Посвящение Никандре
Посвящение Никандры — греческая мраморная скульптура, сделанная примерно около 650 г. до н. э., хранящаяся в Национальном археологическом музее в Афинах , Греция (инв. 1). Никандра, женщина с острова Наксос , посвятила статую в храме Артемиды на Делосе , месте рождения Аполлона и Артемиды. Статуя, найденная во время археологических раскопок в 19 веке, является одной из самых ранних сохранившихся кораев , или статуй женщин, и отображает одну из старейших надписей на древнегреческом языке на камне. [1] Его изображение и место в существующих стилистических периодах греческой скульптуры стали предметом обширных исследований.
Открытие
[ редактировать ]Теофиль Омолль обнаружил статую среди нескольких других скульптурных произведений в канавах во время раскопок вокруг святилища Артемиды в 1878 году. Сам Омолль опубликовал слегка противоречивые заметки относительно места находки частей, составляющих посвящение Никандре в течение многих лет после открытия. Таким образом, ученые не смогли точно определить место посвящения Никандре. [2] Однако на основании заметок Хомолле большинство сходятся во мнении, что статуя была захоронена в канаве примерно в 12–15 метрах от угла святилища Артемиды вместе с частями нескольких других статуй. [2] Назначение этого клада неясно, но, судя по всему, статуи были сломаны перед захоронением. [3]
Надпись
[ редактировать ]На левой стороне статуи находится посвятительная надпись, одна из самых ранних сохранившихся греческих надписей на камне. Его надрезают вертикально способом, известным как бустрофедон . Оригинальный греческий текст выглядит следующим образом: «Nikandri manetheken (e)kivoloi iocheirii Kori Deinodikio the Temple ἒisochos alioon Deinomeneos δὲ casigneti Firaisos d᾽ alochos ν[ῦν]». Английский перевод, предоставленный Г. М. А. Рихтером, звучит так: «Никандр посвятил меня богине, дальнобойной из стрел, Никандре, дочери Дейнодика Наксосского, выдающейся среди женщин, сестре Дейномена и жене Фраксоса». [4]
Из этой надписи мы знаем имя и пол посвященной Никандре, а также некоторый смутный намек на ее намерение (угодить богине). Помимо того, что она определяет себя через свои отношения с отцом (Дейнодикос), мужем (Фраксос) и братом (Деиномен), она называет себя «выдающейся среди женщин», претендуя на некоторую славу и подчеркивая свою репутацию в своем сообществе. Хотя надпись может подразумевать, что статуя была сделана на острове Наксос, где проживала семья Никандре (это значение подтверждается типом камня, использованного для изготовления статуи), неясно, кем был скульптор и где он жил. [5]
Представительство
[ редактировать ]Ученые еще не пришли к единому мнению относительно того, кого представляет статуя. Хотя изначально заманчиво предположить, что посвященный, такой как Никандре, заказал бы статую по своему подобию, количество сохранившихся женских статуй с посвященными-мужчинами указывает на то, что, хотя это и возможно в некоторых ситуациях, это не может быть общим правилом.
В статье, опубликованной через три года после открытия, Хомолле предположил, что посвящение Никандре, а также другие статуи, найденные вместе с ним, представляют собой Артемиду. [6] Для большинства кораи преобладает предположение, что они представляют Персефону , но они могут представлять любую богиню, которой поклонялись в святилище, где были посвящены статуи, включая Артемиду , Геру , Афину , Деметру и даже нимф . [7] Однако, как указал Г. М. А. Рихтер, отдельные кораи редко сопровождаются соответствующими атрибутами и предметами, которые обычно демонстрируют культовые статуи, такие как эгида Афины на ее статуе в Парфеноне . [8] При этом у статуи Никандре есть небольшие отверстия в центре рук. [9] Вполне возможно, что скульптор мог сделать эти отверстия, чтобы прикреплять к рукам статуи предметы, связанные с Артемидой, например, лук. [9]
В качестве альтернативы Кораи могли представлять жриц этих богинь и святилищ. Эта интерпретация нашла немало последователей среди ученых. Например, Джон Бордман и Найджел Спиви утверждают, что статуя представляет собой жрицу Артемиды. [10] Противники этой теории утверждают, что юношеское изображение кораи обычно не связано с образом и ростом жрицы, хотя есть случаи, когда жрицами служили молодые девушки (например, поклонение Артемиде в Брауроне). [8]
Стилистический период
[ редактировать ]Одно из главных противоречий относительно посвящения Никандре вращается вокруг его места в существовавших ранее категориях греческой скульптуры, в частности, в даэдалическом стиле VII века до нашей эры или в последующий греческий монументальный период. [2]
Дедалический стиль, демонстрируемый последователями мифологического изобретателя Дедала (так называемые дайдалидаи, такие как Эндиос, Дипоино, Скиллис, Тектайос и др. ), процветал между 675 и 600 годами до нашей эры. Для стиля характерна строгая фронтальность, своеобразный стиль прически и одежды. [11] Самоотверженность Никандре соответствует многим из этих стилистических особенностей, с ее строгой фронтальностью (статуя смотрит прямо вперед, без каких-либо поворотов тела), ее жестким и неоткрытым платьем (пеплос, подпоясанный на талии) и аккуратно причесанными волосами, которые свисают. в локонах по обе стороны головы фигуры. [12]
Греческий монументальный период (660–650 гг. До н.э.) был отмечен скульптурой в натуральную величину, истоки которой некоторые ученые связывают с культурным взаимодействием Греции с Египтом и Месопотамией. В своей первой публикации о скульптуре Никандре Хомолле отметил, что «волосы распущены по плечам, во многом на манер причесок египтян, что на первый взгляд придает нашей статуе вид египетской работы». [13] Посвящение Никандре, высота которого составляет 1,75 метра (5 футов 9 дюймов) и толщина 0,17 м (6,7 дюйма), является одной из самых ранних мраморных скульптур в натуральную величину, сохранившихся неповрежденными, и поэтому многие относят его к началу этого нового периода Архаичная монументальная скульптура. [14]
Прием
[ редактировать ]Обсуждая «проблему описания» в археологии, А. А. Донохью показал, что исторически большинство ученых описывали преданность Никандре в негативных терминах. Донохью считает, что «объективное» описание археологических объектов было совсем не таким. [15] Оценивая исторический, этнический и психологический контекст научной критики статуи, Донохью показывает, что сегодняшнее восприятие преданности Никандре не обязательно должно строиться на предыдущих описаниях, в которых часто презирался плоский характер работы и тяжелое платье. как плохое мастерство. [15] По сравнению с более поздней эллинистической скульптурой, для которой характерно все более идеалистическое отношение к человеческой форме, самоотверженность Никандре с ее тяжелой одеждой и массивным туловищем казалась многим ранним ученым совершенно неженственной. Напротив, Донохью утверждает, что тяжелая одежда и поза фигуры должны были передать респектабельность и статус женщины в ее обществе. [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дженкинс (1936) , с. 70
- ^ Перейти обратно: а б с Донохью (2005) , с. 32
- ^ Донохью (2005) , с. 29
- ^ Рихтер (1968) , с. 26
- ^ Спиви (2013) , с. 64
- ^ Донохью (2005) , с. 31
- ^ Бордман (1978) , с. 24
- ^ Перейти обратно: а б Рихтер (1968) , с. 3
- ^ Перейти обратно: а б Рихтер (1968) , с. 26
- ^ См. Бордман (1978) , рис. 71; Спиви (2013) , с. 64
- ^ Бордман (1978) , с. 13
- ^ Дженкинс (1936) , стр. 68–70.
- ^ Как переведено и процитировано в Донохью (2005) , стр. 45. Позже Хомолле настаивал на том, что такое сходство было чисто случайным: Donohue (2005) , p. 50
- ^ См. подписи к изображению посвящения Никандре, рис. 71, в Boardman 1978 , а также Ridgway (1993) , стр. 71. 125
- ^ Перейти обратно: а б Донохью (2005) , с. 222
- ^ Донохью (2005) , с. 220
Библиография
[ редактировать ]- Бордман, Джон (1978). Греческая скульптура: архаический период, справочник . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195200461 .
- Донохью, А.А. (2005). Греческая скульптура и проблема описания . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521840842 .
- Дженкинс, Р.Дж.Х. (1936). Дедалика: исследование дорийской пластики седьмого века до нашей эры . Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Рихтер, Гизела Мария Августа (1968). Корай: Архаические греческие девушки: исследование развития типа коре в греческой скульптуре . Лондон: Phaidon Press.
- Риджуэй, Б.С. (1993) [1977]. Архаический стиль в греческой скульптуре (2-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Издательство Ares. ISBN 9780890055168 .
- Спайви, Найджел (2013). Греческая скульптура . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521760317 .