|
![]() |
![]() |
Архаическая Греция — период в греческой истории, продолжавшийся с ок. 800 г. до н.э. до второго персидского вторжения в Грецию в 480 г. до н.э., [1] после греческого средневековья , на смену которому пришел классический период . В архаический период греки расселились по Средиземному и Черному морям : к концу периода они были частью торговой сети , охватывающей все Средиземноморье.
Архаический период начался с массового увеличения греческого населения. [2] и о значительных изменениях, которые сделали греческий мир конца VIII века совершенно неузнаваемым с самого начала. [3] По мнению Энтони Снодграсса , архаический период был ограничен двумя революциями в греческом мире. Оно началось с «структурной революции», которая «нарисовала политическую карту греческого мира» и установила полисы , характерные греческие города-государства, а закончилось интеллектуальной революцией классического периода. [4]
В архаический период произошли изменения в греческой политике, экономике, международных отношениях, войне и культуре. Он заложил основу классического периода как в политическом, так и в культурном отношении. Именно в архаический период возник греческий алфавит , была составлена самая ранняя из сохранившихся греческих литератур, в Греции зародилась монументальная скульптура и краснофигурная керамика, а гоплиты стали ядром греческих армий.
In Athens, the earliest institutions of democracy were implemented under Solon, and the reforms of Cleisthenes at the end of the archaic period brought in Athenian democracy as it was during the Classical period. In Sparta, many of the institutions credited to the reforms of Lycurgus were introduced during the archaic period, the region of Messenia was brought under Spartan control, helotage was introduced and the Peloponnesian League was founded and made Sparta a dominant power in Greece.
Historiography
[edit]
The word archaic derives from the Greek word archaios, meaning 'old', and refers to the period in ancient Greek history before the classical period. The archaic period is generally considered to have lasted from the beginning of the 8th century BC until the beginning of the 5th century BC,[5] with the foundation of the Olympic Games in 776 BC and the Second Persian invasion of Greece in 480 BC forming notional starting and ending dates.[6] The archaic period was long considered to have been less important and historically interesting than the classical period and was studied primarily as a precursor to it.[7] More recently, archaic Greece has come to be studied for its own achievements.[4] With this reassessment of the significance of the archaic period, some scholars have objected to the term archaic because of its connotations in English of being primitive and outdated. No term which has been suggested to replace it has gained widespread currency, however, and the term is still in use.[5]
Much evidence about the Classical period of ancient Greece comes from written histories, such as Thucydides's History of the Peloponnesian War. By contrast, no such evidence survives from the archaic period. Surviving contemporary written accounts of life in the period are in the form of poetry. Other written sources from the archaic period include epigraphical evidence, including parts of law codes, inscriptions on votive offerings and epigrams inscribed on tombs. However, none of that evidence is in the quantity for which it survives from the classical period.[8] What is lacking in written evidence is made up for in the rich archaeological evidence from the archaic Greek world. Indeed, although much knowledge of Classical Greek art comes from later Roman copies, all surviving archaic Greek art is original.[9]
Other sources for the archaic period are the traditions recorded by later Greek writers such as Herodotus.[8] However, those traditions are not part of any form of history that would be recognised today. Those transmitted by Herodotus were recorded whether or not he believed them to be accurate.[10] Indeed, Herodotus did not even record any dates before 480 BC.[11]
Political developments
[edit]Politically, the archaic period saw the development of the polis (or city-state) as the predominant unit of political organisation. Many cities throughout Greece came under the rule of autocratic leaders, called "tyrants". It also saw the development of law and systems of communal decision-making, with the earliest evidence for law codes and constitutional structures dating to the period. By the end of the archaic period, both the Athenian and Spartan constitutions seem to have developed into their classical forms.
Development of the polis
[edit]
The archaic period saw significant urbanisation and the development of the concept of the polis as it was used in Classical Greece. By Solon's time, if not before, the word polis had acquired its classical meaning,[12] and though the emergence of the polis as a political community was still in progress at this point,[13] the polis as an urban centre was a product of the eighth century.[14] However, the polis did not become the dominant form of socio-political organisation throughout Greece in the archaic period, and in the north and west of the country it did not become dominant until some way into the Classical period.[15]
The urbanisation process in archaic Greece known as "synoecism" – the amalgamation of several small settlements into a single urban centre – took place in much of Greece in the eighth century BC. Both Athens and Argos, for instance, began to coalesce into single settlements around the end of that century.[14] In some settlements, this physical unification was marked by the construction of defensive city walls, as was the case in Smyrna by the middle of the eighth century BC, and Corinth by the middle of the seventh century BC.[14]
It seems that the evolution of the polis as a socio-political structure, rather than a simply geographical one, can be attributed to this urbanisation, as well as a significant population increase in the eighth century. These two factors created a need for a new form of political organisation, as the political systems in place at the beginning of the archaic period quickly became unworkable.[14]
Athens
[edit]Though in the early part of the Classical period the city of Athens was both culturally and politically dominant,[9] it was not until the late sixth century BC that it became a leading power in Greece.[16]
The attempted coup by Cylon of Athens (who became tyrant of Athens) may be the earliest event in Athenian history which is clearly attested by ancient sources, dating to around 636 BCE.[17] At this time, it seems that Athens' monarchy had already ended and the archonship had replaced it as the most important executive office in the state,[18] though the archonship could only be held by members of the Eupatridae, the families which made up Athens' aristocracy.[19]
The earliest laws of Athens were established by Draco, in 621/0;[20] his law on homicide was the only one to have survived to the Classical period. Draco's law code aimed to replace private revenge as the first and only response of an individual to an offence committed against them.[20] The law code of Draco, however, failed to prevent the tensions between the rich and poor which were the impetus to Solon's reforms.[21]
In 594/3 BC, Solon was appointed "archon and mediator".[22] Exactly what his reforms consisted of is uncertain. He claimed to have taken up the horoi to set the land free, but the exact meaning of horoi is unknown;[22] their removal seems to have been part of the problem of hektemoroi – another word whose meaning is obscure.[23] Solon was also credited with abolishing slavery for debtors,[24] and establishing limits on who could be granted Athenian citizenship.[25]
Solon instituted radical constitutional reform, replacing noble birth as a qualification for office with income.[25] The poorest – called thetes – could hold no offices, although they could attend the Assembly and the law courts, while the richest class – the pentacosiomedimni – were the only people eligible to become treasurer, and possibly archon.[26] He set up the Council of the Four Hundred,[27] responsible for discussing motions which were to come before the Assembly.[28] Finally, Solon substantially reduced the powers of the archon by giving citizens the right of appeal; their case was judged by the Assembly.[29]
A second wave of constitutional reform in Athens was instituted by Cleisthenes towards the end of the sixth century. Cleisthenes apparently redivided the Athenian population, which had previously been grouped into four tribes, into ten new tribes.[30] A new Council of 500 was instituted, with members from each deme represented. Demes were also given the power to determine their own members (which, in turn, provided them with influence over the membership of the citizen body more generally) and to somewhat determine their own judicial arrangements.[31] These reforms gave the citizen body a sense of responsibility for what happened in the community for the first time.[32] Between the reforms of Solon and Cleisthenes, the Athenian constitution had become identifiably democratic.[33]
Sparta
[edit]Sparta's constitution took on the form it would have in the Classical period during the eighth century BC.[34] By the classical period, Spartan tradition attributed this constitution to Lycurgus of Sparta,[35] who according to Thucydides lived a little over four centuries before the end of the Peloponnesian War, around the end of the ninth century.[36] The First Messenian War, probably taking place from approximately 740 to 720 BC,[37] saw the strengthening of the powers of the Gerousia against the assembly,[38] and the enslavement of the Messenian population as Helots.[39] Around the same time, the ephors gained the power to restrict the actions of the kings of Sparta.[34] Thus by the late seventh century, Sparta's constitution had recognisably taken on its classical form.[40]
From around 560 BC, Sparta began to build a series of alliances with other Greek states, which became the Peloponnesian League: by 550, cities such as Elis, Corinth, and Megara were part of the alliance.[41] This series of alliances had the dual purpose of preventing the cities of the League from supporting the Helot population of Messenia, and of helping Sparta in its conflict with Argos, which in the archaic period was along with Sparta one of the major powers in the Peloponnese.[42]
Colonization
[edit]
In the eighth and seventh centuries BC, Greeks began to spread across the Mediterranean, the Sea of Marmara and the Black Sea.[43] This was not simply for trade, but also to found settlements. These Greek colonies were not, as Roman colonies were, dependent on their mother-city, but were independent city-states in their own right.[43]
Greeks settled outside of Greece in two distinct ways. The first was in permanent settlements founded by Greeks, which formed as independent poleis. The second form was in what historians refer to as emporia; trading posts which were occupied by both Greeks and non-Greeks and which were primarily concerned with the manufacture and sale of goods. Examples of this latter type of settlement are found at Al Mina in the east and Pithekoussai in the west.[44]
Первые греческие колонии находились на Сицилии . Многие из них были основаны выходцами из Халкиды , но другие греческие государства, такие как Коринф и Мегара, также были ответственны за первые колонии в этом районе. [45] К концу восьмого века до нашей эры греческие поселения на юге Италии также прочно обосновались. [46] В седьмом веке греческие колонисты расширили территории, на которых они заселили. На западе колонии были основаны даже в Марселе . На востоке, северной части Эгейского, Мраморного и Черного морей были основаны колонии. [47] Господствующим колонизатором в этих краях был Милет . [48] В то же время первые колонии, такие как Сиракузы и Мегара Гиблея, начали сами создавать колонии. [47]
На западе Сицилия и южная Италия были одними из крупнейших получателей греческих колонизаторов. На юге Италии было основано так много греческих поселений, что в древности она была известна как Magna Graecia – «Великая Греция». В последней четверти восьмого века новые греческие поселения основывались на Сицилии и на юге Италии в среднем по одному раз в два года, а греческие колонисты продолжали основывать города в Италии до середины пятого века до нашей эры. [49]
Тирания
[ редактировать ]Архаическую Грецию середины седьмого века до нашей эры иногда называют «эпохой тиранов». Слово τύραννος ( tyrannos , откуда английское «тиран») впервые появилось в греческой литературе в стихотворении Архилоха , для описания лидийского правителя Гигеса . [50] Самым ранним греческим тираном был Кипсел , который захватил власть в Коринфе в результате переворота в 655 году до нашей эры. [51] В середине седьмого века до нашей эры за ним последовал ряд других, таких как Ортагор в Сикионе и Феаген в Мегаре. [52]
Были даны различные объяснения возникновения тирании в седьмом веке до нашей эры. Самое популярное из этих объяснений восходит к Аристотелю , который утверждал, что тираны были созданы народом в ответ на то, что дворянство стало менее терпимым. [53] Поскольку нет никаких свидетельств того, что дворянство становилось все более высокомерным в этот период, современные объяснения тирании седьмого века пытались найти другие причины волнений среди людей. [54] Например, Роберт Дрюс утверждает, что тирании устанавливались людьми, которые контролировали частные армии, и что ранние тираны вообще не нуждались в поддержке народа. [55] в то время как Н.Г.Л. Хаммонд предполагает, что тирании были установлены в результате борьбы между конкурирующими олигархами, а не между олигархами и народом. [56]
Недавно историки начали подвергать сомнению существование «эпохи тиранов» седьмого века. В архаический период греческое слово tyrannos , по мнению Виктора Паркера, не имело того негативного значения, которое оно приобрело к моменту написания Аристотелем своей Конституции Афин . Когда Архилох использовал слово «тиран», оно было синонимом анакса (архаичного греческого слова, означающего «царь»). [57] Паркер датирует первое использование слова «тираннос» в негативном контексте первой половиной шестого века, по крайней мере через пятьдесят лет после того, как Кипсел пришел к власти в Коринфе. [58] Лишь во времена Фукидида стали последовательно различать тиранов и базилевсов («царей»). [59] Точно так же Грег Андерсон утверждал, что архаичные греческие тираны не считались незаконными правителями. [60] и его нельзя отличить от каких-либо других правителей того же периода. [61]
Демография
[ редактировать ]Греческое население удвоилось в течение восьмого века, в результате чего поселений стало больше и больше, чем раньше. В крупнейших поселениях, таких как Афины и Кносс, в 1000 г. до н. э. население могло составлять 1500 человек; к 700 году они могли вместить до 5000 человек. Это было частью более широкого явления роста населения в Средиземноморском регионе в то время, которое, возможно, было вызвано климатическим сдвигом, произошедшим между 850 и 750 годами, который сделал регион более прохладным и влажным. Это привело к увеличению населения на невозделываемые территории Греции и, вероятно, также послужило движущей силой зарубежной колонизации. [62]
Древние источники дают нам мало информации об уровне смертности в архаической Греции, но вполне вероятно, что до 18-летнего возраста дожило немногим более половины населения: перинатальная и детская смертность , вероятно, была очень высокой. [63] Следовательно, население архаической Греции было очень молодым – где-то от двух пятых до двух третей населения могло быть моложе 18 лет. Напротив, вероятно, менее одного из четырех человек были старше 40 лет и только один из 20 старше возраст 60 лет. [64]
Данные по человеческим останкам показывают, что средний возраст смерти увеличился в архаический период, но в отношении других показателей здоровья нет четкой тенденции. [65] Размер домов в некоторой степени свидетельствует о процветании общества; в восьмом и седьмом веках средний размер дома оставался постоянным и составлял около 45–50 м. 2 , но количество очень больших и очень маленьких домов увеличилось, что указывает на усиление экономического неравенства. С конца седьмого века эта тенденция изменилась: дома плотно группировались вокруг растущего среднего размера, а к концу архаического периода средний размер дома увеличился примерно до 125 м2. 2 . [66]
Экономика
[ редактировать ]Сельское хозяйство
[ редактировать ]
В архаический период не вся пахотная земля в Греции была возделываема. Фермы, судя по всему, представляли собой небольшие, сплоченные единицы, сосредоточенные вблизи поселений. Они были очень диверсифицированы и одновременно выращивали самые разные культуры, чтобы последовательно использовать человеческие ресурсы в течение года и гарантировать, что неурожай любого урожая не станет слишком большой катастрофой. [67] севооборот Практиковался , поля оставляли под паром раз в два года. [68] Хотя предпочтение отдавалось пшенице, в некоторых частях Греции основным зерном был ячмень; там, где выращивали пшеницу, это была твердая , а не хлебная пшеница. [69] Наряду с этим фермеры выращивали бобовые, виноград, оливки, фрукты и овощи. Оливки и виноград, которые можно было перерабатывать соответственно в масло и вино, служили товарными культурами ; Фермеры, обрабатывавшие землю вблизи населенных пунктов, также могли продавать на рынке мягкие фрукты и листовые овощи. [70]
Животноводство имело второстепенное значение. Овец и коз, в частности, держали ради мяса, молока, шерсти и удобрений, но их было трудно содержать, а большие стада были признаком исключительного богатства. [71] Упряжка быков могла значительно увеличить производительность сельского хозяйства, но ее содержание было дорогостоящим. [72] Как и в Средние века, самые богатые члены греческого общества могли владеть большими стадами крупного рогатого скота. [73]
Эта модель, вероятно, сложилась до начала периода и оставалась относительно постоянной на протяжении всего периода. Идея о том, что этому предшествовал период скотоводства и что сельское хозяйство стало доминирующим только в течение архаического периода, не подтверждается археологическими или литературными данными. [74] Никаких технологических инноваций в сельском хозяйстве, похоже, не произошло, за исключением, возможно, более широкого использования железных орудий и более интенсивного использования навоза . [75]
Основным источником по практике земледелия того периода являются Гесиода » «Труды и дни , которые создают впечатление очень маленьких натуральных хозяйств, в которых владелец выполнял большую часть труда лично; внимательное прочтение показывает, что большая часть продукции должна быть продана с целью получения прибыли, большая часть работы будет выполняться рабами ( дулои или дмоэс ), а большая часть времени владельца будет проводиться вдали от фермы. [76] Труд рабов дополнялся чернорабочими, которые работали за зарплату в качестве издольщиков (так называемых гектемороев в Афинах) или для погашения долгов; эта практика, по-видимому, усилилась в восьмом веке, когда рост населения увеличил количество доступных рабочих, и усилилась в седьмом веке с появлением юридически закрепленных долгов, а статус рабочих все больше становился источником социальных разногласий. [77] [62]
Торговля
[ редактировать ]
К концу восьмого века до нашей эры архаичный греческий мир был вовлечен в активную торговую сеть вокруг Эгейского моря. [78] Именно эта торговая сеть явилась источником ориентализующего влияния на греческое искусство начала архаического периода. Тем временем на западе торговля между Коринфом и Великой Грецией в Южной Италии и Сицилии процветала. [79]
Восточная торговля в основном охватывала греческие острова, например, Эгина выступала в качестве посредника между востоком и материковой Грецией. [80] Государства Восточной Греции в шестом веке стали чрезвычайно процветающими благодаря торговле с Азией и Египтом. [81] Из городов материка прибрежные города были крупнейшими получателями торговли с востока, особенно с Коринфа. [80]
В начале архаического периода Афины, похоже, не особенно активно участвовали в этой восточной торговле, и в Афинах было найдено очень мало примеров восточного импорта восьмого или начала седьмого веков. [82] Напротив, соседняя Эвбея имела торговые связи с Востоком еще в первой половине восьмого века. [83] а самая ранняя керамика с греческих островов, найденная в Аль-Мине в современной Сирии, происходит с Эвбеи. [84]
К шестому веку Греция была частью торговой сети, охватывающей все Средиземноморье. керамика шестого века Лаконская была найдена даже в Марселе и Карфагене на западе, на Крите на юге и в Сардисах на востоке. [85]
Чеканка монет
[ редактировать ]В начале архаического периода чеканка монет еще не была изобретена. Греки измеряли стоимость предметов или штрафов, используя в качестве расчетных единиц определенные ценные предметы, такие как быки, треножники и металлические вертелы . Как и на Ближнем Востоке, слитки использовались в качестве средства обмена драгоценных металлов , основном золото сначала в в основном серебро , но к началу шестого века . Вес этого слитка (часто известного как хаксилбер ) измерялся с использованием стандартных единиц, названных в честь их стоимости в виде металлических вертелов ( обелои ) и горстей ( драхмаи ) металлических вертелов; эти термины позже будут использоваться в качестве названий номиналов греческих монет. [86]
Чеканка монет была изобретена в Лидии около 650 г. до н.э. Она была быстро принята греческими общинами в западной части Малой Азии, хотя старая система слитков также продолжала использоваться. [87] Остров Эгина начал чеканить свои характерные «черепаховые» монеты еще до 550 г. до н. э., а оттуда чеканка распространилась в Афины, Коринф и на Кикладские острова в 540-х гг. до н. э. [88] Южная Италия и Сицилия до 525 г. до н. э., [89] и Фракия до 514 г. до н.э. [90] Большинство этих монет были очень маленькими и в основном использовались только внутри сообщества, которое их выпустило, но «черепахи» Эгины (с 530 или 520 г. до н. э.) и «совы» Афин (с 515 г. до н. э.) были выпущены в большом количестве. и экспортировался по всему греческому миру. [91]
Изображения на монетах первоначально быстро менялись, но все чаще каждое сообщество останавливалось на одном изображении или наборе изображений. [92] Некоторые из них были символом или изображением важного божества в городе или визуальными каламбурами в названии города. [93] но во многих случаях их значение неясно и может быть выбрано не по какой-либо особой причине. [94]
Причины быстрого и широкого распространения чеканки монет греками не совсем ясны, и было предложено несколько возможностей, которые не являются взаимоисключающими. Одной из возможностей является возросшая легкость торговли, которую обеспечила чеканка монет. Монеты имели стандартизированный вес, а это означало, что их ценность можно было определить, не взвешивая их. Более того, пользователям чеканки не было необходимости тратить время на определение того, является ли серебро чистым серебром; тот факт, что монета была выпущена сообществом, был обещанием того, что она будет стоить установленной стоимости. [95] Другая возможность заключается в том, что чеканка монет была принята специально для того, чтобы дать возможность общинам осуществлять выплаты своим гражданам, наемникам и ремесленникам прозрачным, справедливым и эффективным способом. Точно так же, когда от богатых членов сообщества требовалось внести свой вклад в развитие общества на фестивали и оборудование военно-морского флота, чеканка монет делала этот процесс более эффективным и прозрачным. [96] Третья возможность, что чеканка монет была принята как выражение независимости и идентичности сообщества, кажется анахронизмом. [97]
Культура
[ редактировать ]Искусство
[ редактировать ]В изобразительном искусстве архаический период характеризуется сдвигом в сторону изобразительного и натуралистического стилей. Это был период, когда в Греции появилась монументальная скульптура, и когда стили греческой керамики претерпели большие изменения : от повторяющихся узоров позднего геометрического периода до самых ранних краснофигурных ваз . В начале архаического периода наблюдались отчетливые ориентализирующие влияния, [98] как в гончарстве, так и в скульптуре.
Скульптура
[ редактировать ]В начале архаического периода греческая скульптура в основном состояла из небольших бронзовых изделий, особенно с изображением лошадей. [99] Также производились бронзовые человеческие фигурки, причем фигурки лошадей и людей в основном встречаются в религиозных святилищах. [100] К концу восьмого века фигурки лошадей стали гораздо реже встречаться и «почти полностью» исчезли к 700 году до нашей эры. [101] В седьмом веке греческая скульптура испытала сильное восточное влияние, и мифические существа, такие как грифоны и сирены, стали гораздо более популярными. [102] Также в седьмом веке до нашей эры греческая скульптура начала непосредственно изображать богов. [103] практика, которая исчезла после окончания микенского периода. [99]
Скульптура человека в натуральную величину из твердого камня возникла в Греции в архаический период. [104] Частично это было вдохновлено древнеегипетской каменной скульптурой : [105] пропорции нью -йоркских куросов в точности соответствуют египетским правилам относительно пропорций человеческих фигур. [106] В Греции эти скульптуры лучше всего сохранились как религиозные посвящения и надгробия, но те же методы использовались и для создания культовых изображений. [104]
Самыми известными типами архаической скульптуры являются курос и коре , расположенные рядом с фронтальными статуями молодого мужчины или женщины в натуральную величину. [107] которые были разработаны примерно в середине седьмого века до нашей эры на Кикладах . [108] Вероятно, самой ранней созданной корой было « Посвящение Никандры» , посвященное Артемиде в ее храме на Делосе между 660 и 650 годами до нашей эры. [109] а курои начали создавать вскоре после этого. [110] Курои и кораи использовались для обозначения как людей, так и божеств. [111] Известно, что некоторые курои, такие как Колосс Наксийцев примерно 600 г. до н.э., представляют Аполлона . [108] в то время как Фрасиклея Кора должна была изображать молодую женщину, могилу которой она изначально отмечала. [112]
В течение шестого века курои из Аттики стали более реалистичными и натуралистичными. Однако эта тенденция не проявляется нигде в греческом мире. [113] Этот жанр стал становиться менее распространенным во второй половине шестого века, поскольку влияние элиты, заказывающей курои, упало, и примерно к 480 куроям больше не производились. [114]
Керамика
[ редактировать ]В этот период произошел сдвиг в украшении греческой керамики от абстрактного стиля к фигуративному. [115] Во времена средневековья Греции , после падения микенской цивилизации , украшения греческой керамики основывались на все более сложных геометрических узорах. [116] Человеческие фигурки впервые появились на греческих горшках на Крите в начале девятого века до нашей эры, но не стали обычным явлением на керамике материковой Греции до середины восьмого века до нашей эры. [117]
Восьмой век стал свидетелем развития восточного стиля , который сигнализировал об отходе от более раннего геометрического стиля и накоплении влияний, полученных из Финикии и Сирии . Это ориентализирующее влияние, по-видимому, исходило от товаров, импортированных в Грецию с Ближнего Востока. [118]
В начале седьмого века до нашей эры художники-вазописцы в Коринфе начали развивать чернофигурный стиль . В это же время гончары стали использовать насечки в глине ваз для прорисовки контуров и деталей интерьера. [119] Этот вариант надреза, вероятно, взятый из восточных металлических изделий, позволял гончарам показывать мелкие детали своих украшений. [120]
Когда архаический период подошел к концу, в Афинах была изобретена краснофигурная керамика, первые образцы которой были изготовлены около 525 г. до н.э., вероятно, художником Андокидом . [121] Изобретение краснофигурной техники в Афинах произошло примерно в то же время, что и развитие других техник, таких как техника белого фона и техника Сикса . [122]
Литература
[ редактировать ]
Самая ранняя дошедшая до нас греческая литература относится к архаическому периоду. Поэзия была преобладающей формой литературы того периода. [123] Наряду с господствующими лирико - эпическими традициями в архаический период начала развиваться трагедия , заимствующая элементы из существовавших ранее жанров архаической греческой поэзии. [124] К шестому веку до нашей эры появилась первая письменная проза в греческой литературе. [123]
Письмо
[ редактировать ]После окончания микенского периода искусство письма было утрачено в Греции: к девятому веку, вероятно, ни один грек не понимал систему письма линейного письма B бронзового века . [125] С девятого века до нашей эры в греческий мир стали привозиться предметы, исписанные финикийским письмом, и именно из этого финикийского письма греческий алфавит в восьмом веке до нашей эры развился . К середине восьмого века до нашей эры в археологических записях начинают встречаться керамические изделия с греческими надписями. [126]
Самые ранние известные надписи на греческом языке имеют тенденцию идентифицировать или объяснять объект, на котором они начертаны. [127] Возможно, самая ранняя известная греческая надпись находится на кувшине первой половины восьмого века до нашей эры, обнаруженном в Остерии дель Оса в Лациуме . [128] Большинство ранних надписей были написаны в стихах, хотя некоторые из Ионии были в прозе, под влиянием прозаических традиций восточных соседей Ионии. [127] С начала седьмого века на предметах стали писать проклятия и посвящения. [128] а к шестому веку сохранившиеся надписи включают публичные записи, такие как своды законов, списки должностных лиц и записи договоров. [127]
Поэзия
[ редактировать ]
Греческая литература архаического периода была преимущественно поэзией, хотя самая ранняя проза датируется шестым веком до нашей эры. [123] Архаическая поэзия в первую очередь предназначалась для исполнения, а не для чтения, и ее можно условно разделить на три категории: лирическую , рапсодическую и цитародическую . [129] Исполнение стихов могло быть частным (чаще всего на симпозиуме ) или публичным. [130]
Хотя в Греции, безусловно, уже существовала литературная традиция, самые ранние из сохранившихся произведений принадлежат Гомеру . [131] Поэзия Гомера, хотя она датируется примерно тем же временем, когда греки развили письменность, должна была быть написана устно – самая ранняя из сохранившихся поэзий, которая наверняка была написана в письменной форме, – это поэзия Архилоха , написанная в середине седьмого века до нашей эры. [132] В отличие от классического периода, когда литературная культура Афин доминировала в греческом мире, архаическая поэтическая традиция была географически распространена. Сафо и Алкей , например, были с Лесбоса , Пиндар — из Фив , а Алкман — из Спарты . [133]
Начало греческой трагедии также уходит корнями в архаический период, хотя точная история ее неясна. [134] Соревнования в трагедии при Великой Дионисии начались в 530-х годах до нашей эры. [134] Аристотель считал, что ранняя трагедия развилась из дифирамба , хорового гимна Дионису ; приписывалось развитие от дифирамба к трагедии По древней традиции Феспиду . [135]
Религия
[ редактировать ]
Данные табличек с линейным письмом B показывают, что боги, которым поклонялись в архаической и классической Греции, имели те же имена, что и те, которым поклонялись их микенские предшественники. [137] Однако в архаический период религиозная практика существенно изменилась.
Самым значительным изменением восьмого века стало появление постоянных храмов как обычного элемента святилищ, где в темные века, вероятно, не было зданий, специально используемых для культовых целей. [138] В седьмом веке это развитие храмов продолжилось с появлением первых монументальных каменных храмовых построек, начиная с храма Аполлона в Коринфе . [136] Эти храмы, вероятно, были построены для размещения культовых статуй бога. За исключением Крита , где, возможно, существовала непрерывная традиция культовых статуй микенского периода, эти культовые изображения были новым развитием греческой религии – нет никаких свидетельств того, что греческий культ Темных веков на материке использовал культовые изображения. [139]
Одновременно с появлением храмов увеличилось количество посвящений культовых мест. [138] В VII веке число сохранившихся посвящений снова уменьшается, но происходит и заметное изменение характера посвящений: от распространённых в VIII веке фигурок животных к фигуркам человека. [140] В восьмом веке некоторые святилища – например, в Олимпии – начали привлекать пожертвований из-за пределов этой территории. [138]
Олимпия
[ редактировать ]Святилище Зевса в Олимпии было культовым местом в темные века, а посвящения там датируются десятым веком до нашей эры. [141] но в восьмом веке произошло резкое увеличение количества посвящений: известно 160 фигурок животных из 9 века по сравнению с 1461 фигуркой из 8 века. [142] Бронзовые треножники и украшения также были обнаружены в качестве посвящений в архаичной Олимпии. Хотя большинство посвящений VIII века были изготовлены на Пелопоннесе , посвящения также пришли из Аттики и даже из Италии и восточного Средиземноморья. [142]
Этот огромный взрыв культовой активности в Олимпии, по-видимому, совпал с провозглашением Олимпийских игр в качестве главного события. [143] Согласно греческой традиции, первые игры в Олимпии были учреждены Гераклом , но они вышли из практики, пока не были возрождены в 776 году до нашей эры. [144]
Дельфи
[ редактировать ]Дельфы , расположенные на склонах горы Парнас , были постоянно заселены с бронзового века, но первые свидетельства существования там святилища датируются восьмым веком до нашей эры, когда по обету . в археологических записях начинают появляться посвященные бронзовые треножники и статуэтки [145] В последней четверти восьмого века количество подношений в Дельфах значительно увеличилось, и есть свидетельства того, что эти подношения начали поступать со всей Греции. Этот общеэллинский интерес к святилищу в Дельфах, по-видимому, был вызван развитием там оракула . [146]
Погребальные практики
[ редактировать ]В архаический период в греческой погребальной практике произошел ряд изменений, при этом разнообразие греческой погребальной практики значительно возросло. [147]
В Афинах в эпоху Темных веков взрослых кремировали, а затем хоронили останки в глиняном сосуде вместе с керамикой и металлическим инвентарем . [148] Вскоре после 800 г. до н. э. захоронение заменило кремацию как основной способ избавления от тел взрослых, а количество и качество погребального инвентаря снизилось; в то же время горшки, используемые в качестве надгробий, стали значительно более сложными. К последней трети века детей и взрослых стали хоронить вместе (ранее были отдельные кладбища для взрослых и детей). Погребальный инвентарь стали оставлять в траншеях специально для подношений, которые были отделены от самих могил. Около 700 г. до н. э. Афины снова перешли от погребения к кремации, но на этот раз кремация в могиле, а не на отдельном костре. [149]
Также около 700 г. до н. э. захоронения в Афинах почти полностью ограничивались конкретными кладбищами за пределами поселения. [149] В других поселениях за пределами Афин также стали проводить захоронения только в отведенных для этой цели местах, хотя на Крите и некоторых островах Эгейского моря это не было чем-то новым . [150] В некоторых других материковых городах, таких как Аргос и Коринф , также наблюдалось сокращение инвентаря. [151] В Афинах в шестом веке Солон издал законы, ограничивающие расточительность похорон, аналогичные ограничения были также введены в Гортине , Митилини и Спарте . [152]
Философия
[ редактировать ]В архаический период в Греции зародилось философское и научное мышление. [153] и взаимодействие греков с другими культурами Италии, Египта и Ближнего Востока в этот период оказало значительное влияние на их мышление. [154] В архаический период границы между дисциплинами еще не сложились, и поэтому мыслители, которые позже были идентифицированы как философы, также занимались практическими занятиями: Андреа Найтингейл описывает их как «прагматичных и полиматических ». [155] Например, древние предания о Фалесе Милетском , традиционно считавшемся первым философом, также показывают его способности в таких различных областях, как астрономия, инженерное дело, политика, сельское хозяйство и торговля. [156]
Военные разработки
[ редактировать ]В архаический период наиболее значительным военным достижением стало внедрение гоплитовской греческими государствами войны. Это произошло в начале седьмого века до нашей эры. [157] Паноплия , или доспехи гоплита , начали появляться в восьмом веке; [158] самый ранний известный пример происходит из Аргоса в конце восьмого века. [159]
Хотя все части, составлявшие доспехи, использовались в Греции к концу восьмого века, самые ранние свидетельства того, что его носили как полный комплект доспехов, датируются примерно 675 годом до нашей эры, где он изображен на коринфском доспехе. роспись вазы. [160] Тактика фаланги , которую использовали гоплиты в классический период, похоже, была принята в середине седьмого века; [160] до этого момента все еще использовался старый стиль боя, при котором копья бросались в противника перед сближением. [161]
В военно-морской сфере в архаический период в Греции развивается трирема . В восьмом веке греческий флот начал использовать корабли- биремы с двумя рядами весел, а триремы с тремя рядами, похоже, стали популярными в седьмом веке. [162] Коринф, вероятно, был первым местом в греческом мире, где в середине седьмого века до нашей эры была принята на вооружение триера. [162] Лишь в середине шестого века трирема из-за своей дороговизны стала самой популярной конструкцией греческих линкоров. [162] Согласно Фукидиду , в этот период произошли первые греческие морские сражения; он датирует первое примерно 664 годом до нашей эры. [163]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шапиро 2007 , стр. 1–2.
- ^ Снодграсс 1980 , с. 19
- ^ Шапиро 2007 , с. 2
- ^ Перейти обратно: а б Снодграсс 1980 , с. 13
- ^ Перейти обратно: а б Шапиро 2007 , с. 1
- ^ Дэвис 2009 , стр. 3–4.
- ^ Снодграсс 1980 , с. 11
- ^ Перейти обратно: а б Шапиро 2007 , с. 5
- ^ Перейти обратно: а б Шапиро 2007 , с. 6
- ^ Осборн 2009 , с. 4
- ^ Осборн 2009 , с. 5
- ^ Холл 2007 , с. 41
- ^ Холл 2007 , с. 45
- ^ Перейти обратно: а б с д Холл 2007 , с. 43
- ^ Холл 2007 , с. 40
- ^ Бордман и Хаммонд 1982 , стр. xv
- ^ Эндрюс 1982 , стр. 368–9.
- ^ Эндрюс 1982 , стр. 364–5.
- ^ Эндрюс 1982 , с. 368
- ^ Перейти обратно: а б Кантарелла 2005 , с. 239
- ^ Эндрюс 1982 , с. 371
- ^ Перейти обратно: а б Эндрюс 1982 , с. 377
- ^ Эндрюс 1982 , с. 378
- ^ Эндрюс 1982 , с. 382
- ^ Перейти обратно: а б Эндрюс 1982 , с. 384
- ^ Эндрюс 1982 , с. 385
- ^ Эндрюс 1982 , с. 365
- ^ Эндрюс 1982 , с. 387
- ^ Эндрюс 1982 , стр. 388–9.
- ^ Осборн 2009 , с. 279
- ^ Осборн 2009 , с. 280
- ^ Осборн 2009 , стр. 281–2.
- ^ Осборн 2009 , с. 213
- ^ Перейти обратно: а б Хаммонд 1982b , с. 329
- ^ Осборн 2009 , с. 167
- ^ Хаммонд 1982a , с. 737
- ^ Хаммонд 1982b , с. 323
- ^ Хаммонд 1982b , стр. 329–330.
- ^ Хаммонд 1982b , с. 328
- ^ Осборн 2009 , стр. 171–2.
- ^ Хаммонд 1982b , с. 356
- ^ Осборн 2009 , стр. 271–5.
- ^ Перейти обратно: а б Бордман и Хаммонд 1982 , с. xiii
- ^ Антоначчо 2007 , с. 203
- ^ Антоначчо 2007 , с. 206
- ^ Антоначчо 2007 , стр. 206–207
- ^ Перейти обратно: а б Антоначчо 2007 , с. 207
- ^ Антоначчо 2007 , с. 208
- ^ Антоначчо 2007 , с. 202
- ^ Паркер 1998 , с. 150
- ^ Дрюс 1972 , с. 132
- ^ Дрюс 1972 , с. 135
- ^ Дрюс 1972 , с. 129
- ^ Дрюс 1972 , с. 130
- ^ Дрюс 1972 , с. 144
- ^ Хаммонд 1982b , с. 343
- ^ Паркер 1998 , с. 152
- ^ Паркер 1998 , с. 155
- ^ Паркер 1998 , с. 164
- ^ Андерсон 2005 , стр. 173–174.
- ^ Андерсон 2005 , с. 177
- ^ Перейти обратно: а б Моррис 2009 , стр. 66–67.
- ^ Осборн 2009 , с. 29
- ^ Осборн 2009 , стр. 29–30.
- ^ Моррис 2009 , стр. 69.
- ^ Моррис 2009 , стр. 70.
- ^ Осборн 2009 , с. 26
- ^ ван Вис 2009 , с. 450
- ^ Осборн 2009 , с. 27
- ^ Осборн 2009 , стр. 27–28.
- ^ ван Вис 2009 , стр. 450–451
- ^ Осборн 2009 , с. 34
- ^ ван Вис 2009 , с. 451
- ^ Осборн 2009 , с. 27; ван Вис 2009 , стр. 450–451
- ^ Моррис 2009 , стр. 67.
- ^ ван Вис 2009 , стр. 445–450
- ^ ван Вис 2009 , стр. 451–452
- ^ Маркое 1996 , с. 54
- ^ Маркое 1996 , с. 60
- ^ Перейти обратно: а б Маркое 1996 , с. 55
- ^ Бордман и Хаммонд 1982 , стр. xiv
- ^ Маркое 1996 , стр. 55–57.
- ^ Джеффри 1982 , с. 823
- ^ Джеффри 1982 , с. 282
- ^ Кук 1979 , с. 153
- ^ Кролл 2012 , стр. 33–37.
- ^ Гость 2012 , стр. 48–49
- ^ Шиди 2012 , стр. 106, 110; Ван Альфен 2012 , с. 89; Псома 2012 , с. 166 и далее.
- ^ Раттер 2012 , с. 128 и далее; Фишер-Боссерт 2012 , с. 143 и далее.
- ^ Псома 2012 , с. 157 и далее.
- ^ Шиди 2012 , с. 107; Ван Альфен 2012 , с. 89
- ^ Гость 2012 , стр. 43–48
- ^ Например, город Фокея выпустил монеты с изображением печати ( фоке по-гречески).
- ^ Спир 1990 , стр. 115–124
- ^ Кролл 2012 , с. 38
- ^ Мартин 1996 , стр. 267–280.
- ^ Мартин 1996 , с. 261; подробнее: Мартин 1986 г.
- ^ Бордман 1982 , с. 448
- ^ Перейти обратно: а б Осборн 1998 , с. 24
- ^ Осборн 1998 , с. 28
- ^ Осборн 1998 , с. 27
- ^ Осборн 1998 , с. 43
- ^ Осборн 1998 , с. 47
- ^ Перейти обратно: а б Бордман 1982 , с. 450
- ^ Бордман 1982 , с. 447
- ^ Осборн 1998 , с. 76
- ^ Хурвит 2007 , стр. 269–70.
- ^ Перейти обратно: а б Хурвит 2007 , с. 274
- ^ Хурвит 2007 , с. 271
- ^ Осборн 1998 , с. 75
- ^ Хурвит 2007 , стр. 271–2.
- ^ Хурвит 2007 , с. 272
- ^ Хурвит 2007 , с. 276
- ^ Хурвит 2007 , с. 277
- ^ Бордман 1982 , с. 451
- ^ Осборн 1998 , с. 29
- ^ Осборн 1998 , с. 30
- ^ Маркое 1996 , с. 50
- ^ Маркое 1996 , с. 53
- ^ Осборн 1998 , с. 46
- ^ Hurwit 2007 , стр. 278–9.
- ^ Хурвит 2007 , с. 279
- ^ Перейти обратно: а б с Власть 2016 , с. 58
- ^ Власть 2016 , с. 60
- ^ Снодграсс 1980 , с. 15
- ^ Осборн 2009 , с. 101
- ^ Перейти обратно: а б с Джеффри 1982 , с. 831
- ^ Перейти обратно: а б Осборн 2009 , с. 104
- ^ Власть 2016 , стр. 58–9.
- ^ Власть 2016 , стр. 62–3.
- ^ Кирк 1985 , с. 44
- ^ Кирк 1985 , с. 45
- ^ Курке 2007 , с. 141
- ^ Перейти обратно: а б Виннингтон-Ингрэм 1985 , с. 258
- ^ Виннингтон-Ингрэм 1985 , с. 259
- ^ Перейти обратно: а б Осборн 2009 , с. 199
- ^ Осборн 2009 , с. 45
- ^ Перейти обратно: а б с Осборн 2009 , с. 83
- ^ Осборн 2009 , с. 85
- ^ Осборн 2009 , с. 195
- ^ Осборн 2009 , стр. 87–8.
- ^ Перейти обратно: а б Осборн 2009 , с. 88
- ^ Осборн 2009 , с. 90
- ^ Осборн 2009 , с. 93
- ^ Осборн 2009 , с. 191
- ^ Осборн 2009 , стр. 191–2.
- ^ Осборн 2009 , с. 76
- ^ Осборн 2009 , стр. 76–7.
- ^ Перейти обратно: а б Осборн 2009 , с. 77
- ^ Осборн 2009 , стр. 77–8.
- ^ Осборн 2009 , с. 78
- ^ Камен 2007 , с. 102
- ^ Раафлауб 2009 , с. 575
- ^ Найтингейл 2007 , с. 171
- ^ Найтингейл 2007 , стр. 173–4.
- ^ Найтингейл 2007 , с. 174
- ^ Хант 2007 , с. 108
- ^ Хант 2007 , с. 111
- ^ Хант 2007 , рисунок 5.1.
- ^ Перейти обратно: а б Снодграсс 1965 , с. 110
- ^ Снодграсс 1965 , с. 111
- ^ Перейти обратно: а б с Хант 2007 , с. 124
- ^ Снодграсс 1965 , с. 115
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Грег (2005). «До Туранной были тираны: переосмысление главы ранней греческой истории». Классическая античность . 24 (2): 173–222. дои : 10.1525/ca.2005.24.2.173 .
- Эндрюс, А. (1982). «Рост Афинского государства». В Бордмане, Джон; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история . Том. III.iii (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Антоначчо, Карла М. (2007). «Колонизация: Греция в движении 900–480». В Шапиро, ХА (ред.). Кембриджский спутник архаической Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Бордман, Джон (1982). «Материальная культура архаической Греции». В Бордмане, Джон; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история . Том. III.iii (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Бордман, Джон; Хаммонд, ШФЛУ (1982). "Предисловие". В Бордмане, Джон; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история . Том. III.iii (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Кантарелла, Ева (2005). «Гендер, сексуальность и право». У Гагарина, Михаил; Коэн, Дэвид (ред.). Кембриджский справочник по древнегреческому праву . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Кук, РМ (1979). «Архаическая греческая торговля: три гипотезы». Журнал эллинистических исследований . 99 : 152–155. дои : 10.2307/630641 . JSTOR 630641 . S2CID 161378605 .
- Дэвис, Джон К. (2009). «Историография архаической Греции». В Раафлаубе, Курт А .; ван Вис, Ганс (ред.). Спутник архаической Греции . Издательство Блэквелл. стр. 3–21. ISBN 9781118451380 .
- Дрюс, Роберт (1972). «Первые тираны в Греции». Historia: Журнал древней истории . 21 (2).
- Фишер-Боссерт, Вольфганг (2012). «Чеканка Сицилии». В Меткалфе, Уильям Э. (ред.). Оксфордский справочник по греческой и римской чеканке . Издательство Оксфордского университета. стр. 142–156. ISBN 9780195305746 .
- Грант, Майкл (1988). Возвышение греков . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
- Холл, Джонатан М. (2007). «Полис, сообщество и этническая идентичность». В Шапиро, ХА (ред.). Кембриджский спутник архаической Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Хаммонд, ШФЛУ (1982a). «Лакония». В Бордмане, Джон; Эдвардс, IES; Хаммонд, ШФЛУ; Соллебергер, Э. (ред.). Кембриджская древняя история . Том. III.i (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Хаммонд, ШФЛУ (1982b). «Пелопоннес». В Бордмане, Джон; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история . Том. III.iii (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Хант, Питер (2007). «Военные силы». В Сабине, Филип; ван Вис, Ганс; Уитби, Майкл (ред.). Кембриджская история греческих и римских войн . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Харвит, Джеффри М. (2007). «Человеческая фигура в раннегреческой скульптуре и вазописи». В Шапиро, ХА (ред.). Кембриджский спутник архаической Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Джеффри, Л.Х. (1982). «Греческое алфавитное письмо». В Бордмане, Джон; Эдвардс, IES; Хаммонд, ШФЛУ; Соллбергер, Э. (ред.). Кембриджская древняя история . Том. III.i (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Камен, Дебора (2007). «Жизненный цикл в архаической Греции». В Шапиро, ХА (ред.). Кембриджский спутник архаической Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Кирк, GS (1985). «Гомер». В Истерлинге, ЧП; Нокс, Бернард М.В. (ред.). Кембриджская история классической литературы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Конук, Корай (2012). «Малая Азия до Ионического восстания». В Меткалфе, Уильям Э. (ред.). Оксфордский справочник по греческой и римской чеканке . Издательство Оксфордского университета. стр. 43–60. ISBN 9780195305746 .
- Курке, Лесли В. (2007). «Архаическая греческая поэзия». В Шапиро, ХА (ред.). Кембриджский спутник архаической Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Кролл, Джон Э. (2012). «Денежная основа ранней чеканки монет». В Меткалфе, Уильям Э. (ред.). Оксфордский справочник по греческой и римской чеканке . Издательство Оксфордского университета. стр. 33–42. ISBN 9780195305746 .
- Маркое, Гленн (1996). «Появление ориентализации в греческом искусстве: некоторые наблюдения об обмене между греками и финикийцами в 8-м и 7-м веках до нашей эры». Бюллетень американских школ восточных исследований . 301 (301): 47–67. дои : 10.2307/1357295 . JSTOR 1357295 . S2CID 163876380 .
- Мартин, ТР (1986). Суверенитет и чеканка монет в классической Греции . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691035802 .
- Мартин, TR (1996). «Зачем греческому «полису» изначально были нужны монеты?». Historia: Журнал древней истории . 45 (3): 257–283.
- Моррис, Ян (2009). «Революция восьмого века». В Раафлаубе, Курт А .; ван Вис, Ганс (ред.). Спутник архаической Греции . Издательство Блэквелл. стр. 64–80. ISBN 9781118451380 .
- Найтингейл, Андреа Уилсон (2007). «Философы в древнегреческой культуре». В Шапиро, ХА (ред.). Кембриджский спутник архаической Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Осборн, Робин (1998). Архаическое и классическое греческое искусство . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192842022 .
- Осборн, Робин (2009). Греция в процессе становления: 1200–479 до н.э. (2-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 9780203880173 .
- Паркер, Виктор (1998). «Τυραννος. Семантика политической концепции от Архилоха до Аристотеля». Гермес . 126 (2).
- Власть, Тимоти (2016). «Литература в эпоху архаики». Ин Хозе, Мартин; Шенкер, Дэвид (ред.). Спутник греческой литературы . Джон Уайли и сыновья.
- Псома, Селена (2012). «Греция и Балканы до 360 г. до н.э.». В Меткалфе, Уильям Э. (ред.). Оксфордский справочник по греческой и римской чеканке . Издательство Оксфордского университета. стр. 157–172. ISBN 9780195305746 .
- Раафлауб, Курт (2009). «Интеллектуальные достижения». В Раафлаубе, Курт А .; ван Вис, Ганс (ред.). Спутник архаической Греции . Издательство Блэквелл. стр. 3–21. ISBN 9781118451380 .
- Раттер, Северная Каролина (2012). «Чеканка Италии». В Меткалфе, Уильям Э. (ред.). Оксфордский справочник по греческой и римской чеканке . Издательство Оксфордского университета. стр. 128–140. ISBN 9780195305746 .
- Шапиро, ХА (2007). "Введение". В Шапиро, ХА (ред.). Кембриджский спутник архаической Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Шиди, Кеннет (2012). «Эгина, Киклады и Крит». В Меткалфе, Уильям Э. (ред.). Оксфордский справочник по греческой и римской чеканке . Издательство Оксфордского университета. стр. 105–127. ISBN 9780195305746 .
- Снодграсс, Энтони (1965). «Реформа гоплитов и история». Журнал эллинистических исследований . 85 : 110–122. дои : 10.2307/628813 . JSTOR 628813 . S2CID 163273750 .
- Снодграсс, Энтони (1980). Архаическая Греция: эпоха экспериментов . Лондон Мельбурн Торонто: ISBN JM Dent & Sons Ltd. 978-0-460-04338-0 .
- Спир, Дж. (1990). «Эмблемы в архаической Греции». Вестник Института классических исследований . 37 : 107–130. дои : 10.1111/j.2041-5370.1990.tb00222.x .
- Ван Альфен, Питер Г. (2012). «Чеканка Афин, шестой-первый век до нашей эры». В Меткалфе, Уильям Э. (ред.). Оксфордский справочник по греческой и римской чеканке . Издательство Оксфордского университета. стр. 88–104. ISBN 9780195305746 .
- Ван Вис, Ганс. (2009). «Экономика». В Раафлаубе, Курт А .; ван Вис, Ганс (ред.). Спутник архаической Греции . Издательство Блэквелл. стр. 444–467. ISBN 9781118451380 .
- Виннингтон-Ингрэм, РП (1985). «Истоки трагедии». В Истерлинге, ЧП; Нокс, Бернард М.В. (ред.). Кембриджская история классической литературы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архаический период: общество, экономика, политика, культура — Основание эллинского мира